Канистерапия для детей с синдромом дауна

Канистерапия для детей с синдромом дауна thumbnail

Вот уже несколько лет подряд каждую субботу лабрадоры Лари, Руви, Джой, Ром и Луна к 10:00 приходят на работу в студию «Солнечный пес». Приветливые собаки всегда улыбаются и рады своим юным гостям. Они не защищают Родину, не летают в космос, но их задача не менее важная – помогать детям «подружиться» с окружающим миром. За свои услуги берут недорого – несколько пачек корма и вкусные косточки.

Дело жизни подарил случай

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Проект для его автора Татьяны Любимовой – личная история. У женщины родился сын Саша с тяжелой формой ДЦП: лежачий, но с сохранным интеллектом. Тогда родители начали заниматься иппотерапией (терапия с лошадьми), и это дало неожиданные результаты. А потом лечащий врач Саши посоветовала завести собаку.

Татьяна рассказывает, что сын очень хотел пса. Так вместе с мужем они нашли Олли. Тогда заводчик рассказала, что мама Олли, никогда и никем не дрессированная, просто так следила на улице за слепым ребенком на прогулке, направляла и помогала передвигаться.

«Мы увидели Олли, тогда полуторамесячного щенка, и поняли, что пропали. Все наши накопления потратили на него», – вспоминает Татьяна.

Так Олли стала новым членом семьи Любимовых. Новые хозяева нашли специальный центр, где готовят собак-помощников для инвалидов. Там Олли обучалась около года. Воспитанной помощницей Саша очень гордился.

«В семьях, где дети растут особенными, развивается так называемая вторичная аутизация, когда все фактически оказываются в социальной изоляции. Мы мало с кем общались, нас избегали знакомые. Но благодаря Олли мы познакомились с огромным числом «собачников». И даже отношение прохожих к нам изменилось к лучшему. Все видели счастливого ребенка», – рассказывает Татьяна.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Позже в семье появились двое здоровых детей. Саша, несмотря на усилия врачей, после долгих лет лечения из-за многочисленных осложнений умер.

Когда его не стало, Татьяна вместе с Олли начала ездить в психотерапевтический лагерь, где когда-то занимался и ее сын, чтобы попытаться помочь другим детям. Специалисты, работавшие там, поддержали идею Любимовой. «Если не делает хуже, то почему бы и нет?» – вспоминает Татьяна слова персонала. Собака произвела фурор – ее быстро полюбили дети.

Вскоре специалисты лагеря начали замечать удивительный терапевтический эффект, который Олли оказывает на малышей.

«Безнадежный» мальчик-аутист к недоумению врачей стал «запасать» котлетки для собаки и рассказывать ей что-то на ухо. Его первыми словами были: «Олли, моя Олли!»

Канистерапия – способ реабилитации детей при помощи специально подготовленных собак. Лечит не сама собака. Она в данном случае выступает как специальный инструмент, который помогает терапевту добиться определенных целей в реабилитации ребенка. Канистерапия способствует развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики. В ходе занятия ребенок выполняет различные упражнения с собаками: змейка, хождение по кругу, – и даже ложится на нее. Педагог дает задание, а ребенок, получив инструкцию, выполняет его, сам направляя собаку.
Идею использования псов в качестве «врачей» выдвинул еще в 1961 году американский психотерапевт Борис Левинсон. Он заметил, что пациент чувствует себя на приеме у специалиста лучше, когда в кабинете находится собака.

Так у Татьяны остались собака и небольшой опыт работы с детьми-аутистами, с синдромом Дауна, ребятами с ДЦП. Она начала приезжать в инвалидные организации на праздники вместе с Олли, проводить занятия с желающими, отучилась на врача-дефектолога в МГГУ имени Шолохова, завела свой блог, где писала про свою любимицу Олли и чудесные исцеления. Так к ней подтянулись другие блогеры, начала складываться отличная команда. Среди них волонтеры, желающие просто помогать на занятиях, представители организаций, которые предоставляют помещения, и, конечно же, собаки – их восемь. Три принадлежат Татьяне, а остальные – другим волонтерам.

Все собаки проходили подготовку в различных столичных центрах и знают, как правильно взаимодействовать с детьми-инвалидами. Подопечных в студии около 80 человек: это ребята в возрасте от полутора до двадцати лет.

Врачи уверены: польза от таких занятий есть, но не стоит забывать и о привычной терапии.

«Зацикливаться на этом нельзя и отвергать терапию тоже не стоит. Тут дело в психологическом отвлечении. Психологический интерес возникает у таких детей. Если у них ко многим вещам индифферентное отношение, собаки могут вызвать большую реакцию», – объясняет врач, заведующий филиалом №2 городской поликлиники №5 в Москве Альберт Иорданян.

Психологический аспект – он всегда важен, для любого пациента. Он составляет 50 процентов эффекта от лечения.

Альберт Иорданян

врач, заведующий филиалом городской поликлиники

На занятия всей семьей

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Многие из пациентов Татьяны занимаются в центре долгие годы и добились существенных результатов. Среди таких семья Александра и Галины Рыжковых. Они привели свою дочь Дашу на занятия в студию в 2013 году, когда девочке было 2,5 года. Тогда же они впервые услышали о канистерапии из телевизионного сюжета и решили, что это отличный шанс помочь ребенку. У девочки судорожный склероз с множеством осложнений. Случай непростой, поэтому Татьяна Любимова сразу сказала родителям: «Золотых гор не обещаем».

«Даша почти не ходила, только маленькие шажочки делала, она и не говорила толком. Не общалась ни с кем», – вспоминает Татьяна.

Галина рассказывает, что все осложнялось эпилепсией – были постоянные приступы. Но, по словам мамы, прогресс не заставил себя долго ждать.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

«Сначала Даша начала обращать внимание на собак, потом на всех животных. Сейчас у нас новая стадия: она знает только своих собак, а всех остальных обходит по дуге, что считается очень хорошим результатом», – говорит Галина.

Мы не знаем, что лучше помогает – эти занятия или терапия. Наверно, все вместе. Ей это нравится, она приходит с удовольствием. У нас есть видео с занятий, Даша его часто пересматривает, улыбается.

Читайте также:  История болезни при депрессивном синдроме

Теперь вместо 10 минут занятия длятся почти 30. Да и канистерапию Даша проходит не одна: вместе с ней познают окружающий мир ее младшие братья Дима и Женя. Они абсолютно здоровы, но, по словам папы, мальчишки в восторге от лабрадоров и сами изъявили желание заниматься.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

«Да и Даше пора переходить на новый уровень, чтобы заниматься в группе. Но она стесняется заниматься с незнакомыми людьми, а с ребятами ей комфортно. Ей нужно четкое руководство. При этом она уже в помещении не одна», – объясняют родители.

Педагог Даши Татьяна видит прогресс: девочка начала увереннее ходить, говорить и даже пошла в школу.

«Вообще другой человек. Сейчас и не скажешь, что все настолько серьезно у нее было,» – улыбается Татьяна.

Мы начали смотреть на ребенка по-другому

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

«Алена, вставай, сегодня мы едем к Луне и Ромашке», – с такой фразы родителей вот уже семь лет начинается каждое субботнее утро Алены Железновой. Девочка быстренько встает, умывается, одевается и вместе с мамой и папой едет из Одинцова на занятия к любимым собакам. Даже долгая дорога не утомляет девочку, ведь впереди долгожданная встреча после недельной разлуки.

Сейчас Алена лихо «управляет» собакой, ходит намного увереннее, научилась владеть своими эмоциями. А еще несколько лет назад в это чудо верилось с трудом.

«У Алены ДЦП и эпилепсия. Приступы случаются серьезные и затяжные. После первых занятий с собаками она начала увереннее ходить. Раньше она спускалась с лестницы одной ногой, вторую приставляя. После первого же занятия она пошла, шагая каждой ногой вперед. Для нас это было потрясение», – вспоминает мама девочки.

Такие занятия заставляют мозг хорошо работать. Детям дает уверенность в себе то, что они руководят собакой. Ведь по жизни у таких детей получается так, что мы ими руководим.

По словам Ольги, Алена стала в быту гораздо самостоятельнее и наконец-то начала выходить из дома зимой, хотя раньше боялась поскользнуться и упасть на льду.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

«Родителям тоже сложно отпустить, ослабить опеку, а с другой стороны – продолжать поддерживать ребенка, потому что в определенной опеке он все равно нуждается. Важно найти баланс. Сейчас они видят ее достижения. Они смотрят на нее другими глазами», – добавляет Татьяна.

После одного из занятий папа пытался надеть ей варежку, она отдернула руку. Говорит, я сама могу надеть, уже не маленькая. Слава богу, что человек начинает сам существовать.

До того, как родители привели Алену к солнечным псам, они уже заводили собаку дома.

«У нас был специально обученный лабрадор. Он прожил у нас полгода, но отношения с ребенком не сложились: надо было привязать собаку к ребенку, а собака активная была, и Алена не могла с ней справиться», – рассказывают родители.

По словам Ольги, удержать пса на прогулке было просто невозможно: он мог через дорогу увидеть человека, похожего на хозяина, сорваться и побежать, потащив за собой Алену.

«Собаку пришлось вернуть в организацию, в которой мы ее брали. Было жалко, но другого выхода не было», – вспоминает Ольга.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Сейчас Алена с удовольствием общается с хвостатыми друзьями студии, ласково называя их «мои девочки», а они отвечают ей взаимной любовью.

Центр Татьяны Любимовой работает вот уже 15 лет. За это время ей удалось помочь в реабилитации десяткам детей. Конечно, нужны еще волонтеры и собаки. Занятия в студии бесплатные, поскольку средства семей, который сюда приходят, и так ограничены, целиком уходят на лечение.

Дети не просто занимаются с собакой, выполняя на первый взгляд элементарные движения, но даже танцуют с ней.

Занятия для каждого воспитанника строятся по-разному, все зависит от числа детей, их диагнозов и возраста – подход к каждому участнику индивидуальный. Если это групповые занятия, то подбираются малыши с разными диагнозами.

«Цели и задачи у всех разные в процессе занятия, хотя делают все одно и то же. Девочку с олигофренией я ставлю во главе группы, что развивает у нее внимание, память, все на нее ориентируются», – поясняет Татьяна.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Схожие задачи у девочки с синдромом Дауна. Мальчику с ДЦП ассистент все время объясняет пространственные понятия, помогает следить одновременно за руками, собакой и корректировать движения вслед за группой. Ребенку с аутизмом важно научиться действовать по общим правилам и чувствовать собаку.

Справиться с недугами детям помогает не только канистерапия. При аутизме, умственной отсталости, эпилепсии многим пациентам рекомендуют иппотерапию – лечебную верховую езду. Иппотерапию предлагает, в частности, школа верховой езды «Резонанс» в Сокольниках.

Помощь детям с серьезными проблемами со здоровьем также оказывают на ВДНХ в Центре плавания с дельфинами.

Илона Соболева

Источник

Фото предоставлено УКЦ «Собаки – помощники инвалидов»

Родители четырёхлетней Анюты уже давно привыкли к тому, что их дочь никогда не разжимает пальцы. Сжав ручки в кулачки, она как будто борется с болезнью. У неё детский церебральный паралич. Однажды на улице, сидя в коляске, Анюта неожиданно протянула ручку. Пальчики все ещё были зажаты, но невольное движение дочери удивило женщину. Она посмотрела в сторону, куда еле-еле указала Аня. Между деревьев разминался большой чёрный пёс дворянской породы.

Собака подпрыгивала за брошенной ей палкой и, отвлёкшись от игры с хозяином, начинала рыть землю вокруг корней деревьев. Эта картина вскоре наскучила девочке, она опять погрузилась в свой мир, закрывшись от окружающего. Но мама запомнила её движение рукой и стала думать, как развить интерес дочери хотя бы к собакам.

Фото предоставлено УКЦ «Собаки – помощники инвалидов»

Читайте также:  О коронарный синдром рекомендации европейского общества кардиологов

Именно об этой удивительной способности домашних питомцев «разговаривать» с детьми, больными детским церебральным параличом и синдромом Дауна, задумались английские реабилитологи. Произошло это в XVIII веке в одной из больниц графства Йоркшир. Успехи, которые достигали дети после общения с собаками, были настолько впечатляющими, что скоро британцы заявили о появлении целого течения в терапии людей с ментальными заболеваниями. Назвали его канистерапией от латинского canis, что означает «собака».

Сейчас канистерапия популярна во всем мире, в том числе и в России. Но заведений, где готовят хвостатых терапевтов, крайне мало. В Москве воспользоваться их услугами на бесплатной основе можно в клубе «Солнечный пёс» при учебно-кинологическом центре «Собаки – помощники инвалидов». Руководитель клуба Татьяна Любимова подчеркивает, что её питомцы – это не лекарство, которое даёт стопроцентную гарантию. Солнечные псы лишь мотивация для тех, кому сложно двигаться, говорить, запоминать. К ним приходят и малыши, и взрослые: возраст гостей от нескольких месяцев до 20 лет. Всего – полсотни человек. Работают педагог-дефектолог, психолог и 8 собак-терапевтов. Все питомцы – палевые ретриверы. С одной стороны, обидно, что на такую ответственную работу не берут чёрных собак (психологи против), однако брюнетов готовят для другой не менее важной работы. Центр занимается ещё и воспитанием  собак-проводников.

Фото предоставлено УКЦ «Собаки – помощники инвалидов»

Казалось бы, занятия с мохнатыми терапевтами ничем не отличаются от обычного общения ребёнка с домашним питомцем. Дети ходят с собаками по комнате, валяются с ними в обнимку на ковре, отдают им команды и угощают их едой. Однако за этим скрывается огромная внутренняя борьба больного ребёнка со своим организмом. Понемногу он начинает лучше двигаться, обогащать мимику и, наконец, открыто выражать эмоции.

Фото предоставлено УКЦ «Собаки – помощники инвалидов»

Когда мама Анюты привела дочь в клуб «Солнечный пёс», та всё ещё не разжимала руки. По каким-то мельчайшим проявлениям эмоций, мама поняла, что золотистый ретривер понравился девочке. Они стали ходить в клуб чаще. И однажды, когда Анюта очень сильно захотела поблагодарить своего пушистого компаньона, она протянула руку. Пальчики стали понемногу расходиться в сторону и показалась ладошка. На ней было приготовлено собачье лакомства. И пусть пальчики были раскрыты не так сильно, этого было достаточно, чтобы умный пёс достал вознаграждение, одарив девочку прикосновением мокрого носа.

Фото предоставлено УКЦ «Собаки – помощники инвалидов»

Источник

Ирина Харламова-Щербак
Коррекционно-развивающее воздействие канистерапии

Коррекционно-развивающее воздействие канистерапии

Канистерапия (от латинского canis — собака) — терапия с использованием собак. Канистерапия является одним из самых востребованных видов зоотерапии из-за своей доступности и социального поведения животных. Терапия применяется как вспомогательная психотерапевтическая методика при работе с пациентами, которые тяжело идут на контакт, помогает развитию эмоциональных, умственных способностей, а также развитию двигательных функций. По мнению специалистов, такие занятия улучшают процесс обучения и способствуют реабилитации. Канистерапию применяют для улучшения состояния детей больных аутизмом, синдромом Дауна, церебральным параличом (ДЦП, страдающих олигофренией, у детей улучшается координация движений, уменьшается спастика, улучшается память.

Собаки благоприятно влияние на интеллектуальное развитие детей:

— являются источником знаний о природе. Ребенок видит животное — он к нему тянется, распознает названия, отмечает различия, познает его поведение;

-являются источником развития сенсорики. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой.Ребенок непосредственно через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т. д. ;

— являются источником развития логического мышления. На основе представлений о животных, дети учатся видеть связи и зависимости (собака виляет хвостом — хочет поиграть);

— источник для различных видов деятельности — наблюдение, игра, труд, творчество и т. д.

В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.

Именно поэтому, в нашей работе ребенок является не зрителем, смотрящим, как собака выполняет различные цирковые трюки, а непосредственным участником действия, в котором он и собака — партнеры на равных, чем и достигается максимальная активность ребенка, сама по себе благотворно действующая на его психическое и физическое состояние, улучшающая его самочувствие, повышающая жизненный тонус.

Системность и научность данного подхода заключается в том, что проведение занятий с детьми — это не просто общение с собакой. Как уже отмечалось ранее, пребывание ребенка в поле взаимодействия с животным уже само по себе является терапевтичным, но в данном случае эффект усиливается и становится управляемым и прогнозируемым в связи с тем, что структура занятия продумывается и разрабатывается, опираясь на психологические особенности ребенка. Каждое упражнение имеет свое значение, свою конкретную цель и свой эффект.

На обычных коррекционных занятиях трудно подобрать упражнения, при выполнении которых у детей длительное время сохраняется мотивация, а в данной работе это возможно, преимущественно за счет того, что главным объектом внимания и субъектом взаимодействия является собака.

На таких занятиях взаимодействие с животными происходит в эмоционально позитивной и комфортной обстановке. Дети просто играют, играют в дрессировщиков, ветеринаров, просто общаются с собакой. Такое общение в первую очередь повышает мотивацию, т. к. взаимодействие строится на эмоциональном порыве.

Дети охотно общаются с собаками, т. к. для детей объекты природы имеют очень большое значение наряду с близкими и родителями. В этом возрасте дети склонны очеловечивать животных, разговаривать с ними как с членами семьи либо полноправными друзьями. Они легко доверяют им свои радости и свою боль. Вторым важным аспектом является то, что собака понимает то, что ей хочет сказать ребенок, и у него появляется возможность почувствовать себя успешным в этом взаимодействии, проявить свои лидерские качества и получить позитивную обратную связь как от животного, так и от взрослого, который в этот момент находится рядом. Важно отметить, что дети общаются со взрослыми и со сверстниками гораздо более открыто и непосредственно, когда это взаимодействие строится вокруг собаки и вместе с собакой.

Читайте также:  Острый коронарный синдром диагностика презентация

Благоприятное воздействие канистерапия оказывает на развитие когнитивной сферы ребенка. Так как в ходе занятий употребляется много новых слов, в игровой форме предлагаются различные интеллектуальные задания, дети в форме игры расширяют свой кругозор, повышают интерес к обучению.

Особую ценность данные занятия представляют для детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Дети с этим синдромом характеризуются отсутствием глубоких эмоциональных переживаний и чувственных привязанностей. В связи с этим у детей с гиперактивностью часто встречается эмоциональная депривация, которая сопровождается нарушениями взаимоотношений со сверстниками, асоциальным поведением, депрессивными состояниями. Общение с животными помогает им в развитии эмоциональной сферы, дает полную возможность глубокого и качественного проживания эмоциональных состояний, их рефлексию и анализ.

Расставляя определенные акценты в работе с такими детьми, занятия канистерапией позволяют закреплять полученный результат и прогнозировать дальнейшее развитие.

Целью занятий для детей с нарушением координации движений является повышение эмоциональной активности ребенка, формирование навыков моторной активности, которая позволяет более свободно перемещаться в пространстве, обеспечивает навыки самообслуживания в тех случаях, когда это возможно, развитие интеллектуальной сферы, повышение позитивного эмоционального фона, а также релаксирующие мероприятия, социальная адаптация и интеграция.

Специфика данных занятий состоит в том, что организуется активное взаимодействие детей, имеющих минимальные неврологические патологии, не только со специалистами, но и с собаками. Основной акцент делается на общении детей с собаками, которое организуется определенным способом и в определенном ключе, в зависимости от специфики проблемы и желаемого результата. Специалистами внимательно учитываются психолого-медицинские особенности детей с тем или иным диагнозом, и исходя из этой специфики прогнозируется эффект, формулируются цели и задачи и составляется программа занятий. Взрослые выступают посредниками данного взаимодействия и предлагают определенное наполнение программы и занятий. Терапия проводится как индивидуально, так и в группах. Группы объединяются по симптоматике.

На занятиях используются самые различные приемы: игры, сказкотерапия, арттерапия — рисунки, стихи, лепка, изображение фигур позами и жестами и т. д. Привлечение внимания ребенка к происходящему на занятии и материалу, предлагаемому детям, строится на постоянной поддержке интереса. Можно сказать, что произвольность и повышение познавательной и поведенческой активности у детей происходит через интерес. С этой точки зрения присутствие животного в значительной мере расширяет спектр предоставляемых возможностей.

Важным составляющим компонентом занятий является наглядность. Для проведения занятий используются различные плакаты, игрушки, кинологическое снаряжение (расчески, поводки и т. п.).

Наиболее важным в этом возрасте является формирование стратегий взаимодействия в группе, отношения со сверстниками, развитие лидерских качеств, доверие к окружающим. У детей раннего возраста достаточно серьезные трудности в формировании этих личностных характеристик. Терапевтичность метода лечебной кинологии заключается в том, что собака выступает субъектом взаимодействия, способным в полной мере создать ситуацию доверия, личностной безопасности и выступить связующим звеном в процессе налаживания взаимоотношений со сверстниками. Профессиональная задача специалистов заключается в том, чтобы разомкнуть связь «собака — ребенок» и ввести в это пространство других участников взаимодействия. Эта задача реализуется через выполнение различных совместных заданий,

Грамотная организация пространства межличностного взаимодействия и своевременное переключение акцентов взаимодействия с одного субъекта на другой, расширение стереотипов поведения, формирование различных механизмов эмоционального реагирования.

Одной из главных идей этой программы является опосредованность коррекционной работы. Коррекционная деятельность не должна быть доминирующей, только в этом случае она не вызовет протеста со стороны ребенка.

Несмотря на то, что на занятии используется большое количество игр, наглядностей, демонстрационного материала, они не проходят только в форме развлечения. Ход занятий спланирован таким образом, что перед детьми ставятся проблемные задачи различной степени сложности как интеллектуальные, так и практические, которые им необходимо решать в отведенное для этого время,

Цели и задачи занятий различаются в зависимости от диагнозов и психологических особенностей детей. Но все они направлены на развитие процессов способствующих более успешному овладению речью.

Коррекцияносит комплексный характер и включает в себя следующие этапы:

— проведение разъяснительной работы с родителями и педагогами о целях коррекционных занятий;

— формирование активной мотивации у детей к прохождению данных занятий;

— формирование позитивного эмоционального фона для проявления психической и моторной активности;

— развитие координации движений через развитие крупной и мелкой моторики;

— развитие предпосылок к овладению речью и собственно речевое развитие детей;

— создание атмосферы глубинного взаимодействия собаки и ребенка, что позволяет снимать как эмоциональное, так и мышечное напряжение;

— расширение круга общения ребенка через взаимодействие с другими взрослыми, сверстниками и собаками;

— уменьшение случаев нарушения поведения.

Перед началом занятий проводится разъяснительная работа родителями, которая позволяет уяснить суть занятий и их специфику. В результате данных бесед происходит определение направления коррекционных мероприятий и результатов взаимодействия.

Главным принципом работы с детьми раннего возраста можно считать повышение их мотивации к общественно-полезным занятиям и расширении спектра проявления позитивных эмоций. Уровень доверия к взрослым у таких детей достаточно низкий, адаптация ко всему новому занимает длительное время, при взаимодействии с собакой дети раскрываются гораздо быстрее.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук,головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Таким образом, применение канистерапии как вспомогательного психотерапевтического средства при работе с детьми, имеющих различные неврологические патологии, оказывают благотворное влияние на их умственное, психическое, эмоциональное, моторное и речевое развитие.

Статью подготовила Харламова Ирина Юрьевна МДОУ д/с №5

Коррекционно-развивающее воздействие канистерапииКанистерапия для детей с синдромом даунаКанистерапия для детей с синдромом даунаКанистерапия для детей с синдромом даунаКанистерапия для детей с синдромом дауна

Источник