Календарь дети с синдромом дауна
21 марта в мире ежегодно отмечается Всемирный день людей с синдромом Дауна (World Down Syndrome Day).
Впервые он был проведен в 2006 году. Решение о проведении дня в мировом масштабе было принято по инициативе Международной (IDSA) и Европейской (EDSA) ассоциаций Даун-cиндром на шестом международном симпозиуме, посвященному этой генетической патологии, который проходил в Пальма-де-Майорка (Испания).
В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией постановила с 2012 года отмечать этот день, чтобы повысить уровень информированности общества о синдроме Дауна.
Синдром Дауна – заболевание, возникающее в результате генетической аномалии, при которой в организме человека появляется дополнительная хромосома (вместо двух хромосом 21 присутствует три); в результате общее количество хромосом становится равным 47, тогда как в норме оно должно равняться 46.
Число и месяц Всемирного дня людей с синдромом Дауна символически отражают природу его возникновения. Март выбран потому, что синдром Дауна представляет собой трисомию (март – третий месяц года) по 21 хромосоме (поэтому и 21 марта).
Синдром Дауна впервые описал в 1866 году британский врач Джон Лэнгдон Даун. Почти сто лет спустя, в 1959 году, французский ученый Жером Лежен обосновал генетическое происхождение этого синдрома.
Более редкие формы синдрома Дауна – мозаичная (при которой часть клеток имеет патологический, а часть нормальный набор хромосом) и транслокационная (обусловлена более сложными хромосомными нарушениями).
Транслокация составляет около 4% от общего количество людей с синдромом Дауна, мозаичная форма – около 1%.
Синдром Дауна является наиболее часто выявляемой генной патологией. Он распространен во всех регионах мира и не зависит от качества жизни и состояния здоровья родителей. Причины возникновения синдрома Дауна до конца не изучены. Одним из выявленных факторов, который увеличивает риск развития аномалии, является возраст матери. Риск развития синдрома Дауна при беременности увеличивается у женщин старше 35 лет, однако за счет более высоких коэффициентов рождаемости у молодых женщин, 80% детей с синдромом Дауна рождаются у женщин моложе 35 лет.
По данным ООН, каждый год примерно от трех до пяти тысяч детей рождаются с синдромом Дауна. Это хромосомное расстройство встречается у одного младенца из 1000-1100 новорожденных.
Для людей с синдромом Дауна характерны некоторые внешние отличительные черты: плоская форма лица и переносицы, короткая шея, маленькие уши, раскосые глаза (на радужной оболочке могут присутствовать небольшие белые пятна); короткие руки, ноги и пальцы, на ладонях расположена только одна складка.
У таких людей обычно отмечается слабый мышечный тонус, гиперподвижность суставов, низкий рост, иногда – открытый рот (в связи с низким тонусом мышц и особым строением неба).
Половина детей, рожденных с синдромом Дауна, имеют врожденный порок сердца, около 75% – повышенный риск потери слуха. 50-75% людей с синдромом Дауна страдают от обструктивного апноэ сна (остановка дыхательных движений), до 60% предрасположены к развитию катаракты и других глазных болезней, чаще остальных подвержены заболеваниям щитовидной железы, анемии и лейкемии, болезни Гиршпрунга.
Часто дети с синдромом Дауна отстают в развитии аналитического мышления, в других областях они развиваются медленнее, чем их сверстники, но могут достигать нормального уровня развития, хоть и несколько позже.
Продолжительность жизни людей с синдромом Дауна в последние годы резко возросла и составляет около 60 лет (в 1983 году – 25 лет).
При этом жизненно важное значение для роста и развития детей с синдромом Дауна имеет доступ к медицинскому обслуживанию, программам раннего вмешательства и инклюзивного образования, а также проведение соответствующих медицинских исследований.
В России, по данным Минздрава за 2018 года, зарегистрировано около 19 тысяч людей с синдромом Дауна.
Синдром Дауна в РФ входит в перечень заболеваний, в связи с которыми можно получить инвалидность.
Несмотря на то, что люди с синдромом Дауна испытывают когнитивные задержки, они обладают многими талантами, свойственными обычному человеку. Качественные образовательные программы, хорошее медицинское обслуживание и позитивная поддержка со стороны семьи, друзей и общества позволяют таким людям вести полноценную и продуктивную жизнь.
В России поддержку людей с синдромом Дауна осуществляет благотворительный фонд «Синдром любви». Эта организация занимается сбором средств и передачей их партнерским организациям, которые оказывают услуги людям с синдромом Дауна, организацией досуговых, спортивных и творческих проектов для ребят с синдромом Дауна. Финансовую помощь фонда получают такие организации, как фонд «Даунсайд Ап» (Москва), центры «Гармония» (Брянск), «Сияние» (Нижний Новгород), «СоДействие» (Уфа), «Дети солнца» (Благовещенск), «Радуга» (Иркутск), «Лицом к миру» (Ярославль), «Даун Центр» (Санкт-Петербург), «Добрые сердца» (Рязань), «Твой старт» (Красноярск).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Источник
21 марта в мире ежегодно отмечается Всемирный день людей с синдромом Дауна (World Down Syndrome Day).
Впервые он был проведен в 2006 году.
Решение о проведении дня было принято по инициативе Международной (IDSA) и Европейской (EDSA) ассоциаций Даун-cиндром на VI международном симпозиуме по синдрому Дауна, который проходил в Пальма-де-Майорка (Испания).
В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН предложила с 2012 года отмечать этот день всем государствам и международным организациям, чтобы повысить уровень информированности общества о синдроме Дауна.
День и месяц для этого события были выбраны не случайно — они символически отражают природу возникновения патологии. Март выбран потому, что синдром Дауна представляет собой трисомию (март — третий месяц года) по 21 хромосоме (поэтому и 21 марта).
Синдром Дауна впервые описал в 1866 году британский врач Джон Лэнгдон Даун. Почти сто лет спустя, в 1959 году, французский ученый Жером Лежен обосновал генетическое происхождение этого синдрома.
Синдром Дауна — заболевание, возникающее в результате генетической аномалии, при которой в организме человека появляется дополнительная хромосома (вместо двух хромосом 21 присутствует три); в результате общее количество хромосом становится равным 47, тогда как в норме оно должно равняться 46.
Более редкие формы синдрома Дауна — мозаичная (при которой часть клеток имеет патологический, а часть нормальный набор хромосом) и транслокационная (обусловлена более сложными хромосомными нарушениями).
Синдром Дауна является наиболее часто выявляемой генной патологией. Он распространен во всех регионах мира и не зависит от качества жизни и состояния здоровья родителей. Причины возникновения синдрома Дауна до конца не изучены. Одним из выявленных факторов, который увеличивает риск развития аномалии, является возраст матери. Риск развития синдрома Дауна при беременности увеличивается у женщин старше 35 лет, однако за счет более высоких коэффициентов рождаемости у молодых женщин, 80% детей с синдромом Дауна рождаются у женщин моложе 35 лет.
Благодаря развитию диагностики, наличие синдрома Дауна у ребенка может быть выявлено еще во время беременности. Для этого проводятся специальные скрининг-тесты, которые включают в себя анализ крови, определяющий количество различных веществ в крови матери, и ультразвуковое исследование плода. Более точными являются исследования околоплодных вод и эмбриологических структур, однако даже они не могут помочь определить синдром в 100% случаев.
Каждый год примерно от трех до пяти тысяч детей рождаются с синдромом Дауна. Это хромосомное расстройство встречается у одного младенца из 1000-1100 новорожденных.
По данным фонда «Даунсайд Ап», в России ежегодно рождается около 2,5 тысячи детей с синдромом Дауна. 85% семей отказываются от них в родильном доме, в том числе по рекомендации медицинского персонала.
Для людей с синдромом Дауна характерны некоторые внешние отличительные черты: плоская форма лица и переносицы, короткая шея, маленькие уши, раскосые глаза (на радужной оболочке могут присутствовать небольшие белые пятна); короткие руки, ноги и пальцы, на ладонях расположена только одна складка.
У таких людей обычно отмечается слабый мышечный тонус, гиперподвижность суставов, низкий рост, иногда — открытый рот (в связи с низким тонусом мышц и особым строением неба).
Половина детей, рожденных с синдромом Дауна, имеют врожденный порок сердца, около 75% — повышенный риск потери слуха.
50-75% людей с синдромом Дауна страдают от обструктивного апноэ сна (остановка дыхательных движений), до 60% предрасположены к развитию катаракты и других глазных болезней, чаще остальных подвержены заболеваниям щитовидной железы, анемии и лейкемии, болезни Гиршпрунга.
Часто дети с синдромом Дауна отстают в развитии аналитического мышления, в других областях они развиваются медленнее, чем их сверстники, но могут достигать нормального уровня развития, хоть и несколько позже.
Многие из них могут освоить профессию, достичь оптимального качества жизни и заботиться о себе самостоятельно. Человек с синдромом Дауна может получить высшее образование, устроиться на работу и завести семью.
Продолжительность жизни людей с синдромом Дауна в последние годы резко возросла и составляет около 60 лет (в 1983 году — 25 лет).
При этом жизненно важное значение для роста и развития детей с синдромом Дауна имеет доступ к медицинскому обслуживанию, программам раннего вмешательства и инклюзивного образования, а также проведение соответствующих медицинских исследований.
В России лидером в области оказания ранней психолого-педагогической и социальной помощи детям с синдромом Дауна и их семьям является благотворительный фонд «Даунсайд Ап», созданный в 1997 году.
В 2015 году состоялось вручение первой в России благотворительной премии в области поддержки детей с синдромом Дауна, организованной фондом. Её лауреатом стал просветительский проект МИА «Россия сегодня» «Жизнь без преград».
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Источник
Растить ребенка с синдромом трудная, но как это бы не казалось странным, интересная задача. Ведь мужественные родители, которые родили ребенка с генетическим заболеванием, а также поставили перед собой задачу воспитать полноценного члена общества, должны прикладывать многократные усилия для того, чтобы малыш не отставал в развитии. Конечно, заложенное природой отставание никуда не денешь, но и у здоровых детей этим процессом можно свободно распоряжаться, ускоряя его своими усилиями. Чтобы помогать ребенку развиваться, нужно знать месяц за месяцем, год за годом, как обычно развиваются такие дети.
До шести месяцев
Развитие — это физический и психологический рост ребенка. Оно зависит от особенностей, которые ребенок получил с рождения, а также от заботы окружающих и особенностей окружающей среды. Ребенок с рождения получает основу дальнейшего развития, но само развитие сильно зависит от усилий родителей и воспитателей. Фатализм, то есть опора на предрасположенность жизни — самая большая глупость, которые могут допустить педагоги, оправдывая этим свою бездеятельность. Ребенок с синдромом Дауна развивается так же, как и другие дети, но ему нужно больше помогать для достижения такого же уровня развития, что и у здоровых детей.
Синдром Дауна — особенность, и вовсе не приговор, ведь дети, которые не имеют генетического дефекта, часто получают вредные привычки, создавая социальный дефект у себя искусственно. А дети с синдромом могут освоить сложнейшие умения, которые никогда не будут иметь их сверстники, и, таким образом, достичь социального преимущества. Это преимущество будет тем более ощутимым, чем более упрежденно относятся в обществе к детям с врожденными особенностями.
Моторика у детей с синдромом Дауна в первом полугодии жизни развивается с задержкой, от физического развития в раннем возрасте сильно зависит психологическое развитие, поэтому то, что ребенок не может сделать сам, нужно наверстывать с помощью физических упражнений.
Развитие малыша с синдромом Дауна от одного до трех месяцев:
- ребенок должен звуками показывать, что он голоден, а также радоваться, когда получает пищу, гулит после еды;
- воркованием показывает удовольствие, когда с ним общаются, эмоции должны выражаться разными звуками;
- ребенок сосет соску и грудь, без проблем должен глотать жидкость;
- если лежит на спине, быстро двигает по очереди руками и ногами;
- малыш с синдромом Дауна может поднимать голову на 5 сантиметров от кровати и так ее держать десять секунд;
- лежа на животе, может до минуты держать голову;
- сжимает руки в кулаки и самостоятельно разжимает пальцы;
- смотрит на руки, перебирает пальцами, дотягивается руками до рта;
- может хватать и отпускать погремушку, только удерживает ее непродолжительное время;
- двигает глазками и головой за ярким предметом;
- рассматривает предметы, которые его окружают, задерживая взгляд;
- может запоминать людей, которые часто присутствуют в комнате, может их узнавать;
- улыбается, когда слышит голос мамы;
- понимает интонацию, отвечает звуками, когда к нему обращаются.
Ребенок с синдромом Дауна от четырех до шести месяцев:
- радостно смеется, когда ребенка взять на руки, помнит близких людей и узнает их, одновременно к посторонним может относится с подозрением;
- спокойно реагирует, когда его одевают;
- изучает свои ноги, лежа на спине;
- самостоятельно переворачивается на живот и может без посторонней помощи держать голову, упираясь прямыми руками;
- сидит, удерживая голову прямой, даже если его немного наклонить;
- хватается двумя руками за предмет, короткий промежуток времени может играться погремушкой;
- изучает руки, тянет их и предметы, которые в них находятся, в рот;
- играет в прятки — удивляется и радуется, когда взрослый ладонями закрывает свое лицо;
- реагирует на интересный предмет, поворачивая голову.
После полугода
В первом полугодии малыш много спит, хочет активно играться, изучать окружающий мир. Дети учатся устанавливать зрительный контакт, при этом что-то осмысленно лепечут. Ребенок с синдромом Дауна до одного года, как правило, еще не умеет говорить.
Ребенок с синдромом Дауна от семи до девяти месяцев:
- уверенно узнает взрослых, которых видит часто;
- на щекотку отвечает громким хохотом;
- если сделать гримасу на лице, ребенок отвечает улыбкой;
- привлекает внимание движениями рук, которые может протягивать к взрослому, при этом лепечет;
- радуется играм в прятки;
- может говорить дада, папа, мама;
- умышленно роняет предметы, зная, что взрослый их поднимет;
- расстраивается, когда у него отобрать игрушку, при этом может заплакать;
- самостоятельно есть печенье;
- пьет из кружки из рук взрослого;
- встает, держась за пальцы;
- самостоятельно сидит несколько секунд, упираясь руками, минутку сидит с опорой спиной на подушку;
- неуверенно, но уже ползает;
- подает себе игрушку из одной руки в другую, может держать предмет двумя руками одновременно;
- играет ладушки — самостоятельно и с помощью взрослого;
- способен наблюдать за летящим, падающим предметом;
- рассматривает себя в зеркале;
- изучает свойства предмета постукиванием и пробованием на вкус.
От десяти до двенадцати месяцев:
- если ребенка ругать, он реагирует хныканьем или плачем;
- не отдает игрушку, злиться когда отбирают;
- дает маме игрушку, если та попросит;
- обнимает маму;
- может указать на игрушку, которую хочет подержать;
- по просьбе хлопает в ладошки;
- ест с помощью рук;
- делает первые попытки есть ложкой;
- быстро ползает на четвереньках, играется, покачиваясь, стоя на четвереньках;
- когда лежит на животе, может сесть, прогибаясь и переворачиваясь;
- стоит, держать за опору, может немного ходить, если его водить за кисти или если он держится за что-либо, иногда ходит, если ребенка водить за одну руку;
- пальцами может брать мелкий предмет, рассматривает игрушки;
- может ставить игрушки в коробочку и доставать их оттуда;
- следит за предметом, может найти его, если при нем спрятать;
- понимает первые слова — если его позвать, что-то запретить или похвалить.
На втором году
Обычные дети первые слова говорят после 12 месяцев (более простые слова мама, папа может и раньше). После полутора лет дети осваивают более 20 слов каждый месяц, к пяти годам ребенок может сказать практически все, используя более двух тысяч слов.
Дети с синдромом Дауна говорят так же, как и здоровые, только развитие речи происходит с задержкой. Но малыши еще до того, как начинают говорить, пользуются жестами, так что их вполне можно понимать. Среди причин задержки языкового развития — проблемы со слухом, которые наблюдаются у 80 процентов детей с этим заболеваним. Потяря слуха может быть не постоянной, а периодической, связанной с инфекциями, но может также быть глухота нейро-сенсорного свойства, она не лечится. Поэтому, если есть проблемы с восприятием и речью, ищите причины прежде всего в слухе.
Одна из проблем восприятия слов, которая отображается на произношении — это трудноразличимость похожих слов, которые могут обозначать разные понятия. В ходе эксперимента, которые поставили британские ученые, ребят обучали не словам, а жестам, которые имеют определенные понятия — около половины осваивали более 20 слов в месяц, почти как здоровые дети, а половина учила менее десяти, но все равно прогресс в обучении наблюдался. Но несколько детей освоили за месяц почти 40 жестов, это говорит о индивидуальных особенностях детей. После того, как дети научились говорить, они перестали общаться жестами.
От 13 до 15 месяцев:
- мимика ребенка может подражать мимике взрослого;
- ребенок наконец-то не очень четко может повторять слова взрослого;
- прощаясь, машет рукой или сопровождает гостя аплодисментами;
- если что-то не хочет, покачивает по сторонам головой;
- целует знакомого человека по просьбе родителей;
- если ребенка одевать в одежды без застежек, поднимает руки;
- может начать пробовать раздеваться — например снимает варежки;
- из чашки пьет сам;
- самостоятельно ходит;
- сам встает с положения сидя на полу;
- может бросать мяч из положения стоя;
- берет мельчайшие предметы, даже крошки;
- играется машинкой, катая ее по полу;
- может играться простым конструктором — разбирать на части, вынимать палочки из отверстий;
- может рисовать карандашом, правда четкой картинки не получается;
- интересуется книгой, листает ее;
- тянет игрушку за веревку;
- ставит меньшую емкость, например, стакан, в емкость большего размера.
От 16 до 19 месяцев:
- вместе с мамой убирает игрушки;
- делает простые поручения — приносит и уносит знакомую вещь в другую комнату;
- подает предмет, который просили;
- делится предметами, которые у него в руках;
- ест ложкой, но проливая жидкость;
- снимает носки, тапочки, туфли;
- можно научить мыться в умывальнике;
- начинает ходить по лестнице, но с поддержкой и приставным шагом;
- поднимает с пола вещь без приседания и поддержки;
- может немного ходить назад;
- указательным пальцем показывает, что ему подать;
- если спрятать небольшой предмет под одинаковыми стаканами на его глазах, определяет где он именно;
- понимает, для чего предназначены домашние вещи;
- знает до пяти частей тела;
- играет кубиками, пирамидкой (кольца с палочкой), может поставить небольшой стопкой;
- выкручивает крышку бутылки;
- вставляет веревку в отверстие.
От 20 до 24 месяцев:
- выбирает книгу, которую нужно ему почитать;
- просит помощи, если у него что-то не получается;
- может отказываться от навязчивого общения, а могут быть и безотказными;
- моет и вытирает руки о полотенце;
- мешает ложечкой чай;
- снимает верхнюю одежду на пуговицах;
- играет футбол;
- ходит на носочках, прыгает;
- играется кубиками, ставя их стопкой;
- рисует прямую линию;
- разворачивает сверток;
- листает книги постранично;
- высыпает сухое содержимое бутылки, вытряхивает, если горлышко узкое;
- сравнивает предметы в комнате с аналогичными на картинках, показывая по просьбе;
- вставляет квадрат в квадратную прорезь, треугольник — в треугольную;
- по-своему поет детские песни;
- выражает желание получить предмет, поесть;
- называет предметы отвечая на вопрос.
Третий год
Первое полугодие
От 25 до 30 месяцев:
- играется с другими малышами;
- может пить через соломину;
- еду из ложки еще может проливать;
- вытирает руки;
- просится на горшок, не писается, если садить на горшок периодически;
- стоит несколько секунд на одной ноге, с опорой на одну руку или без нее;
- подпрыгивает с двух ног и приземлятся на стопы;
- без труда ходит по лестнице;
- делает несколько шагов на носках;
- подпрыгивает и приземляется не падая;
- садится и встает со стульчика;
- башня из кубиков состоит из более пяти этажей, строит кубики в ряд в виде поезда;
- может надевать несколько шариков на веревку;
- поймает мяч, если к нему подкатить;
- ставит монетки в копилку;
- рисует неровный круг, спираль;
- можно научить складывать лист бумаги пополам, режет бумагу;
- переливает жидкость из банки в банку;
- объясняет, какие предметы принадлежат ему;
- находит картинки по объяснению;
- разговаривает с собой и игрушками при игре;
- понимает некоторые предлоги, например «под», «на»;
- использует отрицательные слова, говорит предложения из двух-трех слов, повторяет предложения из четырех слов;
- говорит свое имя, но неправильно произносит звуки.
Второе полугодие
От 31 до 36 месяцев:
- сочувствует, когда другой ребенок плачет;
- может пожаловаться, выразившись фразами;
- здоровается;
- начинает неуверенно пользоваться вилкой, может испачкаться;
- в туалете самостоятельно снимает штаны, сам садится на горшок;
- самостоятельно моет и вытирает о полотенце руки;
- может расстегнуть пуговицы большого размера, а также молнии, липучки;
- может надеть брюки, но их трудно застегнуть;
- ездит на велосипеде с тремя колесами;
- может стоять некоторое время на одной ноге;
- поднимается по лестнице по-взрослому;
- быстро бегает;
- далеко бросает мяч;
- откручивает крышки на резьбе;
- рисует неровные геометрические фигуры;
- лепит из пластилина;
- сортирует предметы по цвету, раскладывая их в разные места;
- знает назначение распространенных бытовых предметов;
- знает, что такое один, а что такое много;
- может выучить стишок из трех строк;
- предложения могут состоять из более, чем четыре слова;
- может говорить сложноподчиненными предложениями.
Малыш с синдромом Дауна может развиваться как обычный ребенок, только с небольшим отставанием. Но, как и в случае с большинством ребят, скорость развития очень сильно зависит от родителей. Любые конструктивные усилия, приложенные в раннем детском возрасте, в будущем будут иметь большие позитивные последствия.
Источник