Как воспитывать ребенка с синдромом аспергера
21.10.12
Что такое проблема отцов и детей, если у кого-то из них аутизм
Автор: Майкл Джон Карли/Michael John Carley, исполнительный директор GRASP, крупнейшей организации, которая объединяет людей спектра аутизма. Синдром Аспергера был диагностирован у него в 2000 году, одновременно с его четырехлетним сыном.
Перевод: Елизавета Морозова
Источник: Graspfiles.org
Самое лучше определение синдрома Аспергера (СА), какое я только слышал, сформулировал пятилетний мальчик. Когда Дилан Бракстон Гамильтон проходил свое ежегодное обследование у врача, доктор пошутил о синдроме Аспергера у маленького Дилана (у них были достаточно хорошие отношения для этого). «Даже не знаю, что с тобой такое! – сказал доктор. – У тебя просто слишком много проводов!» «Нет, доктор, — ответил Дилан. – Моя проблема в том, что у моих проводов плохая изоляция».
GRASP (The Global and Regional Asperger Syndrome Partnership) — крупнейшая организация, которая объединяет людей с синдромом Аспергера. Основной задачей GRASP является улучшение жизни детей и подростков с аутизмом и синдромом Аспергера. GRASP проводит семинары и презентации для общественности, предлагает специальные школьные программы, чтобы помочь ученикам и студентам-аутистам усвоить навыки общения и поверить в себя. GRASP создали в США и Канаде сеть региональных групп поддержки. Кроме того, исполнительный директор GRASP и половина членов совета директоров являются людьми с заболеваниями аутистического спектра.
Болезненные переживания – это часть жизни, независимо от того, принадлежим ли мы к спектру аутизма. Тем не менее, мы, люди спектра, вероятно, сталкиваемся с ними гораздо чаще. Мы неправильно воспринимаем чужие сигналы, мы подаем сигналы, которые воспринимаются неправильно. До того как мы стали взрослыми на нас бесчисленное множество раз орали без всяких на то оснований. И с каждой новой оплошностью наш дискомфорт растет, мы начинаем гадать, какая еще ложная интерпретация поджидает нас за углом. Мы знаем, что где-то лежит злополучная банановая кожура, мы просто не знаем, в какой конкретный момент мы на ней поскользнемся, и насколько тяжелым будет падение на этот раз.
Когда мы были детьми, то в глубине души мы прекрасно знали, что наши отношения с ровесниками не такие, как у других детей. Многие из нас решали эту проблему, держась взрослых в нашей жизни, хватая их словно спасательные круги, а потому мы все больше нуждались в их одобрении. Говоря кратко, дети спектра очень часто испытывают просто навязчивое желание всем угодить. Это может быть как благословением, так и проклятием. Если использовать аналогию с наполовину полным и наполовину пустым стаканом, то «хочет угодить» имеет другую интерпретацию – «совершенно не выносит отвержения», которое станет еще одним источником боли.
Один из залогов нашего успеха во взрослой жизни на спектре – это уменьшение нашей реакции на критику, насмешки и несправедливость, в противовес простому подчеркиванию критики, насмешек и несправедливости… и так далее. И как ни нравится мне рассуждать о том, что остальной мир должен измениться, но, как говорится, перемены должны начаться внутри нас. Мы должны научиться не реагировать на подобные вещи, поскольку до этого мы были слишком тонкокожими.
С большой вероятностью человек с синдромом Аспергера воспитывался в более или менее защищенной атмосфере, с родителями и близкими, которые чувствовали, что мы подвергаемся повышенной опасности – физической, психической и эмоциональной. Из любви и искреннего беспокойства они окружали нас защитными стенами, в которых мы действительно нуждались. К несчастью, те родители, которые сделали самую наилучшую работу для нашей защиты в детстве, зачастую становятся теми родителями, которые препятствуют развитию нашей самодостаточности и независимости, и никак не могут отпустить нас, чтобы мы смогли выйти за пределы наших способностей.
В нашем обществе нас учат воспринимать любую неудачу как нечто исключительно негативное. И в то же время неудача – это то, что человек спектра должен переживать очень часто, чтобы повзрослеть и стать хорошо функционирующим человеком. Мы так часто боимся неудачи, что «забываем», что никто не преуспевает с первого раза. Чтобы преуспеть, мы должны неоднократно сделать «это» неправильно. Никто не остается на своей первой работе – будь он нейротипиком или спектромитом – и уж точно, никто не окажется хорошим любовником в свой первый раз, верно? Мы можем улучшить результаты, только если будем продолжать попытки, с помощью практики и настойчивости. И наш успех зависит от здорового взгляда на хорошие и плохие аспекты наших усилий, что в нашем случае означает все большее и большее равнодушие к критике других людей.
Нейротипичные люди (нейротипики) — термин, который был придуман аутистическим сообществом для обозначения людей, не страдающих аутизмом. Национальное общество аутизма Великобритании рекомендует использовать этот термин в СМИ.
И когда мы куем нашу жизнь взрослых, нам нужно почувствовать себя смелыми, смелее чем кто бы то ни было еще. И, как ни трудно мне это сказать, нам нужно стать закаленнее.
В нашем прошлом, когда люди пытались «закалить» нас, то это в лучшем случае приводило к оскорблением, а в худшем к необратимым травмам. Мне кажется, что проблема не столько в этой цели, сколько в том, как она обычно реализуется. Вся фишка в том, чтобы мы получали скорее инструкции, чем критику.
Я рос в 70-х годах, когда никто не знал, что у меня синдром Аспергера, и я получил максимум от двух совершенно разных миров. Проведя несколько лет в совершенно ужасном (для меня) учреждении, я начал ходить в школу, которой руководили очень прогрессивные ребята – некоторые могли бы назвать их хиппи. Они не травмировали меня во имя пресловутой закалки характера. А на домашнем фронте у меня было наследие отца, который был пилотом военно-морских сил, что помогало не ныть и развивать в себе самодостаточность и ответственность. Очевидно, что эти два мира часто противоречили друг другу, но они также подчеркивали важность ответственности друг за друга.
Есть ли действенные методы, позволяющие сделать свою кожу нечувствительной к жалким нападкам мира (или помочь в этом человеку спектра, которого вы любите)? Таких способов множество, вам только нужно творчески подойти к вопросу.
1. Путешествуйте, тренируйтесь и снова путешествуйте.
Преимущества путешествий многочисленны и разнообразны, но зачастую люди недооценивают самый потрясающий аспект путешествий – начало с чистого листа! Будь это отпуск или переезд в новый город — это возможность изобрести себя заново, попробовать новые вещи, потому что никто здесь не знает о ваших прошлых ошибках. Каждый раз, когда вы путешествуете, вы начинаете с чистого листа, с нового старта. В незнакомой обстановке вы сможете приобрести силу, которая проявит себя и во всех остальных областях вашей жизни.
2. Если вы родитель или преподаватель, то учите ребенка реалистичным вещам.
Тщательно следите, чтобы учебный план ребенка был функциональным и отвечал практическим требованиям реальной жизни. Это очень распространенная ошибка нейротипичных взрослых – они думают, что нереалистичное восприятие мира аутистом объясняется только его диагнозом. Как бы ни так. Клинический мир скармливает нашим детям неадекватные стратегии поведения. Например:
— Большинство курсов социальных навыков прекрасно учат конкретным навыкам, например, «как пожать руку соседу», но они терпят неудачу (если вообще ставят перед собой такую цель) в объяснении смысла тех или иных социальных действий. Можно надеяться, что это скоро изменится, поскольку разрабатываются курсы социальных навыков для взрослых, но пока что примите это к сведению.
— На своих лекциях о сексуальности, член правления GRASP, президент «Организации за исследования аутизма», доктор Питер Герхардт, часто цитирует судебный процесс, в котором он участвовал. Молодой аутичный мужчина ходил по магазину, спрашивая женщин: «Можно потрогать вашу грудь?» и «Можно потрогать вашу вагину?» Этот юноша, которому теперь грозят серьезные обвинения в сексуальных домогательствах, просто делал то, чему его научили на занятиях по сексуальному образованию – если ему хочется кого-то потрогать, ему нужно об этом спросить. Даже если его оправдают, можно только представить, что это сделает с его уверенностью в себе и самооценкой… а все потому, что никто не научил его социальным навыкам, применимым в реальной жизни.
Питер Герхардт (Peter Gerhardt) — доктор философии, директор по образованию нью-йоркской Школы МакКартон, предлагающей интенсивную образовательную программу для детей, подростков и молодых людей, страдающих аутизмом. Является автором и соавтором многочисленных статей и глав книг, посвященных потребностям людей с расстройствами аутистического спектра.
3. Учите детей делать вид, что все в порядке.
Один человек, в свое время, сказал мне: «Притворись, что ты здесь на своем месте». Он хотел оскорбить меня, однако я воспринял это как конструктивное предложение. И это сработало! Это идеальная фраза, чтобы напомнить себе, что делать, когда я чувствую себя на ином органическом уровне, чем все окружающие.
4. Рассказывайте о хорошем, плохом и ужасном.
Объясняйте, что такое мелкие придирки и как выглядит презрение. Учите, что это нормально, если вы кому-то не нравитесь, или кто-то не разделяет ваши взгляды. Вы можете обнаружить, что с этой новоприобретенной свободой у вас самих или вашего ребенка возникнут проблемы с уважением авторитетов, что может потребовать дополнительной коррекции поведения. Примите подобные последствия, потому что в конечном итоге это гораздо лучше, чем учить ребенка взаимодействовать с окружающим миром так, как будто вокруг его личные тюремщики.
5. Сделайте фразу «Ну и что» частью своего повседневного словаря.
Поощряйте человека спектра говорить слова «ну» и «что» вместе. Поначалу это будет казаться немного странным, особенно детям старшего возраста и взрослым. Он/а может подумать, что вы предлагаете какой-то дешевый прием самопомощи, но попробуйте снова. Вы можете обнаружить, что причина вашего дискомфорта в том, что вы говорите эту фразу слишком редко, что вы не чувствуете себя вправе так сказать. С течением времени, как я надеюсь (и я надеюсь, что вы надеетесь), подобный отказ от обязанности угождать всем принесет человеку экстраординарное освобождение.
Сам Альберт Эйнштейн, главный трофей среди потенциальных знаменитых людей спектра, говорил кое-что в этом духе. В его дневниках, которые были обнаружены в 2004 году, он цитировал свой разговор с мисс Фантовой (бывшей любовницей) о его современнике Роберте Оппенгеймере. Эйнштейн был огорчен тем, что его друг так серьезно относится к своим критикам, и сказал: «Оппенгеймер не такой цыган как я. У меня с рождения кожа как у слона, никто не может меня обидеть. Критика стекает с меня как с гуся вода».
Альберт Эйнштейн — некоторые считают, что у Альберта Эйнштейна был синдром Аспергера. Эйнштейн поздно заговорил, был одиноким ребёнком, часто устраивал истерики, беззвучно повторял ранее произнесённые предложения, отличался высоким интеллектом и ярко выраженным интересом к одной теме — стереотипные симптомы для человека с этим синдромом.
Прошло много лет с тех пор как Дилан объяснил свой синдром Аспергера семейному врачу. Теперь он уже вот-вот станет мужчиной, и я искренне надеюсь, что все это время он улучшал изоляцию своих изумительных проводов.
Источник
Синдром Аспергера – это один из видов расстройств психического развития, при котором наблюдают нарушения коммуникации, ограниченные интересы и трудности в социальной сфере. Симптомы и признаки этой болезни обычно выявляются у детей, но такой синдром не излечивается, поэтому он остается пожизненно и имеет свои особенности у взрослых. Столкнувшись с диагнозом, родителей обычно интересует, как воспитывать ребенка, каким ребенок вырастает при таком расстройстве и чем ему можно помочь.
Что это за синдром и его распространенность
Синдром Аспергера, который также носит название «шизоидное расстройство детского возраста», отнесен в группу расстройств так называемого аутистического спектра. Название патологии связано с психиатром по имени Ганс Аспергер. Он изучал детей с трудностями коммуникации и в 1944 году дал описание расстройству под названием «аутистическая психопатия». Автором термина, предложившим называть его с 1981 года именно «синдромом Аспергера», стала психиатр Лорна Уинг. С 1992 года это официальный диагноз.
Поскольку синдром Аспергера представляет собой нарушение психического развития, то он начинается в раннем детском возрасте и чаще всего диагностируется у пациентов 4-11 лет. У такого заболевания стабильное течение, а распространенность, по разным данным, составляет от 1,6 до 4,3 детей на 1000. При этом у девочек его выявляют в 3 раза реже, чем у мальчиков.
Среди известных людей, у которых имеется синдром Аспергера, называют актрису Ханну Дэрил, мотогонщика Гая Мартина, музыканта Крейга Николлса, японского геймдизайнера Сатоси Тадзири, экологическую активистку Грету Тунберг, актера Дэна Эйкройда.
Причины развития
О точной причине возникновения синдрома ничего неизвестно, но многие исследователи склоняются к тому, что большую роль в его развитии играет генетика. При этом сложно сказать, что именно провоцирует проблемы, ведь зачастую это взаимодействие нескольких генов.
Определенное значение могут иметь и внешние факторы, среди которых экологическая ситуация, инфекционные заболевания, отравляющие вещества, курение, стресс и другие, однако точная связь между ними и появлением аутистического расстройства пока не доказана.
Воспитание и социальные условия на формирование синдрома не влияют.
Во время развития головного мозга ребенка с синдромом Аспергера происходят изменения в разных его системах, но полного понимания, что происходит при такой патологии, еще нет. По мнению ученых, к появлению заболевания приводит множество факторов, которые влияют на нервную систему во время ее развития и затрагивают большинство функциональных систем. Существует много гипотез патофизиологических изменений, но все они на данный момент не доказаны и изучаются.
Признаки у детей
Дети, у которых имеется синдром Аспергера, испытывают затруднения во время взаимодействия с другими людьми, которые проявляются так:
- при общении они не смотрят прямо в глаза собеседнику;
- у них практически нет друзей, так как им сложно завязывать и развивать дружеские отношения;
- им не хочется разделять интересы и радости с другими людьми;
- им трудно интерпретировать жесты, позу, мимику и другие невербальные элементы общения;
- они могут долго говорить о чем-то интересном для них, не обращая внимания, как реагирует на это собеседник;
- активно общаясь с близкими людьми или отдельными знакомыми, они могут полностью игнорировать других людей (это называют избирательный мутизм);
- они не проявляют эмоциональную взаимность, как будто бы «не видят» эмоции других, из-за чего посторонние могут посчитать их бесчувственными;
- установив собственные правила, такие дети будут настаивать на их выполнении, а любые изменения в распорядке их расстраивают, вызывают волнение;
- им трудно участвовать в играх, где требуется притворяться.
Кроме того, для пациентов с синдромом Аспергера характерно ограничение интересов и постоянное повторение определенного поведения. Они могут всецело отдавать свое внимание какому-то одному занятию или интересу, сосредотачиваясь лишь на нем, к примеру, постоянно пересматривают один мультфильм.
У таких деток нередко можно отметить бесцельные движения, которые называют стереотипией, например, раскачивание туловища либо махи руками.
Они испытывают потребность в сохранении привычного порядка, поэтому плохо переносят перемены. Очень часто ребенок с синдромом Аспергера неуклюж. У него плохой почерк, странная походка, могут быть плохо развиты навыки, при которых нужна ловкость.
Что касается речи, то в целом при синдроме Аспергера языковые способности не нарушаются, но дети могут:
- многословно и долго что-то рассказывать;
- использовать неподходящую интонацию или громкость (разговаривать излишне быстро, отрывисто или громко);
- резко менять тему;
- не делать паузы в своем монологе, чтобы слушатель лучше его понял;
- буквально интерпретировать текст, не понимая поддразнивание, иронию и юмор;
- использовать понятные лишь им метафоры;
- с трудом понимать речь на слух;
- неправильно понимать нюансы;
- автоматически повторять чужие слова (такое действие называют эхолалией);
- не контролировать, заинтересован ли собеседник в разговоре;
- быть неспособными объяснить выводы из того, что они сказали.
У некоторых деток с синдромом Аспергера также отмечают проблемы со сном. Им тяжело засыпать, они часто пробуждаются ночью, встают рано утром.
У подростков могут возникать затруднения с организацией распорядка дня и ухода за собой. Они часто испытывают трудности и в романтических отношениях, беспокоятся из-за неудачного опыта. У них увеличен уровень стресса и тревожности. В некоторых случаях подросток может вообще отказаться от общения, вести себя агрессивно. Возможно развитие аффективных расстройств и депрессии.
В случае сильного стресса у детей с синдромом Аспергера возникают срывы, которые называют мелтдаунами. Их причиной является перегрузка нервной системы, например, если ребенок находится в помещении с большим количеством людей, на него действует яркое освещение, концентрированный запах или очень громкий звук. К такому состоянию также могут привести внезапные изменения привычного распорядка или повышенные требования со стороны других людей
Срывы обычно сопровождаются криками, аутоагрессией, самоповреждениями, повторяющимися действиями.
Помимо этого, ребенок может реагировать на стресс не бурным срывом, а «отключением», во время которого он полностью или частично перестает реагировать на окружающий мир. При таком состоянии пациент уходит к себе в комнату, не отвечает на обращение к нему, смотрит в одну точку. Иногда «отключение» возникает после срыва, помогая ребенку восстановить силы и преодолеть стрессовую ситуацию.
Признаки у взрослых
У большинства детей с синдромом Аспергера состояние значительно улучшается, когда они взрослеют. Однако у части пациентов остаются трудности с социализацией и коммуникацией и во взрослом возрасте. При этом многие взрослые не относят такое психическое расстройство к болезням, которые требуют лечения, а предпочитают считать его просто особенностями своей личности. Себя они называют «аспи», а людей без аутистических нарушений – «нейротипичными».
Взрослые с синдромом Аспергера могут быть одинокими или создавать семьи. Они нередко успешны в работе, если удалось найти деятельность, которая входит в круг их интересов. Им часто больше нравится нехудожественная литература и документальные фильмы, чем художественные произведения.
Как диагностируют?
Родители ребенка с синдромом Аспергера обращаются к врачу, когда замечают отклонения в поведении. Для экспертизы привлекают специалистов из области неврологии, генетики, психологии. В интервью с ребенком используют беседу и игры, а родителям предлагают ответить на ряд вопросов о протекании беременности, раннем возрасте, сильных сторонах и слабостях ребенка, его навыках и других нюансах.
Чтобы поставить диагноз, маленького пациента обследуют и определяют, имеются ли специфические диагностические критерии патологии:
- есть ли проблемы с социальным взаимодействием;
- имеются ли повышенные изолированные интересы, стереотипии и повторяющиеся действия;
- нет ли очевидного замедления речевого и когнитивного развития;
- отсутствуют ли симптомы, характерные для шизофрении, обсессивно-компульсивного расстройства, шизотипического расстройства и прочих нарушений развития.
Диагностика во взрослом возрасте несколько сложнее, так как стандартные критерии разработаны для детей, а симптомы патологии с возрастом видоизменяются.
Чем отличается от аутизма?
Специалисты считают, что синдром Аспергера и детский аутизм – это патологии с общей причиной, вызванные одинаковыми нарушениями, но с разной симптоматикой. У аспи имеются практически все характерные для аутизма черты, но они выражены в легкой форме. По сравнению с аутизмом, у пациентов с синдромом Аспергера:
- лучше развита речь;
- выше IQ;
- отсутствует задержка когнитивного развития;
- нормально развиваются навыки самообслуживания;
- имеется любопытство по отношению к внешнему миру.
Лечение
Единой тактики терапии синдрома Аспергера не существует. Так как заболевание не излечивается, то лечение направлено лишь на поддержку детей и взрослых, благодаря которой симптомы патологии сглаживаются. Основную роль в этом играет психотерапия.
Чтобы наладить взаимодействие с другими людьми, пациентам рекомендуются тренинги социальных навыков.
Благодаря когнитивно-поведенческой психотерапии люди с синдромом Аспергера лучше справляются со стрессом. Использование лечебной физкультуры улучшает координацию движений и учит контролировать свое тело.
Лекарственная терапия используется лишь в сочетании с нелекарственной, в основном для коррекции депрессии, невроза, агрессии или невнимательности. Некоторые лекарства из группы антипсихотиков и антидепрессантов показали свою эффективность в смягчении симптомов, но подобная терапия может приводить к осложнениям и побочным эффектам, поэтому требует повышенной осторожности.
Рекомендации родителям
Специалисты считают, что у родителей, столкнувшимся с синдромом Аспергера у своих детей, уровень стресса значительно повышен. Их обращение к психологм для личной консультации значительно улучшает общую ситуацию, влияет на поведение ребенка, улучшает прогноз. После посещения они начинают лучше понимать, почему у их ребенка такой диагноз, как справляться с трудностями, чего ожидать в будущем.
Поддерживайте ребенка во время обучения в школе. Из-за странного поведения аспи часто становятся изгоями и могут страдать от буллинга. Когда они показывают знания и получают хорошие оценки, то одновременно могут приобрести и прозвище «ботаника».
При наличии глубоких знаний по одному предмету ученик с синдромом Аспергера может отставать по другому предмету, а учителя считают это странным и записывают ребенка в проблемные. К тому же на уроках такие дети могут заниматься посторонним делом, например, рисовать, а если получают замечание, «закрываются», а иногда и срываются.
Не изолируйте ребенка от общества. Напротив, помогите ему наладить контакты со сверстниками. Обращайте внимание на его интересы, постарайтесь превратить «особенности» его личности в сильные стороны.
Помогите сыну или дочке выбрать профессию по душе, так как для аспи заниматься любимым делом действительно важно. Пусть ребенок получит образование в той области, к которой у него есть максимальный интерес.
При синдроме Аспергера возможна успешная реализация в таких профессиях, как программист, дизайнер, математик, мастер ремонтных работ, фотограф, музыкант, библиотекарь, редактор, работник архива, физик, бухгалтер.
Лучше избегать деятельности, при которой нужна хорошая краткосрочная память и есть необходимость общения с большим количеством людей, например, не стоит выбирать профессию кассира, администратора, официанта, диспетчера.
И еще несколько советов:
- Позаботьтесь и о своем психическом состоянии. Если мама будет постоянно раздражена или ребенок регулярно будет наблюдать ссоры между родителями, это будет способствовать появлению срывов.
- Не допускайте гиперопеки. Постепенно обучайте ребенка навыкам, которые ему понадобятся в будущем, например, совершать покупки в магазине. Начинайте с небольших заданий, а потом усложняйте.
- Не сравнивайте сына или дочь с другим ребенком, даже если у него то же самое расстройство и такие же симптомы. Вам не подойдут те способы решения проблем, которыми воспользовались другие родители, придется подыскать свои – эффективные именно для вашего чада.
- Не пытайтесь социализировать ребенка насильно. Если у малыша есть трудности в детском саду, поищите альтернативу, чтобы он смог нормально развиваться в том темпе, который будет для него комфортным. Постарайтесь, чтобы любые контакты со сверстниками приносили ребенку положительные эмоции, а не вызывали перегрузку нервной системы.
Источник