Как воспитывать детей с синдромом аспергера
21.10.12
Что такое проблема отцов и детей, если у кого-то из них аутизм
Автор: Майкл Джон Карли/Michael John Carley, исполнительный директор GRASP, крупнейшей организации, которая объединяет людей спектра аутизма. Синдром Аспергера был диагностирован у него в 2000 году, одновременно с его четырехлетним сыном.
Перевод: Елизавета Морозова
Источник: Graspfiles.org
Самое лучше определение синдрома Аспергера (СА), какое я только слышал, сформулировал пятилетний мальчик. Когда Дилан Бракстон Гамильтон проходил свое ежегодное обследование у врача, доктор пошутил о синдроме Аспергера у маленького Дилана (у них были достаточно хорошие отношения для этого). «Даже не знаю, что с тобой такое! – сказал доктор. – У тебя просто слишком много проводов!» «Нет, доктор, — ответил Дилан. – Моя проблема в том, что у моих проводов плохая изоляция».
GRASP (The Global and Regional Asperger Syndrome Partnership) — крупнейшая организация, которая объединяет людей с синдромом Аспергера. Основной задачей GRASP является улучшение жизни детей и подростков с аутизмом и синдромом Аспергера. GRASP проводит семинары и презентации для общественности, предлагает специальные школьные программы, чтобы помочь ученикам и студентам-аутистам усвоить навыки общения и поверить в себя. GRASP создали в США и Канаде сеть региональных групп поддержки. Кроме того, исполнительный директор GRASP и половина членов совета директоров являются людьми с заболеваниями аутистического спектра.
Болезненные переживания – это часть жизни, независимо от того, принадлежим ли мы к спектру аутизма. Тем не менее, мы, люди спектра, вероятно, сталкиваемся с ними гораздо чаще. Мы неправильно воспринимаем чужие сигналы, мы подаем сигналы, которые воспринимаются неправильно. До того как мы стали взрослыми на нас бесчисленное множество раз орали без всяких на то оснований. И с каждой новой оплошностью наш дискомфорт растет, мы начинаем гадать, какая еще ложная интерпретация поджидает нас за углом. Мы знаем, что где-то лежит злополучная банановая кожура, мы просто не знаем, в какой конкретный момент мы на ней поскользнемся, и насколько тяжелым будет падение на этот раз.
Когда мы были детьми, то в глубине души мы прекрасно знали, что наши отношения с ровесниками не такие, как у других детей. Многие из нас решали эту проблему, держась взрослых в нашей жизни, хватая их словно спасательные круги, а потому мы все больше нуждались в их одобрении. Говоря кратко, дети спектра очень часто испытывают просто навязчивое желание всем угодить. Это может быть как благословением, так и проклятием. Если использовать аналогию с наполовину полным и наполовину пустым стаканом, то «хочет угодить» имеет другую интерпретацию – «совершенно не выносит отвержения», которое станет еще одним источником боли.
Один из залогов нашего успеха во взрослой жизни на спектре – это уменьшение нашей реакции на критику, насмешки и несправедливость, в противовес простому подчеркиванию критики, насмешек и несправедливости… и так далее. И как ни нравится мне рассуждать о том, что остальной мир должен измениться, но, как говорится, перемены должны начаться внутри нас. Мы должны научиться не реагировать на подобные вещи, поскольку до этого мы были слишком тонкокожими.
С большой вероятностью человек с синдромом Аспергера воспитывался в более или менее защищенной атмосфере, с родителями и близкими, которые чувствовали, что мы подвергаемся повышенной опасности – физической, психической и эмоциональной. Из любви и искреннего беспокойства они окружали нас защитными стенами, в которых мы действительно нуждались. К несчастью, те родители, которые сделали самую наилучшую работу для нашей защиты в детстве, зачастую становятся теми родителями, которые препятствуют развитию нашей самодостаточности и независимости, и никак не могут отпустить нас, чтобы мы смогли выйти за пределы наших способностей.
В нашем обществе нас учат воспринимать любую неудачу как нечто исключительно негативное. И в то же время неудача – это то, что человек спектра должен переживать очень часто, чтобы повзрослеть и стать хорошо функционирующим человеком. Мы так часто боимся неудачи, что «забываем», что никто не преуспевает с первого раза. Чтобы преуспеть, мы должны неоднократно сделать «это» неправильно. Никто не остается на своей первой работе – будь он нейротипиком или спектромитом – и уж точно, никто не окажется хорошим любовником в свой первый раз, верно? Мы можем улучшить результаты, только если будем продолжать попытки, с помощью практики и настойчивости. И наш успех зависит от здорового взгляда на хорошие и плохие аспекты наших усилий, что в нашем случае означает все большее и большее равнодушие к критике других людей.
Нейротипичные люди (нейротипики) — термин, который был придуман аутистическим сообществом для обозначения людей, не страдающих аутизмом. Национальное общество аутизма Великобритании рекомендует использовать этот термин в СМИ.
И когда мы куем нашу жизнь взрослых, нам нужно почувствовать себя смелыми, смелее чем кто бы то ни было еще. И, как ни трудно мне это сказать, нам нужно стать закаленнее.
В нашем прошлом, когда люди пытались «закалить» нас, то это в лучшем случае приводило к оскорблением, а в худшем к необратимым травмам. Мне кажется, что проблема не столько в этой цели, сколько в том, как она обычно реализуется. Вся фишка в том, чтобы мы получали скорее инструкции, чем критику.
Я рос в 70-х годах, когда никто не знал, что у меня синдром Аспергера, и я получил максимум от двух совершенно разных миров. Проведя несколько лет в совершенно ужасном (для меня) учреждении, я начал ходить в школу, которой руководили очень прогрессивные ребята – некоторые могли бы назвать их хиппи. Они не травмировали меня во имя пресловутой закалки характера. А на домашнем фронте у меня было наследие отца, который был пилотом военно-морских сил, что помогало не ныть и развивать в себе самодостаточность и ответственность. Очевидно, что эти два мира часто противоречили друг другу, но они также подчеркивали важность ответственности друг за друга.
Есть ли действенные методы, позволяющие сделать свою кожу нечувствительной к жалким нападкам мира (или помочь в этом человеку спектра, которого вы любите)? Таких способов множество, вам только нужно творчески подойти к вопросу.
1. Путешествуйте, тренируйтесь и снова путешествуйте.
Преимущества путешествий многочисленны и разнообразны, но зачастую люди недооценивают самый потрясающий аспект путешествий – начало с чистого листа! Будь это отпуск или переезд в новый город — это возможность изобрести себя заново, попробовать новые вещи, потому что никто здесь не знает о ваших прошлых ошибках. Каждый раз, когда вы путешествуете, вы начинаете с чистого листа, с нового старта. В незнакомой обстановке вы сможете приобрести силу, которая проявит себя и во всех остальных областях вашей жизни.
2. Если вы родитель или преподаватель, то учите ребенка реалистичным вещам.
Тщательно следите, чтобы учебный план ребенка был функциональным и отвечал практическим требованиям реальной жизни. Это очень распространенная ошибка нейротипичных взрослых – они думают, что нереалистичное восприятие мира аутистом объясняется только его диагнозом. Как бы ни так. Клинический мир скармливает нашим детям неадекватные стратегии поведения. Например:
— Большинство курсов социальных навыков прекрасно учат конкретным навыкам, например, «как пожать руку соседу», но они терпят неудачу (если вообще ставят перед собой такую цель) в объяснении смысла тех или иных социальных действий. Можно надеяться, что это скоро изменится, поскольку разрабатываются курсы социальных навыков для взрослых, но пока что примите это к сведению.
— На своих лекциях о сексуальности, член правления GRASP, президент «Организации за исследования аутизма», доктор Питер Герхардт, часто цитирует судебный процесс, в котором он участвовал. Молодой аутичный мужчина ходил по магазину, спрашивая женщин: «Можно потрогать вашу грудь?» и «Можно потрогать вашу вагину?» Этот юноша, которому теперь грозят серьезные обвинения в сексуальных домогательствах, просто делал то, чему его научили на занятиях по сексуальному образованию – если ему хочется кого-то потрогать, ему нужно об этом спросить. Даже если его оправдают, можно только представить, что это сделает с его уверенностью в себе и самооценкой… а все потому, что никто не научил его социальным навыкам, применимым в реальной жизни.
Питер Герхардт (Peter Gerhardt) — доктор философии, директор по образованию нью-йоркской Школы МакКартон, предлагающей интенсивную образовательную программу для детей, подростков и молодых людей, страдающих аутизмом. Является автором и соавтором многочисленных статей и глав книг, посвященных потребностям людей с расстройствами аутистического спектра.
3. Учите детей делать вид, что все в порядке.
Один человек, в свое время, сказал мне: «Притворись, что ты здесь на своем месте». Он хотел оскорбить меня, однако я воспринял это как конструктивное предложение. И это сработало! Это идеальная фраза, чтобы напомнить себе, что делать, когда я чувствую себя на ином органическом уровне, чем все окружающие.
4. Рассказывайте о хорошем, плохом и ужасном.
Объясняйте, что такое мелкие придирки и как выглядит презрение. Учите, что это нормально, если вы кому-то не нравитесь, или кто-то не разделяет ваши взгляды. Вы можете обнаружить, что с этой новоприобретенной свободой у вас самих или вашего ребенка возникнут проблемы с уважением авторитетов, что может потребовать дополнительной коррекции поведения. Примите подобные последствия, потому что в конечном итоге это гораздо лучше, чем учить ребенка взаимодействовать с окружающим миром так, как будто вокруг его личные тюремщики.
5. Сделайте фразу «Ну и что» частью своего повседневного словаря.
Поощряйте человека спектра говорить слова «ну» и «что» вместе. Поначалу это будет казаться немного странным, особенно детям старшего возраста и взрослым. Он/а может подумать, что вы предлагаете какой-то дешевый прием самопомощи, но попробуйте снова. Вы можете обнаружить, что причина вашего дискомфорта в том, что вы говорите эту фразу слишком редко, что вы не чувствуете себя вправе так сказать. С течением времени, как я надеюсь (и я надеюсь, что вы надеетесь), подобный отказ от обязанности угождать всем принесет человеку экстраординарное освобождение.
Сам Альберт Эйнштейн, главный трофей среди потенциальных знаменитых людей спектра, говорил кое-что в этом духе. В его дневниках, которые были обнаружены в 2004 году, он цитировал свой разговор с мисс Фантовой (бывшей любовницей) о его современнике Роберте Оппенгеймере. Эйнштейн был огорчен тем, что его друг так серьезно относится к своим критикам, и сказал: «Оппенгеймер не такой цыган как я. У меня с рождения кожа как у слона, никто не может меня обидеть. Критика стекает с меня как с гуся вода».
Альберт Эйнштейн — некоторые считают, что у Альберта Эйнштейна был синдром Аспергера. Эйнштейн поздно заговорил, был одиноким ребёнком, часто устраивал истерики, беззвучно повторял ранее произнесённые предложения, отличался высоким интеллектом и ярко выраженным интересом к одной теме — стереотипные симптомы для человека с этим синдромом.
Прошло много лет с тех пор как Дилан объяснил свой синдром Аспергера семейному врачу. Теперь он уже вот-вот станет мужчиной, и я искренне надеюсь, что все это время он улучшал изоляцию своих изумительных проводов.
Источник
depositphotos.com
«Что вы сделали с Вадиком? Ребенка как подменили»
Меня зовут Оксана*, мне 40 лет. Я замужем, у меня двое детей. У младшего, 10-летнего Вадима, – генетическая болезнь, синдром Аспергера. До рождения сына в моем окружении никогда не было детей с проблемами какого-либо рода. Но мне попадалось очень много «странных» молодых людей, которых я считала неординарными, непонятыми, непризнанными. Сейчас я понимаю, что это просто были «особенные» молодые люди, имевшие в той или иной форме психиатрический диагноз.
Вадик родился, когда старшей дочке было 4 года. Поначалу ничего не предвещало, что у сына будут проблемы. Единственное – при рождении у него по всему телу было очень много крупных родимых пятен. Наш доктор обратила на это внимание, но большого значения решили этому не придавать.
Сын был очень спокойный, но примерно с трех лет появились злость, упрямство, гиперактивность. Он стал настойчивым, появились тяжелые напряженные состояния. В садике после летнего перерыва меня спросили: «Что вы сделали с Вадиком? Ребенка как подменили».
Муж замкнулся, дочка болезненно реагировала на все
Первый эпилептический припадок случился, когда сыну было 4 года. Утром он перебрался ко мне в постель, и сквозь сон я почувствовала ритмичные движения. Припадок был классический, не очень продолжительный, с пеной изо рта. Я вызвала скорую.
Что такое аутизм, я не знала. В роду ничего подобного не было, это была спонтанная мутация. Новость об этой болезни восприняла относительно спокойно. Муж, в отличие от меня, был в страшном шоке, замкнулся в себе.
Старшая дочка болезненно реагировала на все. Я ее совершенно забросила, не смогла водить в музыкальную школу и в многочисленные кружки. Вадика она очень любит, но боится его безбашенности и агрессии.
Я не держу обиды на тех, кто ушел
Говорить о диагнозе сына я не боялась – делала это направо и налево. Мне становилось легче.
С родными и друзьями я могла общаться только на эту тему. Из моего круга знакомых осталось 2-3 семьи, которые были готовы разделить мою боль. Я не держу обиды на тех, кто дистанцировался, ушел из нашей жизни. Им просто страшно.
В Эстонии есть организация Eriline maalim («Особый мир»), которая поддерживает семьи с подобными проблемами. Найти их оказалось легко, и самая главная поддержка в том, что ты можешь открыто говорить о своей ситуации с людьми, которые прошли или проходят через подобное.
Школу выбрали на окраине города
В садике Вадима перевели в группу со специализацией на гиперактивных и аутичных детей. Здесь мне никто не говорил: «У вашего ребенка плохое поведение, примите меры».
Когда встал вопрос о школе, муж хотел, чтоб Вадим пошел в статусное заведение, где он учился когда-то сам. Но я приняла одно из самых важных и правильных решений в моей жизни – отдала сына в специализированную школу на окраине города. Она замечательная. В ней созданы все условия для учебы таких детей: маленькие классы, подготовленный медицинский работник.
Если у Вадика приступ эпилепсии, его отводят в медпункт, и там он ждет меня. Отличный персонал, искренне любящий своих воспитанников и готовый всегда понять и поддержать ребенка.
Это очень творческая болезнь, как у Эйнштейна
Особенность восприятия информации у Вадима, как и у многих таких детей, в том, что ее нужно дробить на простейшие составляющие и аккуратно раскладывать по ячейкам.
Вадик очень одаренный, с 5 лет собирает кубик Рубика, любые трансформеры, головоломки решает мгновенно. Пазлы собирает картинкой вниз, иначе уже скучно. Он чувствует цифры, просто живет в них, решает сложнейшие примеры на вычитание. Труднее всего ему дается восприятие информации на слух. Читает хорошо, но не усваивает прочитанное.
Синдром Аспергера – это высшая форма аутизма, такой был у Эйнштейна. Это очень творческая болезнь, которая проявляется по-разному в зависимости от черт характера человека.
Сын читает мои мысли
Вадик, если захочет и постарается, может прекрасно себя вести. А если не хочет – может обнять до полусмерти или будет ругаться (хорошо, что слова пока не очень «страшные»).
Я стараюсь донести до сына, что мир не плохой, что иногда он сам отпугивает этот мир. Это заставляет его серьезно задуматься.
Я думаю, каждый аутист имеет свой мир, в котором может быть все, что угодно. Очень часто у таких детей есть паранормальные способности. Вадик, например, считывает мои мысли. Иногда я смотрю фильм без него, а он задает по нему какие-то вопросы.
Оставлять одного его нельзя
Оставлять сына дома или отпускать на улицу одного – нельзя, опасно из-за вероятности эпилептического приступа. Я стараюсь быть рядом практически все время. На данный момент я не работаю и устраиваться куда-то не планирую, так как в любой момент у него может случиться приступ.
Друзей у Вадика практически нет. В эмоциональном развитии он отстает от сверстников года на три.
Вадим хорошо чувствует себя в среде младших детей или с детьми, у которых классический аутизм. Тогда его активность ложится на их пассивность, они дополняют друг друга. Сын – выраженный лидер, вступает в конфликт с любым, кто поставит под сомнение его авторитет, будь то другой ребенок с лидерскими задатками или даже папа.
Смириться с диагнозом очень тяжело
Сейчас я уже не придаю такого значения болезни Вадика, как раньше. Живу сегодняшним днем. Я почти приняла диагноз ребенка, но смириться с ним не могу. Для меня это очень тяжело: понимать, что у него может не быть своей семьи, что ему будет трудно устроить свою жизнь.
О будущем Вадима думаю так: математика, английский, эстонский, потом Таллинский технический университет, где таких, как он, много.
* имена всех героев материала изменены (Прим. ред.)
Читайте также историю о работе с аутичными детьми «Мои особенные дети».
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Рекомендации Нелль Франсис, учительницы, создательницы сайта AspergerChild.com и матери сына синдромом Аспергера. Может быть, у кого-нибудь будут комментарии, возражения или дополнения к этому списку?
— Дети с синдромом Аспергера отличаются большой честностью, и это может привести к тому, что они говорят провокативные утверждения или комментарии, которые могут разозлить других людей. В результате, ребенок с РАС сталкивается с агрессией, не понимая ее причины – для него она кажется совершенно необоснованным нападением. Постарайтесь отдельно проговаривать с ребенком, какие фразы являются уместными, а какие нет и почему.
— Учителя нашего ребенка с синдромом Аспергера должны знать, что все социальные ситуации оказывают кумулятивный эффект на детей с СА, и это влияет на результаты групповой работы, внеклассное общение и систему приятелей. Может быть полезно время от времени мягко напоминать учителям об этом «нюансе» синдрома Аспергера.
— Детям с синдромом Аспергера не нравится, когда их волосы расчесывают, моют или подстригают. Причина проблемы может быть в слишком чувствительной коже головы, так что причесывание или мытье вызывает у них боль. Попробуйте расческу с широкими зубьями, которая не прикасается к коже, а также нежный массаж во время мытья. Стрижка волос вызывает стресс из-за ощущения от состригаемых волос (например, ощущения от ножниц), а также из-за изменений в ощущениях от тяжести волос. Обсудите эти проблемы с ребенком, чтобы найти решение.
— Регулярно проверяйте, насколько хорошо ваш ребенок с РАС понял чужую речь. Возможно, он понял «буквальный» смысл, а не абстрактное или подразумеваемое значение. Как только дети с синдромом Аспергера научатся этим аспектам языка, они очень часто начинают получать огромное наслаждение от юмора с помощью «игры слов».
— Визуальные методы организации просто фантастически помогают детям с синдромом Аспергера. Вы можете визуально представить: а) то, что нужно сделать перед тем, как пойти в школу; б) режим личной гигиены, или в) расписание по выполнению домашней работы. Эти приемы повышают организованность ребенка и помогают ему учиться.
— Жаркая погода может вызывать сенсорные перегрузки и истерики у ребенка с синдромом Аспергера. Подумайте об установке кондиционера воздуха. В противном случае творчески планируйте занятия, которые связаны с водой. Если у вас нет доступа к бассейну, наполните ванну и пусть ребенок купается в ней по нескольку раз в день. Попробуйте посидеть на мокрых полотенцах, когда на вас направлен вентилятор. Помойте машину, собаку или окна. Играйте в водные пистолеты и другими подобными игрушками. (Возможно, вашему ребенку не нравится, когда вода попадает на лицо, но он сможет терпеть ее на остальных частях тела). Для меня жара означает большую стирку на следующий день (мой сын не переносит мокрую одежду), но я лучше буду стирать, чем иметь дело с истериками!
— Мягкий массаж головы, особенно затылка и за ушами может снять стресс и успокоить ребенка с синдромом Аспергера. Если ему не нравится, когда его трогают, можно обратиться к его интеллекту: «Это помогает твоему мозгу расслабиться». Попробуйте сделать массаж частью вашего распорядка дня.
— Если растворить полчашки «английской соли» в ванне ребенка, то это поможет ему расслабиться, как только он впитает сульфат магния.
— Учить ребенка правильным навыкам разговора недостаточно – будьте максимально конкретны. Говорите со своим ребенком с синдромом Аспергера о том, в какой момент нужно принимать участие в разговоре (например, когда голова и плечи наклонены в твою сторону, если есть контакт глазами), какой тон означает, что говорящий закончил и ждет ответа.
— Двухминутная борьба со стрессом. Чтобы перенаправить негативное поведение ребенка с синдромом Аспергера, используйте занятия, которые активизируют правое полушарие мозга, например, рассказать алфавит в обратном порядке, считать в обратном порядке (используйте в качестве отправного пункта достаточно сложные цифры для этого возраста) или повторяйте скороговорку. Это работает!
— Для детей с чувствительной сенсорикой можно: удалять этикетки с одежды; отдавать предпочтение натуральным тканям; надевать носки вывернутыми наизнанку; поощрять ношение солнцезащитных очков; наблюдать за «громкостью» окружающей среды ребенка; включая телевизор, радио и тому подобное; если ребенок отстраняется от вас, проверьте, как от вас пахнет (духи, дезодорант, ополаскиватель для рта, кондиционер для одежды); если вы предлагаете новые блюда, то пусть их текстура/консистенция будет такой же, как и у любимых блюд ребенка.
Источник