Как себя вести с ребенком с синдромом аспергера

Как себя вести с ребенком с синдромом аспергера thumbnail

Это руководство было подготовлено участниками форума по синдрому Аспергера OASIS, его составила и отредактировала Элли Такер. Цель этого руководства – предоставить семьям краткое описание СА и видов поведения, связанных с ним, чтобы они смогли объяснить их учителям ребёнка. Поскольку все дети разные, вы можете оставить только те пункты, которые подходят именно вашему ребёнку и/или вносить изменения и дополнения в случае необходимости. Вырезайте и копируйте, сделайте эту инструкцию максимально индивидуальной.

school

Родители детей с СА, которые составили этот список, надеялись, что он поможет учителям лучше понять некоторые особенности наших детей.
_____________________________________

Здравствуйте, мы родители _________. У нашего ребёнка диагностирован синдром Аспергера. Это нейробиологическое расстройство, которое относится к аутистическому спектру. Детям с СА может быть трудно использовать и понимать невербальное поведение и формировать подходящие для их возраста отношения со сверстниками. Частично это объясняется тем, что их общению часто не хватает спонтанности.  Хотя у них часто есть сильные интересы и развитые навыки в определенных предметах, они также испытывают серьезные трудности с организованностью. Иногда может показаться, что детям с СА трудно понять чувства других людей, у них могут быть сенсорные трудности, и очень часто они привержены определенному порядку и рутине.

Вам стоит знать, что у нашего ребёнка много талантов и сильных сторон. Тем не менее, ниже приведены те проблемы, с которыми вы можете столкнуться, когда будете учить ___________. Многие виды поведения, которые вы заметите, он НЕ контролирует – это поведение не результат злой воли или преднамеренного непослушания. Временами ребёнок просто искренне не знает, как адекватно отреагировать на ту или иную ситуацию. Вне всяких сомнений, вы сможете придумать и другие полезные стратегии работы с нашим ребёнком, и мы будем очень благодарны, если вы расскажете нам о них.

Пожалуйста, звоните нам в любое время, если у вас возникнут вопросы о нашем ребёнке с синдромом Аспергера. Наши контакты: _____________________________________

Общие особенности поведения

  • Этот синдром напоминает что-то вроде «швейцарского сыра». Одни способности ребёнка развиваются в соответствии с возрастом, в то время как остальные могут задержаться или полностью отсутствовать. Более того, у таких детей могут быть навыки, намного опережающие нормально развивающихся детей (например, ребёнок понимает сложнейшие математические принципы, но не в состоянии запомнить, что нужно записать домашнее задание).
  • Важно помнить, что если ребёнок может чему-то научиться в одной ситуации, то это не обязательно означает, что он сможет вспомнить и перенести свое знание на новую ситуацию.
  • Наш ребёнок очень хорошо реагирует на положительную обратную связь и терпеливый стиль обучения.
  • Если вы будете говорить с ним как со взрослым, используя спокойный голос, то положительный эффект не замедлит себя ждать.
  • Время от времени у нашего ребёнка начинается «истерика», которую ничто не может остановить. Пожалуйста, в случае такого поведения позвольте нашему ребёнку уйти «в тихое и безопасное место», где он сможет «остыть». Пожалуйста, обратите внимание на то, что случилось непосредственно перед истерикой (например, не было ли неожиданных изменений в привычном распорядке дня). Лучше всего говорить с ребёнком только «после» того, как он успокоится.
  • Если учеба ребёнка в классе начала проходить без каких-либо проблем, это значит, что мы всё делаем ПРАВИЛЬНО. Это не значит, что наш ребёнок «вылечился», что у него «изначально не было никаких проблем» или что «пришло время отказаться от дополнительной поддержки». Повышайте требования к ребёнку осторожно и постепенно.
  • Иногда наш ребёнок может издавать звуки или кричать. Будьте к этому готовы, особенно в трудных и стрессовых ситуациях. Пожалуйста, объясните другим детям, что это просто его реакция на стресс или страх.
  • Если вы заметили проявления злости или других сильных эмоций, не забывайте, что ребёнок не пытается специально плохо себя вести. Это его ответ на стресс – реакция «бежать или сражаться». Думайте об этом как о «коротком замыкании в результате перегрузки». (Обычно такие ситуации можно предотвратить, если вовремя заметить первые признаки).
  • Нашему ребёнку может понадобиться помощь при решении задач. Пожалуйста, постарайтесь найти время, чтобы помочь ему.
  • Если вы делите детей на группы, пожалуйста, НАЗНАЧАЙТЕ членов группы, а не позволяйте другим детям «выбирать членов», потому что это повышает шансы, что наш ребёнок останется без группы, и его будут дразнить.
  • Отмечайте сильные стороны нашего ребёнка часто и визуально. Это придаст ему смелости, чтобы продолжать стараться и бороться.
  • Поддерживайте в классе атмосферу принятия различий и разнообразия.

Специальные интересы

  • Наш ребёнок может повторять одно и то же снова и снова, но вы заметите, что эта привычка проявляется, как только повышается уровень стресса.
  • Лучше не втягиваться в эти повторы, отвечая на один и тот же вопрос, не повышать голос и не говорить, что на вопрос уже ответили. Вместо этого переключите внимание ребёнка на что-то другое или предложите альтернативу, которая позволит ей сохранить достоинство.
  • Разрешите ребёнку записать свой вопрос или мысль и ответьте письменно – это может снять стресс/разорвать круг вопросов.

Изменения в обстановке

  • Нашему ребёнку очень трудно справиться с изменениями в привычной обстановке. Изображение нового места, куда все направляются, или письменное расписание могут ему очень помочь.
  • Пожалуйста, предупреждайте о любых изменениях в расписании заранее, если только это возможно.
  • Вы очень поможете ребёнку, если один или два раза заранее предупредите его о смене рода занятий или изменениях в расписании.

Сенсорика/Моторные навыки/Слуховое восприятие

  • Нашему ребёнку трудно понять несколько инструкций подряд или много слов одновременно.
  • Если вы разделите инструкции на несколько простых шагов, то это очень поможет.
  • Если вы будете использовать картинки в качестве подсказок, то это тоже поможет.
  • Если вы будете говорить медленнее, используя только короткие предложения, это может помочь.
  • Он гораздо лучше понимает инструкции, если повторять их четким и простым языком, по-разному их формулируя.
  • Наш ребёнок может быть очень неуклюжим, он также может очень сильно реагировать на определенные вкусы, поверхности, запахи и звуки.

Стимулы

  • Он может испытывать чрезмерную стимуляцию из-за громких шумов, яркого освещения, сильных запахов или вкусов, потому что у него есть повышенная чувствительность к ним.
  • В окружении множества других детей, со всем сопутствующим хаосом и шумом, пожалуйста, помогите ему найти тихое место, где он может обрести немного «покоя».
  • Неструктурированные периоды (обед, перемена и группа продленного дня) могут представлять наибольшие проблемы для нашего ребёнка. Пожалуйста, обеспечьте его дополнительным руководством и помощью взрослых в эти трудные периоды.
  • Позвольте ему «походить», поскольку сидение в течение длительного времени может быть для него очень трудным (простая пятиминутная прогулка с другом или помощником учителя может очень помочь).

Визуальные подсказки

  • Некоторые дети с СА лучше всего учатся при наличии визуальной помощи – расписания в картинках, письменных инструкций или рисунков (другие дети лучше всего воспринимают вербальные инструкции).
  • Сигналы руками могут очень помочь, особенно если они усиливают какие-то инструкции, например, «подожди своей очереди», «перестань говорить» или «говори медленнее или тише».

Прерывания

  • Временами нашему ребёнку нужно несколько дополнительных секунд, чтобы ответить на вопрос. Для этого ему нужно перестать думать о том, о чем он сейчас думает, отложить куда-то эту тему размышлений, сформулировать ответ и только потом ответить. Пожалуйста, проявите терпение, дождитесь ответа и поощряйте других делать то же самое. В противном случае ему придется начинать весь процесс с начала.
  • Если кто-то пытается помочь ему, заканчивая за него предложения или перебивая, то ему приходится возвращаться назад и приступать к формулированию мысли с самого начала.

Контакт глазами

  • Временами может показаться, что наш ребёнок не слушает вас, хотя на самом деле это не так. Не думайте, что если она не смотрит на вас, то она вас не слушает.
  • В отличие от большинства из нас, навязанный контакт глазами МЕШАЕТ ей сосредоточиться.
  • На самом деле, ей будет проще слушать и понять, о чем вы говорите, если вы не будете заставлять смотреть вам в глаза.

Социальные навыки и дружба

  • Именно в этом заключаются главные трудности детей с СА. Они могут мечтать о друзьях, но просто не знают, как подружиться с другими детьми.
  • Если вы выделите одного или двух сочувствующих учеников, которые могут стать «приятелями» ребёнка, то вы сделаете его мир более дружелюбным местом.
  • Может помочь, если вы поговорите с остальными учениками класса, но только позитивным образом и с разрешения семьи. Например, можно поговорить о том, что у многих или у большинства из нас есть те или иные трудности, а при синдроме Аспергера главная трудность состоит в неспособности «читать» социальную ситуацию, точно так же как некоторые люди плохо видят без очков или плохо слышат без слухового аппарата.
  • Ученики с синдромом Аспергера с большой вероятностью становятся «жертвами» травли со стороны других учеников. Этому способствуют два фактора:
    1) высока вероятность их сильной реакции, которой и добивается обидчик. Когда он видит такую реакцию, это закрепляет его поведение;
    2) дети с синдромом Аспергера так отчаянно хотят «вписаться» в коллектив и/или понравится другим детям, что они вряд ли будут «ябедничать» на обидчика, опасаясь отвержения со стороны класса.

Рутина

  • Детям с СА очень важно придерживаться определенного распорядка и рутины, но в нашем мире очень трудно этого добиться.
  • Пожалуйста, предупреждайте нашего ребёнка о любых предстоящих изменениях как можно скорее, особенно если это изменения в расписании или помещении.
  • Заранее предупредите его о новом учителе или школьной экскурсии в учебное время.

Речь

  • Может показаться, что его словарный запас и уровень владения речью очень высоки, но дети с СА не всегда знают значение того, что они говорят, даже если слова кажутся верными.
  • Мой ребёнок обычно не понимает сарказм и некоторые формы юмора. Даже объяснения того, что значила та или иная фраза, не всегда проясняют ситуацию, потому что точка зрения ребёнка с СА является очень уникальной и, временами, непоколебимой.

Организационные навыки

  • Нашему ребёнку не хватает способности запомнить много информации или вспомнить эту информацию в случае необходимости.
  • Ему могут помочь расписания и планы (в картинках или в виде текста).
  • Пожалуйста, пишите расписание или домашнее задание на доске, а ещё лучше, если есть возможность, сделайте для него их копию на ксероксе. Пожалуйста, проследите, что он положил задание в портфель, потому что ему не всегда удается собрать всё необходимое без посторонней помощи.
  • В случае необходимости позвольте ей переписать записи у других детей или выдайте ей копию. Многие дети с СА страдают от дисграфии, и они не способны слушать то, что вы говорите, читать с доски и писать одновременно.

Заключительное слово

Временами поведение нашего ребёнка может утомлять или раздражать вас или других учеников в классе. Пожалуйста, помните, что это нормально и ожидаемо. Пусть трудные дни не позволяют вам забыть, что ВЫ – чудесный учитель, который справляется со сложной ситуацией, и ничто не может срабатывать каждый раз (и некоторые методы могут не работать в большинстве случаев). Вместе с этим у вас появится шанс познакомиться с новым и уникальным взглядом на мир, который порою будет забавлять и изумлять вас. Пожалуйста, обращайтесь к нам, если захотите поделиться наблюдениями. Мы к этому привыкли. Вы нас не шокируете, и мы не станем думать о вас хуже.

Общение – это ключ к плодотворной работе. Мы – одна команда, которая думает о лучшем для ребёнка.

Большое вам спасибо.

Представленный выше материал — перевод текста «Asperger’s Syndrome Guide For Teachers».

Источник

Синдром Аспергера у детей представляет собой нарушение развития, которое проявляется в трудностях социального взаимодействия, но с сохранением нормальных когнитивных способностей. Болезнь часто ошибочно принимается за аутизм. Эти заболевания имеют значительные различия, поэтому важно правильно поставить диагноз, обнаружив нарушения поведения у ребенка.

Что такое синдром Аспергера?

Патология проявляется в раннем возрасте и остается с человеком на всю жизнь, но по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера сглаживаются

Синдромом называется комплекс симптомов, присущих тому или иному нарушению. Синдром Аспергера относится к пяти общим нарушениям развития и существенно осложняет жизнь человеку, поэтому должен быть выявлен своевременно. Лечение направлено на смягчение симптоматики, универсальной схемы терапии нет, она подбирается индивидуально для каждого пациента. При синдроме Аспергера у детей наблюдаются трудности во взаимодействии с другими людьми, серьезные проблемы из-за непонимания в школьной деятельности, проблемы в контактировании с семьей.

Справка! По международной классификации болезней нарушение обозначается кодом F84.5, и относится к расстройствам психологического развития. Психиатры часто используют другую классификацию, согласно которой синдром Аспергера относят к расстройствам аутистического спектра.

При синдроме Аспергера у детей симптомы во многом напоминают аутизм, что часто становится причиной неправильной постановки диагноза. Главное отличие этих двух психологических нарушений – это нормальные когнитивные способности и отсутствие отставания в развитии при синдроме Аспергера.

Если малыши с аутизмом часто испытывают речевые проблемы, при синдроме Аспергера таких нарушений не наблюдается, кроме эхолалии в раннем возрасте.

По статистике, с синдромом чаще сталкиваются дети мужского пола. Патология впервые проявляется в раннем возрасте, диагностировать нарушение можно в среднем в 4-6 лет. На 10000 здоровых детей приходится около 20 человек с этим нарушением, и мужчин среди них в два раза больше, чем женщин.

Синдром остается с человеком на всю жизнь, поэтому важно своевременно выявить нарушение и начать лечение для дальнейшей адаптации ребенка в социуме. Как правило, по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера у детей сглаживаются, и во взрослом возрасте могут быть слабо выражены, однако болезнь накладывает отпечаток на всю жизнь человека, осложняя взаимодействие с окружающими людьми.

Причины нарушения

У детей со значительным недовесом при рождении в дальнейшем существует риск развития синдрома Аспергера

Точные причины развития этой патологии неизвестны. Предположительно, синдром может быть обусловлен:

  • генетическими мутациями;
  • генетической предрасположенностью;
  • возрастом родителей;
  • биологическими нарушениями.

Некоторые врачи склоняются к тому, что болезнь является следствием генетической мутации. Это объясняет, почему у совершенно здоровых людей могут рождаться дети с этим нарушением. Генетическая предрасположенность также остается под вопросом, однако примерно в 40% случаев у родителей больного ребенка выявляются какие-либо нарушения, включая и сам синдром Аспергера.

Достаточно противоречивой является теория о том, что возраст родителей влияет на риск развития расстройств аутистического спектра у малыша, однако она не была ни подтверждена, ни опровергнута. Согласно этой теории, чем старше родители, тем выше риск рождения ребенка с таким нарушением. Кроме того, важная роль отводится течению беременности (сильный токсикоз, преждевременные роды), и весу рожденного ребенка. Так, у детей со значительным недовесом существует риск этого заболевания. Тем не менее большинство врачей относят старший возраст родителей и недовес малыша к факторам риска, а не причинам развития болезни.

При синдрома Аспергера имеют место биологические нарушения в головном мозге, однако их роль в развитии расстройств аутистического спектра также точно не изучена. Так, существует мнение, что причиной нарушения является аномальная миграция клеток и развитие нейронных связей между лобными долями мозга и лимбической системой. Эти отделы отвечают за способность испытывать яркие эмоции.

Как проявляется синдром?

Симптомы этого расстройства аутистического спектра можно поделить на несколько крупных групп:

  • социальные нарушения;
  • коммуникативные нарушения;
  • поведенческие нарушения;
  • нарушения моторики;
  • нарушения воображения и эмпатии.

Как видно, когнитивные нарушения в перечень основных проявлений синдрома не входят. У детей с синдромом Аспергера зачастую не выявляется нарушений умственного развития. Речевые нарушения проявляются только эхолалией, других дефектов при синдроме Аспергера не выявляется.

Необходимо подробнее рассмотреть проявления и признаки синдрома Аспергера у детей, чтобы суметь своевременно выявить нарушение и обратиться за помощью к специалисту.

Социальные нарушения

Большой проблемой для детей с этим синдромом становятся насмешки сверстников

Дети с синдромом Аспергера испытывают сильные трудности при общении со сверстниками. В первую очередь, проблема проявляется в вопросах этикета, которому дети не следуют. При общении со сверстниками серьезную проблему составляет невозможность нормально реагировать на дружеское поддразнивание и невозможность отличить такой стиль общения от оскорблений.

Детям с таким расстройством сложно дается резкая смена деятельности, однако они не испытывают трудностей с длительной монотонной работой.

Обратите внимание! При синдроме Аспергера человек хочет общаться с другими людьми, однако не может наладить контакт, что особенно остро проявляется у ребенка в возрасте 4-6 лет, когда наиболее важно социальное взаимодействие и общение со сверстниками.

Серьезной проблемой для малышей с этим синдромом становятся насмешки. Из-за специфики их выражения эмоций, они часто подвергаются травле от сверстников, что может еще больше усугубить ситуацию и ухудшить и без того слабые навыки социального взаимодействия.

Проблемы с коммуникацией

Коммуникативные нарушения проявляются следующими признаками:

  • проблема с определением скрытого смысла прочитанного или сказанного другим человеком;
  • непонимание юмора;
  • сложности с восприятием идиом;
  • дети плохо воспринимают факты и используют их в контексте;
  • проблемы с ведением диалога.

При всем этом, у детей достаточно обширный словарный запас, что может еще больше осложнять общение, так как проблемы с пониманием и восприятием конкретных фактов могут маскироваться за красноречием и длинными витиеватыми фразами.

Юмор и идиомы очень сложно воспринимаются детьми с синдромом Аспергера. Такие дети не распознают невербальных сигналов при общении, например, изменение мимики или жестикуляцию. Кроме того, у людей с таким нарушением наблюдаются проблемы в ведении диалога. Дети часто не могут поддержать беседу, поэтому общение превращается в монотонный монолог без эмоциональной окраски, так как ребенок просто не дает собеседнику вставить слово. Другая крайность – крайне скудная речь в общении с другим человеком. Ребенок изъясняется короткими предложениями, по возможности старается свести беседу к минимуму, ограничившись короткими фразами.

Иногда дети наоборот, говоря много и очень быстро, что затрудняет понимание их речи. Малыши в 3-4 года с синдромом Аспергера демонстрируют эхолалию, то есть автоматически повторяют слова собеседника, не осознавая их смысл.

Поведенческие нарушения

Дети с синдромом Аспергера отличаются зацикленностью на чем-то определенном, поэтому круг их интересов довольно узок

Распознать нарушение можно по специфическому поведению, склонности к зацикливанию на определенной теме и узкой сфере интересов у ребенка. Типичные проявления поведенческих нарушений:

  • необходимость самостимуляции;
  • склонность к упорядочиванию и структурированию;
  • ограниченность интересов.

Самостимуляция проявляется в необходимости совершения таких действий, как раскачивание, кивание, хлопанье, махи руками. Эти действия имеют особое значение для ребенка, позволяя ему удерживать внимание, контролировать эмоции либо успокаиваться.

Дети с таким нарушением испытывают потребность в упорядочивании и структурировании всего в свой жизни. Им необходим строгий порядок, что проявляется в особенностях организации своего пространства. Типичным проявлением такой необходимости является раскладывание конструктора по цветам. При этом если что-то нарушает порядок, установленный малышом, ребенок испытывает сильную тревогу и необходимость снова все вернуть на свои места. Необходимость порядка также проявляется в том, что малышу нужно принимать пищу в одно и то же время, гулять и отходить ко сну по расписанию. При этом любые изменения в привычном порядке вызывают тревогу и сильное расстройство.

Дети с синдромом Аспергера отличаются зацикленностью на определенном предмете, поэтому круг их интересов достаточно ограничен. В юном возрасте пациенты проявляют интерес к типично-детским объектам – динозаврам, НЛО, железным дорогам и автомобилям. При этом интерес сохраняется в течение нескольких недель, а затем сменяется другим увлечением. Как правило, новое увлечение полностью поглощает все внимание ребенка еще на несколько недель.

Координация движений

Одним из сопутствующих симптомов расстройства выступает некоторая неуклюжесть и нарушение координации движений. Детям с такой патологией сложно дается выполнение действий на развитие мелкой моторики пальцев рук.

В более старшем возрасте неуклюжесть распространяется на занятия спортом. Ребенку сложно освоить езду на велосипеде, справиться с дверным замком или открыть небольшую жестяную коробку. Неуклюжесть проявляется в походке – дети часто раскачиваются или шаркают ногами при ходьбе. У некоторых больных очень неразборчивый почерк, в то время как другие дети могут испытывать трудности с таким простым действием, как завязывание шнурков.

Воображение и эмпатия

Дети с синдромом Аспергера не лишены художественного воображения полностью, однако часто испытывают трудности в моделировании ситуаций. Серьезную проблему составляет полное отсутствие эмпатии, что по сути и является причиной коммуникативных нарушений. Ребенку сложно почувствовать и понять эмоции и чувства другого человека, что вызывает сложности при общении с другими людьми.

Осложнения и последствия

Склонность к депрессии – одно из осложнений у ребенка при синдроме Аспергера

Синдром Аспергера должен быть своевременно выявлен. Важно направить максимум усилий, чтобы сгладить симптоматику нарушения и повысить коммуникативные навыки человека.

Как правило, с возрастом симптоматика сглаживается. Повторное обследование взрослого человека часто не подтверждает диагноз, однако коммуникативные отношения и проблемы социального взаимодействия остаются и могут сильно осложнять жизнь.

Некоторые пациенты с таким синдром достаточно успешно адаптируются в социуме с возрастом, покидают родительский дом и заводят детей.

Среди потенциальных последствий синдрома:

  • тревожные расстройства;
  • фобии;
  • неврозы;
  • склонность к депрессии;
  • суицид.

Минимизировать такие осложнения позволяет ранняя диагностика и лечение синдрома Аспергера у детей.

Диагностика

Диагностировать болезнь удается в возрасте 2,5 лет и старше. Как правило, яркая симптоматика проявляется у детей начиная с 4 лет, когда ребенок начинает пытаться взаимодействовать с окружающими. Диагноз ставится на основании ряда тестов, однако ни одно из рекомендованных исследований не может стопроцентно отличить синдром Аспергера от других расстройств аутистического спектра у детей. Диагноз ставится с помощью тестов и опросников, однако дополнительно следует сделать ЭЭГ и МРТ головного мозга для исключения органических патологий.

Особенности лечения

Назначенную врачом дозу употребляют утром или вечером раз в сутки, на усвоение препарата пища не влияет

Лечение синдрома Аспергера у детей включает медикаментозную и немедикаментозную терапию. Медикаментозное лечение направлено на устранение сопутствующих нарушений (невроз, депрессия). В терапии применяют атипичные нейролептики, антидепрессанты третьего поколения. К примеру, для уменьшения поведенческих нарушений нередко используют препараты Золофт, Прозак.

Основное направление лечения – это немедикаментозная терапия. При этом нарушении показаны:

  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • лечебная физкультура;
  • соблюдение режима дня.

Работа с психотерапевтом позволяет малышу научиться заводить друзей и лучше понимать других людей. Как правило, своевременное выявление этого нарушения и адекватная терапия позволяют лучше управлять своими эмоциями.

Родителям следует много времени уделять ребенку и правильно общаться с малышом. Так как такие дети не принимают идиом и метафор, речь должна быть построена таким образом, чтобы у ребенка не возникло сложностей с правильным трактованием смысла.

Малышам необходим точный режим дня, любые изменения графика могут вызывать у них чувство тревоги. Несмотря на то что вылечить нарушение полностью нельзя, раннее выявление проблемы и правильный подход к воспитанию со стороны родителей позволяют со временем адаптироваться в обществе. Родителям следует знать, что дети с синдромом Аспергера часто проявляют таланты в разных сферах, что позволяет им добиться успеха, однако в то же время у них есть риск попасть под чужое влияние, так как они зачастую легко поддаются внушению.

Источник