Как проявляется синдром дефицита внимания и гиперактивности
23 апреля 20181052,9 тыс.
В этих дискуссиях порой удивляет полярность и широта диапазона высказываемых суждений. Одни авторы видят в СДВГ чуть ли не знамение того, что человечество мутирует в сторону «детей-индиго», приписывая этому состоянию и этим детям всевозможные необычайные способности (время от времени такие разговоры возникали и возникают вокруг многих психоневрологических заболеваний). Другие специалисты, напротив, призывают помнить о бритве Оккама и не громоздить искусственные диагнозы там, где речь идет об обычной расхлябанности, лени, избалованности ребенка, а также о педагогической несостоятельности и беспомощности его родителей.
Отрицать существование проблемы, по-видимому, бессмысленно. Существует достаточно давно известный, распространенный по всему миру, четко очерченный и в деталях описанный синдром (т.е. повторяющийся, более-менее цельный, диагностически распознаваемый специалистами комплекс симптомов). Существует диагноз в Международной классификации болезней, отнесенный к нозологической рубрике гиперкинетических расстройств – состояний, которые характеризуются аномально высокой двигательной активностью, преимущественно апродуктивной.
Эпидемиологические данные разноречивы, что во многом связано с различиями в диагностических подходах, региональных тенденциях, характере выборок. В целом, оценки частоты встречаемости варьируют в интервале от 2% до 18% (в выборках детей школьного возраста). Для стран бывшего СССР, по всей видимости, этот показатель составляет примерно 7-9%. Среди детей с верифицированным диагнозом СДВГ достоверно преобладают мальчики, однако оценки этой гендерной диспропорции также расходятся (от 2:1 до 9:1 в различных источниках). Питаемые, в той или иной степени, почти всеми родителями надежды на то, что ребенок «перерастет» и все присущие СДВГ симптомы исчезнут бесследно, оправдываются не более чем в 30% катамнестических наблюдений; в остальных случаях та или иная резидуальная симптоматика сохраняется и в зрелом возрасте.
Причины
Ни у кого сегодня не вызывает сомнений тот факт, что СДВГ – это дисфункция центральной нервной системы, в частности, т.н. ретикулярной формации мозга. Многие специалисты говорят о нарушениях, в этом случае, секреции и циркуляции нейромедиаторов, об ослаблении контролирующих и регуляторных функций коры по отношению к подкорке. Предполагается, активно исследуется и в ряде публикаций подтверждается влияние наследственного фактора, причем не обязательно наследственность отягощена именно по СДВГ: у многих страдающих детей в семейном анамнезе обнаруживаются случаи тиков, обсессивных неврозов, синдрома де ла Туретта и т.п. Значимыми факторами риска являются вредоносные воздействия на этапе внутриутробного развития – активное или пассивное курение матери, употребление ею алкоголя, экологические вредности, бытовая химия. Возможно, определенную роль могут сыграть и семейно-воспитательные факторы, состав и обстановка в семье, степень согласия в педагогических установках родителей, их отношение к ребенку.
Однозначных ответов на сегодняшний день нет (что служит дополнительным аргументом для противников диагноза как такового). Синдром дефицита внимания и гиперактивности пока остается, по большому счету, этиопатогенетически неясной аномалией или, скорее, все же патологией ЦНС.
Симптоматика
СДВГ относится к тем диагнозам, которые, в принципе, самой формулировкой исчерпывающе отражают клиническую картину. Типичными симптомами считаются выраженная неустойчивость произвольной концентрации внимания (ребенок постоянно отвлекается, сосредоточиться на чем-либо может лишь на несколько минут или десятков секунд, спонтанно переключается с одного вида деятельности на другой, и т.п.), усваивает информацию с трудом, после многократных повторений и ненадолго; обнаруживает выраженную суетливость, неусидчивость, порывистость в движениях, общее ускорение темпа моторики при недостаточной ее целенаправленности и результативности. В абсолютном большинстве случаев все это неизбежно сказывается на школьной успеваемости (первыми диагностами, кто поднимает тревогу и стремится привлечь к проблеме внимание родителей, – что, впрочем, удается не всегда, – выступают именно школьные учителя), а также на самооценке ребенка, его отношениях с родителями и общем семейном микроклимате.
В некоторых случаях синдром проявляется преимущественно гиперкинетическими нарушениями, в других – когнитивными, но чаще всего встречается смешанная форма. Интеллект, если ограниченно понимать его как врожденный набор способностей, обычно не страдает, однако возможны задержки развития в силу сниженной обучаемости.
Диагностика
Диагностика СДВГ представляет собой весьма и весьма сложную проблему. Разработаны целые системы критериев, причем необходимые признаки должны иметь место в определенных минимальных сочетаниях и степени выраженности, прежде чем правомерно будет устанавливать официальный нозологический диагноз. Так, симптоматика должна присутствовать и отмечаться еще в дошкольном возрасте; проявляться и в школе, и дома; не быть заведомо связанной с другими, более общими заболеваниями (эндокринными, неврологическими, психическими) и мн. др. Назначается тщательное многостороннее обследование с применением инструментальных, лабораторных и обязательно психодиагностических методов. Диагноз выносится, как правило, консилиумом или комиссионно.
Лечение
Поскольку этиопатогенез неясен, в различных регионах и странах мира реализуются самые разные подходы к лечению СДВГ. Практически везде первоочередная роль отводится психокоррекции, психологическим тренингам, санации системы внутрисемейных отношений, мотивов, экспектаций (которые должны соответствовать индивидуальным, а не критериально-возрастным возможностям) и т.п. Применяются нейропротекторы, стимуляторы (как это ни парадоксально, они зачастую оказываются эффективнее других средств, что указывает на церебрастеническую основу СДВГ), корректоры мозговой трофики и кровообращения; иногда показаны также антидепрессанты. Однако любой психоактивный препарат ребенку назначается с предельной осторожностью, в минимально-необходимых дозах и только при наличии абсолютных показаний.
Прогноз является, фактически, столь же неопределенным, как и многие другие аспекты СДВГ. В большинстве случаев заболевание продолжает оказывать негативное влияние и в зрелой жизни.
Источник
4 декабря 20198102 тыс.
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такой диагноз ставят детям, чаще мальчикам старше 4 лет. Это расстройство работы нервной системы, которое проявляется характерным поведением ребенка и требует коррекции.
Суть расстройства
В основе СДВГ лежит волнообразная и не соответствующая ситуации выработка веществ, с помощью которых по нейронным цепям передается информация, происходит это в зонах мозга, ответственных за удержание внимания, принятия решений.
При СДВГ возникают трудности с:
- удерживанием внимания на определенном объекте, которым может быть предмет, движение или ситуация;
- принятием решений (например, в процессе выбора игрушек);
- усидчивостью;
- участием в разных видах деятельности;
- поведением, соответствующим возрастным нормам и социальным правилам.
СДВГ проявляется в детском возрасте. Синдром сохраняется на долгие годы, затрудняя процесс обучения и социализации ребенка.
Распознаем синдром самостоятельно
О наличии устойчивых нарушений можно говорить только после достижения ребенком 4-5-летнего возраста. Все отклонения, которые возникают раньше, принято считать поведенческими реакциями, которые поддаются коррекции и не требуют специфического лечения.
Следует подозревать СДВГ, если родители замечают следующие симптомы (один или несколько):
- Проблемы внимательности. Малыш не может сконцентрироваться на выполнении одного действия даже короткое время, ко всему в считанные минуты теряет интерес, забывчив, рассеян.
- Поведенческие проблемы. Ребенок не способен принимать осознанные решения, выполняет действия бездумно, не оценивая ситуацию и не принимая во внимание ее последствия, игнорирует нормы поведения.
- Проблемы активности. Малыш не может играть в игры, требующие концентрации внимания и выполнения заранее оговоренных правил.
На СДВГ указывает сочетание перечисленных симптомов со следующими критериями:
- расстройства присутствуют дольше 6 месяцев и оказывают значительное влияние на общение с другими людьми;
- симптомы сохраняются в различных ситуациях, не зависят от окружения;
- проблемное поведение сохраняется таким в школе и дома, на площадке, в других общественных местах;
- ребенку менее 12 лет.
Подозрения или диагноз?
Родители чрезмерно активного ребенка могут заподозрить у него СДВГ. Подкрепить или опровергнуть подозрения помогут опросники (Виндербильта или Коннорса), которые можно найти в интернете. Однако самостоятельно делать выводы не стоит. Прояснить ситуацию поможет врач-невролог.
Диагноз СДВГ ставят на основании:
- жалоб;
- анамнеза (сведений о жизни, развитии, заболеваниях);
- беседы с родителями и маленьким пациентом.
Специалист поможет подобрать правильный подход к ребенку, расскажет об АВА (прикладном анализе поведения), а при необходимости назначит медикаментозное лечение.
Какие лекарства назначают
Для коррекции СДВГ важно урегулировать выработку нейромедиаторов, чтобы поддерживать их уровень стабильным. В РФ зарегистрирован только 1 препарат с нужным эффектом – атомоксетин (психостимулятор).
Если средство недоступно или у пациента обнаружены сопутствующие патологии, в индивидуальном порядке подбирают препараты из группы антидепрессантов. Седативные и ноотропные препараты при СДВГ не используются.
Нужны ли консультации с другими специалистами?
При любой проблеме неврологического профиля помощь должна соответствовать проблеме. Например, если ребенок предрасположен к тревожным состояниям или страхам, требуется работа с психологом.
Базовым методом лечения СДВГ выступает АВА-терапия, на которой специализируются АВА-тераписты. Это неврологи, психиатры, психотерапевты и психологи, прошедшие соответствующую специализацию. Родителям детей с СДВГ стоит пройти специальные курсы, которые помогут внедрить поведенческую АВА-терапию в образ жизни семьи.
Заниматься этим методом дважды в неделю по часу не получится, поскольку синдром требует постоянного правильного взаимодействия с пациентом. Не стоит терять связь со специалистом, может потребоваться помощь специалиста в решении некоторых вопросов.
Нужен ли нейропсихолог
Нейропсихологи занимаются топической диагностикой нарушений высших корковых функций, что в будущем поможет более дифференцировано подходить к их коррекции.
Для терапии СДВГ в услугах нейропсихолога необходимости нет, достаточно помощи невролога и психотерапевта. Врачи подберут рациональные методы АВА-терапии для тренировки нарушенных функций, а при необходимости назначат психостимуляторы.
На сегодняшний день других терапевтических подходов, доказавших результативность и неопасность, к синдрому дефицита внимания и гиперактивности не существует.
Автор: Ольга Шемятовская, врач-невролог, член Российского межрегионального общества по изучению боли, член Общества специалистов доказательной медицины.
Оригинал статьи: https://docdeti.ru/baza-znaniy/788/
Источник
СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – состояние, которое вызывает гиперактивность, импульсивность и стабильную невнимательность. Данный синдром проявляется в детстве и может сохранять свое влияние и во взрослой жизни.
У детей синдром дефицита внимания с гиперактивностью является одним из самых встречаемых психических отклонений. Страдают им до 5% детей, причем мальчики в 3 раза чаще девочек. Получается, что почти в каждом классе имеется один ребенок, который нуждается в лечении этого заболевания.
У разных больных симптомы СДВГ различаются, то у всех них имеются трудности с контролем активности, сдержанности и вниманием. Когда активность в норме, говорят о синдроме дефицита внимания. С возрастом уменьшаются и импульсивность, и гиперактивность.
Дети, страдающие СДВГ, часто имеют проблемы дома и в школе. Если не лечить СДВГ, то в будущем это заболевание будем мешать не только учебе и работе, но и нарушит социальное и эмоциональное развитие, повысит склонность к употреблению наркотиков и риск получения различных травм.
СДВГ является семейным заболеванием. Каждый ребенок, страдающий этим заболеванием, имеет хотя бы одного родственника с этой же проблемой. Одним из доказательств генетической природы этого заболевания является то, что наличие заболевания у одного из близнецов свидетельствует о наличии его и у второго близнеца.
Сказать о том, что сегодня количество детей с СДВГ увеличилось, нельзя. Однако подобный диагноз встречается все чаще, так как информирование об этом заболевании развито очень хорошо, и выявить СДВГ стало проще родителям и учителям.
Симптомы СДВГ
Заболевание у детей протекает по-разному, однако у каждого имеется невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
Невнимательность
Характеризуется невозможностью либо затруднением сконцентрироваться на одном предмете. Дети начинают скучать, когда им приходится выполнять какое-либо действие продолжительное время. Сознательно сосредоточиться на чем-то вызывает значительные затруднения. Дети при этом неугомонны, затрудняются выполнять какую-либо работу. Дела откладывают напоследок, не выполняют обязанности, не могут спокойно сидеть на месте. Часто начинают много дел одновременно и не заканчивают ни одно из них.
Гиперактивность
Дети не могут спокойно сидеть на месте. Они постоянно в движении и все время о чем-то разговаривают. Такого ребенка очень просто обнаружить в классе: он либо ерзает за партой, качает ногой, стучит по столу ручкой, либо ходит по кабинету. При этом дети часто волнуются.
Импульсивность
Создается впечатление, что перед тем, как что-то сделать, ребенок не думает вообще. На вопрос они отвечают первое, что пришло в голову. Могут сделать неуместное замечание или выбежать на проезжую часть, перед этим не посмотрев направо и налево.
СДВГ нередко сопровождается тревогой, депрессией, нарушением поведения.
Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV
Нарушения внимания
- Ребенок плохо организован.
- Часто забывает.
- Из-за невнимательности ребенок совершает много ошибок и с трудом сосредотачивается.
- Постоянно что-нибудь теряет.
- Ребенок слушает, но создается впечатление, что он ничего не слышит.
- С легкостью отвлекается на посторонние раздражители.
- Не желает выполнять задания, которые требуют постоянного внимания.
- Во время игры или при выполнении какого-либо задания ребенку сложно постоянно поддерживать внимание.
Импульсивность/гиперактивность
- Ребенок очень болтлив.
- Ему сложно сидеть на одном месте.
- Ребенок всегда в движении.
- Постоянно суетится.
- Ему сложно тихо и спокойно играть.
- Очень много бегает, ерзает на месте, крутится, суетится.
- Часто вмешивается в разговор, пристает к окружающим.
- Ребенок с трудом дожидается своей очереди.
- Не подумает или не дослушает вопрос, но уже начинает отвечать.
Диагностика СДВГ
Так как СДВГ включает в себя несколько симптомов, диагностика его является довольно затруднительной. Некоторые проявления этого синдрома могут быть просто этапами в развитии ребенка.
Диагноз детям ставят после подробного обсуждения всех симптомов с родителями и сами детьми и после того, как понаблюдают за поведением детей. Собирается тщательный анамнез, в котором выясняют, нет ли у родственников такой же проблемы. Врач должен отличить СДВГ от психических либо соматических заболеваний. Специальный тест для диагностики СДВГ отсутствует.
Даже учителя могут обнаружить и высказать подозрения о возможности СДВГ. Для того, чтобы оценить неврологический и психологический статусы, врач должен тщательно изучить медицинские карты детей. Нужно также назначить детям серию исследований: оценить зрение, слух, вербальные и моторные навыки, интеллектуальные способности, черты характера. Требуется консультация аллерголога.
Коррекция СДВГ
Для того, чтобы добиться эффективного лечения, требуется объединение родителей, врачей и учителей.
Одна из наиболее эффективных методик коррекции СДВГ – методика Дэйвиса. Она не подавляет особенности восприятия ребенка и его необычные способности. С помощью «точки ориентации» ребенок осваивает механизм «фокусирования». Благодаря этой методике ребенок избежит обвинений в отставании, медлительности и сможет раскрыть свои творческие способности.
Основным лечением СДВГ являются стимуляторы (Риталин, Циклерт, Декседрин и другие), хотя и существует много сообщений о передозировках. Они помогают снижать гиперактивность. Однако врач должен индивидуально подобрать дозировку, наблюдая за возможными побочными явлениями.
Советы родителям
- Родители могут научиться контролировать поведение ребенка и проводить терапию поведения. Ребенка можно обучить специальным техникам, которые помогут в учебе в школе.
- В комнате у ребенка должно быть как можно меньше вещей, которые будут отвлекать его внимание.
- Нужно сделать все возможное, чтобы повысить самооценку ребенка, страдающего СДВГ.
- Нужно поддерживать ребенка во всех его увлечениях и занятиях.
Хотите узнать больше о коррекции нарушений развития? — Подписывайтесь на наш канал!
Источник
Обычно о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) принято говорить в «детском» контексте. Точные причины этого неврологическо-поведенческого расстройства неизвестны, стопроцентно эффективного лечения тоже нет. Считается, что симптомы — импульсивность, гиперактивность, трудности с восприятием информации и плохая концентрация — могут снизиться или пропасть совсем по мере взросления ребенка. Либо он их «перерастет», либо приспособится. Однако, по статистике, таких счастливчиков не более трети и «детский» СДВГ у многих плавно перетекает во «взрослый». Многие взрослые не понимают, почему ведут себя странно, особенно если СДВГ у них в детстве не диагностировали. Окружающие объясняют их особенное поведение, проблемы на работе и в личной жизни сложным характером, импульсивностью, ленью и нежеланием добиваться целей.
Признаки СДВГ у взрослых
Опоздания
Можно сказать, что симптомы СДВГ у взрослых проявляются иначе, чем у детей. Однако разница лишь в возрасте и зоне ответственности. Если ребенок не способен сосредоточиться, не слышит, что ему говорят, не следует инструкциям, не проявляет самостоятельность, не способен усидеть на месте больше 5 минут, часто теряет вещи, ведет себя активно и громко, — он не понимает, что это мешает ему учиться, получать и анализировать информацию, адаптироваться в социальной среде. Взрослый с СДВГ хорошо осознает, что хронические опоздания на работу и встречи, неспособность концентрироваться и быстро решать задачи мешают ему добиваться поставленных целей, но сделать все равно ничего не может.
Рискованное вождение
Исследования показывают, что взрослым с СДВГ сложно контролировать свое поведение за рулем: они часто превышают скорость и попадают в аварии.
Дезорганизация
Люди с СДВГ часто дезорганизованы, отличаются беспокойным поведением и легко отвлекаются. У них наблюдаются сложности с приоритетом, выполнением и завершением задач; трудности с концентрацией во время чтения. Неспособность сосредоточиться и выполнить поставленную задачу влияет не только на их повседневную жизнь, но и часто является причиной разрыва личных отношений и загубленной карьеры.
Проблемы с самоконтролем
Взрослым с СДВГ трудно управлять гневом, сдерживать импульсивное поведение, промолчать.
Гиперфокус
Сосредоточиться на чем-то для взрослого с СДВГ не проблема. Сложность в том, что гиперфокус направлен только на интересное и захватывающее. Скучные задачи — вроде подготовки документов или уборки в доме — вызывают скуку и тоску. Поэтому они часто откладывают такие дела, отдавая предпочтение более приятным занятиям.
Многозадачность или СДВГ?
Сегодня нам всем приходится проявлять чудеса многозадачности — жизнь стала быстрой, поток информации мощный, дел по горло. Может показаться, что каждый, кому в течение дня приходится отвечать на кучу сообщений в мессенджерах, почту и звонки, быстро включаться в рабочий процесс и тут же выходить из него, выполняя другие задачи, страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Но есть одно глобальное отличие многозадачного человека от человека с СДВГ: несмотря на отвлекающие факторы, первому удается сконцентрироваться на делах и обязанностях, второму эти факторы мешают выполнять важные задачи дома и на работе.
А это точно СДВГ?
Беспокойство, тревожность, сложности с концентрацией внимания не обязательно являются признаками СДВГ. Такие симптомы характерны и для других состояний. Например, плохая концентрация — классический симптом депрессии, а беспокойство и тревожность могут быть признаками заболеваний щитовидной железы или тревожного расстройства. Для установления точного диагноза необходимо обратиться к врачу.
Что вызывает СДВГ?
Точно известно, что у людей с СДВГ биологически активные химические вещества — нейротрансмиттеры менее активны в областях мозга, которые контролируют внимание. Непонятно, что вызывает этот химический дисбаланс, но ученые считают, что не последнюю роль здесь играет генетика. СДВГ часто становится семейным анамнезом. СДВГ, возможно, также связан с пренатальным (в утробе матери) воздействием алкоголя и сигарет.
Диагностика СДВГ
Если СДВГ не диагностировался в детстве, многие взрослые не догадываются о том, что у них есть этот синдром. Обычно они обращаются к врачам с жалобами на тревожность и депрессию. В процессе коммуникации со специалистом выявляются стандартные сопутствующие СДВГ признаки: проблемы в общении на работе и дома; плохие привычки, разрушающие здоровье; неприятные особенности поведения.
Если СДВГ не был выявлен в детстве, для подтверждения диагноза врачу понадобится информация из детской карты пациента. Особое внимание он обратит на сведения о плохой концентрации, сложностях с усваиванием и запоминанием информации и гиперактивности.
Во время оценки СДВГ некоторые специалисты в области психического здоровья используют нейропсихологические и компьютерные тесты. Так определяется степень вовлеченности, внимания, выявляются навыки решения проблем. Нейропсихологическое тестирование не обязательно для постановки диагноза, но оно помогает понять, как СДВГ влияет на повседневную жизнь человека и обнаружить сопутствующие признаки, например, проблемы с обучением.
Лечение СДВГ у взрослых
Терапия СДВГ основана на применении стимуляторов. Ошибочно полагать, что они могут усилить и без того осложняющие жизнь симптомы — тревожность и гиперактивность. Напротив, эти препараты улучшают концентрацию внимания, помогают сосредоточиться на текущей задаче и не отвлекаться. Если стимуляторы не помогают, врач может назначить антидепрессант — для стабилизации психологического состояния, или селективный ингибитор обратного захвата серотонина (атомоксетин) — для контроля импульсивного поведения.
Эффективность препаратов терапии СДВГ у взрослых исследовалась меньше, чем у детей. Но, тем не менее, исследования показывают, что у взрослых, принимающих стимуляторы, СДВГ проявляется в меньшей степени, им легче сосредоточиться и для этого нужно примерно 30 минут, а не долгие часы.
Медикаментозное лечение серьезно повышает качество жизни взрослых с СДВГ, но им приходится самим справляться с плохими привычками, поднимать самооценку и улучшать социальные навыки. Например, с помощью когнитивно-поведенческой терапии. Победить прокрастинацию помогает простейший органайзер и планировщик, установленные на компьютере или телефоне. Самое важное не пройдет мимо, а задачи из списка выполнять легче.
СДВГ и еда
Некоторые эксперты считают, что продукты, которые дают качественную энергию мозгу, снижают симптоматику СДВГ. Высокобелковые продукты (орехи, мясо, яйцы, бобы) улучшают концентрацию. Сложные углеводы (цельнозерновые продукты, коричневый рис) предотвращают перепады настроения и стабилизируют уровень энергии.
Популярна идея, что гиперактивными людей делает сахар, но нет никаких доказательств того, что сладкое вызывает СДВГ или ухудшает его симптомы. Так, есть данные по «детскому» СДВГ, которые указывают на то, что заменители сахара (вроде аспартама) не снижают его проявление.
К сожалению, взрослый СДВГ «не перерасти». Но долгосрочное медикаментозное лечение, поведенческая терапия и желание пациента упорядочить свою жизнь с помощью самоконтроля улучшает качество жизни, возвращает в семью и приближает к профессиональным целям.
Источник: WebMD
Нам будет очень приятно, если вы станете нашим подписчиком!
Подписывайтесь на дзен-канал Mednewz! Новости медицины понятным языком!
Удобнее читать в Telegram? Подписаться легко!
Like?
Источник