Как помочь ребенку с синдромом аспергера
Автор: Гэвин Боллард / Gavin Bollard
Перевод: Елена Черновская
Источник: Life with Aspergers
«С кем ты играл сегодня в школе?» — обычный вопрос матери, ответом которому было бормотание: «Ни с кем …» И это одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются родители и их дети с синдромом Аспергера.
Подружиться непросто, а поддерживать дружбу еще сложнее. Еще в ноябре я написал статью о моем собственном опыте, как я взрослел и находил друзей, но на этот раз я хочу предложить некоторые советы и рекомендации для родителей, чьим детям сложно устанавливать дружеские связи.
Как распознать друга
Дружбе предшествует ряд шагов, которые не являются инстинктивными для детей с синдромом Аспергера. Первый шаг к дружбе — это узнавание, шаг, который состоит из двух частей — узнавание лица и запоминания имени. Первая часть обычно не вызывает сложностей, хотя некоторые дети не узнают лиц вообще, а некоторые имеют трудности с узнаванием, когда окружающие меняют свою прическу или другие аспекты внешности. В моем детстве были периоды, когда я не понимал, что ребенок, с которым я подружился год назад, был тем же самым мальчиком, который только что подошел и заговорил со мной.
Иногда моей маме приходилось вмешиваться и говорить: «Ты разве не помнишь Аарона, ты играл с ним в футбол весь прошлый год…» Порою я отвечал: «Нет, это был другой Аарон», но ее слова заставляли меня задуматься и часто ее подсказки давали мне возможность возобновить дружбу.
Запомнить имя гораздо сложнее, и нередко некоторые дети на протяжении нескольких месяцев не в состоянии запомнить имя своего учителя, не говоря уже об именах своих одноклассников. Особой проблемой для меня было то, что я всегда был очень осторожен с именами, так что даже не рисковал их произносить. Я, возможно, прекрасно знал, как зовут учителя, но я никогда не произносил его имя вслух, чтобы не ошибиться.
Потребовалось время, чтобы моя мама осознала это, и, в конце концов, она начала говорить и записывать для меня имена моих учителей, пока я не почувствовал себя увереннее.
Почему имена важны
Одна из самых неприятных вещей, что может случиться, это ситуация, когда ты не можешь назвать чье-то имя. Мой младший сын каждый день играл с одним мальчиком в детском саду. Они были большими друзьями и, очевидно, этот мальчик имел обыкновение каждый день говорить о моем сыне дома, называя его по имени. Однажды, когда моя жена забирала его, она спросила, как зовут этого мальчика, и наш сын ответил: «Я не знаю!» Это вызвало очень эмоциональную реакцию от матери мальчика, которая стояла неподалеку.
Видимо, их семья неоднократно слышала дома имя нашего сына, а он сам даже не знал имени своего друга. Мама мальчика не понимала, что наш сын не нуждается в имени, чтобы поддерживать с кем-то крепкую дружбу.
Запоминание имен
Одно из хороших упражнений — использовать школьные фотографии, чтобы помочь вашему ребенку запомнить имена. Полезно держать копии этих фотографий рядом с тем местом, где вы и ваш ребенок делаете домашние задания и обсуждаете дела в школе; или, возможно, даже рядом с обеденным столом. Поставьте цель запоминать одно или два имени за вечер. Делайте это в игре, как бы случайно, а не намеренно. Так ребенок научится ассоциировать имена и лица, а не просто заучивать список наизусть. Для достижения наилучших результатов, начните с вопроса вашему ребенку, с кем он играет, кто в его классе. Вы также можете попросить его указать на фото хулиганов или детей, имеющих схожие с ним интересы.
Запоминание имен и ассоциирование их с лицами — это важный шаг в создании дружеских связей.
— Привет! Меня зовут…
— Привет! Это же ты…
Общие интересы
Один из лучших способов помочь вашему ребенку с синдромом Аспергера найти друзей — это найти детей со схожими интересами. Чтобы сделать этот процесс проще, предложите вашему ребенку взять с собой что-нибудь, связанное с его интересами. Например, если он любит футбол или конкретную футбольную команду, тогда попытайтесь отправить его в школу с «фирменными» предметами, такими как пеналы, книжные обложки, и, если форма не является требованием в вашей школе, предложите одежду с тематической символикой. Но следите за тем, чтобы все соответствовало возрасту. Отправка 14-летнего подростка в школу с символикой «Губки Боба» может привлечь нежелательное внимание хулиганов.
Когда ваш ребенок приходит домой, спросите его, кто обращал внимание на эти фирменные отличия, попытайтесь отыскать положительные и/или повторные комментарии. Возможно, вашему ребенку не обойтись без небольшой помощи от вас, так что будьте готовы поддержать его, предложив заговорить с тем ребенком, который проявляет к нему интерес.
Организация встреч для игр
Если общий интерес становится очевидным, рассмотрите вопрос об организации встречи для игр или совместного подхода куда-либо в выходные. Если ваш ребенок не в состоянии успешно передать сообщение, вы можете связаться с учителями для помощи. Учителя не смогут дать вам номер телефона другого ребенка, но передадут ваш номер, так как от вас получено разрешение.
При организации встречи для игр, убедитесь, что к вам в гости придет только один ребенок. Приглашение двух друзей сразу несет в себе риск, что два посетителя будут играть друг с другом без вашего ребенка. Если у вас двое детей, то лучше пригласить двух друзей, чтобы избежать ситуации, когда один из ваших детей играет с другом, предназначенным для другого.
Если вы организуете развлекательное мероприятие вдали от дома, постарайтесь выбрать место, где нет других детей — или, по крайней мере, нет высокой вероятности встречи с общим другом. Парки, например, полны других детей и все это может привести к тому, что встретятся другие ребята, которые случайно играют рядом.
Обязательно пригласите родителей другого ребенка, чтобы они также могли присутствовать на мероприятии. Некоторые родители оставляют ребенка и убегают, другие считают необходимым внимательно следить за своим ребенком в новой ситуации. Это особенно верно, когда речь идет о детях разного пола. Это может показаться необычным, но если у вас мальчик, у которого нет друзей, то лучше подружиться с девочкой, чем не иметь друзей вовсе.
Посмотрите, играет ли ваш ребенок со своим новым другом или нет. Если нет, спросите вашего ребенка, почему. Вашему ребенку, возможно, требуется небольшой совет о том, как начать общение.
Постарайтесь сразу не настаивать на взаимных договоренностях. Некоторые родители не справляются с несколькими детьми одновременно и не любят брать на себя ответственность за такие мероприятия. Иногда ответное приглашение может последовать немедленно, а иногда его вообще не будет.
Это само по себе не является проблемой до тех пор, пока ваш ребенок не сообщает о более чем одном событии, куда пригласили одного или нескольких других одноклассников, а его — нет.
Если такое происходит, то часто лучше оглядеться вокруг и поискать других друзей, чем «толочь воду в ступе».
Спасибо Елене Черновской за перевод.
Источник
Рекомендации Нелль Франсис, учительницы, создательницы сайта AspergerChild.com и матери сына синдромом Аспергера. Может быть, у кого-нибудь будут комментарии, возражения или дополнения к этому списку?
— Дети с синдромом Аспергера отличаются большой честностью, и это может привести к тому, что они говорят провокативные утверждения или комментарии, которые могут разозлить других людей. В результате, ребенок с РАС сталкивается с агрессией, не понимая ее причины – для него она кажется совершенно необоснованным нападением. Постарайтесь отдельно проговаривать с ребенком, какие фразы являются уместными, а какие нет и почему.
— Учителя нашего ребенка с синдромом Аспергера должны знать, что все социальные ситуации оказывают кумулятивный эффект на детей с СА, и это влияет на результаты групповой работы, внеклассное общение и систему приятелей. Может быть полезно время от времени мягко напоминать учителям об этом «нюансе» синдрома Аспергера.
— Детям с синдромом Аспергера не нравится, когда их волосы расчесывают, моют или подстригают. Причина проблемы может быть в слишком чувствительной коже головы, так что причесывание или мытье вызывает у них боль. Попробуйте расческу с широкими зубьями, которая не прикасается к коже, а также нежный массаж во время мытья. Стрижка волос вызывает стресс из-за ощущения от состригаемых волос (например, ощущения от ножниц), а также из-за изменений в ощущениях от тяжести волос. Обсудите эти проблемы с ребенком, чтобы найти решение.
— Регулярно проверяйте, насколько хорошо ваш ребенок с РАС понял чужую речь. Возможно, он понял «буквальный» смысл, а не абстрактное или подразумеваемое значение. Как только дети с синдромом Аспергера научатся этим аспектам языка, они очень часто начинают получать огромное наслаждение от юмора с помощью «игры слов».
— Визуальные методы организации просто фантастически помогают детям с синдромом Аспергера. Вы можете визуально представить: а) то, что нужно сделать перед тем, как пойти в школу; б) режим личной гигиены, или в) расписание по выполнению домашней работы. Эти приемы повышают организованность ребенка и помогают ему учиться.
— Жаркая погода может вызывать сенсорные перегрузки и истерики у ребенка с синдромом Аспергера. Подумайте об установке кондиционера воздуха. В противном случае творчески планируйте занятия, которые связаны с водой. Если у вас нет доступа к бассейну, наполните ванну и пусть ребенок купается в ней по нескольку раз в день. Попробуйте посидеть на мокрых полотенцах, когда на вас направлен вентилятор. Помойте машину, собаку или окна. Играйте в водные пистолеты и другими подобными игрушками. (Возможно, вашему ребенку не нравится, когда вода попадает на лицо, но он сможет терпеть ее на остальных частях тела). Для меня жара означает большую стирку на следующий день (мой сын не переносит мокрую одежду), но я лучше буду стирать, чем иметь дело с истериками!
— Мягкий массаж головы, особенно затылка и за ушами может снять стресс и успокоить ребенка с синдромом Аспергера. Если ему не нравится, когда его трогают, можно обратиться к его интеллекту: «Это помогает твоему мозгу расслабиться». Попробуйте сделать массаж частью вашего распорядка дня.
— Если растворить полчашки «английской соли» в ванне ребенка, то это поможет ему расслабиться, как только он впитает сульфат магния.
— Учить ребенка правильным навыкам разговора недостаточно – будьте максимально конкретны. Говорите со своим ребенком с синдромом Аспергера о том, в какой момент нужно принимать участие в разговоре (например, когда голова и плечи наклонены в твою сторону, если есть контакт глазами), какой тон означает, что говорящий закончил и ждет ответа.
— Двухминутная борьба со стрессом. Чтобы перенаправить негативное поведение ребенка с синдромом Аспергера, используйте занятия, которые активизируют правое полушарие мозга, например, рассказать алфавит в обратном порядке, считать в обратном порядке (используйте в качестве отправного пункта достаточно сложные цифры для этого возраста) или повторяйте скороговорку. Это работает!
— Для детей с чувствительной сенсорикой можно: удалять этикетки с одежды; отдавать предпочтение натуральным тканям; надевать носки вывернутыми наизнанку; поощрять ношение солнцезащитных очков; наблюдать за «громкостью» окружающей среды ребенка; включая телевизор, радио и тому подобное; если ребенок отстраняется от вас, проверьте, как от вас пахнет (духи, дезодорант, ополаскиватель для рта, кондиционер для одежды); если вы предлагаете новые блюда, то пусть их текстура/консистенция будет такой же, как и у любимых блюд ребенка.
Источник
20.05.14
Рекомендации взрослого с синдромом Аспергера родителям детей с этим диагнозом
Автор: Гэвин Боллард / Gavin Bollard
Перевод: Елена Черновская
Источник: Life with Aspergers
«С кем ты играл сегодня в школе?» — обычный вопрос матери, ответом которому было бормотание: «Ни с кем …» И это одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются родители и их дети с синдромом Аспергера.
Подружиться непросто, а поддерживать дружбу еще сложнее. Еще в ноябре я написал статью о моем собственном опыте, как я взрослел и находил друзей, но на этот раз я хочу предложить некоторые советы и рекомендации для родителей, чьим детям сложно устанавливать дружеские связи.
Как распознать друга
Дружбе предшествует ряд шагов, которые не являются инстинктивными для детей с синдромом Аспергера. Первый шаг к дружбе — это узнавание, шаг, который состоит из двух частей — узнавание лица и запоминания имени. Первая часть обычно не вызывает сложностей, хотя некоторые дети не узнают лиц вообще, а некоторые имеют трудности с узнаванием, когда окружающие меняют свою прическу или другие аспекты внешности. В моем детстве были периоды, когда я не понимал, что ребенок, с которым я подружился год назад, был тем же самым мальчиком, который только что подошел и заговорил со мной.
Иногда моей маме приходилось вмешиваться и говорить: «Ты разве не помнишь Аарона, ты играл с ним в футбол весь прошлый год…» Порою я отвечал: «Нет, это был другой Аарон», но ее слова заставляли меня задуматься и часто ее подсказки давали мне возможность возобновить дружбу.
Запомнить имя гораздо сложнее, и нередко некоторые дети на протяжении нескольких месяцев не в состоянии запомнить имя своего учителя, не говоря уже об именах своих одноклассников. Особой проблемой для меня было то, что я всегда был очень осторожен с именами, так что даже не рисковал их произносить. Я, возможно, прекрасно знал, как зовут учителя, но я никогда не произносил его имя вслух, чтобы не ошибиться.
Потребовалось время, чтобы моя мама осознала это, и, в конце концов, она начала говорить и записывать для меня имена моих учителей, пока я не почувствовал себя увереннее.
Почему имена важны
Одна из самых неприятных вещей, что может случиться, это ситуация, когда ты не можешь назвать чье-то имя. Мой младший сын каждый день играл с одним мальчиком в детском саду. Они были большими друзьями и, очевидно, этот мальчик имел обыкновение каждый день говорить о моем сыне дома, называя его по имени. Однажды, когда моя жена забирала его, она спросила, как зовут этого мальчика, и наш сын ответил: «Я не знаю!» Это вызвало очень эмоциональную реакцию от матери мальчика, которая стояла неподалеку.
Видимо, их семья неоднократно слышала дома имя нашего сына, а он сам даже не знал имени своего друга. Мама мальчика не понимала, что наш сын не нуждается в имени, чтобы поддерживать с кем-то крепкую дружбу.
Запоминание имен
Одно из хороших упражнений — использовать школьные фотографии, чтобы помочь вашему ребенку запомнить имена. Полезно держать копии этих фотографий рядом с тем местом, где вы и ваш ребенок делаете домашние задания и обсуждаете дела в школе; или, возможно, даже рядом с обеденным столом. Поставьте цель запоминать одно или два имени за вечер. Делайте это в игре, как бы случайно, а не намеренно. Так ребенок научится ассоциировать имена и лица, а не просто заучивать список наизусть. Для достижения наилучших результатов, начните с вопроса вашему ребенку, с кем он играет, кто в его классе. Вы также можете попросить его указать на фото хулиганов или детей, имеющих схожие с ним интересы.
Запоминание имен и ассоциирование их с лицами — это важный шаг в создании дружеских связей.
— Привет! Меня зовут…
— Привет! Это же ты…
Общие интересы
Один из лучших способов помочь вашему ребенку с синдромом Аспергера найти друзей — это найти детей со схожими интересами. Чтобы сделать этот процесс проще, предложите вашему ребенку взять с собой что-нибудь, связанное с его интересами. Например, если он любит футбол или конкретную футбольную команду, тогда попытайтесь отправить его в школу с «фирменными» предметами, такими как пеналы, книжные обложки, и, если форма не является требованием в вашей школе, предложите одежду с тематической символикой. Но следите за тем, чтобы все соответствовало возрасту. Отправка 14-летнего подростка в школу с символикой «Губки Боба» может привлечь нежелательное внимание хулиганов.
Когда ваш ребенок приходит домой, спросите его, кто обращал внимание на эти фирменные отличия, попытайтесь отыскать положительные и/или повторные комментарии. Возможно, вашему ребенку не обойтись без небольшой помощи от вас, так что будьте готовы поддержать его, предложив заговорить с тем ребенком, который проявляет к нему интерес.
Организация встреч для игр
Если общий интерес становится очевидным, рассмотрите вопрос об организации встречи для игр или совместного подхода куда-либо в выходные. Если ваш ребенок не в состоянии успешно передать сообщение, вы можете связаться с учителями для помощи. Учителя не смогут дать вам номер телефона другого ребенка, но передадут ваш номер, так как от вас получено разрешение.
При организации встречи для игр, убедитесь, что к вам в гости придет только один ребенок. Приглашение двух друзей сразу несет в себе риск, что два посетителя будут играть друг с другом без вашего ребенка. Если у вас двое детей, то лучше пригласить двух друзей, чтобы избежать ситуации, когда один из ваших детей играет с другом, предназначенным для другого.
Если вы организуете развлекательное мероприятие вдали от дома, постарайтесь выбрать место, где нет других детей — или, по крайней мере, нет высокой вероятности встречи с общим другом. Парки, например, полны других детей и все это может привести к тому, что встретятся другие ребята, которые случайно играют рядом.
Обязательно пригласите родителей другого ребенка, чтобы они также могли присутствовать на мероприятии. Некоторые родители оставляют ребенка и убегают, другие считают необходимым внимательно следить за своим ребенком в новой ситуации. Это особенно верно, когда речь идет о детях разного пола. Это может показаться необычным, но если у вас мальчик, у которого нет друзей, то лучше подружиться с девочкой, чем не иметь друзей вовсе.
Посмотрите, играет ли ваш ребенок со своим новым другом или нет. Если нет, спросите вашего ребенка, почему. Вашему ребенку, возможно, требуется небольшой совет о том, как начать общение.
Постарайтесь сразу не настаивать на взаимных договоренностях. Некоторые родители не справляются с несколькими детьми одновременно и не любят брать на себя ответственность за такие мероприятия. Иногда ответное приглашение может последовать немедленно, а иногда его вообще не будет.
Это само по себе не является проблемой до тех пор, пока ваш ребенок не сообщает о более чем одном событии, куда пригласили одного или нескольких других одноклассников, а его — нет.
Если такое происходит, то часто лучше оглядеться вокруг и поискать других друзей, чем «толочь воду в ступе».
Спасибо Елене Черновской за перевод.
Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник