Как поместить ребенка с синдромом дауна в
Недавно меня попросили поделиться опытом усыновления детей с синдромом Дауна (далее СД). Я очень надеюсь, что смогу в этой статье не только поделиться практическими инсайтами, но и открыть свое сердце, рассказав, что это значило для меня и моей семьи.
Фото: themighty.com
Нет, в мои мечты не входило усыновить ребенка с СД, я даже и не задумывалась об этом, когда мы начали задумываться об усыновлении вообще. Оно пришло из ниоткуда, когда однажды, брат моего мужа Дерек со своей женой Рене собрались усыновить трех мальчиков из восточной Европы. В телефонном разговоре с Рене, когда она рассказывала мне, на каком сайте можно увидеть фото их детей, я услышала от нее следующие слова: «Трейси, пролистай в самый низ страницы, там еще фото маленького светленького мальчика с синдромом Дауна. Я так хотела и его забрать, но Дерек сказал мне остановиться на трех детях».
Я послушно пролистала страницу, и тут увидела самого красивого мальчика в мире. Я влюбилась. С того самого дня я верю в любовь с первого взгляда. В самой сокровенной части моей души я уже знала, что это мой сын. Я бы свернула горы, чтобы привезти его домой и назвать своим ребенком. В ту же секунду я уже звонила мужу, который незамедлительно примчался домой, чтобы убедиться, что его жена не сошла с ума. Дети поддакивали мне: «Мам, когда мы поедем с ним знакомиться?».
Я этого совсем не планировала, но верю, что планировал Бог. Он знал еще до начала времен, что этот маленький блондин с карими глазами будет моим сыном.
Эйден было 3, когда мы его усыновили. Первый год его жизни у нас мы не вылезали от врачей, я даже потеряла счет нашим визитам в больницу. Мы были у всех возможных специалистов: кардиолога, инфекциониста, общего педиатра, в клинике синдрома Дауна, у офтальмолога, стоматолога, эндокринолога… список не кончается. Мы прошли диагностику в образовательной системе, прошли курсы физиотерапии, трудовой терапии и занимались с логопедом.
На тот момент вот мои ожидания:
— Я ожидала, что буду любить этого ребенка.
— Я ожидала, что у него будут задержки развития и, возможно, проблемы со здоровьем.
— Я ожидала, что у него будет страх и гнев из-за болезненного прошлого.
Чего я не ожидала:
— Я не ожидала, что через пару месяцев после усыновления нас уложат в больницу для биопсии легких из-за положительной реакции на туберкулиновую пробу.
— Я не ожидала, что он будет есть оранжевый восковой мелок в приемной у стоматолога, из-за чего осмотр будет невозможен.
— Я не ожидала, что придется убирать самый ужасный бардак на планете Земля, когда он будет вымазывать своими какашками все, что только можно: руки, стены, свою кроватку.
— Я не ожидала, что один единственный ребенок может принести столько радости и наслаждения нашей семье.
Два года спустя мы почувствовали побуждения привести в нашу семью еще одного члена. В этот раз мы обратились в агентство, чтобы усыновить младенца с синдромом Дауна.
Фото: themighty.com
Нас познакомили с биологической матерью, которая носила мальчика с СД. Из-за того, что она поздно встала на учет, и диагноз соответственно тоже поставили поздно, существовала опасность порока сердца. Но мы были готовы к этому, если понадобиться. Мы приготовились встретить нашего Мэтти самым ответственным образом.
Я была уверена, что буду любить этого ребенка, и знала, что мы дадим ему все, что нужно, чтобы у него была лучшая жизнь. Я была благодарна за то, что мы живем недалеко от замечательного медицинского учреждения, и в нашем районе прекрасное сообщество СД. Я чувствовала, что готова.
Но я не ожидала, что нам придется провести первые 11 месяцев жизни моего мальчика в больнице, когда ему приходится бороться с угрожающими жизни болезнями, когда он перенес 4 операции (две на открытом сердце, ввод трубки для кормления и трахеотомия).
Я не ожидала, что, когда его выпишут домой, и он будет подключен к аппарату вентиляции легких, и нуждаясь в заботе опытных медсестер.
Я не ожидала, что один единственный ребенок так изменит мою жизнь, покажет мне, насколько же я слаба и сильна на самом деле, наполнит меня такой радостью и любовью, о которых я даже и не мечтала.
Практические советы и пункты, о которых стоит задуматься, планируя усыновить ребенка с СД:
1. Будьте готовы. Если вы планируете усыновить ребенка, который все еще в утробе, нужно быть готовыми буквально ко всему, потому что в этом уравнении очень много неизвестных. Для детей с СД патологии в сердце обычная вещь; часто требуется хирургическое вмешательство. Дети с СД также часто имеют другие проблемы со здоровьем, включающим проблемы с щитовидной железой, проблемы с питанием и зрением.
2. Занимайте самообразованием. Читайте и заводите связи с разными организациями, связанными с СД. Ищите группы в соцсетях, где есть родители и специалисты. Они смогут обеспечить вас важными знаниями и ресурсами.
3. Медицинский полис. Узнайте, каких врачей и какие процедуры вам положены бесплатно, чтобы не переплачивать за это.
4. Готовьтесь к будущему. Ребенок с СД может достичь достаточной доли независимости, но безусловно ему обязательно будет нужна дополнительная поддержка даже во взрослой жизни. Это еще одна важная причина встречаться и общаться с родителями взрослых детей с СД и уже взрослыми людьми с СД. Подумайте о том, кто будет заботиться о вашем ребенке, если вдруг один из вас умрет. Скорее всего, речь идет о члене семьи или старшем брате, или сестре, или близком друге семьи.
5. Заботьтесь о том, чтобы дать образование своему ребенку. Необходимо рассмотреть все доступные ресурсы для получения образования вашим ребенком. Программы раннего развития могут обеспечить толчком в развитии речи, физической или трудовой терапией. Нам повезло, наши особенные дети ходили в прекрасный детский сад, где они получили максимум внимания и развития. Ищите школы с инклюзией, чтобы ваш ребенок смогу учиться по индивидуально разработанной программе. Даже если он будет на домашнем обучении, все равно вам должна быть доступна диагностика развития в местном образовательном учреждении.
Фото: themighty.com
6. Семья, братья и сестры. Наша семья полностью приняла детей с СД. Наши дети, которые уже были в семье были большими молодцам. Они многому научились и стали намного сильнее и лучше, благодаря влиянию своих двух особенных братьев. Наши родные стали для нас настоящим благословением. Они заботились о нас и помогали нам. Но будут такие моменты, к которым вам следует подготовить свою семью, которая собирается встретить нового члена с СД.
Трейси Лаукс
Перевод, оригинал: themighty.com
Материал подготовлен сайтом nest.moscow
Источник
Недавно в посольстве Великобритании прошла презентация книги,
выпущенной благотворительным фондом «Даунсайд Ап» «Ребенок с синдромом
Дауна. Первые годы. Новое руководство для родителей». Книга не будет продаваться в магазинах, она бесплатно попадет
в руки тем, кто в ней нуждается – родителям детей с таким диагнозом.
У
книги маленький тираж, потому что это руководство пока необходимо не
такому уж большому количеству родителей. Надеемся, что пока.
В плену предрассудков
В России каждый год рождается примерно 2 тысячи детей с синдромом
Дауна. 85% родителей отказываются от таких малышей сразу после их
рождения. Младенцев помещают в специализированные заведения, где
половина из «отказников» умирает, не дожив до года.
Трудно винить в этом одних только несчастных родителей детей с
ограниченными возможностями. Все наше общество так относится к
«нестандартным» людям. Когда врачи в роддоме понимают, что у
новорожденного синдром Дауна, они тут же предлагают роженице написать
отказ от ребенка. Хотя в развитых странах в таких случаях маму прежде
всего снабжают специальной литературой, чтобы она могла понять, что за
генетический дефект обнаружен у ее малыша и к каким особенностям
развития он приведет.
У нас семьи, где растут дети с ограниченными возможностями,
практически не получают никакой социальной поддержки. В других странах
ребятишки с синдромом Дауна, вырастая в семье, обучаются себя
обслуживать, ходят в обычные школы, занимаются, как и все дети,
спортом, музыкой, иностранными языками, получают специальности и,
повзрослев, устраиваются на работу. У нас же они в большинстве своем
находятся в специализированных учреждениях, откуда уже никогда не
выходят.
Спасибо Флоренс
«Даунсайд Ап» – это российский благотворительный фонд, основанный
несколькими британцами. Среди попечителей фонда – генетик, академик и
вице-президент РАМН Н.П. Бочков. Одна из учредительниц фонда – Вероник
Гарретт. Ее дочка Флоренс родилась с синдромом Дауна. Конечно, для
семьи это был шок, однако все понимали, что у девочки есть будущее и ее
развитие во многом зависит от усилий семьи и специалистов.
Работавший в это время в Москве дядя девочки Джереми Барнс был
потрясен, когда узнал, что в России большинство семей бросают своих
детей с синдромом Дауна из-за отсутствия помощи со стороны общества и
государства. В 1996 году мама Флоренс и ее дядя учредили фонд «Даунсайд
Ап», чтобы изменить жизнь российских «даунят» к лучшему.
За это время было сделано много: фонд ежегодно оказывает поддержку
около тысячи детей. Благодаря работе фонда с роддомами и больницами в
Москве уменьшилось количество отказов от новорожденных с синдромом
Дауна с 95% в 1997 году до 60% в настоящее время. Ежегодно 60
московских семей, где есть маленькие «даунята», получают консультацию
специалистов на дому, а около 160 семей каждый месяц приходят с детьми
на индивидуальные занятия по развитию речи и движения в фонд. До 60 семей приезжают в фонд каждый
месяц из других городов на педагогические и медицинские консультации.
За 10 лет фонд издал и бесплатно распространил 21 тысячу книг, брошюр и
наглядных пособий, провел 4 международные конференции и свыше 100
семинаров для 5 тысяч специалистов.
Если вам нужна поддержка фонда или вы, наоборот, сами хотите ему помочь, зайдите на его сайт: www.downsideup.org
Список заблуждений
Мы мало что знаем об этом генетическом сбое и не представляем себе возможностей людей с синдромом Дауна. Мы думаем, что:
Синдром Дауна – это болезнь…
На самом деле – это генетическое состояние, которое определяется
наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Лишняя 47-я
хромосома становится причиной того, что ребенок будет развиваться
медленнее, чем его ровесники.
Люди с синдромом Дауна не способны к обучению…
На самом деле – этот миф сложился после исследований, которые
проводились в специализированных учреждениях. Но там любой ребенок не
может развиваться эффективно, потому что он лишен родительской любви –
основного стимула развития малыша. В семье «бесперспективный» малыш в
годик сам садится, в два – начинает ходить, к двум с половиной – ест
ложкой и произносит первые слова, в четыре – учится помогать по дому,
готов пойти в детский сад…
Ребенок с синдромом Дауна – результат асоциального поведения родителей…
На самом деле – по статистике, один ребенок из 700 новорожденных
появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в
разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит
от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, стиля
питания, достатка, образования, цвета кожи или национальности. Мальчики
и девочки рождаются с одинаковой частотой. Родители при этом имеют
нормальный набор хромосом.
Люди с синдромом Дауна представляют опасность для общества…
На самом деле – такие люди на редкость ласковы и миролюбивы. Их еще
называют «солнечными детьми». Они никогда не были замечены в совершении
каких-либо преступлений.
Людей с синдромом Дауна в России меньше, чем в Европе…
На самом деле – в Европе люди с синдромом Дауна живут в семьях, и
общество относится к ним, как к равноправным членам. В России
большинство таких младенцев попадает в специализированные учреждения.
Так создается впечатление, что в России людей с особенностями развития
почти нет.
С моей семьей этого не случится…
На самом деле – такой ребенок может родиться в любой семье, это генетическая случайность.
Ребенку с синдромом Дауна лучше жить под наблюдением врачей…
На самом деле – есть даже специальный термин, описывающий то, что
происходит с ребенком, который живет в больнице, специнтернате –
синдром госпитализма. Это нарушение психического развития, вызванного
тем, что младенец отделен от матери. Госпитализм тормозит
интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие любого малыша,
есть у него синдром Дауна или его нет.
Маленький пример
Во время презентации книги гостям показали документальный фильм о
«даунятах», растущих в семье. Запомнились кадры: подросток с синдромом
Дауна, который мечтал стать гимнастом и стал им, показывает своим
ровесникам, обычным ребятам, как он может растянуться в шпагате, как
высоко поднять ногу, как сделать «уголок»… Они пробуют за ним
повторить, и… у них не получается. Все смеются. Оказывается, мало быть
только здоровым, чтобы уметь что-то делать лучше, чем другие.
Наша справка
Организации, которые оказывают поддержку детям с синдромом Дауна и их семьям
Таких организаций несколько десятков, мы называем только некоторые из них:
- ГУ Медико-генетический центр РАМН, поликлиническое отделение – (495) 324-87-72, 324-18-65, 324-31-57.
- Санкт-Петербургская с – (812) 291-09-26.
- Реабилитационный
центр «Радуга» для детей и подростков с ограниченными возможностями –
г. Клин, Московская обл., (49624) 2-15-33, 2-82-51. - Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции – г. Йошкар-Ола, (8362) 42-36-17.
- МУ «Фонд социальной поддержки населения г. Обнинска» – (48439) 5-20-07, 5-21-12.
- Благотворительное общество родителей детей-инвалидов «Центр лечебной педагогики» – г. Уфа, (34472) 770-379, 312-345.
- МУ Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Апрель» – г. Казань, (843) 541-69-62.
- Дагестанская региональная общественная организация «Центр лечебной педагогики» – г. Махачкала, (8722) 68-14-10.
- Калининградский областной центр диагностики и консультирования – (4012) 27-22-91.
- МОО «Красноярский центр лечебной педагогики» – (3912) 58-43-13.
- Воронежский
региональный центр реабилитации детей и подростков с ограниченными
возможностями «Парус надежды» – (4732) 55-09-55, 55-14-90, 55-48-38. - ОРООИ «Даун Синдром Омск» – (3812) 72-27-96.
- Организация поддержки людей-инвалидов с синдромом Дауна и их семей «Солнечные дети» – г. Екатеринбург, 8-904-17-78-558.
- Самарская региональная общественная организация инвалидов «Общество Даун Синдром» – (8462) 26-96-37.
Источник: aif.ru
Источник
Коррекционная работа с детьми с синдромом Дауна
Одна из примет нашего времени — удивительный прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с отставанием в умственном развитии. Родители и педагоги стали осознавать потребность таких детей в любви, внимании, поощрении; они поняли, что эти дети могут так же как и другие, учиться в школе, активно отдыхать и участвовать в жизни общества.
Одно из следствий такого прогресса в цивилизованных странах то, что все дети с синдромом Дауна воспитываются в семьях, а не в специальных учреждениях вне дома.
Многие из них посещают обычные детские сады и школы, где учатся читать и писать, находясь среди обычно развитых сверстников, такой ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. В нашей стране тоже создаются центры, ранней педагогической помощи и начинаются попытки интегрированного образования таких детей.
Уже известны случаи психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов, дефектологов и педагогов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование.
Это говорит о том, что работа с такими детьми — дело не безнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат.
Во всем мире людей с синдромом Дауна называют » солнечными» — настолько они дружелюбны, открыты, добры и беззащитны. Они просто не способны кого-либо обидеть, поскольку лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться. И как все дети, они любят шалить, играть, читать, танцевать, узнавать что-то новое.
Но жить, учиться и проявлять свои таланты, развиваться дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания — как со стороны семьи, так и всего общества.
Большая практика в воспитании детей в специальных учреждениях и жизни в семье показала, что многие из них способны к жизненно-практическому и элементарному трудовому обучению.
Некоторые осваивают элементы грамоты и конкретного счета. Эти дети при правильном обучении и воспитании могут приспособиться к жизни в семье и обществе.
Поведение детей с синдромом Дауна в основном характеризуется послушанием, добродушием, ласковостью.
В эмоциях преобладает положительный тонус — это хорошая основа для воспитательной работы. Такой ребенок, как правило, не сопротивляется указаниям взрослого и выполняет их в меру своих возможностей.
Детям с синдромом Дауна доступны некоторые виды элементарной ручной деятельности. У них сохранено восприятие пространственных отношений, они различают цвета. Многие из них соотносят предметы по форме и величине. Все это может служить основой для обучения детей с синдромом Дауна простейшим видам игровой и учебной деятельности.
Существует большое количество методик, которые позволяют эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс более труден и занимает больше времени, чем усвоение аналогичных умений и знаний обычным ребенком. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей постоянно соотнося их с возрастными нормативами.
Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с болезнью Дауна взрослым необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Но надо помнить, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.д.). Они часто путают графически сходные предметы, звуки, слова и т. д.
Дети с синдромом Дауна не умеют самостоятельно рассматривать, вглядываться. Для них характерны трудности восприятия времени и пространства, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Такие дети часто не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы столовую, туалет или свой класс. Могут ошибаться при определении времени на часах, дней недели, времен года.
Эти дети часто болеют. Трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у таких детей маленькие и узкие ушные каналы. Все это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.
Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения — одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать, а, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а так же семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.
Из всего вышесказанного, можно определить особенности речи детей с синдромом Дауна, подлежащим коррекции:
— дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными словами без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга;
— в возрасте 11-13лет у этих детей может возникнуть заикание;
-слабое развитие фонематического слуха, медленный темп усвоения речи окружающих;
— замедленный темп артикуляции;
— дизартрия.
Детям с дизартрией сложно не только произносить звуки, но жевать, глотать, управлять голосом, обеспечивать нужные резонансные характеристики и плавность речи; словарный запас очень мал, пассивный словарь превышает активный.
Таким образом, глубокие ограничения возможностей, естественно, сопровождаются значительным снижением качества жизни. Тяжелые заболевания ребенка отражаются на общении со сверстниками, обучении, трудовой деятельности, способности к самообслуживанию.
Все это определяет значимость проблемы, социальной адаптации и коррекции соответствующих контингентов детей.
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна это их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.
Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:
— развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков;
— воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения (Основное внимание направлено на воспитание привычек. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Больше необходимо уделить внешним формам поведения);
— трудовое обучение (Выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно- бытового труда);
— сенсорное воспитание является одним из направлений коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна. Сенсорное восприятие развивает у ребенка ориентировочную деятельную деятельность в окружающем мире, так как ребенок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна. В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребенка с синдромом Дауна в социум.
Коррекционная работа в рамках сенсорного воспитания ведется по нескольким направлениям — формирование различных эталонных систем.
I направление. Формирование представления о цвете предметов. Задача этого этапа — глобальное отождествление ребенком предметов. Данная работа проходит в 7 этапов:
1. Идентификация предметов по признаку цвета.
2. Соотношение цвета предмета с эталоном цвета.
3.Выбор предмета определенного цвета по словесной инструкции взрослого.
4. Формирование словесного обозначения цвета предмета.
5. Обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.
6. Обучение передаче цвета предмета продуктивной деятельности.
7. Формирование представления о форме предмета.
II. Формирование представлений о форме предметов проходит те же этапы, что и формирование представлений о цвете:
1. Идентификация предметов в целом.
2. Идентификация предметов по форме.
3. Соотношение формы предмета с эталоном формы.
4. Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции.
5. Формирование умения словесно обозначить форму предмета.
6. Обобщение разноцветных геометрических фигур.
7. Классификация по форме, без контурных эталонов.
8. Нахождение в окружающем мире предметов определенной формы.
9. Изготовление аппликаций из геометрических фигур.
III. Формирование представлений о величине:
1. Формирование представлений о больших и маленьких предметах.
2. Формирование представлений о длине предмета: «длинный — короткий «.
3. Формирование представлений о ширине: » широкий — узкий».
4. Формирование представлений о высоте » высокий — низкий».
IV. Формирование пространственных представлений:
1. Формирование ориентации в пространственном окружении на себе:
» Я — точка отсчета»
2. Формирование ориентации в пространственном окружении другого человека
3. Ориентировка по основным пространственным направлениям ( лицо, туловище, грудь, голова — находятся вверху, ноги -внизу, животик — спереди, спинка — сзади)
4. Ориентация на листе бумаги.
V. Формирование представлений о времени:
1. Формирование представления «сутки».
2. Формирование представлений о временах года.
3. Формирование временных понятий: » вчера — сегодня — завтра».
4. Формирование временных понятий: » дни недели».
VI. Формирование тактильно двигательного восприятия:
1. Ориентация в тактильных ощущениях.
2. Развитие зрительно двигательной координации.
3. Развитие стереогнозиса (это узнавание предмета и фактуры материала на ощупь).
VII. Коррекция слухового восприятия — имеет первостепенное значение для развития речи:
1. Слуховое восприятие неречевых звуков.
2. Слуховое восприятие речевых звуков.
3. Развитие ритмического слуха.
VIII. Коррекция мышления.
Мышление обеспечивает не только мышление ребенка, но и его социализацию. Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребенка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.
С такими детьми нужно постоянно, упорно заниматься, повторять, закреплять изученный материал. При таких условиях обязательно вырастет ребенок, который не будет отставать в развитии от сверстников.
Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна — не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в » обычную жизнь» — общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках.
Обделенный здоровьем и некоторыми способностями ребенок с синдромом Дауна получил от природы очень ценный подарок — прекрасные душевные качества. Подобные дети очень ласковы, добры и нежны. Они тонко чувствуют чужую боль и страдания, не умеют лгать и лицемерить, натягивать маску равнодушия. У них огромное количество друзей и друзей настоящих, которые никогда не предадут. Даунята безошибочно определяют сущность человека, срывая с него фальшивую маску.
Дети с синдромом Дауна учат людей любить друг друга такими , как есть, без всяких прикрас и уловок. Они учат нас ценить каждый день, радоваться даже самым маленьким победам, любить жизнь во всем её многообразии.
Список литературы
1. Булкина Т.В. В объятиях ласкового «дауна»: о детях с синдромом Дауна // Фактор. 1998. №8 С. 69-71.
2. Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А., Берешева А.К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований // Дефектология.- 2001.-№1.-С.9.
3. Маллер А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью // Дефектология. 1991. № 5. С. 69-74.
4. Семяго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75.
5. Таточенко В. Если у малыша синдром Дауна // Семья и школа. 1994. № 10 С. 26-28.
Источник