Как определить у себя синдром аспергера
Тест AQ
Тест AQ
Психолог Саймон Барон-Коган и его коллеги из Кембриджского
центра по изучению аутизма разработали шкалу для определения признаков аутизма
у взрослых, или коэффициент аутизма AQ. В первом серьезном опыте использования
теста средняя оценка контрольной группы была 16.4. Восемьдесят процентов тех,
у кого диагностирован аутизм или связанные с ним синдромы, получили результат
32 балла и выше. Тест не является средством диагностики, и многие из тех, кто
получает 32 балла и выше, т.е. результат, подходящий под критерии легкого
аутизма или синдрома Аспергера, отмечают отсутствие трудностей в повседневной
жизни.
В данной реализации теста значение AQ от 26 и выше считается повышенным, а от 32 и выше — высоким
В тесте существуют пять подшкал, в каждой из которых можно получить от 0 до 10 баллов.
Чем выше балл, тем выраженнее признаки аутизма по подшкале.
Ответьте на все вопросы
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен | ||
1. | Я предпочитаю делать что-либо с другими, а не самостоятельно | ||||
2. | Я предпочитаю делать что-либо тем же способом снова и снова | ||||
3. | Если я пытаюсь что-нибудь вообразить, мне легко мысленно создать зрительный образ | ||||
4. | Я часто настолько концентрируюсь на чём-то одном, что теряю из вида всё остальное | ||||
5. | Я часто замечаю слабые звуки, которые не слышат окружающие | ||||
6. | Я обычно замечаю номерные знаки машин или сходную информацию | ||||
7. | Другие люди часто говорят мне, что сказанное мною невежливо, хотя я думал, что это вежливо | ||||
8. | Когда я читаю рассказ, мне легко представить себе, как могли бы выглядеть действующие лица | ||||
9. | Меня завораживают даты | ||||
10. | В компании я легко могу следить за разговорами нескольких разных людей | ||||
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен | ||
11. | Я считаю лёгкими ситуации, связанные с общением | ||||
12. | Я склонен замечать детали, которые не замечают другие | ||||
13. | Я скорее пойду в библиотеку, чем на вечеринку | ||||
14. | Мне легко сочинять истории | ||||
15. | Меня больше тянет к людям, чем к вещам | ||||
16. | Я склонен к очень сильным интересам, и я расстраиваюсь, если не могу им следовать | ||||
17. | Я получаю удовольствие от разговора «ни о чём» | ||||
18. | Когда я говорю, другим не всегда легко вставить словечко | ||||
19. | Меня завораживают числа | ||||
20. | Когда я читаю рассказ, мне трудно разобраться в намерениях действующих лиц | ||||
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен | ||
21. | Я не очень люблю читать художественную литературу | ||||
22. | Мне сложно заводить новых друзей | ||||
23. | Я всё время замечаю узоры на вещах | ||||
24. | Я скорее пойду в театр, чем в музей | ||||
25. | Я не сильно огорчаюсь, если мой распорядок дня нарушен | ||||
26. | Я часто замечаю, что не знаю, как поддерживать разговор | ||||
27. | Мне легко «читать между строк», когда кто-нибудь со мной разговаривает | ||||
28. | Я обычно больше сосредотачиваюсь на всей картине, а не на отдельных деталях | ||||
29. | Я не очень хорошо запоминаю номера телефонов | ||||
30. | Я обычно не замечаю небольшие изменения в ситуации или внешности человека | ||||
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен | ||
31. | Я могу определить, что тому, кто меня слушает, скучно | ||||
32. | Мне легко заниматься несколькими делами одновременно | ||||
33. | Когда я разговариваю по телефону, я не всегда знаю, когда моя очередь говорить | ||||
34. | Мне нравится делать что-то спонтанно | ||||
35. | Часто я последним понимаю шутку | ||||
36. | Когда я смотрю на лицо человека, мне легко понять, что он думает или чувствует | ||||
37. | Если меня отвлекли, я могу очень быстро вернуться к прерванному делу | ||||
38. | У меня хорошо получаются разговоры «ни о чём» | ||||
39. | Люди часто говорят мне, что я зацикливаюсь на одной теме | ||||
40. | В детстве мне нравилось играть с другими детьми в игры, где надо что-то или кого-то изображать | ||||
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен | ||
41. | Мне нравится собирать информацию о категориях предметов (например, марки машин, виды птиц, поездов, растений и т.п.) | ||||
42. | Мне сложно поставить себя на место другого человека | ||||
43. | Мне нравится тщательно планировать любые мероприятия, в которых я участвую | ||||
44. | Я получаю удовольствие от общественных мероприятий | ||||
45. | Мне сложно разобраться в намерениях людей | ||||
46. | Новые ситуации заставляют меня беспокоиться | ||||
47. | Мне нравится встречать новых людей | ||||
48. | Я хороший дипломат | ||||
49. | Я не очень хорошо запоминаю даты рождения людей | ||||
50. | Мне очень легко играть с детьми в игры, в которых надо что-то или кого-то изображать | ||||
Полностью согласен | Скорее согласен | Скорее не согласен | Полностью не согласен |
Тест был взят из работы [1] с учётом исправлении в «ключе» для интерпретации теста по ссылке [3].
Повышенный и высокий уровень AQ были выбраны, исходя из данных [1,2]. При составлении теста был использован
русскоязычный перевод теста AQ [5]. [3,4] — англоязычные версии теста AQ.
Ссылки:
- Baron-Cohen S., Wheelwright S., Skinner R., Martin J., Clubley E.
The Autism-Spectrum Quotient (AQ): Evidence from Asperger Syndrome/High-Functioning
Autism, Males and Females, Scientists and Mathematicians // Journal of Autism
and Developmental Disorders. 2001. V. 31. No. 1. P. 5-17 - Woodbury-Smith M.R., Robinson J., Wheelwright S.,Baron-Cohen S.
Screening Adults for Asperger Syndrome Using the AQ:
A Preliminary Study of its Diagnostic Validity in Clinical Practice //
Journal of Autism and Developmental Disorders. 2005. V. 35. No. 3. P. 331-335. - https://www.wired.com/wired/archive/9.12/aqtest.html
(англоязычная версия) - https://aq.server8.org/
(англоязычная версия) - https://aci.selfip.org/ruaqtest.php
(русскоязычная версия, есть неточности в переводе)
Источник
Синдром Аспергера — одно из пяти общих нарушений развития, характеризующееся серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. Люди с синдромом Аспергера, как правило, отличаются высоким уровнем коэффициента интеллекта, они могут много добиться в жизни, но, увы, страдают при этом от социальной неловкости и ограниченных невербальных коммуникативных навыков. Синдромы синдрома Аспергера проявляются при множестве различных нарушений поведения, поэтому отличить одно от другого не так-то просто. Впрочем, тут вам на помощь и придет эта статья.
Признаки
1
Обращайте внимание на необычные невербальные коммуникативные навыки. Люди с синдромом Аспергера с самого раннего детства общаются не так, как остальные. Пожалуй, это — самая заметная часть синдрома, особенно в детстве, когда дети еще не научились тому, как принято общаться. Обращайте внимание на следующие:[1] Look for the following differences in communication style:
- Стремление избегать зрительного контакта
- Ограниченное использование мимики
- Ограниченное использование выразительного языка тела (жестов, кивков и т.д.)
2
Обращайте внимание не признаки селективного мутизма. Если вы заметили, что кто-то говорит лишь с тем, с кем ему комфортно, а рядом с остальными людьми — молчит, то знайте — вы заметили человека с селективным мутизмом. У детей с синдромом Аспергера селективный мутизм распространен довольно широко. Так, к примеру, такие дети могут спокойно общаться с родителями и родственниками, но молчать в школе, находясь среди не очень знакомых людей. Как правило, с селективным мутизмом можно справиться, пусть не сразу, но можно.
3
Определите, нет ли у человека проблем с эмпатией. Синдром Аспергера характеризуется проблемами в распознании чужих эмоций. Люди, страдающие от синдрома Аспергера, часто просто не обращают внимания на невербальные выражения эмоций — скажем, на мимику, которой многие из нас выражают грусть, печаль и обиду. Недостаток эмпатии может проявляться множеством способов, например:
- Человек не понимает, что сказал что-то неприятное собеседнику или неуместное.
- Человек может вести себя слишком агрессивно, не понимая пи этом, что причиняет другим дискомфорт своим поведением.
4
Обращайте внимание на монологичную манеру вести разговор. Так как люди с синдромом Аспергера испытывают определенные сложности с пониманием чужих эмоций, они могут выработать монологичный, а не диалогичный стиль общения. Человек, страдающий от синдрома Аспергера, может просто не понять по выражению лица собеседника, что тот намеревается что-то сказать или устал от разговора. Кроме того, люди с синдромом Аспергера могут продолжать говорить об интересующей их теме вне зависимости от того, желает ли говорить их собеседник.[2]
5
Обращайте внимание на навязчивые идеи. Синдром Аспергера — это практически всегда интерес, граничащий с одержимостью, к нескольким темам. Например, ребенок с синдромом Аспергера может увлекаться баскетболом — и запомнить имена всех игроков НБА. Другой ребенок будет увлечен насекомыми, да так, что ему не составит труда запомнить латинские названия всех видов, обитающих на том или ином континенте. Стоит отметить, что с возрастом подобная увлеченность может стать залогом более чем успешной карьеры.
6
Обращайте внимание на то, не сложно ли человеку заводить новых друзей. Дети и взрослые, страдающие от синдрома Аспергера, испытывают с этим известные проблемы. При этом многие из страдающих от синдрома Аспергера и рады бы подружиться с кем-нибудь, но, увы, не знают, как это делается. Их стремление избегать зрительного контакта и неспособность распознавать эмоции трактуется окружающими как грубость и антисоциальное поведение, хотя на самом деле это, конечно же, не так.
- Дети с синдромом Аспергера могут не проявлять интереса к совместным играм, но лишь до определенного возраста, когда желание стать частью команды не возьмет свое.
- У людей с синдромом Аспергера может быть несколько близких людей, прекрасно их понимающих, либо много “просто знакомых”.
7
Обратите внимание на координацию человека. При синдроме Аспергера координация ухудшается, человек начинает двигаться неуклюже, часто натыкаясь на предметы и даже стены. Физическая активность и спорт могут быть для людей с синдромом Аспергера затруднительны.
Подтверждение диагноза
1
Ведите дневник наблюдаемых вами симптомов. Все мы время от времени ведем себя так, что можно заподозрить у нас синдром Аспергера. Соответственно, важно вести дневник, так как по записям можно будет определить повторяющие шаблоны в поведении человека. Особенно внимательно стоит следить за тем, как “подозреваемый” общается с другими людьми (в школе или дома с родней). Если у наблюдаемого действительно есть синдром Аспергера, то симптомы будут повторяться вновь и вновь.
- Записывайте подробные описания того, что вы наблюдали. Это, к слову пригодится врачам, когда дело дойдет до уточнения диагноза.
- Помните, что синдром Аспергера проявляется теми же симптомами, что и многие другие поведенческие расстройства — например, как обсессивно-компульсивное расстройство или синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Даже если вы уверены, что диагноз — синдром Аспергера, не стоит отметать и другие возможные причины.
2
Пройдите онлайн-тест. В сети есть несколько тестов, с помощью которых можно определить, может ли у человека быть синдром Аспергера. Проходящему тест человеку будут предложены вопросы касательно его социальной активности, любимых способов проводить время, сильных и слабых черт. Все это позволит определить, наличествуют ли у человека характерные для синдрома Аспергера признаки.[3]
- Результат теста — это, само собой, ни в коем разе не диагноз. Это лишь способ определить, нужно ли проводить тесты дальше. Подсказка: если тест показывает, что у человека может быть синдром Аспергера, то да, стоит.[4]
3
Проконсультируйтесь с вашим семейным врачом. Если вы таки уверены, что проблема имеет место быть, обратитесь к вашему семейному врачу (или хотя бы к участковому терапевту). Принесите с собой ваш дневник наблюдений, поделитесь опасениями. Скорее всего, врач задаст вам несколько вопросов и попросить уточнить те или иные моменты. Если врачу тоже покажется, что причина всему — в синдроме Аспергера, то он выпишет направление к профильному специалисту.[5]
- Первое посещение врача может быть сложным, ведь до сей поры вы держали свои подозрения при себе, и даже с доктором вам может быть непросто говорить обо всем этом. Тем не менее, знайте — вы сделали правильное дело.
4
Обратитесь к специалисту для полноценного обследования. Перед, собственно, приемом вам нужно проверить, работает ли врач, к которому вас направили, с расстройствами аутического спектра. Первый прием, скорее всего, пройдет так: врач проведет небольшое интервью и предложит пройти тест, вопросы в котором будут похожи на вопросы онлайн-тестов. Когда диагноз будет установлен, можно будет приступать к дальнейшему лечению.
- Не бойтесь, оказавшись на приеме, задавать вопросы про квалификацию врача, диагноз и методы лечения.
- Если вы не уверены, что врач поставил правильный диагноз, проверьте его у другого специалиста.
5
Узнайте больше про синдром Аспергера, чтобы было проще принимать грамотные и взвешенные решения. Синдром Аспергера лишь недавно выделили в самостоятельно поведенческое расстройство, еще не так давно это был лишь один из подвидов аутизма. Медики и ученые все еще исследуют синдрома Аспергера во всех его аспектах — от постановки диагноза и до лечения. Есть все шансы, что, посетив несколько специалистов, вы получите несколько разных рекомендаций по лечению. Соответственно, вам нужно узнать про синдром Аспергера как можно больше самому, так вы сможете понять, что лучше подходит вам и вашей семье.
- Различные организации выпускают журналы, в которых публикуют наиболее актуальную информацию про синдром Аспергера.
- Чтение книг, написанных про синдром Аспергера людьми, страдающими от синдрома Аспергера, также будет крайне полезным.
Дальнейшие действия
1
Работайте над лечением с командой профессионалов, которым вы доверяете. Лечение синдрома Аспергера — это работа сразу по нескольким направлениям, и помощь опытных и неравнодушных врачей будет очень кстати. Главное — найти человека (врача, разумеется), с которым вы сработаетесь в долгосрочной перспективе, пытаясь излечить синдром Аспергера.
- Если вы чувствуете, что с тем или иным врачом вам работать неприятно, то, ради блага вас или вашего ребенка, смените врача. Доверие крайне важно, когда речь заходит о лечении синдрома Аспергера.
- Также вам будет нужна помощь квалифицированных педагогов, диетологов и прочих специалистов, которые научат вас тому, как давать вашему ребенку все, что ему необходимо.
2
Обратитесь за эмоциональной поддержкой. Чисто технически, синдром Аспергера неизлечим, все, что вы можете — научиться до самых последних дел держать синдром под контролем. Это сложно, поэтому, кроме врачей и педагогов, вам нужна еще и эмоциональная поддержка. Понимающие вас люди, к которым вы можете обратиться с вопросами или с которыми просто сможете поговорить с тяжелую минуту, окажут вам просто неоценимую помощь. Поверьте, вы не одиноки в своей беде.
- Возможно, в вашем городе есть группы взаимопомощи, которые можно найти через Интернет.
- Посещайте тематические конференции — там вы не только встретите единомышленников, но и узнаете много нового и полезного.
3
Живите, принимая в расчет ваши уникальные потребности. Люди, страдающие от синдрома Аспергера, сталкиваются с такими сложностями, с какими не сталкивается больше никто, особенно в плане социальных взаимоотношений. Впрочем, даже это не помешает страдающему от синдрома Аспергера прожить долгую, успешную и насыщенную жизнь, где будет место и друзьям, и семье, и детям, и карьере. Главное — знать, что нужно человеку, знать, как прикрыть его слабые места и радоваться достижениям вместе с ним же.
- Одним из способов сделать жизнь человека с синдромом Аспергера проще — следовать расписанию. Если же приходится отступать от расписания, то следует найти время, чтобы объяснить, зачем это необходимо.
- Люди с синдромом Аспергера отлично учатся на примере, поэтому стоит научить их тому, как, скажем, здороваться — смотрим в глаза, жмем руки и говорим “Привет”. Врач расскажет вам, как правильно проводить подобные обучающие занятия.
- Вы очень поддержите человека с синдромом Аспергера, если будете поддерживать его в его интересах и начинаниях, помогая ему добиваться успеха.
Советы
- Рассказывая людям про синдром Аспергера, предлагайте им пройти тест, а затем сравните результаты.
- Ведите дневник, записывайте туда симптомы, которые проявлялись у вас. Затем покажите этот дневник кому-то близкому — или даже врачу, чтобы вам подсказали, чем это может быть.
- Распечатайте факты, статистику и список симптомов аутизма — все это пригодится вам, чтобы рассказать другим людям про синдром Аспергера.
Предупреждения
- Не сдавайтесь, если вам не верят. Синдром Аспергера — поведенческое расстройство, его нужно соответствующим образом диагностировать и лечить. Крайне важно в этой связи обратиться к медикам.
- Синдром Аспергера может сопровождаться и другими расстройствами аутического спектра. Если вам кажется, что в вашем случае так и есть, обратитесь за получением квалифицированной медицинской помощи.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 22 743 раза.
Была ли эта статья полезной?
Источник
Шелдон Купер из популярного телесериала “Теория Большого Взрыва” наглядно показал нам, что из себя представляет синдром Аспергера и как он влияет на качество жизни детей и взрослых во всём мире. Например, когда он трижды стучит в дверь соседки, повторяя её имя, или когда говорит о физике или поездах, или когда понимает шутки своих друзей буквально или испытывает трудности с выражением своих эмоций. Конечно, это всего лишь кино, однако именно так могут себя чувствовать люди с синдромом Аспергера. В этой статье психолог CogniFit («КогниФит»)Роса Кальдерон Висенте расскажет вам о том, что такое синдром Аспергера, как он проявляется у детей и взрослых и каковы его причины. Вы также узнаете о диагностике, лечении синдрома Аспергера и получите 8 советов, которые помогут вам при общении со страдающими данным заболеванием людьми.
Что такое синдром Аспергера?
Что такое синдром Аспергера?
Слово “синдром” подразумевает совокупность ряда симптомов, характеризующих определённое заболевание или его клиническую картину. Далее мы подробнее рассмотрим каждый из симптомов, которые в совокупности позволяют диагностировать синдром Аспергера.
Синдром Аспергера впервые был описан в 1944 году австрийским психиатром Гансом Аспергером, в честь которого данное заболевание и получило своё название. Ровно через год после того, как Лео Каннер описал симптомы аутизма.
Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когни тивного теста CogniFit. Начните прямо сейчас!
Синдром Аспергера впервые упоминается в четвёртом издании (DSM-IV) американского Диагностического и Статистического Руководства по психическим расстройствам в числе общих расстройств развития. В этой группе расстройств, помимо синдрома Аспергера, также упоминаются аутическое расстройство, синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство и общее неспецифическое нарушение развития (в эту категорию включены все диагнозы, которое по тем или иным причинам не отвечают критериям ранее упомянутых расстройств).
DSM-IV: Синдром Аспергера определён как качественное, тяжёлое и постоянное нарушение социальных взаимодействий, а также стереотипные и повторяющиеся шаблоны поведения, интересы и занятия. Эти нарушения приводят к значимым недостаткам в важнейших сферах деятельности страдающего данным заболеванием человека: социальной, профессиональной, школьной или семейной.
Кроме того, экспертам широко известен такой документ, как Международная Классификация Болезней (МКБ-10). Согласно классификации МКБ
МКБ-10: Синдром Аспергера – это болезнь, самостоятельность которой как нозологической единицы оспаривается, характеризующаяся тем же типом качественных нарушений социального взаимодействия, как и при аутизме, и ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и действий. Однако отличается от аутизма отсутствием задержки или отставания в речи и когнитивном развитии.
Большинство страдающих синдромом Аспергера не имеют отклонений в умственном развитии, однако обладают ярко выраженной неуклюжестью с моторной точки зрения. Данному расстройству больше подвержены мужчины. В некоторых случаях оно представляет собой лёгкую форму аутизма, но нет подтверждения, что это верно для всех случаев заболевания.
Важно отметить, что в настоящее время, в последней, пятой редакции “Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам” (DSM-5) синдром Аспергера не включён как отдельная категория. Он упоминается среди расстройств нейроразвития, в так называемом “Расстройстве Аутистического Спектра” (РАС), которое охватывает две различные области: социальные связи и повторяющиеся модели поведения, нарушение которых при данном расстройстве имеет три степени тяжести.
Представим это на примере цветового спектра: при первой степени тяжести (1) человек нуждается в помощи; при второй (2, центр спектра) – необходима серьёзная поддержка, при третьей степени (3) заболевший нуждается в постоянной помощи.
У людей с синдромом Аспергера, как правило, нет значительных нарушений в речи и когнитивном развитии, в связи с чем они обычно находятся на более низких уровнях аутистического спектра.
Синдром Аспергера у взрослых: признаки и симптомы
Основной характеристикой людей, страдающих синдромом Аспергера, является стойкое нарушение социального взаимодействия. Другими словами, таким людям трудно общаться и поддерживать отношения с другими людьми. До такой степени, что без необходимой поддержки сложности в социальной коммуникации могут привести к серьёзным ограничениям в повседневной жизни.
Например, им трудно начать разговор или любое взаимодействие с другими людьми. Они демонстрируют странные реакции и неудачливы в общении с окружающими. Именно поэтому может даже показаться, что социальные связи им неинтересны вовсе.
Проверьте себя и своих близких с помощью нейропсихологического теста CogniFit на депрессию. Есть ли риск присутствия данного расстройства?
Люди, страдающие синдромом Аспергера, даже могут вступить в общение или социальное взаимодействие, однако потерпеть неудачу при попытке поддержать разговор, либо, пытаясь с кем-то познакомиться или подружиться, могут начать странную и неэффективную беседу.
Тем не менее, характеристики людей с синдромом Аспергера позволяют им, как правило, вести независимый образ жизни, как в личном, так и профессиональном плане. Однако, уровень проблемы, которую можно назвать “социальной инвалидностью”, очень высок. Это влечёт за собой проблемы с интеграцией в школе, усложняет поиск работы или адаптации в трудовом коллективе, затрудняет отношения со сверстниками, поиск пары или создание семьи.
У взрослых, страдающих синдромом Аспергера, нормально развита речь, но им сложно эффективно применить эти навыки при общении, т.е. на практике. Это происходит из-за того, что, с нейрокогнитивной точки зрения, они не обладают способностью понять психологическое состояние других людей. Поэтому они неправильно интерпретируют невербальное поведение окружающих, особенно, выражения лица. Также они не могут распознать намерения других людей, что делает их чрезвычайно уязвимыми.
Люди с синдромом Аспергера не понимают невербальное поведение других людей
Подводя итоги, необходимо отметить, что основная проблема людей, страдающих расстройствами аутистического спектра, а также синдромом Аспергера, заключается в нарушениях так называемой “теории разума”, проще говоря, способности людей, вовлечённых в социальное и культурное взаимодействие, понимать намерения и мышление окружающих для построения эффективных отношений и коммуникаций с ними.
Ещё одна особенность людей с синдромом Аспергера – буквальное понимание речи. Они не в состоянии уловить контекст, не понимают юмор или разговорный жаргон.
Помимо социальной сферы, люди с синдромом Аспергера страдают от повторяющихся и ограничивающих моделей поведения. Они могут увлекаться одной или несколькими сферами, в которых становятся настоящими экспертами, например, поездами, астрономией или квантовой физикой. Но всегда чрезмерно сосредотачиваясь на них, обращаясь к ним в любом контексте или жизненной ситуации.
Также они могут быть жёсткими и нетерпимыми в случае, если им приходится менять свои привычки или образ жизни. Некоторые даже придумывают целые ритуалы или компульсии, представляющие собой цепочку последовательных действий, не имеющих никакого отношения к тому, чем они заняты в данный момент. Например, начинают скрупулёзно и в определённом порядке раскладывать вещи (ручки или карандаши на уроке, или столовые принадлежности во время обеда или ужина …) или составлять в уме полный список знакомых (например, если коллега по работе задаёт вопрос про друзей). При этом, если ритуал будет прерван или не доведён до конца, страдающий синдромом Аспергера будет испытывать тревогу или ощущение, что на него “давят”.
Некоторая статистика по больным с синдромом Аспергера:
- 50% получают высшее образование.
- 12% находят работу на полный рабочий день.
- 82% говорят о том, что как минимум дважды в месяц имеют социальные контакты с людьми вне своей семьи.
- 3% живут самостоятельно.
Не забудьте включить субтитры на русском языке.
Синдром Аспергера у детей: признаки и симптомы
Для детей с синдромом Аспергера характерны те же симптомы, что и описанные выше.
Согласно Лорне Винг, некоторые аномалии в поведении начинают проявляться уже в течение первого года жизни ребёнка.
У детей с синдромом Аспергера часто наблюдаются проблемы социализации с ровесниками в школе или на прогулке в парке. Причём проблема заключается не в том, что они не хотят общаться со своими сверстниками, а в том, что они просто не обладают необходимыми для этого навыками. Эта “нехватка эмпатии” часто приводит к изоляции ребёнка другими детьми из-за того, что они считают его поведение и реакции странными.
Речь детей с синдромом Аспергера часто кажется “механической” из-за своей тональности и уровня громкости. Также такие дети могут буквально толковать речь и быть педантичными.
Как и взрослые, дети с синдромом Аспергера могут выделять сферы деятельности и предметы, которые им особо интересны. Например, могут играть с одними и теми же игрушками либо постоянно брать с собой в школу определённые вещи, испытывают чрезмерный, почти обсессивный интерес к каким-то определённым темам по истории, географии, математике или литературе. Также они демонстрируют повторяющиеся паттерны поведения или ритуалы, например, желание идти в школу одной и той же дорогой. Причём в данном случае, если путь меняется, такие дети испытывают сильный дискомфорт.
Вы подозреваете у своего ребёнка синдром дефицита внимания (СДВГ)? Узнайте это с помощью когнитивного теста CogniFit на СДВГ!
И, наконец, дети с синдромом Аспергера проявляют неуклюжесть, моторную неловкость. Другими словами, развитие двигательных функций или моторики ребёнка медленнее, чем у других детей. Также дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности с координацией движений.
Синдром Аспергера: причины
Говоря о распространённости синдрома Аспергера, можно отметить, что в настоящее время на каждые 10000 человек приходится 20-25 страдающих этим заболеванием. У мужчин оно встречается гораздо чаще, чем у женщин, на каждую женщину приходится 8 мужчин с этим синдромом.
Происхождение расстройств аутистического спектра и синдрома Аспергера точно не известно.
Тем не менее исследования указывают на биологические причины данных нарушений. Были найдены отличия в некоторых структурах и специфических областях мозга детей с расстройствами аутистического спектра по сравнению с обычными детьми без данных расстройств.
В частности, эти различия проявляются в некоторых отделах головного мозга, в которых наблюдается аномальная миграция клеток во время развития плода. Кроме того, был отмечен рост нейронных связей между лобными долями мозга, лимбической системой и височными областями, играющими ключевую роль в развитии способностей для правильного освоения высших функций.
При РАС важную роль играет и генетический фактор. Например, у 37-90% процентов страдающих синдромом Аспергера это заболевание является наследственным. До 15% случаев синдрома Аспергера вызвано генетическими мутациями.
Говоря о причинах расстройств аутистического спектра, также необходимо учитывать факторы риска, как, например, пожилой возраст родителей или слишком низкий вес младенца при рождении.
Ранние проявления расстройств аутистического спектра были исследованы и изучены различными источниками. Данные исследования подтверждают психологическое объяснение этих нарушений развития, при которых затрагиваются социальные навыки ребёнка, которые при нормальном развитии можно наблюдать уже в 9-12 месяцев.
Важно отметить, что утверждение о том, будто расстройство аутистического спектра как-то связано с вакциной MMR (тривакциной корь-свинка-краснуха), является абсолютным мифом.
Синдром Аспергера: диагностика
Диагностировать синдром Аспергера сложнее, чем аутизм. Другими словами, чем тяжелее поражения, тем они легче диагностируемы, по сравнению с людьми, у которых не наблюдаются нарушения речи или в психическом развитии.
Диагностику должны проводить специалисты в области расстройств аутистического спектра посредством наблюдения за поведением, оценки психологических характеристик и медицинского обследования. Как правило, оцениваются такие психологические характеристики, как ум, концептуальные, социальные и практические адаптивные навыки, речь и история развития ребёнка или взрослого.
Следует иметь ввиду, что чем раньше будет обнаружено данное заболевание, тем скорее людям с синдромом Аспергера будет оказана необходимая помощь и поддержка. Эта может быть психологическая помощь, медикаментозное лечение, социальная помощь или помощь в учёбе.
Синдром Аспергера: лечение
При лечении синдрома Аспергера всегда необходимо как можно более строго учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого. Другими словами, его сильные и слабые стороны в коммуникации и социальных навыках, уровень интеллектуального развития и, в случае ребёнка, игры, в которые он играет.
И всегда, чем раньше начать лечение, тем эффективнее оно будет.
Необходимо разработать лечение, включающее различные техники в соответствии с индивидуальным потребностями, например, техники контроля поведения, эмоциональной поддержки и другие, направленные на улучшение социальных и коммуникационных навыков, например, понимание мимики лица или разговорного жаргона.
Как жить с синдромом Аспергера? 8 советов и стратегий для людей, чьи близкие страдают этим расстройством
- Людям с Синдромом Аспергера сложно интерпретировать речь или выражения лица. Поэтому, по возможности, не используйте абстрактные термины, выражения или фразы. Будьте как можно более конкретными и используйте визуальные сигналы, например, рисунки или написанные слова, чтобы объяснить значение абстрактных понятий. Например, вместо того, чтобы спрашивать человека с синдромом Аспергера зачем он что-то сделал, скажите: “Мне не нравится, когда, уходя в школу, ты хлопаешь входной дверью. В следующий раз ты можешь мне сказать о том, что не хочешь идти в школу, и закрыть дверь аккуратно”.
- Избегайте использование сленга или различных жаргонных выражений, как, например, “растекаться мыслью по древу”, “распускать слюни” или “умыть руки”; двусмысленных фраз, саркастических замечаний или шуток. А если используете, то лучше объясните значение.
- Люди с синдромом Аспергера прилагают невероятные усилия для адаптации к окружению или интеграции в социальные группы. Поэтому они могут казаться нам странными и эгоцентричными, мы можем на это негативно отреагировать или принять на свой счёт. Но так делать не нужно, необходимо понять, что это их способ адаптации.
- Осторожнее с мимикой и невербальной коммуникацией. Помните о том, что люди с синдромом Аспергера могут вас не понять.
- Зачастую необычное поведение может быть неправильно, даже негативно воспринято окружающими. Причём такая реакция возможна даже со стороны людей, постоянно находящихся рядом с больным синдромом Аспергера. Поэтому страдающим этим заболеванием крайне необходимо “надёжное укрытие” или доверенное лицо.
- Если ребёнок с синдромом Аспергера постоянно задаёт повторяющие?