Как обучать движениям детей с синдромом дауна
Чтобы ребенок с синдромом Дауна успешно учился, нужно понять две вещи — он нужен обществу так же, как и любой другой человек, поэтому его нужно обучить всему, что умеет обычный ребенок. Второе — эти дети не только могут, но и любят учиться, максимум результата можно получить только при максимуме внимания. Если результат недостаточный, значит приложено недостаточно усилия. Обучение детей с синдромом Дауна — непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и родителям. Общество должно способствовать формированию личности несмотря на особенности развития, как интеллектуального, так и физического.
Особенности
Перед обучением следует определить, что умеет ребенок. Как правило умения и развитие оцениваются по таким признакам:
- Как ребенок общается и насколько у него развиты социальные навыки (взаимопонимание, взаимопомощь, поведение в коллективе).
- Как он себя обслуживает — ест, одевается и раздевается, умывается.
- Развитие крупной моторики — как ребенок ходит, бегает, ползает, прыгает, наклоняется, переворачивается со спины на живот.
- Развитие мелкой моторики — это способность управлять мелкими предметами, передавать их из рук в руки, выполнять задачи, которые требуют координации зрения и движения рук. К мелкой моторике относится, например захват предмета большим и указательным пальцами «пинцетный захват», а также рисование, застегивание пуговиц.
- Развитие речи — во внимание берется не только словарный запас, но и способность выразить свою мысль, четкость произношения, плавность разговора, эмоциональные интонации.
- Понимание языка — внимательность к сказанному, способность выполнить указание, скорость реакции на просьбу, реакция на громкие, тихие, простые и сложные фразы как по количеству слов, так и по сложности конструкции предложения (например, понимание сложного и простого предложения, использование синонимов, антонимов, выражений в переносном смысле). Понимание эмоциональности обращения — шутки, строгий разговор.
Дети с синдромом — вполне обычные, но, конечно, есть особенности, из-за которых им труднее осваивать учебный материал:
- синдром Дауна приводит к тому, что тонкая и крупная моторика может даваться трудно, эти физические данные нужно развивать с помощью упражнений;
- поскольку основная часть информации воспринимается с помощью слуха и зрения, проблемы с этими органами чувств, которые наблюдаются у детей, также являются фактором, замедляющим обучение, в случае проблем нужно проходить соответствующее лечение и на время лечебных процедур нужно учитывать эти особенности в учебной программе;
- речь может быть снабжена недостаточным словарным запасом, произношение недостаточно четкое, могут быть проблемы с логическим выражением своих мыслей, но это решается просто интенсификацией обучения, при котором речевые участки мозга быстрее развиваются, эта проблема требует пристального внимания, но она имеет психологическую направленность, а не физиологическую (речевые мышцы укрепляются в процессе работы);
- ребенку часто нужно по несколько раз повторять, причем короткими фразами, поскольку слуховая память кратковременного типа слабо развита, возможна умственная отсталость, которая, впрочем, наверстывается с помощью целенаправленной работы;
- не смотря на то, что дети усидчивы, им трудно продолжительное время концентрироваться на чем-то одном;
- новые навыки и понятия нужно многократно повторять, особенно, если они не интересны, поэтому желательно обучение делать в игровой, но четкой форме, чтобы за игровым процессом не терялась суть понятия, которое нужно выучить; или же просто заинтересовать ребенка, ведь обучение можно проводить в унылой, а можно и в интересной форме, как и с обычными детьми, результат очень сильно зависит от творчества и приложенных усилий учителя, не нужно манипулировать умственной отсталостью, с ребенком нужно работать творчески;
- нужно работать над образным и логическим мышлением, так как обобщения, обоснование утверждений, умение находить доказательства тому или иному факту у детей как правило затруднены;
- обращать внимание на такие, казалось бы детали, как расстановка предметов или действий в определенной последовательности, согласно с правилами или закономерностями;
- не смотря на то, что дети хорошо ориентируются в зрительных пособиях, невербальные задания (на которых нужно показывать без речевого сопровождения), связанные со счетом, классификацией вещей, довольно трудны в раннем возрасте для всех детей, но особенно — для детей, у которых синдром Дауна;
- в связи с большими усилиями, которые дети должны предпринимать даже для казалось бы простых заданий, они быстро утомляются, их внимание рассеиваются.
Мелкая моторика
С помощью мелкой моторики ребенок может застегивать пуговицы, рисовать, делать действия, которые помогают обслуживать себя в быту. Поэтому ее развивать очень важно.
Дети с синдромом Дауна часто имеют сниженный тонус мышц, поэтому движения кистью компенсируются движением плечом и предплечьем, мышцы и в которых более сильные. Но запястье постепенно укрепляется, ребенок учится пользоваться ладонью. Постепенно разрабатываются пальцы, их можно тренироваться с помощью приема — кисть ставится на стол, ребром ладони вниз. Работа ведется большим, указательным и средним пальцами. Укрепление запястья проводится с помощью круговых движений и движений вверх-вниз и в стороны.
Нужно учиться делать захват с помощью ладони, щепоткой, одновременно большим и указательным пальцами (пинцетный), а также делать похожие упражнения, например дотрагиваться поочередно пальцами руки к большому пальцу этой же руки. Возможны проблемы — ладонный захват может получаться без участия большого пальца, захват может быть недостаточной силы, пинцетный захвах может осуществляться большим и средним, а не указательным пальцами. В этих случаях нужно проводить коррекцию, стараясь в процессе обучения заинтересовать ребенка следующим образом:
- играть пальчиковые игры;
- лепить из пластилина, глины, муки, пластика;
- рисовать карандашом, красками, мелом, можно делать картины, рисуя пальцем по песку или макая его в краску, важно менять способы рисования, так как каждый из них лучше развивает кисть определенным образом;
- в перерывах между занятиями можно делать массаж пальчиков, который будет увеличивать подвижность рук, улучшать кровообращение, поддерживать тонус мышц.
Если будет развита мелкая моторика рук, ребенок сможет лучше развиваться, умственная отсталость будет постепенно исчезать.
Игры и занятия
При синдроме Дауна особенности физического развития следует учитывать в обучении и играх. Следующие игры и занятия помогут улучшить мелкую моторику рук:
- Игра ладушки — для самых маленьких. Играя с ребенком, мама (или папа) общаются с ребенком, что помогает не только физическому, но и раннему психологическому развитию.
- Разрывание газет и более твердой бумаги, картона, когда руки окрепнуть. Это упражнение можно давать с половины года, но нужно следить, чтобы малыш не ел бумагу. Также нужно учить ребенка отличать, которые предметы можно рвать, а которые нет. Например книги рвать нельзя, их нужно перелистывать.
- Листание книжных страниц. Это упражнение лучше осваивать с одного года. Желательно, чтобы были большие красочные картинки. Ребенка можно начинать обучать — кроме картинок можно давать издания с большими буквами, позже — энциклопедии, в которых картинки иллюстрируют обучающую информацию, с помощью визуального восприятия не только красивой, но и полезной информации ликвидируется умственная отсталость. Листая страницы, ребенок учится захватывать мелкие и тонкие предметы.
- Использование в обучение бус, пуговиц — сортировка по цветам, размерам, нанизывание на нитку, в старшем возрасте возможно более сложное творчество, например рукоделие в виде изготовления украшений, вышивки бисером.
- Кубики, геометрические фигуры, башни из колец, фигурки, которые можно друг в друга вкладывать.
- Пересыпание крупы из емкости в емкость, сортировка двух или трех видов круп, которые нужно предварительно смешать. Не нужно переусердствовать с количеством крупы, занятие не должно быть утомительным.
- Можно рисовать на песке, насыпанном на поднос. Простые фигуры можно усложнять до сложных рисунков. Кроме того, можно делать картины рельефными, использовать разноцветный песок. Из мокрого песка можно делать различные фигуры и наносить на них рисунки с помощью пальца или палочки.
- Для развитий мелкой моторики можно завинчивать крышки на банках, бутылках. С девочками можно играть в кухню, где в банках будут хранится настоящие или игрушечные продукты. С мальчиками (и девочками также) можно играть в конструктор с крупными деталями, где нужно закручивать винтики и гайки.
- Важно научить ребенка самому застегивать, расстегивать одежду и обувь. Он должен самостоятельно справляться с молнией, пуговицами, шнуровкой. Также нужно одевать и раздевать игрушечные куклы, желательно иметь одну куклу с несколькими комплектами одежды, которые можно раскроить, пошить и украсить с помощью ребенка.
- Лепка с помощью статических усилий хорошо развивает мышцы пальцев. И не обязательно лепить фигурки из пластилина, можно налепить вареников, а малыш будет в силу своих возможностей помогать, разминая тесто, а потом раскатывая, даже лепя сами вареники. Такое занятие нравится не только девочкам, но и мальчикам, ведь результат съедобный и усилия восполняются не только похвалой, но и вполне материальной трапезой.
- Рисование может проходить в разных плоскостях — на ровном столе, наклонном мольберте или вертикальной стене. Можно дать ребенку кисточку и раскрасить забор, или сделать другую полезную работу, объемы которых значительны. Ведь если результат должен быть серьезным, то и работа будет продолжаться дольше, а в случае с синдромом Дауна количество приложенных усилий прямо пропорционально прогрессу физического и психологического развития. Продолжительная работа будет также способствовать возможности непринужденного общения с малышом, а полезный труд будет развивать ответственность. Не нужно боятся дать ребенку взрослую работу — главное, чтобы занятие было безопасным и проходило под присмотром взрослых.
- Мозаики и пазлы важны в развитии, но важно, чтобы они были настолько доступными, чтобы ребенок мог их сложить без помощи взрослого. Ведь наличие сложных рисунков может привести к тому, что ребенок будет безучастно наблюдать, как мама или папа складывают рисунок, родителям может просто надоесть полдня возиться с монотонной и бесполезной работой. Если занятие сложное, ее можно растянуть на несколько дней, красиво сложенную картину из пазлов в результате можно одеть в рамку и ребенок сможет смотреть на результат своих усилий.
- Вырезать ножницами фигуры, снежинки, из которых можно делать аппликации. Также можно вырезать выкройки, из которых можно шить одежду для кукол или даже для самого ребенка.
Методики
Синдром Дауна Среди разных методик воспитания и образования, можно выделить следующие:
- Методика Марии Монтессори, которая предлагала обучаться с помощью игр. По этой методике ребенку нужно давать свободу выбора между разными видами деятельности, причем каждый из этих видов должны иметь равную ценность для обучения. Главная идея — создание среды, в которой ребенок самостоятельно захочет заниматься тем, что от него требуют взрослые. Продолжительность занятия, учебный материал корректируют исходя из желаний малыша. Коллективные игры должны готовить ребенка к самостоятельности, то есть должны иметь практическую направленность. Умственная отсталость — не может быть причиной изоляции, а является поводом к настойчивому обучению, которое идет через понимание особенностей ребенка.
- Метод Глена Домана. Характеристика метода — занятия должны проходить как можно раньше, то есть с момента рождения. Активное обучение математики, языку и чтения — с одного года, когда ребенок психологически готов к занятиям более высокого уровня сложности.
- Метод Сесиль Лупан. Основная мысль — заинтересовать ребенка, занятия должны приносить радость. Нужно помогать ребенку осваивать новые виды деятельности, которые сам он стремится изучить. Поддерживать любознательность с помощью новой интересной информации. Ребенок должен сам научиться расширять горизонты своей деятельности, это поможет свести на нет умственную отсталость.
- Методика Никитиных — свобода творчества, легкая одежда, удобная обстановка в учебной комнате или в квартире. Улучшение здоровья должно способствовать улучшению учебных результатов, поэтому нужна спортивная подготовка, закаливание организма. Игрушки должны иметь учебную подоплеку — например, изображение кубиков и цифр должно быть даже если ребенок еще не приступал к их изучению. Родители должны принимать участие в играх, быть друзьями и опорой вне учебного процесса.
- Методика Зайцева — использование материалов, изготовленных автором методики — кубиков, таблиц, музыкальных записей, под которые можно подпевать слова из таблицы. Основа методики и самая ее популярная часть — обучение раннему чтению, обучение должно повлиять на дальнейшую грамотность письма. С помощью интелектуальных занятий и обучения навыков чтения ликвидируется умственная отсталость.
Методики обучения детей с синдромом Дауна и реабилитации детей с ограниченными возможностями между собой схожи — это особые упражнения, общение с животными, которое может сочетаться с навыками ухода за ними. Эти методы нетрадиционны, но довольно эффективны, поскольку их главная задача — сделать незаметными значительные усилия ребенка, направленные на его развитие, через заинтересованность. Это иппотерапия — езда, общение и уход за лошадями; канистерапия — проживание в доме с ребенком хорошо воспитанной, дружелюбной и игривой собачки; дельфинотерапия — плавание с дельфинами. Важны коллективные занятия, чтобы более сильные дети психологически тянули за собой отсталых в обучении.
Источник
Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, подразумеваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве. Совершение точечных движений мелкими мышцами рук, то есть навыки мелкой моторики, составляют основу деятельности человека. Точные движения органов артикуляции закладывают фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного обследования. Ранний возраст — это тот период, когда происходит появление и развитие практически всех двигательных навыков, которыми владеет человек. Дети с синдромом Дауна овладевают навыками крупной моторики гораздо позднее, на это оказывают большое влияние медицинские факторы. Медицинские факторы детей с синдромом Дауна.
- Порок сердца и частые распиративные заболевания не дают участвовать активно в подвижных играх, длительных прогулках, специально организованных занятиях.
- Проблемы со зрением влияют на способность ориентироваться в пространстве. В таких случаях ребенок лишается возможности обучаться по подражанию.
- Снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равновесия и затрудняют ориентирование в пространстве.
Структурные мозговые нарушения, нарушение в работе мозгового ствола и мозжечка проводят к нарушению реакций равновесия и координации движений. Гипотония, из-за которой медленно нарастает сила мышц. Недостаточность мышечной силы препятствует своевременному развитию координации движений и чувства равновесия. Гипперподвижность связок обеспечивают устойчивость суставов. Слабые связки мешают детям с синдромом Дауна контролировать движения, поскольку их суставы становятся подвижней, чем это нужно для совершения движений. У маленьких детей с синдромом Дауна руки и ноги коротки по сравнению с туловищем. В сочетании с нестабильностью суставов, сниженным тонусом и нарушением тела в пространстве это создает определенные трудности во владении двигательными навыками.
Познавательная деятельность маленького ребенка на прямую связана с развитием двигательной сферы. Ребенок учится в движении. Особенностью развития человека с синдромом Дауна влияет на качество движений. Развитие крупной моторики и способности ориентироваться в пространстве реализуется как в специальных упражнениях и играх, учитывающих особенности развития детей, так и в движения под музыку. Кроме того, нельзя забывать о том, что в бытовых условиях необходимо стимулировать двигательную активность ребенка, но обращать на позы, в которых он сидит, стоит и т.д. Дети с синдромом Дауна делятся на «деятелей» и «созерцателей».
Учитывая тип ребенка, получаем возможность правильно подобрать виды деятельности, верно, рассчитывать степень его участия в них. При составлении программы учитывается возможность противопоказаний в зависимости от состояния здоровья.
- Организованная работа с детьми с синдромом Дауна, как правило, ведет к владению следующими навыками.
- Умеют садиться из позы, лежа и достаточно уверено сидит без поддержки.
- Встают к опоре со стульчика, стоят и передвигаются вдоль опоры.
- Ползают. Не все умеют к этому возрасту ползать на четвереньках, возможны передвижения на животе, перекатом и т.д.
- Ходят с поддержкой.
- Делают первые самостоятельные шаги.
Наиболее важные направления работы на данном этапе.
- Улучшение качества имеющихся движений и предупреждение возможности нарушений.
- Обучение перехода от одной позы в другую стимуляция появлений новых движений.
- Формирование ориентировки в пространстве. Стимуляция исследования пространства, предполагающего как использование уже имеющихся навыков крупной моторики, так и освоение новых способов передвижения.
Прорабатывая перечисленные направления, учитывая все компоненты развития крупной моторики: силу мышц, способность стабилизировать тело, умение сохранять равновесие в статике и динамике, координировать движения, уточнять глубинные телесные ощущения и моторное планирование при смене положений тел в пространстве.
Улучшение качества движений и способы.
- При ношении ребенка следует строго придерживаться основного правила — ноги малыша должны быть вместе независимо от того, в какой позе его носят.
- В позе «сидя на полу» взрослый своими ногами ограничивает разведения ног у малыша.
- Полезно и предпочтительно сидение на возвышении (низкий стульчик, детали мягкого модуля), так как в этой позе направлен вперед.
- Активному сведению бедер и коленей способствуют ползанье на четвереньках, залезание на возвышение и ходьба по ступенькам.
- Ходьба по песку, гравию, траве, а так же по упругой поверхности и Т.д.
- Ходьба по доске.
- Переступание через препятствие.
Детям с синдромом Дауна нужно использовать способы на выведение ребенка из равновесия, в различных позах и побуждении его восстанавливать в равновесное положение тел.
- Медленно катать на мяче, добиваясь от ребенка реакции возвращения в среднюю позицию.
- «Скакать на лошадке» или «по кочкам» сидя на коленях у взрослого, который медленно поочередно приподнимает и опускает свои ноги.
- В позе стоя — покачивание за бедра.
- Игры с балансиром, качелями и другими игрушками, предполагающие покачивание.
- Использование валика — катать в разных направлениях сидя и лежа.
- Учить бить по мячу ногой.
- Учить стоять на одной ноге.
Важное место в работе с детьми со сниженным тонусом, повышенной эластичностью связок и нарушением баланса занимает обучение смене поз, поскольку такие дети стараются, как можно дольше оставаться в устойчивой позе и избегают перемены положения тела. Стимуляции перемены положения тела влияют на развитие моторного планирования. Пример: сидящий на полу ребенок видит в отдалении интересную игрушку. Что бы взять ее, он должен, сменив позу, встать на четвереньки, доползти до игрушки, снова сесть и только тогда взять ее. Если игрушка стоит на возвышении, то цепочка действий приводящих к цели — желаемые игрушки, окажется длиннее и потребуют дополнительной перемене положений тела. Следует заметить, что значимая для ребенка мотивация помогает сделать задания интереснее и стимулирует его к активным действиям.
Перечень занятий по смене положений тела, которые необходимо освоить ребенку в процессе развития:
- Ребенок учится попадать в позу «сидя»:
- из позы, стоя на четвереньках;
- из позы, лежа на животе;
- из позы, стоя на коленях;
- из позы стоя;
- Уходит из позы «сидя»:
- в позу, лежа на животе;
- в позу, стоя на четвереньках;
- в позу, стоя на коленях;
- в позу, стоя.
- Попадать в позу «на коленях»:
- из позы, сидя на возвышении;
- из позы, лежа на животе;
- из позы, стоя на четвереньках.
- Вставать к опоре:
- из позы, сидя на возвышении;
- из позы, сидя на полу;
- из позы, стоя на коленях.
5. Ребенок учится из позы «стоя» переходить:
- в позу, сидя на стульчике (возвышении);
- в позу, сидя на полу.
Каждое новое движение должно «вырастать», которые ужу освоены. Оно должно быть доступно и привлекательно для малыша.
Способы обучения ходьбе:
- Ходьба с поддержкой за две руки.
- Ходьба с опорой на устойчивую игрушку — каталку.
- Ходьба с поддержкой за одну руку.
- Самостоятельная ходьба (начиная с 2 -3 шагов без поддержки).
- Ходьба по разной поверхности.
- Умение бить ногой по мячу.
- Ходьба по лежащей на полу дощечке. Ширина доски постепенно уменьшается от 30 до 10- 12 сантиметров.
- Ходьба по наклонной плоскости.
- Ходьба по ступенькам.
- Быстрая ходьба и бег.
Включение сформированных навыков крупной моторики включаются в различные игры, которые помогают стимулировать двигательную активность. Главная цель — соединение имеющихся у ребенка навыков в цепочку последовательных действий, направленных на достижение цели.
Источник