Как обучать детей с синдромом аспергера
Многие дети с синдромом Аспергера испытывают трудности, когда им нужно начать разговор или поддержать беседу. Хотя такие дети очень умны и отличаются высоким уровнем развития познавательных способностей, их навыки социального общения часто ограничены. Чтобы научить детей с синдромом Аспергера навыкам, необходимым для того, чтобы начинать разговор, важно обратиться за помощью к логопеду-дефектологу, научить ребенка правильным навыкам ведения беседы и использовать специальные приемы эффективного общения.
Воспользуйтесь помощью логопеда
1
Обдумайте возможность начать занятия с логопедом или логопедом-дефектологом, который поможет ребенку развить навыки общения. Логопед поможет вашему ребенку преодолеть трудности, с которыми сталкиваются дети с синдромом Аспергера, особенно в отношении понимания темы беседы и умения начинать разговор с другими.
- Логопед-дефектолог обладает знаниями и опытом, необходимыми для того, чтобы помочь ребенку понять, как именно нужно начинать беседу и каким образом поддерживать разговор.
- Они могут помочь ребенку овладеть необходимыми социальными навыками и умением начинать беседу.
2
Вы должны понять, что логопед-дефектолог сможет дать ребенку практические инструкции по развитию речи. Практические навыки общения — это умение адаптировать речь сообразно ситуации и соблюдать негласные правила общения. Поскольку дети с синдромом Аспергера не знают и не понимают, на какой основе стоит строить беседу, им сложно самостоятельно освоить тонкости и ньюансы навыков общения.
- Детям с синдромом Аспергера трудно, а иногда невозможно, устанавливать адекватное расстояние между людьми во время беседы, поддерживать зрительный контакт, контролировать свою мимику, изменять интонацию и манеру речи сообразно личности собеседника.
- Логопед-дефектолог может помочь вашему ребенку, дав практические инструкции, которые позволят улучшить его способность произносить звуки и изменять тон и речь согласно ситуации и аудитории.
3
Запишите своего ребенка на курс когнитивно-поведенческой психотерапии, чтобы он мог поэтапно освоить навыки общения. В рамках этой психотерапии ребенок сможет овладеть социальными навыками постепенно, шаг за шагом. Когнитивно-поведенческая терапия применяет последовательный подход, где дети с синдромом Аспергера вовлечены в сложные структурированные упражнения, в ходе которых дети усваивают социальные и адаптивные навыки.
- Дети понимают и усваивают эти навыки постепенно, шаг за шагом, в ходе сложно структурированных упражнений.
- Когнитивно-поведенческая психотерапия может помочь детям с синдромом Аспергера, которые испытывают трудности из-за страхов, тревожности или депрессии. Эти факторы разрушают уверенность в себе, что, в свою очередь, не позволяет ребенку проявить себя.
- Это не позволяет ребенку совершать ошибки и проявлять себя в присутствии большой аудитории, потому что он боится показаться смешным в глазах окружающих.
- Когнитивно-поведенческая психотерапия может совершить настоящее чудо и избавить вашего ребенка от тревожности и депрессии. По мере работы над устранением этих негативных факторов ребенок сможет найти в себе смелость, чтобы инициировать общение, независимо от того, способен ли он сделать это идеально.
4
Дайте ребенку возможность пройти тренинг социальных навыков, чтобы улучшить его навыки невербального общения. Обучение, тренировки и повторение пройденного, организованные опытным психотерапевтом, могут улучшить умение ребенка взаимодействовать с окружающими. Специалист может использовать такие методики, как моделирование жизненных ситуаций, ролевые игры и другие визуальные методы, чтобы научить ребенка и помочь ему стать более открытым и увереннее общаться с людьми в разных жизненных ситуациях.
- Такие занятия могут включать в себя упражнения, которые помогут ребенку лучше понимать интонации речи, зрительный контакт, сарказм, юмор, жесты и невербальные сигналы.
- Эти занятия помогут ребенку стать гораздо уверенней.
Как научить ребенка правильным навыкам общения
1
Покажите ребенку важность невербального общения. Дети с синдромом Аспергера общаются, преимущественно, посредством речи. Однако общение и беседа — это не только простое озвучивание слов и предложений.
- Чтобы успешно поддерживать разговор, человек должен также понимать невербальные сигналы, такие как язык тела, интонации, мимику собеседника и выражение его глаз.
- Расскажите ребенку, что хорошая беседа включает в себя умение поддерживать разговор, выбирать правильную тему и развивать разговор в русле, которое устраивает всех собеседников. Кроме того, важно уметь понимать реакцию собеседника и изменять разговор сообразно этому.
2
Объясните ребенку, насколько важно смотреть в глаза собеседнику как в начале, так и по ходу беседу. Для детей с синдромом Аспергера очень сложно посмотреть в глаза собеседнику, тем более постоянно поддерживать зрительный контакт по ходу беседы. Однако для того, чтобы начать разговор, очень важно встретиться взглядом с человеком и далее смотреть в глаза своему собеседнику.
- Покажите ребенку, как правильно инициировать и поддерживать зрительный контакт, и дайте ему возможность потренироваться перед зеркалом.
- Ваш ребенок может начать с того, что будет учиться выдерживать свой собственный взгляд в течение продолжительного времени.
- Вы можете поддержать ребенка и посмотреть, как долго он способен поддерживать зрительный контакт.
- После того, как ребенок научится смотреть в глаза самому себе, можно переходить к следующему этапу — пытаться установить и поддерживать зрительный контакт с вами.
- Кроме того, вам нужно научить ребенка , что не стоит слишком пристально смотреть на других людей. Ребенок должен понимать разницу между нормальным обменом взглядами при общении и непрерывным, пристальном разглядыванием собеседника.
3
Научите ребенка определять, на каком расстоянии стоит находиться от собеседника. Во время разговоры необходимо сохранять правильную дистанцию, чтобы другой человек мог чувствовать себя комфортно. Дети с синдромом Аспергера обычно испытывают определенные трудности в этом вопросе, потому что при разговоре они чаще всего подходят слишком близко к собеседнику. Такое поведение может заставить другого человека чувствовать себя неловко, что не способствует доброжелательной беседе.
- При разговоре со знакомым человеком лучше всего находиться на расстоянии вытянутой руки.
4
Покажите ребенку, в чем заключается преимущество смены темы беседы. Дети с синдромом Аспергера часто не могут понять, что разговор подобен плавному течению реки, и не умеют переходить от одной темы разговора к другой. Вместо этого они снова и снова навязчиво говорят об одном и том же предмете разговора. Объясните ребенку, что необходимо время от времени менять тему беседы, чтобы разговор был интересен и другому человеку.
- Пользуйтесь картинками, фотографиями, обучающими карточками, компьютерными и видео приложениями, чтобы показать ребенку, как должна выглядеть хорошая беседа и каковы ее составляющие элементы.
5
Помогите ребенку научиться понимать смысл невербальных сигналов. Дети с синдромом Аспергера часто сталкиваются с невозможностью понять важность эмоциональных и невербальных сигналов, таких как язык тела, мимика и взгляд. По этой причине они не в состоянии увидеть и понять значение сигналов, которые подают им собеседники во время разговора.
- Чтобы помочь ребенку понять невербальные сигналы, вы можете воспользоваться специальными компьютерными программами, которые объясняют какое именно послание или эмоцию выражает тот или иной невербальный сигнал.
Как использовать приемы эффективного общения
1
Познакомьте ребенка с приемами, которые позволяют начать разговор. Эти специальные приемы позволяют человеку легко завязать разговор и поддерживать беседу. Дети с синдромом Аспергера могут научиться использовать эти приемы. С их помощью ребенок будет вооружен всеми необходимыми инструментами, позволяющими легко начать разговор.
- Такие приемы эффективного начала беседы позволяют детально объяснить, что нужно делать и говорить, что — не нужно ни в коем случае, и как именно все это необходимо делать.
- Как надо обратиться к человеку, чтобы начать беседу, что именно нужно сказать, чтобы добиться расположения собеседника, какие темы для разговора уместны для собеседников разного возраста (о чем стоит говорить со сверстниками и о чем стоит говорить с взрослыми), как начать и как продолжить разговор, чего нужно избегать (перебивать собеседника, говорить только самому), как понимать невербальные сигналы, как участвовать в беседе и как ее вовлечь в беседу других — все это можно узнать, изучив специальные приемы эффективного общения.
- Эти приемы можно использовать как практические инструменты и материалы. Один из таких инструментов — это карта ведения беседы.[1]
2
Пользуйтесь примерами таких приемов ведения беседы, чтобы придать ребенку уверенности. Для того чтобы ребенок научился эффективно применять такие приемы, жизненно необходима предварительная подготовка. Дети с синдромом Аспергера часто считают разговор чрезвычайно утомительным делом, поэтому постарайтесь попрактиковаться в некоторых приемах ведения беседы, чтобы уменьшить стресс ребенка. Когда вашему ребенку предстоит начать разговор со сверстником или взрослым нужно:
- Определить, с кем именно ему придется говорить.
- Определить причину, по которой ему нужен разговор с этим ребенком (чтобы поиграть, чтобы обсудить какой-то вопрос и тому подобное).
- Определите, что интересно другому ребенку (полноценное общение и беседа возможны только в том случае, если ребенок с синдромом Аспергера сможет понять, чем именно интересуется его собеседник. Основываясь на этом, он может начать разговор и поддерживать его, не рискуя наскучить другому человеку.).
3
Убедите своего ребенка заранее подготовить темы для обсуждения и информацию, которая относится к этим темам. Обсуждение должно быть интересным для обоих собеседников. Очень часто дети с синдромом Аспергера не понимают, что их любимый предмет разговора не всегда будет интересен для окружающих.
- Убедите их придумать такие темы, которые привлекают интерес большинства людей.
- Постарайтесь донести до ребенка, что если он хочет оставаться на одной волне с другими участниками беседы, ему нужно расширить сферу своих интересов. Только тогда он сможет начинать и поддерживать полноценный и плодотворный разговор.
- Убедите ребенка, что ему нужно больше интересоваться обычными вещами и явлениями, тогда другим людям будет интересно разговаривать с ним.
- Вы можете объяснить ребенку, что если он хочет успешно общаться со сверстниками, ему надо уметь обсуждать такие темы, как спорт, кино, музыка, игры и современная мода.
- Если ребенок пытается завязать разговор со взрослыми, то подойдут такие темы, как литература, искусство или путешествия.
4
Напомните ребенку, что нужно избегать разговоров, темой которых являются только его специальные интересы. Дети с синдромом Аспергера часто обнаруживают интерес к темам, которые совершенно неинтересны другим людям. Их интерес к узким темам и необычным вещам может заставлять их часами разглагольствовать об этих специфических темах, что не способствуют хорошему началу разговора.
- Покажите ребенку, насколько лучше начинать разговор, который не ограничен узкой темой.
- Он даже может попытаться начать беседу или завоевать доверие собеседника, спросив: «Какую музыку вы любите слушать?», «Кто ваш любимый певец?», «Кто ваш любимый актер?», «Вы куда-нибудь ездили недавно?»
5
Вы можете воспользоваться «разговорными часами», чтобы помочь ребенку следовать правилам ведения беседы. Это специальный инструмент, который помогает детям с синдромом Аспергера следовать правилам ведения разговора, позволяя им вести плодотворные и активные беседы. На этих часах разговор закодирован в виде изображений, которые показывают, чья очередь говорить, интонацию и громкость голоса, кто и когда перебивает речь собеседника и многие другие факторы, влияющие на течение разговора.
- Этот инструмент дает возможность визуально оценить обратную реакцию и дает ребенку дополнительный пакет правил ведения разговора.
- Разговор закодирован разными цветами, чтобы обозначить, чья очередь говорить.
- Интенсивность цвета возрастает, когда человек начинает говорить громче, и перекрывается другим цветом, чтобы обозначить, что один собеседник перебивает другого.
- Эти «разговорные часы», как зеркало, отображают разговор, и позволяют наглядно увидеть все его нюансы в понятной и доступной ребенку форме.
6
Покажите ребенку, насколько приятно начинать и заканчивать разговор правильным образом. Приведите в пример себя, или любую другую персону, которая пользуется уважением ребенка (например, героев мультфильмов), чтобы показать положительные примеры ведения беседы. Затем ребенок может попробовать воспроизвести его поведение, манеры, выражения и жесты.
- Старайтесь как можно чаще показывать ребенку положительные примеры.
- Например, если ребенок любит кого-то из своих родных, то можно привести его умение вести разговор в качестве примера.
- Покажите ребенку, как этот человек начинает разговор, как строит фразы и насколько хорошо он умеет поддерживать правильную дистанцию и зрительный контакт.
7
Дайте ребенку возможность найти и изучить информацию в Интернете. Дети с синдромом Аспергера обычно очень способны к обучению и обожают работать с компьютером. Скажите ему, что он может изучить мир и людей, живущих в нем, с помощью Интернета.
- Дайте ребенку возможность изучить и понять как можно больше о людях и общении.
- Когда дети с синдромом Аспергера вооружены обширными знаниями по вопросу, то чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы рискнуть и начать разговор самостоятельно.
8
Помогите ребенку лучше социализироваться, убедив его подружиться с кем-нибудь. Дайте ребенку самому найти способы развития дружбы и позвольте приглашать друзей домой. Вы должны быть готовы вовремя помочь ребенку и научить его начинать разговор, правильно жестикулировать и смотреть на собеседника и подсказать, что нужно, а что — не нужно говорит.
- Вы можете приглашать в гости других детей и организовывать совместные игры.
- Сходным образом, вы можете попробовать найти такого одноклассника вашего сына, с которым они смогут вместе проводить время, так что ваш сын или дочь смогут учиться навыкам общения, наблюдая, как это делает его друг.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 6046 раз.
Была ли эта статья полезной?
Источник
Дети и взрослые с синдромом Аспергера должны быть обучены в аспекте взаимодействия с окружающей средой. Логопедическая программа учит их правильным образцам общения, а поведенческая терапия – желательным и здоровым привычкам.
Что такое синдром Аспергера
Лица с синдромом Аспергера характеризуют, в частности, скудным невербальным общением и педантичностью речи. У них наблюдается отсутствие эмпатии, а также проблемы с чтением экспрессии других людей.
Могут казаться наивными и имеют проблемы с установлением близких отношений. Они не могут сохранить отношения и реагируют на ситуации неадекватно. У них проблемы с пониманием социальных ситуаций и они понимают обращенные к ним сообщения буквально. Они с трудом понимают шутки, иронию и метафоры. Их интересы конкретные, глубокие и ограниченные узкой областью. Иногда у них отмечается несогласованное и неуклюжее поведение.
Синдром Аспергера – терапия
Терапия при синдроме Аспергера является необычайно важным элементом социализации и развития. Дети, которые работают над развитием социальных навыков лучше находят себя в группе и учатся, как совершать знакомства.
Терапевтические занятия показывают, каким образом инициировать контакт и вести диалог. Они помогают понять, как можно адаптироваться и как решать конфликты. Терапия детей, подростков и взрослых, страдающих от синдрома Аспергера, может состоять из индивидуальных занятий, групповых и реабилитации.
Она предназначена для стимулирования функций, ответственных за развитие психомоторных центров головного мозга и познавательные способности. Помогает в эмоциональном аспекте, в развитии социальных навыков, слухового восприятия.
Реабилитация помогает тренировать визуально-моторно-слуховую координацию. Развивает также мелкую моторику и большие двигательные навыки, учит осознанию тела и ориентации в пространстве. Улучшает способность к концентрации внимания и речи.
Логопедическая терапия ребёнка с синдромом Аспергера
Элементы терапии детей с синдромом Аспергера в логопедическом аспекте могут быть использованы как во время отдельных занятий, так и учителями в школе. Они состоят в устранении временного давления, задавании дополнительных вопросов во время устных ответов и поощрении самостоятельной активности.
Воспитатель должен позитивно подкреплять ребёнка, например, посредством похвалы и вознаграждения за хорошо выполненные задания. Он также может дать ему дополнительное внимание и помочь в самостоятельной деятельности.
Во время терапии следует использовать понятные сообщения, а темп выполнения задач должен быть адаптирован к возможностям ребенка.
Прежде чем начать разговор, Вам нужно привлечь внимание человека с синдромом Аспергера.
Также стоит приспособить язык к уровню ребёнка и пользоваться жестами. Лучше избегать метафор и не говорить слишком большого количества вещей. Вы должны напрямую сообщать, что должен делать ребенок, а что – нет. Хорошо перефразировать заявления ребенка.
Обучающая коммуникация во время программы речевой терапии включает показ новых способов прошения о помощи или разъяснений. Стоит показать, насколько важны дыхание, выражение лица и мимика, а также положение тела и сопутствующие шумы.
Также очень важно научить ребёнка с синдромом Аспергера наблюдать за другими детьми, чтобы он знали, что делать в данной ситуации. Полезно сотрудничать и поощрять друзей к завязыванию дружеских отношений. Во время перерыва ребенок должен организовывать свою деятельность. Также важно изучить концепцию времени и предвидеть предстоящий конец конкретной задачи.
Синдром Аспергера – поведенческая терапия
Поведенческая терапия – это исключительно эффективная форма терапии направленная на детей с синдромом Аспергера и аутизмом. Означает воздействие, ориентированное на обучение новым формам социально приемлемого поведения.
Создатели методики утверждают, что часть поведения имеет биологические причины, однако, большинству действий можно просто научиться. Лица с нарушениями развития проходят этот процесс иначе, чем те, кто находятся в «норме развития».
Поведенческая терапия начинается с обучения основам, а значит правильному общению и самообслуживанию. Ребёнок узнает, как устанавливать и поддерживать зрительный контакт, а также как выполнять простые команды, выраженные в словах.
После занятий он научиться правильно питаться, а также приносить и показывать конкретные предметы. Очень важный аспект поведенческой терапии в группе Аспергера является развитие поведения, направленного на интеграцию со сверстниками. Ребенок учится, как приобретать друзей и как с ними общаться, как вести вербальный и невербальный диалог.
Источник