Как общаться с детьми с синдромом дефицита внимания

Как общаться с детьми с синдромом дефицита внимания thumbnail

Примерно у 11% детей школьного возраста наблюдается СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).[1] Детям с СДВГ сложно сосредоточить внимание на чем-то одном. Они не способны к длительной концентрации на одной задаче и легко отвлекаются. Им сложно также одновременно удерживать в уме большое количество информации. Многие родители и учителя детей с СДВГ полагают, что те просто невнимательны и не проявляют старание; как правило, это не так. СДВГ значительно осложняет жизнь ребенка, но вы можете помочь ему, общаясь с ним соответствующим образом. Это предохранит вас обоих от лишнего стресса и разочарования.

Улучшение ежедневного общения

  1. 1

    Сведите к минимуму отвлекающие факторы. Детям с СДВГ сложно сконцентрировать внимание. Они легко отвлекаются на другие предметы и события вокруг них. Вы сможете улучшить общение с ребенком, снизив количество отвлекающих факторов до минимума.

    • Разговаривая с ребенком с СДВГ, обязательно выключите телевизор и музыку. Отключите звук на своем сотовом телефоне и не пытайтесь одновременно поддерживать разговор с другими людьми.[2]
    • Людей с СДВГ могут отвлекать даже сильные запахи.[3] Старайтесь не пользоваться духами или освежителями воздуха с сильным запахом.
    • Концентрации внимания могут мешать и световые эффекты.[4] Замените мерцающие лампочки и светильники, создающие необычное освещение с резкими тенями.
  2. 2

    Подождите, пока ребенок не обратит на вас внимание. Не начинайте говорить до тех пор, пока ребенок не посмотрит на вас.[5] Если вам не удалось сразу привлечь к себе внимание ребенка, повторите свои слова еще раз.

    • Подождите или попросите ребенка посмотреть на вас, прежде чем вы начнете говорить ему о чем-то.
  3. 3

    Говорите попроще. По возможности старайтесь, чтобы ваша речь была немногословной и состояла из достаточно коротких предложений и фраз.[6] Ребенку с СДВГ сложно концентрировать внимание на ваших словах в течение продолжительного времени. Постарайтесь кратко и четко выразить свою мысль.

  4. 4

    Поощряйте занятия спортом и подвижный образ жизни. Детям с СДВГ полезно много двигаться. Они непоседливы, и если у них есть возможность двигаться или даже просто стоять, это помогает им сосредоточиться.[7]

    • Некоторые люди с СДВГ отмечают, что если им нужно какое-то время сидеть, это проще сделать, если мять мячик для снятия стресса.
    • Если ребенку предстоит некоторое время оставаться в малоподвижном состоянии, позвольте ему предварительно побегать или попрыгать.
  5. 5

    Подбадривайте ребенка. Многие дети с СДВГ обладают пониженной самооценкой. То, что их сверстникам дается легко и непринужденно, может представлять для них серьезные трудности. От этого они нередко кажутся себе глупыми и неспособными. Помогите им поверить в себя.

    • Видя, что большинство сверстников опережает их в учебе, дети с СДВГ начинают сомневаться в своих умственных способностях. Это может снизить их самооценку.[8]
    • Родителям следует поддерживать своих детей с СДВГ, помогая им ставить перед собой цели и объясняя, как достичь их.[9]

Выдача указаний и назначение заданий

  1. 1

    Разбейте задачу на отдельные этапы. Часто дети с СДВГ путаются в вещах, которые другим кажутся совсем простыми.[10] Ребенку с СДВГ будет легче выполнить задание, если вы разобьете его на отдельные этапы.[11]

    • Преподаватели никогда не задают ученикам написать за месяц десятистраничную научно-исследовательскую работу без всякой подготовки, ожидая, что те справятся с этим. Сначала они объясняют учащимся, как это делается, последовательно рассматривая все этапы выполнения работы. При этом ученики поэтапно отчитываются о проделанной работе. Родители могут поступать подобным образом и в повседневной жизни, разбивая большие задания на части и давая указания относительно каждого этапа.
    • Например, если вашему ребенку необходимо загрузить посудомоечную машину, разбейте задачу на следующие этапы: 1) загрузка тарелок на дно машины; 2) помещение стаканов и чашек на верхнюю полку; 3) ложки и вилки… и так далее.
  2. 2

    Попросите ребенка повторить ваши слова. Чтобы убедиться, что ребенок услышал ваши указания и понял их, попросите его повторить.[12]

    • Таким образом вы проверите, все ли понял ваш ребенок, и в случае необходимости сможете повторить свои указания. Кроме того, это поможет ребенку лучше запомнить их.
  3. 3

    Пользуйтесь напоминаниями. Существуют различные способы напомнить ребенку с СДВГ о том, что ему необходимо выполнить.

    • Для тех случаев, когда необходимо прибрать в комнате, вы можете использовать разноцветные ящики и полки. Наклейки с надписями и рисунками также помогут ребенку вспомнить, где следует хранить те или иные предметы.[13][14]
    • Ребенку помогут также списки, дневной план, календарь или доска для записи текущих задач.[15]
    • При занятиях в школе приучите ребенка вести дневник текущих домашних заданий.[16]
  4. 4

    Помогите ребенку планировать свое время. Как правило, у детей не очень развито чувство времени. Это тем более справедливо для детей с СДВГ.[17] Чтобы помочь ребенку с СДВГ, указывайте необходимое время.

    • Например, выставите кухонный таймер на определенное время и скажите ребенку, что вы хотели бы, чтобы задание было выполнено, до того как прозвучит сигнал таймера. Или включите знакомую ребенку музыку и скажите ему, что желательно завершить работу до ее окончания.
  5. 5

    Хвалите ребенка за каждый завершенный этап. После того, как ребенок выполнит очередной этап задания, поощряйте его.[18] Это повысит его мотивацию и самооценку.[19]

    • Похвала после каждого, даже маленького, этапа увеличивает также вероятность дальнейших успехов.[20]
  6. 6

    Привнесите веселье. Постарайтесь разнообразить занятия, сделав их менее скучными. Тем самым вы заинтересуете ребенка и снизите возможный стресс, испытываемый им при столкновении с новыми задачами.[21] Вот лишь несколько способов сделать это:

    • Давайте указания забавным, смешным голосом.
    • Попробуйте ролевые игры. Представьте, что вы с ребенком являетесь персонажами какой-либо книги, фильма или телевизионного шоу. Например, девочка может надеть костюм Золушки, в то время как вы включите музыку из этого фильма.[22]
    • Если при выполнении какого-либо задания ребенку стало скучно, постарайтесь, чтобы в следующий раз все было веселее: обставьте все в виде игры.[23] В случае необходимости можно устроить небольшой перерыв.

Воспитание ребенка с СДВГ

  1. 1

    Будьте готовы заранее. Как и в случае с другими детьми, ребенка с СДВГ приходится учить соблюдать дисциплину. При этом важно помнить, что обучение будет эффективным, если вы будете учитывать особенности мышления ребенка с СДВГ. Будет лучше, если вы заранее подготовитесь к возможным сложным ситуациям.

    • Если вы предвидите, что создастся сложная для ребенка ситуация (например, ему придется сохранять тишину и спокойствие в течение продолжительного времени), заранее обсудите с ним этот вопрос. Напомните ему принятые правила, а также вознаграждение, полагающееся за их соблюдение, и наказание за их нарушение.[24]
    • После этого, если ребенок начнет плохо себя вести, попросите его напомнить вам принятые правила и наказание, полагающееся за их нарушение. Часто этого достаточно для того, чтобы ребенок начал вести себя правильно.[25]
  2. 2

    Старайтесь вести себя позитивно. По возможности используйте поощрения, а не наказания. Таким образом вы повысите самооценку ребенка и поспособствуете его хорошему поведению в дальнейшем.

    • Старайтесь замечать хорошее поведение ребенка и поощрять его, а не ловить его на проступках, наказывая за них.[26]
    • Заведите ведро или коробку с небольшими подарками, например маленькими игрушками или стикерами, и поощряйте ими ребенка. Спустя некоторое время вы сможете обходиться без мелких подарков, заменив их похвалами и прочими проявлениями любви.[27]
    • Некоторые родители предпочитают систему баллов. Она состоит в том, что за хорошее поведение ребенку начисляются баллы, за которые ему предоставляются дополнительные преимущества и привилегии. Заработанные баллы можно использовать для похода в кино, или с тем, чтобы лечь спать на полчаса позже заведенного времени, и так далее. Попробуйте сопоставить различным пунктам ежедневного расписания ребенка определенное количество баллов. Это мотивирует ребенка соблюдать расписание и повысит его самооценку.[28]
    • Старайтесь по возможности устанавливать позитивные, а не негативные правила поведения. Эти правила должны содержать не запреты, а модель хорошего поведения.[29] Следуя подобным правилам, дети с СДВГ поймут, как им следует вести себя.
  3. 3

    Будьте последовательны. Не отступайте от правил в тех случаях, когда требуется наказание. Дети должны соблюдать установленные правила. Им следует помнить о наказаниях, предусмотренных за нарушение правил, и наказание за один и тот же проступок всегда должно быть одинаковым.[30]

    • Оба родителя должны действовать согласованно, одинаковым образом используя одни и те же наказания.[31]
    • Наказание должно следовать вне зависимости от того, был ли проступок совершен дома или на людях. Необходима последовательность, недостаток которой может привести к непониманию и своевольному поведению.
    • Не спорьте о наказаниях, пресекайте попытки неповиновения и не поддавайтесь уговорам. Если вы уступите хоть один раз, ребенок сочтет, что наказания можно избежать, и плохое поведение повторится.[32]
    • Подобным образом, ограничивайте реакцию на плохое поведение лишь установленным наказанием. Не реагируйте на неправильное поведение слишком бурно. Уделяйте дополнительное внимание лишь хорошим поступкам.[33]
  4. 4

    Не медлите. Детям с СДВГ сложно удерживать внимание на одном предмете, и они испытывают трудности с восприятием причинно-следственных связей. Поэтому важно, чтобы наказание непосредственно следовало за плохим поведением.[34]

    • Отсроченные наказания могут не иметь никакого смысла для ребенка. Вполне возможно, что он сочтет их случайными и необоснованными, что приведет к обиде и дальнейшему плохому поведению.
  5. 5

    Действенность. Чтобы привести к необходимым результатам, наказание должно быть ощутимым.[35] Если плохое поведение приводит к незначительным результатам, ребенок продолжит вести себя неправильно.

    • Например, если в случае отказа от выполнения работы по дому наказание сводится к ее перенесению на более поздний срок, оно, скорее всего, не принесет нужного результата. Более эффективным может оказаться запрет играть в видеоигры вечером.
  6. 6

    Сохраняйте спокойствие. Не реагируйте слишком бурно на неправильное поведение.[36] Говорите спокойным голосом, сообщая ребенку о наказании, полагающемся за данный проступок.

    • Если вы будете волноваться и сердиться, ребенок с СДВГ может испытать излишний стресс или беспокойство, что контрпродуктивно.
    • Гнев также вреден, поскольку дает понять ребенку, что он может манипулировать вами посредством своего плохого поведения. Это особенно актуально в тех случаях, когда ребенок своим плохим поведением пытается привлечь к себе внимание.
  7. 7

    Пользуйтесь перерывами. Распространенным наказанием за плохое поведение является “тайм-аут”. При правильном использовании этот метод полезен для воспитания детей с СДВГ. Ниже приведено несколько правил.

    • Не используйте метод в качестве окончательного “приговора”.[37] Вместо этого предоставьте ребенку возможность успокоиться и обдумать сложившееся положение. Попросите ребенка подумать о том, что привело к данной ситуации, и как ее можно преодолеть. Предложите ему поразмышлять о том, что следует предпринять, чтобы предотвратить такую ситуацию в дальнейшем, и к каким последствиям она может привести в случае повторения. По окончании тайм-аута обсудите с ребенком его мысли по этому поводу.
    • Отведите в своем доме спокойное место для ребенка, где его не будет отвлекать телевизор или что-либо еще.
    • Назначьте продолжительность тайм-аута, достаточную для успокоения ребенка (обычно она не превышает одной минуты на каждый год возраста ребенка).
    • Освоившись с такой системой, ребенок сможет оставаться в этом месте до тех пор, пока не успокоится, и лишь после этого можно будет обсудить с ним сложившуюся ситуацию. Чтобы успокоиться, ребенок должен побыть некоторое время в тихом спокойном месте. По окончании тайм-аута объясните ребенку свое видение ситуации.
    • Не рассматривайте там-аут в качестве наказания; считайте его аналогом кнопки перезагрузки компьютера.

Советы

  • Будьте готовы к тому, что вам придется повторять. Поскольку у детей с СДВГ трудности с концентрацией внимания, им часто приходится повторять. Старайтесь не раздражаться из-за этого.
  • Когда вам становится тяжело, вспоминайте о том, что ребенок тоже старается. Как правило, он совершает плохие поступки без злого умысла.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 4680 раз.

Была ли эта статья полезной?

Источник

“Ребёнок постоянно отвлекается на уроке, балуется, мешает остальным… меня всё время вызывают в школу. Что делать?” “Сын чрезмерно расторможен, убегает из класса, не слушает учителя. Как заставить его учиться?” 

СДВГ для кого-то – это набор букв, а для кого-то – диагноз, который заставляет родителей ходить по определённым специалистам. Многие ошибочно думают, что синдром дефицита внимания и гиперактивности  (СДВГ) – это про то, что ребёнку не хватает родительского внимания. Нет, здесь речь идёт о конкретном диагнозе. В этой статье специально для CogniFit («КогниФит») психолог Виктория Мусатова расскажет вам о том, как заинтересовать учёбой ребёнка с СДВГ . 

СДВГ: как заинтересовать учёбой гиперактивного ребёнка?

Что такое СДВГ?

СДВГ: данный термин описывает детей, у которых наблюдаются постоянные и несоответствующие их возрасту симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности. [Amerikan Psyhiatrie Associatian, 2000].

Выделяют три варианта течения СДВГ:

  • синдром чрезмерной двигательной активности без дефицита внимания;
  • изолированный дефицит внимания без гиперактивности. Как правило, такие детки тихие и спокойные, но плохо концентрируют своё внимание, “витают в облаках”;
  • сочетание дефицита внимания с гиперактивностью. Как известно, это самый частый вариант.

С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут!

Инновационный нейропсихологический тест CogniFIt («КогниФит») на СДВГ

Причины синдрома дефицита внимания

Мнения специалистов расходятся в том, из-за чего возникает это расстройство. Выделяют три основных причины:

  • генетические причины (отягощённая наследственность, мутации в генах);
  • биологические причины (угроза прерывания беременности, гипоксия плода, стресс, токсикоз, поражения центральной нервной системы, недоношенность, неблагоприятные факторы, влияющие на здоровье беременной и плода);
  • психосоциальные причины (неблагополучная семья, частые конфликты в семье, развод родителей и т.п.)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это неврологическо-поведенческое расстройство, которое, как правило, маленьким детям до трёх-четырех лет не ставят, как диагноз, так как считают, что такое поведение входит в нормы их возраста. СДВГ чаще встречается у мальчиков, нежели у девочек. Если рассмотреть в процентах, то это 7-9% от населения. Как правило, на класс приходится один ребёнок с СДВГ.

Признаки и диагностика СДВГ

Большая часть исследователей отмечает три основных признака проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность.

Гиперактивность выражается высокой двигательной активностью, посторонними движениями, которые ребёнок не замечает, беспокойством и суетливостью. Такие дети, как правило, часто болтливы, не могут усидеть на месте. Польские ученые в своих исследованиях подтверждают тот факт, что у детей с СДВГ двигательная активность выше нормы на 25-30%. Дети с СДВГ двигаются даже во сне.

Нарушения внимания выражаются в трудностях его удержания. Таким детям трудно сконцентрироваться. У них выражена отвлекаемость и снижена изобретательность. Отвлекаемость часто выражается в переключениях с одного занятия на другое. Исследователи и психологи отмечают, что дети с СДВГ часто теряют личные вещи, довольно забывчивы, не умеют слушать. Часто такие дети отличаются непосредственностью в поведении. Стоит отметить, что показатели внимания таких детей подвергаются значительным колебаниям. Порой они избегают заданий, которые требуют высокой концентрации внимания, но если занятие им интересно, они могут удерживать внимание часами. Узнайте, как повысить эмоциональный интеллект ребёнка с СДВГ.

У детей СДВГ наблюдается частая смена настроения

Импульсивность проявляется в том, что ребёнок зачастую действует, не подумав. Например, перебивает при серьёзном разговоре или может встать и выйти из класса без разрешения учителя. У детей с СДВГ отмечается частая смена настроения, т.е. они эмоционально лабильны. Им сложно подчиняться общим правилам, и они этого не умеют, также не умеют регулировать свои действия, могут повышать голос.

Исследователи отмечают, что в большинстве случаев двигательная активность к подростковому возрасту исчезает, а дефицит внимания и гиперактивность сохраняются.

В психическом развитии у таких детей отмечается задержка в развитии на 1,5-1,7 года.

Также для детей с СДВГ характерны дислексия, дисграфия, признаки дискалькулии.

Если ваш ребёнок не любит и не хочет читать, как понять – он просто ленится или у него дислексия? Узнайте прямо сейчас с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на дислексию, присутствуют ли признаки, которые могут указывать на риск наличия дислексии. Получите результаты менее, чем за 30-40 минут!

Узнайте, связаны ли проблемы с чтением у ребёнка с дислексией

Из-за несформированного межполушарного взаимодействия и высокого уровня адреналина в крови у таких детей отмечается слабое развитие тонкой моторной координации и  беспорядочные, неловкие движения.

По мнению исследователей, двигательная стимуляции мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата у детей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции.

Этим оправдываются всевозможные движения, например, ребёнок раскачивается на стуле, щелкает ручкой, играет бегунком на молнии и т.д. Если это движения убрать, ребёнок как бы “впадает в ступор”, то есть теряет способность думать.

Стоит отметить, что детям с СДВГ присущи такие качества, как: вспыльчивость, частая смена настроения. Такие дети незлопамятны и долго таить обиду не умеют.

Часто у них бывает низкая самооценка. Родители порой забывают, что ребёнок не просто балуется, а у него заболевание, и ему нужно помочь. Ситуация усугубляется, если родители начинают ребёнка ругать, требовать невозможное, порой кричать. СДВГ в более старшем возрасте можно, так сказать, перерасти, но при условии негативных воспитательных мер всё усугубляется.

Важно помнить – это не испорченный или невоспитанный ребёнок, это расстройство.

К сожалению, в настоящее время не существует единого мнения, в каком возрасте можно ставить данный диагноз. Но большая часть специалистов утверждают, что раньше пяти лет делать этого не нужно. В западной практике диагноз СДВГ не ставят детям младше семи лет.

Часть специалистов считают, что несмотря на то, что диагноз СДВГ малышам ставить некорректно, это расстройство можно отследить по некоторым признакам в раннем возрасте. Например, в младенчестве такие дети имеют повышенный мышечный тонус, у них возникают Дети с СДВГ: полезные советы учителям и родителям , особенно их сложно укладывать спать; довольно чувствительны к любым раздражителям, например, большое количество людей, резкий свет, шум и т.п. Пребывая в бодрствующем состоянии, они довольно подвижны и возбуждены.

Из-за этого расстройства у детей возникают проблемы с учёбой, также могут возникать проблемы с памятью. Но, как, ни странно, довольно часто гиперактивные дети сообразительны и довольно быстро “схватывают” информацию, обладают неординарными способностями.

Дети с СДВГ: полезные советы учителям и родителям

Ребёнок с СДВГ: советы родителям и учителям

Чтобы ребенок гармонично развивался и мог усваивать информацию, его важно системно воспитывать, учитывая особенности его расстройства.

Наказывать таких детей нельзя и бесполезно, они не понимают наказания. Поступок и наказание они связать не могут. Рекомендуется детей с СДВГ воспитывать по системе позитивного подкрепления, т.е. делать упор на их сильные стороны, а слабые вовсе игнорировать. Даже самые маленькие достижения отмечайте “бурно”.

Родителям стоит рассказать о данном расстройстве их ребёнка учителю, чтобы он смог учитывать и применять все нюансы при обучении.

Учителю такого ребёнка рекомендуется стать для него авторитетом, так будет легче проходить процесс обучения.

Для того, чтобы лучше усваивать информацию, ребёнка с СДВГ лучше посадить за 1-3 парту со сменой ряда раз в месяц.

Спрашивать домашнее задание ребёнка желательно в первые 10-15 минут от начала урока, когда его внимание еще наиболее активно. Также лучше спрашивать на первом и втором уроке, т.к. к концу учебного дня ребёнок истощается.

Важно, чтобы учитель хвалил его, мотивировал дополнительной стимуляцией. Похвала для ребёнка никогда не будет лишней. Как правильно хвалить детей.

Для того, чтобы делать уроки, важно подобрать промежуток времени, в течение которого ребёнок оптимально удерживает концентрацию внимания. Например, это десять минут. Но нужно учитывать, что любое задание должно быть с завершением, т.е. ребёнка важно похвалить. Далее – переключаем внимание, нужна смена деятельности. Сочетать с физической активностью не стоит, т.к. начнётся перевозбуждение и вновь сосредоточиться на “тихих” занятиях будет просто невозможно.

Например, считаем примеры, далее рисуем кистью и красками. Важно, чтобы ребёнок был постоянно вовлечён. Узнайте о техниках дудлинг и зентангл.

Уроки рекомендуется выполнять сразу после школы и не оставлять на вечернее время. Если после школы немного прогуляться на свежем воздухе, то уроки стоит начинать после непродолжительного отдыха.

При выполнении уроков стол должен быть чист от лишних предметов. Только ручка, книжка и тетрадь. Комнату также стоит очистить от игрушек, отвлекающих предметов, таких как: телефон, компьютер, телевизор. Задача родителя – не делать за ребёнка уроки, а научить правильно понимать задание, записывать его, складывать, вычитать, собирать вещи в портфель, быть организованным.

Для более успешного обучения родителям может помочь  система жетонов.  Например, ребёнок за каждое правильно выполненное задание получает жетон. Он их копит и далее обменивает на приз или подарок, лучше всего, если это – эмоции. Например, поход в аквапарк всей семьёй. Проведённое качественно время вместе очень помогает корректировать данное расстройство.

Желательно хотя бы два раза в месяц устраивать индивидуальный день для ребёнка. Только мама и ребёнок, потом только папа и ребёнок. В такие моменты не нужно обсуждать его оценки в школе или учить уроки, лучше прислушаться к ребёнку, к его желаниям и мыслям. Исходя из того, что детям с СДВГ часто делают замечания из-за того, что они отличаются поведением от других детей, у них занижена самооценка и повышена тревожность. Есть ощущения, что он ничего не стоит, и оно может укрепиться и преследовать его на протяжении всей жизни. Поэтому индивидуальные дни помогут восстановить баланс.

При СДВГ необходимо организовать правильное питание ребёнка

Также нужно нормализовать правильное питание. Например, цитрусовые, рожь, ячмень, пшеница- не самые лучше продукты для детей с расстройством СДВГ. Им больше необходимы молочные продукты, мясо, рыба, – такие, которые не обладают экстрактивными свойствами.

Важно помнить, что детям с этим расстройством важен строгий режим дня. Например, готовиться ко сну нужно заранее, возможно, стоит начинать с 19.00, чтобы лечь спать в 21.00. Нужна последовательность в действиях как ребёнка, так и родителей. Спонтанность и хаос могут только навредить. Перевозбуждение следует свести к минимуму. Мультики, блокбастеры лучше заменить на теннис, футбол и свежий воздух.

Вообще, спорт для ребёнка с СДВГ очень важен, т.к. если он не будет “выплёскивать” свою энергию, то возникнет энерготоксикоз, который приводит к перевозбуждению. Лучше всего выбирать спорт, в котором требуется максимум концентрации внимания, например, хоккей, пин-понг. При этом важно найти занятие, которое будет по душе ребёнку.

Рекомендуется включить в график йогу для детей. Она поможет расслабиться, установить правильное дыхание и релаксировать. Этому важно ребёнка научить.

Занятия с нейропсихологом также показаны, как правило, в них входят: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, функциональные упражнения, коммуникативные упражнения, визуализация, релаксация, массаж. Функциональные упражнения состоят из развития внимания, произвольности и самоконтроля. Тренировка когнитивных способностей очень полезна.

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

Уровень сложности и тип заданий адаптируется к каждому пользователю

Дома можно самостоятельно выполнять нейроупражнения, по-другому они называются ассиметричные упражнения для развития мозга. Они полезны и для взрослых. Например, упражнение “кулак-ребро-ладонь”. Сначала показываете ребёнку, потом он повторяет. Ставите на стол кулак, затем из кулака ставите руку в положение ребро, а затем в ладонь. Необходимо следить затем, чтобы пальцы были плотно прижаты друг к другу. Делаете в прямом и обратном порядке. Для обучения сначала делаете медленно, а затем, когда начинает получаться – ускоряете темп.

Следующее упражнение: левую  руку и правую ногу поднимаете вверх, параллельно правую руку и левую ногу опускаете вниз. Важно не запутаться.

Как вариант, для растяжки дома можно предложить представить ребёнку, что он медуза и, сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе.

Для релаксации можно погасить свет, включить ночник и классическую музыку, и минуты три-четыре просто полежать молча, при условии, что никто не встаёт и не шевелится. Сначала это будет сложно, ребёнка нужно контролировать и возвращать в исходное состояние, но со временем он научится себя контролировать и получать расслабление. Такое упражнение можно делать перед сном, когда все дела уже выполнены и не нужно ни на что отвлекаться.

Дыхательные упражнения дома можно выполнять с помощью свечек. Родитель зажигает, ребёнок задувает. Также можно ртом надувать шарики.

Рекомендую к покупке домой нейропсихологическу игру “Попробуй, повтори” и беглое чтение “Читай-хватай”. В поддержку родителям также советую зарегистрироваться на СДВГ-форумах и общаться с семьями, которые уже столкнулись с проблемой обучения при СДВГ.

И для того, чтобы не “утонуть” в этом диагнозе, почитать книгу Ирины Лукьяновой “Экстремальное материнство”. Это чёткое практическое руководство о том, как себя вести в разных ситуациях, как помогать ребёнку в школе и т.д.

В завершение хотелось бы привести цитату В.Шекспира: “Лекарства наши часто в нас самих лежат…”. Наберитесь терпения, путь обучения ребёнка с СДВГ будет нелёгким. Но при здравом смысле родителей и понимании учителей вы приведёте своего ребёнка к успеху! Здоровья вам и вашим детям!

Спасибо за уделённое время. Будем рады вашим вопросам и комментариям.

Источник

Читайте также:  Диарейный синдром при энтероинвазивных эшерихиозах