Как научить ребенка с синдромом дауна научить считать

Как научить ребенка с синдромом дауна научить считать thumbnail

Чтобы ребенок с синдромом Дауна успешно учился, нужно понять две вещи — он нужен обществу так же, как и любой другой человек, поэтому его нужно обучить всему, что умеет обычный ребенок. Второе — эти дети не только могут, но и любят учиться, максимум результата можно получить только при максимуме внимания. Если результат недостаточный, значит приложено недостаточно усилия. Обучение детей с синдромом Дауна — непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и родителям. Общество должно способствовать формированию личности несмотря на особенности развития, как интеллектуального, так и физического.

Высшее учебное заведение

Особенности

Перед обучением следует определить, что умеет ребенок. Как правило умения и развитие оцениваются по таким признакам:

  1. Как ребенок общается и насколько у него развиты социальные навыки (взаимопонимание, взаимопомощь, поведение в коллективе).
  2. Как он себя обслуживает — ест, одевается и раздевается, умывается.
  3. Развитие крупной моторики — как ребенок ходит, бегает, ползает, прыгает, наклоняется, переворачивается со спины на живот.
  4. Развитие мелкой моторики — это способность управлять мелкими предметами, передавать их из рук в руки, выполнять задачи, которые требуют координации зрения и движения рук. К мелкой моторике относится, например захват предмета большим и указательным пальцами «пинцетный захват», а также рисование, застегивание пуговиц.
  5. Развитие речи — во внимание берется не только словарный запас, но и способность выразить свою мысль, четкость произношения, плавность разговора, эмоциональные интонации.
  6. Понимание языка — внимательность к сказанному, способность выполнить указание, скорость реакции на просьбу, реакция на громкие, тихие, простые и сложные фразы как по количеству слов, так и по сложности конструкции предложения (например, понимание сложного и простого предложения, использование синонимов, антонимов, выражений в переносном смысле). Понимание эмоциональности обращения — шутки, строгий разговор.

Пазлы

Дети с синдромом — вполне обычные, но, конечно, есть особенности, из-за которых им труднее осваивать учебный материал:

  • синдром Дауна приводит к тому, что тонкая и крупная моторика может даваться трудно, эти физические данные нужно развивать с помощью упражнений;
  • поскольку основная часть информации воспринимается с помощью слуха и зрения, проблемы с этими органами чувств, которые наблюдаются у детей, также являются фактором, замедляющим обучение, в случае проблем нужно проходить соответствующее лечение и на время лечебных процедур нужно учитывать эти особенности в учебной программе;
  • речь может быть снабжена недостаточным словарным запасом, произношение недостаточно четкое, могут быть проблемы с логическим выражением своих мыслей, но это решается просто интенсификацией обучения, при котором речевые участки мозга быстрее развиваются, эта проблема требует пристального внимания, но она имеет психологическую направленность, а не физиологическую (речевые мышцы укрепляются в процессе работы);
  • ребенку часто нужно по несколько раз повторять, причем короткими фразами, поскольку слуховая память кратковременного типа слабо развита, возможна умственная отсталость, которая, впрочем, наверстывается с помощью целенаправленной работы;
  • не смотря на то, что дети усидчивы, им трудно продолжительное время концентрироваться на чем-то одном;
  • новые навыки и понятия нужно многократно повторять, особенно, если они не интересны, поэтому желательно обучение делать в игровой, но четкой форме, чтобы за игровым процессом не терялась суть понятия, которое нужно выучить; или же просто заинтересовать ребенка, ведь обучение можно проводить в унылой, а можно и в интересной форме, как и с обычными детьми, результат очень сильно зависит от творчества и приложенных усилий учителя, не нужно манипулировать умственной отсталостью, с ребенком нужно работать творчески;
  • нужно работать над образным и логическим мышлением, так как обобщения, обоснование утверждений, умение находить доказательства тому или иному факту у детей как правило затруднены;
  • обращать внимание на такие, казалось бы детали, как расстановка предметов или действий в определенной последовательности, согласно с правилами или закономерностями;
  • не смотря на то, что дети хорошо ориентируются в зрительных пособиях, невербальные задания (на которых нужно показывать без речевого сопровождения), связанные со счетом, классификацией вещей, довольно трудны в раннем возрасте для всех детей, но особенно — для детей, у которых синдром Дауна;
  • в связи с большими усилиями, которые дети должны предпринимать даже для казалось бы простых заданий, они быстро утомляются, их внимание рассеиваются.

Мелкая моторика

С помощью мелкой моторики ребенок может застегивать пуговицы, рисовать, делать действия, которые помогают обслуживать себя в быту. Поэтому ее развивать очень важно.

Дети с синдромом Дауна часто имеют сниженный тонус мышц, поэтому движения кистью компенсируются движением плечом и предплечьем, мышцы и в которых более сильные. Но запястье постепенно укрепляется, ребенок учится пользоваться ладонью. Постепенно разрабатываются пальцы, их можно тренироваться с помощью приема — кисть ставится на стол, ребром ладони вниз. Работа ведется большим, указательным и средним пальцами. Укрепление запястья проводится с помощью круговых движений и движений вверх-вниз и в стороны.

Рисование

Нужно учиться делать захват с помощью ладони, щепоткой, одновременно большим и указательным пальцами (пинцетный), а также делать похожие упражнения, например дотрагиваться поочередно пальцами руки к большому пальцу этой же руки. Возможны проблемы — ладонный захват может получаться без участия большого пальца, захват может быть недостаточной силы, пинцетный захвах может осуществляться большим и средним, а не указательным пальцами. В этих случаях нужно проводить коррекцию, стараясь в процессе обучения заинтересовать ребенка следующим образом:

  • играть пальчиковые игры;
  • лепить из пластилина, глины, муки, пластика;
  • рисовать карандашом, красками, мелом, можно делать картины, рисуя пальцем по песку или макая его в краску, важно менять способы рисования, так как каждый из них лучше развивает кисть определенным образом;
  • в перерывах между занятиями можно делать массаж пальчиков, который будет увеличивать подвижность рук, улучшать кровообращение, поддерживать тонус мышц.

Если будет развита мелкая моторика рук, ребенок сможет лучше развиваться, умственная отсталость будет постепенно исчезать.

Игры и занятия

При синдроме Дауна особенности физического развития следует учитывать в обучении и играх. Следующие игры и занятия помогут улучшить мелкую моторику рук:

  1. Игра ладушки — для самых маленьких. Играя с ребенком, мама (или папа) общаются с ребенком, что помогает не только физическому, но и раннему психологическому развитию.
  2. Разрывание газет и более твердой бумаги, картона, когда руки окрепнуть. Это упражнение можно давать с половины года, но нужно следить, чтобы малыш не ел бумагу. Также нужно учить ребенка отличать, которые предметы можно рвать, а которые нет. Например книги рвать нельзя, их нужно перелистывать.
  3. Листание книжных страниц. Это упражнение лучше осваивать с одного года. Желательно, чтобы были большие красочные картинки. Ребенка можно начинать обучать — кроме картинок можно давать издания с большими буквами, позже — энциклопедии, в которых картинки иллюстрируют обучающую информацию, с помощью визуального восприятия не только красивой, но и полезной информации ликвидируется умственная отсталость. Листая страницы, ребенок учится захватывать мелкие и тонкие предметы.
  4. Использование в обучение бус, пуговиц — сортировка по цветам, размерам, нанизывание на нитку, в старшем возрасте возможно более сложное творчество, например рукоделие в виде изготовления украшений, вышивки бисером.
  5. Кубики, геометрические фигуры, башни из колец, фигурки, которые можно друг в друга вкладывать.
  6. Пересыпание крупы из емкости в емкость, сортировка двух или трех видов круп, которые нужно предварительно смешать. Не нужно переусердствовать с количеством крупы, занятие не должно быть утомительным. 
  7. Можно рисовать на песке, насыпанном на поднос. Простые фигуры можно усложнять до сложных рисунков. Кроме того, можно делать картины рельефными, использовать разноцветный песок. Из мокрого песка можно делать различные фигуры и наносить на них рисунки с помощью пальца или палочки.
  8. Для развитий мелкой моторики можно завинчивать крышки на банках, бутылках. С девочками можно играть в кухню, где в банках будут хранится настоящие или игрушечные продукты. С мальчиками (и девочками также) можно играть в конструктор с крупными деталями, где нужно закручивать винтики и гайки. 
  9. Важно научить ребенка самому застегивать, расстегивать одежду и обувь. Он должен самостоятельно справляться с молнией, пуговицами, шнуровкой. Также нужно одевать и раздевать игрушечные куклы, желательно иметь одну куклу с несколькими комплектами одежды, которые можно раскроить, пошить и украсить с помощью ребенка.
  10. Лепка с помощью статических усилий хорошо развивает мышцы пальцев. И не обязательно лепить фигурки из пластилина, можно налепить вареников, а малыш будет в силу своих возможностей помогать, разминая тесто, а потом раскатывая, даже лепя сами вареники. Такое занятие нравится не только девочкам, но и мальчикам, ведь результат съедобный и усилия восполняются не только похвалой, но и вполне материальной трапезой.
  11. Рисование может проходить в разных плоскостях — на ровном столе, наклонном мольберте или вертикальной стене. Можно дать ребенку кисточку и раскрасить забор, или сделать другую полезную работу, объемы которых значительны. Ведь если результат должен быть серьезным, то и работа будет продолжаться дольше, а в случае с синдромом Дауна количество приложенных усилий прямо пропорционально прогрессу физического и психологического развития. Продолжительная работа будет также способствовать возможности непринужденного общения с малышом, а полезный труд будет развивать ответственность. Не нужно боятся дать ребенку взрослую работу — главное, чтобы занятие было безопасным и проходило под присмотром взрослых.
  12. Мозаики и пазлы важны в развитии, но важно, чтобы они были настолько доступными, чтобы ребенок мог их сложить без помощи взрослого. Ведь наличие сложных рисунков может привести к тому, что ребенок будет безучастно наблюдать, как мама или папа складывают рисунок, родителям может просто надоесть полдня возиться с монотонной и бесполезной работой. Если занятие сложное, ее можно растянуть на несколько дней, красиво сложенную картину из пазлов в результате можно одеть в рамку и ребенок сможет смотреть на результат своих усилий.
  13. Вырезать ножницами фигуры, снежинки, из которых можно делать аппликации. Также можно вырезать выкройки, из которых можно шить одежду для кукол или даже для самого ребенка.
Читайте также:  Педагогическая характеристика с синдромом дауна

Методики

Синдром Дауна Среди разных методик воспитания и образования, можно выделить следующие:

  1. Методика Марии Монтессори, которая предлагала обучаться с помощью игр. По этой методике ребенку нужно давать свободу выбора между разными видами деятельности, причем каждый из этих видов должны иметь равную ценность для обучения. Главная идея — создание среды, в которой ребенок самостоятельно захочет заниматься тем, что от него требуют взрослые. Продолжительность занятия, учебный материал корректируют исходя из желаний малыша. Коллективные игры должны готовить ребенка к самостоятельности, то есть должны иметь практическую направленность. Умственная отсталость — не может быть причиной изоляции, а является поводом к настойчивому обучению, которое идет через понимание особенностей ребенка.
  2. Метод Глена Домана. Характеристика метода —  занятия должны проходить как можно раньше, то есть с момента рождения. Активное обучение математики, языку и чтения — с одного года, когда ребенок психологически готов к занятиям более высокого уровня сложности. 
  3. Метод Сесиль Лупан. Основная мысль — заинтересовать ребенка, занятия должны приносить радость. Нужно помогать ребенку осваивать новые виды деятельности, которые сам он стремится изучить. Поддерживать любознательность с помощью новой интересной информации. Ребенок должен сам научиться расширять горизонты своей деятельности, это поможет свести на нет умственную отсталость.
  4. Методика Никитиных — свобода творчества, легкая одежда, удобная обстановка в учебной комнате или в квартире. Улучшение здоровья должно способствовать улучшению учебных результатов, поэтому нужна спортивная подготовка, закаливание организма. Игрушки должны иметь учебную подоплеку — например, изображение кубиков и цифр должно быть даже если ребенок еще не приступал к их изучению. Родители должны принимать участие в играх, быть друзьями и опорой вне учебного процесса. 
  5. Методика Зайцева — использование материалов, изготовленных автором методики — кубиков, таблиц, музыкальных записей, под которые можно подпевать слова из таблицы. Основа методики и самая ее популярная часть — обучение раннему чтению, обучение должно повлиять на дальнейшую грамотность письма. С помощью интелектуальных занятий и обучения навыков чтения ликвидируется умственная отсталость.

Дельфинотерапия

Методики обучения детей с синдромом Дауна и реабилитации детей с ограниченными возможностями между собой схожи — это особые упражнения, общение с животными, которое может сочетаться с навыками ухода за ними. Эти методы нетрадиционны, но довольно эффективны, поскольку их главная задача — сделать незаметными значительные усилия ребенка, направленные на его развитие, через заинтересованность. Это иппотерапия — езда, общение и уход за лошадями; канистерапия — проживание в доме с ребенком хорошо воспитанной, дружелюбной и игривой собачки; дельфинотерапия — плавание с дельфинами. Важны коллективные занятия, чтобы более сильные дети психологически тянули за собой отсталых в обучении.

Источник

Как использовать проверочный лист к каждому разделу

Если вы не уверены, с развития каких именно навыков и, соответственно, с каких упражнений начинать занятия с ребенком, в начале каждого раздела вашему вниманию предлагаются проверочные листы. Протестируйте ребенка согласно пунктам данного списка, поставьте галочки напротив тех навыков, что уже освоены ребенком. Вы поймете, над чем с ним работать дальше. Когда все навыки данного раздела освоены и везде стоят галочки, переходите к следующему разделу.

Проверочный лист (предварительное и окончательное тестирование)

Может ли ребенок/ученик:
— Механически перечислить числительные от 1 до 10 в правильном порядке (позднее: от 1 до 30). Ребенок при этом ничего не считает, рассказывает счет «наизусть».
— Назвать правильное числительное для соответствующего количества (от 1 до 5), пересчитывая предметы по одному.
— Сознательно считать предметы – от 1 до 10.
— Назвать последнее числительное по счету, когда его спрашивают об общем количестве посчитанных предметов (количественный счет).
— Использовать слово и понятие «ноль» для выражения отсутствия.
— Считать от 11 до 19 предметов с использованием правильных числительных.
— Доказать, что понимает логику того, как считать большее количество предметов, правильно освоив счет от 20 до 29.
— Назвать (не считая) количество точек (до 5) на игральном кубике (кости).

Понимание числа очень важно для освоения математики. Оно включает не только умение считать предметы, но и осознание взаимоотношений между числами, числительными, понимание таких понятий, как «ноль», порядок следования чисел и т.п.

Большинство детей учатся перечислять числительные, как стишок, у взрослых людей в их окружении. У детей с синдромом Дауна, конечно, сразу не получится запомнить числительные, будьте терпеливы. Малыш может научиться считать до 10, но ему будет трудно понять логику образования числительных 11-19, 20-29 и т.д. Если ребенку это все еще слишком сложно, работу над этими навыками можно немного отложить и заняться отработкой цифр (см. следующие главы), а к данным навыкам вернуться несколько позже.

Упражнение: «Обучение механическому счету (перечислению числительных)»

Цель: Ребенок должен научиться наизусть рассказывать счет от 1 до 10 (позднее – до 30), не соединяя эти числительные с конкретным количеством каких-то предметов.
Материалы: простые песенки типа «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять», книжки с подобными стишками

.
Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: пусть ребенок покажет ручки и ножки (их по две), похвалите его. Если ребенок сам не может их посчитать, подайте ему пример: «Ну-ка, посчитаем, сколько у тебя ручек? Один, два. Две ручки!».
Что делать далее: (с детьми до 10 лет) найдите или сочините стихотворение или песенку, в которых счет от 1 до 10 рифмуется. Пойте эту песенку или рассказывайте стихотворение с ребенком, разыгрывайте сценки. Можно придумать с числительными также кричалки типа кричалок футбольных болельщиков. Ребенок должен слышать счет от 1 до 10 часто и автоматически запомнить эту последовательность.
(Если ребенок еще не говорит сам, см. следующую главу.)
Однако цель – чтобы ребенок не исполнил сам стихотворение или песенку, а мог по просьбе посчитать от 1 до 10. Спрашивайте это с него.
Включение в повседневную жизнь: Разумеется, малышу трудно за один раз запомнить сразу счет от 1 до 10. Вы начнете с того, что будете учить его считать «раз, два, три» (достаточно долго), а затем перейдете к счету до 5. Это можно делать в игровой форме («Один, два, три, морская фигура, на месте замри» и другие игры). Предлагаются также следующие игры.
— Подкиньте мяч в воздух и считайте – до скольки ребенок сможет досчитать, пока мяч не ударится о землю?
— Играйте в прятки, пусть ребенок (и вы, в свою очередь) считает до 10, пока другие игроки прячутся.
— Считайте до 10, давая ребенку время для того, чтобы переключиться на другой вид деятельности в течение дня. Например, «я считаю до 10! Когда я дойду до 10, ты идешь чистить зубы!».
— Заключайте с ребенком пари типа «спорим, ты не успеешь надеть куртку, пока я (медленно) считаю до 10!».

Читайте также:  На какой сроке беременности определяют синдром дауна

Параллельно с этим навыком следует постепенно учить ребенка считать предметы – на самом деле пересчитывать предметы от 1 до 5.

Упражнение: «Закон сохранения количества предметов»

Цель: Если показать два ряда по 5 фишек, причем в верхнем ряду фишки будут лежать на большем расстоянии друг от друга, а в нижнем ряду более кучно, то обычный ребенок примерно до 4-5 лет может думать (если не пересчитает предметы), что в верхнем ряду фишек больше. Понимание того, что это не так — если не обращать на это особого внимания, — приходит достаточно поздно, даже с обычными детьми. Итак, ребенок должен понимать, что количество предметов не меняется в зависимости от того, как именно расположены предметы. (Если ребенку пока слишком трудно дается это понимание, этот шаг можно отложить.)
Материалы: по 5 одинаковых предметов, например, фишек, 2 разных цветов. Желательны контрастные цвета – не синий и голубой, к примеру, а синий и красный.
Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: попросите ученика показать синюю фишку (если он знает синий цвет), похвалите ребенка. Если ребенок не дает правильного ответа, сами покажите ему синюю фишку, дотроньтесь его рукой до синей фишки. Попросите его указать еще на одну фишку такого же цвета.
Что делать далее: положите 5 красных фишек в ряд. Поместите 5 синих фишек в ряд напротив. Спросите у ребенка, одинаковое ли перед ним количество красных и синих фишек. Расположите синие фишки так, чтобы каждая из них лежала точно под красной фишкой, чтобы было очевидно, что количество фишек разных цветов одинаково.
Теперь «растяните» ряд с синими фишками, раздвиньте их подальше друг от друга. Снова спросите ребенка, одинаковое ли количество синих и красных фишек, или каких-то фишек больше. Добивайтесь правильного ответа: да, одинаковое. Если ребенку трудно это понять, снова придвиньте синие фишки к красным, чтобы можно было видеть их пары.
Повторите с раздвиганием ряда красных фишек.
Если это необходимо, повторяйте это упражнение с различными предметами, подчеркивая, что количество предметов остается неизменным вне зависимости от их расположения.
Можно играть так в классе, выделив две группы по 4-5 человек и поставив их друг напротив друга.

Упражнение: «Начинаем считать: соотношение одно числительное – один предмет (1-5)»

Цель: Ребенок должен научиться называть правильное числительное для соответствующего предмета в ряду от 1 до 5 предметов. (Если малыш этого не понимает, он может называть шаги вслух «раз, два, три, четыре» и сделать при этом 6, 8 и т.п. шагов или прыжков. Это случается с маленькими детьми довольно часто.)
Материалы: счетные палочки, фишки, любой счетный материал; то, что нужно раздавать присутствующим в реальной жизни, например, стаканы, салфетки, ложки, карандаши…
Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: попросите ученика раздать присутствующим каждому по 1 стаканчику или по 1 конфетке. Для этого ребенку не нужно уметь считать. Подчеркните, что конфеты распределены справедливо, честно. У всех по 1 конфетке. Похвалите ребенка за честность. (Если вы занимаетесь с ребенком индивидуально, он может раздать что-нибудь своим игрушкам.)
Что делать далее: после обязательного проигрывания «ситуации успеха» возьмите 5 счетных палочек (фишек…), считайте их вслух «один, два, три, четыре, пять» и одновременно раскладывайте их по 1 на стол перед учеником. Попросите ученика взять счетные палочки и повторить то же действие. Если ребенок еще не считает до 5, начинайте с 3 палочек. Тренируется два навыка – устный счет от 1 до 3 (5) и понимание того, что одно слово-числительное соответствует одному объекту.
Если ребенку трудно дается это упражнение, нарисуйте на бумаге три круга и попросите его положить по 1 палочке в каждый кружок. Сами вслух считайте при этом: «один, два, три». Предложите ему повторить это и считать при этом самому.
Освоив таким образом счет от 1 до 3, переходите к счету от 1 до 5. Даже если ребенок умеет уже считать до 10 и дальше, не переходите пока к дальнейшему счету. Нужно обязательно научить ребенка, что одно слово-числительное соответствует одному предмету, одному «шагу».
Включение в повседневную жизнь: Для тренировки этого навыка подходят многие повседневные дела. Например, попросите ребенка отобрать изюм или другую начинку или какие-то кондитерские украшения для порционных кексов или домашних пирожных (заодно потренируете навыки мелкой моторики). Почаще просите ученика раздавать что-то другим ученикам – по соломинке для коктейля в кафе, по 1 листу цветной бумаги во время занятий и т.п. Тренировке этого навыка помогают и такие занятия, как расстановка CD и DVD-дисков в подставки, обратите внимание ребенка, что в каждую щель вставляется только один диск.

Упражнение: «Столько же точек»

Цель: Ребенок должен уметь положить в стаканчик столько же счетных палочек, сколько точек нарисовано на стаканчике. Это навык определения числа без счета или навык сознательного счета.
Материалы: 15 и больше палочек для мороженого или счетных палочек, от 5 до 9 пустых бумажных или пластиковых стаканчиков, маркер для рисования на них точек.
Что делать далее: Нарисуйте на первом стаканчике одну большую точку, на втором две, на третьем три и так далее. Предложите ученику поставить в стаканчик столько палочек, сколько на нем точек. Проверьте, насколько успешно он справился с заданием.
Если ребенок не уверен в своих силах, можно разрешить ему пересчитать точки и пересчитать палочки вслух.

Упражнение: «Сознательный счет до 10»

Цель: Ребенок может сознательно и правильно досчитать до 10, демонстрируя понимание того, что одному предмету соответствует одно слово-числительное.
Материалы: Различные предметы (кубики, карандаши и т.п.), которые можно посчитать. Хорошо бы это было что-то, что нравится ребенку. Контейнер (коробка) для этих предметов.
Что делать далее: Попросите ребенка пересчитывать предметы по 1 и тут же укладывать их по 1 в коробку. Ученик говорит «один», берет первый карандаш и кладет его в коробку, говорит «два», берет второй карандаш, кладет в коробку и т.д.
Важно класть предметы в коробку, чтобы ребенок не ошибся и не пересчитал их «по второму кругу».
Если ребенок захватывает за раз больше одного предмета, сами подавайте ему из рук в руки по одному предмету.
Включение в повседневную жизнь: Повторяйте это упражнение с различными предметами, дома и в саду, в школе. Если ребенку нравятся диски с мультиками, пусть пересчитывает их, когда составляет их на подставку для дисков. Все, что нравится ребенку, будет мотивировать его к счету. Например, ему может нравится пересчитывать предметы в своей коллекции (если он что-то коллекционирует), магнитики, свои машинки или куколки из «Киндер-сюрпризов».

Упражнение: «Сколько»

Цель: Ребенок должен понимать, что последнее названное при порядковом счете числительное соответствует количеству предметов. Как правило, начиная осваивать счет, ребенок этого не понимает. Он может досчитать до 5 механически либо досчитать до 5 осознанно, трогая при каждом слове каждую из положенных перед ним 5 вилок, но не сможет ответить на вопрос, СКОЛЬКО же перед ним вилок.
Материалы: Любой счетный материал, например, счетные палочки или что-нибудь, что интересно считать. Носовой платок.
Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: попросите ученика сказать, какого цвета счетные палочки, если он знает ответ. Похвалите ребенка.
Что делать далее: Положите перед учеником три синих счетных палочки, считая вслух «один, два, три». Скажите: теперь у тебя три палочки. Сколько у тебя палочек? (Ребенок должен сказать: три.) Если он справляется с этим, положите перед ним 5 палочек, отсчитывая: «1, 2, 3, 4, 5». Спросите: «Сколько у тебя палочек?». Проверьте, понимает ли он, что последнее названное вслух числительное соответствует КОЛИЧЕСТВУ палочек. Если ребенок этого не понимает, тренируйтесь поначалу с тремя предметами.
Включение в повседневную жизнь: Для этого навыка включение в повседневную жизнь крайне важно!
Пересчитывайте все, что попадется под руку. Пока ребенку еще трудно сосредоточиться на счете, пусть он считает только одинаковые предметы – не разнородные игрушки, например, а одинаковые кубики. Считайте тарелки на столе; предметы одежды, укладывая их в стиральную машину; ключи на брелке; апельсины, складывая их в пакет или укладывая в холодильник; выдуваемые ребенком мыльные пузыри; карандаши, которые пора подточить, и так далее. Попросите ребенка угадать, сколько маленьких крекеров или орешков уместится в горсти, пусть возьмет в горсть как можно больше, а потом вы с ним их пересчитаете. Считайте вслух, кидая ребенку мяч. Читайте ребенку стишки и детские книжки, в которых идет речь о счете.

Читайте также:  Пробиотик при синдроме раздраженного кишечника

Упражнение: «Что у меня в сумке» (игра)

Материалы: счетные палочки или другой счетный материал, маленький бумажный пакет
Что делать далее: Отсчитывайте палочки на виду у ученика и по 1 опускайте их в пакет. Затем закройте пакет и скажите: «Знаешь, сколько у меня в пакете палочек?». Если ребенок отвечает правильно, повторяя последнее названное вами числительное, пошутите, что он может видеть сквозь пакет. Затем по одной вынимайте палочки, пересчитывая их вслух, чтобы проверить, правильно ли ребенок ответил.
Повторяйте игру с разным количеством палочек (или других предметов), начиная с 1-2, если ребенку трудно дается предыдущее упражнение. Каждый раз, когда ребенок называет количество правильно, он победил, а вы проиграли.

Со старшими детьми и подростками используйте не счетный материал, а что-нибудь из повседневной жизни, например, ключи или монеты.

Упражнение: «Ноль»

Цель: Ребенок должен понимать, что такое «ноль», и использовать это слово.
Материалы: Маленькие кусочки еды, например, драже, жевательный мармелад или ягодки. Машинки, кубики.
Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: Спросите ученика, что перед ним, похвалите его за правильный ответ.
Что делать далее: Дайте ребенку две ягоды. Скажите ему, что у него сейчас две ягоды. Затем заберите одну обратно. Спросите, сколько у него осталось ягод. Разрешите ему съесть эту ягодку и спросите, сколько у него теперь. Если он ответит, что у него нет ягод, объясните, что это называется «ноль». Нарисуйте ноль и покажите ребенку.
Тренируйтесь так же с несъедобными предметами – их придется отбирать у ребенка, поэтому постарайтесь так подобрать эти предметы, чтобы малыш не начал при этом плакать.
Включение в повседневную жизнь: Продолжайте обсуждать с ребенком понятие «ноль». Встаньте перед ребенком босиком и скажите: «Сколько на мне тапочек? Нисколько? Ноль!». Если у малыша образное мышление, можете показать ему, что ноль грустный, потому что у него ничего нет. Сложите большой и указательный палец «бубликом» и покажите ребенку дырку: «Ноль выглядит так, тут ничего нет!».
Если ребенка интересует спорт, обращайте его внимание на нулевое количество очков или баллов, нулевой счет – ничью 0 : 0 в начале любого матча и т.п.

Упражнение: «Счет от 11 до 19»

Цель: Ребенок должен научиться правильно считать, освоив наименования чисел – вначале от 11 до 13, затем от 14 до 19.
Материалы: Различный счетный материал, монетки. Картонка из-под яиц.
Что делать далее: Ученик должен научиться словам «одиннадцать», «двенадцать», «тринадцать» и понимать, что они означают. Если ребенок умеет считать пока только до 10, поставьте перед ним 11 человек или 11 предметов и попросите посчитать вслух. Когда он дойдет до одиннадцатого, скажите: «А с этим что делать? Это 11!» Повторите это слово много раз, пусть ребенок выучит и запомнит его. Затем так же вводите числительные 12 и 13, а затем, постепенно, числительные до 19.
Для наглядности можно пересчитывать предметы, например, монетки, по одной раскладывая их в контейнер/ картонку для яиц.
Включение в повседневную жизнь: Так же, как с упражнением на счет 1-5 и 1-10. Можно еще обсудить друзей-школьников и сколько им лет.

Возможно, ребенку с синдромом Дауна не так легко будет научиться считать до 20. Этот навык надо будет закреплять до того, как вы будете учить его считать дальше. Поэтому, еще до того, как вы перейдете к нижеописанным упражнениям, можно будет параллельно учить его распознавать и писать цифры. Поскольку у детей с синдромом Дауна, как правило, сильна визуальная память, цифры могут помочь им лучше запомнить числительные.

Упражнение: «Понимание логики образования числительных 21-29»

Цель: Ребенок должен понять логику образования числительных 21-29.
Материалы: 40 маленьких крекеров или счетных палочек, бумажные тарелки.
Ситуация успеха, Проигрываемая в начале занятия: попросите ребенка посчитать до 19, пока вы кладете на стол по 1 печенью или палочке. Похвалите ребенка.
Что делать далее: Скажите: «А теперь я буду считать дальше. 20, 21, 22… 29». Положите на каждую тарелку по 10 крекеров. «Давай посчитаем еще раз. Двадцать. Двадцать… что? Один, правильно, 21». Продолжайте считать, спрашивая ребенка о подсказке. «А после двух что идет? Три, правильно, значит, 23». (Можете параллельно записывать числа, если вы уже начали работать над цифрами.)
Учите ребенка механическому счету наизусть от 20 до 29, а также сознательному счету предметов до 29. Когда он хорошо это усвоит, проверьте, понял ли он саму логику образования этих числительных. Если да, то ему будет легко научиться считать от 30 до 39. Но не торопитесь с дальнейшим счетом, вы можете сбить ребенка с толку и он растеряется.

Упражнение: «Определение количества без счета» (на глаз)

Цель: Ребенок должен научиться определять количество предметов, например, точек на игральном кубике без счета. Поначалу до 4 точек.
Примечание: Ученикам с дискалькулией это может не даваться.
Материалы: Игральные кубики, карточки с нарисованным на них различным количеством точек. Если у ребенка плохое зрение, запаситесь большими сувенирными кубиками, например, из поролона, или сделайте кубики сами из кубической коробки, на каждой из сторон которой вы нарисуете от 1 до 6 точек.
В дальнейшем – домино.
Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: Попросите ученика найти сторону кубика, на которой он видит две точки. Похвалите ребенка.
Что делать далее: Покажите ему в быстром темпе (чтобы ребенок не успел сосчитать «1, 2, 3») карточки, на которых нарисовано от 1 до 3 точек. Спросите, может ли он сказать «на глазок», сколько там точек. Добавьте четвертую (а затем и пятую) карточку. Позанимайтесь с ребенком этой веселой игрой.
Вы можете тренировать ребенка определять количество точек по методу Глена Домана (постоянно и регулярно показывая ему карточки с различным количеством точек, начиная с 1 до 10, и называя ему количество точек вслух, не требуя ответа от ребенка).
Хорошо тренируют этот навык различные настольные игры с кубиком и фишками, где нужно отсчитывать количество ходов, а также домино.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Источник