Как научить ползать ребенка с синдромом дауна

Как научить ползать ребенка с синдромом дауна thumbnail

Текущая страница: 5 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

• Как только малыш начнет сидеть без поддержки, нужно почаще сажать его. Слегка меняйте его позу так, чтобы ребенок использовал реакции равновесия, пытаясь сохранять положение сидя. Когда ребенок сидит на полу и играет, у вас есть множество возможностей для тренировки равновесия. Положите игрушки так, чтобы ребенку пришлось использовать реакции равновесия, дотягиваясь до чего-нибудь интересного. Пусть он достает игрушку, которая лежит справа или слева от него.

• Очень хорошо тренировать у ребенка равновесие в положении сидя во время обычных повседневных дел, например, когда одеваете или раздеваете его. Когда малыш сидит, а вы одеваете ему носки или обувь, умываете или чистите ему зубы, вы тоже тренируете способность сохранять равновесие тела.

• Можно тренировать равновесие в положении сидя на стульчике без спинки, организовав простую и увлекательную для ребенка игру.

Перемещение по опорной поверхности

Ребенок может передвигаться по поверхности разными способами. Самый распространенный – это ползание. Когда малыш «ползет на животе», он продвигается вперед, по-разному переставляя руки и ноги, при этом его животик прижат к полу. При «ползании на четвереньках» ребенок передвигается, опираясь на колени и ладони, а живот пола не касается. Бывают случаи, когда ребенок передвигается в позе сидя, совершая движения тазом или отталкиваясь руками. Детям с синдромом Дауна труднее, чем обычным детям, передвигаться по полу, потому что им труднее разгибать спину и опираться на ладони и колени. Кроме того, они не очень уверенно могут отталкиваться ногами. Умение передвигаться по полу очень важно и для общего развития ребенка. Как только малыш научится этому, он может самостоятельно добраться до игрушек или активно исследовать окружающее пространство.

Что можно делать дома

Как только ребенок начнет перемещаться по поверхности любым способом: на животе, на спине, с помощью переворотов или сидя на попке, нужно обязательно поддерживать это его умение. Покажите малышу интересную игрушку, поиграйте ею, чтобы заинтересовать малыша, положите ее чуть поодаль, побуждая ребенка двигаться к ней. Важно, чтобы добравшись до игрушки, он достиг желаемого результата, то есть мог с ней поиграть. Двигательные «предпосылки» для того, чтобы поползти, – это умение опираться на руки и ноги, разгибать спину и отталкиваться ногами. Все эти движения вы развивали и можете продолжать развивать, играя с ребенком, когда он лежит на животе. Проконсультируйтесь по этому поводу со специалистом.

Важно, чтобы малыш научился правильно (поочередно) отталкиваться руками и ногами. Часто дети с синдромом Дауна пытаются оттолкнуться одновременно (симметрично) двумя руками или двумя ногами. Если предоставить малышу возможность переползать через подушки, перебираться через порог, это поможет ему совершать при ползании асимметричные движения рук и ног. Если вы ляжете на пол, а малыш будет перебираться через вас, то кроме интересной для ребенка игры, вы сможете по мере надобности подталкивать его в нужном направлении.

Для подобных упражнений можно использовать некрутую лестницу или низкий диван, положив интересную ребенку игрушку, к примеру, на третью снизу ступеньку лестницы. Не забывайте про меры безопасности!

Не удивляйтесь, если малыш будет охотнее передвигаться по полу в положении сидя, чем ползать на четвереньках. Примерно 30 % детей с синдромом Дауна передвигаются именно таким способом. Вы можете несколько «модифицировать» перемещение на попе. Дети предпочитают передвигаться, симметрично разведя ноги в стороны и симметрично отталкиваясь от пола руками. Попробуйте добиться от ребенка такого положения, чтобы он передвигался полусидя на бедре. При этом обе ноги согнуты и «смотрят» в одну сторону, туловище согнуто в ту же сторону, а руки опираются с противоположной от ног стороны. Попросите специалиста показать вам, как это выглядит. Преимущество этого положения в том, что малыш тренирует чувство равновесия. Параллельно все же стоит учить ребенка ползать на четвереньках!

Смена положения. Переход из положения лежа на животе в положение сидя и из положения сидя в другие положения

Детям с синдромом Дауна труднее, чем другим детям, самостоятельно сесть из положения лежа на животе, поскольку они не всегда используют позу полусидя на бедре (положение, при котором обе ноги согнуты и «смотрят» в одну сторону, туловище согнуто в ту же сторону, а руки опираются с противоположной от ног стороны). Для того чтобы научиться сидеть в такой позе, у ребенка должны быть хорошо развиты движения туловища, здесь необходима стабильность туловища и хорошее равновесие.

Что можно делать дома

Когда малыш уже может сидеть без поддержки и неплохо удерживает равновесие, вы можете начать учить переходить из положения сидя в положение лежа на животе. Сядьте на пол, выпрямите и разведите ноги в стороны и посадите малыша между ними. Привлеките внимание ребенка к игрушке, а затем положите ее сбоку так, чтобы между малышом и игрушкой находилась ваша нога. Сделайте так, чтобы он постарался достать игрушку через вашу ногу, перейдя в положение полусидя, а затем в положение лежа на животе. Помогите ребенку – направляйте движения его бедер, ног и туловища. Попросите специалиста показать, как это делается. После того, как малыш поиграет, можно помочь ему вернуться в положение сидя. Для этого нужно слегка приподнять ногу, на которой лежит ребенок. Это поможет ему сесть сначала на бедро, а затем и прямо. Обязательно дайте ребенку поиграть с игрушкой, когда он сел прямо. Затем повторите те же действия в другую сторону. Между ребенком и игрушкой теперь находится вторая ваша нога, и вы точно так же можете тренировать переход из положения полусидя в положение лежа на животе в другую сторону.

Перейти из положения сидя (через положение полусидя на бедре) в положение лежа на животе для ребенка легче. Если малыш сидит, покажите ему игрушку и передвиньте ее так, чтобы она находилась сбоку и чуть сзади от ребенка. В этом случае, чтобы дотянуться до игрушки, ему придется перейти в положение лежа на животе.

Помогайте ему выполнять правильные движения – «направляйте» движения таза, ног и туловища.

Развитие движений в положении стоя

Детям с синдромом Дауна бывает труднее, чем обычно развивающимся малышам, научиться опираться на ноги и поддерживать позу стоя. Это связано с недостаточной стабильностью тазобедренных и коленных суставов, а также сложностями с сохранением равновесия. Поэтому на первоначальном этапе для сохранения вертикальной позы им необходима довольно интенсивная физическая поддержка.

Положение стоя – это первоначальный этап обучения ходьбе. Способность удерживать равновесие в положении стоя влияет и на способность ходить, и на «эффективность» ходьбы, то есть на качество походки.

Что можно делать дома

Сначала малыш сможет стоять только с вашей поддержкой или у опоры, держась за нее руками.

На этом этапе хорошо использовать гимнастический надувной мяч с ручками. Положите малыша животом на мяч и удобно расположитесь сзади него. Ноги ребенка должны находиться на ширине плеч, тазобедренные и коленные суставы выпрямлены. Осторожно качните мяч по направлению к себе, придерживая ребенка за попку. В конце этого движения ребенок должен опереться ногами о пол.

Сначала малыш просто учится стоять на двух ногах, но, чтобы развивать чувство равновесия в положении стоя (что влияет на качество будущей походки), ему необходимо научиться переносить вес тела с одной ноги на другую. Плавно покачивая мяч из стороны в сторону, вы можете стимулировать ребенка переносить вес с одной ноги на другую. Это упражнение удобно проводить перед большим зеркалом.

Следует использовать неподвижную опору, степень и вид которой можно изменять. К примеру, можно поставить ребенка перед диваном. Удерживая его за таз и колени, вы не позволите ему согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах. Сначала малыш будет стоять, навалившись на диван обеими руками и грудью. Старайтесь сделать так, чтобы он облокачивался на опору только руками, сначала предплечьями, а потом и ладонями, а не приваливался к ней всем корпусом. Для этого можно немного отодвигать стоящего ребенка от дивана, чтобы перенести вес его тела на стопы. Поместите на диван игрушку, и малыш, пытаясь ее схватить, будет учиться отрывать одну руку от опоры и переносить вес тела на одну ногу.

• Предлагайте ребенку игрушку над краем дивана, например справа. Чтобы достать ее, малышу понадобится оторвать правую руку от стола и потянуться в сторону за игрушкой. Вы можете держать игрушку повыше или пониже и, таким образом, тренировать чувство равновесия в положении стоя. Поиграйте с ребенком, перемещая игрушку достаточно быстро, и ему придется приложить усилия, чтобы ее схватить.

• Тренируйте перенос веса тела в вертикальной позе и в бытовых ситуациях, например при одевании или смене подгузника. Если малыш при этом не плюхается на попку, то можете считать, что он освоил очередное положение тела: теперь он умеет стоять у опоры.

Теперь малыш готов к тому, чтобы учиться стоять без опоры.

• Поставьте ребенка спиной к опоре и предложите ему игрушку так, чтобы потянувшись за ней, он оторвал туловище от опоры. Вес тела, в этом случае, переносится на ноги, и спина не будет соприкасаться со столом или диваном.

Обучая ребенка удерживать равновесие в положении стоя без поддержки, можно использовать самые разные игры. Предлагайте малышу игрушки, за которыми нужно далеко тянуться, пусть играет «в волейбол» воздушным шариком или отбивает шарик свернутой в трубочку газетой. Немного позже можно усложнить такие игры, поставив малыша на низкую скамеечку. Когда малыш будет устойчиво стоять на ногах, попробуйте поучить его стоять на одной ноге. Поощряйте подвижные игры, во время которых ребенок ставит одну ногу на ступеньку.

Не забудьте, что одевать и раздевать ребенка тоже можно в положении стоя, тем самым тренируя равновесие.

Вставание

Когда дети с синдромом Дауна учатся вставать, им трудно бывает выпрямлять ноги и удерживать равновесие, поэтому они часто используют руки, чтобы подтянуться и встать. Для того чтобы ребенок мог самостоятельно вставать, ему, с точки зрения двигательного развития, необходимо многому научиться. Основные «предпосылки» для вставания – движения ног и чувство равновесия.

Движения ног развиваются в процессе ползания на четвереньках, а также когда ребенок учится стоять и ходить. Движения туловища и баланс тренируются в положении сидя, стоя, при переходе из положения лежа в положение сидя и во время ходьбы. Попросите специалиста рассказать об этом подробнее.

Что можно делать дома

Если малыш уже стоит с небольшой дополнительной поддержкой, держась за ваши руки или перильца кроватки, то скоро он захочет вставать сам. Встаньте перед диваном на колени (сядьте на пятки). Посадите ребенка к себе на колени спиной к вам и лицом к дивану. Его стопы должны плотно стоять на полу, колени согнуты под углом в 90 градусов, чтобы он, выпрямляя ноги, мог встать. Поставьте на диван игрушку, положите руки ребенка на диван и привлеките его внимание к игрушке. Если малыш попытается встать, помогите ему, подталкивая вперед и вверх. Чем ниже исходно сидит ребенок, тем труднее ему будет подняться. Вы поможете ему, если немного приподниметесь с пяток из низкого положения, тем самым подталкивая ребенка вперед и вверх, когда он будет вставать. Кроме того, этим движением вы поможете малышу удержать равновесие. Можно использовать не собственные колени, а пачку памперсов, толстую книгу или низенький детский стульчик и учить ребенка вставать с него.

Ребенку легче вставать, если он одновременно выпрямляет обе ноги. Как только малыш научится вставать таким образом, наступает пора обучать его вставать через позу на одном колене, как обычно встаем мы с вами. Поставьте малыша на колени перед диваном или маленьким устойчивым столиком, сами встаньте на колени за его спиной. Положите руки на область таза малыша, и немного качните его в сторону, например, вправо, – так вы перенесете вес его тела на одну ногу. Теперь малыш сможет вывести вторую (в нашем случае левую) ногу вперед и встать на одно колено, а это – промежуточное положение. Далее, осторожно подталкивая таз малыша вперед и влево, вы простимулируете перенос веса его тела на левую ногу. Теперь, ребенок может оторвать от поверхности и правую ногу. При этом он выпрямит левую ногу и встанет. Чтобы понять последовательность движений, попробуйте сами сделать это упражнение. Проконсультируйтесь со специалистом, попросите его показать вам наглядно, как правильно делать это упражнение. И, конечно, по-прежнему следует помнить, что ребенку нужно оказывать минимум поддержки и помощи, предоставляя ему возможность самому сделать всё, что по силам на данный момент.

Через некоторое время малыш научится самостоятельно вставать, опираясь на руки через положение стоя на колене. Постарайтесь на этом этапе свести к минимуму опору ребенка на диван. Возможно, ребенок научится вставать, опираясь только одной рукой. Тогда дайте ему во вторую руку игрушку. Предлагайте малышу вставать, используя разные способы поддержки, к примеру, он может опираться на подвижную опору – ваши руки.

Через некоторое время малыш научится самостоятельно вставать. Вполне вероятно, что, делая это, он будет продолжать опираться руками об пол. Попробуйте дать ему в обе руки игрушки, чтобы его руки были заняты.

Ходьба

Дети с синдромом Дауна начитают ходить позже, чем обычные дети, из-за сложностей с поддержанием равновесия во время ходьбы.

Для того чтобы научиться ходить, необходимо уметь хорошо разгибать спину и переносить вес тела с одной ноги на другую, не теряя при этом равновесия.

Что можно делать дома

Первые попытки ходьбы вы заметите, когда ребенок начнет ходить приставным шагом вдоль дивана или манежа, опираясь о них руками и грудью. Поставьте ребенка к дивану, положите игрушку на диван так, чтобы ребенок не смог сразу достать до нее и, если необходимо, помогите ему передвинуть ноги (просто переставьте их так, как надо), чтобы он добрался до игрушки.

Когда ребенок переступает вдоль дивана, постарайтесь, чтобы он делал это с минимальной помощью с вашей стороны. Немного отодвинув его туловище от края дивана, вы побудите его сильнее перенести вес тела на стопы. В конце концов, он научится ходить, только немного придерживаясь ладонями за край дивана.

Как только малыш сможет стоять, опираясь одной рукой о диван, вы можете попробовать стимулировать его перейти к стулу или, например, к креслу. Вначале в целях безопасности расстояния между опорами должно быть маленьким, поскольку в процессе перехода ребенку необходимо будет постоянно придерживаться за дополнительную опору. Постепенно увеличивайте расстояние между предметами, за которые держится ребенок.

На этом этапе вам пригодится устойчивая детская тележка-каталка с П-образной ручкой, за которую может держаться ребенок. Некоторые дети с удовольствием ходят, двигая перед собой маленький детский стульчик или, находясь на прогулке, собственную коляску.

Как только малыш сможет преодолевать небольшие расстояния без вашей поддержки, попытайтесь постепенно увеличивать расстояние, которое ему надо пройти. Предложите ему игры, связанные с ходьбой, например, можно сесть на корточки на некотором расстоянии от ребенка, раскинуть руки, позвать малыша, а потом поймать и потормошить его, когда он дойдет до вас. Окликните малыша сзади, чтобы он развернулся, поменял направление движения и пошел в обратную сторону.

Дайте ребенку поносить легкие объемные предметы (картонные коробки, мягкие игрушки, подушки и т. д.), чтобы у него были заняты обе руки.

Очень полезно предоставлять ребенку возможность ходить там, где пространство заполнено предметами – препятствиями для ребенка. Как только малыш сможет преодолевать сравнительно большие расстояния, идти и нести в руках игрушки и уверенно менять направление движения, начинайте использовать ходьбу в самых разных ситуациях. Например, займитесь ходьбой по бордюру тротуара или пойдите на прогулку в лес, где надо переступать через ветки, лежащие на земле. Вначале, возможно, придется держать ребенка за руку, но в итоге он должен будет делать это сам. Ходите по лестницам. Обычно подниматься по лестнице легче, чем спускаться. Всегда будьте ниже ребенка – это требование безопасности! Играя с вами в футбол, малыш отлично тренируется, поскольку ему необходимо поднимать ногу и бить ею по мячу и в это же время стоять на другой ноге. Пусть малыш как можно больше ходит, а может быть, и бегает, в том числе и спиной вперед. На детской площадке не забывайте о лесенках, качалках и «лазалках». Детям с синдромом Дауна очень полезно ходить босиком по песку или по травке, а зимой – по глубокому снегу.

Позже вы можете пробовать научить ребенка кататься на самокате, на роликах, прыгать на батуте или других «прыгающих» игрушках. Не забывайте о трехколесном велосипеде, а потом и про обычный двухколесный! Узнайте, может быть, где-то недалеко от вас есть гимнастический зал, куда можно придти с малышом. Возможно, вам удастся найти что-то подходящее. Посоветуйтесь об этом со специалистом!

Желаем вам успеха!

Источник

Каждый родитель с гордостью отмечает все новые достижения своего чада: вот он уже держит головку, перевернулся, пополз… Но бывает, что малыш упорно не хочет осваивать навык ползания, хотя родителям кажется, что его время уже давно пришло. Как же можно научить своего ребенка ползать? В каком возрасте? На что обратить внимание?

Главное – готовность

Научить ребенка ползать можно не раньше, чем его организм будет к этому готов. Об этом важно помнить и не вредить ему чрезмерными нагрузками.

Что значит – готов? Это значит, что ребенок умеет:

  • уверенно удерживать голову в любом положении;
  • держать ровной спинку в сидячем положении;
  • переворачиваться на животик и назад;
  • делать ползающие движения, лежа на животике.

Другими словами, у малыша должны достаточно окрепнуть все мышцы, необходимые для ползания. У разных деток это происходит в разное время. Одни начинают ползти в 5 месяцев, другие – в 7 или 8. Поэтому если родители хотят, чтобы их карапуз поскорее начал осваивать окружающее пространство, важно своевременно ему помочь укрепить нужные мышцы. Для этого начиная с 4 месяцев можно делать специальный комплекс упражнений:

  • укрепляющий массаж;
  • разведение ручек по сторонам, а затем скрещивание на груди;
  • поворот на животик, лежание в таком положении;
  • сгибание-разгибание ручек;
  • «велосипед»;
  • поднимание туловища (при поддержке за ручки) в положении на животе;
  • попеременное и совместное сгибание-разгибание ножек;
  • отталкивание ножками от маминой груди в положении на спине;
  • отталкивание ножками от опоры (рук), лежа на животе;
  • обучение навыку хватания предметов (спереди, сверху, с боков) из положения на животе.

Помните, что сначала кроха поползет по-пластунски, и только затем научится вставать на четвереньки (или вы научите). Поэтому когда мышцы малыша окрепнут, стимулируйте его к «ползанию на животе», передвигая перед ним яркую игрушку (лучше звуковую). Помогайте при необходимости, подставляя ладонь под его пятки для опоры. И обязательно хвалите, если у него получается продвинуться. Тогда желание ползти у ребенка будет намного сильнее.

Правильная организация

Обучая ребенка двигательным навыкам, следует учитывать несколько важных аспектов.

  • На пути малыша не должно быть ничего опасного, обо что можно пораниться или что он потянет в ротик. Юные исследователи в этом возрасте пробуют «на зубок» все, что оказывается на пути и попадает в ручки.
  • Обучение лучше проводить на полу, чтобы кроха не свалился ненароком и не ушибся. Кроме того, упав, карапуз может испугаться.
  • Пол должен быть теплым и нескользким. Ковры или одеяла не должны по нему скользить.
  • Перед началом занятия важно убедиться, что на ковре нет мелкого мусора, пыли. Поэтому лучше сначала пропылесосить покрытие.
  • Ребенку нужен постоянный родительский присмотр. Его придерживают, подстраховывают.
  • Важно, чтобы малышу ничего не мешало, не стесняло движений: обтягивающая одежда, складки одеяла, неудобные памперсы. Лучше оставить на нем минимум одежды.
  • Температура в комнате при этом должна быть комфортной.
  • Нельзя начинать занятия сразу после пробуждения, а также когда ребенок болен, у него температура, режутся зубки, он капризничает или только что плотно покушал.
  • Родителям нужно помнить, что для будущего ползунка важны стимулы. Это могут быть его любимые игрушки (особенно – проигрывающие мелодии), фрукты или что-то еще, что заинтересует кроху. Но самый главный стимул – призывы и похвалы родителей, поощрение, ласка.

Упражнения для ползания ребенка

Если ребенок в 6 месяцев освоил ползание «животом», но никак не начнет ползать по-настоящему, это значит, что он не умеет стоять, выпрямляя ручки, не понимает, как преодолеть силу притяжения, чтобы оторваться от поверхности, или как встать на четвереньки. Родители могут ему помочь, выполняя с крохой разные упражнения для ползания.

  1. Разбираемся с руками. Научить грудничка выпрямлять ручки можно, если в положении на животике подвешивать над его головой броскую игрушку. Малыш будет вынужден вытягивать руки, чтобы достать до нее. Причем ему придется опираться на одну ручку, чтобы взять игрушку второй. Поэтому важно, чтобы он использовал каждую руку по очереди.Другое упражнение – «тачка» (его помнят многие родители из своего детства), оно научит ребенка передвигаться с помощью прямых рук. Нужно поддерживать малыша за бедра или под грудь в положении на животике, выпрямить ручки и начать подталкивать его вперед. Крохе придется переставлять ручки. Можно положить перед ним привлекательную «добычу» в виде игрушки или угощения.
  2. Задействуем вестибулярный аппарат. Умение держать равновесие важно для всех навыков передвижения. Ползание – первый из них. Поэтому самое время начать его активную тренировку. Нужно уложить ребенка животиком на валик из пледа или полотенца. Ручки остаются свободными, поэтому малышу нужно предлагать дотянуться до игрушек, лежащих перед ним.Развить равновесие, при этом показав, что можно преодолеть притяжение, поможет аккуратное поднимание ребенка с помощью широкого полотенца, которым кроху подхватывают под животиком. Он должен доставать до пола, но не ощущать своего веса.
  3. Встаем на четвереньки. Понадобится большой валик из одеяла – такой, чтобы кроха, опираясь на него животиком, стоял, упираясь прямыми ручками и согнутыми ножками.
  4. Осваиваем коленки. Если ребенок встает, выпрямляя ножки, его нужно научить сгибать их в коленях. Поддерживая кроху под грудь, нужно опустить его с согнутыми ножками на мягкую опору (одеяло, диван) и потихоньку тянуть грудничка вперед. Малыш начнет передвигать согнутые ножки.Стимулировать его к этому можно и по-другому. Например, поставить ручки на одеяло и слегка тянуть за него. Или подложить вместо одеяла другой предмет, который сам будет скользить по полу (книжку, коробку).
  5. Учим ползать. Здесь нужна помощь папы. Пусть он передвигает ножки стоящего на четвереньках крохи, а мама – ручки. Хорошо, если при этом малыш понимает, что ползти нужно за чем-то конкретным (любимой игрушкой).
  6. Пример. Научив малыша стоять на четвереньках, можно показывать ему наглядный пример ползания. В роли «образца» может выступать мама или старшие дети, если они есть.

Полезные советы

Иногда, чтобы ребенок пополз, настолько «буквальные» упражнения не нужны – малыш может понять суть ползания с помощью других стимулов. Попробуйте заинтересовать его, например, такими способами.

  • Положите кроху животиком поперек своей вытянутой ноги, с другой стороны расположите привлекательную игрушку. Возможно, он сам довольно быстро сообразит, как преодолеть препятствие в виде вашей ноги.
  • Чтобы научить ребенка ползти правильно, если он умеет делать это по-пластунски, можно использовать и другие препятствия. Например, подушки, мягкие игрушки. Разложите их на полу между вами и малышом. Поманите к себе броской игрушкой. Чтобы добраться до нее, карапузу придется переползать через искусственные преграды, поднимая ножки и ручки. Довольно часто деткам достаточно такого способа.

Кроме того, когда кроха преодолевает препятствия, он становится выносливее, развивает чувство равновесия, моторику, совершенствует зрение. Поэтому такое упражнение полезно даже для тех детишек, кто уже научился ползанию. Пусть они покоряют эти вершины, пока не придет пора для новых.

Когда есть проблемы

Их наличие можно заподозрить, когда вопреки всем усилиям родителей навык ползания не появляется у 9-месячного малыша. А тем более – старше.

Здесь есть несколько «но».

  • Если ребенок не ползал, но начал вставать и передвигаться по опоре, возможно, он просто пропустил этап ползания, такое случается довольно часто. Или же он вернется к нему, научившись ходить – так тоже бывает.
  • Часто причиной может быть наследственность: родители или другие родственники грудничка тоже поползли, а затем и пошли поздно.
  • Если малыша раскормили «заботливые» родители, то ему тоже будет весьма трудно поднимать и удерживать свой вес. Это коснется и времени начала самостоятельной ходьбы.

Но есть вещи, оставлять без внимания которые нельзя, особенно если они выражены соответствующей какому-либо заболеванию симптоматикой.

  • Неврологические нарушения, из-за которых малыш отстает в физическом развитии. Он намного позже других начинает держать голову, садиться, брать игрушки. Самые тяжелые формы – ДЦП и эпилепсия. Без лечения тут не обойтись.
  • Различные нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. Выявить их помогут педиатр и ортопед.
  • Общая задержка развития, возникающая из-за сложной беременности, гипоксии, вредных привычек матери и других причин, также приводит к тому, что ползать кроха в положенные сроки не начнет.
  • Генетические заболевания (синдром Дауна).
  • Проблемы с развитием мышц и связок, вызванные разными недугами (дефицит витаминов, рахит, последствия сложных родов).
  • Возможно, имели место травмы – переломы или растяжения, после которых ползать просто больно.
  • Недоношенность также влияет на физическое развитие. Чем выше степень недоношенности, тем позднее кроха сможет компенсировать отставание. За такими детками педиатры наблюдают особенно пристально.

Обычно о наличии большинства этих отклонений родители узнают намного раньше времени, когда малыш начинает попытки ползания. Но если есть какие-то подозрения, пока не подтвержденные врачами, но заставляющие родителей волноваться (ребенок не сидит, встает на цыпочки, не держит игрушку, не смеется, не реагирует на свое имя, не переворачивается на животик, у него синеет носогубная область при плаче, он не встает на ножки, плохо спит, часто плачет и т. д.), лучше проконсультироваться с доктором, пока время не упущено. Тогда ребенок сможет не только научиться ползать, но и в дальнейшем нормально развиваться. Пусть и в своем ритме, но поступательно.

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Источник