Как научит ходить ребенка с синдромом дауна
Растить ребенка с синдромом трудная, но как это бы не казалось странным, интересная задача. Ведь мужественные родители, которые родили ребенка с генетическим заболеванием, а также поставили перед собой задачу воспитать полноценного члена общества, должны прикладывать многократные усилия для того, чтобы малыш не отставал в развитии. Конечно, заложенное природой отставание никуда не денешь, но и у здоровых детей этим процессом можно свободно распоряжаться, ускоряя его своими усилиями. Чтобы помогать ребенку развиваться, нужно знать месяц за месяцем, год за годом, как обычно развиваются такие дети.
До шести месяцев
Развитие — это физический и психологический рост ребенка. Оно зависит от особенностей, которые ребенок получил с рождения, а также от заботы окружающих и особенностей окружающей среды. Ребенок с рождения получает основу дальнейшего развития, но само развитие сильно зависит от усилий родителей и воспитателей. Фатализм, то есть опора на предрасположенность жизни — самая большая глупость, которые могут допустить педагоги, оправдывая этим свою бездеятельность. Ребенок с синдромом Дауна развивается так же, как и другие дети, но ему нужно больше помогать для достижения такого же уровня развития, что и у здоровых детей.
Синдром Дауна — особенность, и вовсе не приговор, ведь дети, которые не имеют генетического дефекта, часто получают вредные привычки, создавая социальный дефект у себя искусственно. А дети с синдромом могут освоить сложнейшие умения, которые никогда не будут иметь их сверстники, и, таким образом, достичь социального преимущества. Это преимущество будет тем более ощутимым, чем более упрежденно относятся в обществе к детям с врожденными особенностями.
Моторика у детей с синдромом Дауна в первом полугодии жизни развивается с задержкой, от физического развития в раннем возрасте сильно зависит психологическое развитие, поэтому то, что ребенок не может сделать сам, нужно наверстывать с помощью физических упражнений.
Развитие малыша с синдромом Дауна от одного до трех месяцев:
- ребенок должен звуками показывать, что он голоден, а также радоваться, когда получает пищу, гулит после еды;
- воркованием показывает удовольствие, когда с ним общаются, эмоции должны выражаться разными звуками;
- ребенок сосет соску и грудь, без проблем должен глотать жидкость;
- если лежит на спине, быстро двигает по очереди руками и ногами;
- малыш с синдромом Дауна может поднимать голову на 5 сантиметров от кровати и так ее держать десять секунд;
- лежа на животе, может до минуты держать голову;
- сжимает руки в кулаки и самостоятельно разжимает пальцы;
- смотрит на руки, перебирает пальцами, дотягивается руками до рта;
- может хватать и отпускать погремушку, только удерживает ее непродолжительное время;
- двигает глазками и головой за ярким предметом;
- рассматривает предметы, которые его окружают, задерживая взгляд;
- может запоминать людей, которые часто присутствуют в комнате, может их узнавать;
- улыбается, когда слышит голос мамы;
- понимает интонацию, отвечает звуками, когда к нему обращаются.
Ребенок с синдромом Дауна от четырех до шести месяцев:
- радостно смеется, когда ребенка взять на руки, помнит близких людей и узнает их, одновременно к посторонним может относится с подозрением;
- спокойно реагирует, когда его одевают;
- изучает свои ноги, лежа на спине;
- самостоятельно переворачивается на живот и может без посторонней помощи держать голову, упираясь прямыми руками;
- сидит, удерживая голову прямой, даже если его немного наклонить;
- хватается двумя руками за предмет, короткий промежуток времени может играться погремушкой;
- изучает руки, тянет их и предметы, которые в них находятся, в рот;
- играет в прятки — удивляется и радуется, когда взрослый ладонями закрывает свое лицо;
- реагирует на интересный предмет, поворачивая голову.
После полугода
В первом полугодии малыш много спит, хочет активно играться, изучать окружающий мир. Дети учатся устанавливать зрительный контакт, при этом что-то осмысленно лепечут. Ребенок с синдромом Дауна до одного года, как правило, еще не умеет говорить.
Ребенок с синдромом Дауна от семи до девяти месяцев:
- уверенно узнает взрослых, которых видит часто;
- на щекотку отвечает громким хохотом;
- если сделать гримасу на лице, ребенок отвечает улыбкой;
- привлекает внимание движениями рук, которые может протягивать к взрослому, при этом лепечет;
- радуется играм в прятки;
- может говорить дада, папа, мама;
- умышленно роняет предметы, зная, что взрослый их поднимет;
- расстраивается, когда у него отобрать игрушку, при этом может заплакать;
- самостоятельно есть печенье;
- пьет из кружки из рук взрослого;
- встает, держась за пальцы;
- самостоятельно сидит несколько секунд, упираясь руками, минутку сидит с опорой спиной на подушку;
- неуверенно, но уже ползает;
- подает себе игрушку из одной руки в другую, может держать предмет двумя руками одновременно;
- играет ладушки — самостоятельно и с помощью взрослого;
- способен наблюдать за летящим, падающим предметом;
- рассматривает себя в зеркале;
- изучает свойства предмета постукиванием и пробованием на вкус.
От десяти до двенадцати месяцев:
- если ребенка ругать, он реагирует хныканьем или плачем;
- не отдает игрушку, злиться когда отбирают;
- дает маме игрушку, если та попросит;
- обнимает маму;
- может указать на игрушку, которую хочет подержать;
- по просьбе хлопает в ладошки;
- ест с помощью рук;
- делает первые попытки есть ложкой;
- быстро ползает на четвереньках, играется, покачиваясь, стоя на четвереньках;
- когда лежит на животе, может сесть, прогибаясь и переворачиваясь;
- стоит, держать за опору, может немного ходить, если его водить за кисти или если он держится за что-либо, иногда ходит, если ребенка водить за одну руку;
- пальцами может брать мелкий предмет, рассматривает игрушки;
- может ставить игрушки в коробочку и доставать их оттуда;
- следит за предметом, может найти его, если при нем спрятать;
- понимает первые слова — если его позвать, что-то запретить или похвалить.
На втором году
Обычные дети первые слова говорят после 12 месяцев (более простые слова мама, папа может и раньше). После полутора лет дети осваивают более 20 слов каждый месяц, к пяти годам ребенок может сказать практически все, используя более двух тысяч слов.
Дети с синдромом Дауна говорят так же, как и здоровые, только развитие речи происходит с задержкой. Но малыши еще до того, как начинают говорить, пользуются жестами, так что их вполне можно понимать. Среди причин задержки языкового развития — проблемы со слухом, которые наблюдаются у 80 процентов детей с этим заболеваним. Потяря слуха может быть не постоянной, а периодической, связанной с инфекциями, но может также быть глухота нейро-сенсорного свойства, она не лечится. Поэтому, если есть проблемы с восприятием и речью, ищите причины прежде всего в слухе.
Одна из проблем восприятия слов, которая отображается на произношении — это трудноразличимость похожих слов, которые могут обозначать разные понятия. В ходе эксперимента, которые поставили британские ученые, ребят обучали не словам, а жестам, которые имеют определенные понятия — около половины осваивали более 20 слов в месяц, почти как здоровые дети, а половина учила менее десяти, но все равно прогресс в обучении наблюдался. Но несколько детей освоили за месяц почти 40 жестов, это говорит о индивидуальных особенностях детей. После того, как дети научились говорить, они перестали общаться жестами.
От 13 до 15 месяцев:
- мимика ребенка может подражать мимике взрослого;
- ребенок наконец-то не очень четко может повторять слова взрослого;
- прощаясь, машет рукой или сопровождает гостя аплодисментами;
- если что-то не хочет, покачивает по сторонам головой;
- целует знакомого человека по просьбе родителей;
- если ребенка одевать в одежды без застежек, поднимает руки;
- может начать пробовать раздеваться — например снимает варежки;
- из чашки пьет сам;
- самостоятельно ходит;
- сам встает с положения сидя на полу;
- может бросать мяч из положения стоя;
- берет мельчайшие предметы, даже крошки;
- играется машинкой, катая ее по полу;
- может играться простым конструктором — разбирать на части, вынимать палочки из отверстий;
- может рисовать карандашом, правда четкой картинки не получается;
- интересуется книгой, листает ее;
- тянет игрушку за веревку;
- ставит меньшую емкость, например, стакан, в емкость большего размера.
От 16 до 19 месяцев:
- вместе с мамой убирает игрушки;
- делает простые поручения — приносит и уносит знакомую вещь в другую комнату;
- подает предмет, который просили;
- делится предметами, которые у него в руках;
- ест ложкой, но проливая жидкость;
- снимает носки, тапочки, туфли;
- можно научить мыться в умывальнике;
- начинает ходить по лестнице, но с поддержкой и приставным шагом;
- поднимает с пола вещь без приседания и поддержки;
- может немного ходить назад;
- указательным пальцем показывает, что ему подать;
- если спрятать небольшой предмет под одинаковыми стаканами на его глазах, определяет где он именно;
- понимает, для чего предназначены домашние вещи;
- знает до пяти частей тела;
- играет кубиками, пирамидкой (кольца с палочкой), может поставить небольшой стопкой;
- выкручивает крышку бутылки;
- вставляет веревку в отверстие.
От 20 до 24 месяцев:
- выбирает книгу, которую нужно ему почитать;
- просит помощи, если у него что-то не получается;
- может отказываться от навязчивого общения, а могут быть и безотказными;
- моет и вытирает руки о полотенце;
- мешает ложечкой чай;
- снимает верхнюю одежду на пуговицах;
- играет футбол;
- ходит на носочках, прыгает;
- играется кубиками, ставя их стопкой;
- рисует прямую линию;
- разворачивает сверток;
- листает книги постранично;
- высыпает сухое содержимое бутылки, вытряхивает, если горлышко узкое;
- сравнивает предметы в комнате с аналогичными на картинках, показывая по просьбе;
- вставляет квадрат в квадратную прорезь, треугольник — в треугольную;
- по-своему поет детские песни;
- выражает желание получить предмет, поесть;
- называет предметы отвечая на вопрос.
Третий год
Первое полугодие
От 25 до 30 месяцев:
- играется с другими малышами;
- может пить через соломину;
- еду из ложки еще может проливать;
- вытирает руки;
- просится на горшок, не писается, если садить на горшок периодически;
- стоит несколько секунд на одной ноге, с опорой на одну руку или без нее;
- подпрыгивает с двух ног и приземлятся на стопы;
- без труда ходит по лестнице;
- делает несколько шагов на носках;
- подпрыгивает и приземляется не падая;
- садится и встает со стульчика;
- башня из кубиков состоит из более пяти этажей, строит кубики в ряд в виде поезда;
- может надевать несколько шариков на веревку;
- поймает мяч, если к нему подкатить;
- ставит монетки в копилку;
- рисует неровный круг, спираль;
- можно научить складывать лист бумаги пополам, режет бумагу;
- переливает жидкость из банки в банку;
- объясняет, какие предметы принадлежат ему;
- находит картинки по объяснению;
- разговаривает с собой и игрушками при игре;
- понимает некоторые предлоги, например «под», «на»;
- использует отрицательные слова, говорит предложения из двух-трех слов, повторяет предложения из четырех слов;
- говорит свое имя, но неправильно произносит звуки.
Второе полугодие
От 31 до 36 месяцев:
- сочувствует, когда другой ребенок плачет;
- может пожаловаться, выразившись фразами;
- здоровается;
- начинает неуверенно пользоваться вилкой, может испачкаться;
- в туалете самостоятельно снимает штаны, сам садится на горшок;
- самостоятельно моет и вытирает о полотенце руки;
- может расстегнуть пуговицы большого размера, а также молнии, липучки;
- может надеть брюки, но их трудно застегнуть;
- ездит на велосипеде с тремя колесами;
- может стоять некоторое время на одной ноге;
- поднимается по лестнице по-взрослому;
- быстро бегает;
- далеко бросает мяч;
- откручивает крышки на резьбе;
- рисует неровные геометрические фигуры;
- лепит из пластилина;
- сортирует предметы по цвету, раскладывая их в разные места;
- знает назначение распространенных бытовых предметов;
- знает, что такое один, а что такое много;
- может выучить стишок из трех строк;
- предложения могут состоять из более, чем четыре слова;
- может говорить сложноподчиненными предложениями.
Малыш с синдромом Дауна может развиваться как обычный ребенок, только с небольшим отставанием. Но, как и в случае с большинством ребят, скорость развития очень сильно зависит от родителей. Любые конструктивные усилия, приложенные в раннем детском возрасте, в будущем будут иметь большие позитивные последствия.
Источник
+ • Важно до года укрепить тонус мышц, поэтому массаж необходим примерно каждые полтора месяца. Если нагрузки в связи с состоянием здоровья малыша должны быть ограничены, то массаж делают при контроле пульса. Тренировать руки поможет очень простое упражнение: дайте ребенку захватить ваши пальцы и потяните его на себя, чтобы он попытался сесть. Но при этом не сжимайте его пальчики, пусть он старается сжать ваши. Тонус у малыша слабенький и сначала у него может ничего не получиться, но постепенно все будет, как надо. И далее мы – только опора для него, но садиться он должен сам, делая усилия. Упражнение для ножек: когда мы ставим ребенка на ноги, надо держать его грудку. Сначала малыш будет подгибать ножки, не выдерживая собственного веса, но в какой-то момент должен сработать обратный рефлекс – разгибания.
• Важно гладить ручки малыша – так развивается осязание. Чувствуя свои руки, он приходит в тело, осознает себя.
• Важно давать в ручки палочку, чтобы развивать мышцы рук.
• Важно разговаривать четко, без сюсюканья и очень эмоционально – это способствует развитию речи и слуха. Голос менять от тихого до громкого. Вкладывать в речь эмоции. Комментировать все свои действия, активно привлекать его внимание, тормошить, вызывая смех. Смех – это тоже проявление воли. Поворот головы на голос, протягивание ручек, улыбка – это тоже воля.
• Важно хорошо есть и много спать. Первые несколько месяцев я часами и днями просиживала с ребенком на руках: он сосал – уставал – засыпал – опять сосал, и это казалось бесконечным. Но он набирался сил, все время ощущал тепло и близость мамы. • Летом хорошо вывозить малыша на море.
• Важно, чтобы до года ребенка окружали нежные оттенки: розовый, небесно-голубой, цвет персика. После года можно использовать яркие натуральные цвета: красный, синий, желтый. Ни в коем случае не ядовитые!
• Важно с 6 месяцев вводить прикорм. Так же очень важно маме (если она кормит) и позже малышу вводить много корнеплодов – морковь, свекла и так далее (картофель – это не корнеплод).
• Деток с синдромом Дауна надо развивать в области искусства – здесь они способны достигнуть хороших результатов. Математика не для них.
• Важно развивать волю ребенка, используя собственные внутренние импульсы ребенка. И из этой воли потом развивается речь.
• Очень важно с лечебным педагогом, психологом, массажистом выстроить программу развития ребенка и каждый день в одно и тоже время работать с малышом, отслеживая результаты и постепенно усложняя задачи.
• Ребенок готов садиться, когда, лежа на животе, он свободно управляет руками и когда переворачивается с живота на спину и обратно. Часто малыш не может самостоятельно освоить переход в сидячую позу, но сидеть он уже умеет. Ему можно помочь научиться, если несколько раз в день поднимать его за пальчики.
• Когда придет время для ползания, то надо развивать способность крутиться на 360 градусов на плоскости. Для этого кладите игрушки в поле действия малыша, побуждая его доставать их. В этот же период полезно ненадолго оставлять ребеночка одного, чтобы он мог сам познавать мир (но не там, откуда он может свалиться). Поощряйте его тянуться к игрушке то одной, то другой рукой. Чтобы малыш тренировался ползать, ставьте его на четвереньки, но обязательно придерживайте, чтобы он не «скакнул» вперед.
Повысить активность ребенка очень помогает стимулирующий массаж-щекотание всего тела чем-то пушистым, например, кусочком шерсти.
Учимся стоять: сначала катаем малыша, лежащего животиком на большом мяче, потому опускаем вниз, чтобы он уперся ножками в пол, и снова подкатываем вверх. Когда ребенок уже начал стоять, очень важно сразу учить его садиться из положения «стоя», отставляя попку назад. А то, не зная, как сесть, он может начать падать плашмя на спину.
И еще: когда малыш умеет только стоять, то его ножки можно ставить на ноги взрослого, и так путешествовать по квартире.
Источник
Дети с синдромом Дауна могут родиться в любой семье, независимо от её социального положения и здоровья родителей. Этот синдром невозможно предотвратить и избавиться от него, но при определенных условиях это не мешает вести нормальный образ жизни.
7 марта 2018
Физиологические особенности
Наличие синдрома связано с генетическими изменениями и проявляется у ребенка вскоре после рождения. Дополнительная хромосома воздействует не только на интеллект ребенка, но и на внешность, и здоровье.
Дети с синдромом Дауна после школы способны получить начальное профессиональное образование
Распознать такого ребенка можно по его внешнему виду. Отличительными чертами являются:
- слегка приплюснутое лицо, которое кажется плоским;
- приподнятые уголки глаз;
- маленькие уши;
- маленькая ротовая полость с высоким небом;
- широкий язык, который ребенок часто высовывает изо рта;
- широкие ладони;
- короткие пальцы и загнутый внутрь мизинец.
Внешний вид этого ребенка отличается от внешности обычного малыша.
Кроме этих признаков, у детей могут быть серьезные проблемы со здоровьем. Часто встречаются врожденные пороки сердца, кишечника, недостатки зрения и слуха. Эти дети часто простужаются. Нередко наблюдаются заболевания щитовидной железы.
По сравнению со «здоровыми» детьми, ребенок будет развиваться медленнее. Он позже начнет держать голову, садиться, ползать, ходить и говорить.
Малыш рождается с нарушением интеллекта, которое может иметь разную степень. Для него свойственна задержка речевого и умственного развития. Но нельзя предугадать, как он будет развиваться в целом. При индивидуальном подходе он способен показывать хорошие результаты.
Наиболее благоприятные условия для ребенка – это домашняя обстановка и любящая семья. Его можно научить обслуживать себя, ходить в магазин и помогать по дому. Он будет подражать поведению окружающих его людей. Дружба со сверстниками научит его играть, общаться и вести активный образ жизни.
Обучение и виды занятий с таким ребенком
Дети, отстающие в умственном и речевом развитии, нуждаются в ранней педагогической помощи, начиная с рождения и до 5 лет. Так как у детей обычно невнятная речь, им нужно заниматься с логопедом – дефектологом. Это позволит быстрее адаптироваться в детском саду и школе.
Будет лучше, если они станут посещать обычный сад и школу. Они могут весь день заниматься в обычном классе или часть времени проводить в специальном. Любая обучающая деятельность им дается сложно, поэтому специалисты должны определить профиль и развивать сильные стороны.
Во время занятий со стороны педагогов к ребенку должен быть индивидуальный подход. Для него подбирается специальная, упрощенная программа.
Необходимо учитывать, что такие дети плохо воспринимают информацию на слух, поэтому должна быть визуальная демонстрация и многократные повторения.
Наглядные методики позволяют научить ребенка читать, писать, повторять жесты и движения.
Дауны – это талантливые дети, они могут хорошо рисовать, петь или танцевать. Но эти качества нужно развивать, создавая необходимые условия.
Как сложится жизнь ребенка с непростым синдромом, зависит от помощи близких, участия специалистов и условий жизни.
Источник