Как научить говорить детей с синдромом дауна

Как научить говорить детей с синдромом дауна thumbnail

С января 2015 год шла серьезная и кропотливая работа специалистов благотворительного фонда «Даунсайд Ап» над созданием уникальной для нашей страны методики «Начинаем говорить», которая позволит детям с синдромом Дауна быстрее освоить навыки речи. Наконец, пособие готово и уже поступило в свободную продажу. Авторы методики – педагог-дефектолог Полина Жиянова и логопед Наталья Штепа – вложили все свои знания и навыки, чтобы материал получился ярким и интересным детям, и одновременно понятным и простым в использовании для родителей.

По словам экспертов Даунсайд Ап, основная сложность в работе состояла в том, что создавать методику пришлось практически с нуля. «К сожалению, мы не смогли использовать наработанный опыт иностранных коллег в «чистом виде», — говорит Наталья Штепа. – Зарубежные издания не подходили из-за особенностей русского языка, его лексики, грамматики. А отечественный опыт использует опыт обучения глухих детей, но не берет во внимание малышей с когнитивными нарушениями, когда нарушена способность понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию».

«Начинаем говорить » в этом плане — уникальное в своем роде пособие, которые разработано с учетом особенностей развития детей с синдромом Дауна в России. Авторы отмечают, что методика рассчитана для занятий с детьми от полутора лет, но с учетом индивидуального подхода. «В первую очередь нужно обращать внимание не на возраст, а на готовность ребенка к работе с этим набором, — подчеркивает Полина Жиянова. — Поэтому в наших методических рекомендациях перед началом каждого вида работы обозначаются четкие критерии готовности ребенка. Ознакомившись с ними, несложно понять, можно ли начинать занятия».

Читать, чтобы говорить!

Речь ребенка с синдромом Дауна – одна из основных проблем, с которыми сталкиваются родители. Из опыта специалистов Центра сопровождения семьи Даунсайд Ап, самые частые вопросы, которые задают мамы и папы, будет ли ребенок говорить и если да, то когда? «Наша методика как раз дает ответы на многие из этих вопросов, — подчеркивает Полина Жиянова. – В пособии даны практические рекомендации, как можно начать развивать речь, когда можно приступать к занятиям, как их можно организовать, какой материал понадобится и как его использовать».

По словам авторов методики, международный опыт показывает, что если начать заниматься с ребенком еще в раннем возрасте, можно существенно минимизировать или даже предотвратить задержку речевого развития. Один из залогов успеха – время, когда будет начата работа. Правда, уроки должны быть интересны и ребенку, и родителям, и специалистам. А также носить системный характер, чтобы мамы с папами не мучились вопросом: «Где мне взять такие картинки, чтобы выполнить это упражнение?» В пособии «Начинаем говорить» есть все, что надо для занятий.

В основе методики лежит метод глобального чтения. Суть в том, что ребенок видит произносимое слово. И может соотнести предмет, картинку и написанное слово. «Наша задача не научить ребенка читать, а вызвать, «запустить» активную речь, — говорит Наталья Штепа. — Недаром слоган нашего пособия: «Читать, чтобы говорить!»

Акцент на сильные стороны

Для большинства детей с синдромом Дауна характерны различные проблемы со слухом, малыши не очень хорошо обрабатывают и запоминают информацию, поданную на слух. Специалисты Даунсайд Ап при работе с детьми используют приемы, которые опираются на сильные стороны детей, например, визуальное подкрепление речи взрослого.

«Содержание изображений — наша особая гордость, — подчеркивает Наталья Штепа. — При их разработке мы учитывали, чтобы изображения были четкими, яркими, без лишних деталей. Художником, который смог реализовать все наши задумки, является мама малыша с синдромом Дауна. Кроме того, картинки выполнены в очень хорошем качестве – из твердого картона особого качества, они не блестят, не бликуют, их невозможно помять. Ребенку удобно брать карточки рукой, потому что они достаточно толстые. Иллюстративный материал – «правильный», красивый, который не хочется выпускать из рук».

Пособие содержит методические рекомендации, с помощью которых можно организовать занятия с ребенком. И большой комплект дидактического материала, состоящий из картинок (предметных и сюжетных), табличек с написанными на них словами, карт (для игры в лото, для формирования фраз из нескольких слов и формирования слоговой структуры слова).

Опыт, практика и финансы: три составляющие успеха

По словам авторов пособия, идея создания методики «витала в воздухе», но только два года назад началась планомерная целенаправленная работа, которая велась сразу в нескольких направлениях. Как пояснила Полина Жиянова, «методику мы разрабатывали поэтапно, каждый этап проходил апробацию в Даунсайд Ап, при необходимости вносились изменения или дополнения».

Всего в апробации приняли участие 75 семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна в возрасте от 6 месяцев до 5 лет. На каждого из детей заполнялся индивидуальный бланк появления первых слов, где отмечалась динамика понимания слов и появления их в активном словаре в виде жестов, звукоподражаний и полноценных слов. Одновременно авторы пособия разработали обучающие семинары для специалистов и для родителей, которые будут проводиться несколько раз в год.

Создание пособия стало возможным благодаря пожертвованиям частных лиц и компаний. Всего в разработке и апробации методики приняли участие 12 сотрудников фонда и 1 привлеченный специалист, которые работали с января 2015 по ноябрь 2016 года (скачать финансовый отчет). В отчете не учтены расходы, связанные с типографской печатью пособия, по причине того, что они заложены в стоимость пособия.

Инструмент, а не панацея

Авторы методики обращают внимание, что речь развивается на основе взаимодействия и общения ребенка с близкими людьми. Умение слушать обращенную речь, понимать ее, участвовать в повседневной жизни, играть, рассматривать картинки – вот далеко не полный перечень того, что должен уметь малыш, перед тем, как родители начнут занятия на основе набора «Начинаем говорить». Наталья Штепа, Полина Жиянова: «Это то, что сможете сделать только вы, уважаемые родители, общаясь с вашим малышом с первых дней его жизни. Мы хотим обратить внимание, что эта методика – не панацея, не волшебная таблетка, и она не исключает использование других методов».

Авторы пособия очень рады, что все задуманное удалось реализовать. За этим результатом стоит большая работа сотрудников фонда – педагогов, редакторов, консультантов….. Методика «Начинаем говорить» может использоваться не только педагогами и логопедами, но и родителями, которые хотели бы помочь своему малышу начать разговаривать. «В принципе, наше пособие с успехом может использоваться не только для детей с синдромом Дауна, но и в процессе развития речи любого ребенка», — подчеркивают Наталья Штепа и Полина Жиянова.

Продажи пособия будет осуществлять партнер фонда «Даунсайд Ап» — благотворительный фонд «Синдром любви». Стоимость пособия 2800 рублей. Оформить заявку на пособие. 

Источник

Тала Трацевская, мама Вани (6 лет), директор проекта «Как научить говорить ребенка с синдромом Дауна?». Крымская благотворительная организация «Синдром Добра». 

Нашим детям нужны педагоги

К тому моменту, когда был придуман проект по обучению логопедов, я уже полтора года работала в благотворительном движении, объединяющем неравнодушных людей: свое время, деньги и желание творить добро они направили на помощь семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна.

Читайте также:  Как обучать детей синдромом дауна

Нашим неизменным основным партнером был Даунсайд Ап. Мы были довольны совместной работой, однако мне хотелось большего. Я видела, что разовые консультации у хороших специалистов радуют и вдохновляют родителей, но что же дальше? Педагоги Даунсайд Ап уезжают, а с ребенком нужно заниматься каждый день, и не только родителям: нужны педагоги, хорошие педагоги, – здесь, у нас в городе! Разовые семинары не решают этой задачи, они всего лишь показывают местным специалистам, как надо учить, какого уровня профессионализма можно достичь самому, насколько интересные педагогические задачи реально перед собой поставить. Оставаясь с этими возможностями один на один, редко кто из специалистов пытается их реализовать – затягивает рутина, не хватает мотивации, слишком сложно найти пути для дальнейшего развития, – и посещенный семинар становится лишь ярким воспоминанием.

А нашим детям не нужны воспоминания, им педагоги нужны, притом хорошие. 

Есть идея

Со всеми этими мыслями весной 2009 года я вяло обзванивала родителей, спрашивая об их нуждах, размышляя, какой бы проект сделать… Многие говорили о том, что их ребенку нужен логопед. Родители старших детей рассказывали печальные истории мытарств в поисках хоть какого-нибудь специалиста. Особенно впечатлила одна мама, отказавшаяся дать контакты их логопеда, она честно сказала, что боится, что если тот возьмется за Ваню, то бросит занятия с ее ребенком. Ну тут я обзвон бросила и решила, что логопед у Вани всё равно будет, и будет он ровно таким, как я хочу: отличным! Другого нам не надо.

Идея оформилась сама собой в тот же вечер: двухлетнее заочное обучение местных логопедов.

Директор Центра ранней помощи Елена Викторовна Поле давно говорила мне, что специалисты Даунсайд Ап могут проводить не только однодневные семинары. Прекрасно, пусть и будет по три дня две сессии в год. А между сессиями – практика и дистанционная поддержка с помощью форума: специалисты Даунсайд Ап будут отвечать на вопросы наших студентов. На обучение принимаем самых лучших, и только тех, кто уже работает с детьми с синдромом Дауна.

В мае 2009 года мы с Любой Егоровой, мамой Егора, ныне президентом Крымской благотворительной организации «Синдром Добра», приехали на тренинг Даунсайд Ап для родительских организаций, и там я подходила ко всем, кто меня слушал, и делилась своей идеей. Идея нравилась. Логопед Ирина Анатольевна Панфилова, когнитивист Татьяна Медведева, психолог Илья Музюкин, Елена Викторовна Поле сказали «да». Мы уехали в Крым, и начались переговоры и обсуждения по электронной почте. Параллельно я стала искать будущих студентов. И тут вдруг я наткнулась на стену. 

Нет денег…

С самого начала я решила сделать это обучение платным. По опыту организации предыдущих бесплатных семинаров я поняла, что какие-то деньги, пусть небольшие, за семинар надо брать, это сразу отсеет слушателей с низкой мотивацией, и придут только те, кто хочет получить знания и потом их применить, хотя бы для того, чтобы вернуть вложенные средства. Кроме того, в июне 2009 года у Вани родилась сестричка, и я не могла заниматься полноценным фандрайзингом.

Цену за участие в одной сессии мы поставили 600 украинских гривен – это около 80 долларов. Проект собирались делать общекрымским, позвонили родителям детей с синдромом Дауна из Ялты, Феодосии, Евпатории.

Прошел месяц, но у нас по-прежнему не было ни одного потенциального студента. Меня больше всего удручало, что и в Севастополе я не могла никого найти. Те немногие, кто хотели бы приехать, совершенно не желали тратить на это деньги! Людей останавливало, что надо ехать на три дня в другой город. И всех интересовало, какую бумагу об обучении они получат. Мои пламенные заявления, что они получат знания, а не бумажку, встречали ровный отпор в том смысле, что знания, не подтвержденные бумагой, денег и времени не стоят (теперь и с «бумажкой», которую слушатели получат по итогам всего курса, вопрос решен). 

Маркетинг и связи с общественностью

Тогда мы подумали и сделали вот что – снизили цену участия вдвое. И сразу в два раз выросло количество слушателей, которых необходимо было набрать, чтобы окупить организацию семинара! Поэтому мы приняли решение сделать проект всеукраинским.

Осенью 2009 года еще существовала электронная рассылка Всеукраинской благотворительной организации «Даун Синдром» для родителей детей с синдромом Дауна из Украины. Сделал ее киевлянин Саша Шиманский, за что ему огромное спасибо. В эту рассылку я дала объявление о совместном проекте Даунсайд Ап и Крымской благотворительной организации «Синдрома Добра» – двухлетнем обучении логопедов. Я просила родителей стать координаторами проекта в своих городах, и многие откликнулись! Только благодаря работе родителей из разных уголков страны этот проект стал таким успешным. Я также разослала новость в информационные агентства Украины, а в Севастополе вышли сюжеты по всем телеканалам, появилась пара публикаций в газетах, прошли радиоэфиры. И тут «у меня зазвонил телефон…» 

Отбор

Основная цель проекта – обучить новых специалистов и поддержать тех, кто уже работает с детьми с синдромом Дауна: учит их говорить. Кроме того, мы хотели перезнакомить между собой этих людей, ведь профессиональная тусовка создает отличную мотивацию для новых достижений в работе и может поддержать в трудную минуту. Поэтому для нас было недостаточно наличия у человека трехсот гривен и трех свободных дней для участия в проекте, еще нужен был уровень. Мы хотели отобрать самых лучших, не отказывая и другим желающим учиться. Например, было много заявок от родителей, и, хотя проект рассчитан на специалистов, просто невозможно было отказать мамам, которые хотят знать, как заниматься со своим ребенком.

Пишу и сама удивляюсь, как же нам удалось всего этого достичь? Мы использовали очень простую схему: ввели разные уровни – ступени обучения. Все участники проекта заполняют анкету, с помощью которой проводится отбор. Костяк проекта, практикующие логопеды, – студенты первой и второй ступеней, набор на них был закрыт 15 февраля 2010 года. Это всего 30 человек, которые посещают все лекции, мастер-классы и закрытые супервизии. Остальные участники, студенты третьей и четвертой ступеней, – это родители, а также специалисты другого профиля и просто слушатели, которые посещают только открытые мероприятия проекта, присоединиться к ним может любой желающий на любой сессии и даже на отдельной лекции.

Как удалось уговорить участников заполнять анкету? Да у них просто нет выбора – это условие участия в проекте, как и оплата. Нам легко быть твердыми в этом вопросе, потому что мы хорошо понимаем, для чего это делается. Часть специалистов все-таки учатся почти бесплатно: оплачивают только проезд и проживание, организационный взнос за них вносят родители детей или же это деньги от благотворительности. 

Читайте также:  Синдром навязчивых состояний код по мкб 10

Успех

В итоге, в апреле и октябре 2010 года уже прошли трехдневные сессии, каждую из которых посетили более 80 специалистов из 14 регионов Украины, в том числе 10 – из Севастополя!

Сейчас, в марте 2011 года, мы готовимся к третьей сессии в мае. Будем рады и слушателям из России. Специалисты уже не только слушают лекции московских коллег, но и предоставляют видеоматериалы собственных занятий для подробного разбора и рекомендаций, чтобы учесть их в дальнейшей работе. 

Спасибо!

Мы выражаем огромную благодарность российскому фонду «Даунсайд Ап» и лично педагогам: Ирине Анатольевне Панфиловой, Татьяне Павловне Медведевой и Илье Борисовичу Музюкину. Наше уважение – всем специалистам, обучающимся в рамках проекта – за профессионализм, любовь к детям и огромное желание помогать. Огромное спасибо Любе Егоровой и Кире Пальваль за колоссальную организационную работу в Симферополе. Отдельное спасибо Арабскому культурному Центру «Альраид» в Симферополе. И спасибо всем людям, пожертвовавшим деньги на обучение специалистов, и всем родителям детей с синдромом Дауна, принимающем участие в проекте в качестве волонтеров. Изменим к лучшему жизнь детей с синдромом Дауна! 

Из отзывов 

Тала! Позволь выразить восхищение твоим мужеством, упорством, силой воли и желанием что-то изменить! Ты — такая маленькая, такая хрупкая, и такая мужественная!!! Это только еще раз доказывает, что ради детей женщина способна на ВСЕ!

Татьяна Кирылейза, психолог, г. Херсон

Источник

Как научить говорить детей с синдромом дауна
Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению. При относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь детей с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения речевого аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы. Всё это создаёт дополнительные сложности при формировании чёткого  звукопроизношения, отражается на характеристиках голоса и речи. Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна? Вопрос, волнующий многих родителей. В данной статье вы сможете найти исчерпывающий ответ.

Предлагаемые рекомендации и упражнения позволят подготовить почву для развития навыков разговорной речи. Основное внимание следует уделять тренировке и укреплению мышц губ, языка, мягкого нёба, получение навыков речевого дыхания. Занимаясь с ребёнком понемногу с самого рождения, делая это на фоне ярких эмоций, вы сможете компенсировать природные дефекты ребёнка с синдромом Дауна и улучшить качество произносимых слов. Лепет является основополагающим умением для развития речи, он укрепляет механизмы артикуляции и делает их подвижными. Лепет осуществляет и аудитивную обратную реакцию, т.е. ребёнок привыкает к звукам и их вариациям в человеческой речи. Хотя лепет детей с синдромом Дауна и похож на лепет нормальных детей, но он менее длительный и частый, нуждается в постоянной стимуляции и поддержке взрослых. То, что дети с синдромом Дауна меньше лепечут, имеет, по мнению учёных, две причины. Первая связана с присущим этим детям общим гипотонусом (слабостью мускулатуры), который распространяется и на речевой аппарат; другая — обусловлена аудитивной обратной связью. Обычно младенцам нравится слушать собственный лепет. Из-за физиологических особенностей строения слухового аппарата, а также частых ушных инфекций дети с синдромом Дауна почти не слышат собственного голоса. Это препятствует тренировке отдельных звуков и включению их в слова. Поэтому ранняя диагностика нарушений слуха имеет стратегический эффект для дальнейшего речевого и психического развития ребёнка.

Стимуляции аудитивной обратной связи способствует выполнение следующих упражнений. Установите зрительный контакт с ребёнком (расстояние 20-25 см), разговаривайте с ним: говорите «а», «ма-ма», «па-па» и т.п. Улыбайтесь, кивайте, побуждайте ребёнка быть внимательным. Потом сделайте паузу, чтобы дать ему возможность проявить реакцию. Попробуйте вести с ним диалог, в процессе которого вы и ребёнок обмениваетесь реакциями. Будьте инициативны. Когда ребёнок лепечет, не перебивайте его, а поддерживайте, сохраняя с ним контакт. Когда он прекратит, повторите за ним звуки и попытайтесь снова «разговорить» его. Варьируйте голос. Экспериментируйте с тоном и громкостью. Выясните, на что ваш ребёнок реагирует лучше всего.

Подобные занятия необходимо проводить несколько раз в день по 5 минут. Лучше всего начинать с самого рождения и продолжать в различных формах, пока ребёнок не научится говорить. Этот приём можно использовать и при рассматривании предметов или картинок. Необходимо побуждать ребёнка дотрагиваться до них. Первоначально младенец хлопает по ним. Это нормальная реакция, которую нельзя пресекать. Показывание указательным пальцем — это результат более продвинутого развития. Главная цель — побудить ребёнка лепетать. Называйте предметы и картинки, поощряйте его к повторению отдельных звуков вслед за вами.

Следующий шаг после лепета — развитие артикулированной речи. Если лепет не переходит спонтанно в речь, то задача родителей и воспитателей состоит в её формировании. Большую роль в этом играет имитация, или подражание. Как показывает практика, дети с синдромом Дауна не имитируют спонтанно. Ребёнка необходимо учить наблюдать и реагировать на то, что он видит и слышит. Обучение подражанию — это ключ к дальнейшему обучению.

Развитие имитационных способностей начинается с подражания простым действиям взрослого. Для этого посадите ребёнка за стол или на детский стульчик. Сядьте напротив него. Убедитесь, что между вами есть зрительный контакт. Скажите: «Постучи по столу!» Продемонстрируйте действие и скажите в определённом ритме: «Тук, тук, тук». Если ребёнок реагирует, пусть даже слабо (возможно, сначала только одной рукой), порадуйтесь, похвалите его и повторите упражнение ещё два раза. Если ребёнок не реагирует, возьмите его за руки, покажите, как нужно стучать, и скажите: «Тук-тук-тук». Когда ребёнок этим овладеет, можно использовать другие движения, например топанье ногами, размахивание руками и т.п. По мере развития подражательных способностей основные упражнения могут быть дополнены пальчиковыми играми с простыми рифмовками. Не следует повторять одно и то же движение более трёх раз, так как оно может надоесть малышу. Лучше возвращаться к выполнению упражнений несколько раз в течение дня. Это правило распространяется и на все последующие задания.

Особенный ребёнок.

Чтобы стимулировать имитацию речевых звуков, можно выполнять следующие упражнения. Посмотрите на ребёнка. Похлопайте себя по открытому рту, чтобы получился звук «уа-уа-уа». Похлопайте рукой по губам ребёнка, чтобы побудить его издать такой же звук. Для дальнейшей демонстрации поднесите его руку к вашим губам. Сформируйте навык, хлопая ребёнка по его рту и произнося звук. Повторению гласных звуков А, И, О, У способствует имитация моторных реакций.

Звук А. Положите указательный палец на подбородок, опустите нижнюю челюсть и скажите: «А».

Звук И. Скажите «И», растянув пальцами уголки рта в стороны.

Звук О. Произнесите краткий, чёткий звук «О». Сделайте значок «О» средним и большим пальцами, когда произносите этот звук.

Звук У. Скажите длинное утрированное «У», свернув руку в трубочку и поднеся ко рту, и отводите её при произнесении звука. Не забывайте каждый раз хвалить ребёнка. Иногда может понадобиться несколько дней, прежде чем у него начнёт получаться. Если малыш не повторяет, не принуждайте его. Перейдите к чему-нибудь другому. Соедините имитацию речи с другой имитацией, которая доставляет вашему ребёнку удовольствие.

Читайте также:  Движения языка синдром у детей

Большое влияние на качество голоса оказывает правильное дыхание. У детей с синдромом Дауна дыхание поверхностное и осуществляется преимущественно через рот, так как частые простуды затрудняют дыхание носом. Кроме того, вялый гипотоничный язык больших размеров не помещается в ротовой полости. Поэтому, помимо профилактики простудных

заболеваний, необходимо тренировать ребёнка закрывать рот и дышать носом. Для этого губы ребёнка сводятся вместе лёгким прикосновением, так что он закрывает рот и некоторое время дышит носом. Нажатием указательного пальца на область между верхней губой и носом достигается обратная реакция — открытие рта. Эти упражнения могут проводиться по несколько раз в день, в зависимости от ситуации. Целесообразно также рано приучать детей с синдромом Дауна к формирующей челюсть соске. При сосании рот ребёнка будет закрыт, а дыхание будет осуществляться через нос, даже когда он устал или спит.

Выработке хорошей воздушной струи способствуют упражнения на выдувание воздуха, которые также опираются на умение ребёнка имитировать. Задания выполняются в непринуждённой игровой форме. Следует поддерживать любые старания ребёнка, пока он не начнёт делать правильно. Например: дуть на висящие перья или другие лёгкие предметы; играть на губной гармошке, производя звуки при вдохе и выдохе; сдувать перья, вату, разорванные бумажные платочки, мячики для настольного тенниса; задувать спичку или огонь свечи; играть на игрушечных трубах и флейтах, дуть на ветровые колесики; надувать свёрнутые бумажные змейки, шарики; дуть через трубочку в мыльную воду и пускать пузыри; приводить выдуванием воздуха в движение бумажные кораблики и плавающие игрушки в виде животных; дуть через трубочку и этим приводить в движение перья и кусочки ваты; надувать мыльные пузыри; громко выдыхать или рычать; дуть на зеркало или стекло и рисовать там что-нибудь. Эти и другие упражнения могут варьироваться в различных игровых формах в соответствии с возрастом ребёнка.

Особенно важны для детей с синдромом Дауна упражнения на улучшение подвижности языка, так как нормальная моторика языка — это хорошая предпосылка для правильного сосания, глотания и жевания, а также говорения. Упражнения для развития у младенцев подвижности языка и челюстей состоят преимущественно из массажа и помощи в привыкании к соответствующей возрасту пище.

При массаже языка края языка попеременно слева и справа придавливаются указательными пальцами до тех пор, пока не возникает обратной реакции. Темп перемены зависит от быстроты ответной реакции. Осторожными движениями указательного пальца можно шевелить кончик языка вправо и влево, вверх и вниз. Похожие движения вызывает лёгкое щекотание трубочкой для питья или зубной щёткой. Иногда может быть полезной аккуратная чистка краёв языка электрической зубной щёткой. Подходят и маленькие щёточки из набора по тренировке чистки зубов. Односторонним вибрированием одной щеки и надавливанием на вторую можно вызвать вращательное движение языка во рту.

Примеры упражнений для развития подвижности языка:

• облизывать ложки (с мёдом, пудингом и др.);

• мазать мёдом или вареньем верхнюю или нижнюю губу, левый или правый уголок рта, чтобы ребёнок облизывал кончиком языка;

• производить движения языка во рту, например, попеременно класть язык то за правую, то за левую щеку, под верхнюю или нижнюю губу, щёлкать языком, чистить языком зубы;

• громко щёлкать языком (язык при этом остаётся за зубами);

• захватывать зубами пластмассовый стаканчик, класть в него пуговицы или шарики и, тряся головой, производить ими шум;

• закрепить пуговицу на длинной верёвке и передвигать её зубами из стороны в сторону.

Упражнения для развития подвижности челюстей и языка включаются в артикуляционные игры, имитирующие различные звуки или действия (кошка облизывается, собака скалит зубы и рычит, заяц грызёт морковку и т.д.).

Видоизменение губ у детей с синдромом Дауна связано с постоянным вытеканием слюны и давлением языка, особенно на нижнюю губу. Поэтому важно научить ребёнка закрывать рот. Нужно обращать внимание на то, чтобы губы свободно смыкались, красная кайма губ оставалась видна и губы не были втянуты. Младенцев и маленьких детей можно гладить средним и указательным пальцами слева и справа от носа вниз, приближая таким образом приподнятую верхнюю губу к нижней. Нижнюю губу можно приближать к верхней лёгким нажатием большого пальца. При этом подбородок не должен быть приподнятым, потому что тогда нижняя губа будет находить на верхнюю. Выпячивание и растягивание губ, попеременное накладывание одной губы на другую, дёрганье и вибрация верхней губы развивают их подвижность. Для укрепления мышц можно давать ребёнку удерживать губами лёгкие предметы (соломинку), посылать воздушные поцелуи, после еды задерживать ложку во рту и плотно сжимать её губами.

Общая гипотония у детей с синдромом Дауна влечёт за собой пониженную подвижность нёбной занавески, что выражается в гнусавости и хриплости голоса. Гимнастику для нёба можно комбинировать с простыми движениями: «аха» — руки с размахом поднимаются вверх, «аху» — хлопок руками по бедрам, «ахай» — хлопок руками, «ахо» — сильно топнуть одной ногой. Такие же упражнения проводятся со звуками «п», «т», «к». Тренировке нёбной занавески способствуют игры с мячом с выкрикиванием отдельных звуков: «аа», «ао», «апа» и т.д. Полезно демонстрировать естественные звуки (кашель, смех, фырканье, чихание) и мотивировать подражание ребёнка. Можно использовать игровые упражнения на повторение: вдохнуть и выдохнуть на «м»; говорить по слогам «мамама», «ме-меме», «амамам» и т.д.; дышать на зеркало, стекло или в руку; выдыхать с положением речевого аппарата как при звуке «а»; выдыхать через узкую щёлку между верхними зубами и нижней губой; положить кончик языка на верхнюю губу и фонировать, потом на зубы и на дно ротовой полости; произносить звук «н» с зажатым носом; при выдыхании переходить от «п» к «т». Хорошей тренировкой служит шёпотная речь.

Развитию разговорной речи способствует ситуационное использование слов. Следует называть те предметы, которые наиболее актуальны для вашего ребёнка. Например, если ребёнок хочет печенье, то, показывая на него, нужно спрашивать: «Печенье?» и отвечать: «Да, это печенье». Надо использовать минимальное количество слов, говорить медленно и чётко, повторять одно и то же слово несколько раз. Желательно, чтобы артикуляционные движения губ взрослого попадали в поле зрения ребёнка, вызывали желание имитировать их.

Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать им общаться на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова активизирует разговорную речь. Кроме того, жесты могут пригодиться в качестве дополнения к речи в моменты, когда ребёнку трудно передать своё послание словами.

В силу того что произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, многие из перечисленных выше упражнений можно продолжать делать и тогда, когда ребёнок уже научится разговаривать. 

Источник