Как написать логопедическое заключение при синдроме дауна
Индивидуальная карта развития ребенка с синдромом Дауна
Результаты обследования логопеда
Общие сведения
Ф.И.О. ребенка (полностью)__________________________________________
__________________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Ф.И.О. родителей:
Отец______________________________________________________________
Мать______________________________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________
Анамнез
Особенности протекания беременности и родов_________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Раннее общефизическое развитие
Стал держать голову__________________, сидеть________________________
Вставать____________________________, ходить________________________
Раннее речевое развитие:
Гуление___________________________, лепет__________________________
Первые слова_______________________, фразы_________________________
Какие заболевания перенес до трех лет_________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
Контакт (речевой, жестовый, мимический):
— в контакт не вступает;
— проявляет речевой негативизм;
— контакт формальный (чисто внешний);
— в контакт вступает не сразу, с большим трудом;
— не проявляет заинтересованности в контакте;
— легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.
Состояние слухового внимания:
Различение звучащих игрушек ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование зрительного восприятия:
Различение контрастных по размеру предметов, игрушек (показать большой и маленький стулья, маленький и большой мячи, большого и маленького мишек) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Различение предметов, игрушек разного цвета
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подбор по образцу картинок с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование зрительно — пространственного гнозиса и праксиса:
Ориентировка в пространстве (показывает или называет направления: «вверху», «внизу») ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Складывание картинок из двух частей(горизонтальный разрез, вертикальный разрез, вертикальный разрез, диагональный разрез) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сооружение несложных построек по образцу (домик и башенка из трёх кубиков) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование мыслительных функций:
Наглядно — действенное мышление (достать игрушку с помощью вспомогательных средств) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование математических представлений:
Количественный счёт в пределах (устно и пересчёт предметов)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование состояния моторной сферы
— Общая моторика:
Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой и походкой) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнение заданий (прыжки, ходьба, бег, манипуляции с мячом) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
— Мелкая моторика:
Кинетическая основа движений пальцев («Пальчики здороваются») ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Кинестетическая основа движений пальцев (сложить пальчики в колечко сначала на правой, потом на левой руке) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние органов артикуляционного аппарата
Строение артикуляционного аппарата (губы, зубы, прикус, твёрдое нёбо, мягкое нёбо, язык)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подвижность артикуляционного аппарата (открыть и закрыть рот, широко улыбнуться, покачать язычком влево — вправо) __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование фонетической стороны речи
1. Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинку)
2. Исследование звуко — слоговой структуры слов (повторить за логопедом односложные, двусложные, трёхсложные слова)
3. Состояние звукопроизношения (замены звуков, возможные искажения в речевом потоке)
Гласные, Согласные.
4. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, дисритмия), паузация (правильная расстановка пауз в речевом потоке), употребление повествовательной и восклицательной интонаций.
Исследование фонематических функций
1. Слухопроизносительная дифференциация звуков (показать на картинках называемые логопедом предметы)
2. Состояние фонематического слуха (показать собачку, услышав звук «Р» в слове…)
Исследование импрессивной речи
1. Пассивный словарь (объём, соответствие возрасту, понимание обращённой речи)
-Понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела)
-Понимание действий (показать, где мальчик стоит, идёт, сидит, играет)
-Выполнение поручений по словесной инструкции (принести мяч, взять мишку, покатать машину)
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения
— Понимание форм единственного и множественного числа существительных
— Понимание предложно — падежных конструкций с предлогами (Положи кубик в машинку, на стол)
— Понимание уменьшительно — ласкательных суффиксов существительных (Подушка — подушечка)
Исследование экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи
2.Активный словарь (назвать по картинкам существительные, прилагательные, глаголы)
3. Состояние грамматического строя речи
Состояние связной речи
Лепетная речь, отдельные слова, простые предложения с наличием аграмматизмов.
Заключение логопеда_______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальный маршрут развития | Динамика развития |
Источник
Индивидуально образовательный маршрут
речевого развития ребенка с синдромом Дауна, ЗРР.
Учитель-логопед:
Суханова О.О.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
— достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
ЗАДАЧИ:
— развитие артикуляционного аппарата;
— развитие фонематического слуха;
— развитие речевого дыхания;
— актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь;
— закреплять обобщающие понятия;
— способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ НА РЕБЕНКА.
По медицинскому обследованию:
ØСпособность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением имеют нарушения первой степени (нарушения координации движений, низкая самооценка),
ØСпособность к общению, низкий уровень развития мелкой и крупной моторики бучению, к трудовой деятельности не нарушена.
Психологическая диагностика показала, что у ребенка:
ØОтсутствует мотивация к познавательной деятельности.
ØУ ребенка повышенная подвижность, склонна к гримасничанью, развита подражательность, хорошо копируют действия окружающих их людей.
ØВ контакт вступает легко, часто проявляет навязчивость. Приветлива, проявляет чувство симпатии, обиды, стыда. Но эти эмоции малодифференцированны.
ØНастроение чаще хорошее, несколько повышенное; эмоциональные реакции адекватны, но ограничены.
ØЛюбопытна, живо реагирует на новизну.
ØНесамостоятельна, безынициативна, легко подчиняется. Иногда проявляет немотивированное упрямство.
Педагогическая диагностика показала, что у ребенка
Ø Темп выполнения заданий очень низкий.
Ø Низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).
Ø Низкий уровень познавательного, социально-личностного и физического развития.
Ø Мышление поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать, обобщать.
Ø Ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий.
Ø Нуждается в постоянной помощи взрослого;
По логопедическому обследованию:
1. Грубая задержка речевого развития.
2. Обращённую речь понимает.
3. Фразовой речи нет. Жестов нет.
4. Активный и пассивный словарь ограничен.
5. Фонематический слух нарушен.
6. Фонематические функции не сформированы.
7. Со слов мамы знает 5-6 слов.
8. Связная речь не сформирована.
Заключение: Синдром Дауна, ЗРР.
По результатам диагностик определён следующий индивидуальный маршрут речевого развития:
Выявленные речевые проблемы
Цель и задачи работы
Формы реализации и вилы деятельности
Содержание коррекционно-развивающей работы
Сроки реализации
Направление взаимодействия специалистов
Оценка результативности и ожидаемые результаты
Проблема — системное недоразвитие речи.
1. 3вукопроизношение.
Полиморфное нарушение произношения. Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).
2. Фонематическое восприятие.
Грубое недоразвитие фонематического восприятия.
З. Слоговая структура слова.
Затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более простых слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз.
4. Лексика.
Понимает простые социально-бытовые инструкции, простые вопросы. Грубо нарушено понимание логико-грамматических конструкций.
5. Грамматический строй.
Имеется в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова: нарушено различение единственного – множественного числа существительных и глаголов, приставочных глаголов, форм мужского и женского рода, уменьшительно- ласкательной формы существительных, значений предлогов.
6. Связанная речь.
Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок. Диалогическая речь отсутствует.
Цель: выработка стремления ребенка с синдромом Дауна к коммуникативной деятельности.
Задачи:
— развитие понимания речи;
— активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
— развитие произносительной стороны речи;
— развитие фразовой речи.
Формы реализации:
-Индивидуальная работа
-Работа в подгруппе
Виды деятельности:
— Специальные упражнения
— Игры, в т. ч. сюжетно-ролевые
— Занятия –консультации с ребенком и семьей
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Игры на коррекцию дыхания и развитие голоса
3.Работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук.
4. Игры на развитие слухового внимания.
5. Подвижные игры
6. Прогулки, дают возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и
обобщающие понятия одежды и обуви.
7. Дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении
8.Логопедические занятия в соответствии с планом работы.
1.Организационно –теоретический.
СЕНТЯБРЬ 2014Г.
• -Анализ ситуации
• -Диагностика
• -Организация работы творческой группы
• -Изучение методической литературы по данной теме
• -Разработка индивидуального маршрута.
· &n
Источник
И говорим с синдромом Дауна. Да, такие дети могут говорить. И такие дети довольно часто приходят на занятия к логопеду. Я Ольга, многомама и логопед, и на своем канале начинаю цикл статей под рабочим названием «Не только буква РЭ» ???? Расскажу о сложных случаях в работе логопеда.
Для начала — немного о генетических заболеваниях вообще. В студенчестве увесистый томик под названием «Наследственные болезни и медико-генетическое консультирование», полный устрашающих фотографий, был моим излюбленным чтением.
С тех пор считаю данную дисциплину обязательной для изучения в школе, не для того, чтобы навсегда отбить охоту рожать, нет. А для того, чтобы никто, никогда и ни от кого не услышал распространенную ныне сентенцию вроде «Что ж вы его такого родили, УЗИ что ли не делали?»
После прочтения данного труда я приобрела здоровый фатализм и твердое знание о том, что генетических болезней — тысячи, часть из этих тысяч при рождении вообще никак не проявляется, зато потом с возрастом приводит к тяжелейшей инвалидности и даже смерти, а на УЗИ видны — единицы. Поэтому рождались, рождаются и рождаться будут дети с разнообразными генетическими нарушениями. И за очередное «а что же УЗИ -то не сделали?», людям, которые мало-мальски в теме, хочется кинуть в говорящего чем-нибудь тяжёлым.
Часть наследственных болезней и генетических нарушений на интеллекте и речи никак не отражается, часть, к счастью, вообще проявляется лишь своеобразным внешним видом и не влияет ни на продолжительность жизни, ни на ее качество.
Но огромное множество подобных заболеваний влияет на развитие очень существенно, и дети с разнообразными генетическими состояниями приходят в том числе и к логопеду. И об этих состояниях логопеду тоже надо иметь представление, чтобы наметить общую канву коррекционной работы, найти сильные стороны ребенка и развить слабые .
Также логопеду полезно в принципе иметь представление о так называемых стигмах дизэмбриогенеза — некоторых минимальных особенностях внешности, совокупность которых может навести на мысли о каком-либо генетическом нарушении. Своевременная консультация генетика может очень помочь в коррекционной работе .
Синдром Дауна встречается чаще других генетических заболеваний, и почти каждый логопед, наверное, такого ребенка хоть раз в жизни в своей практике встречал. А если встречал — знает, что категория далеко не безнадёжная.
Есть такой известный в логопедических кругах специалист — Романа Августова. Дети с синдромом Дауна после ее занятий не только разговаривают, но и читают, пересказывают, пишут сочинения, свободно рассуждают на практически любые темы. Поэтому желающих полнее углубиться в тему отсылаю к ее книге «Говори! Ты это можешь!» Книга отличная, кстати. Написана живым и лёгким языком, читается как популярная литература.
Дети с синдромом Дауна при рано начатой и постоянной коррекционной работе практически все способны к активной речи. Брошенные же на произвол судьбы — практически все неспособны совсем.
Клеймо глубоко умственно отсталых и безречевых стоит на таких детях со времён советской традиции оставлять «даунят» в роддомах. Воспитанный в детдоме ребенок с синдромом Дауна именно таким и будет, без вариантов, сам — не разовьётся. Это в тему моих статей про норму и ее норму. Норму можно не трогать вообще — сама заговорит, читать, писать, считать научится. Ребенок же с синдромом Дауна нуждается в постоянном подталкивании и стимуляции извне, без этой стимуляции его развитие стоит на месте. Оттого и не развиваются такие дети в детдомах, и умирают рано.
При постоянной же работе с таким ребенком результаты могут быть очень впечатляющими, вплоть до овладения им общеобразовательной программы и успешной профессиональной реализации.
Какова же специфика именно логопедической работы с детьми с синдромом Дауна. Понимание речи у таких детей, растущих в условиях семьи, относительно сохранно, активная лексика значительно отстает от пассивной, наблюдается выраженная гипотония мышц органов артикуляции, а также заметная апраксия. Зная эти особенности, строим коррекционную работу.
Как и с любым другим ребенком, при работе логопеда с ребенком с синдромом Дауна, необходимо учитывать его сильные стороны и на них опираться. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, абсолютно сохранная эмоциональная сфера, хорошо развитая подражательность и, значит, потенциал для развития игры. А на базе подражания и игры можно уже строить и речь!
Но все было бы очень просто, если бы кроме сильных сторон не было бы слабых. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, гипотония мышц и слабый контроль за положением и движением органов артикуляции. Контроль вообще функция, развивающаяся довольно поздно даже в норме, а у детей обсуждаемой категории он вообще не развивается без специального обучения. Поэтому нормализация тонуса и обучение контролю за органами артикуляции — основная задача логопеда .
Реализация этой задачи происходит параллельно с работой над пониманием речи, которое находится в прямой зависимости от состояния интеллекта. С такими детьми очень хорошо идёт любимая мной игровая логопедия, разумеется, после создания базы для речевого подражания. Дети нуждаются в многочисленных опорах для осознания звука как результата определенного положения органов артикуляции, массаж и артикуляционная гимнастика тоже совершенно необходимы .
Зрительное восприятие и зрительная память у детей с синдромом Дауна обычно хорошо развиты и, значит, можно смело вводить раннее обучение чтению глобальным способом и альтернативную коммуникацию при помощи письма и чтения. Даже при специальном обучении дети с синдромом Дауна начинают говорить поздно, но а общении нуждаются, поэтому альтернативная коммуникация — этап необходимый .
Также дети с синдромом Дауна хорошо осваивают жестовую речь, при отсутствии обучения — изобретают собственные жесты и общаются с их помощью. Этот момент тоже надо использовать на пользу коммуникации на этапе безречия, и не стоит бояться закрепления общения таким образом — ребенок сам откажется от жестов, когда речь при помощи органов артикуляции станет для него возможной .
В целом прогноз для развития речи при синдроме Дауна благоприятный, как я уже писала. При обучении практически все дети с этим синдромом говорят и общаются при помощи речи.
Источник
Бэлла Кунова
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с ОВЗ (Синдром Дауна)
Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника
муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № __
Ф. И. О. ребенка: ___
Дата рождения: ___ г.
Возраст: ___
Домашний адрес: ___
Мать ___, ___ г. р.
Отец: ___, ___г. р.
Мальчик посещает МДОУ № __ (полное наименование) с ___ г.
Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка в основном занимается мать. Семья в целом представляется благополучной, родители морально устойчивы.
Уровень психоэмоционального развития ребенка на момент поступления.
Адаптация протекала длительно, в тяжелой форме. Отмечались трудности расставания с матерью, капризничал, избирательность контакта с педагогами, высокий уровень тревожности, нежелание находиться в большом помещении (музыкально-спортивный зал, негативная реакция на звучание музыкальных инструментов и громких звуков (закрывал руками уши, отказ от участия в праздничных мероприятиях.
Особенности внешнего вида.
Ребенок сутулится при ходьбе, корпус тела наклонен влево. Походка неровная, спокойная, по группе передвигается в основном медленным шагом. Внешний вид ребенка опрятный, ухоженный.
Физическое состояние и соматическое здоровье.
Группа здоровья – IV. Вес 20 кг и рост 111 см.Сведения заболеваниях: Синдром Дауна
Навыки самообслуживания сформированы частично. Ребенок одевается и раздевается не самостоятельно, имеющиеся небольшие трудности. Ест самостоятельно, ложку и вилку держит правильно, ест медленно и неаккуратно. В туалет ходит не самостоятельно, при помощи взрослых. Свои вещи и постель убирает не самостоятельно.
Уровень актуального развития ребенка.
Коммуникации с взрослыми и сверстниками устанавливает, При общении использует жесты, мимику. Визуальный контакт стойкий, тактильного контакта не избегает. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, объединенных общим сюжетом.
Познавательная деятельность.
Предложенные задания выполняет с интересом. Использует метод зрительного соотнесения. Радуется полученному результату. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает с удовольствием и без отказа, в полном объеме.
Продуктивная деятельность.
Испытывает интерес к данным видам деятельности. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.
Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Доступно понимание одно- двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями.Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Голос недостаточной силы и звонкости, тихий. Функции жевания и глотания не нарушены. Слух не нарушен.
Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом.
С момента поступления ребенка в ДОУ прослеживаются положительные сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии, он стала проявлять активность в коллективе, так же нахождение в ДОУ оказало благотворное влияние на познавательные процессы и элементарные навыки самообслуживания.
Заведующий: (___) ___
Воспитатель (___) ___
Педагог-психолог:: (___) ___
Источник