Как лечить синдром рассеянного внимания
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 марта 2019;
проверки требует 1 правка.
Не следует путать с термином «Рассеянный склероз» (хроническое органическое заболевание).
Рассе́янность внима́ния — нарушение способности к концентрации внимания. Рассеянность внимания относится к явлениям невнимания, так же как ошибки внимания и феномены избирательного (направленного) невнимания. Она различается по характеру и причинам возникновения.
Виды[править | править код]
Выделяют несколько видов рассеянности внимания:
- Истинное невнимание (рассеяние). Его впервые описал Уильям Джемс. В это время человек отключается от чего-то важного во внешней среде, от своих планов. Его внимание блуждает, длительно не останавливаясь ни на одном из объектов. Такое состояние можно назвать прострацией. Мысли и ощущения человека при этом расплывчаты, чувствуется упадок сил, неспособность сконцентрироваться на чем-либо определенном, отсутствие интереса к происходящему. Такой вид рассеянности возникает от бессонницы, от усталости, головной боли, монотонной и однообразной работы. Это состояние может сопровождаться скукой. Выделяют особый вид рассеяния внимания, феномен дорожного гипноза, он возникает, когда человек долгое время ведет машину по спокойной дороге, и ничего не происходит. Водитель впадает в состояние, подобное полудреме, есть ощущение «провала во времени» (он не ощущает времени, проведенного в дороге). Такое может случиться во время выполнения любой монотонной работы.
- Мнимая рассеянность возникает вследствие трудности распределения внимания (человек не может распределить внимание между разными объектами внешней и внутренней среды). Она рассматривается как негативное следствие глубокой внутренней концентрации. Человек совершает ошибку из-за того, что сконцентрирован на решении какой-либо проблемы или собственных чувствах и размышлениях, и не замечает, что происходит вокруг него, например, в быту. Часто различают два её вида. Профессорская рассеянность, когда стройный и эмоционально нейтральный ход размышлений логически упорядочен и направлен на решение сложных задач. Поэтическая рассеянность, когда человек находится в состоянии мечтательности. В этих двух видах рассеянность может проявляться в ошибках невнимания, когда нарушается привычный автоматизированный ход деятельности. Любой человек, если поглощен чем-либо, становится невнимательным. Также выделяют вид мнимой рассеянности, когда внешний объект всецело поглощает внимание, например, «гипноз цели» у военных летчиков.
- Ученическая рассеянность проявляется как чрезвычайная подвижность и отвлекаемость внимания. Внимание непроизвольно перемещается с одного объекта на другой, не задерживаясь длительно ни на одном из них. Встречается у детей с СДВГ и некоторых видах психопатологии.
- Старческая рассеянность плохая переключаемость в сочетании с недостаточно активной концентрацией, внимание застревает на чем-либо, но при этом степень внимания невелика, и поэтому такое сосредоточение неэффективно[1].
- Гештальтпсихологи в начале двадцатого века писали, что о рассеянности можно также говорить, как о напряженном невнимании к определенным действиям, мыслям, чувствам. Например, трудно сосредоточиться на определенных эмоциональных и аффективных состояниях, таких как гнев.
- Также выделяют моторное, когнитивное или избирательное невнимание, например, к привычной обстановке, тиканию часов, биению сердца и т. д.
- Мотивационно-обусловленное невнимание, когда человек старательно, но не всегда осознанно избегает каких-либо мест или людей, не думает об определенных темах. Такого рода рассеянность описывалась З. Фрейдом в его монографии «Психопатология обыденной жизни».
Определенные трудности сосредоточения внимания возникают при прочтении хорошо знакомого текста, часто повторяемых действий и речей и т. д.[2]
Причины[править | править код]
Рассеянность внимания приобретается в течение жизни человека, а не является врожденной. Данный симптом не является нозоспецифическим и может возникать вследствие разных причин. Есть мнение, что рассеянность внимания может быть отражением бессознательного нежелания делать то, на чём оно должно быть сосредоточено. Рассеянность внимания может возникать от усталости, бессонницы, головной боли, однообразной и монотонной деятельности (чаще такое встречается при первом виде рассеянности). Рассеянность внимания также появляется вследствие органического поражения головного мозга.
Она встречается при различных психических заболеваниях, например, таких как депрессия или тревожное расстройство, когда человеку трудно сконцентрировать внимание на чем-либо. Существует понятие апрозексия, то есть полное выпадение внимания[3].
Лечение[править | править код]
Так как рассеянность внимания не является нозоспецифическим признаком, то и лечится или корректируется, в зависимости от причины возникновения. Если она возникает вследствие тревожного или депрессивного расстройства, то назначаются антидепрессанты и препараты с анксиолитическим эффектом, если вследствие органического поражения головного мозга — ноотропные препараты. В некоторых случаях она вообще не требует медикаментозного лечения, а необходим отдых или устранение причины в виде психотравмирующей ситуации с помощью психотерапии.
См. также[править | править код]
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Примечания[править | править код]
- ↑ Фаликман М. В. Внимание. М.: «Академия», 2006.
- ↑ Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. М.: «Флинта», 2002.
- ↑ Жмуров В. А. Психопатология
Источник
Рассеянность внимания – это достаточно серьезно нарушение нервной системы, с которым может столкнуться любой человек. Иногда рассеянность проходит самостоятельно, а иногда, наоборот, провоцирует еще большие проблемы.
Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять сильный дискомфорт и мешать нормальной жизнедеятельности. Так что же представляет собой рассеянность и невнимательность с медицинской точки зрения, как проявляется это состояние и как с ним бороться?
Что такое внимание с точки зрения психологии
Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.
Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает в центр нашего сознания, остальные элементы воспринимаются слабо, не отчетливо, но при этом направление нашего внимания может изменяться.
Внимание бывает нескольких типов:
- Непроизвольного типа. Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель.
- Произвольного типа. Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
- Послепроизвольного типа. Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.
Что такое рассеянность
В первую очередь рассеянность – это состояние невнимательности, постоянной забывчивости, которое постоянно сопровождает человека. Стоит помнить, что человек не рождается с рассеянностью, он ее приобретает в течение своей жизни.
Наличие этого нарушения в повседневной жизни могут привести к различным проблемам, а иногда к достаточно серьезным. Общение с такими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться очень тяжело. Поэтому это состояние нужно лечить, чтобы оно не привело к более серьезным последствиям.
Разновидности нарушения
Рассеянное внимание может быть разных видов:
- функционального вида;
- поэтического вида;
- минимального вида.
Функциональное расстройство внимания
Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.
Это вид сбоя может проявиться из-за проблем со сном, постоянных головных болей, а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.
Минимальная рассеянность
Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.
Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.
Поэтическая натура летает высоко…
При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.
Разновидности проявлений
Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:
- Недостаточная концентрация — рассеянность. В результате этого нарушения происходит снижение способности к запоминанию увиденного или услышанного. Присуща людям, которые сильно чувствительны к различным условиям (состояние усталости, волнения, недосыпания).
- Ригидность – это медлительность, заторможенность, при которой наблюдаются проблемы с переключением от одной темы на другую. Данное состояние наблюдается у больных с эпилептическим синдромом, с состоянием гипомании, гебефрении.
- Неустойчивое — скачкообразное внимание. Для этого состояния характерно частое перескакивание с одной темы на другую, в результате этого возникают проблемы с памятью. Неустойчивость внимания часто возникает у детей, которые имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что влечет за собой появление проблем с памятью, снижение успеваемости.
Рассеянность внимания — болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:
Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…
Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:
- На фоне возникновении физической и умственной усталости.
- При хроническом недосыпании, бессоннице.
- При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
- Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания ( расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
- Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
- Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.
Неврологические и другие нарушения
Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:
- во время проблем с кровоснабжением и питанием головного мозга, которые связаны с нарушениями сосудистого характера – атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, артериальная гипертензия, вертебро-базилярная недостаточность;
- разнообразные нарушения опухолевого характера, гидроцефалия;
- заболевание Альцгеймера, деменция сосудистого характера;
- различные проблемы психического характера – депрессия, состояние шизофрении, эпилепсия;
- появление головных болей с различным характером происхождения – мигрень, гипертензия артериального типа, вегетососудистая дистония, состояние анемии;
- проблемы со сном, состояние бессонницы;
- состояние гипоксии;
- факторы генетического типа;
- если в организме наблюдаются проблемы с метаболизмом – сахарный диабет;
- если в организме имеется нехватка полезных компонентов (железо, магний) или наоборот избыток (свинец).
Рассеянность и забывчивость у детей — главный признак СДВГ
Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.
Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.
Причины и симптоматика
Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:
- различные консерванты, ароматизаторы, другие пищевые добавки, которые содержатся в большом количестве в современных деликатесах;
- медикаменты, которые являются производными от салициловой кислоты;
- если имеется повышенное влечение к сладостям;
- проблемы с углеводным обменом;
- возникновение аллергических проявлений на еду;
- если имеется нехватка нужных химических компонентов для организма ребенка, особенно железа и магния;
- если имеется повышенное содержание в крови тяжелого металла – свинца. Его избыток может привести к тяжелым патологиям ЦНС и к возникновению умственной отсталости.
Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:
- состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суеты;
- часто переключается с одного занятия на другое, при этом предыдущее дело не доделывает до конца;
- ребенок не может сконцентрировать себя на одном определенном задании;
- у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.
Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:
- ребенок не может сконцентрироваться на определенном задании, постоянно отвлекается от него;
- часто теряет или забывает свои школьные принадлежности, вещи, игрушки;
- постоянно отказывается от выполнения определенной работы, во время которой требуется концентрирование внимания и усидчивость;
- возникновения проблем с успеваемостью из-за того, что ребенок не может завершить даже простые задания;
- медлительность;
- пребывает в постоянной мечтательности;
- не слушает инструкции;
- может быстро переключиться на другое задание, при этом, не выполнив до конца предыдущее.
Цели и методы диагностики
Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:
- Осмотр невролога. Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы.
- Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
- Проведение нейропсихологического тестирования. Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.
Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:
- биохимический анализ крови, при котором определяется уровень содержания сахара, микроэлементов – железа, магния и свинца, изучается обмен дофамина;
- генетические анализы;
- проведение УЗИ сосудов головы с допплером;
- электроэнцефалография (ЭЭГ, видео-ЭЭГ) с применением методов вызванных потенциалов (ВП);
- проведение магнитно-резонансной томографии.
Комплекс мер
Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:
- приемы по коррекции поведения;
- психотерапевтические методы;
- нейропсихологическая коррекция.
Корректирование рассеянности у ребенка можно проводить при помощи занятий, которые направлены на улучшение концентрации. Во время этих занятий решаются различные головоломки, логические задачи. Все занятия нужно четко распределить на день, при этом обязательно основное время должно быть выделено для физической активности и отдыха. Однако если это лечение не дает результаты, то можно использовать и другие типы лечения.
Основные лекарственные средства, которые позволяют бороться с рассеянностью, забывчивостью и невнимательностью у ребенка – это психостимуляторы, которые нужно принимать только под контролем врача:
- Глицин. Это средство повышает работоспособность, улучшает умственную деятельность, оказывает благотворное воздействие на ЦНС. В сутки принимается 1 таблетка под язык.
- Пирацетам. Улучшает умственную деятельность. В сутки принимается по 30-50 мг.
- Биотредин. Оказывает положительное воздействие на когнитивные функции. Повышает внимательность и улучшает память. Доза препарата составляет по 2 мкг на 1 килограмм массы тела, принимается в течение 3-10 дней.
- Фенибут. Улучшает кровообращение в головном мозге, улучшает умственную деятельность, свойства памяти. В день дозировка составляет до 250 мг.
Все препараты имеют противопоказания и побочные явления, поэтому перед применением обязательно изучите инструкцию по применению.
Во время физиотерапевтического лечения проводятся следующие процедуры:
- лазерная терапия, полный курс состоит из 7-10 процедур, во время каждой из которых проводится облучение 3-5 зон организма;
- ДМВ терапия, она состоит из 8-10 процедур;
- ингаляционные процедуры 5-10;
- УФО носоглотки, полный курс состоит из 3-5 процедур;
- курс магнитотерапии, который состоит из 8-10 процедур.
Как развить внимательность — будет полезно и детям и взрослым:
Что делать родителям невнимательного ребенка?
Важную роль при проблемах у своего ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны выполнять следующие требования:
- обязательно подстраиваться под режим своего ребенка и постоянно его соблюдать;
- контролировать, чтобы в течения дня ребенок чувствовал себя спокойно, чтобы у него не было переутомления, также не желательно, чтобы он долго находился перед экраном телевизора или компьютера;
- стараться заинтересовать ребенка какими-нибудь спортивными играми, можно записать его в бассейн, а также ходить с ним постоянно гулять на свежий воздух;
- желательно отказаться от посещений мест с большим скоплением людей, не приглашать к себе большое количество гостей.
Внимание у ребенка необходимо тренировать с самого детства, чтобы в дальнейшем у него не возникло состояния неусидчивости, потерянности и рассеянности. Желательно его заинтересовывать различными развивающими играми. Еще в грудном возрасте нужно показывать разные игрушки и называть их, чтобы он уже мог сосредоточить внимание на них.
Если вдруг вы уже заметили у своего ребенка признаки расстройства внимания, то необходимо на начальном этапе начать самостоятельно развивать внимательность и целеустремленность.
Купите развивающие игры, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и каждое занятие доложен выполнять до конца, а для облегчения этого процесса родители должны ему в этом помогать.
Источник