Как лечить синдром навязчивых движений у подростка
На сегодняшний день достаточно распространенными состояниями у детей считается нервный тик и возникновения навязчивых движений (моргание, причмокивание, покашливание и другие).
Часто родители не сразу обращают на это внимание или не считают это серьезным нарушением, думая, что скоро все пройдет само собой – это временное явление и ребенок не нуждается в лечении.
Действительно сначала малыш практически ничем не отличается от своих сверстников, а частые моргания, подергивания, покашливания или сглатывания не мешают окружающим, но со временем признаки появляются чаще и заметнее.
Тогда родители обращаются к узкому специалисту, но отоларинголог или окулист и не обнаруживают никаких серьезных патологий.
И все же это серьезное заболевание, которое необходимо своевременно диагностировать и корректировать, ведь достаточно часто нервный тик является не только признаком невроза, но и симптомом тяжелых заболеваний других органов и систем.
Что такое нервный тик
Нервный тик возникает в связи с повышенным возбуждением определенных областей головного мозга.
Это рефлекторное молниеносное сокращение мышц, чаще лица и конечностей, которые возникают самопроизвольно и не поддаются контролю.
В большинстве случаев его появление обусловлено дисфункцией подкорковых ядер, которые регулируют:
- мышечный тонус;
- позу;
- мимику;
- глобальные двигательные акты.
Появление у ребенка этих движений (часто это навязчивые состояния) связаны с необходимостью сбрасывать перевозбуждение.
Нервная разрядка происходит с помощью этих действий:
- моргание, подмигивание;
- подергивание губ или глаз;
- причмокивание;
- обгрызание ногтей, кусание губ, сосание пальцев;
- кивание головой;
- покашливание;
- частое подтирание или шмыганье носом при полном отсутствии насморка;
- щелканье пальцами;
- скрежет зубами, причем, не только в ночное время;
- ребенок дует на ладони;
- монотонное раскачивание или частые взмахи конечностями;
- подергивание гениталий (у мальчиков);
- накручивание волос на палец;
- монотонное выдергивание или расчесывание волос.
Особенности невроза навязчивых движений у детей
Но кроме этого существует еще и другая природа возникновения навязчивых движений — обсессивно-компульсивное расстройство.
Это состояние первые описано французским психиатром Эскиролем, он назвал эту патологию «болезнь сомнений».
Невроз навязчивых движений связан с одержимостью ребенка определенной идеей или состоянием. Для того, чтобы предупредить это состояние и облегчить свое положение ребенок прибегает к неким ритуальным действиям – повторяющимся из раза в раз движениям символического характера (компульсиям).
Поэтому невроз повторяющихся движений можно передать через формулу: навязчивое состояние – тревога – повторяющиеся ритуалы.
Невроз навязчивых движений у детей проявляется двигательными навязчивостями в сочетании со страхами.
Причины возникновения нервного тика
Ранее считалось, что нервные тики возникают во время возрастных кризисов (новых этапов самостоятельности), которые наблюдаются 3-4 года и 7-8 лет.
Именно в это время дети впервые сталкиваются с кризисами развития:
- приобретаются новые навыки;
- изменяется поведение ребенка;
- происходит становление личностных характеристик.
Причиной возникновения этого состояния является с одной стороны нестабильность работы, незрелость или легкое повреждение нервной системы в результате:
- Хронической внутриутробной гипоксии:
- значительная фетоплацентарная недостаточность;
- заболевания матери в период беременности (болезни крови, сердечнососудистая патология, сахарный диабет);
- воздействие других факторов.
- Внутриутробных инфекций:
- токсоплазмоз;
- цитомегаловирус;
- краснуха;
- гепатит;
- хламидиоз;
- герпетическая инфекция.
- Острой гипоксии в родах:
- преждевременная отслойка плаценты;
- асфиксия и дистресс плода в родах.
- Родовых травм.
- Приема определенных групп лекарственных препаратов матерью в период беременности.
- Назначения лекарств новорожденному после рождения.
- Билирубиновой энцефалопатии в результате затяжной желтухи.
Но сейчас специалисты не могут четко определить границы возрастных кризисов – в современном обществе кризисы самостоятельности наступают ранее и уточнить рамки возникновения тиков невозможно.
На сегодняшний день четко определить конкретные события, которые стали причиной появления тика сложно.
В большинстве случаев данная патология обычно провоцируется комплексом причин, к которым относятся:
- наследственная предрасположенность;
- поведение родителей;
- острый стресс.
Сочетание этих факторов наиболее часто приводит к формированию постоянных навязчивых движений (тиков).
Тики чаще возникают у мальчиков, они болею значительно тяжелее, чем у девочек. При этом патологические проявления у детей возникают в более раннем возрасте, чем у родителей или других родственников.
Неблагополучное соотношение коммуникаций в семье (речевых и неречевых) – как окрики и одергивания, так и атмосфера вседозволенности способствует возникновению аномалий поведения и характера, и часто приводят к сдерживанию свободной физиологической активности малыша или инфантилизм.
Постоянные ссоры и напряженная психоэмоциональная обстановка также являются одним из факторов формирования нервного тика.
Дефицит внимания или повышенный контроль, требовательность (гиперопека) или бескомпромиссность родителей часто приводит к возникновению заболевания.
Кроме того причиной тиков может быть регулярное длительное проведение времени перед экраном телевизора или за компьютером – при этом сбивается альфа-ритм в головном мозге, который отвечает за спокойствие и умиротворение малыша.
А также низкая физическая активность ребенка в сочетании с переизбытком интеллектуальной нагрузки.
Острый стресс считается главным провоцирующим фактором:
- острая или хроническая психотравмирующая ситуация с которой ребенок не может справиться самостоятельно;
- неожиданная радость или приятный сюрприз у возбудимого или эмоционально неустойчивого ребенка;
- отрицательная атмосфера в организованном коллективе (в детском саду или школе);
- постоянное переутомление;
- большое количество информации;
- постоянный шум или другие раздражители;
- психологическая травма у ребенка;
- слишком высокие требования к ребенку
- постоянные ссоры родителей, развод;
- частые соматические болезни.
- длительные ЛОР — заболевания (аденоидные вегетации, хронический тонзиллит, лабиринтит, синусит).
Как возникают нервные тики синдром навязчивых движений
Когда на организм ребенка начинает воздействовать комплекс отрицательных воздействий – малыш находится в состоянии постоянного стресса и у него присутствует внутренняя тревожность – это начальная стадия возникновения патологии.
Тревога считается защитным механизмом мозга заранее подготовиться к наступлению опасного события и ускорить рефлекторную деятельность.
Поэтому в этот период мозг малыша находится в состоянии постоянной тревоги и ожидания опасности. При этом постепенно утрачивается способность произвольно подавлять излишнюю активность клеток головного мозга.
Виды тиков при неврозе навязчивых движений
Cиндром навязчивых движений у детей может проявляться в самых разнообразных видах.
Чаще всего встречается гримасничанье и навязчивые тики.
Эти движения непроизвольны и бессознательны и усиливаются при волнении или напряжении.
Среди детей отмечают преобладание этого синдрома у мальчиков.
По типу проявления выделяют несколько следующие виды нервных тиков:
Моторные тики:
- мимические;
- тики конечностей (подергивания, хлопки, притопывания);
- тики в других группах мышц.
Вокальные или голосовые тики:
- покашливание, посапывание, хмыкание;
- произношение отдельных звуков, слов или фраз.
Ритуалы.
Генерализованные или сложные тики —
- движения одновременно возникают в различных группах мышц;
несколько видов тиков у одного ребенка.
Нужно помнить, что тики не могут возникать у грудного ребенка – любые навязчивые движения в этом возрасте связаны с органической патологией нервной системы и требуют немедленной диагностики и лечения.
Родители должны знать, что появление различных навязчивых движений у ребенка связано с необходимостью обратить на себя внимание взрослых, активизируя такие виды общения как жесты и мимику. Этим малыш требует постоянного внимания родителей.
Эти жесты и движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами, если ребенок найдет поддержку у близких людей.
Но при ее отсутствии — системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются, и эти движения закрепляются в виде патологической привычки, которая с течением времени трансформируются в тики, а в дальнейшем и невроз навязчивых движений.
Лечение ребенка
Лечение должно быть комплексным.
При легкой степени заболевания иногда достаточно нескольких занятий с психологом и изменения поведения родителей:
- больше уделять времени ребенку;
- при появлении тиков нельзя ругать малыша – лучше поговорить с ним о том, что его тревожит;
- понять и по возможности ликвидировать причины появления тревоги;
- на время ограничить работу с компьютером и просмотр телепередач, но без давления;
- больше находится с ребенком на свежем воздухе;
- обследовать состояние здоровья и устранить все возможные соматические причины (интоксикация, заболевания ЛОР-органов, очаги хронической инфекции).
При необходимости назначаются различные успокаивающие лекарственные средства.
Родители должен знать, как определить и лечить невроз навязчивых движений у детей – необходимо вовремя оказать помощь ребенку.
Кроме этого нужно осознавать, что причины этого заболевания лежат в психоэмоциональной сфере.
Коррекция всех этих состояний поможет подарить малышу счастливое детство без лишних переживаний и страхов.
Источник
.
Нарушения работоспособности нервной системы, сопровождаемое симптоматикой различного происхождения, являются неврозом. Дети испытывают стресс в несколько раз серьезнее, чем взрослые. ОКР у детей является следствием нестабильной психогенной ситуации или нарушений в мозге из-за травмы.
Причины
Заболевание развивается по разным причинам:
- ВСД;
- снижение иммунитета;
- особенности развития личности;
- натальная травма;
- нестабильная психогенная ситуация;
- повышенная умственная и физическая нагрузки.
Невроз может быть сопутствующим признаком ВСД. При нарушении тока крови, слаборазвитых сосудах, снижается обогащение мозга кислородом, поэтому проявляются различные нервные и физиологические реакции.
Снижение иммунитета, особенно у малышей, приводит к развитию невроза. Инфекционные заболевания негативно воздействуют на нервную систему. За счет этого замедляется психомоторное развитие, ребенок становится вялым, постоянно чувствует усталость, раздражителен.
Восприимчивые, сильно эмоциональные дети больше подвержены влиянию окружающих факторов, чем стрессоустойчивые. Еще малыши не всегда знают, как вести себя в той или иной ситуации, поэтому показывают свои эмоции так, как умеет, т. е. посредством истерики. Если нет должного примера поведенческой реакции, малыш фиксирует свои рефлексы и поведение.
Натальная травма часто вызывает невроз. В конце первого года следы натальной травмы исчезают, а невроз быстро вылечивается при своевременном обращении мамы к неврологу.
Дети ранимее, чем взрослые и многие ситуации, которые нам кажутся незначительными, воспринимают нестандартно в силу своей неопытности. На малыша могут негативно влиять частые переезды, ссоры между родителями, высокая требовательность родителей или попустительство.
Физическая и эмоциональная перегрузка — основной фактор. У малышей есть собственный режим. В возрасте трех месяцев они чувствуют себя уставшим уже через 2 часа бодрствования. Неполноценный сон или его отсутствие приводят к переутомлению. Не сформировавшаяся нервная система остро реагирует на это, начинает в срочном порядке искать выходы из ситуации, а малыш своей истерикой пытается указать на то, что устал. В дальнейшем такая реакция переходит в привычку, к которой добавляются психосоматические симптомы. Навязчивые состояния детей могут проявиться с поступлением в школу и в подростковом возрасте. Ускоренный темп жизни, подготовка к экзаменам, дополнительные занятия, проблемы со сверстниками, учителями — все это выбивает ребенка из колеи. Он устает морально и физически. Снижается активность биотоков в мозге, малыш становится вялым, раздражительным, часто болеет, уходит в себя или ведет себя более агрессивно.
Симптоматика
Симптомы навязчивых состояний у детей могут быть самые разные. Различаться признаки заболевания будут в зависимости от возраста ребенка и интенсивности воздействия негативного фактора.
В детском возрасте до момента, пока малыш не говорит, обсессивно-компульсивное расстройство проявляется:
- истерическими припадками вплоть до потери сознания;
- раздражительностью, агрессией;
- недержанием мочи;
- ослаблением аппетита;
- навязчивыми движениями.
Компульсии и тики — сигнал о проблеме, которую ребенок не в состоянии описать словами. Они повторяются с определенной периодичностью. Тик представляет собой бесконтрольное сокращение мышечных волокон. У малышей это мигание, зажмуривание. Невроз навязчивых состояний у маленьких детей проявляется следующими компульсиями:
- подергивание головой;
- накручивание волос на пальцы;
- обгрызание ногтей;
- потирание мочек ушей;
- поднятие рук вверх;
- шмыганье носом;
- кручение пуговиц, подергивание нижнего края одежды.
Признаком невроза навязчивых состояний у детей могут быть сложные движения — ритуалы: покачивание ногой в сидячем положении, хождение по определенной траектории (обход мебели только с одной стороны, переступание на улице по квадратам определенного цвета или конфигурации, складывание игрушек в определенном порядке и др.). Дети это делают в попытке отодвинуть на второй план причину своего беспокойства.
Обсессивно-компульсивное расстройство у подростков тоже проявляется в виде компульсий: притоптывание ногой, покусывание губ (до крови в момент наивысшего напряжения), потирание рук, обгрызание ручек, карандашей, регулярное почесывание носа, затылка, ушей. Добавляются другие симптомы:
- нарушение сна;
- навязчивые мысли, которые непроизвольно возникают в голове;
- снижение активности;
- повышенное потоотделение на ладонях, ступнях.
Специфическими симптомами могут быть потеря слуха, голоса или зрения. При детальном исследовании патологии в самих органах не выявляются. Например, был случай, когда ребенок не хотел заниматься музыкой. Под родительским давлением он продолжал занятия, но выяснилось, что он не видит нотный стан. Во время диагностики врач определил, что слепота распространяется только на ноты, все остальное он видел хорошо. Это обусловлено защитной реакцией организма, т. е. закрытие глаз на раздражающий фактор.
У подростков невроз может проявляться, как неадекватное поведение в обществе. В этот период он уже сформировал собственное видение мира и пытается активно доказать свою позицию. На отрицание этой позиции, нежелание видеть в нем личность, подросток реагирует бурно. Из-за этого возникают конфликтные ситуации в школе, дома.
В каждом отдельном случае могут наблюдаться разные проявления, их нужн вовремя выявить, чтобы не допустить развития более серьезных отклонений.
Способы лечения
Невроз навязчивых движений у маленьких детей не нужно лечить специальными препаратами, если не выявлены более серьезные проблемы и развитие происходит в соответствии с возрастом. Со временем это пройдет. Все зависит от родителей. С ребенком нужно проводить больше времени, обсуждать его проблемы, помогать познавать окружающий мир, не акцентировать внимание на навязчивых движениях. Неплохо будет записать малыша на рисование. Лечение ОКР у детей до года требует тщательного подхода. Устраняются последствия натальной травмы с помощью препарата «Глицин», массажа и ЛФК.
Если обсессивно-компульсивное расстройство у детей вызвало физиологические отклонения, то лечат их при помощи легких седативных средств растительного происхождения или натуральными травяными сборами (при отсутствии аллергии). И также показаны витаминные комплексы, лечебная физкультура, дыхательная гимнастика и работа с психологом. В домашних условиях врачи предлагают делать малышам успокаивающие ванны.
Лечение обсессивно-компульсивного расстройства у детей в пубертатном периоде будет серьезнее:
- У подростков лечение ОКР предполагает когнитивно-поведенческую терапию.
- В сложных случаях с суицидальными наклонностями, длительной депрессией назначают антидепрессанты. Могут быть показаны психотропные препараты на короткий срок: «Фенибут», «Тузепам».
- Параллельно с психо- и медикаментозной терапией проводятся массажи, электросон.
Такое лечение ОКР показано при обсессивно-компульсивном расстройстве в пубертатном периоде, сопровождающемся агрессивным поведением, социальной дезадаптацией. С проблемными подростками чаще занимаются в группах. Это позволяет ребенку ощутить, что он не единственный в этом мире, кто столкнулся со сложностями. На сеансах дети учатся вместе решать проблемы, разбирать суть и причину своего поведения, выстраивать правильно позицию в обществе и налаживать связи с людьми.
Важно понимать, что обсессивно-компульсивные расстройства у подростков — сформированный рефлекс, ответ на раздражающий фактор. Лекарства не способны устранить проблему, они необходимы для расслабления нервной системы и восстановления медиаторных связей в мозге. Цель лечения обсессивно-компульсивного расстройства у детей: преобразовать негативную реакцию, действующую разрушительно на организм, в положительную, способствующую адаптации.
Лечение невроза навязчивых движений у детей предполагает обучение техникам расслабления, которые подросток сможет применять в реальной жизни.
Заключение
ОКР развивается вследствие разных причин и не всегда это нестабильная ситуация в семье. Проявления невроза навязчивых движений у ребенка лечат при помощи психотерапии, включающей различные методики, позволяющие достичь расслабления нервной системы. Обязателен в таких случаях массаж, особенно если невроз проявляется тиками. В каждом отдельном случае подбирается индивидуальная схема лечения.
Загрузка…
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна — Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио
Использованные научные статьи:
- ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ — ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ В НЕРАВНОВЕСНЫХ СОСТОЯНИЯХ МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ (Маринов)
- ОЦЕНКИ И МОДЕЛИ РЕАЛЬНОСТИ В КОГНИТИВНЫХ НАУКАХ (Сутужко)
- ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ЭТНИЧЕСКИ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО ОБЩЕСТВА (Батарчук)
Использованная литература:
- Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. учеб. завед. сред. проф. образования / Н.Ф. Талызина. – 3-е изд., стереот. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288 с.
- Психология личности: учеб. пособие: в 2 т. Зарубежная психология. – 3-е изд., доп. – Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2002. – Т.1. – 512 с.
- Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самытин. – М.: «АСТ» Ростов –н/Д Феникс, 1999. – 576 с.
- Венгер, Л.А. Психология / Л. А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998. – 206 с.
Источник