Как избавиться от синдрома студента

Как избавиться от синдрома студента thumbnail

12 037

Они бросают вуз или делают паузу, потом возвращаются. Могут годами переходить с курса на курс, прежде чем получат степень бакалавра или магистра. Они так несобранны или ленивы, как думают о них многие? Или неудачники, как они думают о себе? Но если верить недавним исследованиям, все не так однозначно.

Еще их называют «бродячими студентами» или «странствующими студентами». Они словно кочуют по студенчеству, не ставя на кон все — диплом или ничего. Кого-то они раздражают. У кого-то вызывают сочувствие и даже зависть: «Умеют же люди не напрягаться и спокойно относиться к своим неудачам в учебе».

Но на самом ли деле они так философски относятся к проваленным экзаменам и зачетам? Правда ли, что их не волнует, учатся они в общем ритме или нет? На фоне ровесников, ведущих бурную студенческую жизнь, трудно не чувствовать себя неудачником. Они совершенно не вписываются во всеобщую концепцию «Быстрее, выше, сильнее».

Долгосрочное исследование показало, что феномен вечного студента имеет много причин. Одна из них в том, что далеко не всем близка идея быть лучшим и стремиться к высотам. Каждому из нас требуется свое, персонально рассчитанное время на обучение. У каждого свой темп.

Кроме желания откладывать все на потом, есть и другие переживания, которые сопровождают затянувшееся обучение

Согласно опросу, проведенному Федеральным статистическим управлением (das Statistische Bundesamt — Destatis) в летнем семестре 2018 года, в Германии насчитывается 38 116 студентов, которым необходимо 20 или более семестров для получения степени. Имеется в виду чистое время обучения, без учета каникул, стажировок.

Статистика, полученная Государственным департаментом информации и технологий Северный Рейн-Вестфалия (NRW), с другой стороны, дает представление о том, насколько большим может быть число тех, кому времени на образование нужно больше, с момента поступления в немецкий университет, только с учетом университетского семестра.

Согласно анализу, проведенному в зимнем семестре 2016/2017 годов, тех, кому требуется больше 20 семестров, оказалось 74 123 человек. Это почти 10% всех студентов в регионе. Эти цифры показывают, что тема долгосрочного обучения — не просто исключение из правил.

Кроме желания откладывать все на потом, есть и другие переживания, которые сопровождают затянувшееся обучение.

Виновата не лень, а жизнь? 

Возможно, некоторые просто не заканчивают учебу из-за лени или потому, что удобнее быть студентом. Тогда у них есть оправдание, чтобы не выходить во взрослый мир с его 40-часовой рабочей неделей, безрадостной рутинной работой в офисе. Но есть и другие, более весомые причины для долгосрочного обучения.

Для кого-то образование — это тяжелое финансовое бремя, которое заставляет студентов работать. А работа тормозит учебный процесс. В итоге получается, что работу ищут, чтобы учиться, но из-за нее пропускают занятия.

Это может быть и психологическое бремя, когда студент, поступивший в тот или иной вуз, на самом деле не знает, чего хочет. Многие студенты страдают от хронического стресса: нелегко быть все время в состоянии гонки. Особенно если родители постоянно напоминают, чего им стоит учеба сына или дочери в вузе.

Для некоторых «переваривать» это настолько сложно, что требуется медицинская помощь, и они вынуждены бросить учебу. Нередко стресс, тревога о будущем, о финансовой стабильности приводят к длительной депрессии.

Может быть, вечный студент сомневается в выбранном пути профессиональной реализации, планах на жизнь, в необходимости высшего образования. Философия достижений, похоже, изрядно поднадоела даже самым отъявленным перфекционистам и карьеристам. Может быть «вечный студент» более разумен, чем его одногруппники, ориентированные на результат.

Вместо того, чтобы ломать себя через колено и во что бы то ни стало бежать к финишу, он признает, что для него важнее не задыхаться в книжной пыли в душной библиотеке и готовиться по ночам к экзаменам, а лучше глубоко дышать где-нибудь в походе с рюкзаком за спиной.

А может быть, в привычный ход учебного процесса вмешалась любовь? И куда важнее проводить выходные не за столом с учебниками, а в объятиях и обществе любимой.

«Чем ты обогатился?» 

Что, если перестать относиться к таким студентам как к «инвалидам умственного труда» и увидеть чуть больше, чем череду банальных академических отпусков? Возможно, однокурсник провел десять семестров в изучении философии, которая его интересует, а лето — в удачных попытках заработать дополнительные деньги, потом провел четыре семестра, изучая право.

Пропущенное официально время не было потрачено зря. Просто спросите, что это значило для него, что он сделал и чему научился в течение всех этих семестров. Иногда тот, кто сомневается и позволяет себе остановиться и взять паузу, приобретает больше жизненного опыта, чем тот, кто безостановочно проучился четыре года или шесть лет, а потом был сразу же выброшен на рынок труда, как щенок в воду.

«Вечный студент» успел пощупать жизнь и ее возможности и, возобновив обучение, выбрал направление и форму (очную, заочную, дистанционную) более осознанно.

А может быть, он решил, что ему не нужно высшее образование (по крайне мере, сейчас) и лучше получить какую-то практическую специальность в колледже.

Именно поэтому сейчас в Германии и других европейских странах стало популярным среди выпускников школ и их родителей брать паузу в год-другой перед поступлением сына или дочери в высшее учебное заведение. Иногда это оказывается выгоднее, чем участвовать в гонке за дипломом.

Читайте также:  Санитарные правила геморрагическая лихорадка почечным синдромом

Читайте также

Когда венгерской переводчице Като Ломб было 92 года, она выучила иврит и арабский. Кажется, что у полиглотов голова «устроена иначе», зачем знание языков нам, «простым смертным»? Разве это может сделать счастливее? Оказывается, может.

Если сын для вас сокровище, которым вы не готовы делиться с миром, нужно сделать все, чтобы он не смог обходиться без вашей помощи и советов как можно дольше. В идеале — никогда. О том, как этого добиться, рассказывает психолог Наталия Драга.

Источник

В свое время Лена была гордостью школы: отличница, победительница олимпиад. Дальше стандартный сценарий: окончила престижный вуз с красным дипломом, защитила кандидатскую диссертацию, а затем вдруг получила второе высшее образование по другой специальности. В результате к 30 годам у Лены составилась небольшая, но внушительная коллекция дипломов и отсутствовало всякое представление, что с ними делать. Родственники советуют остановиться и поискать работу по специальности, а Лена уже присматривается к новым курсам. Зачем?

Студент по привычке

Ученье – свет, но бывает, что человек так увлекается процессом, что превращается в «вечного студента». Психологи утверждают, что желание как можно дольше пребывать в положении студента часто говорит о неготовности взрослеть. Люди порой специально затягивают учебный процесс, потому что не хотят выходить из зоны комфорта и боятся ответственности. Ходить на пары и сдавать экзамены, может быть, и не самое легкое занятие, но оно привычно и знакомо, а что ждет за стенами университета, неизвестно.

И дело тут в наших страхах. Вчерашнему студенту непривычно брать на себя ответственность, самостоятельно утверждаться на новом месте. И похоже, это примета времени. Специалисты отмечают, что в последнее время наше общество действительно стало более инфантильным. Заведующая кафедрой практической психологии Российского нового университета Марина Хмелькова считает, что сегодня молодежь ищет ответы на вечные вопросы – в чем смысл жизни, где найти свое место в этом мире – не методом проб и ошибок, а в обучении.

Цифра

90% полученных нами знаний забываются в течение 30 дней, если не находят применения на практике.

Сегодня уже никого не удивишь наличием нескольких высших образований, причем по совершенно разным специальностям. С одной стороны, это ответ на требования времени: возможно, пришлось переучиваться. Но случается и так, что взрослый человек, имеющий диплом, продолжает учиться и делает это не потому, что ему нужны дополнительные знания, а из-за стремления снова оказаться в привычной студенческой среде.

Тупиковый путь карьеры

Наверняка вы знаете людей, которые годами пишут кандидатскую диссертацию, но так и не заканчивают ее. То им нужно собрать дополнительный материал, то они хотят провести еще одно исследование, то просто нет времени. При этом и в других сферах жизни «ученый» не может похвастаться большими успехами – карьера не складывается, личной жизни нет, а он отмахивается: «Сейчас не до этого, я же работаю над диссертацией». Чаще всего речь идет об очередном «вечном студенте», который далек от реальной жизни.

Кстати, работодатели также не ждут молодых людей без практических навыков с распростертыми объятиями. Генеральный директор коммуникационного агентства Нина Исайченко рассказывает, что на собеседованиях обязательно старается определить, не является ли претендент с «горящими глазами» таким «вечным студентом». Сейчас представлять себя как постоянно развивающуюся личность стало очень модно, поэтому она предлагает обязательно спросить у кандидата: «Чему вы хотели бы научиться в ближайшее время и зачем?» Ответ на первую часть вопроса часто ставит в тупик «вечных студентов», которые хотят учиться всегда и почти всему. Они либо возьмут долгую паузу, пытаясь придумать самый подходящий вариант, либо начнут «пулеметом» перечислять все возможные виды курсов, о которых могли слышать. На вопрос «Зачем?» такие люди традиционно отвечают: «Это интересно».

К сожалению, плана практического применения своих знаний у них обычно не бывает. Для бизнеса сотрудник, не готовый брать на себя ответственность и не нацеленный на результат, не представляет интереса, поэтому даже при наличии нескольких дипломов и обширных знаний эта категория соискателей почти никогда не делает карьеру и часто остается на начальных позициях, где требуется минимальная самостоятельность.

Синдром вечного студента часто сопровождается комплексом отличника и перфекциониста. Елена Куроедова, заведующая кафедрой психологии Университета «Синергия», напоминает, что одной из составляющих портрета «отличника» является то, что он хорош в учебе, эту деятельность он освоил лучше других и может ей гордиться. Чтобы чувствовать себя самодостаточным, в этой зоне комфорта он стремится оставаться как можно дольше.

Есть распространенное мнение о том, что троечники добиваются в жизни большего, чем отличники. Этому есть простое объяснение, считает руководитель проекта «Бизнес-герои» Василий Ралько: «Отличник – это тот, кто отлично делает все, что ему поручат. А троечник всегда задумывается о своей цели: если его цель – получить проходной балл с минимальными усилиями, он найдет для этого самый лучший способ. Таким образом, отличник тренируется в исполнительности, а троечник в постановке целей и анализе затрачиваемых средств». Именно проблема с целеполаганием часто встречается у «вечных студентов».

Зона комфорта: ваш выход

Профессор психологии Тель-Авивского университета Хаим Омер связывает синдром «вечного студента» с другим явлением, ставшим весьма распространенным в последние годы, – «законной зависимостью». Вместо того чтобы быть независимыми и строить свою жизнь, молодые люди все чаще и чаще предпочитают остаться в привычных условиях родительского дома и, более того, ожидают и даже требуют, чтобы родители продолжали их поддерживать материально. В определенных культурах ситуация, когда несколько поколений семьи живут под одной крышей, считается вполне нормальной. И в России это не редкость, чаще всего из-за пресловутого квартирного вопроса, однако ученые утверждают, что в феномене «законной зависимости» основную роль играют не традиции, а мощные социальные изменения.

Читайте также:  Синдром гипермобильности суставов и армия

Цифра

Согласно исследованиям, около 95% людей получает новые знания не для того, чтобы их применить, а чтобы повысить свою самооценку.

Юношеский период в жизни современного человека удлиняется. Получение образования занимает больше времени, и до того момента, как человек становится по-настоящему конкурентоспособным на рынке труда, он остается зависимым от родителей. Кроме того, студенты часто по несколько раз меняют учебные заведения и специализацию, и в итоге взрослый человек под 30 лет живет с родителями, изучает восточную философию и не задумывается о будущем.

Психологи отмечают, что сегодня мы переживаем настоящее поклонение перед поиском себя. Это стало своего рода философией целого поколения. С одной стороны, это хорошо: люди стремятся заниматься тем, к чему лежит душа. С другой, на практике такой подход часто оборачивается ничегонеделаньем, а поиск себя используется лишь как отговорка.

Елена Куроедова добавляет, что увеличение инфантильности в современном обществе во многом обязано родительской позиции по отношению к воспитанию ребенка. Многие родители хотят, чтобы их чадо реализовалось в большей мере, чем они сами, а поскольку возможностей для образования сейчас больше, то вполне понятно, почему родители все чаще говорят ребенку: «Я тебя поддержу, только учись». В результате человек привыкает к такой удобной ситуации и не торопится вылетать из гнезда.

Однако не все определяется воспитанием. Психолог и типолог Илья Ломейко уверен, что об эффекте «вечного студента» стоит говорить не как о синдроме, а как о свойстве определенного типа личности. Для некоторых типов ценностью является интуиция возможностей, то есть постоянная потребность в новой информации и знаниях. Нужно различать, советует психолог, чем являются новые возможности для людей разных типов. Для одних это новые ощущения, и они воспринимаются как цель жизни. Для других – инструмент достижения цели. Для третьих – просто радость, как конфеты для ребенка. Безусловно, в любом обществе есть люди, для которых работа и деловые качества не являются ценностью, а учеба, наоборот, на первом месте. У таких студентов по жизни «целенаправленная деятельность для достижения конечного результата» не вызывает ничего, кроме скуки и отторжения. Нужно просто различать эти типы и знать их сильные и слабые стороны.

Только учись, сынок!

В мире по разному относятся к многолетнему обучению. Не будем забывать, что в нашем обществе все еще сохраняется пиетет перед высшим образованием. В советское время высшее образование имело порядка 25 % населения. Тогда его наличие гарантировало хорошую работу, высокую зарплату и уважение в обществе. В 2012 году Россия вышла на первое в мире место по числу людей от 25 до 64 лет, имеющих высшее образование, – 54 %.

А вот в Греции проблему «вечных студентов» уже начали решать на государственном уровне. В этой стране, где университет заканчивают менее 20 % студентов, вышел закон, согласно которому учащиеся, которые провели в стенах вуза более 11 лет на программах продолжительностью не более пяти лет, отчисляются из учебного заведения.

Источник

Маша Решетникова  ·  18 июня 2018

21,5 K

Менеджер проектов Кью | Автор канала про музыку «Зачем козе баян?» | Выпускник…  ·  t-do.ru/kozaibayan

Синдром студента-медика, он же «болезнь третьего курса» или «синдром третьекурсника», как становится очевидно из названия, изначально появился как шуточный диагноз студентов медицинских университетов. Сейчас эта история получила развитие, и его проявления испытывают люди, любящие почитать о болезнях в интернете.

В чем краткая суть этого расстройства (которое, в общем-то, и не расстройство)? На третьем курсе студенты начинают изучить профильные предметы: хирургия, терапия, гинекология и прочие. В этот же период они знакомятся с огромным количеством различных болезней, в том числе смертельных, и, соответственно, изучают их течение и проявления. Идея синдрома в том, что после прочтения о симптомах той или иной болезни студент сразу начинает испытывать их на себе. Например, изучая болезни сердца, юный медик может чувствовать покалывания в груди.

Развитию этой истории способствуют постоянный стресс из-за большого количества информации для запоминания, эмоциональный фон от общения с больными в ходе практики и прочие аспекты, негативно влияющие на общее состояние психики. Некоторые психологи отмечают, что этот синдром вернее называть нозофобией, то есть иррациональным страхом заболеть.

Отмечают, что его проявлениям подвержены от 70% до 80% студентов медицинских вузов, и он действительно часто приводит к психосоматическим симптомам. Единственный совет в такой ситуации — расслабиться и не принимать получаемую информацию так близко к сердцу.

Как вы уже, наверное, поняли, в случае с интернет-пользователями проблема примерно та же. Почувствовав малейшее отклонение от своего стабильного состояния, они идут читать медицинские статьи, связанные с проявившимся симптомом, и внезапно находят у себя целый перечень болезней (зачастую и смертельных). Тут тоже совет один: переставать при любом случаем искать у себя проблемы через прочтение различных источников в сети. Если что-то беспокоит — лучше сразу идти к врачу.

Читайте также:  Синдром ленивого кишечника у грудничков

Ну и напоследок, этот синдром часто появляется в массовой культуре. Например, отражен во всем известном отрывке из «Трое в лодке, не считая собаки», где автор описывает, что после прочтения медицинской энциклопедии он обнаружил у себя симптомы абсолютно всех описанных болезней кроме, разве что, родовой лихорадки. Или в серии «Клиники», в которой студенты страдают от этого самого синдрома («Our Driving Issues»).

Больше похоже на синдром «сам себе врач через гугл»

Это как синдром thequestion — ты видишь вопрос и заболеваешь им, думаешь целый день, как бы ответить, как затралить лалок и не поймать минусов полный рот. Brian Hodges, изучив это явление заявил, что массово этот синдром стал проявляться в 1960-е годы (у 70-80 % посетителей thequestion), хотя он был описан ещё в 1908 году другим учёным — George Lincoln Walton.

Существует ли такие проблемы как гипердиагностика и медикализация?

Студентишка медицинского университета,футбольный фанат

Да, безусловно.Такое явление не очень масштабно, однако характерно как для наших российско-украинских реалий, так и для медицины «за бугром».
Если говорить о Еврозоне и Штатах, то корни этой проблемы в системе страховой медицины.Чтобы избежать исков и скандалов со стороны пациентов и их родственников, врач назначает всё по максимуму, вне зависимости от того, нужно это или нет.Подсознательно руководствуясь тем внутренним знанием, что в больницу здоровый человек не приходит, рождаются всякие-разные «оборонительные» диагнозы, дабы перестраховаться на всякий случай.
Что касается нашего медицинского пространства, то корень причина гораздо прозаичнее — низкая квалификация специалистов. Халатное отношение к преподаванию в медицинских ВУЗах со стороны научных сотрудников, наплевательское отношение к учебному процессу у студентов (уж поверьте, знаю, что говорю), низкий уровень социального спроса на качество предоставления медицинских услуг как следствие критической нехватки кадров, приводит к тому, что по неграмотности врачей, у нас половина страны «имеют» остеохондрозы, вегето-сосудистую дистонию, пролапсы митрального клапана и так далее.

Откуда берутся тревожные расстройства и виноват ли в них тот, кто ими заболел?

Тревожные расстройства — весьма обширная группа психический расстройств, наряду с неврозами относятся к малой психиатрии.

К механизмам возникновения относится … да, практически всё… генетическая составляющая, тип нервной системы, строение головного мозга, гормональный фон, сопутствующие соматические (физические) заболевания, проживание в городах, наследственные модели поведения (например, «мама была тревожной, так выживала, значит и я так буду»), личный опыт (особенно в виде травм и чрезмерных стрессов).

Условно мы можем разделить тревожные расстройства на ситуативные и «постоянные» (тревога как базовая черта личности).

По поводу второй части вопроса, на самом деле, не очень поняла… Вряд ли кто стремится заполучить тревожное расстройство — оно сильно снижает качество жизни и весьма неприятно переживается… Я бы предпочла манИю — это по крайней мере весело.
Есть, конечно, такое понятие как «вторичная выгода», но это не удовольствие от проблемы, а скорее способ выживать с данной штукой.

Прочитать ещё 27 ответов

Как диагностируют биполярное расстройство?

Электронный музыкант, DJ.

У меня БАР диагностировал врач-психиатр, беседуя со мной и наблюдая за переменами в моем состоянии в течение нескольких месяцев. В течение диагностики я раз в некоторое время проходила тесты с кучей вопросов, все они простейшие, вроде: «смогли бы вы работать библиотекарем?», «бывает ли у вас ощущение, что за вами скрыто наблюдают?», «разговариваете ли вы вслух с самим собой?». 

После каждого такого теста мне присылался результат, который относился мной врачу. 

Так и получилось, что у меня обнаружился этот диагноз. 

Живу нормально, пью таблеточки, иногда просто отлеживаюсь дома, когда становится совсем тяжело. Порой уезжаю с ограниченной суммой денег, чтобы не просрать все, что есть, в периоды мании.

Проблема лишь одна — близкие люди не принимают диагноз всерьёз.

Прочитать ещё 3 ответа

Можно ли решить психологические проблемы методом изучения научной литературы по психологии и психотерапии? Имею базовое представление о психических процессах, студент-медик 5 курса.?

Психолог. https://t.me/psy_is_magic — мой блог про то, как психология помогает…

Научная литература хороша тем, что рассматривает проблемы абстрактно, благодаря этому специалисты могут разобраться в общих закономерностях процессов, протекающих в психике, и сделать определенные выводы для своей практической работы. Но этим же она плоха, когда речь заходит о «частностях», то есть индивидуальных случаях. 

Наука — это статистические, усредненные выборки, а конкретный человек — это всегда индивидуальный случай, к которому нужен свой подход. И даже если вы неплохо шарите в теории, у вас нет опыта специалиста-практика, который сможет понять, в чём конкретно ваш случай отличен от статистического.

Кроме того, реальная терапия — не про «знания» о своей проблеме как таковые, а про отношения, проживание подавленного, про эмоции. Наедине с собой это всё организовать весьма сложно 🙂 Поэтому изучение литературы — это конечно полезно, и может в чем-то помочь, но лучше сочетать её с работой со специалистом.

Прочитать ещё 4 ответа

Что такое обструкция в медицине?

Врач-педиатр. Закончила Российский национальный исследовательский медицинский…  ·  health.yandex.ru

Обструкция — это патологическое состояние, при котором происходит нарушение дыхания, человек не может полностью сделать вдох из-за спазма бронхов.

Источник