Как избавиться от синдрома мертвой матери

Автор фото: Дмитрий Быков

Начинаю цикл статей о феномене мертвой дочери как результате патологических отношений в паре мать-дочь. В этой начальной статье я остановлюсь на первом участнике этой пары,  описав феномен «мертвой» матери и выделив типологию таких матерей. Также предлагаю свою модель «психологического рождения», основанную на своем терапевтическом опыте.

Часть 1. 

Рука, качающая колыбель,
правит миром…

Отношения с матерью могут
быть гармоничными,
а могут быть сложными
или враждебными.
Но они  никогда
не бывают нейтральными.

Наши внутренние психические функции являются производными от межличностных отношений. Наше Я появляется благодаря Другому. И здесь в первую очередь речь идет о значимых Других, безусловно, важнейшими из которых являются родители ребенка. 

Большинство базовых потребностей ребенка направлено именно к родителям. Родители – это та «почва», на которой появляется новый росток жизни, и от ее качества во многом будет зависеть дальнейший его рост. 

Я буду рассматривать не все детско-родительские отношения, а лишь отношения в паре мать-дочь, которые приводят к формированию комплекса мертвой дочери. Конкретно в этой статье речь пойдет о матери и ее роли в психологическом рождении ребенка в целом и дочери в частности.

ФУНКЦИИ МАТЕРИ

Физическое рождение – самая первая и самая важная материнская функция для ребенка. Но это далеко не единственная ее функция. Физическое отделение ребенка от матери отнюдь не означает прерывание связи между ними. Эта связь «мать-дитя» хоть и ослабевает со временем, но всегда сохраняется на всю жизнь.

Еще одной, не менее важной функцией матери, является ее непосредственное участие в психологическом рождении ребенка. Очевидно, что для того, чтобы состоялось рождение ребенка, мать должна сама быть живой. Сказанное в полной мере относиться как к рождению физическому, так и психологическому. Для того, чтобы психологическое рождение состоялось, мать должна быть сама психологически живой.

И здесь мы сталкиваемся  с некоторой сложностью, связанной с определением понятия психологической жизни-смерти. Что касается признаков жизни-смерти физической, с этим все более-менее понятно. Когда же  речь заходит о жизни-смерти психологической и о их критериях, то здесь все не так ясно. Очевидно лишь то, что эти феномены разные: можно быть физически живым, но психологически мертвым, «как бы живым».

Определению этого феномена и его критериев во многом и будет посвящен цикл моих статей. А пока вернемся к выше высказанной идее, что для того чтобы состоялось психологическое рождение ребенка, его мать сама должна быть психологически живой. 

И еще один важный тезис: психологическое рождение – это не одноразовый акт, по сравнению с рождением физическим. Я буду рассматривать три таких ключевых момента в жизни ребенка, связывая их с появлением у него новых форм идентичности.

«МЕРТВАЯ» МАТЬ

Идея мертвой матери в психологии не нова. Впервые этот феномен описал французский психоаналитик Андре Грин, назвав его комплексом мертвой матери. Он описывает такую мать как погружённую в себя, которая находится рядом с ребёнком физически, но не эмоционально. 

Это мать, которая остаётся в живых физически, но она мертва психологически, потому что по той или иной причине впала в депрессию (например, из-за смерти ребёнка, родственника, близкого друга или любого другого объекта, сильно любимого матерью); или это может быть так называемая депрессия разочарования из-за событий, которые происходят в собственной семье или в семье родителей (измена мужа, переживание развода, вынужденное прерывание беременности, насилие, унижение и т.п.).

Я думаю, что феномен мертвой матери значительно шире рассматриваемого Грином «комплекса мертвой матери». Суть такой матери, на мой взгляд, в ее неспособности удовлетворять какую-то жизненно важную в определенный период развития ребенка потребность, что приводит к невозможности рождения у него новых форм идентичности  и фиксации его личностного развития.

Ведь потребности ребенка в матери не исчерпываются лишь его потребностью в эмоциональном контакте с ней. Они (потребности) непосредственно привязаны к определенному этапу его личностного развития и тем задачам, которые стоят перед ребенком на этом этапе.

Действительно, потребность в близком эмоционально-телесном контакте является важнейшей для ребенка-младенца, и неспособность матери поддержать эту потребность приводит к серьезным проблемам в его развитии. В психоанализе описаны последствия фрустрации такого рода потребности, наиболее серьезным из которых является феномен госпитализма, описанный Р. Шпицем. Думаю, что описанный Грином «комплекс мертвой матери» связан именно с обсуждаемой потребностью ребенка.

Однако вышеназванная потребность не является доминирующей уже для ребенка трехлетнего возраста, и тем более для подростка. Ребенок на каждом возрастном этапе решает свои специфические задачи развития, связанные с удовлетворением определенных потребностей. 

Причем, есть некоторые общие задачи, касающиеся обоих родителей, и  у каждого из родителей есть свои специфические задачи. Так, у отца, к примеру, есть свои отцовские задачи по отношению к сыну и по отношению к дочери. Сказанное в равной мере относится к материнским задачам. И далеко не всегда родители готовы откликаться на значимые потребности их детей из-за дефицита своих личностных качеств-функций.

Я в своей статье остановлюсь лишь на специфических задачах матери по отношении к дочери и тех материнских дефицитах, которые приводят к проблемам в развитии идентичности их дочерей.

Читайте также:  Кому на узи говорили что у ребенка синдром дауна

Прокол в функциях у матери может быть как тотальный, так и локальный, касающийся лишь неспособности поддержать определенные потребности ребенка. Подчеркну, что речь здесь идет именно о неспособности матери, а не о ее нежелании удовлетворять потребность ребенка. Такая мать не в состоянии дать то, что нужно ее ребенку, так как у нее этого просто нет.  

В силу своих собственных проблем такая мать оказывается неспособна поддержать психологические задачи развития своей дочери. Причем, именно те задачи, которые не смогла сама решить на определенном этапе своего собственного развития в отношениях со своей матерью.

Очевидно, что «мертвая мать» — это  мать с психологическими проблемами. Таковыми могут быть высокий уровень тревоги, страх перед жизнью, страх  смерти (увядания физической красоты), низкая самооценка, непринятие своей женственности, сексуальности.  Часто мать в отношениях с дочерью использует ее для решения своих проблемных задач жизни.      

Мертвая мать – мать, фрустрирующая значимую для развития ребенка потребность и  неспособная поддерживать его новую рождающуюся идентичность.

ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РОЖДЕНИЯ

Я выделяю типологию  психологического рождения на основе трех важных моментов в развитии ребенка:

  • Основная задача развития.
  • Ведущая потребность.
  • Этап формирования идентичности.

Основная задача развития – та задача, которую ребенку необходимо решить на конкретном возрастном этапе для рождения новой идентичности. Ее решение напрямую зависит от возможности удовлетворения определенной межличностной потребности.  

Таким образом, можно выделить ключевые этапы в развитии ребенка, для которых будет характерно специфическое сочетание задач-потребностей, в рамках которых появляется возможность рождение нового Я или новой идентичности.

Я выделяю три таких ключевых этапа в формировании новой идентичности, сравнимых по значимости  с новым психологическим рождением.

1 этап. Витальная идентичность.  (Я есть). Основная задача развития – признание матерью права ребенка на жизнь. Основная потребность ребенка — потребность в принятии и безусловной любви. (Мама, обними меня).

2 этап. Индивидуальная идентичность. (Я такой/такая). Основная задача развития – признание матерью права ребенка на индивидуальность. Основная потребность ребенка – потребность в сепарации-индивидуации. (Мама, отпусти меня).

3 этап. Гендерная идентичность. (Я такой мужчина/такая женщина). Основная задача развития ребенка – признание матерью права на мужскую/женскую индивидуальность.  Основная потребность ребенка в поиске самоидентичности, в первую очередь – гендерной. (Мама, оцени меня).

Первые два этапа являются универсальными. Здесь мать и отец выполняют схожие задачи в развитии ребенка и являются взаимодополняемыми. На этих этапах в случае отсутствия либо дефицита  какой-либо материнской функции отец, либо другой член семьи может ее компенсировать. На третьем этапе у матери и отца появляются специфические задачи-функции и они становятся не взаимозаменяемы.

Ниже предлагаемая типология «мертвых» матерей привязана непосредственно к определенному этапу развития идентичности ребенка.

Отвергающая мать — неспособная принимать и любить своего ребенка безусловно и в силу этого  не поддерживающая развитие и рождение его Витальной идентичности — Я есть.

Удерживающая мать — не способная поддержать сепарацию ребенка и в силу этого  не поддерживающая развитие и рождение его Индивидуальной идентичности — Я такой.

Конкурирующая мать — неспособная поддержать потребность ребенка в поиске женской самоидентичности,  и в силу этого  не поддерживающая развитие и рождение Гендерной идентичности дочери — Я такая девушка/женщина!

Для иллюстрации выделенных типов матерей я буду обращаться к сказочным историям и описывать их на примере сказочных персонажей, в которых наиболее ярко можно увидеть психологический портрет одного из выделенных мной типов и отношений в паре «мать-дочь». В качестве таких историй выступят следующие: «Морозко», «Рапунцель», «Сказка о Мертвой Царевне».

Об этом можно будет прочитать в моей следующей статье.

Источник

Недавно я написала статью об особенностях внутренней феноменологии детей, выросших у «убивающих мертвых матерей».
Это матери, которые, конечно, живы, находятся рядом со своими детьми и даже о них заботятся.
Со стороны, некоторые могут их даже счесть идеальными…Но есть одно НО..
Их дети никогда не чувствовали рядом с такими матерями себя по- настоящему любимыми, нужными, важными и принятыми.

Чаще всего феномен «убивающей мертвой матери» встречается у детей «мертвых матерей». Этот термин ввел Андрэ Грин и подробнее об этом синдроме можно прочитать  .

В этой статье я хотела бы рассказать о особенностях поведения людей, выросших именно у «мертвой убивающей матери». ( термин заимствован у Синевич Ольги  здесь.)
Важно обозначить, что у «мертвой убивающей матери» чувство любви всегда сопряжено с агрессией, осознаваемой или неосознаваемой.

Это происходит потому, что в детстве они не смогли получить любовь и тепло от самого важного и дорогого для них человека — матери. И теперь любая любовь и привязанность подсознательно ассоциируется с опасностью и разочарованием, что всегда порождает злость и агрессию. Эта злость и агрессия впоследствии распространяется и на другого важного человека в их жизни  — на ребенка. 

Т.е, чем интенсивнее степень привязанности и любви, тем выше степень агрессии.

Читайте также:  Синдром поражения внутренней капсулы заднего бедра

Обычно агрессия такой матери проявляется в:

— постоянных нападках и требованиях к ребенку;
— желанием изменить ребенка и сделать его лучше;
— упреки в адрес ребенка в недостаточном уважении и любви;
— гиперконтроль и гиперопека;
— излишняя сосредоточенность на болезнях ребенка ( влияние вытесненной агрессии);
— беспокойство о возникновении неприятных ситуаций с ребенком, несчастных случаев (влияние вытесненной агрессии);
— сосредоточенность на своих проекциях, а не на личности ребенка;
— полное или частичное отсутствие эмпатии;
— частые вспышки некотролируемой агрессии;
— хаотичное поведение и непредсказуемость матери ( сегодня так делать можно, а завтра за это уже следует наказание).

Связи с подобными особенностями матери, ребенок, в свою очередь вырастает и со своими особенностями:

— повышенная тревожность и ожидание опасности, беды, несчастного случая, скорой смерти; ( интроецируемая на самого    себя вытесненная материнская агрессия);
— ощущение «дыры» в сердце и расщепленное восприятие самого себя;
— частичное или полное отсутствие представления о самом себе ( мои особенности, ценности, желания);
— страх ошибки и «неправильного выбора» ( особенно последствий данного выбора);
— вечный поиск «универсального рецепта»- как перестать быть собой и стать кем-то лучше;
— низкая самооценка;
— аутоагрессия, часто неосознанная ( иногда подсознательное стремление к смерти);
— неспособность к принятию любви, поддержки и заботы от окружающих;
— часто отсутствие желания отдавать любовь, поддерживать и заботиться о близких;
— постоянные сомнения в любви, уважении и принятии к себе других людей;
— аффективные вспышки агрессии ( не поддающиеся контролю);
— нарушение чувствительности;
— отсутствие осознания собственных чувств любви ( часто эти чувства также сопровождаются агрессией).

Таким образом, мы можем пронаблюдать, что данный феномен практически переходит из поколения в поколение. 
Для тех, кто узнал в себе и в своей маме часть данных признаков, наверное почувствовали беспокойство за себя и своих близких.
Но эта статья не о безысходности и «снежном коме», а об излечении и пути обнаружения Любви внутри себя.
Существует некоторое наблюдение, которое может помочь многим людям в «исцелении».

Первый шаг- это осознание своей агрессии. Агрессии к собственному ребенку, мужу или жене, родителям и другим близким.

Второй шаг- это заметить выражение этой агрессии по отношению к близким ( »  а почему я сейчас подумала, что если ребенок намочит ноги, он обязательно заболеет и умрет», » почему я столько внимания уделяю недостаткам моего ребенка», » почему мне иногда приходят в голову мысли о том, что подойдя к кроватке ребенка, я могу обнаружить, что он уже не дышит»)

Третий шаг- научиться контролировать свои аффективные выплески агрессии. Это долгий и трудный процесс. Постепенно осознавая скрытую для себя ранее агрессию, аффектов будет становиться меньше. Но здесь важно останавливать себя  «передо мной мой ребенок, я люблю его. Это злость не к нему. Это злость и обида моего внутреннего ребенка, на мою мать. То что сейчас происходит- это мои проекции, которые не имеют никакого отношения к моему ребенку. Ребенок меня любит, он не желает мне зла. Он не хочет лишить меня своей любви». 

Четвертый шаг- осознать, что та агрессия, которую вы в себе обнаруживаете- это и есть ваша любовь.
Просто когда-то давно, любить для вас стало очень опасно. Любовь полна разочарований, обид и боли. Со временем, возможно, вы и вовсе забыли, что такое чувствовать любовь. Так вот- ниточкой, которая приведет вас к вашей любви и есть ненависть и злость.
Если вы злитесь, ненавидите- постарайтесь почувствовать свой страх и свою обиду. Именно за ним и есть то заветное чувство, которое когда-то было похоронено в детстве.
Впустите это чувство внутрь себя. Это безусловное чувство любви, на которое способны только дети по отношению к своим родителям. Впустите и ощутите. Вместе с любовью возможно придет много боли и много жалости к себе.

Пятый шаг — оплачьте свою судьбу, свое детство, свою мать, свою неслучившуюся любовь. Проживите это горе. Проживите горе, осознав, что ничего уже не изменить. НИКОГДА вы не почувствуете себя нужным, принятым, любимым и уже не получите нужной поддержки от своей матери. Это все было нужно и важно там и тогда. А здесь и сейчас уже давно нет этого ребенка, и нет уже и той матери. Осталась лишь способность любить. Любить так, как когда-то любил свою мать тот ребенок.

Шестой шаг- примите свою судьбу, свою мать, свои особенности. Разрешите себе быть таким. Вы уже прошли слишком долгий путь из страданий и переживаний. Теперь вы достойны счастья. Вы действительно имеете на это право.

Седьмой шаг — не теряйте свою любовь из виду. Помните, что все, что вы делаете, даже все ваши аффекты — всем этим движет любовь. Однажды чаша весов перевесит. А «дыра» в сердце заполнится любовью, но теперь вашей любовью, которую вы сможете передавать своим детям, постепенно исцеляя себя и следующие поколения.
Потому что вы внутри полные. Вы способны любить. 

Читайте также:  Отеки на фоне нефротического синдрома

Источник

Взрослым, успешно справившимся со своими травмами, трудно
понимать людей, которые в зрелые годы размахивают детскими
страхами и оправдывают свои неэтичные поступки вредом,
нанесённым родителями. Но люди любят делать свои проблемы
достоянием окружающих, а их за это не любит
никто. Поэтому быть хорошим другом не в ущерб себе, уметь
выслушать другого, проявить участие и при этом соблюсти
дистанцию, не травмировав травматика ещё больше — задача
нетривиальная. Чтобы к ней подступиться, нужно понять
и механизм травмы, и причины дальнейшего поведения
человека, а это не одно и то же.

Откуда что берётся

Природа любой психологической травмы связана с глубоким
потрясением, и общение с травмированной матерью
становится травмирующим потрясением для ребёнка. Травмируют
разочарование, предательство, смерть близких, ссоры, конфликты
в семье, безразличие родителей, развод родителей,
в котором ребёнок часто винит себя, любые стрессовые ситуации,
угрожающих жизни или нарушающих ощущение безопасности. Именно
отсутствие ощущения безопасности, которое должна давать мать,
но не делает этого, порождает её двойника, тень,
которая приходит на смену настоящей матери.

«Мёртвая мать» не справилась со своими травмами,
например, с переживанием развода (обманом мужа, абортом,
выкидышем), она отстранилась, впала в депрессию, у неё
высокая тревожность и она совершенно бессильна. Теперь она
жестока к ребёнку, он его отвергает, подавляет
и открыто винит во всех своих проблемах. Вырастая, дети
таких матерей демонстрируют неуверенность в себе, у них
плавающая самооценка: чувство собственной неполноценности сменяется
моментами мании величия.

Когда мёртвые убивают

«Налицо ощущение бессилия: бессилия выйти
из конфликтной ситуации, бессилия любить, воспользоваться
своими дарованиями, преумножать свои достижения или, если таковые
имели место, глубокая неудовлетворённость
их результатами»
 — так охарактеризовал
детей-травматиков автор термина «мёртвая мать» психоаналитик Андре
Грин в своём докладе в Парижском психоаналитическом
обществе 20 мая 1980 года.

«Моё первое осознание мёртвой матери сначала пришло
ко мне во время терапии задолго до прочтения Андре
Грина. Я до сих пор помню эту бурю горя, горечи,
душераздирающей боли, и наполненной душу страданиями,
а так же ощущение вселенской несправедливости. Затем
я пошла дальше и узнала, что больнее
и разрушительней мёртвой матери, может быть мёртвая убивающая
мать (я так её назвала).

На мой взгляд, мёртвая убивающая мать наносит более
сильный ущерб ребёнку, чем просто мёртвая мать. Это не только
матери, которые проявляли жестокость по отношению
к своему ребёнку, эмоциональное отвержение, пренебрежение,
унижали своих детей всеми известными способами. Но это
и матери, по внешним проявлениям которых создаётся
впечатление заботы и любви к своему ребенку, но эта
так называемая забота и любовь проявляются
в потворствующей и доминирующей гиперпротекции,
повышенной моральной ответственности.

Таких матерей я называю сиренами, они очень манящие,
прямо таки притягивают к себе, зовут, а потом „сжирают“.
На самом деле суровая, жестокая и отвергающая мать может
нанести меньше вреда, чем чересчур заботливая и оберегающая,
и хронически тревожащаяся. Потому что жестокая мать
не маскирует свои агрессивные и убивающие тенденции под
заботу и любовь»
 — описывает свой опыт психотерапевт
Ольга Синевич.

Психолог Ольга Павлова так обозначает последствия
удушающей любви:

«Ребёнку не пожаловано разрешение быть личностью,
существовать как имеющему мир, уникальный и отдельный
от материнского. Таким образом, непризнание матерью детской
психической живости ощущается ребенком как отказ в разрешении
к его существованию. Такой отказ ребенку, в свою очередь,
приводит к запрещению всех желаний младенца. Это может быть
сформулировано следующим образом: если кто-то не имеет права
существовать, значит, этот кто-то не имеет права
и желать. Отсутствие желаний у ребёнка с синдромом
„мёртвой матери“ со временем трансформируется
в неспособность испытывать удовольствие. Важно, что
у такой личности отсутствует удовольствие от себя самого
и собственного существования, удовольствие от „просто
быть“. И если ему каким-то образом всё же удаётся
получить хотя бы небольшое удовольствие, у него
складывается стойкое убеждение, что за ним должно последовать
наказание».

Как общаться с травматиками (даже если травматик —
это вы сам)

Часто при общении с травматиками кажется, будто они
требуют особого отношения к себе, обесценивают нормальность
и даже превозносят свою исключительность, приобретённую вместе
с травмой.

«Чтобы по-настоящему разобраться в человеческих
действиях, всегда важно прежде всего искать мотив,
 —
говорит социолог Сергей
Поварницын, — и спрашивать себя, а ради
чьей любви это сделано?»
 По его мнению,
формулировку «тебе легко, потому что у тебя нет
травмы, а у меня есть, и из-за неё
я такой»
 можно услышать от людей, которые всё
ещё надеются получить любовь своей матери:

«Говоря так другим, человек явно наносит ущерб своим
текущим взрослым отношениям и делам ради того, чтобы
подчеркнуть важность родителя. Вот, мол, сила влияния родителя была
настолько высока, что до сих пор я живу под гнётом этой
травмы. «Мама, мама, посмотри, ты по-прежнему очень сильно
влияешь на мою жизнь!»

Задача получения маминой любви для ребёнка первостепенна.
У неё приоритет, потому что без маминой любви конец всему.
Если человек не получает любви, то у него самого
ресурса любви тоже не будет, он останется эмоционально
отмороженным.

Преодоление отсутствия материнской любви возможно, оно
происходит через крайне болезненное признание
её невозможности, через злость на мать. Но если
человек справляется, ему открывается возможность получения любви
от других источников.

Но у человека всегда будет недостаточно
оснований считать, что ему никогда не получить любовь
собственной мамы. Он верит, что в целом в маме эта
любовь всё таки есть, просто у неё плохое настроение,
ей тяжело, она не чувствует себя сильной и это
состояние просто затянулось. А вот если бы чувствовала,
то тут же начала бы любовь бить как из шланга.
И тогда бы всё было хорошо.

Следовательно, человек старается в меру своих
возможностей помочь маме — показывает изо всех сил: «мам,
смотри, какая ты сильная!» А на самом деле имеет
ввиду: «мам, давай уже люби меня».

Другие статьи от Виолетта Виноградова

Источник