Как адаптировать ребенка с синдромом аспергера

Синдром Аспергера многие годы считался одной из форм аутизма. Лишь 30 лет назад это состояние стало выделяться отдельным диагнозом. Однако не смотря на некоторые схожие черты, состояние детей с синдромом Аспергером отличается от проявлений детского раннего аутизма.

Типичные симптомы синдрома Аспергера

Состояние при данном синдроме называют скрытой дисфункцией, так как по внешнему виду обычно невозможно понять, что с человеком что-то не так. Синдром не влияет на сохранность интеллекта, зачастую дети-аспи, как их называют, имеют значительные успехи в области точных наук или в творчестве. Проблемы проявляются в области социализации и межличностных коммуникаций.

Типичной для данного состояния является «триада нарушений»:

  • Социальное взаимодействие
    Сложности проявляются в налаживании контактов с окружающими. Помимо редкого зрительного контакта дети-аспи не умеют поддерживать дружеские отношения, не воспринимают принятые в обществе социальные нормы, могут казаться бестактными или назойливыми. При этом же их отличает склонность к уединению и некоторой отстраненности от окружающих.
  • Социальные коммуникации
    Эмоции — это то, что не доступно людям с синдромом Аспергера. Они все понимают буквально. Мимика, жесты, сопровождающие нашу речь, им непонятны. Сарказм и метафоры, анекдоты ими не используются. Кроме того большие затруднения вызывает вообще само начало разговора и умение вовремя его завершить.
  • Социальное воображение
    Воображение в широком понимании Аспергер вовсе не исключает. Носители этого синдрома могут быть писателями, художниками, Однако эмпатия им не доступна. Они не могут предположить альтернативного разрешения ситуации, не опираются во мнении о другом человеке на его чувства и эмоции, выраженные невербально.

Еще характерные признаки синдрома Аспергера:

  • Приверженность к определенному порядку вещей, расписанию, традициям.
  • Ярко выраженная увлеченность определенной темой.
  • Особенности сенсорной чувствительности — чрезмерно повышенная либо, наоборот, сниженная.

Диагностика синдрома Аспергера

«Особые» черты проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Однако диагностируется синдром Аспергера уже позже, ближе к школьному возрасту. Это связано с тем, что наибольшие проблемы у детей-аспи вызывают социальные навыки.

В раннем детстве это может быть беспроблемный ребенок, развивающийся в срок и отличающийся спокойным темпераментом. Родителей не беспокоит малыш, который может подолгу играть с игрушкой и не требует лишнего общения.
Интеллект у таких детей тоже не вызывает беспокойств — он, как правило, средний или выше среднего. Речь развивается обычно тоже в соответствии с возрастными нормами или даже опережает их.

Черты, характерные для Аспергера, у ребенка могут заметить учителя или воспитатели, или же тревогу начинают бить родители. В обследовании должны принять участие педиатр, невролог, детский психолог и логопед (который выдаст справку-заключение о состоянии речи), однако последнее слово остается за детским психиатром.

Для диагностики используются различные тесты, опросники, неврологические обследования (ЭЭГ, МРТ) — для исключения поражений головного мозга.

На что обратить внимание родителям:

  • Ребенок негативно реагирует на новых людей, плачет, отказывается общаться.
  • Не принимает участие в подвижных играх, неуклюж, избегает общения.
  • В дошкольном возрасте это — «несадиковский ребенок», который с трудом отрывается от мамы, не идет на контакт.
  • Не любит и не понимает веселых сказок или мультфильмов.
  • Раздражается от прикосновений и тактильного взаимодействия.
  • Чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности, не позволяет себя отвлекать, часами занимается в одиночку.
  • Имеет четко ограниченные пищевые предпочтения.
  • Новая обстановка, изменение привычных ритуалов полностью выбивают его из колеи.

Лечение синдрома Аспергера

В настоящее время не существует абсолютного лечения данного состояния. Для коррекции тяжелых проявлений синдрома назначается медикаментозная терапия, в прочих случаях работу ведут психологи, педагоги и логопеды-дефектологи.
Несомненно, чем раньше удастся выявить симптомы и провести диагностику, а значит и начать применять коррекционные меры, тем больших успехов можно добиться. Однако говорить о полном излечении нельзя.

Стоит все же отметить, что взрослые с синдромом Аспергера живут вполне полноценной жизнью, создают семьи и находят для себя работу, добиваясь в ней немалых результатов. Конечно, это те люди, которые смогли адаптироваться в социуме и прошли некоторую коррекционную работу.

Психологи и педагоги помогают аспи-детям научиться вести себя в обществе, помогают выработать правильные стереотипы поведения.

Зачем ребенку с синдромом Аспергера логопед-дефектолог?

Большое значение имеет и логопедическая коррекционная работа. Несмотря на то, что речь у детей с синдромом Аспергера развивается вовремя, она отличается многими нарушениями, решить которые и должен логопед-дефектолог:

  • Ускоренное развитие речи приводит к наличию довольно обширного словарного запаса, однако даже такой «академический» словарь не дает ребенку возможности строить общение и иногда даже отпугивает сверстников. Кроме того, узкая направленность его интересов накладывает отпечаток и на словарный запас.
  • Многократное повторение отдельных слов или целых фраз — тоже отличительная черта синдрома Аспергера. Коррекционные занятия направлены на построение правильной устной речи.
  • Характерным симптомом синдрома является также семантическая дислексия (механическое чтение). Ребенок может хорошо и быстро прочесть текст, но не понимать его содержания.
  • Речь аспи-детей отличается ускоренным или, наоборот, замедленным темпом, монотонностью. Для того, чтобы устранить этот недостаток используются различные игры и задания, позволяющие ребенку взять под контроль эту область. В занятиях используются приемы логоритмики, заданий на сочетание движений и говорения.
  • Здесь мы подходим к еще одной характерной черте синдрома — нарушению моторики и координации. Дети-аспи имеют значительные проблемы с завязыванием шнурков, имеют плохой почерк, неуклюжи и неловки. Упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений позволят им справиться с этими сложностями.
  • Большая часть логопедической работы — развитие коммуникативной речи. На занятиях используются дидактические игры, в которых дети учатся строить диалог, осознают правила общения и выстраивания социального общения.
  • Иногда у детей-аспи встречается дизартрия, которая тоже требует коррекции и развития артикуляционного аппарата.
Читайте также:  Причины синдрома дефицита внимания с гиперактивностью сдвг

Синдром Аспергера называют также высокофункциональным аутизмом. Многие качества людей-аспи могут стать и их сильной стороной, позволяющей им добиться многого в жизни — логичность мышления, внимательность к деталям, независимость мышления, высокий интеллект. Родители, стремящиеся помочь ребенку скорректировать негативные проявления синдрома, дают ему возможность успешно построить свою жизнь. В принципе, он в хорошей компании — рядом с Ньютоном, Эйнштейном и другими выдающимися личностями.

Источник: https://karkusha.su/sindrom-aspergera-u-detey-simptomyi-i-lechenie/

Источник

Многие дети с расстройством аутистического спектра (включая синдром Аспергера и первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений) испытывают трудности, когда им нужно начать разговор или поддержать беседу. Хотя такие дети очень умны и отличаются высоким уровнем развития познавательных способностей, их навыки социального общения часто ограничены. Чтобы научить детей с аутизмом навыкам, необходимым для того, чтобы начинать разговор, важно обратиться за помощью к логопеду-дефектологу, научить ребенка правильным навыкам ведения беседы и использовать специальные приемы эффективного общения.

Воспользуйтесь помощью логопеда

  1. 1

    Обдумайте возможность начать занятия с логопедом или логопедом-дефектологом, который поможет ребенку развить навыки общения. Логопед поможет вашему ребенку преодолеть трудности, с которыми сталкиваются дети с синдромом Аспергера, особенно в отношении понимания темы беседы и умения начинать разговор с другими.

    • Логопед-дефектолог обладает знаниями и опытом, необходимыми для того, чтобы помочь ребенку понять, как именно нужно начинать беседу и каким образом поддерживать разговор.
    • Он может помочь ребенку овладеть необходимыми социальными навыками и умением начинать беседу.
  2. 2

    Поймите, что логопед-дефектолог сможет дать ребенку практические инструкции по развитию речи. Практические навыки общения — это умение адаптировать речь сообразно ситуации и соблюдать негласные правила общения. Поскольку дети с аутизмом не знают и не понимают, на какой основе стоит строить беседу, им сложно самостоятельно освоить тонкости навыков общения.

    • Детям с аутизмом трудно, а иногда невозможно, устанавливать адекватное расстояние между людьми во время беседы, поддерживать зрительный контакт, контролировать свою мимику, изменять интонацию и манеру речи сообразно личности собеседника.
    • Логопед-дефектолог может помочь вашему ребенку, дав практические инструкции, которые позволят улучшить его способность произносить звуки и изменять тон и речь согласно ситуации и аудитории.
  3. 3

    Запишите своего ребенка на курс когнитивно-поведенческой психотерапии, чтобы он мог поэтапно освоить навыки общения. В рамках этой психотерапии ребенок сможет овладеть социальными навыками постепенно, шаг за шагом. Когнитивно-поведенческая терапия применяет последовательный подход, где дети с аутизмом вовлечены в сложные структурированные упражнения, в ходе которых усваивают социальные и адаптивные навыки.

    • Дети понимают и усваивают эти навыки постепенно, шаг за шагом, в ходе сложно структурированных упражнений.
    • Когнитивно-поведенческая психотерапия также может помочь детям с аутизмом, которые испытывают трудности из-за страхов, тревожности или депрессии. В результате они будут меньше бояться начинать разговор, и качество их жизни в целом улучшится.
    • Это не позволяет ребенку совершать ошибки и проявлять себя в присутствии большой аудитории, потому что он боится показаться смешным в глазах окружающих.
  4. 4

    Дайте ребенку возможность пройти тренинг социальных навыков, чтобы улучшить его навыки невербального общения. Обучение, тренировки и повторение пройденного, организованные опытным психотерапевтом, могут улучшить умение ребенка взаимодействовать с окружающими. Специалист может использовать такие методики, как моделирование жизненных ситуаций, ролевые игры и другие визуальные методы, чтобы научить ребенка и помочь ему стать более открытым и увереннее общаться с людьми в разных жизненных ситуациях.

    • Такие занятия могут включать в себя упражнения, которые помогут ребенку лучше понимать интонации речи, зрительный контакт, сарказм, юмор, жесты и невербальные сигналы.
    • Эти занятия помогут ребенку стать гораздо увереннее.

Как научить ребенка правильным навыкам общения

  1. 1

    Покажите ребенку важность невербального общения. Дети с аутизмом общаются преимущественно посредством речи. Однако общение и беседа — это не только простое озвучивание слов и предложений.

    • Чтобы успешно поддерживать разговор, человек должен также понимать невербальные сигналы, такие как язык тела, интонации, мимику собеседника и выражение его глаз.
    • Расскажите ребенку, что хорошая беседа включает в себя умение поддерживать разговор, выбирать правильную тему и развивать разговор в русле, которое устраивает всех собеседников. Кроме того, важно уметь понимать реакцию собеседника и изменять разговор сообразно этому.
  2. 2

    Объясните ребенку, как и зачем смотреть людям в глаза. Детям с аутизмом часто бывает трудно поддерживать зрительный контакт, и он может отвлекать их или беспокоить. Объясните ребенку, что другим людям обычно нравится, когда им смотрят в глаза, и научите, как можно сделать вид, что поддерживаешь зрительный контакт. Дайте ребенку поэкспериментировать и понять, что для него наиболее комфортно.

    • Спросите ребенка, хорошо ли он себя чувствует, если смотрит кому-то в глаза. Если он не уверен, пусть попробует посмотреть в глаза вам. Некоторые люди с аутизмом могут поддерживать зрительный контакт (хотя для большинства это будет непродутивно и даже болезненно).
    • Обсудите, куда ребенок может смотреть, чтобы создать впечатление зрительного контакта: на нос, губы, брови или подбородок собеседника. Пусть он попрактикуется на вас или перед зеркалом.
  3. 3

    Научите ребенка определять, на каком расстоянии стоит находиться от собеседника. Во время разговоры необходимо сохранять правильную дистанцию, чтобы другой человек мог чувствовать себя комфортно. Дети с аутизмом обычно испытывают с этим определенные трудности и склонны подходить к собеседнику слишком близко. Такое поведение может заставить другого человека чувствовать себя неловко, что не способствует доброжелательной беседе.

    • При разговоре со знакомым человеком лучше всего находиться на расстоянии вытянутой руки.
  4. 4

    Покажите ребенку, в чем заключается преимущество смены темы беседы. Дети с аутизмом часто не могут понять, что разговор подобен плавному течению реки, и не умеют переходить от одной темы разговора к другой. Вместо этого они снова и снова навязчиво говорят об одном и том же предмете разговора. Объясните ребенку, что необходимо время от времени менять тему беседы, чтобы разговор был интересен и другому человеку.

    • Пользуйтесь картинками, фотографиями, обучающими карточками, компьютерными и видео приложениями, чтобы показать ребенку, как должна выглядеть хорошая беседа и каковы ее составляющие элементы.
    • Научите ребенка задавать вопросы, чтобы собеседник продолжал говорить. Иногда людям с аутизмом проще, когда говорит в основном их собеседник, поскольку это меньше их утомляет.
  5. 5

    Помогите ребенку научиться понимать смысл невербальных сигналов. Дети с аутизмом часто не понимают важности эмоциональных и невербальных сигналов, таких как язык тела, мимика и взгляд. Попробуйте научить им ребенка в игровой форме, как вы учили бы его математике или естествознанию.

    • Чтобы помочь ребенку понять невербальные сигналы, вы можете воспользоваться специальными компьютерными программами, которые объясняют какое именно послание или эмоцию выражает тот или иной невербальный сигнал.
    • В результате ребенок может начать лучше разбираться в своих собственных эмоциях.
  6. 6

    Поговорите о том, как вести себя с враждебно настроенными людьми. Многие дети с аутизмом сталкиваются с враждебностью или травлей. Вы не можете сделать так, чтобы обидчики исчезли с лица земли, но можете научить ребенка распознавать их и правильно вести себя с ними.

    • Поговорите о том, чтобы превратить это в игру (например, пусть ребенок притворится, что не расслышал оскорбления, и ответит на него улыбкой и дружеским «спасибо»). Объясните, что это собьет обидчика с толку. Попробуйте разыграть несколько сценариев по ролям, и помогите ребенку выбрать лучшие стратегии.
    • Обсудите, как рассказать об обиде взрослому, и что делать, если взрослый не поверит или не захочет помогать.
    • Научите ребенка фразе: «Я нормальный, это ты вредный». Он может как сказать ее обидчику, так и напомнить с ее помощью себе, что это обидчик не прав.
  7. 7

    Заботьтесь о самооценке ребенка и не давайте ему думать, что у него есть какой-то дефект. Многие группы и источники, посвященные аутизму, основываются на «дефицитной» модели, которая ставит на передний план все, что «не так» с аутичными людьми. От такого подхода их самооценка может пострадать. Вместо этого говорите ребенку, что он просто другой, что все люди разные и это хорошо, и что все сталкиваются со своими уникальными трудностями.

    • Постарайтесь, чтобы ребенок понял — ему нужно приспосабливаться к неаутичным людям потому, что они мыслят и действуют иначе, а не потому, что аутичные общаются неправильно.
    • Можете даже пошутить о том, что неаутичные люди такие странные — как бы парадоксально это ни звучало, но это действительно поможет ребенку почувствовать, что ничего «неправильного» в нем нет.

Как использовать приемы эффективного общения

  1. 1

    Познакомьте ребенка с приемами, которые позволяют начать разговор. Эти специальные приемы позволяют человеку легко завязать разговор и поддерживать беседу. Дети с аутизмом могут научиться использовать эти приемы. С их помощью ребенок будет вооружен всеми необходимыми инструментами, позволяющими легко начать разговор.

    • Такие приемы эффективного начала беседы позволяют детально объяснить, что нужно делать и говорить, что — не нужно ни в коем случае, и как именно все это необходимо делать.
    • Как надо обратиться к человеку, чтобы начать беседу, что именно нужно сказать, чтобы добиться расположения собеседника, какие темы для разговора уместны для собеседников разного возраста (о чем стоит говорить со сверстниками и о чем стоит говорить с взрослыми), как начать и как продолжить разговор, чего нужно избегать (перебивать собеседника, говорить только самому), как понимать невербальные сигналы, как участвовать в беседе и как вовлечь в беседу других — все это можно узнать, изучив специальные приемы эффективного общения.
    • Эти приемы можно использовать как практические инструменты и материалы. Один из таких инструментов — это карта ведения беседы.[1]
  2. 2

    Пользуйтесь примерами таких приемов ведения беседы, чтобы придать ребенку уверенности. Для того чтобы ребенок научился эффективно применять такие приемы, жизненно необходима предварительная подготовка. Дети с аутизмом часто считают разговор чрезвычайно утомительным делом, поэтому постарайтесь попрактиковаться в некоторых приемах ведения беседы, чтобы уменьшить стресс ребенка. Когда вашему ребенку предстоит начать разговор со сверстником или взрослым нужно:

    • Определить, с кем именно ему придется говорить.
    • Определить причину, по которой ему нужен разговор с этим ребенком (чтобы поиграть, чтобы обсудить какой-то вопрос и тому подобное).
    • Определите, что интересно другому ребенку (полноценное общение и беседа возможны только в том случае, если ребенок с аутизмом сможет понять, чем именно интересуется его собеседник. Основываясь на этом, он может начать разговор и поддерживать его, не рискуя наскучить другому человеку).
  3. 3

    Поощряйте ребенка находить тему, которые интересны для всех участников разговора. Дети с аутизмом часто не понимают, что их любимый предмет разговора не всегда будет интересен окружающим. (Например, если ваша дочь любит ловить гусениц и обсуждать их привычки, это не значит, что одноклассницы разделят ее восторг).

    • Определите несколько тем, которые обычно интересны всем.
    • Объясните ребенку, что следует обращать внимание на то, как собеседник относится к теме разговора, и менять тему (например, «а у тебя что нового?»), если собеседнику неинтересно.
    • Предложите ребенку примеры вопросов для начала разговора: «Какую музыку ты любишь?», «Какие фильмы тебе нравятся?», «Кто твой любимый актер?», «В каких интересных местах ты бывал?»
    • Предложите ребенку пойти в секцию или кружок, где дети разделяют его увлечения, так что они сможет общаться на любимую тему. Напомните ему, что делиться с людьми тем, что вам нравится, — это нормально.
  4. 4

    Поговорите с ребенком о том, как обсуждать его особые интересы. Объясните, что делиться информацией на свои любимые темы совершенно нормально, но нужно следить, интересно ли собеседнику. Научите ребенка определять признаки того, что человеку неинтересно, и менять тему разговора.

    • Ребенок должен знать, что он не должен скрывать своих особых интересов, и что если его что-то действительно увлекает, он всегда может рассказать об этом вам. Так вы дадите ему понять, что заботитесь, чтобы он был счастлив.
    • Найдите в особых интересах ребенка то, что нравится и вам. Например, если он любит собак, а вы любите рисовать, возможно, вы сможете вместе рисовать собак.
  5. 5

    Вы можете воспользоваться «разговорными часами», чтобы помочь ребенку следовать правилам ведения беседы. Это специальный инструмент, который помогает детям с аутизмом следовать правилам ведения разговора, позволяя им вести плодотворные и активные беседы. На этих часах разговор закодирован в виде изображений, которые показывают, чья очередь говорить, интонацию и громкость голоса, кто и когда перебивает речь собеседника и многие другие факторы, влияющие на течение разговора.

    • Этот инструмент дает возможность визуально оценить обратную реакцию и дает ребенку дополнительный пакет правил ведения разговора.
    • Разговор закодирован разными цветами, чтобы обозначить, чья очередь говорить.
    • Интенсивность цвета возрастает, когда человек начинает говорить громче, и перекрывается другим цветом, чтобы обозначить, что один собеседник перебивает другого.
    • Эти «разговорные часы», как зеркало, отображают разговор, и позволяют наглядно увидеть все его нюансы в понятной и доступной ребенку форме.
  6. 6

    Старайтесь, чтобы разговоры доставляли удовольствие. Учиться вести разговор не должно быть страшно или скучно. Уважайте границы ребенка и находите темы, интересные вам обоим. (Вам нужно подстраиваться под ребенка не меньше, чем ему под вас!) Старайтесь, чтобы разговор был легким, ненапряженным и доставлял всем удовольствие.

    • Всегда уважайте границы ребенка. Если он не готов говорить с группой детей или боится подходить к учителю после урока, не давите на него. Вероятнее всего, он испугается и будет ассоциировать разговоры с неприятными чувствами, а не с положительными.
    • Уважайте его способность делать собственный выбор. Ребенок не обязан быть «нормальным». Важнее, чтобы он был способен выбирать, что его радует.
    • Не поучайте сверх меры. Если социализация превращается в длинный список правил, непрошеных советов и критики, ребенок только почувствует себя более одиноким.[2]
  7. 7

    Дайте ребенку возможность искать инфорацию и учиться в интернете. Дети с аутизмом часто хорошо овладевают компьютерными навыками. Поощряйте ребенка изучать мир и живущих в нем людей с помощью интернета.

    • Возможно, ребенку будет проще общаться с людьми в текстовом чате. Это отлично — у него по-прежнему будут формироваться навыки коммуникации, но окружение не будет казаться таким угрожающим.
    • Когда ребенок вооружен информацией и знаниями, он будет чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы рискнуть и начать разговор самостоятельно.
  8. 8

    Поощряйте дружбу. Большинство детей с аутизмом хотят обзавестись друзьями, но не всегда знают как. Каждый день находите время выслушать ребенка, дать совет и ласково поддержать. Например, если ваша дочь говорит о симпатичном мальчике, с которым она хотела бы вместе играть, предложите ей сесть с ним рядом в столовой. Говорите с ребенком о потенциальных товарищах по играм и дайте ему знать, что он может приглашать друзей к себе в гости (или просить вас, чтобы вы позвонили их родителям и договорились, где дети могут вместе провести время).

    • Если вы планируете совместные игры для вашего ребенка и других детей, говорите с ним об этом заранее, чтобы он не разволновался.
    • Иногда дети с аутизмом не хотят ни с кем дружить. Ничего страшного, это не мешает им быть счастливыми. Сконцентрируйтесь на данный момент на других вещах, а если однажды ваш ребенок изменит свое мнение, предложите свою помощь.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 6060 раз.

Была ли эта статья полезной?

Источник