Юношеский диспитуитаризм код мкб
Группа расстройств, характеризующихся ранним началом (обычно в первые пять лет жизни), отсутствием упорства в деятельности, требующей умственной сосредоточенности, и склонностью к перескакиванию с одних дел на другие без доведения их до конца. Одновременно с этим отмечается неорганизованная, нерегулируемая и чрезмерная активность. Могут присоединяться и некоторые другие нарушения. Дети с гиперкинетическими расстройствами часто бывают отчаянными и импульсивными, подвержены несчастным случаям и дисциплинарным взысканиям вследствие необдуманных нарушений правил, прежде чем осознают свое вызывающее поведение. Их взаимоотношения со взрослыми часто социально расторможены, без обычной предусмотрительности и сдержанности. Они не пользуются любовью других детей и могут оказаться в изоляции. Недостаточность познавательных функций является распространенным явлением, и специфические задержки моторного и языкового развития несоразмерно часты. Вторичные осложнения включают диссоциальное поведение и низкую самооценку.
Исключены:
- тревожные расстройства (F41.-)
- расстройства настроения (аффективные) (F30-F39)
- общие расстройства психологического развития (F84.-)
- шизофрения (F20.-)
Расстройства, характеризующиеся повторяющимися, устойчивыми образцами необщительного, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение можно было бы расценить как наивысшее проявление возрастных социальных нарушений, тем не менее оно может быть более тяжелым, чем обычное детское непослушание или подростковая недисциплинированность, и длиться значительное время (6 месяцев и дольше). Черты такого расстройства поведения могут также быть симптомами других психических состояний, и в этом случае предпочтение следует отдавать основному диагнозу.
Примеры поведения, на которых базируется диагноз, включают чрезмерную драчливость и вздорность, жестокость по отношению к другим людям и животным, тяжелую порчу имущества, поджоги, воровство, постоянную лживость, прогуливание занятий в школе и побеги из дома, обычно частые и тяжелые вспышки раздражения, непослушание. Наличие любого из вышеуказанных признаков, если он ярко выражен, достаточно для постановки диагноза, однако отдельные диссоциальные действия не могут служить для него основанием.
Исключены:
- расстройства настроения [аффективные] (F30-F39)
- общие нарушения развития (F84.-)
- шизофрения (F20.-)
- расстройства поведения, связанные с:
- эмоциональными расстройствами (F92.-)
- гиперкинетическими расстройствами (F90.1)
Группа расстройств, характеризующихся сочетанием устойчивого агрессивного, диссоциального или вызывающего поведения с явно выраженной депрессией, тревогой или другими эмоциональными расстройствами. Эти состояния должны соответствовать критериям расстройств поведения в детском возрасте (F91.-), эмоциональных расстройств в детском возрасте (F93.-), невротических расстройств взрослого типа (F40-F48) или расстройств настроения (F30-F39).
Это скорее преувеличенная выраженность обычных тенденций развития, чем качественная аномальность самих отклонений. Свойственность периоду развития является ключевым диагностическим признаком при дифференциации этих эмоциональных расстройств, обычно начинающихся в детском возрасте, от невротических расстройств (F40-F48).
Исключены: связанные с расстройством поведения (F92.-)
До некоторой степени разнородная группа расстройств, общей чертой которых являются отклонения в социальном функционировании; эти расстройства возникают в период роста и развития, но в отличии от общих расстройств развития не характеризуются главным образом явно органической социальной неспособностью или дефектностью, охватывающей все сферы деятельности. Во многих случаях в этиологии этих расстройств решающую роль играют серьезные извращения или лишения, связанные с окружающей обстановкой.
Синдромы, преимущественным выражением которых являются некоторые формы тиков. Тик представляет собой непроизвольное, быстрое, повторяющееся, неритмичное движение (обычно вовлекающее ограниченную группу мышц) или голосовой звук, которые внезапно возникают и не служат определенной цели. Тики имеют тенденцию переживаться как непреодолимые, но обычно они могут подавляться на различные промежутки времени. Тики усиливаются при стрессе и исчезают во время сна. Обычные простые двигательные тики включают мигание, судорожное подергивание шеей, пожимание плечами и гримасы лица. Обычные простые голосовые тики включают откашливание, вздохи, фырканье, свист. Обычные сложные двигательные тики включают удары по себе, подпрыгивание, подскакивание на одной ноге. Сложные голосовые тики — повторение специфических слов и иногда использование социально неприемлемых (часто непристойных) слов (копролалия) и повторение своих собственных звуков или слов (палилалия).
Разнородная группа расстройств, имеющих общую характерную черту — начало в детском возрасте, но, с другой стороны, отличных по многим параметрам. Некоторые из них являются точно обозначенными синдромами, другие представляют собой не более чем комплексы симптомов, которые требуют включения в эту рубрику вследствие своей частоты и связи с психосоциальными проблемами и вследствие того, что они не могут быть объединены с другими синдромами.
Исключены:
- приступы задержки дыхания (R06.8) расстройство половой идентификации в детском возрасте (F64.2)
- синдром Клейне-Левина (G47.8)
- обсессивно-компульсивное расстройство (F42.-)
- расстройства сна вследствие эмоциональных причин (F51.-)
Источник
Разнородная группа расстройств, имеющих общую характерную черту — начало в детском возрасте, но, с другой стороны, отличных по многим параметрам. Некоторые из них являются точно обозначенными синдромами, другие представляют собой не более чем комплексы симптомов, которые требуют включения в эту рубрику вследствие своей частоты и связи с психосоциальными проблемами и вследствие того, что они не могут быть объединены с другими синдромами.
Исключены:
- приступы задержки дыхания (R06.8) расстройство половой идентификации в детском возрасте (F64.2)
- синдром Клейне-Левина (G47.8)
- обсессивно-компульсивное расстройство (F42.-)
- расстройства сна вследствие эмоциональных причин (F51.-)
F98.0
Энурез неорганической природы
Расстройство, характеризующееся непроизвольным мочеиспусканием днем или ночью (что не соответствует возрасту индивида), которое не является результатом недостаточного контроля функции мочевого пузыря вследствие какого-либо неврологического заболевания, приступа эпилепсии или структурной аномалии мочевых путей. Энурез может отмечаться с рождением или может возникнуть после периода приобретенного пузырного контроля. Энурез может ассоциироваться (но не всегда) с более глубоким эмоциональным расстройством и расстройством поведения.
Энурез (первичный) (вторичный) неорганической природы
Функциональный энурез
Психогенный энурез
Недержание мочи неорганического происхождения
Исключен: энурез БДУ (R32)
F98.1
Энкопрез неорганической природы
Повторяющееся произвольное или непроизвольное отхождение кала обычно нормальной или почти нормальной консистенции в местах, не предназначенных для этой цели социально-культурным окружением индивида. Расстройство может представлять собой аномальную продолжительность нормального для младенца недержания кала; оно может проявляться в потере контроля над действиями кишечника у индивида, ранее имевшего навык такого контроля, или может включать умышленную дефекацию в неподходящих местах. несмотря на нормальный психологический контроль над действиями кишечника. Состояние может встречаться как моносимптоматическое расстройство или может являться частью более обширного расстройства, главным образом эмоционального расстройства (F93.-) или расстройства поведения (F91.-).
Функциональный энкопрез
Недержание кала неорганической природы
Психогенный энкопрез
При необходимости идентифицировать причину сосуществующего с энкопрезом запора используют дополнительный код.
Исключен: энкопрез БДУ (R15)
F98.2
Расстройство приема пищи в младенческом и детском возрасте
Расстройство приема пищи различных проявлений обычно характерно для младенческого и раннего детского возраста. Основным проявлением расстройства является отказ от пищи и крайняя степень баловства ребенка, не имеющего никакого органического заболевания, в ответ на предложение ему адекватной пищи разумным и компетентным лицом, осуществляющим уход за ним. К этому может присоединяться состояние «жевания жвачки» (повторное отрыгивание пищи без тошноты и наличия какого-либо желудочно-кишечного заболевания).
Расстройство срыгивания у младенцев
Исключены:
- нервная анорексия и другие расстройства приема пищи (F50.-)
- трудности вскармливания и введения пищи (R63.3)
- проблемы новорожденного (P92.-)
- поедание несъедобного младенцами или детьми (F98.3)
F98.3
Поедание несъедобного младенцами и детьми
Устойчивая тяга к поеданию непищевых продуктов (таких, как земля, краски, стружки и т.д.). Этот симптом может быть частью более глубокого психического расстройства (такого, как аутизм); он также может проявляться как относительно самостоятельное психопатологическое поведение. Только в этом, последнем случае можно использовать данную рубрику. Извращенный аппетит более распространен среди умственно отсталых детей. Случаи с одновременным наличием умственной отсталости следует кодировать рубриками F70-F79 в соответствии с основным диагнозом.
F98.4
Стереотипные двигательные расстройства
Произвольные, повторяющиеся, стереотипные, не имеющие функциональной значимости движения (часто ритмичные), которые не являются составной частью какого-либо диагностированного психического или неврологического заболевания. Но в том случае, если такие движения являются симптомами какого-либо заболевания, кодировать следует только последнее. Такие движения, не приводящие к самоповреждению, включают раскачивание тела, кивание, выдергивание и накручивание волос, постукивание пальцами, шлепки ладонями. Стереотипные, наносящие больному травмы действия включают повторяющиеся удары головой, шлепки по лицу, тыканье в глаза, кусанье рук, губ или других частей тела. Расстройства с такими стереотипными движениями чаще всего связаны с умственной отсталостью (когда такое случается, следует кодировать оба состояния). Если тыканье в глаза имеет место у ребенка с недостатком зрения, необходимо кодировать оба этих состояния: тыканье в глаза кодируется данной рубрикой, а нарушение зрения — кодом соответствующего соматического заболевания.
Привычная стереотипия
Исключены:
- аномальные непроизвольные движения (R25.-)
- двигательные расстройства органической природы (G20-G25)
- кусание ногтей (F98.8)
- ковыряние в носу (F98.8)
- стереотипии, являющиеся частью более глубокого психического заболевания (F00-F95)
- сосание пальца (F98.8)
- тики (F95.-)
- трихотилломания (F63.3)
F98.5
Заикание [запинание]
Речь, характеризующаяся частым повторением или пролонгированием звуков, слогов или слов либо частыми запинаниями или паузами, что разрывает ритмичное течение речи. Такое состояние следует классифицировать как расстройство только в том случае, если оно столь выражено, что заметно нарушает течение речи.
Исключены:
- тики (F95.-)
- речь взахлеб (F98.6)
Быстрый темп речи с распадом плавности, но без повторений или запинаний, выраженный настолько, что уменьшается ее внятность. Речь беспорядочна, неритмична, быстра, в виде отрывистых толчков и неправильных фраз.
Исключены:
- заикание (F98.5)
- тики (F95.-)
F98.8
Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский и подростковый возраст
F98.9
Эмоциональное расстройство и расстройство поведения с началом, обычно приходящемся на детский и подростковый возраст, неуточненное
Источник
Общепринятыми положениями, на основе которых выделяются диссоциативные, или конверсионные, расстройства, являются полная или частичная потеря нормальной интеграции между памятью на прошлые события, способностью осознать себя как личность и непосредственными ощущениями и способностью управлять движениями тела. Все виды диссоциативных расстройств имеют тенденцию к исчезновению через несколько недель или месяцев, особенно если их возникновение связано с каким-либо травмирующем событием в жизни. Многие хронические расстройства, особенно параличи и потеря чувствительности, могут развиваться на основе существования неразрешимых проблем и межличностных сложностей. Эти расстройства ранее преимущественно классифицировались как различные виды «конверсионной истерии». Считается, что они имеют психогенную этиологию, поскольку по времени возникновения тесно связаны с травмирующими событиями, неразрешимыми и невыносимыми проблемами или нарушенными взаимоотношениями. Симптомы часто соответствуют представлению больного о том, как должно было бы проявляться психическое заболевание. Медицинский осмотр и обследование не выявляют каких-либо явных физических или неврологических нарушений. Кроме того, совершенно очевидно, что потеря функции является выражением эмоционального конфликта или потребностей. Симптомы могут развиваться в тесной связи с психологическим стрессом и часто проявляются внезапно. В эту рубрику включены только расстройства физических функций, в норме произвольно контролирующихся, и потеря чувствительности. Расстройства, включающие болевые ощущения и комплекс других физических ощущений, опосредованных через вегетативную нервную систему, классифицированы в рубрике психосоматических нарушений (F45.0). Всегда следует помнить о возможности развития в дальнейшем серьезных физических или психических расстройств.
Включены:
- конверсионная:
- истерия
- реакция
- истерия
- истерический психоз
Исключена: симуляция [сознательная симуляция] (Z76.5)
F44.0
Диссоциативная амнезия
Основной чертой является потеря памяти, особенно на важные недавние события, которая не вызвана органическим психическим заболевание и слишком выражена, чтобы ее можно было объяснить обычной забывчивостью или усталостью. Амнезия обычно сконцентрирована на травмирующих событиях, таких, как несчастный случай или неожиданная тяжелая утрата, и обычно является частичной и избирательной. Полная и генерализованная амнезия редка и обычно является частью амбулаторного автоматизма (фуги) (F44.1); в этом случае расстройство так и следует классифицировать. Диагноз диссоциативной амнезии не следует ставить при наличии органического заболевания мозга, интоксикации или чрезмерной усталости.
Исключены:
- амнестическое расстройство, вызванное употреблением алкоголя или другого психоактивного вещества (F10-F19 c общим четвертым знаком .6)
- амнезия:
- БДУ (R41.3)
- антероградная (R41.1)
- ретроградная (R41.2)
- неалкогольный органический амнестический синдром (F04)
- амнезия после приступа эпилепсии (G40.-)
F44.1
Диссоциативная фуга
Диссоциативная фуга имеет все черты диссоциативной амнезии в сочетании с целенаправленными передвижениями, выходящими за обычный каждодневный предел. Хотя в период фуги имеет место амнезия, посторонним наблюдателям поведение пациента в это время может казаться абсолютно нормальным.
Исключено: фуга после приступа эпилепсии (G40.-)
F44.2
Диссоциативный ступор
Диссоциативный ступор диагностируется на основании выраженного уменьшения или отсутствия произвольных движений и нормальных ответных реакций на внешние раздражители, такие, как свет, шум, прикосновение, однако осмотр и обследование не обнаруживают явной физической причины. Кроме того, имеет место абсолютная очевидность психогенной причины в виде недавних стрессовых событий или проблем.
Исключены:
- органическое кататоническое расстройство (F06.1)
- ступор:
- БДУ (R40.1)
- кататонический (F20.2)
- депрессивный (F31-F33)
- маниакальный (F30.2)
F44.3
Транс и одержимость
Расстройства, при которых имеет место временная потеря ощущения себя как личности и полная неосознанность окружающего. В эту рубрику включены только состояния транса, которые непроизвольны и нежелательны и возникают вне религиозных или культурно-приемлемых ситуаций.
Исключены: состояния, связанные с:
- острыми или преходящими психотическими расстройствами (F23.-)
- расстройством личности органической этиологии (F07.0)
- постконтузионным синдромом (F07.2)
- интоксикацией, вызванной употреблением психоактивных веществ (F10-F19 с общим четвертым знаком .0)
- шизофренией (F20.-)
F44.4
Диссоциативные двигательные расстройства
При всем разнообразии имеет место полная или частичная потеря способности двигать конечностью или конечностями. Может отмечаться тесное сходство почти с любым видом атаксии, апраксии, акинезии, афонии, дизартрии, дискинезии, припадка или паралича.
Психогенная:
- афония
- дисфония
F44.5
Диссоциативные конвульсии
Диссоциативные конвульсии могут имитировать эпилептический припадок, однако прикусывание языка, кровоподтеки, связанные с падением, и непроизвольное мочеиспускание редки. Сознание сохранено либо заменено состоянием ступора или транса.
F44.6
Диссоциативная анестезия или потеря чувственного восприятия
Области кожной анестезии часто имеют границы. Это означает, что они связаны с представлениями пациента о функциях тела, отличающимися от медицинских знаний. Может иметь место потеря различий между сенсорными модуляциями, которая необязательно обусловлена неврологическими повреждениями. Потеря чувственного восприятия может сопровождаться жалобами на парестезию. Потеря зрения и слуха при диссоциативных расстройствах редко бывает тотальной.
Психогенная глухота
F44.7
Смешанные диссоциативные [конверсионные] расстройства
Сочетание расстройств, классифицированных в рубриках F44.0-F44.6
F44.8
Другие диссоциативные [конверсионные] расстройства
Синдром Ганзера
Сложная личность
Психогенное:
- замешательство
- сумеречное состояние
F44.9
Диссоциативное [конверсионное] расстройство неуточненное
Источник
Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.
F80.0
Специфическое расстройство речевой артикуляции
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором употребление ребенком речевых звуков находится на уровне более низком, чем это соответствует его возрасту, но при котором уровень языковых навыков нормален.
Связанное с развитием:
- физиологическое расстройство
- расстройство речевой артикуляции
Дислалия [косноязычие]
Функциональное расстройство речевой артикуляции
Лепет [детская форма речи]
Исключены: недостаточность речевой артикуляции:
- афазия БДУ (R47.0)
- апраксия (R48.2)
- вследствие:
- потери слуха (H90-H91)
- умственной отсталости (F70-F79)
- в сочетании со связанным с развитием расстройством языка:
- экспрессивного типа (F80.1)
- рецептивного типа (F80.2)
F80.1
Расстройство экспрессивной речи
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на уровне, значительно более низком, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание языка не выходит за пределы возрастной нормы; аномалии артикуляции при этом могут быть не всегда.
Связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа
Исключены:
- приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера] (F80.3)
- дисфазия и афазия:
- БДУ (R47.0)
- связанная с развитием рецептивного типа (F80.2)
- элективный мутизм (F94.0)
- умственная отсталость (F70-F79)
- первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.-)
последние изменения: январь 2008
F80.2
Расстройство рецептивной речи
Связанное с развитием специфическое расстройство, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем соответствующий его возрасту. При этом заметно страдают все стороны использования языка и имеются отклонения в произношении звуков.
Врожденная неспособность слухового восприятия
Связанная с развитием:
- дисфазия или афазия рецептивного типа
- афазия Вернике
Невосприятие слов
Исключены:
- приобретенная афазия при эпилепсии [ЛандауКлефнера] (F80.3)
- аутизм (F84.0-F84.1)
- дисфазия и афазия:
- БДУ (R47.0)
- связанная с развитием экспрессивного типа (F80.1)
- элективный мутизм (F94.0)
- языковая задержка вследствие глухоты (H90-H91)
- умственная отсталость (F70-F79)
последние изменения: январь 2008
F80.3
Приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера]
Расстройство, при котором ребенок, имевший ранее нормальный ход речевого развития, теряет рецептивные и экспрессивные языковые навыки, но сохраняет общий интеллект. Начало расстройства сопровождается пароксизмальными изменениями на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Начало расстройства приходится обычно на интервал между тремя и семью годами жизни, причем потеря навыков происходит через несколько дней или недель. Временная связь между началом припадков и потерей языковых навыков вариабельна с предшествованием одного другому (или цикличностью) от нескольких месяцев до двух лет. Как возможная причина этого расстройства предполагается воспалительный процесс в головном мозге. Примерно две трети случаев характеризуются сохранением более или менее тяжелых недостатков восприятия языка.
Исключены: афазия:
- БДУ (R47.0)
- при аутизме (F84.0-F84.1)
- вследствие дезинтегративных расстройств детского возраста (F84.2-F84.3)
F80.8
Другие расстройства развития речи и языка
Сюсюканье
F80.9
Расстройства развития речи и языка неуточненные
Речевое расстройство БДУ
Источник