Эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания
Описание процедуры и методик исследования
Изучение эмоционального выгорания медицинского работника проводилось нами в два этапа. На первом этапе определялись базовые учреждения, в которых предполагалось проводить комплексную диагностику по выявлению склонности к эмоциональному выгоранию. В качестве таковых была выбрана больница, коллектив которой знаком автору дипломной работы по совместной деятельности на протяжении 8 лет. Кроме того, учитывалось то обстоятельство, что данная больница является муниципальным образовательным учреждением, и его сотрудники имеют гарантию профессиональной занятости, скрепленную долгосрочным трудовым договором.
В исследовании приняло участие 40 человек (врачи, медицинские сестра и младший медицинский персонал) в возрасте от 28-65 лет. При этом обращалось внимание на продолжительность профессиональной деятельности (медицинский стаж), другие объективные факторы, которые могли послужить причинами эмоционального выгорания.
Выборку составили: мужчины — 6 человек в возрасте от 44 до 59 лет, стаж от 7 до 32 лет; женщины — 34 человека в возрасте от 28 до 65 лет, стаж работы от 7 до 34 лет.
Наблюдение служило основным методом, с помощью которого определялось состояние психологического благополучия медицинских работников, социально-психологический климат в коллективах (взаимоотношения между коллегами и администрацией).
Особое внимание уделялось наблюдению за поведением испытуемых в процессе профессиональной деятельности, их взаимоотношениями в трудовом коллективе, преобладающими эмоциональными реакциями.
Беседа применялась для выявления эмоционального состояния медицинских работников, их отношения к коллегам, к работе в целом, а также для определения факторов, негативно влияющих на психологическое состояние и эффективность деятельности медицинских работников. В структуру беседы были включены следующие вопросы:
Часто ли у вас бывает резкая смена настроения?
Как часто вы устаете?
Вспыльчивый ли вы человек?
Нравится ли вам ваша работа?
Что позволило бы вам работать более эффективно?
Задумывались ли вы, когда-нибудь сменить профессию?
Для определения индивидуальной склонности медицинских работников к эмоциональному выгоранию использовался следующий диагностический инструментарий, направленный на проверку рабочей гипотезы. Во-первых, нами были выбраны тесты-опросники для выявления у медицинских сотрудников уровня психического выгорания. Один из них разработан отечественным автором В.В. Бойко (1996), а второй Ч.Д. Спилбергером (1983).
Во-вторых, в исследовательский аппарат мы включили сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ) Ф.В. Березина и М.П. Мирошникова (1988).
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко)
Методика «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко представляет собой опросник, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс факторов.
Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие З фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».
Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности.
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятие симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов.
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования синдрома относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, так как не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром.
Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени [56].
Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина).
Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика также является, как и предыдущая, развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.
По Ю.Л. Ханину, состояние тревоги (или ситуативная тревожность) — обозначаемые одинаково: «СТ», — возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ.
Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя инструкции 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности и 20 для оценки уровня личностной тревожности.
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из шкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31-44 балла — умеренная, 45 и более — высокая.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания [56].
Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ) сокращенный вариант MMPI — Миннесотского многомерного личностного перечня Адаптация (Ф.В. Березина и М.П. Мирошникова)
Опросник является адаптированным и стандартизированным вариантом психологического анкетного теста Mini=Mult, который представляет собой сокращенную форму опросника MMPI. Методика позволяет оценить уровень нервно-эмоциональной устойчивости, степень интеграции личностных свойств, уровень адаптации личности к социальному окружению.
Тест состоит из 71 утверждения, относящихся к 11 шкалам, выявляющих следующие личностные свойства:
По базисным шкалам.
Ипохондрия (Hs) — медлительные пассивные, такие люди принимают все на веру, покорны власти, медленно приспосабливаются, плохо переносят смену обстановки
Депрессия (D) — сенситивные лица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны, добросовестны, высокоморальны и обязательны, но не способны принять решение самостоятельно.
Истерия (Ну) — выявляет лиц, склонных к неврологическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы соматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемы разрешаются уходом в болезнь.
Психопатия (Pd) — такие люди агрессивны, конфликтны, пренебрегают социальными нормами и ценностями Настроение у них неустойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны.
Паранойяльностъ (Ра) — это люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому имеют частые конфликты с окружающими.
Психастения (Pt) — диагностирует лиц с тревожно-мнительным типом характера, которым свойственны тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения.
Шизоидность (Se) — люди способны тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у них эмоционального отклика.
Гипотония (Ма) — люди активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.
По оценочным шкалам
Шкала лжи (L) — оценивает искренность испытуемого.
Шкала достоверности (F) — выявляет недостоверные ответы: чем больше значение по этой шкале, тем менее достоверны результаты.
Шкала коррекции (К) — сглаживает искажения, вносимые чрезмерной осторожностью и контролем испытуемого во время тестирования. Высокие показатели по этой шкале говорят о неосознанном контроле поведения. Шкала (К) используется для коррекции базисных шкал, которые зависят от ее величины.
Номера шкал СМОЛ совпадают с номерами соответствующих шкал MMPI. Каждая из основных шкал связана с определенным свойством личности. Подробное описание шкал и схемы интерпретации тестовых результатов излагается в специальных руководствах. На этапе предварительного тестирования используются только численные значения показателей опросника.
Качество полученных тестовых результатов, возможность их использования для вынесения заключения, определяется в зависимости от величины оценок по дополнительным шкалам. При значениях оценки по шкале L выше 4 или по шкале F выше 6 — данные считаются недостоверными. В этих случаях проводится повторное обследование. При инструктаже обращают внимание испытуемого на необходимость более внимательной работы с опросником. Если и при повторном обследовании получен недостоверный результат, может быть принято решение о нецелесообразности дальнейшей работы с кандидатом [56].
Источник
Ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå êàê íåãàòèâíûé ýôôåêò â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè. Ïðîôåññèîíàëüíîå ðàçâèòèå ëè÷íîñòè, åãî íåãàòèâíûå ýôôåêòû. Ïðîÿâëåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïðåäïðèíèìàòåëåé. Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè.
Ðóáðèêà | Ïñèõîëîãèÿ |
Âèä | êóðñîâàÿ ðàáîòà |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 24.12.2014 |
Ðàçìåð ôàéëà | 60,2 K |
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Îãëàâëåíèå
- Ââåäåíèå
- 1. Ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå êàê íåãàòèâíûé ýôôåêò â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè
- 1.1 Ïðîôåññèîíàëüíîå ðàçâèòèå ëè÷íîñòè
- 1.2 Íåãàòèâíûå ýôôåêòû ïðîôåññèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè
- 1.3 Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
- 2. Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïðåäïðèíèìàòåëåé
- 2.1 Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè
- 2.2 Ôàêòîðû, âåäóùèå ê ðàçâèòèþ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïðåäïðèíèìàòåëåé
- Çàêëþ÷åíèå
- Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
ïðåäïðèíèìàòåëü ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå ëè÷íîñòíûé
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ. Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñóùíîñòü ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Âëèÿíèå ñïåöèôèêè ìåäèöèíñêîé äåÿòåëüíîñòè íà ôîðìèðîâàíèå ñèìïòîìîâ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, ýìïèðè÷åñêîå èçó÷åíèå âçàèìîñâÿçè.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [209,0 K], äîáàâëåí 04.03.2011
Ïðîáëåìàòèêà ñòðåññîóñòîé÷èâîñòè ÷åëîâåêà. Äèíàìèêà ðàçâèòèÿ è ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñèìïòîìàòèêà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå âçàèìîñâÿçè ëè÷íîñòíûõ õàðàêòåðèñòèê è ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ìåäñåñòåð â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [692,2 K], äîáàâëåí 12.07.2015
Ñóùíîñòü è ïîíÿòèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôàêòîðû, èíèöèèðóþùèå âîçíèêíîâåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Òðåáîâàíèÿ ê ïðîôåññèè è ëè÷íîñòè ïåäàãîãà. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïåäàãîãîâ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [77,5 K], äîáàâëåí 01.12.2010
Îïðåäåëåíèå ñóùíîñòè ôåíîìåíà «âûãîðàíèÿ». Ýìïèðè÷åñêîå èññëåäîâàíèå âëèÿíèÿ ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ (ëè÷íîñòíûõ, ðîëåâûõ, îðãàíèçàöèîííûõ) íà ôîðìèðîâàíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ñîöèàëüíîãî ðàáîòíèêà.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [687,0 K], äîáàâëåí 07.12.2013
Ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå: ïîíÿòèå, ñèìïòîìû, ïðè÷èíû è ôàçû ðàçâèòèÿ, ïóòè ïðîôèëàêòèêè. Ïðîÿâëåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïåäàãîãîâ. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå âûÿâëåíèå ïðèçíàêîâ ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ó÷èòåëåé ðàçíîãî âîçðàñòà è ñòàæà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [375,7 K], äîáàâëåí 26.06.2013
Àíàëèç íàðóøåíèé ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ëè÷íîñòè ñ ïîçèöèé ñîöèàëüíîé ïñèõîëîãèè. Ïðè÷èíû ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, ôàêòîðû è ñòàäèè åãî ðàçâèòèÿ. Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè, âëèÿþùèå íà ðàçâèòèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [69,7 K], äîáàâëåí 19.01.2016
Ôåíîìåí ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè è ïðîôåññèîíàëüíîé êîìïåòåíòíîñòè ïåäàãîãîâ. Ïñèõîëîãè÷åñêîå áëàãîïîëó÷èå ó÷èòåëÿ. Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïåäàãîãîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [39,7 K], äîáàâëåí 19.01.2013
Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, åãî õàðàêòåðèñòèêà è ñòàäèè. Èñòîðèÿ è ìîäåëè èçó÷åíèÿ «ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ». Ïðîôåññèÿ è «âûãîðàíèå». Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Èññëåäîâàíèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ñòóäåíòîâ-ïñèõîëîãîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [113,3 K], äîáàâëåí 18.06.2009
Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ: òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû, ïðè÷èíû, íàïðàâëåíèÿ êîððåêöèè è ïðîôèëàêòèêè. Ïðîôåññèîíàëüíûå êà÷åñòâà è ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ, èññëåäîâàíèå ïðîÿâëåíèÿ ó íèõ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [513,0 K], äîáàâëåí 04.10.2012
Ïîäõîäû ê èçó÷åíèþ ôåíîìåíà «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ», îáîáùåíèå ôàêòîðîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ åãî âîçíèêíîâåíèþ. Äèíàìèêà ðàçâèòèÿ è ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñèìïòîìàòèêà. Ñïåöèôèêà ìåäèöèíñêîé ïðîôåññèè, êàê ôàêòîð ôîðìèðîâàíèÿ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [63,0 K], äîáàâëåí 03.06.2011
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
Библиографическое описание:
Салогуб, А. М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых / А. М. Салогуб. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 459-461. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10342/ (дата обращения: 27.04.2020).
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессиональное выгорание, профессиональные деформации личности.
Понимание феномена синдрома эмоционального выгорания (далее — СЭВ) требует анализа его структуры и компонентов, т. е. содержания СЭВ. Первые представления об эмоциональном выгорании появились в работах зарубежных психологов, которые исследовали данный феномен на базе различных профессиональных групп, в частности, у педагогов, медицинских работников, социальных работников; управленцев, торгового персонала, менеджеров, психологов, сотрудников правоохранительной сферы и т. д.
Анализ содержания синдрома профессионального выгорания проводился как в исследованиях зарубежных ученых A. Pines, E. Aronson, J. Jones, W. В. Schaufeli, D. Dierendonck, D. Green, А.-М. Garden, С. Maslach, S. E. Jackson, А. Längle, V. Frankl и др., так в работах отечественных ученых Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц, В. Е. Орел. Исследуя структурные компоненты и составляющие синдрома эмоционального выгорания, авторы рассматривали изучаемый феномен как некое состояние, включающее в себя ряд конкретных элементов.
Первоначально структуру эмоционального выгорания составлял один компонент. Так в однокомпонентной теории эмоционального выгорания A. Pines, E. Aronson, основным компонентом выступает истощение, проявляющееся в физической, эмоциональной и когнитивной сфере, которое вызвано длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Предложенное авторами достаточно широкое определение синдрома эмоционального выгорания не ограничивается только профессиями субъект — субъектного типа. По их мнению, данный феномен присущ и другим профессиональным группам, в частности сфере менеджмента, а также может проявляться вне работы в других жизненных областях; общественно-политической, интимно-дружеской, семейной.
А.Längle и V. Frankl определяют синдром эмоционального выгорания как «особую форму экзистенциального вакуума, в которой доминирует картина истощения». Они считают, что истощение — ведущий симптом и основная характеристика синдрома эмоционального выгорания. Кроме ведущего симптома, ими были выделены дополнительные три: деперсонализация (как дегуманизация); переживание собственной неэффективности; витальная нестабильность. Эти симптомы представляют собой первые признаки «развития предсуицидального состояния».
В исследованиях W. В. Schaufeli, D. Dierendonck эмоциональное выгорание представлено двумя компонентами: эмоциональное истощение и деперсонализация. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй — деперсонализация — проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного».
В работах D. Green и А.-М. Garden выгорание также рассматривается как двухкомпонентный феномен, однако в определении этих факторов имеются принципиальные расхождения. Так, D. Green отмечает, что первым компонентом в структуре выгорания является редукция профессиональных достижений, а второй компонент образован интеграцией таких компонентов эмоционального выгорания, как эмоциональное истощение и деперсонализация.
А.-М. Garden, напротив, выделяет эмоциональное истощение в качестве самостоятельного и основного компонента выгорания, считая вторым фактором редукцию профессиональных достижений и рассматривая деперсонализацию только как частный феномен профессий сферы социального обслуживания.
Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц, отождествляя эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию, выделяют две основные составляющие профессиональной деформации личности в системе профессий «человек — человек». Это синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания. В данном случае под профессиональной усталостью понимается «совершенно специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей». При синдроме эмоционального выгорания человек страдает не просто от физического или нервного истощения, часто носящих временный характер, а от «хронических стрессов нервной системы».
С. Maslach, S. E. Jackson описывают эмоциональное выгорание как трехмерный конструкт, включающий в себя все компоненты, отмеченные в рассмотренных выше моделях: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.
Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая выгорания. Проявляется оно в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии, в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов.
Вторая составляющая выгорания — деперсонализация — сказывается в деформации отношений с другими людьми (тенденция к развитию негативного, бездушного, циничного отношения). Контакты становятся обезличенными и формальными.
Третья составляющая выгорания — редукция личностных достижений — может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям, либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. Отличительной особенностью позиции С. Maslach и ее коллег является акцентирование внимания на профессиональном характере синдрома выгорания, трактовке его «как результата профессиональных проблем, а не как психиатрического синдрома».
Четыре компонента выделяет J. Jones: 1) общую неудовлетворенность от работы; 2) психологическую напряженность межличностного взаимодействия; 3) наличие соматических болезней и дистресса; 4) непрофессионализм по отношению к клиентам.
Е. Maher выделяет 12 основных симптомов, в работе J. F. Carroll и W. X. White предлагается 47 симптомов.
Наиболее полная и обоснованная классификация симптомов и структурных компонентов синдрома эмоционального выгорания представлена в работе W. Schaufen и D. Enzmann.
Классификация построена по двум основаниям. Первое основание выделения симптомов — характер той сферы индивида, которую он представляет. В соответствии с этим основанием выделены 132 симптома выгорания, объединенных в пять основных групп: 1) аффективные; 2) когнитивные; 3) физические; 4) поведенческие; 5) мотивационные.
Несколько особое место занимает представление о структуре СЭВ в теории В. Е. Орла. Он рассматривает психическое выгорание как системное образование, действующее по принципу «наложенной структуры», поэтому не имеющее строгой очерченной структуры. Выгорание выполняет функцию дезадаптации (при этом автор подчеркивает, что механизм действия выгорания гораздо глубже, чем адаптационный эффект).
Анализируя исследования, связанные со структурой и содержанием синдрома эмоционального выгорания, нужно отметить, что они носили в большей степени описательный характер. Отличительной особенностью этих исследований был субъективизм авторов относительно самого используемого понятия, поскольку каждый исследователь наполнял этот термин своим смыслом, границы его применения неправомерно расширялись, и практически понятие «синдром эмоционального выгорания» можно было использовать для описания любых феноменов, как тождественных, так и противоположных.
Вместе с тем, исследования, направленные на изучение структуры и содержания СЭВ, позволили, во-первых, говорить об эмоциональном выгорании как о сложном синдроме, имеющим ряд симптомов; во-вторых, они положили начало многочисленным эмпирическим исследованиям СЭВ; в третьих, выделение симптомов и компонентов СЭВ показало, что они возникают не одновременно, а последовательно, что позволило говорить о СЭВ как о динамическом процессе, т. е. как о феномене, имеющем свои этапы и фазы развития.
Таким образом, обобщая исследования структуры СЭВ, можно сказать, что первоначально эмоциональное выгорание рассматривалось как истощение, распространяющееся на все сферы личности (A. Pines). Впоследствии акцент сделан именно на эмоциональном истощении, как особенности синдрома эмоционального выгорания, сопровождающимся изменением отношений в профессиональном взаимодействии, поскольку отношения и взаимодействие с другими людьми основано прежде всего на эмоциональной составляющей (W. В. Schaufeli, D. Dierendonck, Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц). Затем в качестве структурных компонентов выделяются изменения отношения к себе и, прежде всего, как к профессионалу (редукция профессиональных и личных достижений). Поскольку одним из компонентов самосознания является эмоционально-оценочный компонент, то и истощение в эмоциональной сфере несомненно будет влиять на этот компонент самосознания (D. Green и А.-М. Garden). Анализ исследований содержания СЭВ показывает, что множество авторов в том или ином виде выделяет как основные симптомы эмоциональное истощение, изменение взаимодействия в профессиональной сфере, изменение отношения к себе как профессионалу и личности.
Литература:
1. Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическая теория личности.- М.. 2008.- 159 с.
2. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. — М., 2005. — 330 c.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла/под общей ред Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева.- М.. Прогресс.- 1990 с.
4. Юдчиц Ю. А. К проблеме профессиональной деформации// Журнал прикладной психологии.- 2008.-№ 2.- С.17–22.
5. Maslach C., Jackson S. E. MBI: Maslach burnout inventory. Palo Alto. Los Angeles, 1986.
6. Maher E. The burnout syndrome II J. of Consylting and Clinical Psychologie, 1983. № 7. P. 8–12, 220
7. Schaufeli W. B., van Dierendonck D., van Gorp K. Burnout and reciprocity: Towards a dual level social exchange model // Work and Stress. 1996. V. 10 (n3). P.225–237.
8. Schaufell, W.B., Enzmann, D. And Girault, N. Measurement of burnout: A review. In Professional Burnout: Recent Development in Theory and Reserch ed. W. B. Schaufell, C.Maslach and T.Marek, pp. 199−215, Washington, DC: Taylor&Francis.
9. Pines A. Career burnout: causes and cures / A. Pines, E. Aronson. — New York: Free Press, 1988.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение, компонент, содержание СЭВ, синдром, профессиональное выгорание, профессиональная деформация личности, структура СЭВ, компонент самосознания, изменение отношения.
Источник