Эмпирическое исследование синдром эмоционального выгорания

Эмпирическое исследование синдром эмоционального выгорания thumbnail

Описание процедуры и методик исследования

Изучение эмоционального выгорания медицинского работника проводилось нами в два этапа. На первом этапе определялись базовые учреждения, в которых предполагалось проводить комплексную диагностику по выявлению склонности к эмоциональному выгоранию. В качестве таковых была выбрана больница, коллектив которой знаком автору дипломной работы по совместной деятельности на протяжении 8 лет. Кроме того, учитывалось то обстоятельство, что данная больница является муниципальным образовательным учреждением, и его сотрудники имеют гарантию профессиональной занятости, скрепленную долгосрочным трудовым договором.

В исследовании приняло участие 40 человек (врачи, медицинские сестра и младший медицинский персонал) в возрасте от 28-65 лет. При этом обращалось внимание на продолжительность профессиональной деятельности (медицинский стаж), другие объективные факторы, которые могли послужить причинами эмоционального выгорания.

Выборку составили: мужчины — 6 человек в возрасте от 44 до 59 лет, стаж от 7 до 32 лет; женщины — 34 человека в возрасте от 28 до 65 лет, стаж работы от 7 до 34 лет.

Наблюдение служило основным методом, с помощью которого определялось состояние психологического благополучия медицинских работников, социально-психологический климат в коллективах (взаимоотношения между коллегами и администрацией).

Особое внимание уделялось наблюдению за поведением испытуемых в процессе профессиональной деятельности, их взаимоотношениями в трудовом коллективе, преобладающими эмоциональными реакциями.

Беседа применялась для выявления эмоционального состояния медицинских работников, их отношения к коллегам, к работе в целом, а также для определения факторов, негативно влияющих на психологическое состояние и эффективность деятельности медицинских работников. В структуру беседы были включены следующие вопросы:

Часто ли у вас бывает резкая смена настроения?

Как часто вы устаете?

Вспыльчивый ли вы человек?

Нравится ли вам ваша работа?

Что позволило бы вам работать более эффективно?

Задумывались ли вы, когда-нибудь сменить профессию?

Для определения индивидуальной склонности медицинских работников к эмоциональному выгоранию использовался следующий диагностический инструментарий, направленный на проверку рабочей гипотезы. Во-первых, нами были выбраны тесты-опросники для выявления у медицинских сотрудников уровня психического выгорания. Один из них разработан отечественным автором В.В. Бойко (1996), а второй Ч.Д. Спилбергером (1983).

Во-вторых, в исследовательский аппарат мы включили сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ) Ф.В. Березина и М.П. Мирошникова (1988).

1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко)

Методика «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко представляет собой опросник, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс факторов.

Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие З фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».

Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятие симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов.

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования синдрома относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, так как не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром.

Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени [56].

Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина).

Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика также является, как и предыдущая, развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.

По Ю.Л. Ханину, состояние тревоги (или ситуативная тревожность) — обозначаемые одинаково: «СТ», — возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ.

Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя инструкции 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности и 20 для оценки уровня личностной тревожности.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из шкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31-44 балла — умеренная, 45 и более — высокая.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания [56].

Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ) сокращенный вариант MMPI — Миннесотского многомерного личностного перечня Адаптация (Ф.В. Березина и М.П. Мирошникова)

Опросник является адаптированным и стандартизированным вариантом психологического анкетного теста Mini=Mult, который представляет собой сокращенную форму опросника MMPI. Методика позволяет оценить уровень нервно-эмоциональной устойчивости, степень интеграции личностных свойств, уровень адаптации личности к социальному окружению.

Читайте также:  Гипервентиляционный синдром симптомы у детей

Тест состоит из 71 утверждения, относящихся к 11 шкалам, выявляющих следующие личностные свойства:

По базисным шкалам.

Ипохондрия (Hs) — медлительные пассивные, такие люди принимают все на веру, покорны власти, медленно приспосабливаются, плохо переносят смену обстановки

Депрессия (D) — сенситивные лица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны, добросовестны, высокоморальны и обязательны, но не способны принять решение самостоятельно.

Истерия (Ну) — выявляет лиц, склонных к неврологическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы соматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемы разрешаются уходом в болезнь.

Психопатия (Pd) — такие люди агрессивны, конфликтны, пренебрегают социальными нормами и ценностями Настроение у них неустойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны.

Паранойяльностъ (Ра) — это люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому имеют частые конфликты с окружающими.

Психастения (Pt) — диагностирует лиц с тревожно-мнительным типом характера, которым свойственны тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения.

Шизоидность (Se) — люди способны тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у них эмоционального отклика.

Гипотония (Ма) — люди активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.

По оценочным шкалам

Шкала лжи (L) — оценивает искренность испытуемого.

Шкала достоверности (F) — выявляет недостоверные ответы: чем больше значение по этой шкале, тем менее достоверны результаты.

Шкала коррекции (К) — сглаживает искажения, вносимые чрезмерной осторожностью и контролем испытуемого во время тестирования. Высокие показатели по этой шкале говорят о неосознанном контроле поведения. Шкала (К) используется для коррекции базисных шкал, которые зависят от ее величины.

Номера шкал СМОЛ совпадают с номерами соответствующих шкал MMPI. Каждая из основных шкал связана с определенным свойством личности. Подробное описание шкал и схемы интерпретации тестовых результатов излагается в специальных руководствах. На этапе предварительного тестирования используются только численные значения показателей опросника.

Качество полученных тестовых результатов, возможность их использования для вынесения заключения, определяется в зависимости от величины оценок по дополнительным шкалам. При значениях оценки по шкале L выше 4 или по шкале F выше 6 — данные считаются недостоверными. В этих случаях проводится повторное обследование. При инструктаже обращают внимание испытуемого на необходимость более внимательной работы с опросником. Если и при повторном обследовании получен недостоверный результат, может быть принято решение о нецелесообразности дальнейшей работы с кандидатом [56].

Источник

Эмпирическое исследование синдром эмоционального выгорания

Ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå êàê íåãàòèâíûé ýôôåêò â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè. Ïðîôåññèîíàëüíîå ðàçâèòèå ëè÷íîñòè, åãî íåãàòèâíûå ýôôåêòû. Ïðîÿâëåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïðåäïðèíèìàòåëåé. Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè.

ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
Âèäêóðñîâàÿ ðàáîòà
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ24.12.2014
Ðàçìåð ôàéëà60,2 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Îãëàâëåíèå

  • Ââåäåíèå
  • 1. Ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå êàê íåãàòèâíûé ýôôåêò â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè
  • 1.1 Ïðîôåññèîíàëüíîå ðàçâèòèå ëè÷íîñòè
  • 1.2 Íåãàòèâíûå ýôôåêòû ïðîôåññèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè
  • 1.3 Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
  • 2. Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïðåäïðèíèìàòåëåé
  • 2.1 Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè
  • 2.2 Ôàêòîðû, âåäóùèå ê ðàçâèòèþ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïðåäïðèíèìàòåëåé
  • Çàêëþ÷åíèå
  • Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

ïðåäïðèíèìàòåëü ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå ëè÷íîñòíûé

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ. Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñóùíîñòü ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Âëèÿíèå ñïåöèôèêè ìåäèöèíñêîé äåÿòåëüíîñòè íà ôîðìèðîâàíèå ñèìïòîìîâ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, ýìïèðè÷åñêîå èçó÷åíèå âçàèìîñâÿçè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [209,0 K], äîáàâëåí 04.03.2011

  • Ïðîáëåìàòèêà ñòðåññîóñòîé÷èâîñòè ÷åëîâåêà. Äèíàìèêà ðàçâèòèÿ è ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñèìïòîìàòèêà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå âçàèìîñâÿçè ëè÷íîñòíûõ õàðàêòåðèñòèê è ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ìåäñåñòåð â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [692,2 K], äîáàâëåí 12.07.2015

  • Ñóùíîñòü è ïîíÿòèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôàêòîðû, èíèöèèðóþùèå âîçíèêíîâåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Òðåáîâàíèÿ ê ïðîôåññèè è ëè÷íîñòè ïåäàãîãà. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïåäàãîãîâ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [77,5 K], äîáàâëåí 01.12.2010

  • Îïðåäåëåíèå ñóùíîñòè ôåíîìåíà «âûãîðàíèÿ». Ýìïèðè÷åñêîå èññëåäîâàíèå âëèÿíèÿ ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ (ëè÷íîñòíûõ, ðîëåâûõ, îðãàíèçàöèîííûõ) íà ôîðìèðîâàíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ñîöèàëüíîãî ðàáîòíèêà.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [687,0 K], äîáàâëåí 07.12.2013

  • Ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå: ïîíÿòèå, ñèìïòîìû, ïðè÷èíû è ôàçû ðàçâèòèÿ, ïóòè ïðîôèëàêòèêè. Ïðîÿâëåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïåäàãîãîâ. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå âûÿâëåíèå ïðèçíàêîâ ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ó÷èòåëåé ðàçíîãî âîçðàñòà è ñòàæà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [375,7 K], äîáàâëåí 26.06.2013

  • Àíàëèç íàðóøåíèé ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ëè÷íîñòè ñ ïîçèöèé ñîöèàëüíîé ïñèõîëîãèè. Ïðè÷èíû ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, ôàêòîðû è ñòàäèè åãî ðàçâèòèÿ. Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè, âëèÿþùèå íà ðàçâèòèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [69,7 K], äîáàâëåí 19.01.2016

  • Ôåíîìåí ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè è ïðîôåññèîíàëüíîé êîìïåòåíòíîñòè ïåäàãîãîâ. Ïñèõîëîãè÷åñêîå áëàãîïîëó÷èå ó÷èòåëÿ. Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïåäàãîãîâ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [39,7 K], äîáàâëåí 19.01.2013

  • Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, åãî õàðàêòåðèñòèêà è ñòàäèè. Èñòîðèÿ è ìîäåëè èçó÷åíèÿ «ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ». Ïðîôåññèÿ è «âûãîðàíèå». Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Èññëåäîâàíèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ñòóäåíòîâ-ïñèõîëîãîâ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [113,3 K], äîáàâëåí 18.06.2009

  • Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ: òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû, ïðè÷èíû, íàïðàâëåíèÿ êîððåêöèè è ïðîôèëàêòèêè. Ïðîôåññèîíàëüíûå êà÷åñòâà è ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ, èññëåäîâàíèå ïðîÿâëåíèÿ ó íèõ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [513,0 K], äîáàâëåí 04.10.2012

  • Ïîäõîäû ê èçó÷åíèþ ôåíîìåíà «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ», îáîáùåíèå ôàêòîðîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ åãî âîçíèêíîâåíèþ. Äèíàìèêà ðàçâèòèÿ è ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñèìïòîìàòèêà. Ñïåöèôèêà ìåäèöèíñêîé ïðîôåññèè, êàê ôàêòîð ôîðìèðîâàíèÿ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [63,0 K], äîáàâëåí 03.06.2011

Эмпирическое исследование синдром эмоционального выгорания

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник

Эмпирическое исследование синдром эмоционального выгорания

Ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ. Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñóùíîñòü ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Âëèÿíèå ñïåöèôèêè ìåäèöèíñêîé äåÿòåëüíîñòè íà ôîðìèðîâàíèå ñèìïòîìîâ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, ýìïèðè÷åñêîå èçó÷åíèå âçàèìîñâÿçè.

ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
Âèääèïëîìíàÿ ðàáîòà
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ04.03.2011
Ðàçìåð ôàéëà209,0 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Читайте также:  Синдром голубых склер что это такое

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ñîäåðæàíèå

  • Ââåäåíèå
  • 1. Òåîðåòè÷åñêèå àñïåêòû èçó÷åíèÿ ëè÷íîñòíûõ îñîáåííîñòåé è ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ
  • 1.1 Õàðàêòåðèñòèêà ëè÷íîñòíûõ îñîáåííîñòåé ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ
  • 1.2 Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñóùíîñòü ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
  • 1.3 Âëèÿíèå ñïåöèôèêè ìåäèöèíñêîé äåÿòåëüíîñòè íà ôîðìèðîâàíèå ñèìïòîìîâ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
  • 2. Ýìïèðè÷åñêîå èçó÷åíèå âçàèìîñâÿçè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ è ëè÷íîñòíûõ õàðàêòåðèñòèê âðà÷åé è ìåäèöèíñêèõ ñåñòåð
  • 2.1 Îðãàíèçàöèÿ è ìåòîäèêè èññëåäîâàíèÿ
  • 2.2 Îïèñàíèå ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ
  • 2.3 Àíàëèç ðåçóëüòàòîâ èññëåäîâàíèÿ
  • Çàêëþ÷åíèå
  • Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå ìåäèöèíñêèé

Ìåäèöèíñêèå ðàáîòíèêè ÿâëÿþòñÿ àêòèâíûìè ó÷àñòíèêàìè ëå÷åáíî-äèàãíîñòè÷åñêîãî ïðîöåññà. Îñóùåñòâëÿÿ ñâîþ ïðîôåññèîíàëüíóþ îáÿçàííîñòü, îíè îáåñïå÷èâàþò óõîä è ïîñòîÿííîå íàáëþäåíèå çà áîëüíûìè, êîíòàêòèðóÿ ñ íèìè51, ñ.39.

Ïîýòîìó, äëÿ ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà î÷åíü âàæíî óìåòü óñòàíîâèòü êîíòàêò ñ áîëüíûì, çàâîåâàòü åãî äîâåðèå. Ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê èíòåíñèâíî è ïðîäîëæèòåëüíî îáùàåòñÿ ñ ïàöèåíòàìè, èõ ðîäñòâåííèêàìè, ñ êîëëåãàìè ïî ðàáîòå. Îí — ñàìîå áëèçêîå è äîâåðèòåëüíîå äëÿ áîëüíîãî ëèöî. Ñâîèì ñîñòðàäàíèåì, ñîïåðåæèâàíèåì, âíèìàíèåì è ñî÷óâñòâèåì ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê çàâîåâûâàåò äîâåðèå ââåðåííûõ åìó ïàöèåíòîâ. Äîâåðèå áîëüíîãî ê ìåäèöèíñêîìó ðàáîòíèêó — íåîáõîäèìîå íà÷àëî â êîìïëåêñå ñ ëå÷åíèåì è ïîêàçàòåëü íîðìàëüíûõ îòíîøåíèé ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà è áîëüíîãî. Âåäü óñïîêàèâàþùåå ñëîâî ìîæåò òâîðèòü ÷óäåñà, «ñëîâî äëÿ ÷åëîâåêà åñòü òàêîé æå ðåàëüíûé óñëîâíûé ðàçäðàæèòåëü, êàê è âñå îñòàëüíûå, îáùèå ó íåãî ñ æèâîòíûìè, íî âìåñòå ñ òåì è òàêîé ìíîãîîáúåìëþùèé, êàê íèêàêèå äðóãèå» È.Ï. Ïàâëîâ [51, ñ.39].

Ê ÷èñëó èíäèâèäóàëüíûõ ÷åðò ÷åëîâåêà îòíîñèòñÿ òåìïåðàìåíò. Ñïîêîéíûé è óðàâíîâåøåííûé òåìïåðàìåíò ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà áëàãîïðèÿòíî ñêàçûâàåòñÿ íà åãî ðàáîòå. Åñëè æå ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê ïðîÿâëÿåò èçáûòî÷íûé òåìïåðàìåíò, òî âîçíèêàåò óãðîçà ñîâåðøåíèÿ îøèáêè èç — çà ñêîðîñïåëîãî è íåîáäóìàííîãî ïîñòóïêà. Èçëèøíÿÿ òåìïåðàìåíòíîñòü, ïðè êîòîðîé óòðà÷èâàåòñÿ ñàìîêîíòðîëü, äëÿ ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà ÿâëÿåòñÿ íåäîñòàòêîì.

×òî æå íå íóæíî íåñòè ñ ñîáîé â ìåäèöèíó: ðàâíîäóøèå, ñàìîíàäåÿííîñòü, ëîæíûé ïðåñòèæ, ñàìîëþáèå, íåêðèòè÷íîñòü, íåóæèâ÷èâîñòü22, ñ.79.

×òî õî÷åò ïîëó÷èòü ïàöèåíò îò ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ — äåéñòâåííóþ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü è îáÿçàòåëüíî — óâàæåíèå, è ãóìàííîå îòíîøåíèå, òåðïåíèå è ìèëîñåðäèå, äîáðîòó è ïîíèìàíèå. ×òî æå äîëæåí ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê: óâàæàòü ïðàâà ÷åëîâåêà, îêàçûâàòü äåéñòâåííóþ ìåäèöèíñêóþ ïîìîùü, áûòü ïðàâäèâûì è ÷åñòíûì, áûòü êîìïåòåíòíûì, èìåòü òåðïåíèå è ïîíèìàíèå, èìåòü ñîñòðàäàíèå è óâàæåíèå ê æèçíè, ñîáëþäàòü ïðèíöèï «íå íàâðåäè». È â òî æå âðåìÿ ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê íå äîëæåí: áûòü âûñîêîìåðíûì, îòíîñèòüñÿ ïðåíåáðåæèòåëüíî, âìåøèâàòüñÿ â ëè÷íóþ æèçíü (ìîæåò òîëüêî ïî ïðîôåññèîíàëüíîé íåîáõîäèìîñòè), íàâÿçûâàòü ìîðàëüíî-ðåëèãèîçíûå, ïîëèòè÷åñêèå óáåæäåíèÿ, ïðîÿâëÿòü ãðóáîñòü è íåòàêòè÷íîñòü, æåñòîêî îáðàùàòüñÿ ñ ïàöèåíòàìè, ñïîñîáñòâîâàòü ñàìîóáèéñòâó.

Äëÿ òîãî ÷òîáû ìåäèöèíñêîìó ðàáîòíèêó âûíåñòè ýòè÷åñêè âåðíîå è ïðîôåññèîíàëüíî ãðàìîòíîå ðåøåíèå, íóæíû çíàíèÿ îá ýòèêå. Êàêîé ñòèëü ïîâåäåíèÿ íàèáîëåå ïîäõîäÿùèé? Ýòèêà ïîìîãàåò íàéòè îáîñíîâàííûå àðãóìåíòû ïðè âûáîðå ñâîåé ëèíèè ïîâåäåíèÿ. Ìû âñå ïðåêðàñíî ïîìíèì ñòàðûé àôîðèçì: «Ñëîâî ëå÷èò, ñëîâî ðàíèò». Ê ñîæàëåíèþ, ìíîãèå íàøè ìåäèöèíñêèå ðàáîòíèêè íå ïðèäàþò äîëæíîãî çíà÷åíèÿ ñâîèì ñëîâàì è äåéñòâèÿì. Êàê âàæíî ìåäèöèíñêîìó ðàáîòíèêó êîíòðîëèðîâàòü ñâîè âûñêàçûâàíèÿ ïðè áåñåäå ñ ïàöèåíòàìè, èõ ðîäñòâåííèêàìè, çíàêîìûìè è áëèçêèìè. Îí äîëæåí ïîñòîÿííî ïðîÿâëÿòü çàáîòó, òåðïåíèå, âíèìàíèå è óâàæåíèå â ñëîâàõ, â ïðîÿâëåíèè âñåõ ñâîèõ äåéñòâèé. Âñïîìíèì ïðàâèëî íðàâñòâåííîñòè: íå äåëàé äðóãîìó òîãî, ÷åãî íå æåëàåøü ñåáå, è ïîñòóïàé ñ ëþäüìè òàê, êàê õî÷åøü, ÷òîáû ïîñòóïàëè ñ òîáîé. Ýòî ïðîñòî è ïîíÿòíî êàæäîìó, êòî ñàì êîãäà-òî ïîïàäàë â áåäó, áîëåë, ñòðàäàë32, ñ 87.

Óâàæåíèå ê ïàöèåíòó è åãî êîíôèäåíöèàëüíûì ñâåäåíèÿì ôîðìèðóåò àòìîñôåðó èñêðåííîñòè, óáåæäåííîñòè â ïðàâèëüíîñòè ëå÷åíèÿ, ëè÷íîé ñèìïàòèè. À áåç íèõ íåâîçìîæíî ñôîðìèðîâàòü ïîëîæèòåëüíûé íàñòðîé íà âûçäîðîâëåíèå.

Ìåäèöèíñêîìó ðàáîòíèêó íåîáõîäèìû çíàíèÿ ïñèõîëîãèè. Ïðè îáùåíèè ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà ñ ïàöèåíòîì áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ÷óòêîñòü, ò.å. óìåíèå âíèìàòåëüíî âûñëóøàòü ïàöèåíòà è ñòðåìëåíèå ïîíÿòü åãî ïåðåæèâàíèÿ ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê äîëæåí âñåãäà ó÷èòûâàòü ïñèõè÷åñêèå îñîáåííîñòè, ÷óâñòâà, ñóæäåíèÿ è ïñèõîñîìàòè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà27.

Ýòèêà òðóäà ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà íåñîâìåñòèìà è ñ òàêèìè ðåçêî íåãàòèâíûìè ÿâëåíèÿìè ÷åëîâå÷åñêèõ âçàèìîîòíîøåíèé, êàê ÷åðñòâîñòü è ãðóáîñòü, áþðîêðàòèçì è ÷âàíëèâîñòü, ýãîèçì è ñòÿæàòåëüñòâî. À òàêæå è ñ òàêèìè ÷åðòàìè, êàê ðàöèîíàëèçì è æåñòîêîñòü â îáùåíèè, êîòîðûå, íåðåäêî, ïðèîáðåòàþòñÿ ñî âðåìåíåì32, ñ 89.

Íàðÿäó ñ ñîáëþäåíèåì ýòèêî-äåîíòîëîãè÷åñêèõ íîðì è âûñîêèì ïðîôåññèîíàëèçìîì ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê äîëæåí îáëàäàòü îñîáûìè ëè÷íîñòíûìè êà÷åñòâàìè: ñîñòðàäàíèåì, ãóìàííîñòüþ, òåðïåíèåì, ñäåðæàííîñòüþ, äîáðîñîâåñòíîñòüþ, ÷åñòíîñòüþ.

Âàæíåéøèìè êà÷åñòâàìè ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà ñ÷èòàþòñÿ ëþáîâü ê ñâîåé ïðîôåññèè, óâëå÷åííîñòü åþ, óâàæèòåëüíîå îòíîøåíèå ê ïàöèåíòàì è êîëëåãàì, ñòðåìëåíèå ïîìîãàòü, áûòü ðÿäîì ñ òåìè, êîìó íóæíà ïîìîùü, âíèìàòåëüíîñòü, òåðïèìîñòü, äîáðîòà, âåæëèâîñòü, äóøåâíîñòü è, êîíå÷íî, ïðîôåññèîíàëèçì, äîñòèãàþùèé âûñîêîãî óðîâíÿ ìàñòåðñòâà, ÿðêî âûðàæåííîå ÷óâñòâî ïðîôåññèîíàëüíîãî äîëãà22, ñ 78.

Ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê, îáëàäàþùèé òàêèì íàáîðîì êà÷åñòâ, â ïîëíîé ìåðå ïðèáëèæàåòñÿ ê îáðàçó èäåàëüíîãî ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà. Ê ÷åñòè îòå÷åñòâåííûõ ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ, â ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå îíè îáëàäàþò ýòèìè êà÷åñòâàìè è ìîãóò ñëóæèòü ïðèìåðîì äëÿ ìîëîäîãî ïîêîëåíèÿ, âñòóïàþùåãî íà ýòîò òåðíèñòûé, íî áëàãîðîäíûé ïóòü.

Óìåíèå îáùàòüñÿ, áàçèðóþùååñÿ íà çíàíèè ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ïðîöåññà îáùåíèÿ, èëè êîììóíèêàòèâíàÿ êîìïåòåíòíîñòü — íåîáõîäèìîå ïðîôåññèîíàëüíîå êà÷åñòâî ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà.

Äëÿ ïðèîáðåòåíèÿ òàêèõ íàâûêîâ ìåäèöèíñêîìó ðàáîòíèêó íàäî îáëàäàòü íåîáõîäèìûìè çíàíèÿìè â îáëàñòè ïñèõîëîãèè è óìåíèåì ïðèìåíÿòü èõ íà ïðàêòèêå.

Ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê äîëæåí óìåòü àäåêâàòíî ñòðîèòü âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ ïàöèåíòîì, äîáèâàÿñü ïðè ýòîì ðåøåíèÿ ïðîôåññèîíàëüíûõ çàäà÷51.

Âñå ïàöèåíòû ñî ñâîèìè áåäàìè è ïðîáëåìàìè íóæäàþòñÿ â ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîääåðæêå. Îêàçûâàòü òàêóþ ïîääåðæêó ìîæåò òîëüêî ýìîöèîíàëüíî ñòàáèëüíûé, óâåðåííûé â ñåáå ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê, äëÿ êîòîðîãî íå äîïóñòèìû ïñèõîëîãè÷åñêèå ñðûâû. Èíòåíñèâíûå ýìîöèîíàëüíûå ðåàêöèè ðàçðóøàþò äîâåðèå ïàöèåíòà, íàñòîðàæèâàþò, à ïîä÷àñ è ïóãàþò, óòîìëÿþò.

Читайте также:  Похмельный синдром какие лекарства принимать

Ëþáóþ íåãàòèâíóþ ðåàêöèþ ïàöèåíòà ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê äîëæåí âîñïðèíèìàòü áåç ýìîöèé è ñïîêîéíî ñêîððåêòèðîâàòü ñâîè âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ íèì12, ñ.15.

Íàèáîëåå âàæíîé â äåîíòîëîãè÷åñêîì àñïåêòå ÿâëÿåòñÿ ïåðâàÿ âñòðå÷à ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà è ïàöèåíòà. Åãî óñïåõ â ïñèõîëîãè÷åñêîì ïëàíå çíà÷èòåëüíî ïîâûøàåò, êàê óæå áûëî ïîä÷åðêíóòî íåîäíîêðàòíî, óñïåõ ïîñëåäóþùåãî ñîòðóäíè÷åñòâà ñ ïàöèåíòîì, à, ñëåäîâàòåëüíî, óñïåõ âñåãî ëå÷åáíîãî ïðîöåññà. Ïî íàáëþäåíèÿì ïñèõîëîãîâ, âïå÷àòëåíèå î ÷åëîâåêå ôîðìèðóåòñÿ â òå÷åíèå ïåðâûõ 18 ñåêóíä çíàêîìñòâà. Ïåðâàÿ âñòðå÷à ñ ìåäèöèíñêèì ðàáîòíèêîì äîëæíà âûçâàòü ó ïàöèåíòà æåëàíèå ñîòðóäíè÷åñòâà, îí äîëæåí áûòü óâåðåí, ÷òî ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê õî÷åò è ìîæåò åìó ïîìî÷ü. Îòêðîâåííî äîâåðèòåëüíàÿ ìàíåðà ïîâåäåíèÿ ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà íà ýòàïå ïåðâîãî êîíòàêòà ãîðàçäî âàæíåå âñåõ äðóãèõ ñïîñîáîâ îáùåíèÿ. Ïðè ýòîì î÷åíü âàæåí âíåøíèé âèä ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà — îïðÿòíîñòü, àêêóðàòíîñòü, ìàíåðà ïîâåäåíèÿ íà âñåõ ýòàïàõ îáùåíèÿ ñ ïàöèåíòîì. Íåëüçÿ âûðàæàòü íåòåðïåíèå, òîðîïëèâîñòü, ïðåíåáðåæåíèå, áðåçãëèâîñòü18, ñ.49.

 òå÷åíèå âñåé áîëåçíè ïàöèåíòó íóæíà ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà è ìàêñèìàëüíîå óäîâëåòâîðåíèå âñåõ åãî ïñèõîëîãè÷åñêèõ è äóõîâíûõ ïîòðåáíîñòåé. Çíàíèå ýòèêî-äåîíòîëîãè÷åñêèõ ïðèíöèïîâ è çàêîíîâ ïñèõîëîãèè îáùåíèÿ, ñîåäèíåííîå ñ ïðîôåññèîíàëüíûì ìàñòåðñòâîì, ñïîñîáñòâóåò óñïåøíîìó ïðåîäîëåíèþ òðóäíîñòåé, âîçíèêàþùèõ â ëå÷åáíî — äèàãíîñòè÷åñêîì ïðîöåññå, è ïîçâîëÿåò îêàçûâàòü ýôôåêòèâíóþ ïîìîùü ïàöèåíòàì äàæå â ñàìûõ òðóäíûõ ñëó÷àÿõ32, ñ 87.

Ðàáîòà ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà âåñüìà îòâåòñòâåííà, îí äîëæåí ëþáèòü ñâîå äåëî è âíèìàòåëüíî îòíîñèòüñÿ ê áîëüíûì.

Çàëîãîì óñïåõà ðàáîòû ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà ÿâëÿåòñÿ åãî ëþáîâü ê ñâîåé ïðîôåññèè. Äèñöèïëèíèðîâàííîñòü, òî÷íîñòü âûïîëíåíèÿ íàçíà÷åíèé, ïîñòîÿííîå ñòðåìëåíèå ê ñîâåðøåíñòâîâàíèþ ñâîèõ çíàíèé, ïîâûøåíèþ îáùåé êóëüòóðû ÿâëÿþòñÿ îñíîâíûìè êà÷åñòâàìè ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà. Îí äîëæåí áûòü âñåãäà ïðèâåòëèâûì è ñïîêîéíûì.

Ïîäõîä ê êàæäîìó áîëüíîìó äîëæåí áûòü èíäèâèäóàëüíûì. Ïîä âëèÿíèåì áîëåçíè, íåïðèÿòíûõ îùóùåíèé è áîëåé áîëüíûå ÷àñòî ñòàíîâÿòñÿ âîçáóæäåííûìè, íåòåðïèìûìè, êàïðèçíûìè. Íå ñëåäóåò âñòóïàòü ñ áîëüíûì â ïðåðåêàíèÿ, ïîâûøàòü ãîëîñ. Íàîáîðîò, íóæíî óñïîêîèòü áîëüíîãî è â ÷åì-òî äàæå óñòóïèòü åìó, íî â òî æå âðåìÿ íàñòîé÷èâî òðåáîâàòü âûïîëíåíèÿ âñåõ íåîáõîäèìûõ ìåðîïðèÿòèé35, ñ.5.

Äëÿ çàâîåâàíèÿ àâòîðèòåòà ó áîëüíûõ áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò âíåøíèé âèä ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà. Îí äîëæåí áûòü îáðàçöîì ÷èñòîòû è àêêóðàòíîñòè. Î÷åíü âàæíà îïðÿòíîñòü îäåæäû ñ ó÷åòîì óñòàíîâëåííîé ôîðìû. Ê îïðÿòíîìó è ñêðîìíîìó ìåäèöèíñêîìó ðàáîòíèêó áîëüíûå îòíîñÿòñÿ ñ áîëüøèì óâàæåíèåì. Îá ýòîì õîðîøî ñêàçàë 2500 ëåò íàçàä Ãèïïîêðàò â ñâîåì òðàêòàòå «Î âðà÷å»: «Åìó ïðèëè÷íî äåðæàòü ñåáÿ ÷èñòî… Äîëæíî òàêæå åìó íàáëþäàòü âñå ýòî è â îòíîøåíèè äóõà — áûòü áëàãîðàçóìíûì íå òîëüêî â òîì, ÷òîáû ìîë÷àòü, íî òàêæå â îñòàëüíîé, ïðàâèëüíî óñòðîåííîé æèçíè». [43, ñ.24]

Ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê äîëæåí ñîáëþäàòü ìåäèöèíñêóþ ýòèêó. Âåäü ïðîôåññèîíàëû âûíóæäåíû â ïðîöåññàõ ñâîåãî òðóäà ïîä÷èíÿòüñÿ îñîáûì ïðåäïèñàíèÿì, ñïåöèôè÷åñêèì ñîöèàëüíûì íîðìàì, èìåííî — äåÿòåëüíîñòíûìè íîðìàì, à ñóáúåêòèâíûå êà÷åñòâà ÷åëîâåêà ôîðìèðóþòñÿ ïîä âëèÿíèåì ýòîãî òèïà ðåãóëÿòîðîâ. Ã.Ñ. Àáðàìîâà óòâåðæäàåò, ÷òî «ïðàêòè÷åñêàÿ ýòèêà ÿâëÿåòñÿ íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ ëþáîé ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè, ïðåäïîëàãàþùåé íåïîñðåäñòâåííîå âîçäåéñòâèå íà ïñèõè÷åñêóþ ðåàëüíîñòü ÷åëîâåêà» [2, ñ.13]. Ñðåäè ìíîæåñòâà ñëîæíûõ îñîáåííîñòåé ìåäèöèíñêîé ïðîôåññèè î÷åíü âàæíû êîíòàêò ñ áîëüíûì è äîáðîæåëàòåëüíîå ê íåìó îòíîøåíèå. Óñïåõ ëå÷åíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòüþ ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà íàéòè ïîäõîä ê áîëüíîìó, çàâîåâàòü åãî äîâåðèå. Âûñîêàÿ êâàëèôèêàöèÿ ìåäèöèíñêîãî ðàáîòíèêà, åãî ìàñòåðñòâî ïðîÿâëÿþòñÿ â óìåíèè ñäåðæèâàòü ñâîþ ðåàêöèþ íà íåðåäêî ãðóáûé ïîñòóïîê áîëüíîãî, â ïîíèìàíèè åãî ñîñòîÿíèÿ.

Äîïóùåíèå ìàëåéøåé îøèáêè èëè íåáðåæíîñòè ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà ìîæåò ïðèâåñòè ê ðîêîâûì ïîñëåäñòâèÿì. Õàëàòíîñòü, ðàâíîäóøèå è ôîðìàëèçì ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ íåòåðïèìû. Ñàìî çâàíèå ìåäèöèíñêèé ðàáîòíèê ãîâîðèò î òîì, ÷òî áîëüíîé æäåò ê ñåáå òåïëîãî îòíîøåíèÿ.

Òàêèì îáðàçîì, ïðîôåññèÿ ìåäèêà òðåáóåò íå òîëüêî ñïåöèàëüíûõ çíàíèé, íî è îñîáûõ äóøåâíûõ êà÷åñòâ, ãîðåíèÿ, ñàìîîòäà÷è.

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ïîíÿòèå, ïðèçíàêè, èñòîðèÿ âîçíèêíîâåíèÿ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ïðîôåññèÿ è âûãîðàíèå; îñîáåííîñòè ïðîáëåì ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ. Èçó÷åíèå âëèÿíèÿ äàííîãî ñèíäðîìà íà ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ìåäïåðñîíàëà è àòìîñôåðó âíóòðè êîëëåêòèâà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [49,6 K], äîáàâëåí 09.04.2014

  • Ïîäõîäû ê èçó÷åíèþ ôåíîìåíà «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ», îáîáùåíèå ôàêòîðîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ åãî âîçíèêíîâåíèþ. Äèíàìèêà ðàçâèòèÿ è ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñèìïòîìàòèêà. Ñïåöèôèêà ìåäèöèíñêîé ïðîôåññèè, êàê ôàêòîð ôîðìèðîâàíèÿ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [63,0 K], äîáàâëåí 03.06.2011

  • Ïðîáëåìà ïðîôåññèîíàëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, îñîáåííîñòè ïðîÿâëåíèÿ è ïðè÷èíû äàííîé ïðîáëåìû ñðåäè ñòàðøèõ ìåäèöèíñêèõ ñåñòåð. Èññëåäîâàíèå óðîâíÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, åãî çàâèñèìîñòü îò ëè÷íîñòíûõ îñîáåííîñòåé, òèïîâ ïñèõîëîãè÷åñêèõ çàùèò.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [232,8 K], äîáàâëåí 10.11.2012

  • Ïîíÿòèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ è åãî õàðàêòåðèñòèêà. Îñíîâíûå ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå, ñîöèàëüíî-ïñèõè÷åñêèå, ïîâåäåí÷åñêèå ñèìïòîìû äàííîãî ÿâëåíèÿ, ôàçû åãî ðàçâèòèÿ. Âíåøíèå è âíóòðåííèå ïðåäïîñûëêè ðàçâèòèÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, ôàêòîðû ðèñêà.

    ðåôåðàò [36,8 K], äîáàâëåí 16.12.2010

  • Ïñèõîëîãè÷åñêîå è äóøåâíîå ïåðåóòîìëåíèå, íàðóøåíèå çäîðîâüÿ è òðóäîâîé äååñïîñîáíîñòè êàê ïðè÷èíû ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ãðóïïû ñèìïòîìîâ, õàðàêòåðíûå äëÿ ñèíäðîìà: ôèçè÷åñêèå, ýìîöèîíàëüíûå, ïîâåäåí÷åñêèå, èíòåëëåêòóàëüíûå è ñîöèàëüíûå.

    ïðàêòè÷åñêàÿ ðàáîòà [22,7 K], äîáàâëåí 24.03.2011

  • Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ: òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû, ïðè÷èíû, íàïðàâëåíèÿ êîððåêöèè è ïðîôèëàêòèêè. Ïðîôåññèîíàëüíûå êà÷åñòâà è ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ, èññëåäîâàíèå ïðîÿâëåíèÿ ó íèõ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [513,0 K], äîáàâëåí 04.10.2012

  • Ñóùíîñòü è ïîíÿòèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôàêòîðû, èíèöèèðóþùèå âîçíèêíîâåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Òðåáîâàíèÿ ê ïðîôåññèè è ëè÷íîñòè ïåäàãîãà. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïåäàãîãîâ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [77,5 K], äîáàâëåí 01.12.2010

  • Ïðîáëåìàòèêà ñòðåññîóñòîé÷èâîñòè ÷åëîâåêà. Äèíàìèêà ðàçâèòèÿ è ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñèìïòîìàòèêà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå âçàèìîñâÿçè ëè÷íîñòíûõ õàðàêòåðèñòèê è ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ìåäñåñòåð â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [692,2 K], äîáàâëåí 12.07.2015

  • Îñíîâíûå ïðè÷èíû è ñèìïòîìû ñèíäðîìà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ïðîÿâëåíèå ñèíäðîìà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ, âëèÿíèå ñïåöèôèêè äåÿòåëüíîñòè íà ôîðìèðîâàíèå ñèìïòîìîâ. Ìåðîïðèÿòèÿ ïî ïðîôèëàêòèêå è ìåòîäû ñàìîðåãóëÿöèè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [118,1 K], äîáàâëåí 08.02.2013

  • Ñèíäðîì «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» êàê ïðîÿâëåíèå ïðîôåññèîíàëüíîé äåôîðìàöèè: äèíàìèêà è ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñèìïòîìàòèêà. Îñîáåííîñòè ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ ñî ñòàæåì ðàáîòû áîëåå ïÿòè ëåò. Ïîäõîäû ê ðåøåíèþ ïðîáëåìû.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [649,8 K], äîáàâëåí 21.06.2013

Эмпирическое исследование синдром эмоционального выгорания

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник