Эмпатия и синдром эмоционального выгорания

Эмпатия и синдром эмоционального выгорания thumbnail



В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания,эмпатия, педагогическая деятельность, профилактика синдрома эмоционального выгорания.

Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек — человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и наиболее подвержены влиянию эмоционального выгорания. В настоящее время этот синдром удостоен диагностического статуса.

Широкому изучению подвергнуты вопросы, связанные с личностными особенностями педагогов, влияющими на формирование синдрома эмоционального выгорания, но недостаточно изучены вопросы, связанные с влиянием на данный процесс эмпатии.

Важно отметить, что в профессиональной деятельности педагогов общение с обучающимися занимает одно из важнейших мест. Эмпатия педагога способствует формированию положительного контакта между педагогом и учеником, является существенным элементом, влияющим на успешность освоения любого знания [5].

Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г.Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это состояние эмоционального, умственного и физического истощения, вызванное хроническим стрессом, чаще всего на работе [1, c. 59]. Больше всего выгоранию подвержены люди, работающие в системе «человек-человек»: воспитатели детских дошкольных учреждений, учителя, преподаватели, врачи, социальные работники.

Можно выделить два основных фактора, играющих существенную роль в формирование синдрома эмоционального выгорания — личностный и социальный.

Социальный фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания, — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т. д.) [3, c. 23].

Изучению роли личностных факторов в формирование синдрома эмоционального выгорания посвящены работы известных зарубежных и отечественных ученых: С. Маслач, Е. Махер, К. Кондо, Т. В. Форманюк, А. К. Марковой, Д. В. Трунова и др.

Роль эмпатии в формирование синдрома эмоционального выгорания рассматривалась с позиции взаимоотношения педагога и обучающегося (Ташлыков В. А., Бажин Е. Н., Аминов Н. А. и др.), изучались основные виды эмпатии (Ковалев В. В., Петровский А. В., Ярошевский М. Г. и др.), этапы ее развития (Васильєв И. А., Бойко В. В. и др.), а также функции и механизмы эмпатии (Бодалев А. А., Каштанова Т. Р., Юсупов И. М. и др.).

Современное понимание эмпатии как постижения эмоционального состояния, проникновения, вчувствования во внутренний мир другого человека предполагает наличие трех видов эмпатии: эмоциональной эмпатии, основанной на механизмах отождествления и идентификации; когнитивной эмпатии, базирующейся на интеллектуальных процессах (сравнения и аналогии); предикативной эмпатии, проявляющейся в способности к прогностическому представлению о другом человеке, основанном на интуиции. Однако единой концепции в понимании эмпатии до сих пор не существует, а исследования касаются частных вопросов проблемы [4, c. 86].

Анализируя развитие синдрома эмоционального выгорания, можно заметить определённую тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к отчаянию и экзистенциальной пустоте. На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы эмоционального выгорания [2].

Согласно исследованиям Водопьяновой Н. Е. для молодых педагогических работников характерен эмоциональный вид эмпатии, основанный на механизмах отождествления и идентификации. Низкий уровеньэмпатиихарактерен для лиц социально-отгороженных, сконцентрированных на собственном «Я», с недостаточно развитой социальнойперцепцией, а также эмоционально истощенных вследствие наличия «синдрома эмоционального выгорания». Более высокий уровень эмпатии характерен для лиц сенситивных, испытывающих трудности в социальной и профессиональной адаптации, с несформировавшейся Я-концепцией. Оптимальный (средний) уровень эмпатии характерен для зрелых, профессионально уверенных специалистов, отличающихся высоким коммуникативным потенциалом, умеющих сохранять собственную позицию и психологическую дистанцию, наряду с глубоким пониманием детей и сопереживающим отношением к ним [1, c. 206].

Целью нашего исследования стало изучение влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

В ходе проведения исследования использовались следующие методы:

  1. Беседа, с помощью которой была получена социально-демографическая информация о педагогах образовательного учреждения.
  2. Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко.
  3. Методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна.

Исследование проводилось в МБОУ «Курно — Липовской СОШ». Испытуемыми стали 10 педагогов с разным профессиональным стажем. Из них: 9 учителей — предметников и 1 учитель начальных классов. Средний возраст испытуемых — 37 лет, стаж работы в среднем составляет 10 лет.

Читайте также:  Синдром дауна 8 месяцев видео

В соответствии с методикой В. В. Бойко, в ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:

20 % педагогов имеют низкий уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания;

20 % педагогов имеют средний уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания;

60 % педагогов имеют высокий уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания.

Процентные доли стадий формирования каждой из трех фаз эмоционального выгорания учителей, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Стадии формирования фаз эмоционального выгорания у педагогов, %

Фазы

Стадии формирования фаз эмоционального выгорания

Педагоги сне сформированным синдромом эмоционального выгорания (20%).

Педагоги со средним уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания (20%).

Педагоги свысоким уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания (60%).

Напряжение

50

50

Резистенция

20

50

30

Истощение

50

40

10

Наиболее сформировавшейся фазой эмоционального выгорания является «напряжение», фазы «резистенция» и «истощение» преимущественно находятся в стадии формирования. В фазе «напряжение» наиболее выраженным симптомом является «переживание психотравмирующих обстоятельств» — 40 %. В фазе «резистенция» видно, что наиболее выраженным симптомом является «неадекватное эмоциональное реагирование» — 50 %, а в фазе «истощение» у 30 % педагогов доминирует симптом «психосоматические и психовегетативные нарушения».

Педагоги с высоким уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания имеют высокую выраженность эмпатии, которая часто приводит к проявлению покладистости, уступчивости, готовности прощать других (но не себя), готовности выполнять рутинную работу.

Педагоги со средним уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания имеют средний уровень развития эмпатии. Они, как правило, хорошо контролируют собственные эмоциональные проявления, стараются прогнозировать развитие отношений между людьми.

Педагоги с низким уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания имеют низкий уровень развития эмпатии. Они гораздо более продуктивны при индивидуальной работе, чем при групповой, склонны к рациональным решениям, больше ценят других за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость.

Степень выраженности эмпатии у педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания представлена в таблице 2.

Таблица 2

Степень выраженности эмпатии упедагогов сразличным уровнем эмоционального выгорания, б.

Показатели

Педагоги сне сформированным синдромом эмоционального выгорания (20%).

Педагоги со средним уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания (20%).

Педагоги свысоким уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания (60%).

Уровень эмпатии.

33 — низкий уровень.

52 — нормальный уровень.

74 — высокий уровень.

Итак, проведенное нами исследование показало, что 20 % педагогов имеют низкий уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания; 20 % педагогов имеют средний уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания; 60 % педагогов имеют высокий уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания. Наиболее сформировавшейся фазой эмоционального выгорания является «напряжение», фазы «резистенция» и «истощение» преимущественно находятся в стадии формирования. Доминирующими симптомами эмоционального выгорания является: в фазе «напряжения» — «переживание психотравмирующих обстоятельств», в фазе «резистенции» — «неадекватное эмоциональное реагирование», в фазе «истощения» — «психосоматические и психовегетативные нарушения».

Чем ниже уровень эмпатии, тем меньше выраженность синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Однако применение эмпатии в педагогической деятельности необходимо, поэтому педагоги, обладающие средним уровнем эмпатии наиболее эффективны в педагогической деятельности. Они используют преимущественно предикативнуюэмпатию, проявляющуюся в способности прогнозировать аффективные реакции обучающегося. Такая способность помогает им успешно взаимодействовать с учащимися, сглаживать конфликтные ситуации, сохранять авторитет и уважение среди своих воспитанников. Умеренный уровень эмоционального выгорания, проявляющийся в данной группе педагогов, рекомендуется корректировать с помощью проведения индивидуальных психологических консультаций, социально-психологических тренингов, релаксационных занятий.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания позволяет руководителям учебных заведений создавать условия для сохранения физического и психологического здоровья педагогического коллектива. Одна из моделей предупреждения эмоционального выгорания предусматривает следующие направления: повышение коммуникативных умений с помощью активных методов обучения (социально-психологические тренинги, деловые игры); обучение эффективным стилям коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций; тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития; тренинги личностного и профессионального роста; антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на личностную коррекцию самооценки, формирование уверенности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии, путём овладения методами саморегуляции психоэмоционального состояния и профессиональной деятельности.

Читайте также:  Гидроцефальный синдром в стадии декомпенсации что это

Литература:

  1. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2000. — 329 с.
  2. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал, 2001. — № 3. — С. 48–52.
  3. Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости, 2002. — № 7. — С. 22–25.
  4. Трунов Д. В. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. — М.: Издательство МГУ, 1998. — № 8. — С. 84–89.
  5. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994. — № 6. — С. 57–64.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, педагог, формирование синдрома, уровень эмпатии, синдром, уровень, высокий уровень, педагогическая деятельность, фаза, выраженность эмпатии.

Источник

Как врачи, психологи и социальные работники справляются с профессиональным выгоранием

Что это такое 

На графике выше[1 ]Карягина Т.Д., Кухтова Н.В., Олифирович Н.И., Шермазанян Л. Г. Профессионализация эмпатии и предикторы выгорания помогающих специалистов // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 2. С. 39–58. представлены результаты исследования взаимосвязи эмпатии и эмоциональной компетентности, а также возможной связи этих характеристик с профессиональным выгоранием медицинских сестер. Исследование пыталось ответить на вопрос: не является ли эмоциональное включение в чужие проблемы, неизбежное для людей помогающих профессий, угрозой ментальному благополучию и здоровью профессионала? Оказалось, что важную роль в предотвращении выгорания играет «эмоциональная компетентность». 

Исследование проводилось с помощью опросников и проходило в два этапа. Таблица ниже демонстрирует результаты первого этапа исследования: связь эмпатии и эмоциональной компетентности — того, насколько хорошо человек понимает свои собственные чувства, как к ним относится, как с ними обращается и так далее. В таблице представлены результаты анализа связей показателей эмпатии и эмоциональной компетентности на большой выборке (более 200 человек). По таблице видно, что показатели объединились в две большие группы. Показатели, входящие в одну группу, устойчиво взаимосвязаны, фактически образуют единый комплекс характеристик. Выделенные жирным цифры возле показателя говорят о том, что он статистически значимо входит в данную группу.

 График с результатами исследования эмпатии и профессионального выгорания

График с результатами исследования эмпатии и профессионального выгорания

 // Ксения Рыкова для ПостНауки

Использованный в исследовании опросник эмпатии[2 ]Будаговская Н.А., Дубровская С. В., Карягина Т. Д. Адаптация многофакторного опросника эмпатии М. Дэвиса // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 1. С. 202–227. измеряет такие ее показатели, как способность к децентрации, то есть умение «встать на место другого», сопереживание, уровень эмпатической заботы по отношению к чувствам другого и выраженность эмпатического личного дистресса — склонности эмоционально заражаться эмоциями другого, испытывать негативные чувства по поводу его страданий, тревожиться при этом за себя и так далее. 

Для диагностики эмоциональной компетентности человека использовался опросник для определения уровней алекситимии и параметра, получившего при переводе с английского языка название «психологическая разумность» (Psychological Mindedness)[3 ]Новикова М.А., Корнилова Т.В. «Психологическая разумность» в структуре интеллектуально-личностного потенциала (адаптация опросника) // Психологический журнал. 2014. Том 35. № 1. С. 95–110.. Алекситимия (дословно «нет слов для чувств»)[4 ]Старостина Е.Г., Тэйлор Г.Д., Квилти Л.К., Бобров А.Е., Мошняга Е.Н., Пузырева Н.В., Боброва М.А., Ивашкина М.Г., Кривчикова М.Н., Шаврикова Е.П., Бэгби Р.M. Торонтская шкала алекситимии (20 пунктов): валидизация русскоязычной версии на выборке терапевтических больных // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. Том 20. № 4. С. 31–38. — трудности понимания собственных чувств и эмоций: их опознавания, описания, возможности принимать свои чувства в расчет и опираться на них в своем поведении. Психологическая разумность характеризует то, насколько человек интересуется своим и чужим внутренним миром. Это интерес человека к переживаниям, желание и готовность их обсуждать, полагание такого обсуждения полезным и важным, а также открытость изменениям и новому опыту переживания. 

Фактор 1 (PC1) включает высокий уровень таких показателей эмпатии, как уровень децентрации, сопереживания и эмпатической заботы о чувствах другого человека, а также заинтересованность в сфере переживаний, признание пользы обсуждения переживаний, открытость новому опыту; и низкий показатель алекситимии, то есть хорошую способность принимать свои чувства в расчет и опираться на них в поведении. 

Фактор 2 (PC2) значимо «нагружают» высокие показатели алекситимии: трудности распознавания и описания чувств, высокий эмпатический личный дистресс, низкая доступность собственных переживаний, низкое доверие переживаниям и желание, готовность их обсуждать.

Результат второго этапа представлен на графике — это ответ на вопрос, связан ли уровень выраженности профессионального выгорания у медсестер с выявленными на первом этапе комплексами характеристик эмпатии и эмоциональной компетентности. Исследовалась возможность предсказать уровень показателей профессионального выгорания у медсестер на основе их результатов по выделенным ранее факторам. Медицинские сестры (44 человека), работающие в одном из психоневрологических интернатов Москвы, заполняли, помимо опросников эмпатии, алекситимии и психологической разумности, опросник уровня профессионального выгорания. 

Такое предсказание оказалось возможным для одного из признаков профессионального выгорания — субъективной оценки профессиональных достижений. В нее входит сохранение или потеря ощущения профессиональной успешности, видение своих перспектив в профессии, чувство своей профессиональной значимости (использованный в исследовании тест измеряет еще два его признака: эмоциональное истощение и деперсонализацию). Отметим также, что стаж работы в данной выборке медсестер не предсказывает уровня их профессионального выгорания[5 ]Водопьянова Н. Е. Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008. 358 с..

Читайте также:  Могут люди с синдромом дауна иметь детей

Отдельные точки на графике — это индивидуальные случаи, координаты которых по горизонтали — уровень выраженности фактора 1 или 2, а по вертикали — уровня сохранения или редукции профессиональных достижений. Графики показывают: чем выше уровень выраженности фактора 1, тем более высока субъективная оценка профессиональной успешности. И наоборот: чем выше выраженность фактора 2, тем ниже субъективная оценка профессиональной успешности. С точки зрения статистики данное предсказание достаточно точно (выражаясь на математическом языке — объясняет около 25% дисперсии в обоих случаях).

Рекомендуем по этой теме:

null

Чем это интересно для науки

Это исследование вносит вклад в понимание того, как устроена эмпатия и как она включена в помогающую профессиональную деятельность. 

Эмпатия базируется на сопереживании, разделении чувств другого человека. Даже в наиболее рациональных ее формах человек примеряет опыт другого на себя или соотносит свой опыт с чужим. Продемонстрированная в исследовании тесная связь эмпатии с компетентностью в отношении собственных эмоций подтверждает значимую роль собственного опыта человека для эмпатического отклика. Такой опыт практически инструмент эмпатии. Но любым инструментом надо уметь владеть. Исследование намечает направления дальнейшего изучения условий продуктивного развития эмпатии. 

Традиционно эмпатия считается важнейшим фактором мотивации помощи, помогающего поведения. Дискуссии касаются не самого этого факта, а скорее удельного веса эмпатического отклика среди других факторов: долга, моральных убеждений и тому подобного. Помогающая профессиональная деятельность, к которой традиционно относят работу медиков, психологов, социальных работников и так далее, характеризуется тем, что помогающий специалист в большинстве ситуаций взаимодействует с физически или морально страдающим человеком. При этом помогающие действия, способные прекратить или облегчить страдания, улучшить состояние другого человека, являются его должностными обязанностями. У специалиста нет выбора, помогать или не помогать, как это возможно в нашей обыденной жизни.

Не только в популярной, но и в научной литературе часто утверждается, что эмоциональное заражение состоянием другого человека непроизвольно, практически не поддается регуляции и в результате высокая склонность к эмпатии обязательно приводит помогающих специалистов к выгоранию. 

Данное исследование позволяет предположить, что можно говорить о различных формах или уровнях развития эмпатии в связи со способностью ее регуляции. Вероятно, наряду с высокой эмоциональной компетентностью фактор 1 описывает лучшую регуляцию эмпатии, а фактор 2 — низкую эмоциональную компетентность и плохо регулируемую эмпатию: склонность к эмоциональному заражению состоянием другого, неспособность отличить собственные чувства от чужих, неспособность совладать со своими негативными эмоциями, возникшими в связи с чувствами другого, и так далее. 

Три положительных эмпатических феномена — децентрация, сопереживание и эмпатическая забота — связаны с высоким уровнем способностей к пониманию самого себя. Это означает то, что собственный опыт человека, прочувствованный и осмысленный, может стать основой для сопереживающего понимания другого. Собственные чувства, осознаваемые и достаточно хорошо регулируемые, позволят человеку переключаться между заботой о чувствах другого и о себе, не впадать в эмпатический дистресс. 

Высокий уровень алекситимии и низкий уровень психологической разумности тесно связаны с высоким уровнем эмпатического личного дистресса. Если собственный внутренний мир слабо доступен человеку, если он теряется в своих эмоциях, плохо умеет их выражать и осмыслять, при этом еще и не видит пользы в том, чтобы это делать, ему будет сложно понимать другого и адекватно помогать ему, облегчать его боль или горе. Собственные хаотичные, плохо понятные чувства не позволят перевести фокус внимания на другого.

Исследование показало, что высокий уровень эмпатии и эмоциональной компетентности позволяет медсестрам сохранять уверенность в своих силах, профессиональных способностях и профессиональной значимости, они чувствуют себя «на своем месте». Фактически речь идет о профилактике профессионального выгорания. 

Учитывая, что исследование не показало на данной выборке связи факторов 1 и 2 с развитием эмоционального истощения как элемента профессионального выгорания, можно предположить, что эмпатия и эмоциональная компетентность более связаны с ценностно-смысловой регуляцией помогающей профессиональной деятельности. Эта гипотеза нуждается в дальнейшей проверке.

Зачем мне это знать

Исследование показывает, насколько тесно связаны хорошее самопонимание и эмпатическое понимание другого. Рефлексия, осмысление своих чувств помогают нам осознанно заботиться о чувствах других людей, и, наоборот, эмпатия способствует обогащению нашей внутренней жизни.

Обнаруженное отсутствие связи выраженности симптомов выгорания с высоким уровнем эмпатии «дестигматизирует» помогающих профессионалов, работа которых зачастую рассматривается через призму представления о неизбежности выгорания у высокоэмпатичных людей. Анализ связей эмпатии и эмоциональной компетентности позволяет наметить возможные «мишени» для обучения будущих специалистов, для сопровождения и супервизии помогающих профессионалов.

Источник