Эмоциональный интеллект ребенка с синдромом дауна
Олигофрению как следствие болезни Дауна впервые в 1864 году описал английский врач Лангдон Даун, по имени которого она и получила название.
Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучения. Развитие личности ребенка с синдромом Дауна происходит по тем же законам, что и в развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу интеллектуальной неполноценности оно происходит в своеобразных условиях.
Особым образом идет развитие эмоциональной сферы.
Во-первых, чувства ребенка-Дауна долгое время не достаточно дифференцированы. В этом отношении он несколько напоминает малыша. Известно, что у очень маленьких детей диапазон переживаний невелик: они либо чем-то очень довольны, радуются, либо напротив, огорчаются и плачут. У нормального же ребенка более старшего возраста можно наблюдать множество различных оттенков переживаний. Так, например, от получения хорошей отметки может появится смущение, радость, чувство удовлетворенного самолюбия. Переживания ребенка с аномалией более примитивны, он испытывает только или удовольствие или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет.
Во-вторых, чувства детей с синдромом Дауна часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по всей динамике. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных ситуаций, быстрые переходы от одного настроения к другому. У других детей наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам. Так, например, незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональную реакцию. Проникнувшись желанием куда-либо пойти, с кем-либо повидаться, ребенок с синдромом Дауна не может затем оказаться от своего желания, даже если это стало не целесообразным.
Слабость интеллектуальной регуляции чувств обнаруживается в том, что дети не чем не корригируют своих чувств сообразно ситуации, не могут найти удовлетворение какой-либо своей потребности в ином действии замещающем первоначально задуманное. Они долго не могут найти утешение после какой-либо обиды, не могут удовлетвориться вещью, даже лучшей какой им подобрали взамен похожей, разбитой или утерянной.
Наряду с общим недоразвитием эмоциональной жизни у детей с синдромов Дауна, можно иногда отметить некоторые проявления болезненных чувств, о которых воспитателю нужно знать и соответственно этому осуществлять квалифицированный психолого-педагогический подход к больному ребенку [17].
Таковы, например, явления раздражительной слабости, заключающиеся в том, что в соответствии утомления или при общем ослаблении организма, дети реагируют на все мелочи вспышками раздражения.
Эмоциональная незрелость характеризуется тем, что у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствие критики. Эмоциональные реакции этий детей примитивны и поверхостны. У детей эмоциональное развитие задержано, они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие.
Наблюдается живость эмоций детей с синдромом Дауна (приветливость, доверчивость, оживленность) наряду с их поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, легкую внушаемость в поведении и играх, следует за другими детьми. Их эмоции малоустойчивы, подвижны, отмечается слабость интеллектуальной регуляции чувств.
Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что «Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости…
Развитие психики — это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма». Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.
Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребенка, обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.
У дошкольника недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности.
«Умственно отсталый ребенок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального дошкольника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости» — отмечает Н.Л.Коломинский. Это объясняется тем, что у ребенка очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его действия подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального ребенка, у него не происходит формирование социальных чувств.
Часть сведений об эмоциональной сфере у детей с синдромом Дауна была получена путем проведения специальных психологических исследований. Рассматривалась возможность детей воспринимать и понимать эмоциональные состояния персонажей, изображенных на сюжетных картинках. Исходным было положение о том, что понимание эмоционального состояния другого человека определенным образом характеризует эмоциональный мир ребенка. Было установлено, что дети допускают грубые ошибки и даже искажения при толковании мимики персонажей, изображенных на сюжетной картине, им не доступны сложные и тонкие переживания, они сводят их к более простым и элементарным. Однако почти все дети правильно понимают и называют наиболее часто переживаемые ими самими и окружающими людьми состояния радости обиды и т.п.
Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит к тому, что у учащихся коррекционных школ с опозданием и с трудом формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности и т.д. Сложные эмоции социально-нравственного характера, тонкие оттенки чувств остаются недоступными для понимания и обозначения.
Изучив литературу по данному вопросу, пришли к выводу, что гипотеза подтверждается: эмоциональная сфера дошкольника с синдромом Дауна отличается от эмоциональной сферы дошкольника в норме. Переживания ребенка-Дауна более примитивны, в отличие от сверстника в норме, он испытывает только или удовольствие или неудовольствие. Чувства бывают неадекватны. Ребенок в норме может дифференцировать тонкие оттенки переживаний. Эти данные попробуем подтвердить экспериментально.
Источник
У ребенка 5 лет с синдромом Дауна повышенный фон настроения, преобладают положительные эмоции. Ребенок постоянно проявляет доброжелательность и эмпатию. При определении эмоциональных состояний других, затруднений не испытывает. Наиболее частыми чувственными проявлениями ребенка являются веселость и ласковость. Отсутствуют такие чувственные проявления, как: сверхчувствительность, возбудимость, злобность, завистливость, ревность, жестокость, самомнение и нетерпеливость. В большинстве случаев, чувственные проявления сильной интенсивности, то есть при выражении проявлений ребенок использует речь, поведение и мимику. У ребенка проявляется инфантилизм, стремление к защите. Наибольшие переживания ребенок испытывает в ситуациях взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Действия ребенка адекватны переживаниям.
Для детей с синдромом Дауна 7 лет характерен повышенный фон настроения. Преобладают положительные эмоции. Дети не проявляют злости и агрессии, страхов и тревоги. Оба ребенка постоянно проявляют эмпатию и доброжелательность. Дети определяют эмоциональные состояния других. Наиболее частые чувственные проявления это веселость и ласковость, реже дети проявляют упрямство и обидчивость. У одного ребенка проявились такие отрицательные чувственные проявления, как: боязливость, плаксивость и даже злобность. Дети 7 лет с синдромом Дауна, в основном, проявляют чувственные проявления сильной интенсивности, то есть, задействованы речь, поведение и мимика. Для одного из детей характерно: скрытность и напряженность, для другой: нежность и потребность в теплоте. Дети данного возраста с синдромом Дауна наибольшие переживания испытывают в ситуациях взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Действия детей адекватны переживаниям.
Для ребенка 10 лет с синдромом Дауна характерен повышенный фон настроения, преобладают положительные эмоции. Доминирующие проявления ребенка – это доброжелательность и сочувствие. Агрессии и злости ребенок не проявляет. Достаточно часто ребенок испытывает тревогу, причиной чего является отсутствие матери. Мальчик проявляет чувственные проявления сильной интенсивности, то есть, задействована речь, поведение и мимика. Наибольшие переживания мальчик испытывает при взаимоотношении со взрослыми и сверстниками, а также в ситуациях, удовлетворяющих бытовые потребности. Яркие отрицательные эмоции испытывает при уходе мамы или долгого ее отсутствия.
Детям с синдромом Дауна 13-15 лет, характерен как повышенный, так и неустойчивый фон настроения. Лабильность настроения проявилась у двоих детей, умственная отсталость которых умеренной степени. Также эти же двое детей проявляют такие отрицательные чувственные проявления, как злость и агрессия, хоть и достаточно редко, также, у одного ребенка проявляются тревога и страх. Не смотря на это, у детей преобладают положительные эмоции. Дети часто проявляют доброжелательность и сочувствие. Наиболее частыми чувственными проявлениями являются ласковость и веселость. Без труда определяют эмоциональное состояние других. Лабильность настроения и редкие вспышки агрессии детей данного возраста можно объяснить причинами: более грубое недоразвитие интеллекта, пубертатный период, особенности темперамента, проблемы семейного характера. Дети проявляют чувственные проявления сильной интенсивности, то есть, задействованы: речь, поведение и мимика. Дети импульсивны, могут проявить признаки враждебности. Дети с синдромом Дауна данного возраста наибольшие переживания испытывают в ситуациях общения со взрослыми и сверстниками, а также в ситуациях, где нарушаются или соблюдаются правила поведения.
Ребенку с синдромом Дауна 18 лет характерен повышенный фон настроения, доминируют положительные эмоции. Редко проявляется агрессия, страхи не проявлялись. Мальчик часто проявляет доброжелательность и сочувствие, веселость и ласковость. Проявляются такие отрицательные чувственные проявления, как агрессивность, злобность и обидчивость, но достаточно редко. Ребенок не проявляет жестокости, возбудимости, капризности, завистливости. Чувственные проявления, в основном, средней интенсивности, то есть, задействованы речь и поведение. Мальчику характерно: инфантилизм и напряжение. Наибольшие переживания мальчик испытывает в ситуациях общения со сверстниками. Определяет эмоциональные состояний других людей. Действия ребенка адекватны его переживаниям.
Дата добавления: 2016-10-27; просмотров: 1306 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Н.А.Ефремова, учитель-дефектолог,
г. Курск
ВЛИЯНИЕ СПЕЦИФИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА РАЗВИТИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА
В специальных научных исследованиях, в медицинском, педагогическом, психологическом аспектах болезнь Дауна рассматривается как с точки зрения «лечения», так и с позиции систематического обучения.
До середины XX в. в науке сложились представления о невозможности обучения таких детей, ввиду тотального органического поражения ЦНС и стойкого недоразвития интеллектуальной сферы. [6].
С конца XX в. сведения, имеющиеся в отечественной науке, относительно лиц с синдромом Дауна носят более развернутый информативный характер в области биогенетических и клинических исследований [1].
Менее изученными в данный период истории специального образования являются психолого-педагогические особенности людей данной категории. Основы современной коррекционной педагогики и результаты современных исследований, представленные в работах Е.А. Стребелевой, Е.А. Екжановой, создали предпосылки для более глубокого анализа состояния познавательных и эмоционально-волевых процессов детей синдромом Дауна [7].
Вопросы изучения эмоциональной сферы рассматривались многими известными отечественными психологами, среди них А.В. Запорожец, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, Л.С. Выготский [2; 5]. П. Л. Жиянова., С.Б. Лазуренко, О.Б. Половинкина отмечают, что у детей с синдромом Дауна сохранены только элементарные эмоции: радость, страх, грусть, но вне зависимости от степени нарушения интеллекта у детей указанной категории положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные, поэтому многие их называют «солнечными». Поведение детей добродушием, ласковостью, они легко вступают в контакт. В личностном плане именно детям с синдромом Дауна, в отличие от других детей с нарушениями интеллекта в большей степени свойственна внушаемость и подражательность действиям, что открывает большой потенциал для коррекционно-воспитательного процесса [3].
По мнению В.В. Нагаева, Т.В. Бендас существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления и волевых процессов [8].
Изучив литературу по данному вопросу, мы предположили, что особенности эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна влияют на развитие их познавательной деятельности.
В рамках обозначенной проблемы нами было проведено экспериментальное исследование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86», в котором приняли участи 10 детей дошкольного возраста: 5 детей с синдромом Дауна в анамнезе развития (экспериментальная группа) и 5 детей с нарушениями интеллекта, у которых синдром Дауна в анамнезе отсутствует (контрольная группа).
Целью исследования: определение влияния особенностей эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна на формирование познавательных процессов.
Дети дошкольного возраста с нарушениями интеллекта стали объектом исследования.
Предметом исследования выступили особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
— на основе анализа литературы теоретически обосновать актуальность вопросов изучения познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с синдромом Дауна;
— провести пилотажное исследование развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями интеллекта, в том числе детей с синдромом Дауна;
— выявить особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с синдромом Дауна и определить степень влияния эмоционального состояния на развитие их познавательной деятельности.
В связи со сложностью психофизического состояния детей для обследования нами были использованы следующие методики:
— диагностика эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (авт. Э.Т. Дорофеева);
— методика «Эмоциональная идентификация» (авт. Е.И. Изотова);
— методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (оценка уровня развития внимания и зрительного восприятия);
— методика «Разрезные картинки» (выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки);
— методика «Почтовый ящик», (оценка уровня развития внимания, мышления и зрительного восприятия, развития мелкой моторики);
— методика «Найди пару» (оценка уровня процессов обобщения);
Исследование проводилось в определенной последовательности: ежедневно, в течение недели, перед работой с методиками по определению уровня развития познавательной деятельности с детьми проводилась диагностика эмоционального состояния, данные фиксировались в протоколах обследования.
Результаты показали следующее:
— детям с нарушениями интеллекта не доступны сложные и тонкие переживания, они сводят их к более простым и элементарным (80% исследуемых);
— у детей с синдромом Дауна, в отличие от детей контрольной группы, положительное и нейтральное эмоциональное состояние превалирует над отрицательным (80% — у детей экспериментальной группы, 40% — у детей контрольной группы);
— параметры развития познавательной активности положительно связаны с эмоциональным состоянием дошкольников. У детей с нарушениями интеллекта, в том числе и у детей с синдромом Дауна незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности. Это факт в очередной раз доказывает выводы Л.С. Выготского, А.В. Запорожца о том что «только согласованное функционирование аффекта и интеллекта, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности» [4].
Проведенное исследование и выявленные результаты позволяют сделать следующие выводы:
— благоприятный эмоциональный настрой оказывает положительное влияние на развитие познавательной активности дошкольников, в том числе и детей с синдромом Дауна;
— коррекционная работа по формированию и развитию эмоциональной сферы необходима всем детям дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Литература
1. Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А., Берешева А.К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований // Дефектология. – 2001. – №1. – С. 9-15.
2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.
3. Жиянова П.Л., Поле Е.В. Малыш с синдромом Дауна. Книга для родителей. – М.: Монолит, 2007.
4. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. «Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика». – М., 2004 г.
5. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. – М.: Просвещение, 1989.
6. Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996.
7. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М., 2004.
8. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. Буянова. – М., 1990.
Источник
Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/06/722 (дата обращения: 08.02.2019).
Михайлова М.С.
Магистр биологии, Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева
В статье приведены результаты исследования уровня умственного развития детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в Петропавловском детском психоневрологическом доме-интернате (ПДПНДИ). Исследование проводилось на основе анализа медицинских карт больных детей и применения матриц Равена. Результаты исследования применены в работе сотрудников ПДПНДИ с целью социальной адаптации детей с синдромом Дауна.
Изучение уровня умственного развития детей с синдромом Дауна представляется наиболее интересным. Известно, что индивиды с болезнью Дауна запаздывают в развитии по сравнению со своими обычными сверстниками и среди всех умственно отсталых детей составляют 10-12% [2,34]. Степень недоразвития интеллекта детей с болезнью Дауна может варьировать. По данным зарубежных авторов 65-90% случаев умственного недоразвития у детей с синдромом Дауна – это олигофрения в степени имбецильности. Дебильность и идиотия у детей диагностируется в одинаковых соотношениях [5,16; 1,48].
Исследование умственных способностей у людей с синдромом Дауна началось более 40 лет назад. За это время было опубликовано много работ по определению уровня интеллектуального развития данного контингента людей. Несмотря на то, что все эти исследования имели общую цель, они значительно отличались друг от друга:
— по изучавшимся популяциям,
— по применяемым методам,
— по количеству испытуемых и особенностям развития обследуемых.
Уровень умственного развития можно определить разными способами. Один из них – вычисление IQ – показателя умственного развития на основе способности к быстрому решению стандартных задач, которые составлены так, чтобы результаты их решения давали возможность выявлять и измерять такие первичные способности, как умение логически мыслить, запоминать и представлять предметы в трёх измерениях. Однако определение уровня интеллектуального развития у детей с генетической патологией вызывает определённые трудности. Это связано:
— во-первых, с выбором наиболее оптимальной методики, позволяющей определить уровень интеллекта у этих детей;
— во-вторых, с правильной подготовкой и проведением исследований по этой методике, поскольку дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения, одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать на предложенные раздражители. Следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя.
— в-третьих,с правильной интерпретацией полученных в ходе эксперимента результатов.
Большое значение при патопсихологическом обследовании имеет установление хорошего контакта с обследуемым человеком, что в свою очередь требует от экспериментатора достаточной активности. Во время обследования необходимо создать не просто доброжелательную атмосферу, но уметь заинтересовать обследуемого ребёнка или подростка заданиями, создать положительно насыщенный эмоциональный фон, чтобы обследуемому человеку хотелось продолжить эксперимент. С детьми, имеющими определённые отклонения в умственном развитии, патопсихологическое обследование проводится обычно в виде игры [3,76]. Однако необходимо отметить, что эксперименты, которые проводятся с психически больными или глубоко отсталыми детьми, заведомо не могут быть столь точными и безупречными, как это имеет место при исследовании нормальных детей.
Определение уровня умственного развития детей с синдромом Дауна проходило на базе Петропавловского детского психоневрологического дома-интерната (ПДПНДИ).
Петропавловский детский психоневрологический дом – интернат является медико-педагогическим учреждением, предназначенным для детей с аномалиями умственного и физического развития. Сюда поступают дети в возрасте от 4 до 18 лет, страдающие психическими заболеваниями, сочетающимися с различными формами умственной отсталости. Значительная часть этих детей нуждается в психолого-педагогической помощи и социально-трудовой адаптации. Сотрудники интерната проводят большую работу по воспитанию и необходимой адаптации этих детей в обществе, используя различные методы обучения детей, а также при необходимости применяя медикаментозное лечение.
Все воспитанники данного учреждения в зависимости от состояния здоровья и психического статуса разделены на 3 группы: обучаемые, частично обучаемые и необучаемые.
К первой группе относятся дети с ярко выраженной степенью дебильности и менее выраженной степенью имбецильности. Для обучения этих детей в основном используется специальная адаптированная школьная программа.
Ко второй группе относятся дети со средней и глубокой степенью имбецильности. Основной задачей воспитания и обучения этих глубоко умственно отсталых детей является обучение элементарным навыкам самообслуживания, обучение простым трудовым операциям и освоение самых элементарных представлений об окружающей действительности. В процессе обучения этих детей совершенствуется мелкая моторика рук, развивается умение различать, выделять предметы и знать их назначение, формируется умение понимать обращённую речь.
К третьей группе относятся дети с олигофренией в степени идиотии. Работа с этими детьми сильно затруднена, вследствие их тяжёлого состояния. Однако и с этими воспитанниками коррекционные мероприятия проводятся в индивидуальном порядке сотрудниками медико-педагогического персонала дома-интерната.
Для определения уровня умственного развития у детей с синдромом Дауна после консультаций с психологами дома – интерната нами была выбрана методика в виде Теста Равена. Тест Равена (I. С. Raven) или, иначе, шкала прогрессивных матриц Равена был создан в 1936 году в чёрно-белом варианте для диагностики интеллекта людей от 8 до 65 лет. Тест содержит 5 серий по 12 матриц в каждой с возрастающей трудностью. В данном тесте необходимо определить пропущенные элементы. С 1949 года данный тест используется в цветном варианте в основном для детей с 5 до 11 лет или для пациентов с нарушениями интеллекта. Результаты теста Равена коррелируют с результатами тестов Векслера и Стэнфорд-Бине [3,57].
Учитывая тот факт, что у наблюдаемых нами детей с синдромом Дауна, интеллектуальная сфера сильно страдает, наблюдается постоянная отвлекаемость от предметов даже на малейшие шумы и быстрая утомляемость, нами был выбран сокращённый вариант теста, состоящий из 30 матриц.
В ходе проведённого исследования из 173-х детей, находящихся в доме-интернате, было выявлено 14 детей разных возрастов, у которых фенотипически диагностирован синдром Дауна. В таблице 1 представлены данные о распределении детей с синдромом Дауна по возрасту.
Таблица 1.
Распределение детей с синдромом Дауна по возрасту.
№ п/п | Возраст детей с синдромом Дауна | Количество детей с синдромом Дауна | В % от общего числа детей с данной генетической патологией | В % от общего числа детей, находящихся в доме-интернате |
1. | 5 – 7 лет | 4 | 28,6 | 2,3 |
2. | 8 – 12 лет | 3 | 21,4 | 1,73 |
3. | 13 – 16 лет | 6 | 42,9 | 3,47 |
4. | 18 лет | 1 | 7,1 | 0,6 |
Всего: | 14 | 100 | 8,1 |
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что из 14 детей с синдромом Дауна наибольший процент детей (42,9 %) выявлен в возрастной группе 13-16 лет, наименьший (0,6 %) в возрастной группе 18 лет. Данные таблицы указывают на то, что количество детей с синдромом Дауна в доме-интернате меньше, чем можно было предполагать (частота их встречаемости составляет примерно 8 %), но вполне вероятно, что при цитогенетическом обследовании такой диагноз был бы поставлен гораздо большему количеству воспитанников. Вместе с тем, согласно данным Ф. Фогеля, А. Мотульски (1990) частота рождения детей с синдромом Дауна составляет примерно 1:600 – 1:800 новорожденных, что составляет 0,12 – 0,16% [4,980]. Следовательно, встречаемость детей с синдромом Дауна в специализированном детском учреждении значительно выше популяционной.
Весьма своеобразной является структура психического недоразвития этих детей. У значительной части детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедлено, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.
Наблюдения, проводимые за детьми с синдромом Дауна, находящимися в Петропавловском детском психоневрологическом доме-интернате показали следующие результаты:
- речь у этих детей появляется достаточно поздно и зачастую остаётся недоразвитой,
- понимание речи недостаточное,
- словарный запас бедный,
- часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислании.
В медицинской литературе синдром Дауна рассматривается как дифференцированная форма олигофрении, которая подразделяется на такие степени умственной отсталости как: дебильность, имбецильность и идиотию [3,18].
Так, в ходе исследования нами был выявлен ребёнок с диагнозом болезнь Дауна, олигофрения в стадии имбецильности. Из анамнеза Н.Р.: мальчик отказной, родился 12.05.93г. от второй беременности, вторых родов. Ребёнок поступил из Дома ребенка 03.02.97. с диагнозом болезнь Дауна, олигофрения в стадии имбецильности. Во время проведения исследования было выявлено, что мальчик склонен к аффективным реакциям, иногда с деструктивными действиями – может скинуть предмет со стола, ударить взрослого человека в ситуациях прямого к нему обращения. Ребёнок мало подвижен, фразовая речь не развита; в контакт с незнакомыми вступает не сразу, практически всегда настроен агрессивно. При работе с матрицами Равена ребенок не вникает в суть инструктируемого задания, в связи с этим задание выполняется более 40 минут, что зачастую приводит к повышенной отвлекаемости и потере интереса. По результатам проведённого исследования коэффициент интеллектуального развития этого ребёнка составил меньше 25. Низкий уровень интеллектуального развития мальчика позволяет судить о наличии у него олигофрении в стадии идиотии.
На основании анализа индивидуальных медицинских карт детей нами была составлена таблица, распределяющая детей с синдромом Дауна по уровню их интеллектуального развития.
Таблица 2.
Распределение детей с синдромом Дауна по уровню интеллектуального развития (на основе данных медицинских карт).
№ п/п | Степени умственной отсталости | Коэффициент интеллектуального развития в баллах (Вилли, 1966) | Количество детей с синдромом Дауна |
1. | Дебильность | 50 – 70 | — |
2. | Имбецильность | 25 – 50 | 10 |
3. | Идиотия | 0 – 25 | 4 |
Всего: | 14 |
Согласно данным таблицы видно, что у всех детей с синдромом Дауна, находящимся в Петропавловском детском психоневрологическом доме-интернате наблюдается отставание в умственном развитии, приводящее к возникновению у этих детей умственной отсталости. По данным медицинских карт у 10 детей умственная отсталость выражена в степени имбецильности, у 4-х детей – в степени идиотии. Умственная отсталость в степени дебильности не выявлена ни у одного ребёнка из данного контингента детей. Всё это указывает на чрезвычайно низкий уровень интеллектуального развития детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в доме-интернате.
Однако на основании наблюдений за детьми с синдромом Дауна и значительной адекватности некоторых из них нами было высказано предположение о несоответствии уровня интеллектуального развития у некоторых детей. С целью подтверждения наших предположений был проведён эксперимент по определению степени интеллектуального развития у всех детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в доме-интернате.
На сновании проведённого теста нами были получены результаты, представленные в таблице 3.
Таблица 3.
Распределение детей с синдромом Дауна по уровню интеллектуального развития (на основе результатов теста Равена).
№ п/п | Коэффициент интеллектуального развития | Количество детей с синдромом Дауна | Уровень интеллектуального развития | В % от общего числа детей с синдромом Дауна в доме-интернате |
1. | 74 | 1 | Умственная отсталость в степени дебильности | 7 |
2. | 25 – 46 | 4 | Умственная отсталость в степени имбецильности | 28,6 |
3. | меньше 25 | 9 | Умственная отсталость в степени идиотии | 64,3 |
Всего: | 14 | — | ≈ 100 |
Данные таблицы 3 и рисунка 1 свидетельствуют о том, что у значительной части детей с синдромом Дауна наблюдается чрезвычайно низкий уровень интеллектуального развития. Так, у 9 детей (64,3%) коэффициент интеллектуального развития ниже 25, вследствие чего выявляется умственная отсталость в степени идиотии. У 4 детей (28,6%), содержащихся в доме интернате, выявлена умственная отсталость в степени имбецильности. И у одного ребёнка (Ш.В.) наблюдается умственная отсталость в степени дебильности.
Из анамнеза Ш.В.: девочка от первой беременности, первых срочных родов. Поступила в Петропавловский психоневрологический дом – интернат из Дома ребёнка по причине отказа матери-одиночки. При внешнем осмотре девочка кажется вполне адекватной, понимает обращённую к ней речь, внимательно слушает инструкции к заданию, сама произносит простые слова «мама», «коска», «да». Матрицы выполнены в течение 17 минут, IQ составил 74. На основе данных, полученных в ходе эксперимента, а также собственных наблюдений можно предположить наличие у девочки олигофрении в стадии дебильности.
Сравнивая результаты, представленные в таблицах 2 и 3 можно сделать вывод о том, что в целом интеллектуальное развитие детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в доме-интернате гораздо ниже, чем это отмечено в медицинских картах этих детей, поскольку степень идиотии имеют не 4 детей, а 9. Вместе с тем в ходе эксперимента был выявлен ребёнок (см. Ш.В.), у которого уровень интеллектуального развития намного выше того, который был указан в индивидуальной медицинской карте. Этот ребёнок является вполне адекватным и способен обучаться по специальной школьной программе.
Использование Теста Равена позволило нам получить лишь количественные характеристики интеллектуального развития детей с синдромом Дауна. Однако использование одной методики с целью определения интеллекта у детей не достаточно. Поэтому с целью получения достоверных результатов об уровне интеллектуального развития детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в Петропавловском психоневрологическом доме-интернате, в ближайшее время нами планируется проведение ещё ряда экспериментальных работ с использование других методик.
ЛИТЕРАТУРА
1. Л.О. Бадалян Детская неврология. – М.: Медицина, 1984. – 417 с.
2. Н.П. Бочков Клиническая генетика. – М.: Наука, 1997. – 245 с.
3. Г.С. Маринчева, В.И. Гаврилов Умственная отсталость при наследственных болезнях. – М.: Медицина, 1988. – 223 с.
4. Фогель Ф, Мотульски А.Г. Генетика человека. Т.3. – М.: Мир, 1990. – 1220 с.
5. Bouchard T.J. IQ similarity in twins reared apart: Findings and responses to critics. Intelligence, heredity, and environment. – USA, 1997. – 126 p.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «mihailova_ms»
Источник