Эмоциональная сфера ребенка с синдромом дауна
Н.А.Ефремова, учитель-дефектолог,
г. Курск
ВЛИЯНИЕ СПЕЦИФИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА РАЗВИТИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА
В специальных научных исследованиях, в медицинском, педагогическом, психологическом аспектах болезнь Дауна рассматривается как с точки зрения «лечения», так и с позиции систематического обучения.
До середины XX в. в науке сложились представления о невозможности обучения таких детей, ввиду тотального органического поражения ЦНС и стойкого недоразвития интеллектуальной сферы. [6].
С конца XX в. сведения, имеющиеся в отечественной науке, относительно лиц с синдромом Дауна носят более развернутый информативный характер в области биогенетических и клинических исследований [1].
Менее изученными в данный период истории специального образования являются психолого-педагогические особенности людей данной категории. Основы современной коррекционной педагогики и результаты современных исследований, представленные в работах Е.А. Стребелевой, Е.А. Екжановой, создали предпосылки для более глубокого анализа состояния познавательных и эмоционально-волевых процессов детей синдромом Дауна [7].
Вопросы изучения эмоциональной сферы рассматривались многими известными отечественными психологами, среди них А.В. Запорожец, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, Л.С. Выготский [2; 5]. П. Л. Жиянова., С.Б. Лазуренко, О.Б. Половинкина отмечают, что у детей с синдромом Дауна сохранены только элементарные эмоции: радость, страх, грусть, но вне зависимости от степени нарушения интеллекта у детей указанной категории положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные, поэтому многие их называют «солнечными». Поведение детей добродушием, ласковостью, они легко вступают в контакт. В личностном плане именно детям с синдромом Дауна, в отличие от других детей с нарушениями интеллекта в большей степени свойственна внушаемость и подражательность действиям, что открывает большой потенциал для коррекционно-воспитательного процесса [3].
По мнению В.В. Нагаева, Т.В. Бендас существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления и волевых процессов [8].
Изучив литературу по данному вопросу, мы предположили, что особенности эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна влияют на развитие их познавательной деятельности.
В рамках обозначенной проблемы нами было проведено экспериментальное исследование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86», в котором приняли участи 10 детей дошкольного возраста: 5 детей с синдромом Дауна в анамнезе развития (экспериментальная группа) и 5 детей с нарушениями интеллекта, у которых синдром Дауна в анамнезе отсутствует (контрольная группа).
Целью исследования: определение влияния особенностей эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна на формирование познавательных процессов.
Дети дошкольного возраста с нарушениями интеллекта стали объектом исследования.
Предметом исследования выступили особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
— на основе анализа литературы теоретически обосновать актуальность вопросов изучения познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с синдромом Дауна;
— провести пилотажное исследование развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями интеллекта, в том числе детей с синдромом Дауна;
— выявить особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с синдромом Дауна и определить степень влияния эмоционального состояния на развитие их познавательной деятельности.
В связи со сложностью психофизического состояния детей для обследования нами были использованы следующие методики:
— диагностика эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (авт. Э.Т. Дорофеева);
— методика «Эмоциональная идентификация» (авт. Е.И. Изотова);
— методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (оценка уровня развития внимания и зрительного восприятия);
— методика «Разрезные картинки» (выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки);
— методика «Почтовый ящик», (оценка уровня развития внимания, мышления и зрительного восприятия, развития мелкой моторики);
— методика «Найди пару» (оценка уровня процессов обобщения);
Исследование проводилось в определенной последовательности: ежедневно, в течение недели, перед работой с методиками по определению уровня развития познавательной деятельности с детьми проводилась диагностика эмоционального состояния, данные фиксировались в протоколах обследования.
Результаты показали следующее:
— детям с нарушениями интеллекта не доступны сложные и тонкие переживания, они сводят их к более простым и элементарным (80% исследуемых);
— у детей с синдромом Дауна, в отличие от детей контрольной группы, положительное и нейтральное эмоциональное состояние превалирует над отрицательным (80% — у детей экспериментальной группы, 40% — у детей контрольной группы);
— параметры развития познавательной активности положительно связаны с эмоциональным состоянием дошкольников. У детей с нарушениями интеллекта, в том числе и у детей с синдромом Дауна незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности. Это факт в очередной раз доказывает выводы Л.С. Выготского, А.В. Запорожца о том что «только согласованное функционирование аффекта и интеллекта, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности» [4].
Проведенное исследование и выявленные результаты позволяют сделать следующие выводы:
— благоприятный эмоциональный настрой оказывает положительное влияние на развитие познавательной активности дошкольников, в том числе и детей с синдромом Дауна;
— коррекционная работа по формированию и развитию эмоциональной сферы необходима всем детям дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Литература
1. Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А., Берешева А.К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований // Дефектология. – 2001. – №1. – С. 9-15.
2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.
3. Жиянова П.Л., Поле Е.В. Малыш с синдромом Дауна. Книга для родителей. – М.: Монолит, 2007.
4. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. «Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика». – М., 2004 г.
5. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. – М.: Просвещение, 1989.
6. Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996.
7. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М., 2004.
8. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. Буянова. – М., 1990.
Источник
Олигофрению как следствие болезни Дауна впервые в 1864 году описал английский врач Лангдон Даун, по имени которого она и получила название.
Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучения. Развитие личности ребенка с синдромом Дауна происходит по тем же законам, что и в развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу интеллектуальной неполноценности оно происходит в своеобразных условиях.
Особым образом идет развитие эмоциональной сферы.
Во-первых, чувства ребенка-Дауна долгое время не достаточно дифференцированы. В этом отношении он несколько напоминает малыша. Известно, что у очень маленьких детей диапазон переживаний невелик: они либо чем-то очень довольны, радуются, либо напротив, огорчаются и плачут. У нормального же ребенка более старшего возраста можно наблюдать множество различных оттенков переживаний. Так, например, от получения хорошей отметки может появится смущение, радость, чувство удовлетворенного самолюбия. Переживания ребенка с аномалией более примитивны, он испытывает только или удовольствие или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет.
Во-вторых, чувства детей с синдромом Дауна часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по всей динамике. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных ситуаций, быстрые переходы от одного настроения к другому. У других детей наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам. Так, например, незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональную реакцию. Проникнувшись желанием куда-либо пойти, с кем-либо повидаться, ребенок с синдромом Дауна не может затем оказаться от своего желания, даже если это стало не целесообразным.
Слабость интеллектуальной регуляции чувств обнаруживается в том, что дети не чем не корригируют своих чувств сообразно ситуации, не могут найти удовлетворение какой-либо своей потребности в ином действии замещающем первоначально задуманное. Они долго не могут найти утешение после какой-либо обиды, не могут удовлетвориться вещью, даже лучшей какой им подобрали взамен похожей, разбитой или утерянной.
Наряду с общим недоразвитием эмоциональной жизни у детей с синдромов Дауна, можно иногда отметить некоторые проявления болезненных чувств, о которых воспитателю нужно знать и соответственно этому осуществлять квалифицированный психолого-педагогический подход к больному ребенку [17].
Таковы, например, явления раздражительной слабости, заключающиеся в том, что в соответствии утомления или при общем ослаблении организма, дети реагируют на все мелочи вспышками раздражения.
Эмоциональная незрелость характеризуется тем, что у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствие критики. Эмоциональные реакции этий детей примитивны и поверхостны. У детей эмоциональное развитие задержано, они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие.
Наблюдается живость эмоций детей с синдромом Дауна (приветливость, доверчивость, оживленность) наряду с их поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, легкую внушаемость в поведении и играх, следует за другими детьми. Их эмоции малоустойчивы, подвижны, отмечается слабость интеллектуальной регуляции чувств.
Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что «Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости…
Развитие психики — это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма». Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.
Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребенка, обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.
У дошкольника недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности.
«Умственно отсталый ребенок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального дошкольника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости» — отмечает Н.Л.Коломинский. Это объясняется тем, что у ребенка очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его действия подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального ребенка, у него не происходит формирование социальных чувств.
Часть сведений об эмоциональной сфере у детей с синдромом Дауна была получена путем проведения специальных психологических исследований. Рассматривалась возможность детей воспринимать и понимать эмоциональные состояния персонажей, изображенных на сюжетных картинках. Исходным было положение о том, что понимание эмоционального состояния другого человека определенным образом характеризует эмоциональный мир ребенка. Было установлено, что дети допускают грубые ошибки и даже искажения при толковании мимики персонажей, изображенных на сюжетной картине, им не доступны сложные и тонкие переживания, они сводят их к более простым и элементарным. Однако почти все дети правильно понимают и называют наиболее часто переживаемые ими самими и окружающими людьми состояния радости обиды и т.п.
Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит к тому, что у учащихся коррекционных школ с опозданием и с трудом формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности и т.д. Сложные эмоции социально-нравственного характера, тонкие оттенки чувств остаются недоступными для понимания и обозначения.
Изучив литературу по данному вопросу, пришли к выводу, что гипотеза подтверждается: эмоциональная сфера дошкольника с синдромом Дауна отличается от эмоциональной сферы дошкольника в норме. Переживания ребенка-Дауна более примитивны, в отличие от сверстника в норме, он испытывает только или удовольствие или неудовольствие. Чувства бывают неадекватны. Ребенок в норме может дифференцировать тонкие оттенки переживаний. Эти данные попробуем подтвердить экспериментально.
Источник
У ребенка 5 лет с синдромом Дауна повышенный фон настроения, преобладают положительные эмоции. Ребенок постоянно проявляет доброжелательность и эмпатию. При определении эмоциональных состояний других, затруднений не испытывает. Наиболее частыми чувственными проявлениями ребенка являются веселость и ласковость. Отсутствуют такие чувственные проявления, как: сверхчувствительность, возбудимость, злобность, завистливость, ревность, жестокость, самомнение и нетерпеливость. В большинстве случаев, чувственные проявления сильной интенсивности, то есть при выражении проявлений ребенок использует речь, поведение и мимику. У ребенка проявляется инфантилизм, стремление к защите. Наибольшие переживания ребенок испытывает в ситуациях взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Действия ребенка адекватны переживаниям.
Для детей с синдромом Дауна 7 лет характерен повышенный фон настроения. Преобладают положительные эмоции. Дети не проявляют злости и агрессии, страхов и тревоги. Оба ребенка постоянно проявляют эмпатию и доброжелательность. Дети определяют эмоциональные состояния других. Наиболее частые чувственные проявления это веселость и ласковость, реже дети проявляют упрямство и обидчивость. У одного ребенка проявились такие отрицательные чувственные проявления, как: боязливость, плаксивость и даже злобность. Дети 7 лет с синдромом Дауна, в основном, проявляют чувственные проявления сильной интенсивности, то есть, задействованы речь, поведение и мимика. Для одного из детей характерно: скрытность и напряженность, для другой: нежность и потребность в теплоте. Дети данного возраста с синдромом Дауна наибольшие переживания испытывают в ситуациях взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Действия детей адекватны переживаниям.
Для ребенка 10 лет с синдромом Дауна характерен повышенный фон настроения, преобладают положительные эмоции. Доминирующие проявления ребенка – это доброжелательность и сочувствие. Агрессии и злости ребенок не проявляет. Достаточно часто ребенок испытывает тревогу, причиной чего является отсутствие матери. Мальчик проявляет чувственные проявления сильной интенсивности, то есть, задействована речь, поведение и мимика. Наибольшие переживания мальчик испытывает при взаимоотношении со взрослыми и сверстниками, а также в ситуациях, удовлетворяющих бытовые потребности. Яркие отрицательные эмоции испытывает при уходе мамы или долгого ее отсутствия.
Детям с синдромом Дауна 13-15 лет, характерен как повышенный, так и неустойчивый фон настроения. Лабильность настроения проявилась у двоих детей, умственная отсталость которых умеренной степени. Также эти же двое детей проявляют такие отрицательные чувственные проявления, как злость и агрессия, хоть и достаточно редко, также, у одного ребенка проявляются тревога и страх. Не смотря на это, у детей преобладают положительные эмоции. Дети часто проявляют доброжелательность и сочувствие. Наиболее частыми чувственными проявлениями являются ласковость и веселость. Без труда определяют эмоциональное состояние других. Лабильность настроения и редкие вспышки агрессии детей данного возраста можно объяснить причинами: более грубое недоразвитие интеллекта, пубертатный период, особенности темперамента, проблемы семейного характера. Дети проявляют чувственные проявления сильной интенсивности, то есть, задействованы: речь, поведение и мимика. Дети импульсивны, могут проявить признаки враждебности. Дети с синдромом Дауна данного возраста наибольшие переживания испытывают в ситуациях общения со взрослыми и сверстниками, а также в ситуациях, где нарушаются или соблюдаются правила поведения.
Ребенку с синдромом Дауна 18 лет характерен повышенный фон настроения, доминируют положительные эмоции. Редко проявляется агрессия, страхи не проявлялись. Мальчик часто проявляет доброжелательность и сочувствие, веселость и ласковость. Проявляются такие отрицательные чувственные проявления, как агрессивность, злобность и обидчивость, но достаточно редко. Ребенок не проявляет жестокости, возбудимости, капризности, завистливости. Чувственные проявления, в основном, средней интенсивности, то есть, задействованы речь и поведение. Мальчику характерно: инфантилизм и напряжение. Наибольшие переживания мальчик испытывает в ситуациях общения со сверстниками. Определяет эмоциональные состояний других людей. Действия ребенка адекватны его переживаниям.
Дата добавления: 2016-10-27; просмотров: 1310 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Срок реализации программы
Возраст 7 — 10 лет
Автор-составитель:
коррекционный психолог
Абрамян Виолетта Артуровна
Консультант: директор
АНО Центр «Солнечный круг»
Примакова Надежда Николаевна
Оренбург
2018
Содержание
Пояснительная записка
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной коррекционной психологии и педагогики. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. По данным Министерства социального развития Оренбургской области на 01.11.2017 в Оренбурге проживает 2130 детей-инвалидов. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами министерства оценивается, как каждый 10-ый ребенок в Оренбургской области рождается с какими ограниченными возможностями здоровья. АНО «Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг» зарегистрирован в юстиции 27.12.2017 года.
Основной целью Центра «Солнечный круг»является социализация и адаптация детей с синдромом Дауна и ограниченными возможностями здоровья, всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
На 01.02. 2018 года численность детей с синдромом Даунав Центре «Солнечный круг» составляет — 62 ребенка: из них проживают в городе Оренбурге – 39 детей; в Оренбургской области – 25 детей.
Многие семьи, проживающие в Оренбургской области стараются переехать жить в город Оренбург, для того чтобы развивать ребенка и получать квалифицированную помощь.
Центр «Солнечный круг» работает по программе Психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна разработанной руководителем научно-практического центра АС и ФР ОГПУ к.п.н., доцентом Голиковой Е.М. и к.пс.н ОрГМУ Глазевой М.А.
Аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психолого-педагогическую и социальную проблему, то есть недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью, с нарушениями зрения, координации двигательной сферы детей с синдромом Дауна. Такое ограничение предполагает, что у детей с синдромом Дауна нет возможности получить психолого-педагогическую и социальную помощь.
Для успешной адаптации детей с синдромом Дауна нами была создана коррекционно-развивающая программа «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА»
Коррекция имеющихся у детей с синдромом Дауна недостатков проводится в малых возрастных группах. Коррекционная группа для детей с синдромом Дауна выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.
Психокоррекционный процесс рассчитан сроком на один год и представляет серию регулярно проходящих встреч.
Продолжительность одного занятия в подгруппе составляет 30 минут. Частота занятий — 2 раза в неделю. В работе с детьми с синдромом Дауна используется типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, рисования, лепки, аппликации, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр. Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:
Цель: На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.
Задачи:
развитие познавательной активности учащихся;
формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
психологическая коррекция поведения ребёнка;
социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Этапы коррекционно-развивающая программа:
IЭтап (диагностический):
В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна, уровень включенности в обще групповую деятельность. Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом (см. Карту психологического обследования). Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения у детей с синдромом Дауна в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.
IIЭтап (коррекционный):
На данном этапе проводится следующая психологическая коррекция детей с синдромом Дауна:
помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
повышение социального статуса ребенка в коллективе;
развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
развитие и совершенствование коммуникативных функций; эмоционально-волевой регуляции поведения;
создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:
когнитивный блок (задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов);
эмоциональный блок (отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний);
поведенческий блок (задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения).
III Этап (блок оценки):
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у детей с синдромом Дауна в результате психокоррекционных воздействий. Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка с синдромом Дауна в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.
IVЭтап (прогностический):
Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций детей с синдромом Дауна.
2. Тематический план
Перспективный план работы
Содержание занятий
Часы
Коррекция когнитивных процессов
26
Коррекция социальных и коммуникативных умений
18
Коррекция поведения
14
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы
10
Итоговые занятия
4
Всего часов за год
72
Всего часов в неделю:
2
Примерный годовой план распределения
Месяцы
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
VI
Коррекция когнитивных процессов
3
3
3
3
2
3
3
3
2
1
Коррекция социальных и коммуникативных умений
3
2
2
2
2
1
2
2
1
1
Коррекция поведения
2
2
1
2
2
1
1
1
1
1
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итоговые занятия
1
1
1
1
Всего за месяц
9
8
8
8
7
7
7
7
6
5
Всего за год
72
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
1 РАЗДЕЛ
Коррекция когнитивных процессов (26 часов)
Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. «Релаксация — напряжение». Развитие рефлексивных навыков «Я чувствую…»
2 РАЗДЕЛ
Коррекция социальных и коммуникативных умений (18 часов)
Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.
3 РАЗДЕЛ
Коррекция поведения (14 часов)
Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.
4 РАЗДЕЛ
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы (10 часов)
Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость. Агрессию — под контроль.
5 РАЗДЕЛ
Итоговые занятия
(4 часа)
ИТОГО: 72 ЧАСА
4. Методики используемые в программе
ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных
Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
Принцип компенсации — опора на сохранные, более развитые психические процессы.
Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.
Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Методики используемые на занятиях
Методика «Тулуз Пьерона» (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД).
Методика «Рисунок человека» (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий).
Методика «Типы Памяти» (Типы памяти и преобладающий тип).
Методика «Эталоны» (Зрительное восприятие).
Коррекция когнитивных процессов «Как научиться учиться»
Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов.
Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий.
Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания.
Коррекция восприятия.
Релаксация – напряжение.
Развитие рефлексивных навыков.
Коррекция социальных и коммуникативных умений
Психологический тренинг «Среди людей»:
Освоение приёмов активного общения «Я и другие».
Раскрытие качеств, необходимых для активного общения «Какой я и какие другие».
Знакомство с принципами хорошего слушания «Я слушаю».
Расширение представлений о способах самоанализа «Какое решение верно».
Обучение владению собой.
Отстаивание своей точки зрения и аргументации «Моё мнение».
Сплочение группы «Учимся общаться».
Устранение барьеров общения «Я + Ты».
Стили общения.
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Путешествие на воздушном шаре».
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Мафия».
Навыки совместной работы. Коммуникативная игра «Необитаемый остров».
Конфликты и способы их разрешения. Отработка навыков неконфликтного поведения.
Коррекция поведения «Познавая себя и других»
«Я — это я! Знаю ли я себя»
«Я и мои чувства»
«Что такое доброта?» (Занятие в технологии французской мастерской)
«Добрым быть на свете веселей»
«Добрым быть полезно»
«Правда, ложь, фантазия»
«Учимся управлять своими эмоциями»
«Я тебя понимаю». Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?
«Что такое ДРУЖБА? «(Занятие в технологии французской мастерской)
«Настоящий друг». (Сказкотерапия, видеотренинг)
«Спокойствие. Учимся правильно дышать».
«Индивидуальность или чем я отличаюсь от других»
«Я и Ты. Чем мы похожи».
«Поведение и культура»
Коррекция эмоционально-личностной сферы
«Я учусь владеть собой». Основы саморегуляции.
«Послушание».
«Застенчивость».
«Агрессию – под контроль. Коммуникативность».
Итоговые тестирование детей с синдромом Дауна:
Методика «Векслера» (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты).
Методика «Тулуз Пьерона» (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД).
Методика «Рисунок человека» (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий).
Методика «Типы Памяти» (Типы памяти и преобладающий тип).
Методика «Эталоны» (Зрительное восприятие).
Нормативно-правовая документация
Нормативные документы
Закон об образовании РФ от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября1989 г.
Устав АНО «Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг».
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна.
Список литературы
Айхингер А., В. Холл «Психодрама в детской групповой терапии». -М: ГЕНЕЗИС, 2013
Бабкина Н. В. Радость познания. — М.: 2010
Вагапова Д. X. «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах». -М.: Цитадель, 1999.
Винник М. О. «Задержка психического развития». — Ростов — на -Дону: «ФЕНИКС», 2014.
Гунина Е. В. «Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников». — КЛИО, 2012.
Зинкевич — Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. «Проективная диагностика в сказкотерапии». — СПб «РЕЧЬ», 2003.
Игры — обучение, тренинг, досуг…// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. — М.: Новая школа, 2014.
Ильина М. В. «Чувствуем, познаём, размышляем». — М.: АРКТИ, 2004.
Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники». — Ростов-на-Дону «Феникс», 2008.
Карелина И. О. «Эмоциональное развитие детей». — Ярославль: «Академия развития», 2006.
Кипнис М. «128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу». — М.: «ACT», СПб: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2009.
Козак О. Н. «Путешествие в страну игр». — СПб.: «Союз», 2007.
Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 2008.
Кряжева Н. Л. «Мир детских эмоций». — Ярославль: «Академия развития», 2011.
Леванова Е. А., Волошина А. Е. «Игра в тренинге. Возможности иг?