Эмоциональная сфера детей с синдромом дауна

Эмоциональная сфера детей с синдромом дауна thumbnail

Н.А.Ефремова, учитель-дефектолог,

г. Курск

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИФИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА РАЗВИТИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА

В специальных научных исследованиях, в медицинском, педагогическом, психологическом аспектах болезнь Дауна рассматривается как с точки зрения «лечения», так и с позиции систематического обучения.

До середины XX в. в науке сложились представления о невозможности обучения таких детей, ввиду тотального органического поражения ЦНС и стойкого недоразвития интеллектуальной сферы. [6].

С конца XX в. сведения, имеющиеся в отечественной науке, относительно лиц с синдромом Дауна носят более развернутый информативный характер в области биогенетических и клинических исследований [1].

Менее изученными в данный период истории специального образования являются психолого-педагогические особенности людей данной категории. Основы современной коррекционной педагогики и результаты современных исследований, представленные в работах Е.А. Стребелевой, Е.А. Екжановой, создали предпосылки для более глубокого анализа состояния познавательных и эмоционально-волевых процессов детей синдромом Дауна [7].

Вопросы изучения эмоциональной сферы рассматривались многими известными отечественными психологами, среди них А.В. Запорожец, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, Л.С. Выготский [2; 5]. П. Л. Жиянова., С.Б. Лазуренко, О.Б. Половинкина отмечают, что у детей с синдромом Дауна сохранены только элементарные эмоции: радость, страх, грусть, но вне зависимости от степени нарушения интеллекта у детей указанной категории положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные, поэтому многие их называют «солнечными». Поведение детей добродушием, ласковостью, они легко вступают в контакт. В личностном плане именно детям с синдромом Дауна, в отличие от других детей с нарушениями интеллекта в большей степени свойственна внушаемость и подражательность действиям, что открывает большой потенциал для коррекционно-воспитательного процесса [3].

По мнению В.В. Нагаева, Т.В. Бендас существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления и волевых процессов [8].

Изучив литературу по данному вопросу, мы предположили, что особенности эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна влияют на развитие их познавательной деятельности.

В рамках обозначенной проблемы нами было проведено экспериментальное исследование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86», в котором приняли участи 10 детей дошкольного возраста: 5 детей с синдромом Дауна в анамнезе развития (экспериментальная группа) и 5 детей с нарушениями интеллекта, у которых синдром Дауна в анамнезе отсутствует (контрольная группа).

Целью исследования: определение влияния особенностей эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна на формирование познавательных процессов.

Дети дошкольного возраста с нарушениями интеллекта стали объектом исследования.

Предметом исследования выступили особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

— на основе анализа литературы теоретически обосновать актуальность вопросов изучения познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с синдромом Дауна;

— провести пилотажное исследование развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями интеллекта, в том числе детей с синдромом Дауна;

— выявить особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с синдромом Дауна и определить степень влияния эмоционального состояния на развитие их познавательной деятельности.

В связи со сложностью психофизического состояния детей для обследования нами были использованы следующие методики:

— диагностика эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (авт. Э.Т. Дорофеева);

— методика «Эмоциональная идентификация» (авт. Е.И. Изотова);

— методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (оценка уровня развития внимания и зрительного восприятия);

— методика «Разрезные картинки» (выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки);

— методика «Почтовый ящик», (оценка уровня развития внимания, мышления и зрительного восприятия, развития мелкой моторики);

— методика «Найди пару» (оценка уровня процессов обобщения);

Исследование проводилось в определенной последовательности: ежедневно, в течение недели, перед работой с методиками по определению уровня развития познавательной деятельности с детьми проводилась диагностика эмоционального состояния, данные фиксировались в протоколах обследования.

Результаты показали следующее:

— детям с нарушениями интеллекта не доступны сложные и тонкие переживания, они сводят их к более простым и элементарным (80% исследуемых);

— у детей с синдромом Дауна, в отличие от детей контрольной группы, положительное и нейтральное эмоциональное состояние превалирует над отрицательным (80% — у детей экспериментальной группы, 40% — у детей контрольной группы);

— параметры развития познавательной активности положительно связаны с эмоциональным состоянием дошкольников. У детей с нарушениями интеллекта, в том числе и у детей с синдромом Дауна незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности. Это факт в очередной раз доказывает выводы Л.С. Выготского, А.В. Запорожца о том что «только согласованное функционирование аффекта и интеллекта, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности» [4].

Проведенное исследование и выявленные результаты позволяют сделать следующие выводы:

— благоприятный эмоциональный настрой оказывает положительное влияние на развитие познавательной активности дошкольников, в том числе и детей с синдромом Дауна;

— коррекционная работа по формированию и развитию эмоциональной сферы необходима всем детям дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Литература

1. Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А., Берешева А.К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клинических, цитогенетических и молекулярно-цитогенетических исследований // Дефектология. – 2001. – №1.  – С. 9-15.

2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.

3. Жиянова П.Л., Поле Е.В. Малыш с синдромом Дауна. Книга для родителей. – М.: Монолит, 2007.

4. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. «Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика». –  М., 2004 г.

5. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. – М.: Просвещение, 1989.

6. Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996.

Читайте также:  Синдром когда жертва защищает насильника

7. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М., 2004.

8. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. Буянова. – М., 1990.

Источник

Олигофрению как следствие болезни Дауна впервые в 1864 году описал английский врач Лангдон Даун, по имени которого она и получила название.

Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучения. Развитие личности ребенка с синдромом Дауна происходит по тем же законам, что и в развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу интеллектуальной неполноценности оно происходит в своеобразных условиях.

Особым образом идет развитие эмоциональной сферы.

Во-первых, чувства ребенка-Дауна долгое время не достаточно дифференцированы. В этом отношении он несколько напоминает малыша. Известно, что у очень маленьких детей диапазон переживаний невелик: они либо чем-то очень довольны, радуются, либо напротив, огорчаются и плачут. У нормального же ребенка более старшего возраста можно наблюдать множество различных оттенков переживаний. Так, например, от получения хорошей отметки может появится смущение, радость, чувство удовлетворенного самолюбия. Переживания ребенка с аномалией более примитивны, он испытывает только или удовольствие или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет.

Во-вторых, чувства детей с синдромом Дауна часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по всей динамике. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных ситуаций, быстрые переходы от одного настроения к другому. У других детей наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам. Так, например, незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональную реакцию. Проникнувшись желанием куда-либо пойти, с кем-либо повидаться, ребенок с синдромом Дауна не может затем оказаться от своего желания, даже если это стало не целесообразным.

Слабость интеллектуальной регуляции чувств обнаруживается в том, что дети не чем не корригируют своих чувств сообразно ситуации, не могут найти удовлетворение какой-либо своей потребности в ином действии замещающем первоначально задуманное. Они долго не могут найти утешение после какой-либо обиды, не могут удовлетвориться вещью, даже лучшей какой им подобрали взамен похожей, разбитой или утерянной.

Наряду с общим недоразвитием эмоциональной жизни у детей с синдромов Дауна, можно иногда отметить некоторые проявления болезненных чувств, о которых воспитателю нужно знать и соответственно этому осуществлять квалифицированный психолого-педагогический подход к больному ребенку [17].

Таковы, например, явления раздражительной слабости, заключающиеся в том, что в соответствии утомления или при общем ослаблении организма, дети реагируют на все мелочи вспышками раздражения.

Эмоциональная незрелость характеризуется тем, что у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствие критики. Эмоциональные реакции этий детей примитивны и поверхостны. У детей эмоциональное развитие задержано, они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие.

Наблюдается живость эмоций детей с синдромом Дауна (приветливость, доверчивость, оживленность) наряду с их поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, легкую внушаемость в поведении и играх, следует за другими детьми. Их эмоции малоустойчивы, подвижны, отмечается слабость интеллектуальной регуляции чувств.

Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что «Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости…

Развитие психики — это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма». Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.

Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребенка, обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.

У дошкольника недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности.

«Умственно отсталый ребенок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального дошкольника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости» — отмечает Н.Л.Коломинский. Это объясняется тем, что у ребенка очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его действия подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального ребенка, у него не происходит формирование социальных чувств.

Часть сведений об эмоциональной сфере у детей с синдромом Дауна была получена путем проведения специальных психологических исследований. Рассматривалась возможность детей воспринимать и понимать эмоциональные состояния персонажей, изображенных на сюжетных картинках. Исходным было положение о том, что понимание эмоционального состояния другого человека определенным образом характеризует эмоциональный мир ребенка. Было установлено, что дети допускают грубые ошибки и даже искажения при толковании мимики персонажей, изображенных на сюжетной картине, им не доступны сложные и тонкие переживания, они сводят их к более простым и элементарным. Однако почти все дети правильно понимают и называют наиболее часто переживаемые ими самими и окружающими людьми состояния радости обиды и т.п.

Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит к тому, что у учащихся коррекционных школ с опозданием и с трудом формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности и т.д. Сложные эмоции социально-нравственного характера, тонкие оттенки чувств остаются недоступными для понимания и обозначения.

Изучив литературу по данному вопросу, пришли к выводу, что гипотеза подтверждается: эмоциональная сфера дошкольника с синдромом Дауна отличается от эмоциональной сферы дошкольника в норме. Переживания ребенка-Дауна более примитивны, в отличие от сверстника в норме, он испытывает только или удовольствие или неудовольствие. Чувства бывают неадекватны. Ребенок в норме может дифференцировать тонкие оттенки переживаний. Эти данные попробуем подтвердить экспериментально.

Читайте также:  Что такое синдром недосказанности в психологии это

Источник

Обзор литературы показывает, что младенцы с синдромом Дауна уже сразу после рождения способны устанавливать взаимо­действие с матерью. Качество этого взаимодействия зависит, с одной стороны от состояния матери, переживающей шок, горе и депрессию после сообщения диагноза ребенка, с другой — от особенностей самого ребенка (Р.Ж. Мухамедрахимов).

Интересны данные, о том, что на ранних этапах задержка развития ребенка с синдромом Дауна в значительной степени объяс­няется особенностями семейного взаимодействия. Майкл Дж. Гу-ральник в своем докладе «Связь между общим представлением о развитии ребенка и системой ранней помощи детям с синдромом Дауна» (Шестой всемирный конгресс по синдрому Дауна, Мад­рид, 1997 год) отмечает, что стресс, вызванный появлением в семье малыша с отклонением в развитии, влияет на модель се­мейного взаимодействия. Выход изданной ситуации автор видит во всесторонней поддержке семьи, воспитывающей ребенка с син­дромом Дауна, причем значительная роль здесь отводится ее уча­стию в хорошо выстроенной программе ранней помощи.

Уже на самом первом этапе формирования детско-родительс-ких отношений наблюдаются искажения в процессе настраивания, что выражается в сокращении длительности контакта глаз, нару­шения очередности вокализаций, менее яркой реакцией ребенка на появление близкого человека. Эти и другие нарушения являют­ся основным объектом воздействия специалистов ранней помощи в программах домашнего визитирования. Опыт работы показыва­ет, что одновременное воздействие на пару «мать — ребенок», дает оптимальные результаты и позволяет сформировать у ребенка с синдромом Дауна отношения привязанности такие же, как у их здоровых сверстников. Хорошая способность к подражанию при условии частых контактов с мамой, умение мамы дозировать свою активность при инициации общения помогает сформировать у та­ких детей относительно высокое качество взаимодействия.

Стратегия взрослых при общении с ребенком с синдромом Дауна должна строиться с учетом следующих специфических мо­ментов: темп речи должен быть медленным, следует следить за семантической соотнесенностью речи, необходимо, также, пре­дусматривать большее количество повторений вербальных и не­вербальных стимулов.

Важно помнить, что излишне активное вмешательство взрос­лых, их неумение жить в темпе малыша, могут отрицательно по­влиять как на характер взаимодействия, так и на познавательную деятельность ребенка. При формировании общения в процессе со­вместной игры нужно учитывать, что объем внимания не позво­ляет малышу полноценно осуществлять контакт в том случае, если познавательная задача лежит в зоне ближайшего развития. Только в том случае, если игра знакома малышу и используется как мо­тив и цель коммуникативной деятельности, мы можем добиться полноценного ситуативно-делового общения. Предварительное ос­воение нового вида деятельности более успешно проходит при использовании двухэтапного знакомства: собственно презентации и самостоятельных проб ребенка.

Раннее начало помощи семье, практически с момента рожде­ния ребенка, учет особенностей формирования детско-родительс-ких отношений, одновременное воздействие на диаду «мать-ребе­нок», помогает нам уже при реализации программы домашнего визитирования заложить фундамент адекватных детско-родитель-ских отношений.

Следующий шаг формирования социально-эмоционального развития происходит в условиях адаптационной группы. Пребыва­ние ребенка в обществе сверстников и новых для него взрослых, его участие в специально организованных совместных играх и де­ятельности, помогает нам максимально приблизить социально-эмоциональное развитие малыша с синдромом Дауна к возраст­ной норме.

Источник

Шаихова Валерия Викторовна
Особенности детей с синдромом Дауна

а) Общая характеристика детей с синдромом Дауна;

б) Комплексное развитие детей с синдромом Дауна;

в) Обучение детей с синдромом Дауна

Общим для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта,является также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Внимание у таких детейвсегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственно крайне слабое произвольное внимание, необходимое для выполнения различных игровых и бытовых заданий.

С памятью также проблемы. Они не в состоянии запомнить название реальных или изображенных на картинках предметов, либо тексты коротких стихотворений.

Особенно у детей с недостатками развития нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарное обобщение. Нарушение мышления у ребенка непосредственно сказывается на овладении речью. Ребенок с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае он улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, в которые они и вкладывают определенный смысл.

Движения ребенка с ограниченными возможностями неуклюжи, некоординированны, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенноплохо удаются малышу движения пальцев рук: ребенок с трудом учиться шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода.

Поведение таких детей различно. Один ребенок более спокойный, сравнительно легко подчиняется требованиям взрослого. Другой крайне возбудим, не управляем, вскакивает с места, хватает все, что попадается под руку, ломает или бросает игрушки, толкает рядом сидящих.

Легко возбудимых детей следует приучать к соблюдению режима. Прежде чем указать на допущенные ребенком ошибки, надо сначала подчеркнуть его достижения. В таких условиях у него уменьшается возбуждение, улучшается внимание, повышается работоспособность, ответственность за его поведение.

Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью. Обычно они замкнуты, пассивны, негативно реагируют на происходящее вокруг. К заторможенным детям необходим чуткий, бережный подход. Таких детей следует выводить из пассивного состояния осторожно, без нажима. Для этого надо поощрять, одобрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности, вселять в них уверенность в своих силах. Благотворно действует на ребенка спокойный тон, негромкий голос взрослого, иногда даже шепот.

Читайте также:  Дети синдром дауна в новосибирске

Среди детей с недостатками развития значительную часть составляют дети, у которых диагностирован синдром Дауна. Особенности детей с синдромом Дауна очень различны: одни из них вялы и апатичны, другие — наоборот, возбудимы и беспокойны. Несмотря на то, что способности к познанию у таких детей ниже, чем у здоровых, они отличаются умениями подражать окружающим.

Дети с синдромом Дауна плохо говорят, но гораздо лучше понимают чужую речь. Таким детям трудно говорить, поскольку их артикуляционный аппарат недоразвит, и может создаться ложное представление об их истинном уровне познавательной деятельности. Однако, если ребенку дать задание, не связанные с его собственной речью, например разложить в группы картинки с мебелью или посудой, он легко выполнит задание.

Дети — дауны эмоциональны. Они могут испытывать гнев, страх, радость, грусть. Как правило свои чувства они выражают недостаточно ярко, хотя иногда их переживания сильны даже по незначительному поводу. У некоторых детей проявляются эпилептоидные черты характера. Детям с синдромом Дауна музыка доставляет удовольствие и усиливает их энергию, необходимую для выполнения многих практических занятий. Благодаря тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно помочь, если с ними настойчиво и доброжелательно заниматься.

Дети — дауны, как правило делают то, что им говорят. Они обучаются несложным действиям с предметами, распознают их по форме, цвету и другим наглядным признакам. Критерием развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте является игра, а в более старшем — способность общения с окружающими, возможность выполнения несложных видов труда, т. е. социальная адаптация.

Комплексное развитие детей с синдромом Дауна.

По статистике один младенец из 700-800 появляется на свет с синдромом Дауна, и присутствие таких людей в нашей жизни не такая большая редкость Нельзя сказать, что эти дети просто замедленны в развитии. Они, несомненно, испытывают специфические трудности в обучении, поэтому с самого раннего возраста им необходим комплекс специальных коррекционно — педагогических мероприятий. Насколько приспособленным к жизни станет такой ребенок, зависит от ряда факторов. Степень воздействия этих факторов на каждого отдельного ребенка с синдромом Дауна может быть разной, но все они влияют на процесс его развития и обучения.

Вот некоторые из факторов, влияющих на приспособленность к жизни детей с синдромом Дауна:

• Интеллектуальные затруднения

Интеллектуальные затруднения присуще практически всем индивидуумам с синдромом Дауна. Хотя современные исследования показывают, что большинство детей с подобным синдромом имеют среднюю или легкую степень умственной отсталости и вполне способны к обучению.

• Личность

Известно, что наследственные черты и влияние окружения определяют достаточно широкий спектр личностных особенностей людей с синдромом Дауна.

• Семейная динамика

Поддержка близких и их ожидание крайне важны и значимы, они в достаточной мере влияют на достижения ребенка. Братья и сестры, отношения с родителями, семейная экономика — все это играет определенную роль и воздействует на развитие и обучение ребенка с синдромом Дауна.

• Методы обучения

Выбирая стратегию и тактику обучения детей с синдромом Дауна, следует учитывать, что они лучше всего обучаются, если задействованы все сенсорные каналы. Нет методик, которые гарантированно подходили бы абсолютно для всех, поскольку каждый ребенок уникален и обладает собственным индивидуальным стилем обучения.

• Влияние медицинских проблем

Этот фактор, требующий долгосрочного наблюдения. Многие дети с синдромом Дауна с первых лет жизни имеют серьезные проблемы со здоровьем, а у кого-то такого рода проблемы могут возникнуть лишь впоследствии. Некоторые из этих проблем можно достаточно успешно и быстро скорректировать, в то время как другие порой требуют долгого и тщательного лечения или даже хирургического вмешательства.

При организации коррекционно — педагогической помощи детям с синдромом Дауна недооценка любого из этих факторов может отрицательно сказаться на эффективности специальной помощи и, следовательно, на раскрытии потенциальных возможностей ребенка.

При организации групповых и индивидуальных занятий с такими детьми всегда предусматривается участие родителей.

Обучение детей с синдромом Дауна.

Занятия следует проводить в игровой форме. Вносить в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалить, поддерживать любую инициативу. Многие дети с нарушением интеллекта плохо понимают обращенную к ним речь, поучения, и беседы с ними взрослых, как правило, оказываются безрезультатными. На занятиях с ребенком необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого малыша. Показывая ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяя необходимые действия мы вырабатываем в результате у него несложные умения и навыки.

Из-за поражения центральной нервной системы детям трудно осмыслить условия окружающей жизни, понять те или иные требования взрослых, осознанно следовать определенным правилам поведения, поэтому главное в воспитании таких детей — формирование привычек.

Еще один важнейший принцип обучения — доступность. Это позволит ребенку выполнить любую работу или задание и таким образом подняться на более высокую ступень развития.

Необходимо насыщать занятия эмоциональным компонентом, так как эмоции у таких детей более сохранны. Усвоение практического опыта такими детьми осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к познавательной деятельности. Следует включать в занятия больше музыки и пения, использовать изобразительную деятельность, театрализованные игры, сказкотерапию.

Разговаривать с детьми надо спокойным, доброжелательным тоном, не скупиться на похвалу, поощрение, всегда положительно оценивать попытки ребенка самостоятельно справиться с заданием.

Источник