Экзистенциальный синдром что это такое
Экзистенциальный кризис – это тревожное состояние либо ощущение всеобъемлющей психологической неуютности вследствие размышлений о сути бытия. Данное понятие общераспространено в странах, где базисные потребности удовлетворены. Экзистенциальный кризис человека может зародиться в юности либо зрелости (в момент оценивания прожитых лет), при созревании личности. Такое переживание может быть довольно мучительным, поскольку возможность отыскать нужные ответы отсутствует. Справиться с экзистенциальным кризисом возможно несколькими путями. Часть индивидов решает прекратить задаваться этими вопросами, поскольку множество различных проблем требуют участия и решения. Другие – отыскивают выход в осознании того, что лишь настоящее имеет смысл, поэтому необходимо прожить полноценно его, дабы потом, не сожалеть об прозеванных мгновениях.
Что такое экзистенциальный кризис
Рассматриваемый феномен является типичной проблемой разумного существа, избавленного от необходимости решать злободневные вопросы, касающиеся выживания. У таких индивидов излишек времени, поэтому они начинают задумываться о смысле собственного существования жизни. Чаще подобные размышления приводят к безрадостным выводам.
Иррационалистическое направление современного философского ученья, воздвигающее в центр исследования бытие людских субъектов и утверждающее чутье человека в качестве базисного метода постижения реальности, именуется экзистенциализмом. Он оказал колоссальное влияние на развитие культуры прошлого столетия. При этом экзистенциализм никогда в чистой вариации в виде отдельного направления философии не существовал.
Человеческий субъект стремится уверовать в то, что существование имеет смысл, однако одновременно с этим, взирая на собственное бытие, словно со стороны, он внезапно осознает, что же существование людей не характеризуется ни объективным смыслом, ни заданным предназначением.
Экзистенциальный кризис человека может быть ложно диагностирован, являть собой следствие или сопровождать нижеприведенные явления:
– депрессивное расстройство;
– продолжительную изоляцию;
– острый дефицит сна;
– неудовлетворенность собственным существованием;
– серьезную психологическую травму;
– ощущение одиночества и изолированности в мире;
– приобретенное понимание собственной смертности, чаще наступающее по причине диагностирования неизлечимого недуга;
– убежденность в отсутствии смысла существования и цели бытия;
– поиск жизненного смысла;
– потеря понимания функционирования реальности;
– предельная степень переживания, блаженства либо боли, вызывающая стремление отыскать смысл;
– осознание сложности устройства Вселенной.
Экзистенциальные проблемы человека
Устремленность на саморазвитие является естественным механизмом выживания, поскольку без него род людской никогда бы современный уровень развития не достиг. Проблема в преградах, подкарауливающих на этой стези, одной из преград нередко становится экзистенциальный кризис, формирующийся из противоречий внутри личности. Появляется неврозоподобное состояние, когда отсутствует необходимость тревожиться о минимальных потребностях бытия.
Стремление аргументировать собственное существование появляется у большинства субъектов, но у одних доводы получаются примитивными и складными вследствие глубокой религиозности либо заложенным «инструкциям» иного порядка.
Экзистенциальные проблемы зарождаются в момент прихода разочарования в избранных ранее идеалах. Индивид перестает чувствовать удовлетворение от роста статуса либо теряет веру в небывалую ценность собственного бытия. Иной причиной подобных переживаний может являться ощущение неотвратимости смерти. Порой может показаться, будто такие размышления приходят на ум лишь обладателям большого количества вакантного времени, поскольку тяжело трудящимся индивидам необходимо ежедневно решать множество насущных проблем и все силы идут на выживание. Отчасти подобное воззрение верно, так как чаще экзистенциальные размышления посещают субъектов творческих профессий, индивиды, занимающиеся физической деятельностью, менее предрасположены к копаниям в «кулуарах» собственной личности, однако и они полностью от этого не защищены.
Можно выделить нижеприведенные предпосылки к возникновению экзистенциального переживания:
– утрата родного человека;
– применение психоделиков;
– угроза собственному существованию;
– продолжительная изолированность;
– разлука с детьми, любимым.
В ходе экзистенциального размышления индивиду приходится сталкиваться с противостоянием, порождаемым ощущением значительности собственного бытия и одновременным пониманием его бесполезности. Неумение отыскать разрешение сложившейся ситуации трансформируется в экзистенциальное уныние, которому присуща потеря заинтересованности собственным будущим.
Эскалация кризиса нередко провоцирует желание завершить свое якобы бессмысленное бытие. Поскольку, кажется, что оно не способно принести пользы. Когда индивид сталкивается с подобным противоречием, ему самостоятельно неимоверно трудно разрешить проблемную ситуацию.
Экзистенциальное одиночество
Кроме осознания личностной уникальности во Вселенной, человечеству надобно осознать, что каждый субъект всегда остается одиноким. Поскольку ни один человеческий субъект не способен ощутить то, что чувствует другой индивид. И неважно, находится ли человек в окружении тысяч себе подобных, сливается ли в экстазе с партнером или заперт в четырех стенах с собственной персоной наедине.
Неотвратимое экзистенциальное одиночество подразумевает то, что бытие человеческих особей предопределено его индивидуально-уникальными ощущениями, мыслями, недосягаемых для других субъектов.
Понимание экзистенциального одиночества может принести индивиду, как абсолютную свободу, так и рабство, может стать генератором небывалой силы или источников больших проблем. Это обусловлено индивидуальным выбором. При этом избежать состояния одиночества невозможно. И лишь во власти самого индивида трансформировать его в независимость и вынудить работать на него. Ответственность за персональное существование и независимость также приумножают переживание описываемого состояния, поскольку в действительности невозможно никому делегировать ответственность за собственное бытие. Эта ноша индивидуальна.
Экзистенциальное одиночество, прежде всего, обусловлено, соотнесением собственной личности с природой, восприятием себя в качестве целостной реальности. Если данная потребность не удовлетворена, то зарождается чувство одиночества, выражаемое тоской по Отчизне, взаимодействию с природой. Описываемая разновидность одиночества, в общении с себе подобными не исчезнет, а лишь временно приглушится, поскольку причины его возникновения обитают вне круга человеческих коммуникаций. Такое переживание наблюдается далеко не у всех, чаще оно зарождается у индивидов определенных профессий, деятельность которых имеет связь, например, с природой.
У отдельных личностей сильно сформирована потребность в приобщённости к мистическому, Богу. В отсутствии ее удовлетворения зарождается характерное переживание одиночества. Данный фактор является основополагающим в формировании различных сект, в возникновении религиозного фанатизма.
У некоторых субъектов часто остается неудовлетворенной необходимость ощущать и осознавать собственную уникальность. Индивид, переживающий самоизоляцию, понимает, что односторонне развитие собственного «Я» нивелирует формирование остальных сторон, вследствие чего ощущает неуютность. Данная вариация одиночества выражается в виде направленности к «Я истинному».
Культурное одиночество выражается в переживании отстранения от культурного достояния, которое ранее являлось значимой частью существования. Чаще проявляется разрывом с прежними ценностными ориентирами, что является немаловажным элементом в подростковом бытие.
Социальное одиночество можно повстречать гораздо чаще. Оно связано с взаимодействием личности и коллектива. Социальное одиночество возникает в изгнании, неприятии коллективом, отвержении группой.
Индивид ощущает собственное неприятие, что его исключили, отвергли, не оценили. Ощущение неприятия социумом, собственной ненужности чаще зарождается у субъектов, которые занять определенное место в социуме не смогли. Таким индивидам присуща тревога о собственном социальном статусе, беспокойство о социальной идентичности.
Мучаются данной разновидностью одиночества чаще субъекты, нуждающиеся в общественно значимой вовлечённости. Это старики, подростки, малообеспеченные особы, эксцентричные люди, женщины. Именно вследствие опасения социального одиночества люди активно входят в коллектив, включаются в общественную деятельность.
Еще одна вариация социального одиночества зарождается, когда человеческого субъекта воспринимают лишь в качестве роли. С описанным выше видом одиночества рядом обычно идет межличностное. Однако обусловлено оно отвержением или неприятием именно конкретным человеком.
Индивиды, испытывающие все перечисленные разновидности одиночества, страдают личностным расстройством – аномией. Аномичный индивид характеризуется неприятием собственной персоны и окружения либо же тяготением к произведению действий под контролем извне, списанием ответственности за жизненный путь на судьбу. Аномичному индивиду часто кажется, будто он существует без ориентиров в свободном (пустом) пространстве. От подобного существования люди устают. Вследствие этого бытие теряет ценность, нередки суицидальные попытки. Такие индивиды бороться самостоятельно с мучительными переживаниями одиночества неспособны.
Экзистенциальный страх
Зачастую страхи экзистенциального характера считаются отдельной разновидностью страхов, не обусловленных определенным жизненным событием, а больше связанных с внутренней сутью человеческого субъекта. Вследствие чего экзистенциальные страхи имеют ряд специфик и присущи всем людям, но таятся в глубине подсознания и оттого, часто не осознаются человеком. По причине глубины и неопределенности содержания, страхи экзистенциального характера полному излечению почти не поддаются. Эти страхи можно лишь минимизировать.
Описываемые страхи подразделяются на:
– боязнь старости, смерти, иными словами страх перед неизвестностью будущего;
– пространственные страхи, могут принимать разнообразные формы: боязнь замкнутого или открытого пространства, темноты, глубины;
– непонимание себя и страх перед собственной личностью, боязнь своих мыслей, сумасшествия, проявления личностных черт, возможных поступков, опасение утрать контроль над собственной персоной;
– боязнь жизни, проявляется в опасении непознаваемости жизни: боязнь необъяснимого, таинственного, загадочного, бессмысленности бытия.
Отдельные авторы выделяют еще одну группу страхов экзистенциального характера – опасение порядка и боязнь его отсутствия. Данная вариация страхов может выражаться навязчивостью стремления установить навсегда определенный уклад, жизненный строй. При этом такие субъекты опасаются новизны: смены работы, места обитания, завязывания отношений и беспорядка. Описываемая разновидность людей обычно находит себя в сфере, где важен четкий распорядок, уклад, пунктуальность. Либо напротив, обнаруживается в стремлении разрушить предопределенность бытия, стереотипность поведения, что ведет к зарождению страха из-за надобности следовать четко установленному порядку (чаще такие индивиды находят себя в творчестве). Однако, описываемые страхи неразрывно связаны с боязнью пространства, оттого их чаще и не выделяют в отдельную подгруппу.
Экзистенциальная вина
Данное явление является неминуемой спутницей человеческого естества. За рождением неотвратимо следует кончина. Основой людского существования является убийство. Поскольку ради выживания люди истребляют животный мир. Исключения не составляют даже вегетарианцы, так как они убивают растения. А прекратив питаться, человек убьет собственную особу, то есть совершит самоубийство.
Вина – это неотъемлемая часть человеческого бытия. Отличие между адекватной виной и невротической заключается в побудительном факторе. Невротическая вина основывается на мнимых проступках, направленных будто бы против социального окружения, родительских приказаний, общепринятых социальных норм. Нормальная вина является призывом к совести, проще говоря, она побуждает индивидов придавать огромное значение этическим сторонам собственного поведения.
Экзистенциальная вина считается вариацией вины. Различают три ее формы. Первая – является последствием неумения жить, соответствуя собственному потенциалу. Например, люди ощущают вину, думая, что навредили себе сами. Вторая – основывается на искажении действительности товарищей данного индивида. Люди могут полагать, что нанесли урон близким либо друзьям. Третья – это «вина разделения», объектом данной вариации провинности является природа в качестве единого целого.
Экзистенциальная провинность универсальна. Она гнездится в самосознании и не представляет собой результат неисполнения родительских «директив», однако вытекает из воззрения, что человеческий субъект может воспринимать себя в качестве индивида, который может совершать выбор и не может. Отсюда, рассматриваемое понятие неразрывно связано с личной ответственностью. Вину экзистенциального характера не следует априори считать невротической виной, однако она обладает ресурсом, необходимым для трансформации в невротическую провинность. При этом если правильно подойти к рассматриваемой вариации вины, то она способна принести пользу человеческому субъекту. Она нередко способствует формированию у индивидов способности примиряться с миром и сочувствовать окружающим субъектам, а также вырабатыванию творческого ресурса.
Экзистенциальная провинность перед собственной персоной является платежом, который уплачивает индивид за невоплощение собственной судьбы, за отрешение от собственных чувств, отчуждение собственной персоны от своих дум и желаний. Проще говоря, описываемое понятие можно выразить так: «Если индивид признает, что может изменить определенную черту или привычку сейчас, то будет вынужден признать, что мог поменять это давно. Следовательно, он виноват в потраченных впустую годах, в собственных потерях и недостижениях». Поэтому чем взрослее индивид, чем больше его определенная проблема либо общее недовольство бытием, тем глубже будет его провинность экзистенциального характера перед собой.
Как преодолеть экзистенциальный кризис
Рассматриваемое явление возникает, когда понятие смысла существования и его цели перестает удовлетворять, перестает направлять, лишает внутреннего покоя. Когда индивид осознает быстротечность собственного бытия, не понимает, чем наполнить собственное существование. Это тревожит его разум, вышибает из-под ног почву. Однако стоит лишь наметить определенную незначительную цель и запастись решимостью, как вновь возвращается душевное равновесие.
Существует несколько способов, как выйти из экзистенциального кризиса, один из которых характеризуется 4 шагами.
Первый – заключается в избавлении от мрачных дум, отрицательных чувств. Это своеобразная изоляция себя от негатива.
Следующий шаг – это фиксация. Он состоит в борьбе с отчуждением, путем «привязки» себя к устойчивой системе ценностных ориентиров и идеалов (Бог, государство, церковь, судьба, люди).
Третий шаг – это отвлечение, которое заключается в запрете собственным думам перетекать в негативное русло. Необходимо заполнить бытие новыми занятиями, хобби, целями, проектами, которые способствуют отвлечению. Именно на новых свершениях следует сконцентрировать всю энергию.
Последний шаг состоит в сублимации. Здесь надобно устремить собственные силы в позитивном направлении: можно музицировать, заняться рисованием, чтением стихов – всем, что способствует личностному самовыражению.
Ниже приведены иные способы, как выйти из экзистенциального кризиса. Прежде всего, рекомендуется постараться осознать, что источником проблемы является сам индивид. Однако дело тут не в самих размышлениях, а в виновнике их породившем. Мысли возникают вследствие воздействия внутреннего состояния, окружающего социума и реагирования на полученный опыт.
Также следует воспринимать среду исключительно такой, какой она является. Ставя под сомнения все, человек учится распознавать вранье и отделять его от правды. Рассматриваемый феномен является довольно распространенной проблемой. Практически каждому человеческому субъекту иногда кажется, что он увяз в игре, сотворенной и управляемой кем-то извне, не желающим человеческому роду добра. Когда человек ощущает кризис, ему начинает видеться, что другие субъекты добились высот благодаря умению обманывать его, внушать страх, всецело игнорировать. Дабы избавиться от подобных дум, рекомендуется заняться изучением истории цивилизации, необходимо уяснить, каким образом происходит смена поколений на Земле, существующей вечность. После чего необходимо сформировать собственное понимание о направленности движения мира.
Человеческое существование кажется довольно размеренным и организованным, поэтому в нем хотя бы минимум смысла есть. Дабы избежать экзистенциального криза следует прекратить сравнивать собственную личность с социальным окружением и отдельными индивидами. Это позволит значительно вырасти умению получать от бытия удовольствие.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Источник
Экзистенциальный кризис — что это простыми словами. Причины возникновения: когда случается кризис бытия? Как выйти из экзистенциального кризиса: что делать и как с ним справиться? Психология.
Тот, кто знает, «зачем» жить, преодолеет почти любое «как».
Фридрих Ницше
Экзистенциальный кризис — это кризис бытия, когда человек внезапно задается вопросом, есть ли в жизни смысл. Мысли о том, что у жизни нет предназначения и цели, вызывают тревогу и отчаяние, усиливают страх смерти. «Если смерть неизбежна, а жизнь бессмысленна, то зачем все это?» — задумывается человек, переживающий экзистенциальный кризис.
Экзистенциальный — это значит связанный с человеческим бытием, существованием.
Проблема смысла жизни и цели бытия является центральной в философии экзистенциализма. Писатели-экзистенциалисты Жан-Поль Сартр и Альбер Камю считали, человек должен прямо признать бессмысленность существования и мужественно жить, сохраняя достоинство перед лицом мирового «абсурда», оставаясь гуманистом.
Экзистенциальный кризис может возникать из-за резкого изменения образа жизни или смены внутренней картины мира и себя. Он может сочетаться с депрессией и иными психологическими проблемами.
Экзистенциальный кризис может быть крайне опасен, в экстремальных случаях он способен приводить к самоубийствам. Если вы заметили у себя суицидальные мысли, как можно скорее обратитесь за помощью!
Когда и почему возникает экзистенциальный кризис?
Во многих обществах смысл жизни человека определяется не им самим. Например, верующие люди считают, что этот смысл предначертан высшими силами — нужно лишь соблюдать религиозные предписания, чтобы исполнить свое предназначение.
В традиционном обществе у каждого есть принятый набор социальных статусов и ролей, свой «смысл существования». А поскольку ресурсы в таком обществе ограничены, главной целью человека часто становится выживание, удовлетворение базовых потребностей.
С разрушением традиционного общества и ростом благосостояния людей базовые потребности (в пище, безопасности, крыше над головой) удовлетворяются автоматически и отходят на второй план. Многие начинают задумываться о более глубоком смысле: «Зачем я живу?» В то же время из-за упадка традиционной религии и морали все меньше людей находят убедительный ответ на этот вопрос — возникает экзистенциальный кризис.
Читайте также: Кто такие думеры?
В основном, экзистенциальный кризис — это внезапное осознание, что в жизни нет ни цели, ни предназначения, а смерть неизбежно надвигается. Возникает когнитивный диссонанс: человек привык верить, что его жизнь важна, но не видит никаких подтверждений этому.
Экзистенциальный кризис может быть спровоцирован значительным событием, заставляющим задуматься о жизни и смерти. Например, это может быть смерть кого-то из близких, тяжелая болезнь или реальная угроза жизни, развод, расставание с подросшими детьми и т.п.
Экзистенциальный кризис не связан с объективными достижениями человека — он поражает даже тех, кого общество считает успешными людьми: богатых, с удачной карьерой и хорошей репутацией, множеством друзей и счастливой семьей.
Экзистенциальный кризис нередко связывают с кризисом среднего возраста — этапом в возрасте 30-50 лет, когда человек переоценивает свой жизненный опыт, осознает упущенные возможности и понимает, что молодость прошла, а старость и смерть как никогда близко.
Depositphotos
Симптомы экзистенциального кризиса
Экзистенциальный кризис — это не медицинский диагноз, так что конкретных симптомов у него нет. Человек, переживающий экзистенциальный кризис, может страдать от депрессии, иных психологических проблем или психических расстройств.
Проявления, которые принято связывать с экзистенциальным кризисом:
Чувство одиночества и собственной незначительности в мире
Неудовлетворенность собственной жизнью
Жалость к себе
Внутренняя опустошенность
Резкое осознание собственной смертности, страх перед старостью и смертью
Ощущение отсутствия смысла в происходящем, в своей жизни
Поиски смысла жизни
Утрата чувства реальности
Если вы испытываете тяжелые чувства в связи с утратой смысла жизни — и особенно если задумываетесь о самоубийстве — как можно скорее обратитесь к профессиональному психологу. Вам обязательно помогут!
Телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8 800 2000-122
Телефон доверия для взрослых 8 499 791-20-50
Горячая линия Центра экстренной психологической помощи МЧС России: 8 499 210-50-50
Круглосуточная неотложная психологическая помощь в Москве (звонок бесплатный):
С городского телефона 051*
С мобильного телефона 8 495 051*
Очная психологическая консультация в Москве: 8 499 173-09-09
Экстренная психологическая помощь в Москве: 8 499 177-34-94
Как преодолеть экзистенциальный кризис?
Психология и философия не дают единого ответа на вопрос о смысле жизни и о том, существует ли он в принципе. Поэтому невозможно предложить конкретный рецепт, который поможет любому найти смысл и избавиться от экзистенциального кризиса.
По версии норвежского философа Петера Цапфе, у нас есть четыре пути в борьбе с бессмысленностью существования:
Фиксация: обращение к религии, опора на мораль, государство и т.п.
Изоляция: отказ от контакта с раздражителями, вызывающими негативные мысли.
Отвлечение: концентрация на других предметах с целью не дать сознанию погрузиться в мысли о смысле жизни.
Сублимация: переключение энергии и ресурсов на позитивные занятия, созидание — например, на творчество.
По сути, все эти методы сводятся к «экзистенциальному эскапизму» — бегству от бессмысленной реальности. Автор этого термина — психолог Виктор Франкл, переживший заключение в нацистском концлагере.
По мнению Франкла, стремление к смыслу — единственное, что дает человеку силы жить в тяжелейших условиях и выносить страдания. Человеку нужно «не избавление от напряжения, а стремление к какой то достойной цели и борьба за нее». Этот смысл жизни, по мнению Франкла, не может быть общим для всех: он заключается в уникальности каждого человека. Поэтому каждый должен отыскать этот смысл для себя.
Как-то раз в лагере передо мной сидели два человека, оба решившие покончить с собой. Оба твердили стереотипную формулу, которую то и дело слышишь в лагере: «Мне больше нечего ждать от жизни». Нужно было попытаться произвести в них своего рода коперниканский переворот, чтобы они уже не спрашивали, ждать ли и что им ждать от жизни, а получили представление о том, что, наоборот, жизнь ожидает их, что каждого из них, да и вообще каждого, что-то или кто-то ждет — дело или человек.
Действительно, очень скоро обнаружилось, что… их в жизни ожидали вполне конкретные задачи. Выяснилось, что один из них издает серию книг по географии, но эта серия еще не завершена, а у второго за границей есть дочь, которая безумно любит его. Таким образом, одного ждало дело, другого — человек.
Оба в равной мере получили тем самым подтверждение своей уникальности и незаменимости, которая может придать жизни безусловный смысл, невзирая на страдания. Первый был незаменим в своей научной деятельности, так же как второй — в любви своей дочери.
Виктор Франкл. «Человек в поисках смысла»
Все уникальные смыслы, по Франклу, распадаются на три основные категории:
1. Смысл в том, что мы делаем или даем миру.
2. Смысл в том, что мы берем у мира — в нашем опыте.
3. Смысл в достойном отношении к страданию, к ударам судьбы.
Виктор Франкл. Фото: Wikimedia / Dr. Franz Vesely
Американский психотерапевт Ирвин Ялом в книге «Экзистенциальная терапия» называет ряд вещей, которые дают человеку ощущение жизненной цели.
Альтруизм — делать мир лучше, служить другим людям.
Преданность делу — работать во имя высокого мотива, создавать нечто большее, чем мы сами.
Творчество — создавать нечто новое, отличающееся красотой и гармонией.
Гедонизм — жить полной жизнью, искать удовольствия в глубочайшем возможном смысле.
Самоактуализация — посвящать себя реализации врожденного потенциала.
Самотрансцендирование — выходить «за пределы себя», искать предназначение не в себе самом, а в окружающем мире и людях.
Источник