Экстремальные состояния и общий адаптационный синдром

Экстремальные состояния вЂ” состояния организма,
характеризующиеся максимальным напряжением или истощением приспособительных
механизмов. Развиваются при воздействии на организм различных чрезвычайных
раздражителей окружающей среды или при неблагоприятном течении заболеваний. Э.
с. могут отмечаться в результате резкого изменения условий существования
(резкие колебания концентрации кислорода в воздухе, значительные изменения
температуры воздуха, пребывание в очень холодной или горячей воде, физическая
перегрузка, ожоги и отморожения, массивная кровопотеря, травмы, действие
электротока, экзогенные интоксикации и др.). Другую группу составляют Э. с.,
развивающиеся в результате неблагоприятного течения хронических заболеваний:
недостаточность кровообращения, почечная недостаточность, сахарный диабет,
анемии и др. В клинической практике наиболее важными Э. с. являются коллапс, кома, шок, боль,
стресс.

    В развитии Э. с. различного
происхождения имеются общие закономерности: активация приспособительных реакций
организма обычно с последующим нарушением деятельности органов, физиологических
систем и организма в целом. В развитии адаптивных реакций важное значение имеет
активация симпатоадреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем,
характерная для первой стадии стресса. При развитии Э. с. нарушаются функции
многих органов и систем: нередко наблюдаются различные виды аритмий,
недостаточность коронарного кровотока, уменьшение сердечного выброса, падение
тонуса артерий и вен и другие признаки сердечной недостаточности: нарушается
микроциркуляция в тканях и органах, отмечается агрегация и агглютинация
эритроцитов («сладж-синдром»). Расстройство кровотока в тканях приводя к
нарушению снабжения их кислородом и субстратами обмена веществ,

активируется
анаэробный гликолиз. При этом в тканях и крови накапливаются недоокисленные
продукты и рН в них сдвигается в кислую сторону. В тканях задерживаются
биологически активные вещества (ристамицин, кинины), способствующие изменению
просвета кровеносных сосудов, проницаемости их стенки и кровотока в них. Часто
наблюдается диспротеинемия, накапливаются продукты денатурации белка и
происходит распад клеток. Нарушение внешнего дыхания проявляется разнообразными
изменениями ритма, глубины и частоты дыхательных движений, соотношениями фаз
вдоха и выдоха. Могут возникать патологические формы дыхания типа
периодического дыхания Биота, Чейна вЂ” Стокса,
дыхание Куссмауля и др. Одно из наиболее
тяжелых расстройств дыхания наблюдается при так называемом «шоковом легком»,
приводящем к нарушению его газообменной функции и кровообращения в нем (см. Дистресс-синдром респираторный взрослых). Нарушения органно-тканевой
гемодинамики могут привести к почечной или печеночной недостаточности,

нарушениям работы головного мозга.

    При экстремальных состояниях
возникают так называемые «порочные круги». Так, в результате уменьшения
транспорта кислорода в ткани страдает нервная система и нарушаются функции
сосудодвигательного центра. При этом многие сосудистые рефлексы ослабляются или
изменяются. Последнее приводит к еще большему падению АД и уменьшению
сердечного выброса, что обусловливает дальнейшее нарушение регулирующего
действия нервной системы, ухудшение гемодинамики и снижение транспорта
кислорода. Если этот порочный круг не будет разорван, то нарастающие нарушения
могут привести к терминальному состоянию. Описанные выше изменения обмена
веществ и физиологических функций при Э. с. имеют сходные черты и во многом
определяются наличием и степенью гипоксии. Она, как правило, носит смешанный
характер: вызывается различными комбинациями расстройств дыхания,
кровообращения,

оксигенации гемоглобина в легких и его дезоксигенацией в
тканях. Э. с. отягощаются действием других факторов, к которым, в частности,
относят стресс, боль, ожоги дыхательных путей, общее переохлаждение, чувство
затруднения дыхания при попадании в замкнутое пространство и т.д.

    В развитии Э. с. большое
значение имеет реактивность организма.
Дети, старики, физически и психологически неподготовленные люди страдают при Э.
с. тяжелее.

    Библиогр.:
Кулагин Р’.Рљ. Патологическая физиология травмы Рё шока, Р›., 1978;
Лосев Рќ.Р

Источник

Ôîðìû ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà, èõ õàðàêòåðèñòèêà è ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ. Ïîñëåäñòâèÿ ïåðåíåñåííîãî ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ è íåãàòèâíûå ïðîÿâëåíèÿ. Îáùèé àäàïòàöèîííûé ñèíäðîì êàê ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà ýêñòðåìàëüíûå ñîñòîÿíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

2

Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè

Ïåíçåíñêèé Ãîñóäàðñòâåííûé Óíèâåðñèòåò

Ìåäèöèíñêèé Èíñòèòóò

Êàôåäðà õèðóðãèè

Ðåôåðàò

íà òåìó:

«Ôîðìû è ïîñëåäñòâèÿ ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ»

Читайте также:  Синдром марфана у знаменитых людей

Ïåíçà

2008

Ïëàí

1. Îñíîâíûå ôîðìû ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà

2. Ïîñëåäñòâèå ïåðåíåñåííîãî ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ

3. Ýêñòðåìàëüíîå ñîñòîÿíèå îðãàíèçìà è îáùèé àäàïòàöèîííûé ñèíäðîì

Ëèòåðàòóðà

1.Îñíîâíûå ôîðìû ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà

Èñõîäÿ èç ïðåäñòàâëåííîãî âûøå îïðåäåëåíèÿ ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ êàê âûïîëíåíèÿ îðãàíèçìîì ôóíêöèîíàëüíîé «ñâåðõçàäà÷è», ìîæíî ïîëàãàòü, ÷òî íàèáîëåå àäåêâàòíîé ìîäåëüþ äëÿ åãî èçó÷åíèÿ ìîæåò ñëóæèòü âíåçàïíîå èçìåíåíèå âíåøíèõ óñëîâèé ñóùåñòâîâàíèÿ îðãàíèçìà (òåìïåðàòóðíîãî ðåæèìà ñðåäû îáèòàíèÿ, àòìîñôåðíîãî äàâëåíèÿ, ðåæèìà äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè, îáåñïå÷åíèÿ êèñëîðîäîì, ïñèõîýìîöèîíàëüíîé íàãðóçêè è ò.ä.). Îäíàêî â ýòîì ñëó÷àå âîçíèêàþò òðóäíîñòè, ñâÿçàííûå ñ ðàíæèðîâàíèåì èçìåíåíèé âíåøíåé ñðåäû â ñîïîñòàâëåíèè ñ èíäèâèäóàëüíîé ïåðåíîñèìîñòüþ îðãàíèçìà. Ñðåäè íåñêîëüêèõ èíäèâèäóóìîâ, êîòîðûå îêàçàëèñü â îäíèõ è òåõ æå óñëîâèÿõ, îäíè ìîãóò «ïðîéòè» ÷åðåç ýêñòðåìàëüíîå ñîñòîÿíèå, à äðóãèå — íåò. Ïðè÷åì, åñëè íå ïðîâîäèòñÿ óãëóáëåííîãî êëèíè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ è òåì áîëåå, åñëè âîçâðàùåíèå ê íîðìàëüíîìó ðåæèìó ñóùåñòâîâàíèÿ ïðîèñõîäèò çà ñ÷åò ñîáñòâåííûõ ðåçåðâîâ îðãàíèçìà, òî ñàì ôàêò ðàçâèòèÿ ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ ìîæåò îñòàòüñÿ íåóñòàíîâëåííûì. Íî âîçíèêàåò îïàñíîñòü ïðîÿâëåíèÿ ïîñëåäåéñòâèÿ íåçàôèêñèðîâàííîé äåçèíòåãðàöèè áàçèñíûõ ïðîöåññîâ æèçíåäåÿòåëüíîñòè è íåïîëíîãî åå óñòðàíåíèÿ. Ïîñëåäåéñòâèå ýòî ïðè îïðåäåëåííûõ óñëîâèÿõ ìîæåò ïðîÿâèòüñÿ è â ïîçäíèå ñðîêè. Òîãäà ëå÷åíèå åãî ñòàíîâèòñÿ óäåëîì êëèíèöèñòîâ. Ñàìà æå æèçíåäåÿòåëüíîñòü è ðàáîòîñïîñîáíîñòü â ýêñòðåìàëüíûõ óñëîâèÿõ, èíäèâèäóàëüíàÿ ïåðåíîñèìîñòü ïåðåãðóçîê, ìåòîäèêà öåëåíàïðàâëåííûõ òðåíèðîâîê ÿâëÿþòñÿ îáúåêòîì èçó÷åíèÿ ôèçèîëîãîâ è ñïåöèàëèñòîâ ïî ïðîôåññèîíàëüíîé ïàòîëîãèè.

 êà÷åñòâå äðóãîé ìîäåëè ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ äîïóñòèìî ðàññìàòðèâàòü àóòîãåííóþ ôóíêöèîíàëüíóþ ïåðåãðóçêó, âîçíèêàþùóþ, íàïðèìåð, ó ñïîðòñìåíîâ-ïðîôåññèîíàëîâ, äîáèâàþùèõñÿ ôåíîìåíàëüíûõ ðåçóëüòàòîâ, ïðåâûøàþùèõ èõ ôèçèîëîãè÷åñêèå âîçìîæíîñòè. Ïðîâîöèðóþùèìè ôàêòîðàìè îáû÷íî ñëóæàò íåîïðàâäàííî èíòåíñèâíûé ðåæèì òðåíèðîâîê, íàðóøåíèå óñëîâèé ïðîâåäåíèÿ ñîðåâíîâàíèé, èñïîëüçîâàíèå «äîïèíãîâ». Ýòà ñòîðîíà ïðîôåññèîíàëüíîãî ñïîðòà íå î÷åíü ÷àñòî îáñóæäàåòñÿ â ìåäèöèíñêèõ ïóáëèêàöèÿõ, íî îíà ñóùåñòâóåò. Ñïåöèàëèñòû ïî ñïîðòèâíîé ìåäèöèíå îáëàäàþò ñâåäåíèÿìè î ñòîéêèõ íàðóøåíèÿõ èììóíîãåíåçà ó íåêîòîðûõ ñïîðòñìåíîâ. Õîðîøî èçâåñòíû òàêæå íàáëþäåíèÿ î âîçíèêíîâåíèè ó ñïîðòñìåíîâ ìèðîâîãî êëàññà òÿæåëûõ ñèñòåìíûõ çàáîëåâàíèé. Âñå ýòî, ðàçóìååòñÿ, òðåáóåò äîïîëíèòåëüíîãî èçó÷åíèÿ è â ñëó÷àå ñòàòèñòè÷åñêîé âåðèôèêàöèè òàêèõ íàáëþäåíèé âïîëíå äîïóñòèìî ðàññìàòðèâàòü èõ êàê ïîñëåäåéñòâèå ïåðåíåñåííîãî ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ, ñàì ôàêò êîòîðîãî îñòàëñÿ íåçàôèêñèðîâàííûì.

Ïðàêòè÷åñêèé îïûò óáåæäàåò, ÷òî îäíîé èç êëèíè÷åñêèõ ôîðì ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà, êîòîðàÿ ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàíà â êà÷åñòâå ìîäåëè äëÿ åãî èçó÷åíèÿ, ÿâëÿåòñÿ òÿæåëàÿ ñî÷åòàííàÿ ïî ëîêàëèçàöèè òðàâìà. Ôóíêöèîíàëüíàÿ «ñâåðõçàäà÷à» ïðè ýòîì ñîñòîèò â ñîõðàíåíèè æèçíè â óñëîâèÿõ íàðóøåííîé â ðåçóëüòàòå òðàâìû ôóíêöèîíàëüíîé ñèíåðãåòèêè îðãàíèçìà (èëè, èíà÷å ãîâîðÿ, ìíîãîóðîâíåâîé èíòåãðàöèè åãî ôóíêöèîíàëüíûõ ïðîöåññîâ). Íåïðåìåííûì óñëîâèåì èñïîëüçîâàíèÿ òàêîé ìîäåëè ÿâëÿåòñÿ îòñóòñòâèå ïîâðåæäåíèé, êîòîðûå ñàìè ïî ñåáå îïðåäåëÿþò íåïîñðåäñòâåííóþ óãðîçó æèçíè. Òîãäà òÿæåñòü ñîñòîÿíèÿ çàâèñèò ãëàâíûì îáðàçîì îò ôóíêöèîíàëüíîãî ïî ñâîåé ïðèðîäå ôåíîìåíà âçàèìíîãî îòÿãîùåíèÿ ïîâðåæäåíèé. Ïðè ïîñòóïëåíèè òàêèõ ïîñòðàäàâøèõ â ñïåöèàëèçèðîâàííûé ñòàöèîíàð îíè ìîãóò ïîäâåðãàòüñÿ ñïåöèàëüíîìó îáñëåäîâàíèþ. Îíî èìååò öåëüþ ïîäòâåðäèòü èëè îòâåðãíóòü âîâëå÷åíèå â ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ òåõ ñàìûõ ãëóáèííûõ áàçèñíûõ ìåõàíèçìîâ æèçíåîáåñïå÷åíèÿ, êîòîðûå ðåãóëèðóþòñÿ èíäèâèäóàëüíî äåòåðìèíèðîâàííîé õðîíîáèîëîãè÷åñêîé ïðîãðàììîé è íå ìîãóò áåç îïðåäåëåííîãî óùåðáà äëÿ ñòàáèëüíîé æèçíåäåÿòåëüíîñòè âêëþ÷àòüñÿ â íåñïåöèôè÷åñêóþ ðåàêöèþ ñðî÷íîé àäàïòàöèè. Òàêèì îáðàçîì, ñîçäàþòñÿ óñëîâèÿ äëÿ äîñòîâåðíîé ôèêñàöèè ôàêòà ðàçâèòèÿ ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà. Ýòî ïîçâîëÿåò èññëåäîâàòü èíäèâèäóàëüíûå êà÷åñòâåííûå îñîáåííîñòè ïîíåñåííîãî îðãàíèçìîì ôóíêöèîíàëüíîãî óùåðáà è ïðîñëåäèòü åãî ïîñëåäñòâèÿ. Êîíå÷íî, âîçíèêàþò ìíîãî÷èñëåííûå òðóäíîñòè, ñâÿçàííûå ñ äîñòîâåðíîé èíòåðïðåòàöèåé âûÿâëåííûõ èçìåíåíèé. Íî ýòî óæå çàäà÷è ìåòîäîëîãè÷åñêîãî ïëàíà, êîòîðûå áóäóò ðàññìîòðåíû â ñëåäóþùèõ ãëàâàõ.

2.Ïîñëåäñòâèå ïåðåíåñåííîãî ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ

Ðàñïîçíàâàíèå ñàìîãî ôàêòà ðàçâèòèÿ ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà íå ÿâëÿåòñÿ ñàìîöåëüþ. Ãëàâíàÿ çàäà÷à ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû, óñòàíîâèâ ýòîò ôàêò, ïðîñëåäèòü îñîáåííîñòè åãî ïîñëåäåéñòâèÿ â ñëîæíîì è ìíîãîãðàííîì ôóíêöèîíèðîâàíèè îðãàíèçìà. Íî äëÿ òàêîãî èññëåäîâàíèÿ íåîáõîäèìî, ïðåæäå âñåãî, îáîçíà÷èòü, ÷òî ñëåäóåò ñ÷èòàòü ïîñëåäåéñòâèåì ïåðåíåñåííîãî ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ. Íåîáõîäèìî ðàçãðàíè÷èòü ïðÿìûå ïîñëåäñòâèÿ ïîðàæàþùèõ ôàêòîðîâ è ïàòîëîãè÷åñêîå ïîñëåäåéñòâèå îñîáîãî ôóíêöèîíàëüíîãî îòâåòà îðãàíèçìà íà âíåøíåå âîçäåéñòâèå. Êîëü ñêîðî â êà÷åñòâå êëèíè÷åñêîé ìîäåëè ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ ïðåäëàãàåòñÿ èçáðàòü òÿæåëóþ ñî÷åòàííóþ ìåõàíè÷åñêóþ òðàâìó, òî ïðèìåíèòåëüíî ê òðàâìå, âèäèìî, è ñëåäóåò ïðîâåñòè òàêîå ðàçãðàíè÷åíèå.

Читайте также:  Школа 8 вида синдром дауна

Ïðåäñòàâëÿåòñÿ ïðàâîìåðíûì ðàçãðàíè÷èòü íåïîñðåäñòâåííûå, ïðÿìûå ïîñëåäñòâèÿ òðàâìû è îïîñðåäîâàííûå, íåïðÿìûå åå ïîñëåäñòâèÿ, êîòîðûå â êëèíèêå ïðèíÿòî ñ÷èòàòü îñëîæíåíèÿìè. Ê ïåðâûì îòíîñÿòñÿ ïîâðåæäåíèÿ ðàçëè÷íûõ ñåãìåíòîâ òåëà, îðãàíîâ, ñîñóäîâ, íåðâîâ, êîñòåé è äðóãèõ àíàòîìè÷åñêèõ îáðàçîâàíèé. Ñþäà æå ñëåäóåò îòíåñòè êðîâîïîòåðþ è øîê, ïîñêîëüêó òðàâìà ÿâëÿåòñÿ èõ ïðÿìîé è íåïîñðåäñòâåííîé ïðè÷èíîé.

×òî æå êàñàåòñÿ îñëîæíåíèé, òî èõ ðàçâèòèå îáÿçàòåëüíî òðåáóåò âêëþ÷åíèÿ äîïîëíèòåëüíûõ ôàêòîðîâ, êîòîðûì â çàâèñèìîñòè îò çíà÷èìîñòè èõ âëèÿíèÿ íà ðàçâèòèå ñîáûòèé ìîæåò îòâîäèòüñÿ ðîëü äîïîëíèòåëüíîé ïðè÷èíû èëè ëèøü äîïîëíèòåëüíûõ óñëîâèé, îáåñïå÷èâàþùèõ âîçìîæíîñòü ðåàëèçàöèè ïðè÷èííûõ ôàêòîðîâ.

Òàêèå äîïîëíèòåëüíûå ôàêòîðû ïðîÿâëÿþòñÿ ÷àøå âñåãî â õîäå ðåàëèçàöèè îáùåãî îòâåòà îðãàíèçìà íà ïàòîãåííîå âîçäåéñòâèå. Îíè ìîãóò ôîðìèðîâàòüñÿ èç ïðåäñóùåñòâóþùåé ñîïóòñòâóþùåé (íåðåäêî — ñêðûòîé) ïàòîëîãèè êàêîãî-ëèáî îðãàíà èëè ôóíêöèîíàëüíîé ñèñòåìû (òàê ñêàçàòü, locus minoris resistentio). Îòñþäà òàêèå îñëîæíåíèÿ, êàê èíôàðêò ìèîêàðäà, ïàðåíõèìàòîçíàÿ ïå÷åíî÷íî-ïî÷å÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü, îïðåäåëÿåìàÿ ïðåäñóùåñòâóþùèìè çàáîëåâàíèÿìè ïå÷åíè è ïî÷åê, àêòèâèçàöèÿ ñêðûòîãî äèàáåòà èëè òèðåîòîêñèêîçà è ò.ï. Âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ ê ýòîé æå ãðóïïå ïðàâîìåðíî îòíåñòè êîàãóëîïàòè÷åñêèå îñëîæíåíèÿ èëè ïðîÿâëåíèå â ïîñòòðàâìàòè÷åñêîì ïåðèîäå ãåíåòè÷åñêè ïðåäîïðåäåëåííûõ çàáîëåâàíèé.

Îäíàêî âîçìîæíû è äðóãèå îñëîæíåíèÿ. Äëÿ íèõ èçíà÷àëüíûå èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè æèçíåäåÿòåëüíîñòè ïîâðåæäåííîãî îðãàíèçìà ÿâëÿþòñÿ, ñêîðåå, íå ïðè÷èíàìè, à óñëîâèÿìè, ñïîñîáñòâóþùèìè ðàçâèòèþ îñëîæíåíèé è ïîëó÷àþùèìè îòðàæåíèå â êîíêðåòíûõ ôîðìàõ èõ ïðîÿâëåíèÿ. À ïðè÷èíà îïðåäåëÿåòñÿ òÿæåñòüþ ôóíêöèîíàëüíîãî óùåðáà, ïîíåñåííîãî îðãàíèçìîì â ðåçóëüòàòå ïîâðåæäåíèÿ. Ýòè îñëîæíåíèÿ òåñíî ïðèìûêàþò ê ïåðâîé ãðóïïå. Îíè îòëè÷àþòñÿ îò ïåðâîé ãðóïïû ãëàâíûì îáðàçîì ïðèîðèòåòíîé çàâèñèìîñòüþ íå îò ïðåäñóùåñòâóþùåãî ìîðôîôóíêöèîíàëüíîãî «èçúÿíà» îðãàíèçìà (êîòîðûé âåðèôèöèðóåòñÿ öåëåíàïðàâëåííûì îáñëåäîâàíèåì), à îò ìîùíîãî ïàòîãåííîãî âîçäåéñòâèÿ íà îðãàíèçì, ïðåâûøàþùåãî èíäèâèäóàëüíûå âîçìîæíîñòè ðåàêöèè íåñïåöèôè÷åñêîé ñðî÷íîé àäàïòàöèè. Ñ ýòèõ ïîçèöèé äîïóñòèìî ðàññìàòðèâàòü ðåñïèðàòîðíûé äèñòðåññ-ñèíäðîì âçðîñëûõ (ÐÄÑÂ), äèññåìèíèðîâàííîå âíóòðèñîñóäèñòîå ñâåðòûâàíèå (ÄÂÑ-ñèíäðîì), æèðîâóþ ýìáîëèþ, ôóíêöèîíàëüíóþ êàðäèîãåííóþ íåäîñòàòî÷íîñòü êðîâîîáðàùåíèÿ, ïå÷åíî÷íî-ïî÷å÷íóþ íåäîñòàòî÷íîñòü, íå ñâÿçàííóþ ñ ïðåäñóùåòâóþøèì ïîðàæåíèåì ïå÷åíè è ïî÷åê, ñëîâîì, òó äîâîëüíî ïåñòðóþ è ñëîæíóþ êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó, êîòîðàÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â òå÷åíèå ïåðâîé íåäåëè ïîñëå òðàâìû è êîòîðàÿ íåðåäêî îòîáðàæàåòñÿ â ëèòåðàòóðå è êëèíè÷åñêîé äîêóìåíòàöèè êàê ñèíäðîì ïîëèîðãàííîé íåäîñòàòî÷íîñòè.

Èìåííî âòîðóþ ãðóïïó îñëîæíåíèé äîïóñòèìî ðàññìàòðèâàòü êàê êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ïîñëåäåéñòâèÿ ïåðåíåñåííîãî îðãàíèçìîì ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ. Íî äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî ïîäòâåðäèòü ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííóþ ñâÿçü îñëîæíåíèé è ïåðåíåñåííîãî ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ, à òàêæå îáîçíà÷èòü ìåõàíèçì (èëè ìåõàíèçìû) ðåàëèçàöèè òàêîé ñâÿçè. Ýòîìó áóäóò ïîñâÿùåíû ñëåäóþùèå ðàçäåëû êíèãè. Ñåé÷àñ æå ñëåäóåò ëèøü ïîä÷åðêíóòü, ÷òî â ðàñøèôðîâêå ìåõàíèçìîâ ïîñëåäåéñòâèÿ ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ âàæíîå ìåñòî ïðèíàäëåæèò èçó÷åíèþ ýòèîïàòîãåíåçà òÿæåëûõ, ãåíåðàëèçîâàííûõ ôîðì ðàíåâîé (ïîñòòðàâìàòè÷åñêîé) èíôåêöèè êàê îñîáîãî âèäà îñëîæíåíèé.  èõ ðàçâèòèè ãëàâíûìè ôàêòîðàìè ñëóæàò ïàòîãåííûå ìèêðîîðãàíèçìû, ñ îäíîé ñòîðîíû, è íàðóøåíèå çàùèòíûõ ñâîéñòâ ìàêðîîðãàíèçìà (â ÷àñòíîñòè, ãëóáîêèå âòîðè÷íûå íàðóøåíèÿ èììóíîãåíåçà) — ñ äðóãîé. ×àñòîòà ðàçâèòèÿ ýòèõ îñëîæíåíèé, èõ ÷åòêî âûðàæåííûé îïîñðåäîâàííûé õàðàêòåð ñòàâÿò õèðóðãè÷åñêóþ èíôåêöèþ, à òî÷íåå — ïðåäðàñïîëîæåííîñòü îðãàíèçìà ê åå ðàçâèòèþ â ïîñòòðàâìàòè÷åñêîì ïåðèîäå, â ïîëîæåíèå îäíîãî èç ãëàâíûõ êðèòåðèåâ òÿæåñòè ôóíêöèîíàëüíîãî óùåðáà, ïîíåñåííîãî îðãàíèçìîì â ðåçóëüòàòå îñòðîãî ïàòîãåííîãî âîçäåéñòâèÿ. Ïîýòîìó äàííîå íàïðàâëåíèå ñîñòàâèëî ñïåöèàëüíûé ðàçäåë èññëåäîâàíèé. È, íàêîíåö, ïîñëåäíåå çàìå÷àíèå, ïðåäâàðÿþùåå áîëåå îáñòîÿòåëüíîå îáñóæäåíèå êëèíè÷åñêèõ ôîðì ïîñëåäåéñòâèÿ ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ îðãàíèçìà óæå íà êîíêðåòíîé êëèíè÷åñêîé ìîäåëè — òÿæåëîé ñî÷åòàííîé ìåõàíè÷åñêîé òðàâìå.

Îáùåèçâåñòíû îòäàëåííûå ïîñëåäñòâèÿ òÿæåëûõ ïîâðåæäåíèé. Ê íèì îòíîñÿòñÿ ñòîéêèå íàðóøåíèÿ, îãðàíè÷èâàþùèå òðóäîñïîñîáíîñòü ïàöèåíòîâ è äðóãèå èõ ñîöèàëüíûå ôóíêöèè. Ïðàêòè÷åñêè ðå÷ü èäåò î âðåìåííîé èëè ïîñòîÿííîé èíâàëèäíîñòè ëþäåé, ïåðåíåñøèõ òÿæåëóþ òðàâìó. Çíà÷èòåëüíî ìåíüøå èçó÷åí âîïðîñ îá îòäàëåííûõ ïîñëåäñòâèÿõ òÿæåëîãî îòâåòà îðãàíèçìà íà òðàâìó, òîãî ïîòðÿñåíèÿ, â îáùåôèçèîëîãè÷åñêîì ñìûñëå, êîòîðîå îí ïåðåíåñ, òî åñòü ïî ñóùåñòâó — î ïîñëåäåéñòâèè ïåðåíåñåííîãî èì ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ. Ìåæäó òåì ëþáîé îïûòíûé âðà÷ ìîæåò ïðè æåëàíèè ëåãêî âîññòàíîâèòü â ïàìÿòè íàáëþäåíèÿ, êîãäà ðàçâèòèå òÿæêèõ ñèñòåìíûõ çàáîëåâàíèé ýíäîêðèííîé, îíêîëîãè÷åñêîé èëè èíîé ïðèðîäû áûñòðî ïðèîáðåòàëè ãåíåðàëèçîâàííûé è ïðîãðåññèðóþùèé õàðàêòåð ó ïàöèåíòîâ, ïåðåíåñøèõ â îòäàëåííîì ïðîøëîì êàêóþ-íèáóäü êàòàñòðîôó (òÿæåëóþ ìåõàíè÷åñêóþ òðàâìó, ïñèõîýìîöèîíàëüíîå ïîòðÿñåíèå) èëè ýïèçîäû ÷ðåçìåðíîé ôóíêöèîíàëüíîé ïåðåãðóçêè, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ äëèòåëüíûì âîññòàíîâèòåëüíûì ïåðèîäîì.

Читайте также:  Сериал синдром шахматиста сколько серий

Ó÷èòûâàÿ òàêèå íàáëþäåíèÿ, ìîæíî ñ÷èòàòü ïðàâîìåðíûì ïðåäïîëîæåíèå î ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííîé ñâÿçè ïåðåíåñåííîãî ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ è ïðîãðåññèðóþùåãî ðàçâèòèÿ ñèñòåìíûõ çàáîëåâàíèé, âîçíèêàþùèõ â îòäàëåííîì ïåðèîäå.

Ïðàâäà, îáúåêòèâíîå îáîñíîâàíèå òàêîé âçàèìîñâÿçè òðåáóåò ñåðüåçíîé ìåòîäîëîãè÷åñêîé ïðîðàáîòêè, ïîñêîëüêó äåëî êàñàåòñÿ ìíîãîôàêòîðíîãî ïðîöåññà.

Ñëåäóåò çàìåòèòü, ÷òî ïîñëåäíåå äåñÿòèëåòèå îçíàìåíîâàëîñü ïîÿâëåíèåì ðÿäà îáåùàþùèõ ñòàòåé, â êîòîðûõ ðàññìàòðèâàåòñÿ ðîëü «ñèëüíîãî» è «î÷åíü ñèëüíîãî» ñòðåññà â ðàçâèòèè ñèñòåìíûõ ýíäîãåííûõ çàáîëåâàíèé. Ïðè ýòîì óêàçûâàåòñÿ, ÷òî â ìíîãî÷èñëåííûõ ïóáëèêàöèÿõ, ïîñâÿùåííûõ ñòðåññó (êîëè÷åñòâî êîòîðûõ çà îäèí ãîä) ïî êóìóëÿòèâíûì áèáëèîãðàôè÷åñêèì èçäàíèÿì, ïðèáëèæàåòñÿ ê 1000 èëè ïðåâûøàåò ýòîò ïîêàçàòåëü), àâòîðû èçáåãàþò îïðåäåëåíèÿ «ñîñòîÿíèå ñòðåññà», à îïèñûâàþò îáû÷íî èñòî÷íèê èëè ïðè÷èíó ñòðåññà, äàâàÿ åìó êîëè÷åñòâåííóþ îöåíêó. À êîãäà ïàòîãåíåòè÷åñêèå ìåõàíèçìû ñèñòåìíûõ çàáîëåâàíèé ñîïîñòàâëÿþòñÿ ñ «î÷åíü ñèëüíûì ñòðåññîì», òî ïîä íèì ïîíèìàåòñÿ ôàêòè÷åñêîå èëè «îùóùàåìîå» ÷åëîâåêîì íåñîîòâåòñòâèå ìåæäó òðåáîâàíèÿìè îêðóæàþùåé ñðåäû è èíäèâèäóàëüíîé ñïîñîáíîñòüþ ñïðàâèòüñÿ ñ ýòèìè òðåáîâàíèÿìè. Òàêèì îáðàçîì, îáîçíà÷åíèå «î÷åíü ñèëüíûé ñòðåññ» óïîòðåáëÿåòñÿ èìåííî â òîì ñìûñëå, êîòîðûé íàìè âêëàäûâàåòñÿ â ïîíÿòèå îá ýêñòðåìàëüíîì ñîñòîÿíèè îðãàíèçìà. Îòñþäà ñëåäóþò äâà ëîãè÷åñêèõ âûâîäà: âî-ïåðâûõ, ÷òî ïîñòàíîâêà âîïðîñà î ñâÿçè ïåðåíåñåííîãî îðãàíèçìîì ýêñòðåìàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ ñ ðàçâèòèåì ñèñòåìíûõ ýíäîãåííûõ çàáîëåâàíèé âïîëíå êîððåêòíà è, âî-âòîðûõ, ÷òî â ñóùåñòâóþùèõ ïîçíàíèÿõ î ñòðåññå åñòü âåñüìà íåîïðåäåëåííàÿ îáëàñòü, ñâÿçàííàÿ ñ ïîñëåäñòâèÿìè ïåðåíåñåííîãî «ñèëüíîãî ñòðåññà» êàê îñîáîé êàòåãîðèè è ïîäëåæàùàÿ ñïåöèàëüíîìó èçó÷åíèþ.

3. Ýêñòðåìàëüíîå ñîñòîÿíèå îðãàíèçìà è îáùèé àäàïòàöèîííûé ñèíäðîì

Ðàáîòû Ãàíñà Ñåëüå, ïîñâÿùåííûå îáùåìó àäàïòàöèîííîìó ñèíäðîìó èëè, êàê åãî íåðåäêî îáîçíà÷àþò, ñòðåññ-ñèíäðîìó, îçíàìåíîâàëè íîâûé ýòàï â ïîíèìàíèè âíåøíåé ðåàêöèè îðãàíèçìà íà ÷ðåçâû÷àéíûå èçìåíåíèÿ óñëîâèé âíåøíåé ñðåäû. Ãëàâíîå â ýòîì ïîíèìàíèè — ïðèçíàíèå ñóùåñòâîâàíèÿ óíèâåðñàëüíîãî, îäíîòèïíîãî îòâåòà íà ñèëüíûå, õîòÿ è êà÷åñòâåííî ðàçëè÷íûå ðàçäðàæèòåëè. Íåñìîòðÿ íà áëèçêèå ïîäõîäû ê òàêîìó îáîáùåííîìó ïîíèìàíèþ îòâåòà îðãàíèçìà íà ÷ðåçâû÷àéíóþ ñèòóàöèþ, íàáëþäàâøèåñÿ â ðàáîòàõ È.Ï. Ïàâëîâà è åãî ïîñëåäîâàòåëåé, Ë.À. Îðáåëè, Í.Å. Ââåäåíñêîãî è ðÿäà äðóãèõ îòå÷åñòâåííûõ è çàðóáåæíûõ ó÷åíûõ, ñôîðìèðîâàâøàÿñÿ òåîðèÿ îáùåãî àäàïòàöèîííîãî ñèíäðîìà âíà÷àëå ñ òðóäîì âîñïðèíèìàëàñü â ñðåäå ôèçèîëîãîâ è êëèíèöèñòîâ. Íîâàÿ òåîðèÿ ïëîõî íàñëàèâàëàñü íà óñòîÿâøèåñÿ ïðåäñòàâëåíèÿ î ñòðîãî äèôôåðåíöèðîâàííîé ðåàêöèè îðãàíèçìà, ñîîòâåòñòâóþùåé õàðàêòåðó ðàçäðàæèòåëÿ.

Ñëîæèâøååñÿ íàó÷íîå ìèðîâîççðåíèå âñåãäà ñîäåðæèò íåêîòîðûé «çàðÿä» êîíñåðâàòèçìà, îáëàäàåò ñâîåîáðàçíîé ðåçèñòåíòíîñòüþ ê íîâûì èäåÿì.  ýòîì åñòü ñâîé èñòîðè÷åñêèé ñìûñë, êîòîðûé îïðåäåëÿåò ñòàáèëüíîñòü ïîëîæåíèé, ñîîòâåòñòâóþùèõ îïðåäåëåííîìó ýòàïó ðàçâèòèÿ íàóêè. Ñïóñòÿ íåñêîëüêî äåñÿòèëåòèé ïîñëå ïåðâûõ ïóáëèêàöèé, â 1973 ãîäó, Ñåëüå ïèñàë, ÷òî ìåäèöèíå ïîíàäîáèòñÿ åùå äëèòåëüíîå âðåìÿ, ÷òîáû ïðèçíàòü ñóùåñòâîâàíèå åäèíîé, îäíîòèïíîé ðåàêöèè íà ñèëüíûå ðàçäðàæèòåëè. Òåïåðü ýòî âðåìÿ óæå ïðèøëî. Âàæíîñòü îáùåãî àäàïòàöèîííîãî ñèíäðîìà êàê ôèçèîëîãè÷åñêîé è êëèíè÷åñêîé êàòåãîðèè ñòàëà áåññïîðíîé. Îäíîâðåìåííî ïðîäîëæàåòñÿ ðàçâèòèå è óãëóáëåíèå ïðåäñòàâëåíèé îá îáùåì àäàïòàöèîííîì ñèíäðîìå.

Âåäóùàÿ ðîëü ñèñòåìû «ãèïîôèç-êîðà íàäïî÷å÷íèêîâ», óòâåðæäàâøàÿñÿ â èçíà÷àëüíîé òåîðåòè÷åñêîé òðàêòîâêå ñòðåññà, ïîñòåïåííî óñòóïàåò ìåñòî áîëåå ðàçâåðíóòîìó è ãëóáîêîìó òîëêîâàíèþ óíèâåðñàëüíûõ ìåõàíèçìîâ ñðî÷íîé àäàïòàöèè. Ñòàëî îêîí÷àòåëüíî ÿñíûì, ÷òî â ïðîöåññå àäàïòàöèè îðãàíèçìà ê ñèëüíûì ðàçäðàæèòåëÿì, êàê è â áåñ÷èñëåííîì ìíîæåñòâå äðóãèõ ñëîæíûõ ïðèðîäíûõ ïðîöåññîâ, ñóùåñòâóåò ñâîå ïðîòèâîñòîÿíèå òåíäåíöèé. Îäíà èç íèõ âåäåò ê íàãíåòàíèþ ïîëèôóíêöèîíàëüíîãî íàïðÿæåíèÿ îðãàíèçìà â îòâåò íà ñèëüíîå âîçäåéñòâèå, à äðóãàÿ — ê îãðàíè÷åíèþ ýòîãî íàïðÿæåíèÿ. Îñîáåííî îò÷åòëèâî ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ, åñëè ðàññìàòðèâàòü ìåõàíèçìû îáùåãî àäàïòàöèîííîãî ñèíäðîìà íà êëåòî÷íîì óðîâíå.

Ëèòåðàòóðà

1. «Íåîòëîæíàÿ ìåäèöèíñêàÿ ïîìîùü», ïîä ðåä. Äæ.Ý. Òèíòèíàëëè, Ð.Ë. Êðîóìà, Ý. Ðóèçà, Ïåðåâîä ñ àíãëèéñêîãî ä-ðà ìåä. íàóê Â.È. Êàíäðîðà, ä.ì.í. Ì.Â. Íåâåðîâîé, ä-ðà ìåä. íàóê À.Â. Ñó÷êîâà, ê.ì.í. À.Â. Íèçîâîãî, Þ.Ë. Àì÷åíêîâà; ïîä ðåä. ä.ì.í. Â.Ò. Èâàøêèíà, ä.ì.í. Ï.Ã. Áðþñîâà; Ìîñêâà «Ìåäèöèíà» 2001

2. Åëèñååâ Î.Ì. (ñîñòàâèòåëü) Ñïðàâî÷íèê ïî îêàçàíèþ ñêîðîé è íåîòëîæíîé ïîìîùè, «Ëåéëà», ÑÏÁ, 1996 ãîä

3. Åðþõèí È.À., Øëÿïíèêîâ Ñ.À. Ýêñòðåìàëüíîå ñîñòîÿíèå îðãàíèçìà. Ýëåìåíòû òåîðèè è ïðàêòè÷åñêèå ïðîáëåìû íà êëèíè÷åñêîé ìîäåëè òÿæåëîé ñî÷åòàííîé òðàâìû.-ÑÏá.: Ýñêóëàï, 1997.

Источник