Язык ребенка с синдромом дауна
Многие родители детишек постарше наверно помнят такое замечательное событие как приезд в Москву австралийских специалистов, авторов “Маленьких ступенек”. Это было осенью 1995 года. В течение нескольких дней наши гости консультировали семьи. Родители везли, вели, несли своих детей в Институт коррекционной педагогики, где в актовом зале на ковре среди игрушек можно было посидеть с любым педагогом и задать любые вопросы. Я, Н. Грозная, тоже сидела на ковре и очень хорошо помню, какие вопросы волновали родителей больше всего: “Когда мой ребенок заговорит?”, “Что можно сделать, чтобы он заговорил?”
Проблема развития речи у детей с синдромом Дауна стоит остро везде. И Даунсайд Ап уделяет ей особое внимание. Проблемам общения была посвящена львиная доля бесед с директором Оксфодского Центра Даун Синдром доктором Дэннис, и теперь мы ждем приезда специалиста по проблемам коммуникации (или общения) этого Центра Салли Спаркс. Со 2 по 12 ноября Салли проведет тренинг для наших специалистов, и я думаю у родителей тоже будет возможность встретиться с ней. В конце июня этого года несколько сотрудников Даунсайд Ап и Утешения были приглашены в Санкт-Петербург на лекции по развитию навыков общения, которые читала виднейший шведский специалист по развитию речи у детей с синдромом Дауна профессор Ирен Йохансон. Каждый из вас, безусловно, знает, что все наши педагоги так или иначе уже занимаются стимуляцией навыков общения у детей. Сейчас эти усилия приобретают более целенаправленный характер. Этим летом мы совместно с представителями других организаций приступили к разработке программы обучения невербальным способам общения. Наконец, в Даунсайд Ап появился специалист, непосредственно занимающийся этой проблемой. Что же нужно знать об особенностях развития речи у детей с синдромом Дауна?
Язык, речь, общение. Эти слова употребляются нами ежедневно, и мы часто заменяем одно другим. На самом деле они имеют совершенно различные значения. Необходимо разобраться в этих различиях для того, чтобы лучше понять возможности детей с синдромом Дауна и помочь им научиться общаться с окружающими.
Общение — это процесс, с помощью которого один человек формулирует и отсылает сообщение другому человеку, который получает и расшифровывает его. Люди общаются не только с помощью слов. Мы можем общаться с помощью знаков, выражений лица, жестов, например, указательных, и даже азбуки Морзе и дымовых сигналов. Даже самые маленькие дети уже общаются на начальном уровне, когда они плачут, или используют различные выражения лица, чтобы дать маме и папе знать, что они голодны или испытывают дискомфорт.
Когда люди общаются, они обычно используют символы. То есть, они пользуются не реальными объекты для передачи сообщения, а используют символы, которые обозначают эти объекты. Любая система символов, которая используется для общения является языком. Язык — систематизированный набор символов, включающий в себя объекты, отношения и события в рамках данной культуры.
Язык — понятие более узкое, чем общение, это код, который понимают все внутри конкретной языковой культуры.
Речь — это процесс производства звуков и объединения их в слова с целью общения. Речь позволяет нам быть очень конкретными в общении. Вам будет гораздо легче понять своего ребёнка, если он будет использовать речь. Но речь — это очень сложная в изучении и использовании система. Для детей с синдромом Дауна речь является самым трудным видом общения, поскольку это очень сложный процесс, требующий координации многих физических и мозговых процессов.
Более позднее, чем у обычных детей развитие речи иногда связано с тем, что часто у детей с синдромом Дауна снижена острота слуха, и нередко бывают отиты. Обычно это явление с возрастом проходит, но бывает, что оно случается в критический период развития ребёнка. Поэтому очень важно показать малыша специалисту-отолорингологу, чтобы исключить проблемы с ушами. Но даже если у вашего ребёнка нет этих проблем, он может слышать не все звуки достаточно точно. Например, такие звуки, как “ш”, “ч” и “тр”, “др” могут для него звучать одинаково. Это проблема, которая связана с тем, как мозг обрабатывает сигналы, поступающие от органов слуха.
Такая обработка определяет “слуховую разборчивость”. У большинства детей с синдромом Дауна наблюдается слабая слуховая разборчивость. Это означает, что малыш может слышать только приблизительное звучание слов и поэтому неудивительно, что он не может воспроизвести слово правильно. Свою лепту в это вносят и нарушения моторики и низкий мышечный тонус, которые мешают правильно выговаривать слова.
Большинству детей нравится говорить. Они, как правило, быстро начинают понимать то, что им говорят родители, и знают, что хотят сказать сами, но не имея возможности выговорить нужное слово, обычно начинают нервничать. Иногда ребёнок сам находит выход, заменяя труднопроизносимое слово жестом. Действительно, естественная жестикуляция помогает всем нам в трудной ситуации: чтобы обратить на себя внимание, мы машем рукой человеку, находящемуся в дальнем углу комнаты, показываем на предметы, о которых мы говорим. Мы хмуримся, когда рассержены и улыбаемся, когда довольны. Всё это — естественные способы общения, придающие словам дополнительный смысл. Дети с синдромом Дауна понимают жесты быстрее и легче, чем слова, сопутствующие им. Мы можем использовать эту особенность восприятия, чтобы помочь ребёнку в развитии речи. Во всём мире успешно используются обычные жесты и простые знаки, которые помогают лучше объяснить ребёнку окружающие явления. С раннего детства применяются знаки — жесты для обозначения нескольких ключевых слов, которые позже понадобятся ребёнку. Когда к ребёнку обращаются с каким-нибудь словом, это слово всегда сопровождается определённым жестом, чтобы он не только слышал слово, но и видел его. При таком подходе, к тому времени, как ребёнок достигнет двухлетнего возраста, даже если он и не начнёт говорить, он сможет “обозначить” примерно столько же слов, сколько другие дети в этом возрасте произносят. Это очень важно для всей семьи, потому что огорчение, которое испытывает ребёнок, может испортить ему жизнь надолго. Используя язык жестов, он уже не будет вынужден кричать, визжать, плакать, чтобы близкие поняли, что он хочет пить или есть, или спать. Фактически, вы сможете беседовать с ним.
Многие родители и некоторые специалисты беспокоятся о том, что язык жестов может воспрепятствовать развитию речи. Однако мировой опыт показывает, что использование языка жестов не только не препятствует, но и способствует развитию речи, уменьшает огорчение и оказывает позитивное влияние на личность ребёнка. Знаки, жесты — это лишь мостик, так что умение малыша общаться развивается, и жест заменяет слово, если оно трудно выговаривается; а у малыша есть, что сказать родителям. При правильном педагогическом воздействии по мере совершенствования речевых навыков жест заменяется словом, и происходит дальнейшее развитие речи.
Возможность использовать знаки очень пригодится и с точки зрения определения звуков, которые ребёнок воспринимает нечётко. Например, мама двухлетней девочки, не используя знаки, говорила с ней о “кочке”, а девочка показывала с помощью знаков “кошку”. Таким образом, мама не только поняла, что малышка запуталась в разговоре, но и узнала, что девочка не различает звуки “ш” и “ч”, и значит, ей нужно в этом помочь. Без языка жестов эта путаница не выявилась бы, пока девочке не исполнилось бы четырёх лет, а то и больше, а к тому времени накопилось бы много невыясненного.
Стоит ли возиться с языком жестов, если ребёнок всё равно научится говорить? Непременно стоит! Подавляющее большинство детей действительно овладеют речью, но дело не в речи как таковой, а в недостатке общения в течение многих лет, а это тормозит развитие ребёнка, вызывает огорчение и стресс у него и у всех членов семьи. Дети с синдромом Дауна хорошо понимают концепцию языка и общения и хотят общаться начиная, с раннего возраста. Именно поэтому так важно научить их способам общения с окружающими как можно быстрее. Обучение навыкам общения не стоит откладывать до тех пор, пока ребёнок не овладеет навыками, необходимыми для развития речи.
Язык жестов, в данном случае, временная, но необходимая мера, дающая ребёнку возможность общаться, выражать свои желания, нужды, просить о помощи, реагировать на слова говорящих с ним людей, что так важно для полноценного развития личности.
Практически все дети с синдромом Дауна осваивают речевое общение, и Вы можете сделать многое, чтобы помочь им.
Вот несколько полезных советов:
- Чтобы развить речевые мышцы, побуждайте малыша сосать и жевать.
- Отслеживайте любые попытки ребёнка вступить в общение и поощряйте их.
- Побуждайте малыша не только слушать, но и воспроизводить звуки, играйте в лепет.
- Побольше говорите с вашим малышом, обо всём, о нём самом, о том, что его окружает, наслаждайтесь его обществом — тогда он наверняка будет наслаждаться вашим. Убедитесь, что он смотрит на вас, постарайтесь, чтобы он видел то, о чём вы говорите.
- Постарайтесь получить от ребёнка ответную реакцию на сказанное, подскажите ему, если нужно. Помните, что ребёнку требуется много времени, чтобы вам ответить. Если вы начнёте говорить дальше, не давая ему вступить в разговор, вы можете сбить его с толку.
Выработка необходимых навыков требует времени и терпения, не торопите ребёнка, получайте удовольствие от общения с ним.
Материал подготовил Кирилл Кравченко.
Источник
Ангелина Калинина
Развитие речи у детей с синдромом Дауна
Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?
Родителям и педагогам, имеющим дело с 3-летками, которые не разговаривают, знакома проблема не совсем адекватного поведения детей. И дело тут отнюдь не в кризисе трёх лет, а в том, что ребёнок, в отличие от своих сверстников, не может изъясниться словами, ему обидно и горько, что его не понимают, он не может быть полноценным участником процесса коммуникации. Наша задача, как родителей и педагогов, помочь ребёнку овладеть внятной, разборчивой, грамотной речью. Как показывает практика, три года — это оптимальный возраст для начала обучения правильной речи детей с синдромом Дауна.
Сейчас было бы уместно охарактеризовать в общих чертах речь детей с СД и сказать, что практически у всех она имеет дефекты звукопроизношения, аграмматизмы и небогатый словарный запас.
Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению. При относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь детей с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения речевого аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы. Всё это создаёт дополнительные сложности при формировании чёткого звукопроизношения, отражается на характеристиках голоса и речи. Дети с синдромом Дауна такие разные в своём речевом развитии, потому что синдром Дауна—это не логопедический диагноз, а набор разных симптомов, в том числе и речевых. При синдроме Дауна мы можем встречать такие речевые диагнозы,как:
1) системное недоразвитие речи, обусловленное сниженным интеллектом;
2) общее недоразвитие речи, обусловленное дизартрией, алалией, ЗПР, заиканием, педагогической запущенностью.
При синдроме Дауна встречается как дизартрия, так и апраксия, а чаще -их сочетание.
Дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц.
Апраксия — состояние, при котором у ребёнка имеются трудности программирования, планирования и выстраивания по порядку звуков в речи. Дизартрию и апраксию можно отнести к неврологическим факторам речевых трудностей у детей с Даун-синдромом. Однако, специалисты и родители часто не учитывают, что причиной речевых трудностей у ребёнка, отсутствия речи либо её позднего начала является совсем не дизартрия, а апраксия речи. Проще говоря, причина не во рту, а в голове.
Также существуют анатомические факторы:
— высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»;
— особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно; это оказывает влияние на артикуляцию;
— открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе;
— маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть;
— относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса) он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена.
Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?
Основное внимание следует уделять тренировке и укреплению мышц губ, языка, мягкого нёба, получение навыков речевого дыхания. Занимаясь с ребёнком на фоне ярких эмоций, вы сможете компенсировать природные дефекты ребёнка с синдромом Дауна и улучшить качество произносимых слов.
Лепет является основополагающим умением для развития речи, он укрепляет механизмы артикуляции и делает их подвижными. Лепет осуществляет и аудитивную обратную реакцию, т. е. ребёнок привыкает к звукам и их вариациям в человеческой речи. То, что дети с синдромом Дауна меньше лепечут, имеет, по мнению учёных, две причины. Первая связана с присущим этим детям общим гипотонусом (слабостью мускулатуры, который распространяется и на речевой аппарат; другая — обусловлена аудитивной обратной связью. Обычно младенцам нравится слушать собственный лепет. Из-за физиологических особенностей строения слухового аппарата, а также частых ушных инфекций дети с синдромом Дауна почти не слышат собственного голоса. Это препятствует тренировке отдельных звуков и включению их в слова. Поэтому ранняя диагностика нарушений слуха имеет стратегический эффект для дальнейшего речевого и психического развития ребёнка.
Стимуляции аудитивной обратной связи способствует выполнение следующих упражнений. Установите зрительный контакт с ребёнком (расстояние 20-25 см,разговаривайте с ним: говорите «а», «ма-ма», «па-па» и т. п. Улыбайтесь, кивайте, побуждайте ребёнка быть внимательным. Потом сделайте паузу, чтобы дать ему возможность проявить реакцию. Попробуйте вести с ним диалог, в процессе которого вы и ребёнок обмениваетесь реакциями. Будьте инициативны. Когда ребёнок лепечет, не перебивайте его, а поддерживайте, сохраняя с ним контакт. Когда он прекратит, повторите за ним звуки и попытайтесь снова «разговорить» его. Варьируйте голос. Экспериментируйте с тоном и громкостью. Выясните, на что ваш ребёнок реагирует лучше всего.
Подобные занятия необходимо проводить несколько раз в день по 5 минут. Этот приём можно использовать и при рассматривании предметов или картинок. Необходимо побуждать ребёнка дотрагиваться до них. Показывание указательным пальцем — это результат более продвинутого развития. Главная цель — побудить ребёнка лепетать. Называйте предметы и картинки, поощряйте его к повторению отдельных звуков вслед за вами.
Следующий шаг после лепета — развитие артикулированной речи. Если лепет не переходит спонтанно в речь, то задача родителей и воспитателей состоит в её формировании. Большую роль в этом играет имитация, или подражание. Как показывает практика, дети с синдромом Дауна не имитируют спонтанно. Ребёнка необходимо учить наблюдать и реагировать на то, что он видит и слышит. Обучение подражанию — это ключ к дальнейшему обучению.
Развитие имитационных способностей начинается с подражания простым действиям взрослого. Для этого посадите ребёнка за стол или на детский стульчик. Сядьте напротив него. Убедитесь, что между вами есть зрительный контакт.Скажите: «Постучи по столу!» Продемонстрируйте действие и скажите в определённом ритме: «Тук, тук, тук». Если ребёнок реагирует, пусть даже слабо (возможно, сначала только одной рукой, порадуйтесь, похвалите его и повторите упражнение ещё два раза. Если ребёнок не реагирует, возьмите его за руки, покажите, как нужно стучать,и скажите: «Тук-тук-тук». Когда ребёнок этим овладеет, можно использовать другие движения, например топанье ногами, размахивание руками и т. п. По мере развития подражательных способностей основные упражнения могут быть дополнены пальчиковыми играми с простыми рифмовками. Не следует повторять одно и то же движение более трёх раз, так как оно может надоесть малышу. Лучше возвращаться к выполнению упражнений несколько раз в течение дня. Это правило распространяется и на все последующие задания.
Чтобы стимулировать имитацию речевых звуков, можно выполнять следующие упражнения. Посмотрите на ребёнка. Похлопайте себя по открытому рту, чтобы получился звук «уа-уа-уа». Похлопайте рукой по губам ребёнка, чтобы побудить его издать такой же звук. Для дальнейшей демонстрации поднесите его руку к вашим губам. Сформируйте навык, хлопая ребёнка по его рту и произнося звук. Повторению гласных звуков А, И, О, У способствует имитация моторных реакций.
Звук А. Положите указательный палец на подбородок,опустите нижнюю челюсть и скажите: «А».
Звук И. Скажите «И», растянув пальцами уголки рта в стороны.
Звук О. Произнесите краткий, чёткий звук «О». Сделайте значок «О» средним и большим пальцами, когда произносите этот звук.
Звук У. Скажите длинное утрированное «У», свернув руку в трубочку и поднеся ко рту, и отводите её при произнесении звука. Не забывайте каждый раз хвалить ребёнка. Иногда может понадобиться несколько дней, прежде чем у него начнёт получаться. Если малыш не повторяет, не принуждайте его. Перейдите к чему-нибудь другому. Соедините имитацию речи с другой имитацией, которая доставляет вашему ребёнку удовольствие.
Большое влияние на качество голоса оказывает правильное дыхание. У детей с синдромом Дауна дыхание поверхностное и осуществляется преимущественно через рот, так как частые простуды затрудняют дыхание носом. Кроме того, вялый гипотоничный язык больших размеров не помещается в ротовой полости. Поэтому, помимо профилактики простудных заболеваний, необходимо тренировать ребёнка закрывать рот и дышать носом. Для этого губы ребёнка сводятся вместе лёгким прикосновением, так что он закрывает рот и некоторое время дышит носом. Нажатием указательного пальца на область между верхней губой и носом достигается обратная реакция — открытие рта. Эти упражнения могут проводиться по несколько раз в день, в зависимости от ситуации. Целесообразно также рано приучать детей с синдромом Дауна к формирующей челюсть соске. При сосании рот ребёнка будет закрыт, а дыхание будет осуществляться через нос, даже когда он устал или спит.
Выработке хорошей воздушной струи способствуют упражнения на выдувание воздуха, которые также опираются на умение ребёнка имитировать. Задания выполняются в непринуждённой игровой форме. Следует поддерживать любые старания ребёнка, пока он не начнёт делать правильно.Например: дуть на висящие перья или другие лёгкие предметы; играть на губной гармошке, производя звуки при вдохе и выдохе; сдувать перья, вату, разорванные бумажные платочки, мячики для настольного тенниса; задувать спичку или огонь свечи; играть на игрушечных трубах и флейтах, дуть на ветровые колесики; надувать свёрнутые бумажные змейки, шарики; дуть через трубочку в мыльную воду и пускать пузыри; приводить выдуванием воздуха в движение бумажные кораблики и плавающие игрушки в виде животных; дуть через трубочку и этим приводить в движение перья и кусочки ваты; надувать мыльные пузыри; громко выдыхать или рычать; дуть на зеркало или стекло и рисовать там что-нибудь. Эти и другие упражнения могут варьироваться в различных игровых формах в соответствии с возрастом ребёнка.
Особенно важны для детей с синдромом Дауна упражнения на улучшение подвижности языка, так как нормальная моторика языка — это хорошая предпосылка для правильного сосания, глотания и жевания, а также говорения. Упражнения для развития подвижности языка и челюстей состоят преимущественно из массажа и помощи в привыкании к соответствующей возрасту пище.
При массаже языка края языка попеременно слева и справа придавливаются указательными пальцами до тех пор, пока не возникает обратной реакции. Темп перемены зависит от быстроты ответной реакции. Осторожными движениями указательного пальца можно шевелить кончик языка вправо и влево, вверх и вниз. Похожие движения вызывает лёгкое щекотание трубочкой для питья или зубной щёткой. Иногда может быть полезной аккуратная чистка краёв языка электрической зубной щёткой. Подходят и маленькие щёточки из набора по тренировке чистки зубов. Односторонним вибрированием одной щеки и надавливанием на вторую можно вызвать вращательное движение языка во рту.
Примеры упражнений для развития подвижности языка:
• облизывать ложки (с мёдом, пудингом и др.);
• мазать мёдом или вареньем верхнюю или нижнюю губу, левый или правый уголок рта, чтобы ребёнок облизывал кончиком языка;
• производить движения языка во рту, например, попеременно класть язык то за правую, то за левую щеку, под верхнюю или нижнюю губу, щёлкать языком, чистить языком зубы;
• громко щёлкать языком (язык при этом остаётся за зубами);
• захватывать зубами пластмассовый стаканчик, класть в него пуговицы или шарики и, тряся головой, производить ими шум;
• закрепить пуговицу на длинной верёвке и передвигать её зубами из стороны в сторону.
Упражнения для развития подвижности челюстей и языка включаются в артикуляционные игры, имитирующие различные звуки или действия (кошка облизывается, собака скалит зубы и рычит, заяц грызёт морковку и т. д.).
Видоизменение губ у детей с синдромом Дауна связано с постоянным вытеканием слюны и давлением языка, особенно на нижнюю губу. Поэтому важно научить ребёнка закрывать рот. Нужно обращать внимание на то, чтобы губы свободно смыкались, красная кайма губ оставалась видна и губы не были втянуты. Младенцев и маленьких детей можно гладить средним и указательным пальцами слева и справа от носа вниз, приближая таким образом приподнятую верхнюю губу к нижней. Нижнюю губу можно приближать к верхней лёгким нажатием большого пальца. При этом подбородок не должен быть приподнятым, потому что тогда нижняя губа будет находить на верхнюю. Выпячивание и растягивание губ, попеременное накладывание одной губы на другую, дёрганье и вибрация верхней губы развивают их подвижность. Для укрепления мышц можно давать ребёнку удерживать губами лёгкие предметы (соломинку, посылать воздушные поцелуи, после еды задерживать ложку во рту и плотно сжимать её губами.
Общая гипотония у детей с синдромом Дауна влечёт за собой пониженную подвижность нёбной занавески, что выражается в гнусавости и хриплости голоса. Гимнастику для нёба можно комбинировать с простыми движениями: «аха» — руки с размахом поднимаются вверх, «аху» — хлопок руками по бедрам, «ахай» — хлопок руками, «ахо» — сильно топнуть одной ногой. Такие же упражнения проводятся со звуками «п», «т», «к». Тренировке нёбной занавески способствуют игры с мячом с выкрикиванием отдельных звуков: «аа», «ао», «апа» и т. д. Полезно демонстрировать естественные звуки (кашель, смех, фырканье, чихание) и мотивировать подражание ребёнка.Можно использовать игровые упражнения на повторение: вдохнуть и выдохнуть на «м»; говорить по слогам «мамама», «ме-меме», «амамам» и т. д. ; дышать на зеркало, стекло или в руку; выдыхать с положением речевого аппарата как при звуке «а»; выдыхать через узкую щёлку между верхними зубами и нижней губой; положить кончик языка на верхнюю губу и фонировать, потом на зубы и на дно ротовой полости; произносить звук «н» с зажатым носом; при выдыхании переходить от «п» к «т».
Хорошей тренировкой служит шёпотная речь.
Развитию разговорной речи способствует ситуационное использование слов. Следует называть те предметы, которые наиболее актуальны для вашего ребёнка. Например, если ребёнок хочет печенье, то, показывая на него,нужно спрашивать: «Печенье?»и отвечать: «Да, это печенье». Надо использовать минимальное количество слов, говорить медленно и чётко, повторять одно и то же слово несколько раз. Желательно, чтобы артикуляционные движения губ взрослого попадали в поле зрения ребёнка, вызывали желание имитировать их.
Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать им общаться на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова активизирует разговорную речь. Кроме того, жесты могут пригодиться в качестве дополнения к речи в моменты, когда ребёнку трудно передать своё послание словами.
В силу того что произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, многие из перечисленных выше упражнений можно продолжать делать и тогда, когда ребёнок уже научится разговаривать.
Источник