Исследования на синдрома профессионального выгорания
В данной статье рассматривается понятие профессионального выгорания педагога, представлены результаты проведенного диагностического исследования уровня эмоционального выгорания, выявлены основные тенденции, симптомы и причины профессионального выгорания педагогов.
УДК: 159.9.072.433
ГРНТИ: 15.41.21
П.О. Цепаева,
МАОУ ДО Дом детского творчества «У Белого озера»,
СП «Фрегат»,
педагог дополнительного образования,
Томск
Научный руководитель: Г.Б. Черевач, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики. Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования дом детского творчества «У Белого озера», г. Томск, Россия, Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Россия
В последнее время в системе образования появляется множество изменений: новые требования к документации, вводится инклюзивное образование, внедряется использование интерактивных методов преподавания. В современном образовательном пространстве педагог поставлен в совершенно новые условия, усугубляющие его напряженную деятельность. У многих педагогов возникают трудности в адаптации к новым условиям, что приводит к накоплению напряжения, негативных эмоций и физической усталости.
Отрицательные эмоциональные состояния педагога снижают эффективность воспитательной работы и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами. Вследствие вышеуказанных факторов в структуре характера и профессиональных качествах педагога возникают и закрепляются негативные черты, разрушающие психическое здоровье и приводящие к появлению синдрома профессионального выгорания.
Проблему профессионального выгорания начали исследовать ещё в 70-х годах XX века. Психологи и медики, изучающие данное явление, пришли к открытию «особой формы „стресса общения“», которую американский психиатр Х.Дж. Фрейденберг предложил называть «burnout» («выгорание»). Профессиональное выгорание представляет собой совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающие психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Таким образом, одной из серьезных проблем современного образования является профессиональное выгорание педагогических работников. Данная проблема послужила основанием для проведения нами исследования среди педагогов дополнительного образования.
Целями нашего исследования стали:
- исследование уровня профессионального выгорания педагогов, установление причин и основных симптомов выгорания;
- разработка программы психолого-педагогического сопровождения педагогов и мер профилактики и поддержки психологического здоровья педагогов;
- повышение уровня психологической компетентности педагогов в вопросах психологического здоровья и профилактики профессионального выгорания.
Целевую группу для исследования составили педагоги дополнительного образования МАОУ ДО ДДТ «У Белого озера» СП «Фрегат» — 12 человек, возраст участников от 25-35 лет (7 человек), 40-56 лет (6 человек) и СП «Смена» — 11 человек, возраст участников от 22-35 лет (5 человек: 1 мужчина и 4 женщины), 40-59 лет (6 человек: женщины). У большей части участников диагностики есть семья, 1 или 2 ребенка, 2 участника не имеют семьи и детей. Таким образом, в исследовании в целом приняли участие 23 человека.
На первом этапе необходимо было провести диагностику уровня профессионального выгорания. Для этого нами были выбраны две диагностические методики.
- Первая методика — «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко — позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Также методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания».
- Вторая методика, которую мы выбрали, называется «Определение психического выгорания» (А.А. Рукавишникова). Данная методика нацелена на интегральную диагностику психического выгорания, включающую различные подструктуры личности по шкалам:
а) психоэмоциональное истощение;
б) личностное отдаление;
в) профессиональная мотивация;
г) психическое выгорание.
Количественная оценка психического выгорания по каждой шкале осуществляется путем перевода ответов в четырехбалльную систему («часто» — 3 балла, «обычно» — 2 балла, «редко» — 1 балл, «никогда» — 0 баллов) и суммарного подсчета баллов. Затем с помощью нормативной таблицы определяется уровень психического выгорания по каждой шкале.
После проведения диагностики мы осуществили обработку и интерпретацию анкет. Методика В.В. Бойко трудна для обработки и интерпретации, хотя ее существенное преимущество заключается в том, что она показывает подробную картину степени профессионального выгорания педагога. В интерпретации освещаются следующие вопросы:
- какие симптомы доминируют;
- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
- объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности или субъективными факторами;
- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
- в каких направлениях можно влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное выгорание не наносило ущерба профессиональной деятельности и партнерам.
Проведенная диагностика показала следующие результаты: в выборке (23 человека) были выявлены следующие наиболее ярко выраженные симптомы эмоционального выгорания:
- в фазе напряжения — неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку»;
- в фазе резистенции преобладают эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций;
- из фазы истощения можно выделить эмоциональный дефицит, эмоциональную и личностную отстраненность; психосоматические нарушения.
Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что проблема «выгорания» работников дополнительного образования актуальна. Только у 4-х (17%) человек выявлена стадия формирования фазы напряжения, у 4-х человек (17%) была выявлена стадия формирования фазы резистенции, у 5-х (22%) — фаза резистенции уже сформирована, фаза истощения: у 5 человек (22%) в стадии формирования, у 5 человек (22%) уже сформирована, что говорит о необходимости проведения профилактики и психологической коррекции эмоционального и психического состояния педагогов.
Результаты обработки данных, полученных по методике В.В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания» в общей выборке (23 человека) нами представлены виде Диаграммы 1.
Диаграмма 1. Обработка данных, полученных по методике В.В. Бойко
Для более глубокого исследования эмоционального выгорания была применена методика «Определение психического выгорания» А.А. Рукавишникова. В ходе исследования в выборке сотрудников были выявлены симптомы индекса психического выгорания в процентном соотношении (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Анализ методики А.А. Рукавишникова
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
Психоэмоциональное истощение (ПИ): | 8 чел. (35%) | 11 чел. (47%) | 4 чел. (18%) |
Личностное отдаление (ЛО): | 5 чел. (22%) | 11 чел. (47%) | 7 чел. (31%) |
Профессиональная мотивация (ПМ): | 3 чел. (13%) | 20 чел. (87%). | |
Индекс психического выгорания (ИПв): | 13 чел. (57%) | 10 чел. (43%) |
Данные методики А.А. Рукавишникова по выборке представлены нами также в виде Диаграммы 2.
Диаграмма 2. Обработка данных методики А.А. Рукавишникова
(СП «Фрегат» и СП «Смена»)
Также нами были выявлены следующие тенденции профессионального выгорания педагогов: показатели фазы резистенции и истощения находятся на высоком уровне. Личностное отдаление и психоэмоциональное истощение на среднем уровне, профессиональная мотивация на достаточно высоком уровне, индекс психического выгорания находится на среднем уровне. Таким образом, результаты говорят о том, что многие педагоги нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, поддержке, также необходимо проводить психологическое просвещение.
После интерпретации результатов и консультаций, мы выявили следующие причины профессионального выгорания:
- Смещение приоритетов только на профессиональную сферу и работу. Очень распространенный симптом: расширение сферы экономии эмоций, что показывает неблагоприятную картину по отношению к семье и общению с друзьями. Эмоциональная усталость и напряжение на работе проявляются вне профессиональной деятельности — дома, в общении с приятелями, знакомыми. При наличии данного симптома рекомендуется пересматривать свои приоритеты в жизни и уделять внимание своему состоянию и другим значимым сферам жизни, чтобы гармонично распределить свои силы и энергию, так личность педагога будет более целостной и здоровой.
- Вторая причина соприкасается с первой — это высокая нагрузка на работе. Это ведет к редукции профессиональных обязанностей, формированию эмоционального дефицита, личной отстраненности и деперсонализации.
- Это то, какой способ психологической защиты выбирает человек, исходя из его личностных характеристик.
Интерпретация данных двух видов диагностики также выявила наиболее часто встречающиеся симптомы эмоционального выгорания.
- Симптом «загнанности в клетку». Наличие данного симптома говорит о том, что многие педагоги занимают детскую позицию по отношению к работе и к себе. Такая позиция заводит человека в тупик. Человеку кажется, что обстоятельства давят, и он ничего не может изменить, приходит чувство беспомощности. Человек должен занять активную позицию, принять ответственность за свою жизнь и все, что с ним происходит, на себя.
- Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования». Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.
- Интересно, что почти все педагоги выбрали пункт 42 из методики А.А. Рукавишникова: «У меня возникает чувство, что глубоко внутри я эмоционально не защищен».
Также я отметила некоторые недостатки методики В.В. Бойко. Она была разработана в 1996 году, на настоящий момент реалии социума несколько изменились, и то, что во время разработки методики принимали за норму («Полностью посвящать себя работе, забывая о собственных интересах») в настоящее время, на наш взгляд, не подходит под показатель здорового приоритета в жизни. Так, п. 78. Опросника В.В. Бойко — «Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах» — является показателем симптома эмоционально-нравственной дезориентации. Для 1996 года считалось, что посвящать всего себя работе, забывая о собственных интересах, — это нормально и даже похвально, но в настоящее время такой выбор можно расценить как симптом эмоционально-нравственной дезориентации.
Выводы
- Проведенное нами исследование показало, что проблема профессионального выгорания является актуальной и требует принятия мер по поддержке и грамотному психолого-педагогическому сопровождению педагогических работников.
- На наш взгляд, в каждом образовательном учреждении необходима служба психологической поддержки педагогов. Также целесообразно проводить периодические мониторинги психологического состояния педагогов, мероприятия по психологическому просвещению педагогов.
Для развития и становления профессионала и гармоничной личности человеку необходимо принятие ответственности за свою жизнь и желание жить счастливо, соблюдать баланс между работой и личной жизнью.
Литература
- Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. — Москва : Академия, 2006. — 240 с.
- Золотова, О.П. Психологические трудности в развитии профессионального самосознания учителя и пути их преодоления :дисс. … канд. психол. наук. — Москва, 2005. — 287 c.
- Марцинковская, Т.Д. Тяжелые переживания как одна из форм психологического кризиса / Т. Д. Марцинковская // Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь: сборник статей; под ред. О. В. Красновой. — Москва: МПГУ; Обнинск: Принтер, 2002. — С. 17-20.
- Могилевкин, Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг / Е. А. Могилевкин. — С-Пб.: Речь, 2007. — 336 с.
- Слободчиков, В.И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога/ В.И. Слободчиков, Н.А. Исаева // Вопросы психологии. — 1996. — № 4. — С. 72-80.
- Сыманюк, Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. / Э. Э.Сыманюк. — М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та, 2005. — 252 с.
- Чеснокова, Г.С. Педагогические основы профилактики кризисов профессионального развития учителя в процессе повышения квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01/ Г. С. Чеснокова. — Томск, 1999. — 20 с.
Источник
Как известно, недавно Всемирная организация здравоохранения признала синдром профессионального выгорания – заболеванием. И теперь все специалисты могут рассчитывать на квалифицированную помощь от специалистов. В современных реалиях знать, что это за недуг и как с ним бороться должны и педагоги.
Синдром профессионального выгорания: история изучения
Одна из проблем современного мира — профессиональное выгорание сотрудников. Касается она жителей развитых стран.
Исследования вопроса профессионального выгорания начались в 1970 г. В Соединенных Штатах Америки участились жалобы в службы психологической и социальной поддержки на снижение работоспособности сотрудников. Отмечались вспышки агрессии и раздражения на работе.
Фрейденберг, американский психиатр и психолог, ввел новый термин «burnout», что значит «выгорание». Долгое изучение этого феномена психиатрами привело к обнаружению «стресса общения» в особой форме.
До того момента слово «выгорание» употреблялось в разговорном английском языке как наркотическая зависимость. Такая же зависимость появилась среди здоровых людей, специалистов.
Эмоциональное выгорание — особый синдром, развивающийся в процессе работы. Проявляется это состояние не только в эмоциональном, но и в физическом истощениях, избегании людей, с которыми приходится общаться. И самое тяжелое – в отсутствии планов в профессии и крушении надежд.
В последние годы эта проблема вызывает большой интерес, потому что феномен выгорания негативно воздействует и на саму личность, и на окружающих людей.
Какие специальности находятся в зоне риска?
Психиатр Х. Дж. Фрейденберг описал особое расстройство личности у здоровых людей вследствие сверхчастого эмоционального общения в работе с учениками, клиентами, пациентами.
Было собрано достаточно сведений, подтвердивших, что этот синдром чаще всего встречался среди учителей, психологов, врачей, полицейских и социальных работников. Люди этих профессий чаще других проявляли вспыльчивое и неадекватное поведение. Исследования показали, что представители этих профессий также чаще других подвергались психосоматическими расстройствами.
Выгорание стало болезнью социальных профессий, представителям которых приходится много общаться с разными людьми.
Сейчас синдром профессионального выгорания встречается как в среде педагогов и врачей, так и во многих других профессиях.
Современные психологи выделили группы риска людей, склонных к профессиональному выгоранию:
- Быстрее всех «выгорают» застенчивые личности, интроверты, не любящие иметь контакты с людьми по работе;
- Сотрудники, вынужденные много взаимодействовать с разными людьми;
- Специалисты, которые испытывают частые внешние и внутренние конфликты в профессии;
- Женщины, разрывающиеся между семьей и работой, вынужденные конкурировать с мужчинами;
- Работники в условиях постоянной нестабильности;
- Специалисты, которые продолжительное время оказывают помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
В 2005 году на Европейской конференции ВОЗ прозвучало, что примерно третья часть работников социономических профессий страдают от профессионального стресса, и чаще всего – педагоги.
Больше половины специалистов системы образования каждый год вынуждены обращаться к психологам за консультациями.
Причины профессионального выгорания в педагогической среде
В современных реалиях педагогическая деятельность наполнена факторами, способствующими активизации негативных психологических состояний:
- Гиперответственность;
- Потребность сохранять лицо, невозмутимость;
- Необходимость работать с большой аудиторией каждый день.
Многие учителя и преподаватели чувствуют постоянную утомляемость, мигрени, отсутствие сна, ухудшение здоровья, неврозы, нарушения работы сердечно-сосудистой системы, слабый иммунитет. Посмотрите: ощущаете ли вы усталость, депрессивное состояние, нет желания идти на работу, испытываете безразличие?
Разные исследователи утверждают: педагог в большей мере подвержен выгоранию на работе.
От постоянного переутомления педагог не в силах принимать новое, повышать профессиональный уровень.
Не всякий человек сможет выявить у себя признаки профессионального выгорания, так как проявляются они совсем незаметно. И происходит это и на физическом, и на эмоциональном, и на умственном уровне.
Выделяются три этапа развития синдрома профессионального выгорания:
- Совершение ошибок и сбой привычных каждодневных действий: забывание простейших слов, рабочих моментов, постоянное психологическое напряжение в следствии боязни совершить ошибку, повышенный самоконтроль, маниакальная проверка рабочих процессов и действий, нервно-психическое напряжение;
- Потеря интереса к профессиональной деятельности, необходимости в общении (избегание даже близких контактов), увеличивающееся безразличие в завершении недели, простудные заболевания, постоянное раздражение;
- Интерес к работе, семье, жизни полностью потерян, возникает только безразличие, неприязнь к людям, общение вызывает отвращение, постоянный упадок сил.
Симптомы проявления синдрома профессионального выгорания
Вы можете самостоятельно определить проявление признаков профессионального выгорания, если при мыслях о профессиональной деятельности появляются негативные ощущения или головная боль, а общение даже с близкими людьми вызывает неприятные ощущения.
Сейчас исследователям известно около 100 симптомов этого синдрома.
На психосоматическом уровне чаще всего отмечают:
- Отсутствие сна;
- Утомляемость;
- Истощение;
- Упадок сил;
- Нарушение пищеварительных процессов.
В то время как на личностном уровне проявляются следующие симптомы:
- Монотонность профессиональной деятельности;
- Чувство безнадежности;
- Тяжелые эмоции (апатичность, цинизм, потеря смысла жизни);
- Пристрастие к вредным привычкам;
- Негативные проявления к себе и ученикам;
- Агрессивное и несдержанное поведение.
Отмечают 3 группы факторов, которые влияют на появление синдрома выгорания:
- Личностные: замкнутость, совсем низкая или, наоборот, очень высокая эмпатия, жесткое отношение к окружающим, неуважение себя, низкая самооценка.
Исследователи утверждают, что чаще подвергаются «выгоранию», люди, страдающие «трудоголизмом»: посвятившие свою жизнь только рабочим моментам, отдающие все силы без остатка профессиональным вопросам, не отдыхающие, ежедневно работающие на полную мощность, не оставляя время на личные интересы и общение с близкими людьми и семьей.
- Статусно-ролевые: неудовлетворение ростом в профессиональном и личностном плане; неудовлетворительный социальный статус; стереотипы поведения, которые ограничивают активность творчества, непринятие в коллективе.
- Корпоративные: нет четкой и плановой организации рабочего времени; однообразие рабочего процесса; вложение в деятельность больших личностных ресурсов при невысоком признании и низкой оценке; строгий регламент рабочего времени и жесткие дедлайны; неблизкие отношения между коллегами, отсутствие поддержки с их стороны; конфликты, сплетни, соперничество; нехватка поддержки со стороны руководства и администрации.
Нужно понимать, самостоятельно ни один из этих факторов не способствует развитию профессионального выгорания у педагогов. Синдром возникает при совокупности всех факторов, не только на профессиональном уровне, но и на личностном.
Способы решения проблемы профессионального выгорания
Зачастую педагоги отрицают свои психологические проблемы. Учитель всегда выглядит сильным. Психологам в учебных заведениях нужно понимать это и проводить просветительскую работу по профилактике профессионального выгорания. Профилактика выгорания включает следующую работу:
- Помоги себе сам.
Специалист с помощью методов релаксации, саморегуляции может самостоятельно выявить и убрать начальные симптомы проблемы. Успокоиться, восстановить силы, активизировать внутреннюю энергию.
Саморегуляция:
- Включение чувства юмора;
- Самоубеждения (аффирмации) в спокойном состоянии;
- Сосредоточение внимания на отдельных предметах, чтобы успокоиться;
- Расслабление мышц;
- Похвала окружающих.
Профессия педагога входит в группу риска, а потому каждому учителю необходимо владеть методами и приёмами саморегуляции. Это поможет понизить эмоциональное напряжение, включить деятельность, способствует восстановлению сил.
К саморегуляции можно отнести:
- Успокоение (снижение эмоционального напряжения);
- Восстановления (уменьшение утомления);
- Активизации (повышение психическая и физической активности).
Педагогу необходимо следить за своими эмоциями, понимать, что вызывает определенные состояния и уметь их предотвращать. Будьте внимательнее к самому себе, и тогда жизнь и профессиональная деятельность будут приносить удовлетворение и радость.
- Создание системы работ по повышению значимость педагогической профессии.
Писатель Лев Толстой сказал: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным».
Исследователи утверждают, что большая ответственность за выгорание педагогов лежит именно на руководстве учебного заведения. Достойные условия труда, профессиональный рост, поддержка и социальная стабильность может смягчить развитие проблемы у педагогов. Для комфортной работы желательно сохранять высокий уровень мотивации у специалистов.
Сюда входят удобные условия работы в течение дня: доступность справочных материалов, техническое оснащение, комфортное помещение. Необходимы перерывы, чтобы восстановить силы.
- Эмоциональная помощь.
Это психологическая деятельность в среде педагогов, которая нацелена на развитие умения избегать и разрешать конфликты, находить оптимальные решения, двигаться к поставленной цели. Быть пластичным, пересматривать старые взгляды, которые препятствуют росту в профессии и совершенствованию личности. Для этого подойдут специальные тренинги и семинары, общение с компетентным психологом.
Стресс как шаг к профессиональному выгоранию
Как отмечают многие специалисты, продолжительные стрессовые состояния могут стать тем самым спусковым крючком, который запустит процесс синдрома у специалиста. Всем известно, что стрессовые состояния у педагогов часто возникают по причине межличностных конфликтов в рабочем коллективе. Наиболее опасны незаметные, непроявленные конфликтные ситуации, которые на протяжении длительного времени разрушают рабочую атмосферу в коллективе. Если таких конфликтов много, то нарушается продуктивная деятельность не только у конкретного специалиста, но и всего коллектива образовательного учреждения.
Таким образом можно заключить, что стрессовые ситуации и внутренние конфликты имеют негативное влияние на личную профессиональную деятельность преподавателя и работу всего педагогического коллектива. Кроме того, достаточно часто бывает так, что педагоги переносят этот конфликт на своих учеников, их родителей, а также свое близкое окружение.
В результате боязнь возникновения конфликта и возможных жалоб провоцируют у преподавателя состояние постоянного психического напряжения, а это влечёт за собой истощение эмоциональных ресурсов и является причиной возникновения синдрома профессионального выгорания.
И как уже отмечалось ранее, помочь справиться с подобной проблемой может квалифицированный специалист. Так, 6 июня пройдет семинар «Профилактика стресса и выгорания у педагогов», который проведет Игорь Спивак – кандидат психологических наук, эксперт в области профессиональной коммуникации и управления стрессом, сертифицированный тренер и коуч.
Главной целью семинара является формирование устойчивых навыков сохранения психологического равновесия и эффективной работоспособности в стрессовых ситуациях в условиях возникновения риска синдрома профессионального выгорания.
Участники семинара смогут узнать:
- Различные стратегии поведения и способы действий в конфликтных ситуациях;
- Причины агрессивного поведения коллег и собеседников;
- Основные правила и способы поведения для выхода из конфликта;
- Правила и методы защиты от эмоциональной и социальной агрессии.
Опытный тренер поможет самостоятельно изучить и ликвидировать личные «точки уязвимости», наработать эффективные алгоритмы и поведения при возникновении межличностных конфликтов.
Популярные статьи в категории:
Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру
Источник