Исследование синдрома эмоционального выгорания кто автор
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Кисова В.В.
1
Катушенко О.А.
1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)»
Статья посвящена актуальной социально-психологической проблеме современного общества, связанной с распространением в профессиональной среде синдрома эмоционального выгорания. Дается краткий обзор современных исследований российских ученых по изучаемой проблеме. Рассматриваются наиболее распространенные причины подверженности данному психоэмоциональному состоянию у людей разных профессий. Приводятся результаты исследования синдрома эмоционального выгорания у менеджеров, работающих в логистической коммерческой организации. Рассматривается выраженность у них индивидуально-типологических характеристик классической трехкомпонентной модели синдрома эмоционального выгорания. Анализируется степень выраженности эмоционального истощения, редукции личных достижений и деперсонализации менеджеров коммерческой организации. Представлены выводы о значении проявлений каждого компонента модели эмоционального выгорания для определения общего уровня его негативного воздействия на психоэмоциональное состояние и личностное развитие работников.
синдром эмоционального выгорания
менеджер коммерческой организации
симптомы эмоционального выгорания
трехкомпонентная модель синдрома эмоционального выгорания
1. Бабанов С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания // Трудный пациент. 2009. № 12. С. 10-13.
2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб: Питер, 1999. 105 с.
3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М: ПЕР СЕ, 2006. 650 с.
4. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб: Питер, 2005. 421 с.
5. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 221 с.
6. Пионтковская Ю.А. Проблема эмоционального выгорания банковских работников // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2011. URL: https://jurnal.org/articles/2011/psih10.html (дата обращения: 16.10.2017).
7. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 2014. № 4.с. 33-43.
8. Русакова И.Б. Управление стрессом в организации// Управление персоналом. 2004. № 12. С. 56-58.
Синдром эмоционального выгорания впервые был описан в исследованиях американских психиатров и психологов (С. Джексон, К. Маслач, Б. Пелман, Е. Хартман и др.) во второй половине ХХ века. По определению К. Маслач, данный синдром выражается в физическом и эмоциональном истощении, сопровождающемся резким снижением личностной и профессиональной самооценки, отрицательным отношением к работе, ощущением собственной бесполезности. В исследованиях В.В. Бойко (см., например, [2]) синдром эмоционального выгорания рассматривается как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Автор подчеркивает, что эмоциональное выгорание, скорее всего, может быть отнесено к приобретенным стереотипам эмоционального, чаще профессионального поведения. В Международной Классификации Болезней десятого пересмотра «синдром выгорания» выделен в отдельный диагностический таксон – проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью.
В настоящее время исследователи насчитывают около ста симптомов, так или иначе связанных с выгоранием: усталость, утомление, психосоматические недомогания, агрессивность, тревожность и др. Быстрота возникновения выгорания во многом зависит от личностных особенностей каждого конкретного человека. Необщительные, застенчивые, эмоционально неустойчивые, импульсивные, нетерпеливые, с высокой эмпатией и реактивностью люди более склонны к развитию у них синдрома эмоционального выгорания.
В обзоре зарубежных исследований синдрома эмоционального выгорания, сделанного В.Е. Орлом [4], указывается, что существенное значение в возникновении данного психоэмоционального состояния играют, так называемые производственные факторы. Эмоциональное выгорание развивается у работника раньше, если он оценивает свою работу как сверх значимую, не удовлетворен своим профессиональным ростом, испытывает недостаток самостоятельности, считая, что его излишне контролируют, полностью поглощен своей работой («трудоголик»), испытывает ролевую неопределенность, вследствие нечетких к нему требований, испытывает перегрузку профессиональными обязанностями, либо, наоборот, считает, что его возможности используются недостаточно.
Как показывают исследования С.А. Бабанова [1], Ю.А. Пионтковской [6] И.Б. Русаковой [8] и многих других авторов синдром эмоционального выгорания является актуальной проблемой современного российского общества. Синдром эмоционального выгорания представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психических переживаний, «истощение» от длительного воздействия напряжения в профессиях, которые связаны с интенсивными личностными взаимодействиями, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.
Причиной подверженности данному психоэмоциональному состоянию может быть неконкурентоспособный возраст работающих людей (старше 45 лет), отсутствие психологической безопасности в трудовом коллективе, хронический внутриличностный конфликт, связанный с ролевой перегрузкой и т.д. По мнению В.В. Бойко [2], В.А. Бодрова [3] эмоциональное выгорание зачастую сопутствует определенным профессиям, которые связаны с интенсивным общением с людьми, например, медицинские и социальные работники, педагоги и др. Так, в исследовании Н.А. Огнерубова рассматривается синдром эмоционального выгорания у врачей. По его данным, у большинства из них наблюдается неадекватность эмоциональных реакций, формальное отношение к своим обязанностям, ощущение физических и психологических перегрузок, наличие конфликтов с руководством, коллегами и пациентами. Интересным оказался тот факт, что наиболее подверженными синдрому эмоционального выгорания являются врачи-женщины. Также тесную корреляционную зависимость с выгоранием имеют возраст врача и его стаж работы.
В работе Н.С. Пряжникова, Е.Г. Ожоговой [7], рассматривающей эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности делается вывод о том, что значительное влияние на развитие изучаемого психоэмоционального состояния у педагогов имеют, так называемые смысложизненные ориентации. По данным авторов, у большинства испытуемых на фоне значительного уровня психоэмоционального напряжения выявлены нравственные деформации, циничное отношение к труду, ограничение репертуара рабочих действий и осознание своей не успешности в сочетании с признаками профессиональной стагнации.
Особую категорию профессионалов, зачастую испытывающих синдром эмоционального выгорания, составляют менеджеры коммерческих организаций, которые в силу своей профессии выполняют значительное количество видов деятельности и вынуждены интенсивно общаться с большим количеством людей. По данным приведенным В.Е. Орлом [4], психологическая модель синдрома эмоционального выгорания состоит из трех компонентов – эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений.
Проявления эмоционального истощения характеризуются снижением эмоционального тонуса, утратой интереса к окружающему, эмоциональным пресыщением, агрессивными реакциями, депрессивным состоянием. Деперсонализация может развиваться как повышение зависимости от других людей, либо как гипертрофированная независимость, переходящая в выраженный негативизм и снижение ценностности субъектно-ориентированного взаимодействия с другими людьми. Редукция личных достижений выражается в низкой личностной и профессиональной самооценке и уровне притязаний, в снижении локуса внутреннего контроля.
Нами было предпринято исследование особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания менеджеров коммерческой организации с целью выявления степени выраженности у них выше перечисленных характеристик данного психоэмоционального состояния. Программа исследования была построена на основе опросника «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко [2] и опросника «Психическое выгорание» Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой [4]. Выборка исследования составила 28 человек, являющихся менеджерами коммерческой организации, занимающейся логистикой.
По результатам проведенной диагностики самым выраженным компонентом синдрома эмоционального выгорания у менеджеров логистической организации явилось эмоциональное истощение. Это выражалось в факторе так называемой «экономии эмоций» при общении с другими людьми, как в профессиональной, так и в личностной сфере. Характерной чертой также можно назвать эмоциональную отстраненность, когда уже само присутствие рядом другого человека является поводом для раздражения. В небольшом количестве случаев была продемонстрирована утрата профессиональных ценностей. Существенный процент от всех показателей эмоционального истощения составили психосоматические и психовегетативные нарушения у испытуемых. Например, наличие хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, приступы учащенного сердцебиения и т.п.
Следующим по степени выраженности компонентом синдрома эмоционального выгорания у менеджеров логистической организации явилась редукция личных достижений. Это проявлялось в сниженной самооценке и уровне притязаний, выраженном недовольстве собой. Значительному числу испытуемых оказалась присуща тенденция негативного отношения к служебным обязанностям. Причиной такого положения, на наш взгляд, во многом послужил невысокий уровень профессиональной мотивации менеджеров. Также редукция личных достижений характеризовалась отстраненным отношением к профессиональной деятельности, к коллегам по работе.
Наименее выраженным компонентом синдрома эмоционального выгорания у менеджеров коммерческой организации явилась деперсонализация. В основном, это проявлялось как переживание чувства вины за собственную профессиональную несостоятельность и демонстрации поведенческой стратегии зависимости от мнения более успешных коллег, руководства.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у большинства испытуемых синдром эмоционального выгорания находится на среднем уровне выраженности. Об этом свидетельствует тот факт, что уровень личностного реагирования на профессиональные проблемы, представленный проявлениями деперсонализации, выражен в наименьшей степени. Однако, следует учитывать, что состояние эмоционального выгорания развивается подспудно в течение длительного времени. В связи с этим целесообразно время от времени проводить психодиагностическое обследование работников организации для выявления ранних симптомов этого состояния и принятия соответствующих коррекционных и профилактических мер по его предупреждению и преодолению.
Интересным, по нашему мнению, являются взгляды на профессиональный стресс и отношение к нему некоторых ученых, в частности, Т.Б. Коклубовской, Н.С. Пряжникова, Е.Г. Ожоговой и некоторых других. Они считают, что эмоциональное выгорание в профессии не всегда является исключительно негативным явлением. В ряде случаев возникновение стрессовых и даже дистрессовых ситуаций может являться сигналом для переосмысления специалистом своей профессиональной деятельности и личностного развития. В частности, одним из направлений психологической профилактики синдрома эмоционального выгорания может быть формирование индивидуального стиля труда, позволяющего работнику лучше осознавать и развивать свой творческий потенциал, решая внешние и внутренние проблемы профессиональной деятельности.
Актуальным вопросом остается и определение предельно допустимых профессиональных нормативов, превышение которых приводит к личностным деформациям даже у хорошо подготовленных специалистов, соблюдающих индивидуальную психогигиену труда. Эффективным направлением психопрофилактики эмоционального выгорания, в этом случае, также может быть формирование у самих специалистов мотивации и умения вырабатывать индивидуальные параметры допустимых нагрузок на каждом конкретном этапе своего профессионального развития.
Библиографическая ссылка
Кисова В.В., Катушенко О.А. ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕНЕДЖЕРОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5.;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17789 (дата обращения: 23.06.2020).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Источник
Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером[en] в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений[1]).
Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными сопереживаниями, большой ответственностью[2].
Классификация по МКБ[править | править код]
Классификация по МКБ-10[править | править код]
- Класс: Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
- Блок: Обращение в учреждения здравоохранения в связи с другими обстоятельствами
- Код: Z73.0
- Название: Переутомление
Классификация по МКБ-11[править | править код]
- Класс: Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
- Подкласс: Факторы, влияющие на состояние здоровья
- Блок: Проблемы, связанные с занятостью или безработицей
- Код: QD85
- Название: Переутомление
Клиника[править | править код]
Проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе, дегуманизацией в форме негативизма по отношению как к клиентам (пациентам), так и к коллегам (сотрудникам), ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, в явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Одним из ярких симптомов выраженного синдрома профессионального выгорания являются частые и длительно текущие разнообразные заболевания, обусловленные психосоматикой[источник не указан 471 день].
Факторы развития[править | править код]
Развитию этого состояния способствует необходимость работы в однообразном или напряжённом ритме, с эмоциональной нагрузкой при взаимодействии с трудным контингентом. Способствует этому и отсутствие должного вознаграждения (не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности.
Фрейденбергер указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.
Отдельного изучения требует фактор влияния злоупотребления алкоголем на динамику развития синдрома эмоционального выгорания.
Встречается нередко и у лиц, работа которых связана с тесным контактом с людьми[3] — у врачей[4], психологов, педагогов[5], работников социальных служб, операторов, работающих в сфере «человек-машина», менеджеров, руководителей и т. д.
Диагностика[править | править код]
Изучение указанного состояния проводилось американскими психологами Кристиной Маслач (англ.) и Сьюзан Джексон[6], которые характеризовали его как эмоциональное опустошение. Изучение синдрома проводится по предложенной Маслач методике: Maslach Burnout Inventory (MBI).
Помимо MBI в российской психотерапевтической практике используется опросник Виктора Васильевича Бойко. Для тестирования и самотестирования специалистов разных профессий используется опросник по профессиональному выгоранию Е. П. Ильина.
Для диагностики эмоционального выгорания при работе с мигрантами используется методика «Межкультурное эмоциональное выгорание»[7][8].
В культуре[править | править код]
Симптомы эмоционального выгорания («приступы равнодушия к работе и жизни») были описаны в романе Туманность Андромеды (1957) у персонажа Дар Ветер, которого лечили музыкой и трудотерапией.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Enzmann, D., Berief, P., Engelkamp, C. et al. Burnout and coping will burnout. Development and evaluation of a burnout workshop. Berlin: Technische Univercitat Berlin, Institut fur Psychologie., 1992.
- Herbert J. Freudenberger[en]. Staff burn-out (англ.) // Journal of Social Issues[en]. — 1974. — Vol. 30, no. 1. — P. 159—165. — ISSN 0022-4537.
- Maslach, C. Burnout: A social psychological analysis. In The Burnout syndrome ed.J.W.Jones, pp. 30−53, Park Ridge, IL: London House, 1982.
- Schaufell, W.B., Enzmann, D. And Girault, N. Measurement of burnout: A review. In Professional Burnout: Recent Development in Theory and Reserch ed. W.B.Schaufell, C.Maslach and T.Marek, pp. 199−215, Washington, DC: Taylor&Francis
См. также[править | править код]
- Многофакторная теория выгорания
Ссылки[править | править код]
- Синдром эмоционального выгорания
- П.Сидоров. Синдром эмоционального выгорания — конспект врача
- Г. А. Макарова. Синдром эмоционального выгорания
- Диагностика эмоционального выгорания по В. В. Бойко
- Диагностика профессионального выгорания по Е.Ильину
Источник
Библиографическое описание:
Салогуб, А. М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых / А. М. Салогуб. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 459-461. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10342/ (дата обращения: 23.06.2020).
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессиональное выгорание, профессиональные деформации личности.
Понимание феномена синдрома эмоционального выгорания (далее — СЭВ) требует анализа его структуры и компонентов, т. е. содержания СЭВ. Первые представления об эмоциональном выгорании появились в работах зарубежных психологов, которые исследовали данный феномен на базе различных профессиональных групп, в частности, у педагогов, медицинских работников, социальных работников; управленцев, торгового персонала, менеджеров, психологов, сотрудников правоохранительной сферы и т. д.
Анализ содержания синдрома профессионального выгорания проводился как в исследованиях зарубежных ученых A. Pines, E. Aronson, J. Jones, W. В. Schaufeli, D. Dierendonck, D. Green, А.-М. Garden, С. Maslach, S. E. Jackson, А. Längle, V. Frankl и др., так в работах отечественных ученых Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц, В. Е. Орел. Исследуя структурные компоненты и составляющие синдрома эмоционального выгорания, авторы рассматривали изучаемый феномен как некое состояние, включающее в себя ряд конкретных элементов.
Первоначально структуру эмоционального выгорания составлял один компонент. Так в однокомпонентной теории эмоционального выгорания A. Pines, E. Aronson, основным компонентом выступает истощение, проявляющееся в физической, эмоциональной и когнитивной сфере, которое вызвано длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Предложенное авторами достаточно широкое определение синдрома эмоционального выгорания не ограничивается только профессиями субъект — субъектного типа. По их мнению, данный феномен присущ и другим профессиональным группам, в частности сфере менеджмента, а также может проявляться вне работы в других жизненных областях; общественно-политической, интимно-дружеской, семейной.
А.Längle и V. Frankl определяют синдром эмоционального выгорания как «особую форму экзистенциального вакуума, в которой доминирует картина истощения». Они считают, что истощение — ведущий симптом и основная характеристика синдрома эмоционального выгорания. Кроме ведущего симптома, ими были выделены дополнительные три: деперсонализация (как дегуманизация); переживание собственной неэффективности; витальная нестабильность. Эти симптомы представляют собой первые признаки «развития предсуицидального состояния».
В исследованиях W. В. Schaufeli, D. Dierendonck эмоциональное выгорание представлено двумя компонентами: эмоциональное истощение и деперсонализация. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй — деперсонализация — проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного».
В работах D. Green и А.-М. Garden выгорание также рассматривается как двухкомпонентный феномен, однако в определении этих факторов имеются принципиальные расхождения. Так, D. Green отмечает, что первым компонентом в структуре выгорания является редукция профессиональных достижений, а второй компонент образован интеграцией таких компонентов эмоционального выгорания, как эмоциональное истощение и деперсонализация.
А.-М. Garden, напротив, выделяет эмоциональное истощение в качестве самостоятельного и основного компонента выгорания, считая вторым фактором редукцию профессиональных достижений и рассматривая деперсонализацию только как частный феномен профессий сферы социального обслуживания.
Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц, отождествляя эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию, выделяют две основные составляющие профессиональной деформации личности в системе профессий «человек — человек». Это синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания. В данном случае под профессиональной усталостью понимается «совершенно специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей». При синдроме эмоционального выгорания человек страдает не просто от физического или нервного истощения, часто носящих временный характер, а от «хронических стрессов нервной системы».
С. Maslach, S. E. Jackson описывают эмоциональное выгорание как трехмерный конструкт, включающий в себя все компоненты, отмеченные в рассмотренных выше моделях: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.
Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая выгорания. Проявляется оно в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии, в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов.
Вторая составляющая выгорания — деперсонализация — сказывается в деформации отношений с другими людьми (тенденция к развитию негативного, бездушного, циничного отношения). Контакты становятся обезличенными и формальными.
Третья составляющая выгорания — редукция личностных достижений — может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям, либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. Отличительной особенностью позиции С. Maslach и ее коллег является акцентирование внимания на профессиональном характере синдрома выгорания, трактовке его «как результата профессиональных проблем, а не как психиатрического синдрома».
Четыре компонента выделяет J. Jones: 1) общую неудовлетворенность от работы; 2) психологическую напряженность межличностного взаимодействия; 3) наличие соматических болезней и дистресса; 4) непрофессионализм по отношению к клиентам.
Е. Maher выделяет 12 основных симптомов, в работе J. F. Carroll и W. X. White предлагается 47 симптомов.
Наиболее полная и обоснованная классификация симптомов и структурных компонентов синдрома эмоционального выгорания представлена в работе W. Schaufen и D. Enzmann.
Классификация построена по двум основаниям. Первое основание выделения симптомов — характер той сферы индивида, которую он представляет. В соответствии с этим основанием выделены 132 симптома выгорания, объединенных в пять основных групп: 1) аффективные; 2) когнитивные; 3) физические; 4) поведенческие; 5) мотивационные.
Несколько особое место занимает представление о структуре СЭВ в теории В. Е. Орла. Он рассматривает психическое выгорание как системное образование, действующее по принципу «наложенной структуры», поэтому не имеющее строгой очерченной структуры. Выгорание выполняет функцию дезадаптации (при этом автор подчеркивает, что механизм действия выгорания гораздо глубже, чем адаптационный эффект).
Анализируя исследования, связанные со структурой и содержанием синдрома эмоционального выгорания, нужно отметить, что они носили в большей степени описательный характер. Отличительной особенностью этих исследований был субъективизм авторов относительно самого используемого понятия, поскольку каждый исследователь наполнял этот термин своим смыслом, границы его применения неправомерно расширялись, и практически понятие «синдром эмоционального выгорания» можно было использовать для описания любых феноменов, как тождественных, так и противоположных.
Вместе с тем, исследования, направленные на изучение структуры и содержания СЭВ, позволили, во-первых, говорить об эмоциональном выгорании как о сложном синдроме, имеющим ряд симптомов; во-вторых, они положили начало многочисленным эмпирическим исследованиям СЭВ; в третьих, выделение симптомов и компонентов СЭВ показало, что они возникают не одновременно, а последовательно, что позволило говорить о СЭВ как о динамическом процессе, т. е. как о феномене, имеющем свои этапы и фазы развития.
Таким образом, обобщая исследования структуры СЭВ, можно сказать, что первоначально эмоциональное выгорание рассматривалось как истощение, распространяющееся на все сферы личности (A. Pines). Впоследствии акцент сделан именно на эмоциональном истощении, как особенности синдрома эмоционального выгорания, сопровождающимся изменением отношений в профессиональном взаимодействии, поскольку отношения и взаимодействие с другими людьми основано прежде всего на эмоциональной составляющей (W. В. Schaufeli, D. Dierendonck, Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц). Затем в качестве структурных компонентов выделяются изменения отношения к себе и, прежде всего, как к профессионалу (редукция профессиональных и личных достижений). Поскольку одним из компонентов самосознания является эмоционально-оценочный компонент, то и истощение в эмоциональной сфере несомненно будет влиять на этот компонент самосознания (D. Green и А.-М. Garden). Анализ исследований содержания СЭВ показывает, что множество авторов в том или ином виде выделяет как основные симптомы эмоциональное истощение, изменение взаимодействия в профессиональной сфере, изменение отношения к себе как профессионалу и личности.
Литература:
1. Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическая теория личности.- М.. 2008.- 159 с.
2. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. — М., 2005. — 330 c.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла/под общей ред Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева.- М.. Прогресс.- 1990 с.
4. Юдчиц Ю. А. К проблеме профессиональной деформации// Журнал прикладной психологии.- 2008.-№ 2.- С.17–22.
5. Maslach C., Jackson S. E. MBI: Maslach burnout inventory. Palo Alto. Los Angeles, 1986.
6. Maher E. The burnout syndrome II J. of Consylting and Clinical Psychologie, 1983. № 7. P. 8–12, 220
7. Schaufeli W. B., van Dierendonck D., van Gorp K. Burnout and reciprocity: Towards a dual level social exchange model // Work and Stress. 1996. V. 10 (n3). P.225–237.
8. Schaufell, W.B., Enzmann, D. And Girault, N. Measurement of burnout: A review. In Professional Burnout: Recent Development in Theory and Reserch ed. W. B. Schaufell, C.Maslach and T.Marek, pp. 199−215, Washington, DC: Taylor&Francis.
9. Pines A. Career burnout: causes and cures / A. Pines, E. Aronson. — New York: Free Press, 1988.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение, компонент, содержание СЭВ, синдром, профессиональное выгорание, профессиональная деформация личности, структура СЭВ, компонент самосознания, изменение отношения.
Источник