Исследование синдрома эмоционального выгорания гипотеза
Исследование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов
Лозовенко А.С., студентка факультета юридической психологии
МГППУ, Москва
Научный руководитель – кандидат психологических наук Коноплева И.Н.
Проблема эмоционального выгорания очень актуальна в последнее время. Очевидно, что в современном обществе меняется отношение людей к работе, работающие теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места, материального благополучия, обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий – учителей, учёных, медицинских работников.
В настоящее время получило распространение в литературе обсуждение вопроса профессионального выгорания работников, в первую очередь, «коммуникативных» и «социальных» профессий. Работа педагога одна из таких профессий, где на специалисте лежит огромный груз ответственности по установлению доверительных отношений и умению управлять эмоциональной напряженностью делового общения.
Следует отметить, что эмоциональное выгорание очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать. Процесс является более опасным в начале своего развития, так как «страдающий» от «выгорания» профессионал не осознает его симптомов. Таким образом, проблема эмоционального выгорания является актуальной и требует дальнейших исследований и разработок.
Цель: исследование синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Изучить синдром эмоционального выгорания в теоретических источниках;
2) Провести диагностику эмоционального выгорания среди педагогов, работающих в школе;
3) Провести исследование личностных и организационных факторов, инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов;
1) Проанализировать и описать результаты исследования.
Объект исследования: педагоги.
Предмет исследования: эмоциональное выгорание у педагогов, организационные факторы в профессии педагога и личностные качества педагогов.
Гипотезой исследования послужили следующие предположения:
синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога;
на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние, как личностные качества педагогов, так и организационные характеристики их деятельности.
В данном исследовании были использованы следующие методики:
1. Опросник «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко (1996);
2. Многофакторный личностный опросник FPI. Авторы И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Тампел (модифицированная форма «В»).
3. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири в адаптации Л.Н. Собчик.
4. Анкета, направленная на выявление влияния организационных факторов в профессиональной деятельности педагогов на развитие синдрома эмоционального выгорания.
Выборка: 20 учителей Средней Общеобразовательной Школы № 148 и Московского Многопрофильного Технического Лицея № 1501. Все испытуемые в данной выборке женщины, с различным стажем работы и в возрасте от 25 до 60 лет.
Исследование эмоционального выгорания в группе учителей показало, что уровень эмоционального выгорания педагогов проявился следующим образом: средний балл в группе составляет 140,9 баллов.
При этом – 65% респондентов демонстрировали достаточно высокий уровень эмоционального выгорания (выше 120 баллов); 5% испытуемых – средний и выше среднего уровень эмоционального выгорания (выше 100 баллов); 20% испытуемых – чуть меньше среднего уровень эмоционального выгорания (выше 80 баллов) и у 10% испытуемых низкий уровень эмоционального выгорания (ниже 50 баллов).
Изучение симптомов эмоционального выгорания показало, что напряжение у педагогов проявилось следующим образом: средний балл в группе в фазе «Напряжение» составляет 46,3 балла. При этом 35% испытуемых имеют несформированную фазу; у 30% испытуемых имеют фазу в стадии формирования, а у 35% учителей данная фаза сформировалась.
Изучение симптомов эмоционального выгорания показало, что фаза «Резистенция» у педагогов проявлялась следующим образом: средний балл в группе респондентов составляет 50 баллов. При этом 30% испытуемых имели несформированную фазу; 35% – отмечали ее формирование, а у 35% данная фаза сформирована.
Изучение симптомов эмоционального выгорания показало, что «Истощение» у педагогов проявлялось следующим образом: средний балл в группе составляет 44,6 балла. При этом у 50% группы фаза не сформирована; 35% группы испытуемых имели сформированную фазу и у 15% – складывающаяся фаза.
Таким образом, можно сказать, что хотя бы одна из фаз «выгорания» у подавляющего большинства учителей находится в сформированном состоянии. Всю выборку можно разделить на 3 группы по сформированности фаз. В первую самую многочисленную группу вошли 10 педагогов, у которых синдром эмоционального выгорания сформировался хотя бы в одной из фаз (61 и более баллов), во второй группе у 6 учителей синдром находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз (от 37 до 60 баллов). В 3 самой маленькой группе из 4 учителей синдром не сформировался (36 и менее баллов). Очень часто в данной выборке учителей в фазах встречаются доминирующие симптомы.
Рассматривая возможную зависимость эмоционального выгорания от стажа работы, условно разделим стаж работы на 4 промежутка: 1 – 5 лет, 6 – 10 лет, 11 – 15 лет, 16 – 20 и далее лет.
Наиболее высокие средние показатели эмоционального выгорания имеют учителя со стажем работы от 10 до 15 лет. Можно отметить, что в данной группе учителей нет несформировавшегося синдрома, у 28,5% синдром эмоционального выгорания находится в стадии формирования, а у 71,5% синдром сформировался.
Исходя из этого, можно сказать, что учителя, вошедшие в данную группу, оказались наиболее подвержены синдрому эмоционального выгорания.
Однако, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что синдром эмоционального выгорания развивается в результате длительной профессиональной деятельности, не подтвердилась, т.к. уровень эмоционального выгорания возрастает не монотонно по ходу профессиональной деятельности, а существует определенная закономерность его проявления, состоящая в зависимости выраженности фаз синдрома от возрастных и профессиональных кризисов педагога (Львова, 1988).
Формирование и развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием у педагогов таких личностных характеристик, как: невротичность, депрессивность, застенчивость, феминность, эмоциональная лабильность.
Что касается ведущего типа межличностных отношений, то значимых различий между результатами в двух группах не наблюдается, из этого можно предположить, что на формирование и развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние и другие факторы, например такие, как организационные. Таким образом, внутренний фактор сам по себе, становится таковым, усиливаясь организационным фактором.
Из этого, можно сделать вывод, что выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что на формирование и развитие синдрома эмоционального выгорания влияют, как личностные факторы, так и организационные подтверждается.
Список литературы:
1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.
2. Львова Ю.Л. Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей. М.: Изд-во МГУ, 1988.
Источник
Ñóùíîñòü è ïîíÿòèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôàêòîðû, èíèöèèðóþùèå âîçíèêíîâåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Òðåáîâàíèÿ ê ïðîôåññèè è ëè÷íîñòè ïåäàãîãà. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïåäàãîãîâ.
Ðóáðèêà | Ïñèõîëîãèÿ |
Âèä | äèïëîìíàÿ ðàáîòà |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 01.12.2010 |
Ðàçìåð ôàéëà | 77,5 K |
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
ÔÅÄÅÐÀËÜÍÎÅ ÀÃÅÍÒÑÒÂÎ ÏÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈÞ
ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ
ÂÛÑØÅÃÎ ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÃÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß
Òîìñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ïåäàãîãè÷åñêèé óíèâåðñèòåò
(ÒÃÏÓ)
Ñïåöèàëüíîñòü: « Ïåäàãîãèêà è ïñèõîëîãèÿ »
ÂÛÏÓÑÊÍÀß ÊÂÀËÈÔÈÊÀÖÈÎÍÍÀß ÐÀÁÎÒÀ
«Èññëåäîâàíèå óðîâíÿ ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïåäàãîãîâ»
Òîìñê 2010
- ÎÃËÀÂËÅÍÈÅ
- ÂÂÅÄÅÍÈÅ
- Ãëàâà 1. ÏÑÈÕÎËÎÃÈ×ÅÑÊÈÅ ÎÑÎÁÅÍÍÎÑÒÈ ÐÀÇÂÈÒÈß ÑÈÍÄÐÎÌÀ ÝÌÎÖÈÎÍÀËÜÍÎÃÎ ÂÛÃÎÐÀÍÈß Â ÏÐÎÖÅÑÑÅ ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÉ ÄÅßÒÅËÜÍÎÑÒÈ ÏÅÄÀÃÎÃÀ
- 1.1.ÏÎÍßÒÈÅ ÑÈÍÄÐÎÌÀ ÝÌÎÖÈÎÍÀËÜÍÎÃÎ (ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÃÎ) ÂÛÃÎÐÀÍÈß. ÈÑÒÎÐÈß ÂÎÏÐÎÑÀ
- 1.1.1.Ôàêòîðû, èíèöèèðóþùèå âîçíèêíîâåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
- 1.1.2.Ñòàäèè, ñëåäñòâèÿ è ñèìïòîìû ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
- 1.2.ÒÐÅÁÎÂÀÍÈß ÏÐÎÔÅÑÑÈÈ Ê ËÈ×ÍÎÑÒÈ ÏÅÄÀÃÎÃÀ
- 1.3.Ó×ÈÒÅËÜ Â ÍÀÏÐßÆÅÍÍÛÕ ÓÑËÎÂÈßÕ
- Ãëàâà 2. ÝÊÑÏÅÐÈÌÅÍÒÀËÜÍÀß ×ÀÑÒÜ
- 2.1.ÌÅÒÎÄÛ È ÌÅÒÎÄÈÊÈ ÈÑÑËÅÄÎÂÀÍÈß
- 2.1.1. Ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ è èõ àíàëèç.
- 2.2.ÂÛÂÎÄÛ
- 2.3.ÌÅÒÎÄÛ ÏÐÎÔÈËÀÊÒÈÊÈ È ÊÎÐÐÅÊÖÈÈ ÝÌÎÖÈÎÍÀËÜÍÎÃÎ ÂÛÃÎÐÀÍÈß ÏÅÄÀÃÎÃÎÂ
- ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ
- ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ
· Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ðàçâèâàåòñÿ â ïðîöåññå äëèòåëüíîé ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïåäàãîãà;
· Íà ôîðìèðîâàíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ îêàçûâàþò âëèÿíèå, êàê ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà ïåäàãîãîâ, òàê è îðãàíèçàöèîííûå õàðàêòåðèñòèêè èõ äåÿòåëüíîñòè.
· Ñâîåâðåìåííàÿ ïðîôèëàêòèêà è êîððåêöèÿ ñíèæàåò íåãàòèâíûå ïîñëåäñòâèÿ ÑÝÂ.
Ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ áàçà èññëåäîâàíèÿ — â èññëåäîâàíèè ïðèíèìàëè ó÷àñòèå ó÷èòåëÿ ÌÎÓ ÑÎØ ¹43 ã.Òîìñêà.
Ìåòîäîëîãè÷åñêàÿ îñíîâà èññëåäîâàíèÿ:
 õîäå èññëåäîâàíèÿ èñïîëüçîâàëèñü íàó÷íûå òðóäû òàêèõ àâòîðîâ êàê: (ñì. â ñïèñêå ëèòåðàòóðû).
Ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ:
· Ìåòîäèêà èññëåäîâàíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ (ïî Â.Â.Áîéêî);
· Ìíîãîôàêòîðíûé ëè÷íîñòíûé îïðîñíèê FPI ( Àâòîðû: È.Ôàðåíáåðã, Õ.Çàðã, Ð.Ãàìïåë: ìîäèôèöèðîâàííàÿ ôîðìà «Â»);
· Ìåòîä äèàãíîñòèêè ìåæëè÷íîñòíûõ îòíîøåíèé (àäàïòèðîâàííûé âàðèàíò èíòåðïåðñîíàëüíîé äèàãíîñòèêè Ò.Ëèðè).
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ôåíîìåí ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè è ïðîôåññèîíàëüíîé êîìïåòåíòíîñòè ïåäàãîãîâ. Ïñèõîëîãè÷åñêîå áëàãîïîëó÷èå ó÷èòåëÿ. Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïåäàãîãîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [39,7 K], äîáàâëåí 19.01.2013
Òåîðåòè÷åñêèé àíàëèç ïðîáëåìû ôîðìèðîâàíèÿ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ â àñïåêòå ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèõ ìåõàíèçìîâ ðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ ïåäàãîãà. Àíàëèç âëèÿíèÿ ôàêòîðà óðàâíîâåøåííîñòè íåðâíûõ ïðîöåññîâ íà ðàçâèòèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [644,7 K], äîáàâëåí 03.07.2011
Ñóòü ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ïðîôåññèîíàëüíûå òðåáîâàíèÿ ê ëè÷íîñòíûì êà÷åñòâàì ïåäàãîãà. Îïðåäåëåíèå âçàèìîñâÿçè ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ñ íåãàòèâíûìè êîììóíèêàòèâíûìè óñòàíîâêàìè è ñóáúåêòèâíûìè áîëåçíåííûìè îùóùåíèÿìè ó ïåäàãîãîâ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [523,0 K], äîáàâëåí 09.06.2011
Õàðàêòåðèñòèêà ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïåäàãîãîâ. Ïðîÿâëåíèÿ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ â ïåäàãîãè÷åñêîé ïðîôåññèè. Ïîäõîäû ê èçó÷åíèþ äàííîãî ôåíîìåíà. Ìåòîäèêà êîððåêöèîííî-ïðîôèëàêòè÷åñêîé ðàáîòû ïî ïðîôèëàêòèêå åãî ôîðìèðîâàíèÿ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [191,9 K], äîáàâëåí 14.12.2013
Èçó÷åíèå ïîäõîäîâ ê îïðåäåëåíèþ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ êàê ñïåöèôè÷åñêîãî ðåçóëüòàòà äåéñòâèÿ ñòðåññà. Êëþ÷åâûå îñîáåííîñòè ïðîôåññèè ó÷èòåëÿ, ñâÿçàííûå ñ ðèñêîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ñïîñîáû ïðîôèëàêòèêè è óñòðàíåíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [899,6 K], äîáàâëåí 27.10.2014
Ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå: ïîíÿòèå, ñèìïòîìû, ïðè÷èíû è ôàçû ðàçâèòèÿ, ïóòè ïðîôèëàêòèêè. Ïðîÿâëåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïåäàãîãîâ. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå âûÿâëåíèå ïðèçíàêîâ ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ó÷èòåëåé ðàçíîãî âîçðàñòà è ñòàæà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [375,7 K], äîáàâëåí 26.06.2013
Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî «âûãîðàíèÿ» â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïåäàãîãà, åãî îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà è ñèìïòîìû. Óñëîâèÿ ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ó÷èòåëÿ, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî «âûãîðàíèÿ».
êóðñîâàÿ ðàáîòà [36,3 K], äîáàâëåí 11.02.2011
Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ: òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû, ïðè÷èíû, íàïðàâëåíèÿ êîððåêöèè è ïðîôèëàêòèêè. Ïðîôåññèîíàëüíûå êà÷åñòâà è ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ, èññëåäîâàíèå ïðîÿâëåíèÿ ó íèõ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [513,0 K], äîáàâëåí 04.10.2012
Ïîäõîäû ê èçó÷åíèþ ôåíîìåíà «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ», îáîáùåíèå ôàêòîðîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ åãî âîçíèêíîâåíèþ. Äèíàìèêà ðàçâèòèÿ è ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñèìïòîìàòèêà. Ñïåöèôèêà ìåäèöèíñêîé ïðîôåññèè, êàê ôàêòîð ôîðìèðîâàíèÿ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [63,0 K], äîáàâëåí 03.06.2011
Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, åãî õàðàêòåðèñòèêà è ñòàäèè. Èñòîðèÿ è ìîäåëè èçó÷åíèÿ «ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ». Ïðîôåññèÿ è «âûãîðàíèå». Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Èññëåäîâàíèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ñòóäåíòîâ-ïñèõîëîãîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [113,3 K], äîáàâëåí 18.06.2009
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек», — эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена — синдрома эмоционального выгорания [1].
Существуют различные определения «выгорания». В наиболее общем виде это явление рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности (в зарубежной литературе он известен под термином «burnout») [2].
Ряд авторов рассматривает синдром «выгорания» как «профессиональное выгорание», что позволяет изучать данный феномен в контекте профессиональной деятельности. Установлено, что данный синдром наиболее характерен для представителей социальных или коммуникативных профессий — системы «человек-человек». В профессиональной деятельности негативные последствия межличностных коммуникаций имеют прямое отношение к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию указанных специалистов. В результате «сгорания» человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость, эмоциональное истощение, появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности. Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90 % работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов.
Установлена связь выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей. Эти изменения расценены как результат воздействия продолжительного профессионального стресса. Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию СЭВ, отмечается обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия. У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки.
С. Маслач и другие считают, что этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них. Наконец, редукция профессиональных достижений — возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Исследования последних лет не только подтвердили правомерность этой структуры, но и позволили существенно расширить сферу ее распространения, включив профессии, не связанные с социальной сферой. Это привело к некоторой модификации понятия «выгорание» и его структуры. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение; деперсонализацию; профессиональную эффективность [3].
На наш взгляд актуальным становится изучение особенностей проявления данного синдрома у педагогов медицинского ВУЗа, где на клинических кафедрах сочетается работа в качестве педагога и врача клинициста.
Целью исследования является уточнение его симптомов и факторов, обуславливающих его формирование у педагогов и врачей, и такой категории специалистов, которые являются и педагогами и врачами одновременно, в связи с их профессиональной деятельностью. Анализ факторов необходим для разработки научно обоснованных программ, ориентированных на профилактику профессиональных деформаций и заболеваний, а также на восстановление психоэнергетического потенциала работников.
Объектом исследования является синдром эмоционального выгорания и его основные симптомы, а также их взаимосвязь.
Предметом исследования — формирование синдрома эмоционального выгорания, анализ факторов его проявления у врачей, преподавателей, преподавателей клинических кафедр Медицинского института, профилактика и коррекция негативных явлений, связанных с синдромом выгорания.
В качестве основной психодиагностической методики была выбран опросник «Профессиональное выгорание» (Maslach Burnout Inventory, MBI). Модификация Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой. Предназначен для оценки симптомов выгорания у представителей социономических профессий. Данная методика является сокращенной версией известного западного опросника MBI-Maslach Burnout Inventory, разработанного на основе трехфакторной модели «синдрома выгорания» К. Маслач и С. Джексон (Maslach, 1982; Maslach, Jackson, 1986).
При исследовании синдрома эмоционального выгорания были проанализированы как конкретные значения по всем 3 субшкалам, их взаимосвязь. Исследование проводилось в феврале-марте 2013 г. Для сравнения интенсивности проявления факторов синдрома эмоционального выгорания было проанализированы 3 группы: 1 группа — врачи хирургических отделений; 2 группа — преподаватели Медицинского института, не задействованные в лечебном процессе; 3 группа — преподаватели клинических кафедр Медицинского института ПГУ, где работа на кафедре предполагает работу в хирургическом отделении в качестве врача. Всего было опрошено 64 респондента. В результате исследования были получены следующие результаты:
Таблица 1
Средние значения по субшкалам для трех профессиональных групп
Группы | Возраст | Стаж | Субшкалы | ||
Эмоциональное истощение | Деперсонализация | Редукция личностных достижений | |||
Врачи-хирурги | 54 | 27 | 19,5 | 7,6 | 27,3 |
Преподаватели ВУЗа | 40 | 13,2 | 22,2 | 8,7 | 28,2 |
Преподаватели-врачи | 39 | 8,7/ 15,9 | 18,2 | 8,4 | 35,0 |
Если анализировать результаты нашего исследования, то видно, что наименьше значение по шкале «эмоциональное истощение» имеют преподаватели-врачи, и она соответствует среднему уровню. Если сравнивать такой фактор, как деперсонализация, то результаты также похожи и попадают в средний уровень. Если же рассматривать такой фактор, как редукция личностных достижений, то среднему уровню соответствует этот показатель только у преподавателей — врачей, у двух других исследованных категорий этот фактор показал высокий уровень. Высокая эмоциональная отдача представителей группы не покрывается положительным эмоциональным возвратом со стороны пациентов. Похожая ситуация и с преподавателями вуза.
Хотя мы видим, что стаж работы и средний возраст сотрудников клинических кафедр меньше, чем у двух других категорий специалистов. Можно предположить, что дополнительная работа в качестве педагога ведет к увеличению профессиональной эффективности, повышает самооценку и повышает уверенность в своем профессионализме. А также сотрудники клинических кафедр традиционно имеют высокий авторитет среди сотрудников клиник, даже имея не большого опыта работы. Таким образом, положительная отдача от работы нейтрализует отрицательные стороны профессий педагога и врача, которые несут риск возникновения синдрома эмоционального выгорания.
Для сравнения приводим средние значения по субшкалам для четырех профессиональных группам (по данным российской выборки):
Таблица 2
Группы | Возраст | Стаж | Субшкалы | ||
Эмоциональное истощение | Деперсонализация | Редукция личностных достижений | |||
Менеджеры | 32 | 3 | 21,1 | 10,7 | 31,5 |
Чиновники | 43 | 7 | 17,0 | 7,6 | 32,5 |
Медицинские сестры | 30 | 10 | 22,4 | 10,2 | 30,0 |
Врачи -терапевты | 45 | 18 | 15,2 | 6,0 | 33,0 |
Тему СЭВ затрагивали и иные исследователи. В 2009 году вышла публикация В. В. Трубиной, в которой автор проводил похожее исследование среди среднего медицинского персонала одного из отделений больницы в Санкт-Петербурге. Была обследована часть персонала, работающего в отделении, и на момент обследования фокус-группу, в основном, составили сотрудники женского пола, имеющие большой стаж работы в этой области.
На момент исследования средний медицинский персонал обнаружил следующие данные эмоциональное истощение 17,8± 4,6; деперсонализация8,6±3,9; редукция личностных достижений 28,9±5,2.Показатели эмоционального истощения варьировали в рамках среднего у всех сотрудников отделения. У двух сотрудников выявлены высокие показатели деперсонализации. Показатели редукции личностных достижений оказались высокими у большинства сотрудников отделения, за исключением 3-х человек. Низкий уровень лояльности к организации проявили 5 сотрудников [4].
Похожее исследование было проведено с целью изучения степени выраженности СЭВ у людей социальных профессий. Результаты исследования показали, что специалисты с начальной стадией формирования «выгорания» имеют стаж профессиональной деятельности от 0 до 5 лет (52,2 %). В группу специалистов с отсутствием «выгорания» вошло 45,5 % со стажем работы по специальности от 5 до 10 лет. Группу специалистов со сложившимся «выгоранием» составили в равной степени те, у кого стаж превышает 10 лет и стажем от 0 до 5 лет (38,5 %). В группу респондентов с отсутствием «эмоционального выгорания» вошли социальные работники, удовлетворенные условиями труда (45,5 %), а в группу с высоким показателем «эмоционального выгорания» те, кто неудовлетворен условиями труда (7,6 %). На основании этого можно сделать вывод о том, что неблагоприятные условия труда повышают риск развития выгорания, а благоприятные являются фактором, ослабляющим влияние профессиональных стрессов. Большинство социальных работников, удовлетворенных возможностью повышения квалификации, составили группу специалистов с отсутствием синдрома «эмоционального выгорания» (54,5 %) [5].
Сравнивая полученные в ходе нашего исследования результаты с результатами из рассмотренных статей, оказалось, из всех профессий подверженных СЭВ, безусловно, наиболее высокие имеют профессия педагога. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока. Проведенное нами исследование показало, что из трех групп выбора (преподаватели ВУЗа, врачи-хирурги и врачи-преподаватели) показатели эмоциональное истощения и деперсонализации наиболее высоки у группы преподавателей ВУЗа. Это можно объяснить высоким уровнем контакта ежедневно с большим количеством людей и крайне низкой положительной эмоциональной отдачей. Среди многих особенностей и трудностей педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Все эти особенности могут способствовать формированию СЭВ.
Уровень групп врачи-хирурги и преподаватели-врачи по тем же показателям ниже, чем у преподавателей ВУЗов, но все равно достаточно высок. Это можно связать с тем, что благодаря длительному опыту и характеру работы у данных групп выработалась относительная резистентность к СЭВ. Это хотя и проявляется эмоциональным истощением, но представители группы относятся к этому привычно. Хотя изначально гипотеза была такова, что данные показатели будут значительно выше из-за «наслоения» двух наиболее подверженных СЭВ профессий.
Эмоциогенные факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к кризам в работе, истощению и выгоранию. Сопутствуют этому физические симптомы: астенизация, частые головные боли и бессонница. Кроме этого возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания. Поэтому крайне важно тем специалистам, которые в большей степени подвержены синдрому эмоционального выгорания, иметь представление о методах его коррекции и лечения. Надо отметить, что эмоциональное «выгорание» — процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит, поэтому он нуждается в поддержке окружающих и понимании, а не обвинении, когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы.
Литература:
1. Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. 2002 г. Том 23. — № 3. С.85–95
2. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.
3. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. — № 3. — 2001.
4. Н. П. Ванчакова, В. В. Трубина. Сравнительный анализ профессионального выгорания у среднего медицинского персонала соматопсихиатрического, психиатрического и терапевтического отделений //Ученые записки СПБГМУ им.акад.И. П. Павлова, том XVI-№ 4–2009 г.
5. Бусовикова О. П., Мартынова Т. Н. Исследование формирование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников. // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». — Вып. 2. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. — 410 с.
6. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное истощение, эмоциональное выгорание, профессиональная деятельность, синдром, выгорание, группа специалистов, Медицинский институт, преподаватель ВУЗа, психическое выгорание, стаж работы.
Источник