Исследование бойко методика синдром выгорания

Исследование бойко методика синдром выгорания thumbnail

Опубликовано 2007-11-12 03:00 пользователем HRL

Эмоциональное выгорание — это механизм психологической защиты личности, проявляющийся в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального поведения, чаще всего в профессиональной сфере. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, оно может приводить к дисфункциям в работе и в отношениях с партнерами по профессиональной деятельности.

Работа с людьми требует больших эмоциональных затрат. У представителей многих профессий, чья деятельность связана с общением (например, торговые представители, продавцы, руководители разных уровней, менеджеры по персоналу), со временем развиваются симптомы утомления и опустошения.

При эмоциональном выгорании развиваются все три стадии стресса (по Г. Селье):

  • Нервное напряжение (тревожность) — его создают хронически травмирующая эмоциональная атмосфера, плохая организация деятельности, повышенная ответственность и др.
  • Резистенция (сопротивление) — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных переживаний.
  • Истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса.

(по В. Бойко)

Назначение методики. Методика предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания — механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Методика позволяет ответить на следующие вопросы:

  • Какие симптомы доминируют?

  • Какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение?

  • Чем объясняется истощение (если оно выявлено): факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику выгорания, или субъективными факторами?

  • Какой симптом (симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности?

  • В каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение?

  • Какие аспекты поведения человека подлежат коррекции, чтобы эмоциональное выгорание не наносило ущерба ни самой личности, ни профессиональной деятельности ни партнерам?

Ход обследования. Методика состоит из опросного листа, состоящего из 84 утверждений. После заполнения опросного листа, результаты обрабатываются в соответствии с ключом.

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое утверждение. Они касаются Вашего отношения к работе и к партнерам по профессиональной деятельности: клиентам, коллегам и др. Оцените, насколько каждое утверждение соответствует Вашим мнениям и переживаниям. Отвечайте «да», если Ваше мнение совпадает с утверждением, и «нет», если не совпадает.


п/п

Утверждение

Ответ

да

нет

1

Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться  

2

Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры  

3

Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место)  

4

Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее)  

5

Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого  

6

От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров  

7

Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2–3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался  

8

Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие)  

9

Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг  

10

Моя работа притупляет эмоции  

11

Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе  

12

Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой  

13

Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения  

14

Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения  

15

Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность  

16

Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь  

17

Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты  

18

Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером  

19

Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше  

20

Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено  

21

Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение  

22

Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров  

23

Общение с партнерами побудило меня сторониться людей  

24

При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение  

25

Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций  

26

Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами  

27

Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной  

28

У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.  

29

Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания  

30

В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра — не получишь зла»  

31

Я охотно рассказываю домашним о своей работе  

32

Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты)  

33

Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу  

34

Я очень переживаю за свою работу  

35

Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности  

36

При мысли о работе мне обычно становится не по себе, начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль  

37

У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем  

38

Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям  

39

Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе  

40

Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние  

41

Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно  

42

Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих»  

43

Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми  

44

Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела  

45

Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении  

46

Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души  

47

По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого  

48

После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия  

49

На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки  

50

Успехи в работе вдохновляют меня  

51

Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной)  

52

Я потерял покой из-за работы  

53

На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов)  

54

Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу  

55

Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции  

56

Я часто работаю через силу  

57

Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь  

58

В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы — береги здоровье  

59

Иногда иду на работу с тяжелым чувством — как все надоело, никого бы не видеть и не слышать  

60

После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание  

61

Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный  

62

Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю  

63

Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив  

64

Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы  

65

Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной  

66

Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание  

67

Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами  

68

Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился  

69

Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют  

70

Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций  

71

Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня  

72

Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства  

73

Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко  

74

Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств  

75

Моя карьера сложилась удачно  

76

Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой  

77

Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать  

78

Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах  

79

Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями  

80

Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил  

81

Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе  

82

Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство  

83

Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции  

84

Работа с людьми явно подрывает мое здоровье  
Читайте также:  Нейроваскулярный синдром нижних конечностей лечение

Подсчет результатов

Вклад включенных в симптом признаков в определении его тяжести различен, поэтому каждый вариант ответа предварительно оценивается разным количеством баллов. Максимальную оценку — 10 баллов имеет признак, наиболее доказательный для данного симптома.

За каждый ответ, совпадающий с ключом — засчитывается указанное в таблице количество баллов. Баллы суммируются. Подсчеты результатов проводятся в такой последовательности:

1) определяется сумма балов по каждому из 12 симптомов;
2) подсчитывается сумма балов для каждой из трех стадий;
3) подсчитывается итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания.

Таблица для подсчета результатов
Скачать (.pdf 1,5 Мб)

Интерпретация результатов

Чаще всего синдром эмоционального выгорания является следствием длительного рабочего стресса (стресса на рабочем месте) и определенных видов профессионального кризиса. Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания. Интерпретация результатов проводится по трем стадиям, включающим в себя по четыре симптома:

Итоговая таблица результатов

СТАДИИ И СИМПТОМЫ

∑ =

Стадия напряжения 
Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств 
Симптом неудовлетворенности собой 
Симптом «загнанности в клетку» 
Симптом тревоги и депрессии 
Стадия резистенции 
Симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования 
Симптом эмоционально-нравственной дезориентации 
Симптом расширения сферы экономии эмоций 
Симптом редукции профессиональных обязанностей 
Стадия истощения 
Симптом эмоционального дефицита 
Симптом эмоциональной отстраненности 
Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации 
Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений 
Итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания 

Прежде всего, надо обратить внимание на показатели по отдельно взятым симптомам. Их значения могут варьировать в пределах от 0 до 30 баллов:

0–9 баллов — симптом не сложился;
10–15 баллов — складывающийся симптом;
16–30 баллов — симптом сложился.

Симптомы с показателями 20 и более баллов являются доминирующими — для соответствующей стадии или для всего синдрома. Важно выявить, к какой стадии формирования стресса они относятся, и в какой стадии их наибольшее число.

Читайте также:  Синдром похмелья из за чего

Следующий шаг — определение степени сформированности стадий развития стресса: напряжение, резистенция и истощение. Степень сформированности стадии определяется в зависимости от суммы баллов (может варьировать в пределах от 0 до 120), набранных по входящим в нее симптомам:

0–36 баллов — стадия не сформировалась;
37–60 баллов — стадия в стадии формирования;
61–120 баллов — стадия сформировалась.

Измеряемые явления качественно различны: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. Сопоставление баллов, полученных для разных стадий, неправомерно, так как не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. По количественным показателям правомерно судить лишь о том, насколько каждая из стадий сформировалась (в большей или меньшей степени).

На основании полученных результатов можно наметить меры профилактики и коррекции. Это могут быть: изменение организационных факторов возникновения синдрома эмоционального выгорания (рабочие перегрузки, сверхнормативная продолжительность рабочего дня, сверхурочные и т. п.), создание благоприятного психологического климата в коллективе (поддерживающий стиль руководства; помощь в разрешении конфликтных ситуаций; информационная и эмоциональная поддержка и т. п.), разработка эффективной системы стимулирования — адекватное и своевременное вознаграждение работников по результатам труда (как материальное, так и в виде одобрения со стороны администрации и благодарности клиентов).

Рубрика: 

  • Психология: личность и бизнес

Ключевые слова: 

  • эмоциональное выгорание
  • Версия для печатиВерсия для печати

Источник

Описание методики

Методика представляет собой опросник, предназначенный для диагностики синдрома профессионального выгорания. Создана Бойко В.В.в 1996 году.

Теоретические основы

В отличие от западных исследователей, В.В. Бойко предлагает классифицировать синдром эмоционального выгорания по стадиям; в свою очередь для каждой стадии характерны те или иные симптомы. Это отличает опросник Бойко, например от опросника Маслач.

Профессиональное выгорание — относительно устойчивое состояние, симптомами которого являются снижение мотивации к работе, повышенная конфликтность и возрастающее недовольство от выполняемой работы, постоянная усталость, скука, эмоциональное истощение, раздражительность и нервозность и т.д. Также как реакция на стрессовые ситуации различна у разных людей, являясь индивидуальной реакцией, симптомы синдрома выгорания строго индивидуальны и не проявляются все одновременно, представляя собой индивидуальные вариации. Развитие синдрома зависит от комбинации профессиональных, организационных и личностных факторов стресса. В зависимости от доли той или иной составляющей процесса будет различаться и динамика развития синдрома. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще

Читайте также:  Символ синдрома дауна и флаг

В.В. Бойко рассматривает профессиональное выгорание с позиций общего адаптационнаго синдрома Г.Селье. Выделяют 3 стадии развития выгорания, каждая из которых проявляется в виде 4 симптомов:

1. Фаза напряжения.
Наличие напряжения служит предвестником развития и запускающим механизмом формирования синдрома профессионального выгорания. Тревожное напряжение включает следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, чувство безысходности, тревога и депрессия.
2. Фаза резистентности.
Выделение этой фазы в самостоятельную, весьма условно. При осознании наличия тревожного напряжения, человек стремится избегать действия эмоциональных факторов с помощью ограничения эмоционального реагирования: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственная дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей.
3. Фаза истощения.
Характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость (деперсонализация), психосоматические и вегетативные проявления.

Развитие синдрома эмоционального выгорания зависит от внешних и внутренних факторов. К группе внешних факторов относятся условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. Среди них доминирующую роль в развитии синдрома эмоционального выгорания играют: дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация); повышенная ответственность за исполняемые функции и результат труда; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал (у педагогов и воспитателей — это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития; у врачей — тяжёлые, неизлечимые больные и т.д.).

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, относятся: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело); слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация личности.

Внутренняя структура

Опросник состоит из 84 пунктов, группирующихся в 12 шкал. В свою очередь, шкалы группируются в три фактора, соответствующих трём выделенным Бойко стадиям эмоционального выгорания:

  • «НАПРЯЖЕНИЕ»
    1. Переживание психотравмирующих обстоятельств
    2. Неудовлетворённость собой
    3. «Загнанность в клетку»
    4. Тревога и депрессия
  • «РЕЗИСТЕНЦИЯ»
    1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование
    2. Эмоционально-нравственная дезориентация
    3. Расширение сферы экономии эмоций
    4. Редукция профессиональных обязанностей
  • «ИСТОЩЕНИЕ»
    1. Эмоциональный дефицит
    2. Эмоциональная отстранённость
    3. Личностная отстранённость (деперсонализация)
    4. Психосоматические и психовегетативные нарушения

Интерпретация

Из методики может быть извлечено 16 показателей: 12 результатов шкал, 3 результата по факторам и 1 общий показатель.

Каждый из пунктов вносит различный вклад (выраженный в математическом коэффициенте) в значение шкалы. Соответствующее количество баллов (в скобках) зачисляется на ответ «да», если перед номером пункта стоит +, и на ответ «нет», если перед номером пункта стоит :

  1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)
  2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3)
  3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
  4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
  5. Неадекватное избирательное эмоциональное реа­гирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
  6. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
  7. Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
  8. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
  9. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
  10. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
  11. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
  12. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

  • 9 и менее баллов — не сложившийся симптом
  • 10-15 баллов — складывающийся симптом
  • 16 и более — сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всём синдроме «эмоционального сгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «сгорания». Важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Для получения результата по факторам необходимо сложить значения четырёх субшкал каждого фактора. Соответственно, количество баллов по каждому фактору может колебаться от 0 до 120. Фактор с наибольшим количеством баллов является ведущим в общей картине синдрома профессионального выгорания у респондента.

Для вычисления общего индекса необходимо сложить значения всех трёх факторов. Итоговый балл может меняться от 0 до 360.

Стимульный материал

Бланк опросника

Литература

  1. Бойко В.В. Психоэнергетика – Пб.: Питер, 2008. — 416 с.

Источник