Искаженное психическое развития вариант синдрома раннего детского аутизма
В ряде случаев у детей с ранним аутизмом при отсутствии выраженного недоразвития мышления и речи возможны вторичные состояния интеллектуальной недостаточности, выявляемые обычно при начале школьного обучения. В их основе лежит не столько недоразвитие познавательной деятельности, сколько свойственные этим детям особенности личности, речи, моторики, в частности недостаточная потребность в контакте с окружающими, слабость побуждений, эмоциональная невыразительность, низкая речевая активность, незрелость общей и тонкой моторики, а также недостаточность активного внимания. Дополнительным источником затруднений в усвоении этими детьми школьной программы является часто наблюдаемая у них недостаточная сформированность высших корковых функций (пространственный синтез, праксис, гнозис). В развитии этих специфически человеческих функций большое значение имеют активный сенсорный и практический опыт и тренировка. Слабость активного внимания и реакции на окружающее у детей с ранним аутизмом затрудняет выработку и автоматизацию этих функций, а, следовательно, снижает возможности усвоения таких школьных навыков, как чтение, письмо, счет.<?xml:namespace prefix = o ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:office» />
Дифференциальный диагноз вторичной интеллектуальной недостаточности при раннем детском аутизме и олигофрении основывается на структурном анализе всей клинической картины и главным образом на особенностях деятельности и поведения больного. Для детей с ранним аутизмом характерна выраженная диссоциация между уровнем развития способности к обобщению и продуктивностью деятельности. За счет сохранной памяти у них может быть значительно больший запас знаний, навыков и умений, чем тот, который они используют. Об этом свидетельствуют особенности спонтанного поведения ребенка, его ориентированность в окружающем при выраженном аутизме, характер отдельных поступков, «прорывы речи», говорящие об ее достаточной лексической и семантической сформированнсти.
У умственно отсталых имеется известное соответствие между речевыми возможностями (уровнем речевого развития) и ее активным использованием. У больных с ранним детским аутизмом наблюдается диспропорция между имеющимися возможностями речевого общения и отсутствием или сниженной потребностью в речевом контакте. Диспропорция между активным и пассивным словарем у них также, более выражена, чем у детей с истинной умственной отсталостью. Диагностическое значение имеют и особенности игровой деятельности детей с ранним аутизмом. Однообразный, стереотипный характер игр сближает их с играми больных олигофренией. Однако при детском аутизме игры отличаются недостаточностью эмоционального компонента и выраженным отрывом от реальности. В более легких случаях синдрома раннего аутизма психологическое исследование выявляет неравномерность достижений и ответов; наряду с элементарными, конкретными могут иметь место и обобщения высокого уровня.
Динамика и прогноз интеллектуальных нарушений при раннем детском аутизме зависят от характера и динамики заболевания, в рамках которого он проявляется. Прогностически менее благоприятны формы аутизма, которые являются возрастным этапом шизофренического процесса. Более благоприятны варианты, рассматриваемые в рамках формирующихся шизоидных психопатий и аутистических органических психопатий.
О лечении и профилактике данного заболевания читайте в разделе:
Психиатр
Источник
Екатерина Скороходова
Аутизм (синдром РДА).
Определение понятия «аутизм» в современной литературе.
Первые упоминания о детях с аутистическим типом нарушений развития появились еще в 19 веке.
Термин аутизм (от греч. «autos» – сам) ввел в 1912 году Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.
Одним из первых описал ранний детский аутизм клиницист Л. Каннер в 1943 г, основываясь на данных клинического наблюдения, впервые сделал заключение о существовании особого клинического синдрома с типичным нарушением психического развития, дав ему название «раннего детского аутизма». Он не только описал сам синдром, но и выделил черты его клинической картины, определив их в самостоятельное заболевание.
Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 году Г. Аспергером и в 1947 году С. С. Мнухиным.
Под термином аутизм понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой» (К. С. Лебединская).
Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые годы и даже месяцы жизни ребёнка, занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает тяжёлое негативное влияние на всё психическое развитие ребёнка.
Проявления синдрома РДА.
Наиболее отчетливо синдром раннего детского аутизма проявляется от 2 до 5 лет, хотя отдельные его признаки отмечаются и в более раннем возрасте. Так, уже у грудных детей наблюдается отсутствие свойственного здоровым детям «комплекса оживления» при контакте с матерью. Они не улыбаются, если видят родителей, могут не реагировать на какие – то внешние раздражители, что может приниматься за нарушение работы органов чувств. Такие дети мало спят; их сон прерывистый, беспокойный, неглубокий. У детей аутистов может отсутствовать чувство голода, быть снижен аппетит. Порой беспричинно плачут и беспокоятся. Часто бывают равнодушными к своим близким, не реагируют эмоционально на их появление или уход, иногда, словно не замечают их присутствия. Нередко у детей как бы отсутствует умение различать одушевлённые и неодушевлённые предметы.
Если привычная окружающая обстановка изменяется ребёнок может очень бурно реагировать на это (появление новой игрушки, изменение времени кормления или прогулки). У детей с РДА страх новизны выражен особенно сильно.
Поведение детей с этим синдромом, как правило, однообразно. Они часами совершают одни и те же действия, которые отдалённо могут напоминать игру: наливают и выливают воду из посуды, перекладывают с одного место на другое место различные предметы, которые обычно не имеют игровой направленности (верёвки, бумажки, катушки).
Дети с РДА осознанно стремятся к одиночеству. Они чувствуют себя лучше, когда остаются одни. Контакты с матерью могут быть различными. Дети могут относиться к ней индифферентно, то есть не реагировать на её присутствие или отсутствие, а могут гнать её от себя.
Для детей с РДА характерны нарушения двигательной сферы. У них неуверенная, неуклюжая походка, при которой отсутствуют содружественные движения, слабая дифференцированность мелкой моторики. Как правило, имеет место значительная задержка формирования элементарных навыков самообслуживания.
Речь для детей с РДА часто не представляет интереса. Аутичный ребёнок не фиксирует взгляд на говорящем, не отзывается на обращение. Вплоть до 5-6 лет дети редко активно обращаются с вопросами, часто не отвечают на обращенные к ним вопросы или дают односложные ответы. В то же время может иметь место достаточно развитая «автономная речь». Нередко встречается отставленное дословное воспроизведение ранее услышанного (фонографизм, непосредственные и отставленные во времени эхолалии (автоматическое (не контролируемое) повторение ребенком чужих слов, полных фраз или их частей и даже целых предложений, неологизмы, вычурное, например скандированное, произношение, необычная протяжная интонация, рифмование, применение в отношении самих себя местоимений и глаголов во 2-м и 3-м лице. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны взрослым.
Вопрос об интеллектуальном развитии детей с синдромом раннего аутизма является нерешенным. Некоторыми исследователями установлено, что у большинства этих детей наблюдается отставание в интеллектуальном плане, у некоторых интеллект сохраняется. Считается, что нарушение познавательной деятельности является вторичным результатом поведения этих детей, которое в значительной мере препятствует формированию интеллектуальных функций. Аутичные дети мыслят шаблонно, стереотипно.
Предметная деятельность у этих детей грубо нарушена. У ребёнка рано развивается абтрактно-логическая сторона интеллекта и запаздывает конкретно-практическая сторона. Ассоциативный процесс хаотичен. Интеллектуальная деятельность имеет аутистическую направленность. По мнению В. В. Лебединского, интеллект страдает больше при выполнении заданий, требующих социальной компетенции. Имея значительные знания в отвлечённых областях, дети аутисты затрудняются в простых житейских ситуациях, требующих интуиции и опыта. Часто дети отдают предпочтение заданиям, которые требуют стереотипных решений, — составлению схем движения транспорта, чертежам различных таблиц.
Основными причинами искажения психического развития, как считают исследователи (К. С. Лебединская, Е. Р. Баенская, О. С. Никольская,являются следующие:
1. Болезненно повышенная чувствительность, ранимость эмоциональной сферы с плохой переносимостью обычных по своей силе воздействий внешней среды, склонностью фиксации на неприятных впечатлениях, которая обуславливает готовность аутичного ребенка к тревожности и страхам;
2. Слабость общего и психического тонуса, обуславливающая низкую способность к сосредоточению внимания, формированию произвольных форм поведения, повышенную пресыщаемость в контакте с окружающим.
2.2. Варианты синдрома раннего детского аутизма.
По мнению большинства современных авторов, ранний детский аутизм представляет синдром или группу сходных синдромов разного происхождения. Более четко очерченными являются те варианты синдрома, которые получили наименование синдромов Каннера и Аспергера. Несмотря на наличие определенных различий, разграничение их весьма условно.
В зарубежной литературе выделяют также «психогенный аутизм» и «органический» или «соматогенный аутизм».
Психогенный аутизм, по данным западных психиатров, возникает преимущественно у детей раннего возраста (до 3-4 лет) в связи с воспитанием в условиях эмоциональной депривации. Он характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной индифферентностью, пассивностью, безучастностью, задержкой развития речи и психомоторики. В отличие от других вариантов психогенный аутизм носит более преходящий характер. При нормализации условий воспитания до 4-5 летнего возраста, подвергается быстрому обратному развитию. В противном случае нарушения становятся стойкими и трудно отличимыми от проявлений других вариантов аутизма.
Симптоматика органического аутизма малоспецифична. Его связывают обычно с последствиями раннего органического поражения головного мозга. Он сочетается с теми или иными проявлениями психоорганического синдрома: психической инертностью, невысоким уровнем памяти, моторной недостаточностью. Как правило имеется и более или менее выраженное отставание в интеллектуальном и речевом развитии.
Причины аутизма.
Причины аутизма недостаточно ясны. Современные методы исследования выявили множественные признаки недостаточности ЦНС у аутичных детей. Поэтому в настоящее время большинство авторов полагают, что ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит именно недостаточность центральной нервной системы. Был выдвинут целый ряд гипотез о характере этой недостаточности.
Общепризнанна большая роль генетических факторов в этиологии РДА, и сейчас практически все известные исследователи биологических основ аутизма согласны, что, по крайней мере, большая часть случаев РДА наследственно обусловлена. Механизм наследования не ясен, но он заведомо не моногенный, то есть развитие детского аутизма зависит не от одного гена, а от группы генов. Наиболее вероятным считается так называемый мультифакториальный механизм. Это означает, что генный комплекс обеспечивает передачу не самой патологии, а предрасположенности к её развитию и реализуется лишь при наличии неспецифического манифестного (провоцирующего) фактора, который может быть как экзогенным (внешним) – травма, инфекция, интоксикация, психотравма и т. д., так и эндогенным (возрастной криз, конституциональные особенности и др.).
Такая точка зрения очень привлекательна уже тем, что лучше других позволяет объяснить большое клиническое многообразие синдрома РДА, особенно если принять гипотезу В. П. Эфроимсона, что реализация мультифакториального комплекса возможна при наличии хотя бы одного патологического гена, а не всего комплекса или определённой его части. Эта же гипотеза позволяет также объяснить, почему популяция лиц с аутизмом количественно растёт, хотя не самовоспроизводиться. Тонкие генетические механизмы наследования детского аутизма изучены очень слабо.
Органическое поражение ЦНС рассматривается в связи с этиологией аутизма более 50 лет. Как показывает опыт, у большинства детей с диагнозом аутизма при внимательном исследовании обнаруживаются признаки органического поражения ЦНС, однако их происхождение и квалификация устанавливается сложно.
Аутизм может проявиться вследствие самых разных заболеваний, например врожденной краснухи или туберозного склероза. Он также может оказаться результатом органического поражения ЦНС в результате патологии беременности и родов, последствием нейроинфекции, рано начавшегося шизофренического процесса. Американский исследователь Э. Орниц выявил более 30 различных патогенных факторов, которые способны привести к формированию синдрома раннего детского аутизма.
Источник