Иппотерапия для детей с синдромом дауна

Иппотерапия
Иппотерапия, или лечебная верховая езда, — мощное физиотерапевтическое и психотерапевтическое средство воздействия на ребенка с нарушениями развития. С одной стороны, это особая форма лечебной физкультуры с использованием весьма необычного «спортивного снаряда» — живой лошади. С другой стороны, общение с этим красивым и сильным животным и возможность управления им рождают в маленьком всаднике гордость, ощущение свободы и веру в свои силы.
На сегодняшний день в Москве работают несколько организаций, группирующих свои реабилитационные программы вокруг иппотерапии. Сегодня мы знакомим вас с основными из них.
Региональная благотворительная общественная организация «Московский конно-спортивный клуб инвалидов» (МККИ)
МККИ предлагает программу комплексной реабилитации и социальной адаптации, которая включает занятия лечебной верховой ездой, обучение уходу за лошадьми и другими животными, участие в соревнованиях, а также лечебную физкультуру, игровые занятия, психолого-педагогическую поддержку семей с детьми-инвалидами, летние реабилитационные интеграционные семейные лагеря.
Иппотерапевтические занятия проводятся на двух площадках:
Олимпийский учебно-спортивного центр (ОУСЦ) «Планерная» (ст. м. «Планерная»); конно-спортивный клуб «Матадор» (ближайшие ст. м. «Таганская», «Марксистская», далее наземным транспортом).
Запись на занятия после предварительного собеседования.
Записаться на собеседование и получить информацию о необходимых документах можно по тел. (495) 781 46 68 (Татьяна Евгеньевна).
Адрес офиса МККИ: Загородное шоссе, д. 1, стр. 2 (ст. м. «Шаболовская»).
Некоммерческая благотворительная организация Детский экологический центр «Живая Нить»
Комплексная программа реабилитации детей-инвалидов, проводимая центром, базируется на лечебной верховой езде, а также включает в себя медицинскую, психолого-педагогическую и социально-творческую реабилитацию. В центре проводятся занятия в ремесленных и творческих мастерских, арт-терапия, игротерапия, зоотерапия. Особый акцент делается на работе с семьей.
Занятия проходят ежедневно, кроме воскресенья, на территории Центрального Московского ипподрома по адресу:
Славянский бульвар д. 3, кв. 7.
Информация по тел. +7(495)634-29-98 (Ирина Юрьевна Терентьева, руководитель организации и председатель правления).
Учреждение Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир»
Программы центра: лечебная верховая езда и инвалидный конный спорт, массаж с элементами ЛФК, кинезотерапия, психоневрологическая коррекция, арт-терапия, продуктивная деятельность, соматосенсорная терапия, дефектология и логопедия, модифицированная АВА (вид поведенческой терапии), мастерские: гончарная, ткацкая, столярная, игровые фольклорные группы, у-шу, йога.
Основная деятельность центра осуществляется по адресу:
1-й Лучевой просек, д. 3 (ст. м. «Сокольники»).
Занятия верховой ездой и некоторые виды психолого-педагогических занятий проводятся по адресу:
ул. Тихая, 23, стр. 7 — 8 (ст. м. «Текстильщики», «Люблино»).
Информация по тел.:
(495) 268 02 06 (Косовская Дора Моисеевна, директор центра)
8 (926) 527 47 47 (Александр).
РОО Центр профессионально-творческой реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства «Преодоление-Л»
Помимо лечебной верховой езды, в центре работают:
творческие мастерские по аранжировке цветов, росписи по дереву, изготовлению театрального костюма, вышивке и бисероплетению, а также изостудия;
студии: хореографии, вокала, театральная и парикмахерского мастерства;
классы: компьютерный и английского языка, зал ЛФК.
С детьми занимаются: психолог, логопед, социальный работник. Действует дошкольная студия эстетического воспитания и физического развития «Ласточка».
Адрес центра: Союзный проспект дом 4, подъезд 8. (ст.м. «Новогиреево»).
Информация по тел.: (495) 301 61 50
По вопросам записи на иппотерапию обращаться к Артему или Людмиле Николаевне по телефонам:
8 (905) 511 04 56; (495) 301 05 77.
Источник
Генетическое нарушение, развивающееся на этапе образования зиготы, при котором в 21 хромосоме присутствует не две, а три копии, называют Синдром Дауна. Такая аномалия сказывается характерным внешним видом, умственной отсталостью, нарушением роста костных структур, слабым мышечным тонусом.
Это одно из самых распространенных генетических заболеваний, подсчитано, что практически 10% всех младенцев, страдают этим синдромом. И частота его появления возрастает с каждым годом.
Этиология заболевания
Человеческий организм состоит из клеток, которые содержат в себе информацию, взятую от обоих родителей. Она заложена в четком наборе хромосомных пар. При синдроме Дауна, по различным причинам, в 21 хромосоме происходит сбой, и пара становится трисомией.
Синдром имеет несколько разновидностей, это:
· Мозаичная форма, при которой аномальная хромосома находится только в некоторых клетках, а не во всех.
· Семейная форма, При которой 21я хромосома прикрепляется к другим, и передает им извращенную информацию.
· Дублированная форма, при которой трисомия проявляется лишь у некоторых клеток, и признаки аномалии развиваются в том случае, когда затрагиваются физические или психические центры.
Дети с синдромом Дауна имеют ряд характерных для этого заболевания внешних признаков. Это: округлый маленький череп, плоское лицо с раскосыми глазами, тонкие, секущиеся волосы, маленькие нос и уши, пухлые губы, особенно толстой выглядит нижняя губа, обычно очень большой язык. А так же люди с синдромом Дауна отличаются низкорослостью, за счет коротких конечностей. Пальцы на руках всегда короткие и толстые, плохо слушающиеся. Половые органы, обычно недоразвиты.
Дети, рождающиеся с этой патологией, всегда отстают в развитии. Они позже сверстников начинают держать головку, переворачиваться, садиться, особенно тяжело им дается навык самостоятельного хождения.
Умственное развитие так же двигается предельно замедленными темпами. Ребенок поздно начинает осознанно говорить, ему необходимо, какое то время, что бы воспроизвести услышанное слово.
Самым проблематичным является интеллектуальное развитие. Даже во взрослом возрасте, дауны рассуждают как маленькие. Но в отличие от больных ДЦП, больные этим синдромом никогда не бывают, агрессивны, обычно такие люди очень ласковые и коммуникабельные. Даже в дошкольном возрасте ребенок с синдромом Дауна легко уступает в спорах со сверстниками.
Причины
В основном причину аномального деления хромосомы связывают с возрастом половых клеток родителей, в большинстве случаев, рождение дауна зависит от возраста матери, но 8%, ученые относят за счет возраста отца. С возрастом женские и мужские половые клетки теряют свои способности, процесс деления может пройти не так четко как в молодости. В итоге половые клетки в процессе созревания получают аномальные хромосомы.
Но справедливости ради стоит заметить, что и у молодых родителей не исключено рождение больного ребенка. Причем от образа жизни и привычек это ни как не зависит.
Не так давно учеными был установлен механизм повреждений при развитии синдрома Дауна у эмбриона. Они выяснили, что лишняя хромосома влияет на ген REST, нанося ему серьезные повреждения, что и способствует развитию целого ряда аномалий.
Но установить точно, почему деление хромосомы бывает не правильным, так и не удается.
Роль иппотерапии для больных
Отставания в развитии и проявление симптомов болезни у каждого происходят по индивидуальной схеме. Многое зависит от врожденных патологий, но еще больше от того, в какой среде растет и развивается ребенок.
Больные синдромом Дауна дети вполне обучаемы. Если ребенок растет в обстановке заботы, ласки и понимания, когда он чувствует любовь окружающих, его развитие будет идти вполне успешно. В итоге такие дети вырастают полноценными личностями.
В европейских странах таким людям доступно любое обучение, вплоть до высшего образования, некоторые становятся очень известными. Так все знают голливудских актеров Криса Брука, Стефани Гинз, Макса Льюиса.
В нашей стране так же известны люди с этим синдромом достигшие успехов. Андрей Востриков стал абсолютным чемпионом по спортивной гимнастике. А Мария Ланговая получила свое первое золото на олимпиаде в Афинах.
Иппотерапия заняла сегодня одно из лидирующих мест в развитии таких детей. Наблюдается значительное улучшение не только умственного и интеллектуального развития. Но, что самое важное, у детей занимающихся иппотерапией гораздо улучшается состояние здоровья. Укрепляется иммунная система, которая у даунов очень слабая. Такие детки реже болеют простудами, снижается количество сосудистых и сердечных проблем.
Помимо этого, заметно улучшение в росте костей, укрепление мышечных тканей. Посещающие специальные центры быстрее учатся ходить и говорить. А так же заметно выраженное улучшение моторики.
Источник
Методы, помогающие детям с синдромом Дауна:
1. Иппотерапия – езда на лошадях. Она является уникальным средством воздействия на двигательные рефлексы ребенка. Сидя верхом на лошади, малыш тренируется держать равновесие, благодаря этому вырабатывается правильная осанка, развивается мускулатура. Обязательное условие для иппотерапии – езда на неоседланной лошади под чутким руководством инструктора. При таком условии езда полностью имитирует движения человека при ходьбе. Все больные мышцы помимо воли включаются в работу, разогреваются, массируются, нормализуется мышечный тонус.
Кроме положительного влияния на физическое развитие, общение с лошадью влияет и на психоэмоциональный иппотерапияуровень. Бывают случаи, когда деткам с синдромом Дауна тяжело общаться с окружающим миром, они замыкаются в себе и их тяжело вывести из этого состояния. Иппотерапия придет на помощь. Общение с лошадью, езда на ней, помогают преодолеть свой страх, позволяют раскрыться, стать общительнее и увереннее.
Езда на лошади оказывает поистине целебное воздействие на организм и порой бывает единственным средством реабилитации.
2. Йога – еще один эффективный метод реабилитации. Так как детки-дауны от рождения обладают потрясающей гибкостью, то в йоге этому нашлось замечательное применение. Всевозможные асаны, стойки, скрутки для этих детишек не представляют проблемы. Но из-за чрезмерной подвижности суставов у даунят, специалист по йоге больше внимания уделяет увеличению мышечной силы, развитию координации движений, силе ног.
Йога оказывается замечательным средством для развития внимания, обретения знаний, обучению счету. Но это при условии, что с ребенком работает мастер своего дела. Существуют специально разработанные методики работы с «особыми» малышами, которые направлены на улучшение состояния, а не на его усугубление. Благодаря занятиям йогой у детей появляется умение правильно дышать, концентрировать внимание, чувствовать свое тело и ощущать себя в пространстве. Даунята получают необходимую физическую нагрузку в игровой форме.
3. Музыкотерапия — это лечение музыкой. К музыке невозможно остаться равнодушным, ее любят все: от мала до велика. И это неспроста. Музыке под силу унести человека в неведомые дали, поднять настроение, ввергнуть в пучину страстей и желаний. Дети-дауны не исключение. Благодаря правильно подобранному музыкальному произведению, педагогу удается найти подход к ребенку, вывести его из состояния подавленности, завоевать его доверие. Благодаря выполнению движений под музыкальное сопровождение, у детей с синдромом Дауна улучшается координация движений, вырабатывается внимание, развивается память. Под каждого ребенка индивидуально подбирается репертуар, способный уменьшить агрессию, успокоить или же, наоборот, слегка растормошить, заставить двигаться и принимать участие в занятии. Влияние музыки на мозг человека еще изучается, но уже установлено, что она оказывает на него целительное воздействие и является прекрасным психотерапевтическим методом реабилитации.
4. Канистерапия — лечение собаками. Собака – друг человека и это правда, которую в последнее время канистерапиясовсем понемногу начинают принимать в нашей стране. Специально обученные собаки определенной породы, внедряются в семью с больным ребенком, для помощи последнему. Если собаку принимают как родную, любят всей душой и она это чувствует, то отдача от ее присутствия будет просто колоссальной. Собаки чрезвычайно тонко и точно ощущают настроение человека, мгновенно перестраивая свое с ним общение. Детям нравится их гладить, обнимать, в собаке они находят верного друга, которому всегда можно поплакаться и который всегда выслушает. Благодаря такому верному товарищу, малыш раскрывается, обретает уверенность в себе, начинает больше двигаться и говорить. Терапевтический метод налицо.
5. Дельфинотерапия – метод реабилитации больных детей с помощью дельфинов. Дельфины очень добрые существа, во все времена помогающие человеку и очень дружелюбно к нему настроенные. Они подталкивают ребенка к общению, используя весь имеющийся у них
Источник
Информация о предоставлении дополнительных реабилитационных услуг
по реабилитации детей-инвалидов вследствие детского церебрального паралича
и других патологий методом иппотерапии в
Региональной общественной организации
содействия развитию спортивно-оздоровительной верховой езды и иппотерапии «ФЛЁНА»
Оказание дополнительных реабилитационных услуг по реабилитации детей-инвалидов (в возрасте с 2-х лет), вследствие детского церебрального паралича и других патологий, имеющих место жительства в городе Москве, в Региональной общественной организации содействия развитию спортивно-оздоровительной верховой езды и иппотерапии «ФЛЁНА»:
Общее число участников проекта 137 детей-инвалидов вследствие детского церебрального паралича и других патологий.
Занятия проводятся для детей-инвалидов/инвалидов, не имеющих противопоказания для занятий иппотерапией, в соответствии с заключением лечебно-профилактических учреждений.
С каждым ребенком-инвалидом, принятым на курс, проводится 20 занятий (из расчета не менее 2 занятий в неделю, продолжительность одного занятия не менее 45 минут). Занятия для каждого ребенка-инвалида должны проводиться индивидуально.
В рамках реализации проекта:
- проводится медицинский осмотр каждого ребенка-инвалида, принятого на курс, квалифицированным медицинским специалистом Исполнителя (врач невропатолог), имеющий действующий сертификат специалиста) перед началом каждого занятия и после его окончания;
- разрабатывается индивидуальная программа занятий для каждого ребенка-инвалида в соответствии с его физическими возможностями, а также осуществляется мониторинг и корректировка по результатам медицинских осмотров;
- проводятся занятия иппотерапией специально подготовленными квалифицированными тренерами и инструкторами Исполнителя, занятия проходят под наблюдением медицинского специалиста Исполнителя;
Для получения услуг законным представителям детей-инвалидов необходимо обратиться в отделение социальной реабилитации детей-инвалидов (инвалидов) ТЦСО по месту жительства со следующими документами (оригинал + копия):
- копия свидетельства о рождении или копия паспорта: 2,3 стр. и стр. регистрации по месту жительства — 2 экз.;
- копия справки медико-социальной экспертизы об инвалидности — 2 экз;
- копия паспорта законного представителя: 2,3 стр. и стр. регистрации по месту жительства — 2 экз.;
- копия индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида/ инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы по установленной форме — 2 экз;
- справка из лечебно-профилактического учреждения об отсутствии противопоказаний и наличии показаний к занятиям иппотерапией (оригинал);
- выписка из домовой книги или единый жилищный документ (оригинал + копия);
- направление ТЦСО на РЭК в Центр.
Показаниями к прохождению курса реабилитации методом иппотерапии являются:
- детский церебральный паралич;
- расстройства аутического спектра;
- умственная отсталость;
- синдром Дауна;
- заболевания опорно-двигательного аппарата.
Противопоказаниями к прохождению курса реабилитации методом иппотерапии являются:
- эпилепсия;
- гемофилия;
- генетическая ломкость костей;
- болезнь Бехтерева;
- остеопороз;
- сколиоз IV степени.
Ограничения к прохождению курса реабилитации методом иппотерапии:
- возраст ребенка-инвалида не менее 2-х лет;
- вес ребенка-инвалида не может превышать 60 кг.
Контактное лицо для разрешения возникающих вопросов по организации курса реабилитации Морозова Елена Николаевна (заместитель председателя РОО «ФЛЁНА»).
телефон: 8 (495) 740-29-98.
Режим работы РОО «ФЛЁНА»: вторник — воскресенье с 10.00 до 17.30, перерыв с 13.30 до 15.00. Понедельник — выходной.
Источник
Давайте представим лошадь, бегущую по полю. Какие слова могут охарактеризовать эту картину? Свобода, уверенность, грация, красота, скорость… Этот список можно продолжать.
Эта картина вызывает в основном положительные эмоции в случае, когда мы являемся просто наблюдателями. Если же есть возможность прикоснуться к природе с помощью лошадей, возникают еще более позитивные чувства!
Взрослые люди визжат от восторга, когда впервые садятся на лошадь. А что говорить о детях и, тем более, «особенных» детях. Какой шквал эмоций испытывает маленький человек, который ограничен в физических возможностях? Он не умеет ходить, но зато сам сидит на лошади — от этого непомерно счастлив!
В древние времена человечество было намного ближе к природе, чем сейчас. Известно, что еще тогда прибегали к лечению животными, и они исцеляли! Многие методики зоомедицины зародились во времена Гиппократа и дошли до наших дней, но популярность набирают только сейчас. У каждой свои особенности и сильные стороны. Рассмотрим одну из них- иппотерапию.
Что это?
Иппотерапия — одна из эффективнейших методик лечения животными посредством лошадей. Она направлена на борьбу со многими заболеваниями.
Некоторые называют иппотерапию лечебной верховой ездой. Да, основной эффект от лечения достигается именно за счет упражнений, выполняющихся на лошади. Но все же нельзя сказать, что эти два понятия абсолютно тождественны. Ведь важным условием для исцеления является не только верховая езда, но и просто общение с лошадью, уход за ней.
При лечении используется комплексный подход: человек разогревает и разрабатывает мышцы, сидя верхом на лошади, получает сумасшедший заряд энергии и просто огромное удовольствие от общения с этим животным.
Показания
Чаще всего борются с такими заболеваниями, как ДЦП и различными нарушениями опорно-двигательной системы, а также аутизмом.
Еще к показаниям относят:
- Сколиоз 1,2 степени или иные нарушения позвоночника;
- Различные нарушения суставов;
- Синдром Дауна;
- Полиомиелит;
- Неврозы и иные заболевания нервной системы;
- Нарушения слуха;
- Нарушения зрения;
- Нарушения речи;
- Сбои работы органов чувств;
- Инсульты;
- Склероз;
- Избыточный вес;
- Задержка умственного и физического развития.
Иногда взрослым людям с бронхиальной астмой, хроническим бронхитом, заболеваниями сердечно-сосудистой системы назначают иппотерапию в комплексе с другими видами лечения. Занятия на лошади создают эффект интенсивной тренировки, но в то же время, являются очень щадящими, что исключает побочные реакции и опасность перенапряжения при данных заболеваниях. Также иногда иппотерапию используют при лечении алкоголизма и наркотической зависимости.
Известно, что во время войн лечили лошадьми. Получив травму в бою, ускоряли реабилитацию с помощью езды на лошади и, надо сказать, добивались успехов.
А случай с девушкой, больной полиомиелитом, и излечившейся с помощью иппотерапии, произвел настоящий фурор. Она не просто выздоровела после 9 лет занятий, но и получила серебряную медаль на параолимпийских играх.
Противопоказания
Но как у каждого вида лечения, у иппотерапии имеются некоторые противопоказания. К ним относят:
- Эпилепсию;
- Тяжелые формы заболеваний нервной системы;
- Аллергию на шерсть лошади;
- Остеопороз (повышенная ломкость костей);
- Остеомиелит (инфекционное воспаление костной ткани);
- Гемофилию;
- Сколиоз 3,4 степени.
Как и в случаях исцеления другими животными, например собаками или дельфинами, страх перед лошадью к противопоказаниям не относят. Инструктор должен помочь найти человеку контакт с четвероногим доктором.
А зачастую случается так, что к концу занятия пациент, боявшийся лошадь, не хочет с ней расставаться.
Принципы лечебного действия
Иппотерапия — уникальный метод лечения. Она воздействует на организм комплексно. Можно выделить два основных принципа:
- Физический (непосредственно воздействие лошади на всадника при выполнении упражнений или просто движения лошади);
- Психологический, или эмоциональный (психологическая разгрузка при общении с лошадью).
Основополагающими в лечении являются двигательные импульсы, которые животное передает всаднику. У лошади специфичный такт движения, особый ход, схожий с ходом человека. Незаметно для себя пациент прикладывает усилия. Ведь ему нужно напрягать мышцы, чтобы не упасть, держать равновесие, координировать свои движения. Сидя на лошади, у всадника работают почти все группы мышц, затрагиваются те, которые в обычных условиях почти не задействованы.
Как правило, иппотерапия проводится без седла, ведь температура тела лошади выше температуры тела человека. Таким образом происходит массаж уже разогретых мышц, а это значительно усиливает эффект лечения.
Что касается положительного эмоционального эффекта, его значимость сложно переоценить. Ребенок чувствует себя намного увереннее, находясь рядом с лошадью. Дети с заболеванием ДЦП могут прекрасно обходиться без колясок и костылей верхом на лошади, а это очень мощное самоутверждение для них.
Общение с лошадью и уход за ней очень полезны для детей. Это учит их доброте, чуткости, чувству ответственности, вырабатывает способность к доверию. Некоторые дети даже могут делиться секретами с этими животными. Они учатся прислушиваться к партнеру и быть внимательнее. Их покидает чувство агрессии и тревоги.
Зачастую маленькие пациенты не догадываются, что лечатся, верховая езда воспринимается ими как развлечение, поэтому отсутствует чувство сопротивления, и в результате лечение быстрее приносит свои плоды.
Лечебные эффекты
Эффективность иппотерапии доказана давно и подкреплена результатами, полученными в ходе лечения. Конечно, в сложных случаях нужно заниматься годами, а это большой труд. Но это того стоит. Некоторым пациентам достаточно нескольких занятий, и можно заметить видимые изменения, однако это встречается редко.
Встречаются очень тяжелые случаи заболеваний у детей-инвалидов. Например, известно, что тонус в мышцах у детей, больных ДЦП, настолько сильный, что прощупать их иногда не удается и опытному врачу или массажисту.
Верховая езда очень расслабляет и значительно снижает тонус мышц. Плюс к этому она улучшает кровоток, что тоже способствует улучшению подвижности и скорейшему насыщению клеток мозга кислородом.
Благодаря занятиям улучшается общее физическое состояние пациента, снимаются спазмы, улучшается координация движений. Ребенок лучше ориентируется в пространстве. Ну и психологический фактор играет важную роль — появляется уверенность в своих силах.
Что касается детей-аутистов, то здесь занятия иппотерапией несут только психологическую нагрузку. Эффект от занятий иногда заметен сразу. Дело в том, что ребенок и лошадь очень тесно взаимодействуют. Это может напоминать ему дружбу.
Таким образом, маленький пациент становится более открытым к общению, его покидают страхи и чувства тревожности, возбудимости, замкнутости, он становится внимательнее, общительнее и доверчевее, реакции становятся быстрее. В результате лечения достигается психологическая гармония.
Занятия с лошадью помогут скорректировать осанку. Если степень заболевания невысокая, все изменения позвоночника обратимы. Даже спустя некоторое время после занятий иппотерапией остается рефлекс выпрямления спины, его нужно просто поддерживать.
За границей иппотерапию начали использовать раньше, и список заболеваний, подвластных этому методу лечения, у них несколько больше. Так, например, помимо выше перечисленных проблем, с помощью иппотерапии лечат еще ожирение и целлюлит. Инструктор разрабатывает специальный комплекс упражнений на лошади, чтобы пациент мог справиться с лишним весом.
Лошадь — животное очень умное, обладающее феноменальной памятью. Она запоминает привычки человека, его походку, жесты, мимику, очень хорошо чувствует эмоциональное состояние человека и улавливает его настроение и интонацию. Несмотря на свои размеры, лошадь полностью предсказуема для человека. Именно это является залогом успеха при лечении. Человек очень легко идет с лошадью на контакт и полностью ей доверяет.
Иппотерапия является самостоятельной методикой. Но все же, лечение лучше проводить в комплексе с другими процедурами. Например, помимо лечебной верховой езды иногда назначают ЛФК, применение лечебных грязей, массажей, физиопроцедур и т.д.
Основные этапы программы
Занятия иппотерапией могут проводиться индивидуально или в группе. Периодичность занятий — 1-2 раза в неделю. Если пациент приезжий и проходит курс реабилитации на выезде, занятия проводятся ежедневно. Задействованы в ходе занятий будут сам пациент, лошадь, инструктор-иппотерапевт и коновод. Продолжительность одного занятия — 15-45 минут.
Итак, какие основные этапы включает лечение лошадьми?
- Первый этап — ознакомительный (или адаптационный). На этом этапе изучается история болезни, назначается необходимый комплекс упражнений, происходит знакомство с лошадью, с инструктором, привыкание ребенка. Пациент может наблюдать, гладить животное, угощать его. Затем, когда адаптация прошла, можно садиться верхом и спешиваться. Обычно этот этап проходит быстро. Но некоторым детям может потребоваться и несколько занятий.
- Второй этап — подготовительный (непосредственно перед выполнением основных упражнений). На этом этапе лошадь уже приводят в движение. Ребенок привыкает к ходу лошади, учится держаться верхом, сохранять равновесие, правильно координировать свои движения — формируется правильная посадка. Могут выполняться дыхательные упражнения.
- Третий этап — основной. На этом этапе выполняются основные упражнения, которые назначил иппотерапевт.
- Четвертый этап — заключительный. На этом этапе закрепляют результаты, корректируют неточности при выполнении упражнений.
Упражнения могут выполняться в различных положениях: лежа на животе, на спине, сидя лицом к шее лошади, сидя спиной. Инструктор может требовать выполнять упражнения с закрытыми глазами, когда лошадь стоит, идет шагом или рысью. Это могут быть разнообразные наклоны, смена положения на лошади, бросание мяча, различные упражнения на гибкость и другие движения. Сложность и характер упражнений зависит от заболевания пациента.
Понятно, что лошадь, которая используется для лечения, должна быть специально обучена, спокойна, непуглива и доброжелательна. Почти каждое животное можно подготовить для занятий. В иппотерапии избегают только лошадей «горячих» кровей. Например, у арабских чистокровных, ахалтекинцев, чистокровных верховых лошадей генетически заложено безудержное движение. Поэтому на такое животное нельзя сажать ребенка.
Центры в России
Иппотерапия в России стала развиваться с 1991 года. До этого времени у нас просто не было специалистов. Сейчас же существуют учебные заведения, где можно освоить специальность инструктора по иппотерапии.
В России почти в каждом регионе практикуют эту методику. Функционируют как крупные реабилитационные центры, так и небольшие конно-спортивные клубы, оказывающие услуги лечения лошадьми. Иногда на базе санаториев, принимающих людей с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата и нервной системы, имеются лошади-терапевты. Особенно развита иппотерапия в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове, Казани, Уфе, Севастополе, Саранске, Курске, Красноярске, Екатеринбурге.
Стоимость занятий
Цены на иппотерапию варьируются от 400 до 1000 рублей за одно занятие. Это зависит от квалификации специалистов, продолжительности занятий, известности и популярности учреждения, его расположения. В крупных городах, конечно, цены выше.
В России действует несколько организаций, занимающихся лечебной верховой ездой бесплатно.
Например, с 2007 года Санкт-Петербургская благотоворительная организация «Зеленый мир детства» проводит абсолютно бесплатные занятия для детей-инвалидов. Работники наблюдают за результатами каждой группы, полученными в ходе занятий, и ведут статистику.
В том же 2007 году начала свою деятельность еще одна благотворительная организация «Поводья жизни», что находится в городе Алушта, Республика Крым.
Подробнее об организации «Поводья жизни» вы можете узнать из следующего видео.
Отзывы
Не все врачи доверяют такой методике, как иппотерапия. Ведь она относится к нетрадиционным видам лечения. Но она зарекомендовала себя хорошо уже давно. Главным показателем являются отзывы родителей, у которых «особенные» детки.
Люди говорят об изменениях, произошедших с их детьми после занятий лечебной верховой ездой. Отмечают, что улучшается двигательная активность и общее физическое состояние ребенка, развивается мелкая моторика. У тех, кто может ходить, походка становится увереннее.
У многих детей, которые не понимают, далеко или близко расположены предметы, полностью пропадает проблема их соотношения в пространстве благодаря занятиям. При этом раньше ребенок мог постоянно задевать предмет или ударяться о него, неправильно оценивая