Иппотерапия детей с синдромом дауна

Иппотерапия детей с синдромом дауна thumbnail

Иппотерапия 

Иппотерапия, или лечебная верховая езда, — мощное физиотерапевтическое и психотерапевтическое средство воздействия на ребенка с нарушениями развития. С одной стороны, это особая форма лечебной физкультуры с использованием весьма необычного «спортивного снаряда» — живой лошади. С другой стороны, общение с этим красивым и сильным жи­вотным и возможность управления им рождают в маленьком всаднике гордость, ощущение свободы и веру в свои силы.

На сегодняшний день в Москве работают несколько организаций, группирующих свои реабилитационные программы вокруг иппотерапии. Сегодня мы знакомим вас с основными из них.

Региональная благотворительная общественная организация «Московский конно-спортивный клуб инвалидов» (МККИ)

МККИ предлагает программу комплексной реабилитации и социальной адаптации, кото­рая включает занятия лечебной верховой ездой, обучение уходу за лошадьми и другими животными, участие в соревнованиях, а также лечебную физкультуру, игровые занятия, психолого-педагогическую поддержку семей с детьми-инвалидами, летние реабилитационные интеграционные семейные лагеря.

Иппотерапевтические занятия проводятся на двух площадках:

Олимпийский учебно-спортивного центр (ОУСЦ) «Планерная» (ст. м. «Планерная»); конно-спортивный клуб «Матадор» (ближайшие ст. м. «Таганская», «Марксистская», далее наземным транспортом).

Запись на занятия после предварительного собеседования.

Записаться на собеседование и получить информацию о необходимых документах можно по тел. (495) 781 46 68 (Татьяна Евгеньевна).

Адрес офиса МККИ: Загородное шоссе, д. 1, стр. 2 (ст. м. «Шаболовская»).

Некоммерческая благотворительная организация Детский экологический центр «Живая Нить»

Комплексная программа реабилитации детей-инвалидов, проводимая центром, базируется на лечебной верховой езде, а также включает в себя медицинскую, психолого-педагогическую и социально-творческую реабилитацию. В центре проводятся занятия в ремесленных и творческих мастерских, арт-терапия, игротерапия, зоотерапия. Особый акцент делается на работе с семьей.

Занятия проходят ежедневно, кроме воскресенья, на территории Центрального Московского ипподрома по адресу:

 Славянский бульвар д. 3, кв. 7.

Информация по тел. +7(495)634-29-98  (Ирина Юрьевна Терентьева, руководитель организации и председатель правления).

Учреждение Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир»

Программы центра: лечебная верховая езда и инвалидный конный спорт, массаж с элементами ЛФК, кинезотерапия, психоневрологическая коррекция, арт-терапия, продуктивная деятельность, соматосенсорная терапия, дефектология и логопедия, модифицированная АВА (вид поведенческой терапии), мастерские: гончарная, ткацкая, столярная, игровые фольклорные группы, у-шу, йога.

Основная деятельность центра осуществляется по адресу:

1-й Лучевой просек, д. 3 (ст. м. «Сокольники»).

Занятия верховой ездой и некоторые виды психолого-педагогических занятий проводятся по адресу:

ул. Тихая, 23, стр. 7 — 8 (ст. м. «Текстильщики», «Люблино»).

Информация по тел.:

(495) 268 02 06 (Косовская Дора Моисеевна, директор центра)

8 (926) 527 47 47 (Александр).

РОО Центр профессионально-творческой реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства «Преодоление-Л»

Помимо лечебной верховой езды, в центре работают:

творческие мастерские по аранжировке цветов, росписи по дереву, изготовлению театрального костюма, вышивке и бисероплетению, а также изостудия;

 студии: хореографии, вокала, театральная и парикмахерского мастерства;

 классы: компьютерный и английского языка, зал ЛФК.

С детьми занимаются: психолог, логопед, социальный работник. Действует дошкольная студия эстетического воспитания и физического развития «Ласточка».

Адрес центра: Союзный проспект дом 4, подъезд 8. (ст.м. «Новогиреево»).

Информация по тел.: (495) 301 61 50

По вопросам записи на иппотерапию обращаться к Артему или Людмиле Николаевне по телефонам:

8 (905) 511 04 56; (495) 301 05 77.

Источник

Генетическое нарушение, развивающееся на этапе образования зиготы, при котором в 21 хромосоме присутствует не две, а три копии, называют Синдром Дауна. Такая аномалия сказывается характерным внешним видом, умственной отсталостью, нарушением роста костных структур, слабым мышечным тонусом. 

Синдром дауна Харьков

Это одно из самых распространенных генетических  заболеваний, подсчитано, что практически 10% всех младенцев, страдают этим синдромом. И частота его появления возрастает с каждым годом.

Этиология заболевания

Человеческий организм состоит из клеток, которые содержат в себе информацию, взятую от обоих родителей. Она заложена в четком наборе хромосомных пар. При синдроме Дауна, по различным причинам, в 21 хромосоме происходит сбой, и пара становится трисомией.

Синдром имеет несколько разновидностей, это:

·         Мозаичная форма, при которой аномальная хромосома находится только в некоторых клетках, а не во всех.

·         Семейная форма, При которой 21я хромосома прикрепляется к другим, и передает им извращенную информацию.

·         Дублированная форма, при которой трисомия проявляется лишь у некоторых  клеток, и признаки аномалии развиваются в том случае, когда затрагиваются физические или психические центры.

Дети с синдромом Дауна имеют ряд характерных для этого заболевания внешних признаков. Это: округлый маленький череп, плоское лицо с раскосыми глазами, тонкие, секущиеся волосы, маленькие нос и уши, пухлые губы, особенно толстой выглядит нижняя губа, обычно очень большой язык. А так  же люди с синдромом Дауна отличаются низкорослостью, за счет коротких конечностей. Пальцы на руках всегда короткие и толстые, плохо слушающиеся.  Половые органы, обычно недоразвиты.

Дети, рождающиеся с этой патологией, всегда отстают в развитии. Они позже сверстников начинают держать головку, переворачиваться, садиться, особенно тяжело им дается навык самостоятельного хождения.

Умственное развитие так же двигается предельно замедленными темпами. Ребенок поздно начинает осознанно говорить, ему необходимо, какое то время, что бы воспроизвести услышанное слово.

Самым проблематичным является интеллектуальное развитие. Даже во взрослом возрасте, дауны рассуждают как маленькие. Но в отличие от больных ДЦП, больные этим синдромом никогда не бывают, агрессивны, обычно такие люди очень ласковые и коммуникабельные. Даже в дошкольном возрасте ребенок с синдромом Дауна легко уступает в спорах со сверстниками.

Причины

В основном причину аномального деления хромосомы связывают с возрастом половых клеток родителей, в большинстве случаев, рождение дауна зависит от возраста матери, но 8%, ученые относят за счет возраста отца. С возрастом женские и мужские  половые клетки теряют свои способности, процесс деления может пройти не так четко как в молодости. В итоге половые клетки в процессе созревания получают аномальные хромосомы.

Читайте также:  Синдром стивенса джонсона код по мкб 10

Но справедливости ради стоит заметить, что и у молодых родителей не исключено рождение больного ребенка. Причем от образа жизни и привычек это ни как не зависит.

Не так давно учеными был установлен механизм повреждений при развитии синдрома Дауна у эмбриона. Они выяснили, что лишняя хромосома влияет на ген REST, нанося ему серьезные повреждения, что и способствует развитию целого ряда аномалий.

Но установить точно, почему деление хромосомы бывает не правильным,  так и не удается. 

Роль иппотерапии для больных

Отставания в развитии и проявление симптомов болезни у каждого происходят по индивидуальной схеме. Многое зависит от врожденных патологий, но еще больше от того, в какой среде растет и развивается ребенок.

Больные синдромом Дауна дети вполне обучаемы. Если ребенок растет в обстановке заботы, ласки и понимания, когда он чувствует любовь окружающих, его развитие будет идти вполне успешно. В итоге такие дети вырастают полноценными личностями.

В европейских странах таким людям доступно любое обучение, вплоть до высшего образования, некоторые становятся очень известными. Так все знают голливудских актеров Криса Брука, Стефани Гинз, Макса Льюиса.

В нашей стране так же известны люди с этим синдромом достигшие успехов. Андрей Востриков стал абсолютным чемпионом по спортивной гимнастике. А Мария Ланговая получила свое первое золото на олимпиаде в Афинах. 

Иппотерапия заняла сегодня одно из лидирующих мест в развитии таких детей. Наблюдается значительное  улучшение не только умственного и интеллектуального развития. Но, что самое важное, у детей занимающихся иппотерапией гораздо улучшается состояние здоровья. Укрепляется иммунная система, которая у даунов очень слабая. Такие детки реже болеют простудами, снижается количество сосудистых и сердечных проблем.

Помимо этого, заметно улучшение в росте костей, укрепление мышечных тканей. Посещающие специальные центры быстрее учатся ходить и говорить. А так же заметно выраженное улучшение моторики. 

Источник

Методы, помогающие детям с синдромом Дауна:

1. Иппотерапия – езда на лошадях. Она является уникальным средством воздействия на двигательные рефлексы ребенка. Сидя верхом на лошади, малыш тренируется держать равновесие, благодаря этому вырабатывается правильная осанка, развивается мускулатура. Обязательное условие для иппотерапии – езда на неоседланной лошади под чутким руководством инструктора. При таком условии езда полностью имитирует движения человека при ходьбе. Все больные мышцы помимо воли включаются в работу, разогреваются, массируются, нормализуется мышечный тонус.

Кроме положительного влияния на физическое развитие, общение с лошадью влияет и на психоэмоциональный иппотерапияуровень. Бывают случаи, когда деткам с синдромом Дауна тяжело общаться с окружающим миром, они замыкаются в себе и их тяжело вывести из этого состояния. Иппотерапия придет на помощь. Общение с лошадью, езда на ней, помогают преодолеть свой страх, позволяют раскрыться, стать общительнее и увереннее.

Езда на лошади оказывает поистине целебное воздействие на организм и порой бывает единственным средством реабилитации.

2. Йога – еще один эффективный метод реабилитации. Так как детки-дауны от рождения обладают потрясающей гибкостью, то в йоге этому нашлось замечательное применение. Всевозможные асаны, стойки, скрутки для этих детишек не представляют проблемы. Но из-за чрезмерной подвижности суставов у даунят, специалист по йоге больше внимания уделяет увеличению мышечной силы, развитию координации движений, силе ног.

Йога оказывается замечательным средством для развития внимания, обретения знаний, обучению счету. Но это при условии, что с ребенком работает мастер своего дела. Существуют специально разработанные методики работы с «особыми» малышами, которые направлены на улучшение состояния, а не на его усугубление. Благодаря занятиям йогой у детей появляется умение правильно дышать, концентрировать внимание, чувствовать свое тело и ощущать себя в пространстве. Даунята получают необходимую физическую нагрузку в игровой форме.

3. Музыкотерапия — это лечение музыкой. К музыке невозможно остаться равнодушным, ее любят все: от мала до велика. И это неспроста. Музыке под силу унести человека в неведомые дали, поднять настроение, ввергнуть в пучину страстей и желаний. Дети-дауны не исключение. Благодаря правильно подобранному музыкальному произведению, педагогу удается найти подход к ребенку, вывести его из состояния подавленности, завоевать его доверие. Благодаря выполнению движений под музыкальное сопровождение, у детей с синдромом Дауна улучшается координация движений, вырабатывается внимание, развивается память. Под каждого ребенка индивидуально подбирается репертуар, способный уменьшить агрессию, успокоить или же, наоборот, слегка растормошить, заставить двигаться и принимать участие в занятии. Влияние музыки на мозг человека еще изучается, но уже установлено, что она оказывает на него целительное воздействие и является прекрасным психотерапевтическим методом реабилитации.

4. Канистерапия — лечение собаками. Собака – друг человека и это правда, которую в последнее время канистерапиясовсем понемногу начинают принимать в нашей стране. Специально обученные собаки определенной породы, внедряются в семью с больным ребенком, для помощи последнему. Если собаку принимают как родную, любят всей душой и она это чувствует, то отдача от ее присутствия будет просто колоссальной. Собаки чрезвычайно тонко и точно ощущают настроение человека, мгновенно перестраивая свое с ним общение. Детям нравится их гладить, обнимать, в собаке они находят верного друга, которому всегда можно поплакаться и который всегда выслушает. Благодаря такому верному товарищу, малыш раскрывается, обретает уверенность в себе, начинает больше двигаться и говорить. Терапевтический метод налицо.

5. Дельфинотерапия – метод реабилитации больных детей с помощью дельфинов. Дельфины очень добрые существа, во все времена помогающие человеку и очень дружелюбно к нему настроенные. Они подталкивают ребенка к общению, используя весь имеющийся у них

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Читайте также:  Болезнь паркинсона и синдромы паркинсонизма

Качество жизни является наиболее важной социальной категорией, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения.

Александров В.В. характеризует качество жизни населения как степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека. От низкого качества жизни человек страдает, а от высокого — испытывает удовлетворение, независимо от сферы в работе, в бизнесе и в личной жизни [1, с.6].

Но не всегда бывает так, что человек сам может обеспечить высокий уровень качества жизни. В частности, если человек страдает каким — нибудь заболеванием, связанным с ограничением его деятельности. Тогда такому человеку необходима помощь со стороны, и особенно детям. Такой помощью является социальное сопровождение.

В книге Сидоренко А.И. «Основы социальной работы», термин социальное сопровождение трактуется как комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей клиента, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация человека на активизацию скрытых резервов, обучение новым профессиям, способности самостоятельно справляться с возникшими проблемами [10, с.8].

Одним из важных видов социального сопровождения, которое оказывается детям с ограниченными возможностями, является психолого-педагогическое сопровождение. Оно очень важно для таких детей, так как им нужно адаптироваться в окружающем обществе. Научится находить контакт со своими сверстниками, с которыми они могут обучаться в одном классе или же жить на соседней улице.

Очень часто в нашей повседневной жизни бывает, что пациенты с редкими заболеваниями, и в частности дети, вынуждены вести закрытый образ жизни. Такие дети, из-за особенностей своих заболеваний, не всегда правильно воспринимаются общественностью. К одним из таких заболеваний относится и синдром Дауна.

Прежде всего, стоит уяснить, что любой врожденный синдром, в том числе и синдром Дауна – это не болезнь, поэтому вылечить его невозможно. Синдром – это совокупность определенных симптомов, вызванных патологиями развития организма. Многие врожденные синдромы являются наследственными, однако синдром Дауна является исключением. Данный синдром вызван утроением 21 хромосомы. В норме у человека 23 пары хромосомы, но иногда случается сбой, и на месте 21 пары оказывается три хромосомы. Вот эта лишняя, 47 хромосома и вызывает данную патологию.

Как отмечает Бочков Н.П., цитогенетические варианты синдрома Дауна разнообразны. Однако основную долю (94-95%) составляют случаи простой полной трисомии 21 вследствие нерасхождения хромосом в мейозе. Вклад материнского нерасхождения в эти гаметические формы болезни составляет 80-90%, а отцовского — только 10-20%. Причины такой разницы неясны. Около 2% детей с синдромом Дауна имеют мозаичные формы (47+21/46). Примерно 3-4% больных с синдромом Дауна имеют транслокационную форму трисомии по типу робертсоновских транслокаций между акроцентриками (D/21 и G/21). Почти 50% транслокационных форм наследуются от родителей-носителей, а 50% транслокаций возникают de novo [4, с.163].

Соотношение мальчиков и девочек с синдромом Дауна составляет 1:1.

Родители детей с синдромом Дауна, как и все нормальные родители, заботящиеся о своих детях, хотят, чтобы их ребенок умел полноценно общаться с людьми. Имел настоящих друзей, которые смогли бы поддержать его в трудных ситуациях и не отвернулись бы от него в силу его врожденных особенностей.Чтобы ребенку с синдромом Дауна научиться взаимодействовать с обычными людьми он должен посещать обычную государственную школу. Это даст ему возможность учиться действовать так, как это принято в окружающем его социуме.

Многие родители и педагоги убеждены, что таким детям, независимо от типа нарушения, следует посещать те школы, в которые ходят дети, живущие с таким ребенком, например, в одном доме или дворе. Если ребенок ходит в какую-то другую школу, он сразу становится в глазах окружения не таким, как все. В этом случае ему намного труднее наладить хорошие взаимоотношения с ровесниками и найти среди них друзей.

Право детей с синдромом Дауна, как и других ребят с ограниченными возможностями, на максимальную социальную адаптацию, то есть на посещение обычных детского сада и школы, в России закреплены законодательно.

Согласно Конвенции о правах ребенка (одобрена Ген. Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.), ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. №1559-1, «дети-инвалиды с отклонениями в умственном развитии, в том числе дети с синдромом Дауна, дети с множественными психофизическими нарушениями, имеют право на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего или специального (коррекционного) образования».

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона «Об образовании» органы управления образованием обеспечивают «прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня». При этом родители имеют право «выбирать формы обучения, образовательные учреждения» для своих детей, предусмотренное п.1ст. 52 Закона РФ «Об образовании» [11].

В своих трудах Кондратьев отмечает, что дети с синдромом Дауна обучаемы. Этот факт признан во всем мире. Поэтому во многих странах дети, рожденные с синдромом Дауна, занимаются в обычных школах, а также имеют право работать. Но таким детям необходима индивидуальная программа развития и методика воспитания [8, с.56].

На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными членами общества. Рассмотрим некоторые методы и методические приёмы психолого-педагогического сопровождения таких детей.

Иппотерапия для детей с синдромом Дауна

По словам Баряевой Л.Б. развитию детей с синдромом Дауна очень помогает общение с животными, например, верховая езда. В ее основу легла методика иппотерапии. Этот метод больше коррекционный, но не менее успешный.

Занятия по иппотерапии обычно проводят специально обученные педагоги. Методика включает все этапы обучения в школе верховой езды.

Читайте также:  Психология синдром опустевшего гнезда как

Дети с синдромом Дауна могут ухаживать и заботиться о лошадях, это развивает в них чувства. Благодаря общению с лошадьми такие дети становятся доверчивыми, терпеливыми, спокойными и раскованными. Иппотерапия развивает двигательные, сенсорные, эмоциональные и психологические способности детей [3, с. 93].

Обучение по методике «Маленькие ступеньки»

Методика разработана в австралийском университете Маккуэри. Она активно применяется в Америке и многих странах Европы.

В книге Питерси М., в основе методики Маккуэри лежит обучение навыкам, которые обеспечивают самостоятельность ребенка в любой ситуации. К ним относятся навыки самообслуживания и навыки ухода за домом. Во время обучения задействуются базовые моторные и психические функции: мелкая и общая моторика, и концентрация внимания. Такая методика обучения позволяет формировать какой-либо навык или умение поэтапно [9, с.258].

Обучение детей с синдромом Дауна по методике Портаж

Как отмечает Кондратьева, методика рассчитана на развитие не только малышей с синдромом Дауна, но и других детей-инвалидов.

Основной акцент делается на семью. Ее регулярно посещает специалист, который занимается с ребенком и с родителями. Он обучает их наблюдению за малышом, чтобы вовремя поощряли успехи и планировали совместно с ребенком новые цели.

По этой методике семье помогает целая команда, состоящая из руководителей проекта, специалистов, владеющих методикой, и специально подготовленных волонтеров из числа студентов, будущих медиков, психологов и педагогов.

У детей с синдромом Дауна при использовании данной методики развивается двигательная активность, речь, навыки самообслуживания [7, с.47].

Обучение математике и развитию речи

«Нумикон» – специально разработанная методика для обучения детей с синдромом Дауна основам математики. В ее основу легли игровые моменты. В набор для занятий входят обычные предметы для обучения, но в ярком раскрашенном виде: цветные панельки, карточки, штырьки и т.д.

Яркие краски, которыми расписаны цифры, привлекают внимание ребенка и улучшают его восприятие: он может сам трогать цифры, складывать и вычитать их. Осязаемая и наглядная математика – самый успешный метод обучения ребенка с синдромом Дауна. Этот факт Баряева Л.Б очень ярко описывает в своей книге.

Одним из важных этапов в развитии детей с синдромом Дауна является обучение речи. Существует специальная методика Августовой, по которой раскрываются творческие способности у ребенка. Живая и легкая подача позволяет ребенку овладеть не только навыками речи, но и чтением [2, с.164].

Обучение игровым методом

Еще один метод обучения детей с синдромом Дауна называется лекотека – «хранилище игрушек». Методика разработана шведскими учеными. Она включает в себя развитие не только детей, но и взрослых.

Родители должны быть также посвящены в педагогические тонкости данной методики. Вечканова отмечает, если сначала развивающие игры с детьми проводят педагоги, то после эстафету могут подхватить близкие и родители. Поэтому и проводятся для взрослых групповые тренинги. Лекотеку могут посещать дети с синдромом Дауна с раннего возраста до 7 лет [5, с.32].

Обучение в дошкольном учреждении и в школе

В странах Европы давно введена практика обучения детей с синдромом Дауна в обычных школах, но программа для них индивидуальная. Существуют также коррекционные образовательные дошкольные учреждения, которые рассчитаны на малышей с ограниченными возможностями, с нарушениями интеллекта.

Екжанова Е.А. делает акцент на том, что педагоги вместе со специалистами по коррекционному обучению постоянно разрабатывают и обновляют учебную программу в зависимости от уровня развития и индивидуальных возможностей ребенка. Обучение детей с синдромом Дауна школьного возраста обычно проходит в специальных коррекционных школах [6, с.71].

Как показали современные исследования, благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Главное родителям помнить, что коррекционные занятия крайне необходимы не только для социальной адаптации ребенка в обществе, но и нужны самому обществу для воспитания, понимания проблем людей, отличных от нас. Именно грамотное психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает правильный уровень жизни и позволяет таким детям быть хорошо адаптированными в обществе.

Список используемой литературы:

1. Александров, В.В. «Качества жизни» концепции. Научный коммунизм: Словарь / В.В. Александров, А.А. Амвросов, Е.А. Ануфриев. – М.: Политиздат, 1983. – 352 с.

2. Баряева, Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева. – СПб.: Амфора, 2003. – 245 с.

3. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева. – СПб.: Амфора, 2009. – 156 с.

4. Бочков Н.П. Клиническая генетика: Учебник / Н.П. Бочков. – М.: Медицина, 2004. – 480 с.

5. Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / И.Г. Вечканова. – СПб.: Питер, 2006. – 168 с.

6. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта / Е.А. Екжанова. – М.: Педагогика-пресс, 2003. – 214 с.

7. Кондратьева, С.Ю. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития / С.Ю. Кондратьева. – СПб.: Питер, 2003. – 191 с.

8. Корочкин, Л.И. Биология индивидуального развития / Л.И. Корочкин. – М.: Издво МГУ, 2002. – 487 с.

9. Питерси, М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 1: Введение в программу Маккуэри «Маленькие Ступеньки». Пер. с англ. / М. Питерси, Р. Трилон. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998. – 548 с.

10. Сидоренко, А.И. Основы социальной работы / А.И. Сидоренко. – М.: Интел — Синтез, 1998. — 495 с.

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Источник