Интересные факты о синдроме стендаля
Прогуливаясь по музеям, мы восторгаемся талантом великих художников, предвосхитивших свое время. Работа мастеров поражает, и многие подолгу стоят возле картин, любуясь филигранными мазками, потрясающей детализацией и точной передачей эмоций. Но если долго смотреть на картину, то картина начинает смотреть на тебя. Это вам скажет любой, у кого был синдром Стендаля. Что это такое и почему нужно быть осторожными в музеях Флоренции, читайте в этой статье.
- Синдром Стендаля: история необычного расстройства
- 5 интересных фактов о синдроме Стендаля
- Как бороться с этим расстройством
Синдром Стендаля: история необычного расстройства
Психиатр Грациэлла Магерини уже несколько десятков лет работает в больнице Санта-Мария во Флоренции. В свое время она заметила некоторую схожесть в симптоматике поступающих к ней пациентов. Все они были иностранцами, у всех отмечались расстройства зрения (галлюцинации), учащенное сердцебиение, головокружение, и, главное, у всех приступы начинались в музеях.
Читайте нас в Telegram
Грациэлла стала собирать информацию об аналогичных случаях и скоро пришла к выводу, что у всех этих людей есть общее психическое расстройство. Психиатр назвала его синдромом Стендаля и даже написала книгу, описывающую более 100 таких случаев. Так, она рассказывает историю скандинавки Инги, которая обратилась к ней после странного случая в одном из соборов Флоренции. Девушка любовалась «Тайной вечерей», как вдруг у нее забилось сердце, появились вспышки света перед глазами, и она увидела на картине себя, несущую фрукты Иисусу.
Синдром Стендаля проявляется как реакция на переизбыток эмоций от произведений искусства.
Также по мнению Грациэллы, он связан с какими-то переживаниями и душевными травмами. Картины могут стать тем самым триггером, запускающим стрессовую реакцию, успешно подавляемую до этого. Поэтому некоторые посетители музеев, у которых диагностировали это расстройство, пытались уничтожить картины, видя в них источник своих мучений.
Читайте также: Свойства характера человека, которые говорят о психических расстройствах
5 интересных фактов о синдроме Стендаля
Этот синдром сам по себе достаточно необычен, и даже нашел отражение в кинематографе (одноименный фильм рассказывает о девушке-полицейском, страдающей этим расстройством). За время изучения этого расстройства собрано много информации и выявлены такие интересные факты:
Ни разу синдром Стендаля не был диагностирован у азиатов. Это связывают с тем, что европейская культура им чужда и не вызывает такого душевного резонанса.
Самые «опасные» произведения — это картины Рафаэля, Микеланджело, Караваджо. Именно глядя на них, туристы чаще всего испытывали симптомы расстройства.
Сам Стендаль почувствовал симптомы этого расстройства, разглядывая фрески в базилике Санта-Кроче. Он так описал это состояние: «Выйдя из Санта-Кроче, я испытывал сердцебиение, то, что в Берлине называют нервным приступом».
Итальянцы не подвержены синдрому Стендаля, потому что живут среди многочисленных памятников культуры и имеют «иммунитет» к искусству.
Картины современных художников, а также арт-произведения не вызывают подобных приступов.
Синдром Стендаля называют еще флорентийским синдромом, потому что чаще всего его наблюдали именно во Флоренции. Но похожие симптомы проявляются и у туристов в других странах, например, психиатрам известен парижский и иерусалимский синдромы. Попадая в места, исторически считающиеся великими, туристы впадают в состояние экзальтации и вместо долгожданного отпуска оказываются на больничной койке.
Читайте также: Фобии у человека: 10 самых странных страхов, о которых вы не знали
Как бороться с этим расстройством
Синдром Стендаля не является самостоятельным заболеванием. Все лечение направлено на снятие неприятных симптомов (головокружения, учащенного сердцебиения, слабости). Чаще всего достаточно просто выждать, наполнить день прогулками на свежем воздухе и отдыхом.
Читайте нас в Instagram
Грациэлла Магерини пришла к выводу, что большая часть пациентов с синдромом Стендаля — впечатлительные люди с тонкой душевной организацией, верующие, интроверты и фаталисты.
Одиночки, живущие в своем мирке, также склонны к появлению этого расстройства. Таким туристам, входящим в группу риска, не стоит «набрасываться» на музеи и галереи, также нужно снизить градус восхищения. Любое великое произведение живописи — это в первую очередь холст, масло и деревянная рама, а никак не портал в другой мир.
Отдельного внимания заслуживают случаи, когда синдром Стендаля возникает как побочный эффект основного, скрытого заболевания. Это может быть депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство, маниакально-депрессивный психоз и другие. Поэтому важно не пускать все на самотек, а иметь возможность поговорить с психологом. Акклиматизация, высокая плотность впечатлений, непривычная среда, все это может стать спусковым крючком для нового витка болезни. Наши тревоги путешествуют вместе с нами. Помните об этом, и не позволяйте эмоциям брать верх над разумом.
Читайте также: Эффект дежавю: прозрение или сбой в работе мозга
Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.
Источник
Расстройство, связанное с высоким переживанием от близости к высоко-духовному или высоко-культурному объекту. Человек попадает под влияние воздействующего персонально на него фактора и становиться чуть неадекватней.
Название
Многие симптомы или эффекты несут чьи-то фамилии, например: Эффект Манделы. Эффект Стрейзанд, Кот Шредингера, ставшая классикой — Пирамида Маслоу. Этот тоже не обошел укоренившиеся традиции и название Синдром Стендаля получил в честь писателя — Стендаля. В книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио» он описывает свои ощущения от Флоренции, посетив ее в 1817 году.
Стендаль
Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю…
Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей.
Стендаль, отрывок из книги «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио»
Появление
Первым, кто обратил на симптом внимание, стала Грациэлла Магерини, описав его в книге — «Синдром Стендаля» (Sindrome di Stendhal) в 1989 году. Грациэлла психотерапевт и писатель, президент ассоциации «Искусство и психология».
Грациэлла Магерини
Книга основана на наблюдениями Грациэллы за туристами, практикуя во Флоренции и имея возможность часто посещать музеи. За 10 лет. проанализировав более 100 случаев, когда у туриста возникало необъяснимое острое расстройство психики. Были случаи, когда требовалась госпитализация и присмотр, после встречи с культурным наследием города.
Проявление
Вполне разумный и скромный человек может быть подвержен синдрому Стендаля. Человеком может овладеть эйфория, блаженно ходить и восхищаться окружающим или носиться с воплями, привлекая к себе излишнее внимание. Под воздействием временного помешательства были совершенны некоторые акты вандализма.
Например:
В 1956 году на знаменитую Мону Лизу напали в Лувре. Виллегас метнул в нее камень, тогда картина еще не находилась под пуленепробиваемым стеклом, а висела в свободном доступе.
Чуть позже одна женщина облила ее жидкостью, после чего было принято решение музея — шедевр под стекло.
Классификация
Вышеупомянутая Грациэлла дала тезисные определения.
Предвкушение
— Высокое предвкушение и ожидание отпуска;
— Индивидуальный характер путешествия;
— Встреча с великим произведением искусства, о котором человек множество раз слышал из различных источников информации;
— Склонность человека к эмоциям, подвижная психика, повышенная эмоциональное состояние.
Чаще подвержены
— Женщины, статистика тут в сторону мужчин;
— Люди в возрасте от 25 до 40 лет;
— Не имеющие близких людей.
Иммунитет
— Тотальную защиту имеют туристы из Азии и Северной Америки, они не связанны с европейской культурой;
— Итальянские туристы из севера или юга, так же не склонны к влиянию от картин или святых надгробий, для каждого из них это привычно.
Фильм
Одним из сценаристов фильм «Синдром Стендаля» стала Грациэлла, автор книги с одноименным синдромом.
Фильм кстати, весьма не плохой.
Концовка
В основном синдром Стенделя замечен во Флоренции, надзор осуществлялся над пятьюдесятью музеями города. Посетитель внезапно оказывался под влиянием высоких эмоций, считывая разговор с художником или наполнением. Человек переживает очень яркий эмоциональный всплеск, охранников во Флоренции стали обучать, как вести себя с жертвами данного синдрома.
Сегодня синдром Стенделя перешел от небольшого городка в Италии на масштабный уровень. Места внимания людей переходит от религии и культуры в пространство медиа.
конец.
ссылка на исходник
Спасибо, что дочитали до конца. Если вам понравилась статья — ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Впереди еще много нового.
Читайте еще:
Эффект сотой обезьяны
Синдром Апофения
Эффект Манделы
Карго-культ
«Козел отпущения»
«Кот Шрёдингера»
Источник
”La sindrome di Stendhal” (Синдром Стендаля) (1996). Синдром Стендаля – во многом уникальный вид психического расстройства, жертвами которого, однако, становится довольно много людей, в основном тех, кого можно причислить к лицам с нестабильной психикой, от художников и музыкантов до полицейских и врачей. Синдром вырывается из подсознания монстрами в виде обмороков и даже галлюцинаций в тот момент, когда жертва оказывается наедине с красотами природы или произведениями искусства.
Младший инспектор Анна Манни испытала это на себе, зайдя в легендарную флорентийскую галерею Уффици с собраниями полотен Боттичелли и других прославленных живописцев. Девушка оказалась там вовсе не из любви к искусству – телефонный звонок, по ту сторону – женский голос, буквально одна фраза – «Человек, которого вы ищете, будет в галерее завтра утром». И он действительно был там, но Анна, взглянув на «Падение Икара» авторства Брейгеля, потеряла сознание, а когда пришла в себя, то выяснилось, что у нее из сумочки пропал пистолет.
Позже тот, кого она искала, пришел к ней сам. Альфредо Гросси, психопат, изнасиловавший в Риме 15 женщин, нескольких из которых убил. Оставил он кровавый след и во Флоренции, именно поэтому начальство послало туда синьориту Мани. Однако прежде чем она успела обменяться информацией со своими коллегами в местном департаменте полиции, была и сама изнасилована тем, кого мечтала бы навеки посадить за решетку.
После этого Альфредо исчез, а что до Анны, то она получила новое оружие, обязательство два раза в неделю посещать штатного полицейского психолога и недельный отпуск – в родительском доме, где никогда не пахло любовью и лаской. Манни хватало и своих демонов, но Гросси возник вновь, ведь однажды испробовав вкус ее крови, он не захотел и не смог отпустить ее просто так. У Анны вновь получается сбежать и спасти собственную жизнь, при этом жестоко ранив Альфредо… почти убив его. Но покончила ли она с психопатом раз и навсегда? А если с ним – да, то нет ли поблизости еще одного, хуже чем десяток покойных Гросси?
Этот фильм никогда и никем не был упомянут в числе наиболее удачных работ Дарио Ардженто, во всяком случае если говорить об отзывах маститых критиков и многочисленных рейтингах хоррорманов. Там все просто и понятно: «Кроваво-красный», «Дрожь», «Суспирия», и так далее. Никаких «Синдромов Стендаля». Однако ж фильм интересен, и он на голову выше «Игроков» на пару с «Матерями слез». И с точки зрения техники, и с точки зрения сюжета.
Кто сказал, что в 90-х Дарио окончательно завязал с экспериментами с тенями, светом и цветами? Здесь немало сцен, чисто визуально выполненных на том же уровне, что и самые яркие моменты упомянутой выше «Суспирии». Обратите внимание хотя бы на эпизод с первым изнасилованием Анны и рассечением ее нижней губы. В плане жесткого «мяса» — почти ноль, но как насчет скрепки и ногтя? Вроде бы безобидно, почти сиюминутно, но меня, давнего любителя сплэттеров, чуть не вывернуло наизнанку. Сюжетно «Синдром» не менее интересен, чем та же «Дрожь». Конечно, это не giallo, но ведь у Ардженто на славу получалось не только «желтое кино»!
Великий итальянец всегда (во всяком случае, до позорной экранизации «Дракулы») работал с двумя темами: безумные убийцы и демонология. Таким образом, этот его фильм запросто можно поставить на ту же полку, где уже давно покоится почти безукоризненный «Феномен». Прежде чем перейти к техническим моментам и актерским работам, стоило бы отметить несколько исторических фактов. Во-первых, «Синдром» стал самой финансово успешной в Италии лентой Ардженто, собрав там без малого около четырех миллионов долларов.
Во-вторых, это первый итальянский фильм, в котором нашлось место CGI (см., к примеру, сцену с принятием главной героиней таблеток или эпизод с выстрелом в челюсть одной из жертв Альфредо). В-третьих, пролог снимался в самой настоящей галерее Уффици – в этом плане «Синдром» был первым. И последним. В-четвертых, это всего лишь один из пяти фильмов Дарио-режиссера с участием его дочери Азии-актрисы, вместо которой, кстати, роль Мари изначально должна была играть Бриджит Фонда, потом – Дженнифер Джейсон Ли. И вот теперь самое время поговорить об актерах. Азия здесь прекрасна! Так же ли она была хороша в других фильмах отца? Мой ответ – нет!
Работы остальных, к сожалению, разнятся от плохих до нормальных. Томас Кретчманн неплох в роли Альфредо, но не более того. А вот Марко (экс-бойфренд Мари) и ряд других исполнителей второстепенных ролей тянут максимум на уровень плохого телесериала. Впрочем, Азия их намертво затмевает, и этого достаточно. Теперь о «картинке». После самых ярких фильмов Ардженто родом из семидесятых и восьмидесятых, эта – однозначно номер один. Чего стоит хотя бы зыбкая грань между картинами и реальностью, что с такой легкостью переходит главная героиня?
Сюжет четко делится на две части, час – одной, час – другой. Но возможно именно за счет этого «Синдром» не кажется затянутым. Да и неудобоваримым тоже. Как и всегда в случае с Ардженто, на фильм тяжелым грузом упали кирпичи критики: «ничего не понятно», «сценарий безумному итальянцу не нужен», и так далее. Вы это серьезно? А если посмотреть фильм еще раз, чуть-чуть внимательнее? Черт возьми, да тут все просто и понятно, более того, что непривычно для Дарио, в чем-то предсказуемо. Это не делает «Синдром» хуже. Напротив – лучше! И, вкупе с множеством других плюсов, автоматом отправляет «Стендаля» в Top-10 лучших хорроров маэстро.
8/10
Источник
Рассказываем, какие путешествия опасны для душевного здоровья и почему
Фото: Ibrahim Rifath/Unsplash
В поездке люди опасаются простудиться, отравиться незнакомой пищей или получить травму. Однако есть места, которые провоцируют у путешественников психические расстройства. Необычные симптомы возникают неожиданно и чаще всего проходят через неделю после отъезда или начала лечения — консультаций с психотерапевтом и приема легких транквилизаторов.
Специалисты отмечают, что болезненное состояние может вызвать усталость от перелета и новых впечатлений, джетлаг, действие снотворного и предрасположенность к психическим заболеваниям. И добавляют, что симптомы могут проявляться у туристов в разных городах и странах. Несколько таких расстройств получили названия с привязкой к конкретным точкам на карте, поскольку там путешественники болеют чаще всего.
Иерусалимский синдром
Иерусалимский синдром — состояние психоза, которое возникает у туристов в столице Израиля. Человек становится одержим чистотой, постоянно моется и стрижет ногти, а потом отправляется бродить по улицам в простыне из отеля, чтобы читать псалмы и произносить проповеди. Первые упоминания о болезни встречаются в средние века — в записках немецкого монаха Феликса Фабера и писательницы Марджери Кемп. Новый всплеск случился на рубеже тысячелетий, в конце 1990-х — начале 2000 годов. Тогда главный врач психиатрической лечебницы «Кфар-Шауль» придумал термин «иерусалимский синдром».
Фото: Sander Crombach/Unsplash
Магнитом для безумцев по неясной причине стала историческая гостиница «Петра» в Старом городе. Большинство пострадавших — христиане, которые считали себя Иоанном Крестителем, апостолом Павлом и Девой Марией. Репортеры писали о вежливых спорах в холле «Петры» между конкурирующими «воплощениями» одного и того же библейского героя. Также известна история американца, который на родине занимался тяжелой атлетикой, поскольку идентифицировал себя с Самсоном, а затем в Иерусалиме попытался сдвинуть огромные камни у Стены Плача. Врач центра «Кфар-Шауль» Грегори Кац отмечает, что в начале нулевых психиатры фиксировали случаи психоза каждый месяц. Теперь происходят два-три эпизода в год, что эксперт связывает с общим снижением религиозности в Европе. Обычно синдрому подвержены люди, страдавшие психическими нарушениями до поездки, но в 10% случаев за последние 13 лет у заболевших туристов не было проблем со здоровьем.
Флорентийский синдром
Флорентийский синдром впервые описала психиатр Грациэлла Магерини, глава госпиталя «Санта-Мария-Нуова». Она изучила истории болезни 107 туристов, которые попали в клинику с 1979 по 1989 год. Симптомы состояния — учащенное сердцебиение, потливость, боли в животе и груди, галлюцинации, неконтролируемые эмоции и попытки уничтожить картину или статую. Доктор Магерини назвала болезнь «синдром Стендаля», поскольку романист описал схожие ощущения от визита во Флоренцию в 1817 году.
Ученые отмечают, что статистика учитывает только тяжелые проявления болезни. Так, например, студент из Праги в состоянии дезориентации попытался разрушить фрески в капелле Бранкаччи. Молодая путешественница начала галлюцинировать через несколько дней после посещения галереи Уффици. Девушка слышала пение ангелов, а себя считала воплощением монахини, похороненной в Умбрии. А 72-летний художник восемь лет страдал бессонницей и манией преследования после посещения моста Понте-Веккьо.
Профессор Магерини отмечает, что самые вероятные жертвы синдрома Стендаля — одинокие европейцы 26–40 лет, с классическим университетским или духовным образованием. Меньше других рискуют туристы из Северной Америки и Азии, которым не слишком близка европейская культура.
Фото: Clay Banks/Unsplash
Флоренция не единственное опасное место для туристов в Италии. Случаи флорентийского синдрома отмечают в городе Равенна на берегу Адриатического моря.
Парижский синдром
Парижский синдром похож по симптомам на два других, но ему подвержены путешественники из Японии. Первый случай выявил в 1986 году психиатр Хироаки Ото, который работал во Франции. Ученый назвал расстройство парижским синдромом. У людей возникает состояние сильной тревоги, депрессии, проблемы с памятью и восприятием себя и окружающего мира. Чаще всего жертвами расстройства становятся женщины 20–30 лет с гуманитарным образованием. Это жены японских дипломатов либо девушки, которые приехали в Париж в надежде на романтическую встречу.
Фото: Andrea Maschio/Unsplash
Причина синдрома в том, что жители Японии долгое время считали французскую столицу символом западной культуры, роскоши и моды. Реальный город не похож на кадры из фильмов и фотографии из рекламных буклетов туристических агентств. Не все парижане носят одежду знаменитых кутюрье, покупают роскошные вещи и ведут себя галантно и романтично. Холодность горожан, различия в общении и личных границах, языковой барьер и уровень преступности в Париже шокируют японских путешественников. Ежегодно за помощью к психотерапевтам обращаются от 12 до 20 японских туристов. Посольство страны создало круглосуточную горячую линию для своих граждан, которым нужна психологическая помощь или госпитализация.
Индийский синдром
Жертвы этого расстройства — американцы и европейцы, которые приезжают в страну в поисках просветления и обретения духовной силы. Чаще всего туристы заболевают во время паломничества по знаменитым духовным центрам страны — Дели, Ришикешу, Варанаси, Пушкару и Непалу. Доктор Калья Сачдев, глава частной клиники в Нью-Дели, куда ежегодно попадает сотня пострадавших западных туристов, рассказывает, что к кратковременному психозу приводит неверное понимание и применение духовных практик. Новички круглосуточно практикуют медитации и йогу, пытаются овладеть экстрасенсорными способностями и техниками левитации. Одни воображают себя бодхисатвами — просветленными существами в индийской традиции, другие надеются стать сверхлюдьми и получить суперспособности, похожие на силу джедаев. Доктор Сачдев уверен, что для выздоровления больного достаточно отправить домой.
Фото: Jk/Unsplash
Психиатр Режи Эро, который долгое время работал в посольстве Франции в Мумбае и продолжает консультировать пациентов с индийским синдромом в Париже, придерживается иного мнения. В книге «Помешанные на Индии» Эро вспоминает, что иногда лечил пострадавших от расстройства еще несколько лет после их возвращения из Индии. Кроме того, известны случаи, когда люди кончали с собой или исчезали без следа, оставив все свои вещи и сообщение, что они отправились «освобождать умы». В 2012 году так пропал ирландский журналист Джонатан Споллен, приехавший в Индию в поисках духовности. Родители молодого человека создали страницы в соцсетях, где продолжают поиски и призывают юношей и девушек, путешествующих по Индии, регулярно писать родным.
Эро считает, что только часть пациентов изначально предрасположены к психическим заболеваниям, в остальных случаях дело во влиянии экзотической культуры страны.
Источник