Интеллектуальная недостаточность при психоорганическом синдроме

Интеллектуальная недостаточность при психоорганическом синдроме thumbnail

Психоорганический синдром

Психоорганический синдром – симптомокомплекс, наблюдающийся при органических поражениях головного мозга. Сопровождается ухудшением памяти, снижением интеллекта и эмоциональной неустойчивостью. Отмечается снижение критики, ослабление волевых качеств, обеднение речи, ухудшение способности запоминать новые данные и активизировать ранее усвоенные. Психоорганический синдром является полиэтиологическим заболеванием, чаще проявляется в старческом возрасте. Диагноз устанавливается на основании анамнеза, клинических проявлений и данных дополнительных исследований. Лечение – симптоматическая фармакотерапия, терапия основного заболевания.

Общие сведения

Психоорганический синдром – патологическое состояние, возникающее на фоне органической патологии головного мозга. Сопровождается нарушениями интеллекта, памяти и эмоционально-волевой сферы. Является достаточно распространенной патологией. Может поражать людей любого возраста и пола, однако особенно часто развивается в пожилом и старческом возрасте вследствие атрофических процессов в головном мозге. Психоорганический синдром обычно носит прогрессирующий характер, иногда отмечается стабильное течение или уменьшение выраженности симптоматики. Диагностику и лечение данной патологии осуществляют специалисты в области психиатрии, неврологии и врачи некоторых других специальностей.

Психоорганический синдром

Психоорганический синдром

Причины психоорганического синдрома

Чаще всего симптомы заболевания появляются на фоне возрастной атрофии головного мозга при старческом слабоумии и болезни Альцгеймера. Нередко патология является следствием сосудистых поражений ЦНС. Кроме того, психоорганический синдром может развиваться вследствие черепно-мозговых травм, неспецифических инфекционных заболеваний ЦНС (энцефалита, менингоэнцефалита) и специфических инфекций (нейросифилиса, туберкулеза, лептоспироза, бруцеллеза). При ВИЧ психоорганический синдром возникает в результате непосредственного вирусного поражения тканей головного мозга и вторичных инфекций, обусловленных снижением иммунитета.

Причиной развития психоорганического синдрома также могут стать злокачественные и доброкачественные новообразования в паренхиме головного мозга, эпилепсия и эпилептиформные припадки. Психоорганический синдром возникает при соматических и эндокринных заболеваниях, сопровождающихся нарушением обмена веществ и трофическими расстройствами в тканях головного мозга: при сахарном диабете, сердечно-сосудистых заболеваниях, почечной и печеночной недостаточности. Возможно формирование психоорганического синдрома при экзогенных интоксикациях: алкоголизме, наркомании, токсикомании, отравлении лекарственными препаратами, постоянном контакте с опасными химическими веществами в быту или на работе.

Симптомы психоорганического синдрома

Основная симптоматика психоорганического синдрома представлена триадой Вальтер-Бюэля, включающей в себя расстройства памяти, снижение интеллекта и эмоционально-волевые нарушения. На начальном этапе наблюдаются астения, эмоциональная неустойчивость, зависимость общего состояния от погоды, снижение способности к концентрации внимания, быстрая истощаемость и снижение работоспособности. В последующем на первый план выходят расстройства памяти и интеллекта. В тяжелых случаях развивается деменция.

Мнестические расстройства при психоорганическом синдроме затрагивают все три вида памяти. Больные хуже запоминают новые данные, хуже удерживают их в памяти и хуже вспоминают уже усвоенные факты. Может наблюдаться дисмнезия (непропорциональность поражения разных аспектов памяти, быстрое изменение клинической картины в течение короткого временного промежутка), амнезия (полное выпадение из памяти отдельных событий) и конфабуляции (ложные воспоминания, искажение реальных фактов или их замена вымышленными событиями).

Первым проявлением интеллектуальных нарушений при психоорганическом синдроме становится снижение критики к собственному поведению и некоторая неадекватность при оценке различных событий. «Теоретическая база», способность различать плохое и хорошее при абстрагировании от конкретной ситуации сохраняется, при этом пациент, страдающий психоорганическим синдромом, в реальной жизни может проявлять черствость, бестактность, непорядочность и эгоизм по отношению к другим людям.

Круг интересов сужается, мышление становится ригидным. Снижается способность к целостной оценке обстоятельств, больной с психоорганическим синдромом рассматривает отдельные фрагменты происходящего и на основании этого формирует свое представление о ситуации. Страдает способность к различению главного и второстепенного. Изменяется речь: словарный запас уменьшается, предложения становятся простыми и короткими, при разговоре пациент часто использует вспомогательные слова и шаблонные фразы.

Аффективные нарушения при психоорганическом синдроме проявляются нарастающей эмоциональной лабильностью и снижением способности в адекватной форме демонстрировать свои эмоции с учетом обстоятельств. Эмоции больного психоорганическим синдромом приобретают взрывной характер, они внезапно возникают, бурно проявляются и быстро исчезают. Снижается «порог восприятия», пациент проявляет бурные эмоциональные реакции в ответ на незначительные события, плохо переносит длительное эмоциональное напряжение, быстро истощается.

Фазы психоорганического синдрома

Выделяют четыре варианта течения (они же – фазы развития психоорганического синдрома): астенический (преобладает астения), эксплозивный (превалирует дисфория), эйфорический (злобность и раздражительность сменяются эйфорией, заметными нарушениями памяти и интеллекта) и апатический (наблюдаются глубокие мнестические, волевые и интеллектуальные расстройства). Перечисленные варианты отражают объем и глубину поражения психической сферы при прогрессировании органической патологии.

Читайте также:  Что такое синдром пораженного полого органа

Астеническая фаза психоорганического синдрома сопровождается стойкой астенией. Отмечается быстрая психическая и физическая утомляемость, эмоциональная неустойчивость, повышенная чувствительность и раздражительная слабость. Интеллектуальные и мнестические нарушения слабо выражены, отмечается незначительное снижение продуктивности при интеллектуальных нагрузках и легкие расстройства памяти в виде кратковременного забывания слов, отдельных фактов и т. п. Характерным признаком является метеозависимость, при этом тяжесть психоорганического синдрома можно оценить с учетом времени ухудшения состояния больного. Если состояние ухудшается одновременно с изменением погодных условий – это более легкий вариант, если заблаговременно – более тяжелый.

Эксплозивная фаза психоорганического синдрома проявляется в повышенной раздражительности, гневливости, приступах агрессии и чрезмерной эмоциональной возбудимости. Неудовлетворение требований пациента или нарушение его планов провоцирует истерические реакции. Типичные для психоорганического синдрома нарушения памяти становятся более заметными. Снижаются волевые качества, способности к адаптации и контролю над собственным поведением. Нередко пациенты начинают принимать алкоголь, чтобы справиться с повышенной раздражительностью, что приводит к дальнейшему прогрессированию психоорганического синдрома, усугублению симптоматики и влечет за собой повышение доз алкоголя. Возможно быстрое развитие алкоголизма. У многих пациентов возникают сверхценные паранойяльные идеи, появляется склонность к сутяжничеству. Эйфорическая фаза психоорганического синдрома характеризуется сменой преобладающего аффекта. Настроение повышается, больные становятся благодушными. В некоторых случаях наблюдаются резкие переходы от агрессии и гнева к слезам и беспомощности. Одновременно у пациентов, страдающих психоорганическим синдромом, снижается критика к собственному состоянию, нарастают расстройства памяти и расторможенность влечений. Неблагоприятным признаком является возникновение насильственного смеха или плача. При этом больные забывают причину эмоциональной реакции, но долго сохраняют на лице бессмысленную гримасу, лишенную внутреннего наполнения.

Апатическая фаза психоорганического синдрома сопровождается утратой спонтанности и выраженными нарушениями памяти. Интеллектуальные расстройства прогрессируют. Круг интересов пациента резко сужается, он проявляет безразличие к любым изменениям, в том числе – непосредственно затрагивающим его самого и его близких людей. Сохраняется астения, насильственный смех и плач. В тяжелых случаях исходом психоорганического синдрома становится деменция.

Диагностика и лечение психоорганического синдрома

Диагноз выставляют на основании анамнеза и характерных клинических проявлений. Для выявления основного заболевания, ставшего причиной развития психоорганического синдрома, больного могут направить на консультацию к неврологу, сосудистому хирургу, инфекционисту, венерологу, эндокринологу, кардиологу, гастроэнтерологу и другим специалистам. Перечень дополнительных исследований определяется изменениями со стороны различных органов и систем. Больных с подозрением на психоорганический синдром направляют на МРТ головного мозга, ЭЭГ и другие исследования.

План лечения составляют с учетом основного заболевания. Назначают ноотропы, витамины, антиоксиданты, средства для улучшения мозгового кровообращения. При необходимости применяют антипсихотики. Прогноз при психоорганическом синдроме определяется течением основной патологии. При стабильных органических поражениях головного мозга (после черепно-мозговых травм, удаления опухолей) возможна стабилизация. При прогрессирующих заболеваниях наблюдается постепенное усугубление симптоматики.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 мая 2018;
проверки требуют 10 правок.

Психооргани́ческий синдро́м, также известный как органи́ческий психосиндро́м, характеризуется следующей триадой признаков: ослаблением памяти, снижением интеллекта, недержанием аффектов (триада Вальтер-Бюэля). Часто наблюдаются астенические явления. Нарушение памяти в той или иной степени затрагивает все её виды. С наибольшим постоянством выявляется дисмнезия, в частности, гипомнезия, возможны амнезии, конфабуляции. Объём внимания значительно ограничен, повышена отвлекаемость (гиперметаморфоз). Страдает качество восприятия, в ситуации улавливаются лишь частные детали. Ухудшается ориентировка, вначале в окружающем, а затем и в собственной личности. Уровень мышления снижается, что проявляется обеднением понятий и представлений, слабостью суждений, неспособностью адекватно оценивать ситуацию, свои возможности. Темп мыслительных процессов замедлен, торпидность мышления сочетается со склонностью к детализации, персеверациям.

Причины[править | править код]

Психоорганический синдром — состояние психической слабости, обусловленное органическим поражением головного мозга (сосудистые заболевания головного мозга, поражения центральной нервной системы, при сифилисе, черепно-мозговых травмах, различных интоксикациях, хронических нарушениях обмена веществ, при опухолях и абсцессах головного мозга, энцефалите, токсикомании, а также при заболеваниях сопровождающихся судорожными припадками). Но особенно часто психоорганический синдром возникает при атрофических процессах головного мозга в предстарческом и старческом возрасте (болезнь Альцгеймера, старческое слабоумие). В наиболее лёгкой форме психоорганический синдром представляет собой астеническое состояние со слабостью, повышенной истощаемостью, эмоциональной лабильностью, неустойчивостью внимания, снижением работоспособности. При тяжёлых формах психоорганического синдрома на первое место выступает интеллектуально-мнестическое снижение, доходящее до степени слабоумия (деменция).

Читайте также:  Двс синдром в акушерстве последствия

Психотические осложнения и течение[править | править код]

Иногда в ночное время возникают рудиментарные признаки делирия и сумеречного помрачения сознания. В отдельных случаях развиваются депрессивные состояния, бредовые синдромы и галлюцинации, а также эпилептиформные припадки с явлениями дереализации и деперсонализации (периодические психозы). В редких случаях симптоматика психоорганического синдрома может стабилизироваться или приобретать характер обратного развития. Обычно же под влиянием внешних психотравмирующих и вредных физических воздействий он развивается прогредиентно и достигает степени органического слабоумия (деменции).

Выделяют 4 основных варианта психоорганического синдрома: астенический, эксплозивный, эйфорический и апатический.

Лечение[править | править код]

Лечение основного заболевания, вызвавшего психоорганический синдром. Прогноз зависит от основного заболевания.

См. также[править | править код]

  • Токсикомания
  • Синдром Корсакова
  • Амнезия
  • Парамнезия
  • Деменция
  • Прогрессивный паралич
  • Болезнь Альцгеймера

Литература[править | править код]

  • Руководство по психиатрии, под ред. А. В. Снежневского, т. 1, М., 1983.
  • Руководство по психиатрии, под ред. Г. В. Морозова, т. 1, М., 1988.
  • Психоорганический синдром: причины, виды, диагностика, лечение. Пер. с англ. Н. Д. Фирсовой (2017).
  • Психоорганический синдром. Справочник по психиатрии (1985).

Ссылки[править | править код]

  • Психоорганический синдром Медицинский портал для врачей и студентов (doctorspb.ru).

Источник

Эта форма описывается в литературе под различными названиями: «инфантильный и ювенальный органический синдром» (StutteH., 1960), «синдром раннего мозгового повреждения», «минимальная моз­говая дисфункция», «дефицит активного внимания» (англо-американ­ские авторы), «хронический церебрально-органический осевой пси­хосиндром», «синдром органического дефекта» (GollnitzG., 1970), «ранний детский экзогенный психосиндром» (Lempp R., 1980), «син­дром резидуальной церебрастении с запаздыванием школьных навы­ков» (Мнухин С. С., 1968), «функционально-динамические расстрой­ства интеллектуальной деятельности после перенесенных инфекций и травм ЦНС (Сухарева Г. Е., 1965). Интеллектуальная недостаточность в данной группе связана главным образом с нарушениями интеллек­туальной деятельности и предпосылок интеллекта, обусловленными остаточными явлениями органического поражения головного мозга вследствие перенесенных мозговых инфекций, травм, интоксикаций. В отличие от более грубых и менее обратимых расстройств при органических деменциях описываемые в данной группе состояния чаще имеют функционально-динамический, более или менее обратимый характер, что позволяет включить их в группу пограничных форм ин­теллектуальной недостаточности. При церебрастенических состояниях на первый план выступают повышенная утомляемость и истощаемость при незначительных фи­зических и психических нагрузках, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенку предъявляют не только повышенные, но и новые требования. Интеллектуальная недостаточность при этом определяется неравномерной, колеблющейся работоспособностью, замедленным темпом психической деятельности, низкой продуктив­ностью, нарушениями внимания и памяти. Картина церебрастении может усложняться расстройством формирования высших корковых функции. В этих случаях речь идет о тех вариантах церебрастении, которые С. С. Мнухин (1968) называет «резидуальной церебрастенией с нарушениями развития школьных навыков». В структуре цереб-растенического синдрома у этих людей отмечаются затруднения в анализе и синтезе пространственных отношений (ориентировка в сто­ронах тела, конструирование пространственных фигур, складывание разрезных картинок); нарушения праксиса, которые проявляются в затруднениях при выполнении проб на воспроизведение и дифференцировку ритмов, в недостаточной автоматизации речевых рядов, неспособности быстро изучить алфавит. В период школьного обуче­ния у детей долго не автоматизируются навыки чтения и письма. При письме под диктовку у таких детей наблюдаются дисграфические ошибки акустического и оптического характера (Демьянов Ю. Г., 1971; Иванов Е. С., 1971). Вместе с тем клинико-психологическое обследование, проводимое после отдыха и лечения, обнаруживает у этих детей хотя и невысокую, но достаточную способность к абст­рактному мышлению.

При психоорганических синдромах наряду с явлениями церебрас­тении могут наблюдаться другие психопатологические синдромы и симптомы, характерные для резидуальной стадии органического по­ражения мозга. Среди них наиболее часто встречаются эмоциональ­но-волевые (в частности, психопатоподобные), неврозоподобные (невропатоподобные), апатические (апатико-адинамические), эйфо-рические, двигательные, эпилептиформные нарушения (Лебединс­кая К. С., 1982; Ковалев В. В., 1985).

Эмоционально-волевые расстройства проявляются эмоционально-волевой неустойчивостью (отсутствие волевых задержек, повышенная внушаемость, ведущая роль в поведении мотива непосредственного получения удовольствия), аффективной возбудимостью с агрессивно­стью, патологией влечения (сексуальная расторможенность, уходы и бродяжничество, прожорливость и др.). У детей с неврозоподобными (невропатоподобными) расстрой­ствами отдельные из них отмечались уже в раннем и преддошкольном возрасте и проявлялись повышенной возбудимостью и неустой­чивостью вегетативных реакций, нарушениями сна и аппетита, повышенной чувствительностью к внешним воздействиям, эмоцио­нальной возбудимостью, впечатлительностью, лабильностью настро­ения. Эти нарушения могут сочетаться с общей двигательной расторможенностью, суетливостью, а также с рассеянной неврологической микросимптоматикой. Описанные расстройства встречаются в лите­ратуре под названиями: «органическая или резидуальная невропатия» (Мнухин С. С., 1968), «вегетативный неспецифический синдром» (Yollnitz Y, 1970). С возрастом нарушения вегетативной регуляции ре­дуцируются, а ведущими становятся моносимптомные неврозоподобные расстройства (тики; заикание, энурез, эпизодические страхи), вы­являющиеся чаще на фоне двигательного беспокойства, повышенной раздражительности и возбудимости, ранимости, сензитивности, плак­сивости.

Читайте также:  Синдром позвоночной артерии лекарственное лечение

Дети с апатическими расстройствами характеризуются явлениями вялости, замедленности, монотонности и слабости побуждений. Ин­теллектуальная деятельность в таких случаях значительно нарушена. При выполнении трудных заданий, связанных с интеллектуальным напряжением и концентрацией внимания, нарастают симптомы вя­лости, усиливается замедленность и инертность, появляется склон­ность к персеверативности. Поведение этих детей вне школы характе­ризуется пассивностью, безынициативностью, хотя у части из них мед­лительность, инертность в интеллектуальных видах деятельности сосуществуют с двигательной расторможенностью в играх и спонтан­ном поведении. Работы нейропсихологов (Лурия А. Р., 1970) говорят о связи апатической формы психоорганического синдрома с преимуще­ственным поражением конвекситальной коры лобной доли доминан­тного полушария большого мозга.

У части детей с психоорганическим синдромом на первый план выступают симптомы психомоторной расторможенности и наруше­ния целенаправленной деятельности. В период школьного обучения это проявляется недостаточной способностью к организованной дея­тельности. Интеллектуальная продуктивность при этом отличается неравномерностью, но она в меньшей степени обусловлена повышен­ной утомляемостью, истощаемостью, чем у детей с церебрастенией, а страдает вследствие сниженной критики, недостаточно развитых интеллектуальных интересов, чувства ответственности Поведение ха­рактеризуется беспокойством, суетливостью, некритичностью, недо­статочным чувством дистанции. Эмоциональные реакции этих детей менее дифференцированы и глубоки по сравнению как со здоровыми детьми, так и с детьми, у которых имеется психический инфантилизм. У некоторых детей на первый план выступают эйфорический фон на­строения, импульсивность поведения, расторможенность низших вле­чений. Нейроморфологические и нейропсихологические исследова­ния (Лурия А. Р., 1970; Heist К , 1934) указывают на преимущественное поражение базальной (орбитальной) коры лобных долей полушарий большого мозга при эйфорических нарушениях в рамках психоорга­нического синдрома. Так же как у больных с церебрастеническим син­дромом, клиническая картина психоорганических синдромов может осложняться расстройствами высших корковых функций, вызванными последствиями раннего органического поражения головного мозга. Динамика интеллектуальной недостаточности при церебрастенических и психоорганических синдромах различна, однако общим яв­ляется их относительная обратимость в условиях специального обуче­ния и воспитания и проведения соответствующих лечебных меропри­ятий, хотя при церебрастенических вариантах возможность достижения полной или относительно хорошей компенсации значительно выше.

При обучении этих детей в массовой школе, в которой условия обу­чения и воспитания не являются для них адекватными, результаты, полученные при катамнестическом обследовании, оказываются на­много хуже: интеллектуальная деятельность не становится более про­дуктивной, дети остаются стойко неуспевающими (Юркова И. А., 1959, 1971). В условиях массовой школы возрастная динамика интеллекту­альных расстройств оказывается неблагоприятной у 58% детей с це­ребрастеническим синдромом и у преобладающего большинства де­тей с психоорганическими (особенно психопатоподобными) наруше­ниями (Крыжановская И. Л., 1982; Гайдук Ф. М., 1984). У некоторых детей наряду с сохранением интеллектуальной недостаточности наблю­дается стойкость неврозоподобных проявлений, а также нарастание психопатоподобных расстройств, на основе которых происходит фор­мирование девиантных форм поведения.

Дифференциальный диагноз этих состоянии с умственной отста­лостью основывается на данных клинического и психологического исследований и динамического наблюдения. Основным диагностичес­ким критерием является диссоциация между сравнительно грубо вы­раженными нарушениями деятельности и предпосылок интеллекта и относительной сохранностью собственно интеллектуальных возмож­ностей. Уровень обобщения, абстрагирования, логических процессов, способность к использованию помощи и переносу усвоенных спосо­бов действия на новый материал у таких детей значительно выше, чем у детей-олигофренов. Кроме того, почти всегда обнаруживается тен­денция к положительной динамике показателей интеллектуальной деятельности, особенно в специальных условиях.

Источник