Интеграция ребенка с синдромом дауна

Интеграция ребенка с синдромом дауна thumbnail

Долгое время считалось, что дети с синдромом Дауна необучаемы, что  было вызвано недостаточным объемом исследований и наблюдений за развитием детей, воспитывающихся в семьях.  В своем большинстве, дети с данным диагнозом воспитывались в детских домах и приютах, где вследствие депривации и   недостаточной информированности персонала об особенностях и способностях детей с данным нарушением не всегда осуществлялся правильный подход к их развитию. В настоящее время во многих странах ведется активная работа по социализации таких детей. Благодаря огромной работе российских  фондов, оказывающих  просветительско-методическую поддержку специалистам, начались положительные сдвиги в данном направлении.

Начав работать с такими детьми, мы столкнулись с многочисленными трудностями. Но, проанализировав проблемы воспитания и развития таких детей в детских домах, понаблюдав за ними, пройдя в учебном центре Даунсайд Ап обучающий курс: комплексное сопровождение семьи ребенка с синдромом Дауна дошкольного возраста, а также изучив соответствующую литературу, мы поставили перед собой следующие задачи:

— Уменьшение у детей с синдромом Дауна стереотипных движений, нецеленаправленных действий и манипуляций или полное избавление от них;

— Обучение и развитие детей, направленное на формирование целенаправленной деятельности, используемой в повседневной жизни. 

Развитию обычных детей  раннего и дошкольного возраста соответствуют следующие нормы социально-эмоционального развития:

  • Младенческий возраст (до 1 года) – эмоциональное общение с взрослым;
  • Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) – совместная предметно-манипулятивная деятельность с взрослым;
  • Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) – игровая деятельность. [6]

Но у детей с синдромом Дауна присутствует значительное отставание в психомоторном развитии, и, как следствие, фактический возраст не совпадает с биологическим возрастом. По этой причине, в коррекции и развитии таких детей мы ориентируемся на их ведущий вид деятельности, а не на фактический возраст.

У детей с синдромом Дауна наблюдается ряд нарушений, из которых  наиболее значительными являются недостаточность систем: тактильной, вестибулярной и проприоцептивной (система кинестетического восприятия мышечно-суставное чувство). Многие из таких детей не ориентируются в схеме собственного тела и окружающем их пространстве. [5] Вследствие этого плохо формируется, предметно-манипулятивная деятельность, которая так важна для становления образа, благодаря которому происходит дальнейшее развитие речи и других высших психических функций. Действуя с предметами, дети без нарушений телесной чувствительности  учатся оценивать их форму, цвет, величину, температуру, вес, свойства поверхности и др. [7] У детей с нарушением тактильной чувствительности и проприоцепции нарушено усвоение перечисленных сенсорных эталонов, что приводит к образованию навязчивых движений и неспецифических манипуляций с предметами. Такие дети недостаточно  чувствуют собственное тело, не говоря уже об ощущении предмета, которым пытаются манипулировать. Этим объясняются некоторые странные для их фактического возраста действия, например,  они стучат  предметом о какую-либо поверхность,  длительно  используют ротовое обследование, то есть  длительно используют способы обследования,  типичные для младенческого возраста.

Огромную роль в развитии этих детей играет создание условий, для развития  сенсорного восприятия.

При этом эффективно использование:

  • специального оборудования: утяжеленных одеял, гамаков, тоннелей, специальных костюмов, тележек, сухого бассейна и др; 
  • природных материалов: песка, каштанов, шишек, воды и пр;
  •  разнообразных мячей, щеток, губок и многого другого, что используется в повседневной жизни. Даже обычные объятия дают большой положительный эффект. 

При налаживании процесса  сенсорной интеграции улучшается общее состояние ребенка, и нарушения, перечисленные выше, уменьшаются или полностью исчезают. Сенсорное развитие обязательно должно совмещаться с моторным развитием: тренировкой силы мышц, координации движений, выносливости и равновесия. [3] Организация спортивных мероприятий, и ежедневных занятий физкультурой благоприятно влияет на развитие детей с синдромом Дауна. Формирование крупной и мелкой моторики неотъемлемая часть сенсорной интеграции. Моторные навыки и сенсорное восприятие напрямую связаны с когнитивным развитием ребенка, что важно учитывать при коррекционной работе таких детей.

Обучение детей с синдромом Дауна использованию  в повседневной жизни основных социально-бытовых навыков играет не менее важную роль. Если за ребенка выполнять всю бытовую деятельность, у него не формируется необходимых навыков для самообслуживания, не формируется мотивов к выполнению какого-либо действия, вследствие этого не образуются новые нейронные связи, и дальнейшее развитие затормаживается. [4]

При обучении навыкам самообслуживания, развиваются сенсорные анализаторы,  когнитивные навыки, речь,  умение пользоваться жестами и многое другое. Стоит отметить, что именно в естественной среде, а не искусственно созданной, ребенок будет лучше развиваться, усваивать и запоминать необходимую информацию. [2]

Как сказано выше, в повседневной жизни можно формировать сенсорные эталоны  и закреплять познавательные навыки:

  • Усвоение ребенком  понятия величины.  Для этого следует обращать внимание ребенка на предметы различных размеров, вызывающих интерес и внимание ребенка: спрашивать у него, используя устную и  жестовую речь, какую машинку он хочет взять, большую или маленькую.
  • Развитие сенсорных анализаторов: зрительное, обонятельное, вкусовое, слуховое, соматосенсорное (о чем упоминалось выше). Обращать внимание ребенка  на окружающего его запахи. При отсутствии аллергий, необходимо стимулировать восприятие   различными запахами (цитрусовые, цветочные, запах ванили, корицы и др.), вкусами (кислый, сладкий, горький). Давать пробовать еду контрастную по вкусу, например, лимон и сахар и учить различать их.
  • Важно сопровождать какое-либо действие ребенка своей речью эмоционально окрашенной и подкреплять ее жестами. Использование различных потешек, приговорок,  позволяет улучшить речевое развитие ребенка.
  • Ориентировка во времени. Использование картинного расписания событий, по которому ребенок может понять, какие  действия последуют в дальнейшем,  способствует его ориентировке во времени, помогают научиться выделять начало и конец  действий.
  • Формирование мышц артикуляционного аппарата. Известно, что у детей с синдромом Дауна сниженный мышечный тонус тела, касается также и мышц артикуляционного аппарата. Правильная организация кормления позволяет тренировать мышцы артикуляционного аппарата. Использование твердой пищи, жидкости различной консистенции, питье из трубочек разных диаметров и многое другое играют важную роль в формировании речи у всех детей.
  • Важно формировать у таких детей самостоятельность и умение делать выбор.  Для этого можно и нужно использовать  любые подходящие ситуации, начиная  с того,  от того, что хочет  съесть ребенок (яблоко или банан),  какие штаны надеть (красные или синие) до того во что он хочет поиграть (машинка или кукла). Когда ребенок делает выбор, у него появляется возможность управления ситуацией, возникает чувство своей значимости, появляется активность. И, как следствие, способность к коммуникации. [1]
  • Постоянно разговаривайте с ребенком, если он не может ответить, старайтесь понять и прокомментировать его невербальные сигналы. Всегда опирайтесь на его сильные стороны, уважайте его желания, хвалите его  действия. Обращайте внимание ребенка на позитивные изменения, а не на негативные. Чем больше ребенок не понимает вас, тем больше прикладывайте усилий к его развитию. При выполнении этих простых рекомендаций, даже у детей со сложной структурой дефекта появятся положительные результаты. 
Читайте также:  Мочевой синдром включает в себя

Список использованной литературы:

  1. Джонсон-Мартин Н.М. и др. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / под ред. Н.Ю. Барановой. — СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2004. — 336 с.
  2. Жиянова П.Л. Я все смогу. Развитие ребенка в естественной среде. Навыки и компетенции.— Даунсайд Ап, центр сопровождения семьи. — М., 2015 — 151 с.
  3. Е. В. Клочкова. Введение в физическую терапию: реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы. — М.: Теревинф, 2014. — 288 с.
  4. Николлс Д., Мартин Р., Валлас Б., Фукс П. От нейрона к мозгу / Пер. с англ. П. М. Балабана, А.В.Галкина, Р. А. Гиниатуллина, Р.Н.Хазипова, Л.С.Хируга. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 672 с.
  5. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг;  под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. — М.: Теревинф, 2010. — 240 с.
  6. Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 384 с.
  7. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики PAO. — M., 2001 № 4

Источник

ната левкина
Формирование представлений у родителей об интеграции ребёнка с синдромом Дауна в общеобразовательную среду

Формирование представлений у родителей об интеграции ребёнка с синдромом Дауна в общеобразовательную среду

Пребывание ребёнка в детском саду играют важную роль в жизни детей с синдромом Дауна. В детском саду ребенок с синдромом Дауна приобретает разнообразные знания, умения, навыки.

Детский сад – это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в основной поток сверстников, это возможность воспитываться в среде с детьми с типичным развития. Очень часто общаясь с педагогами, а иногда и от родителей особых детей можно услышать, что родители детей с нормой развития не принимают идеи о возможности включения детей с инвалидностью в обычные школы и детские сады, что они против инклюзии. Определены основные причины: личностное восприятие, страх, что их ребёнок будет подражать особому ребёнку, не знание особенностей психического развития особых детей и правил их воспитания.

Цель нашей работы: содействие изменению родительской позиции, формирование у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их знаний и представлений о особенностях особых детей, желания оказать помощь детям с особенностями.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «синдром Дауна», особенностями развития детей с синдромом Дауна; работой социума по проблеме

2. Расширить знания об особенностях психического развития ребёнка с синдромом Дауна

Возможные формы работы:

1.Групповое собрание: презентация на тему «Такие как и мы», знакомство с Даунсайд Ап

2.Консультирование по запросу: «Особенности личностного развития ребёнка с синдромом Дауна»

3. Наглядные формы просвещения: выпуск буклетов ««Ребёнок с синдромом Дауна чтобы проверить сердца всех остальных людей!»

1.Групповое собрание: просмотр презентации на тему «Такие как и мы», знакомство с Даунсайд Ап, обсуждение

Цель : Рассказать о детях с синдромом Дауна; о социальной поддержке детей с синдромом Дауна

2. Наглядные формы просвещения: выпуск буклетов «Ребёнок с синдромом Дауна чтобы проверить сердца всех остальных людей!»

— В буклете отражена информация о специфических чертах детей с синдромом Дауна, о достижениях людей с синдромом Дауна, которая ещё раз доказывает, что при специальной организованной помощи дети с синдромом Дауна могут добиться тех же результатов, что и дети с нормой развития.

3.Консультирование по запросу: «Особенности развития детей с синдромом Дауна»

Цель: Расширить и углубить знания родителей об особенностях развития детей с синдромом Дауна

Беседа на тему : «Как Вы думаете, какие трудности могут возникнуть у ребёнка с синдромом Дауна в условиях детского сада?»

В результате данной работы можно предположить, что при условии специально организованных мероприятий, возможно, привлечь родителей к проблеме интеграции особых детей, мотивировать родителей к действию – а в частности оказание помощи детям с проблемами. Осуществление помощи осуществляется уже в том, что родители видят проблему, изучают её, обсуждают какие условия нужно и можно создать в детском саду для интеграции особого ребёнка. Родители осознают трудности, которые могут возникнуть у особого ребёнка в среде сверстников, пытаются найти выход из ситуаций. На наш взгляд, положительная динамика в развитии представлений по изучаемой нами проблеме у родителей, в том, что родители стали чаще рассматривать совместное обучение как расширение социального опыта. Идея интеграции уже не рассматривается, как направление работы только специалистов, родители видят и свою роль, однако остаётся мнение, что главное это специальная подготовка родителей. По мнению родителей очень сложно самостоятельно оказать помощь особым детям, просто потому, что не знают как, если только в материальном плане. На основании выше сказанного, можно сформулировать вывод, что работа с родителями детей с нормальным развитием даёт возможность для реализации цели интеграции особого ребёнка – успешной социализации в обществе, так как их успешность в первую очередь зависит от ближайшего окружения. Информированность родителей, снятие эмоционального напряжения, тревожности влияют на процесс интеграции, делая его успешным и эффективным. Для идеального решения задач интеграции необходимо, чтобы ведущим мотивом соорганизации и взаимодействия родителей типично развивающихся детей было стремление к созданию наилучших условий развития своих детей, выстроенных на идеях толерантности и открытости, а сами родители видели себя партнерами в педагогическом процессе и пропагандировали толерантное отношение к особым детям.

Читайте также:  Антифосфолипидный синдром дают ли инвалидность

Рекомендована литература для чтения, которая поможет в воспитании не только особых детей,но и детей с нормой развития :

1. Сирс Уильям, Сирс Марта. Ваш малыш от рождения до двух лет. – М.: Эксмо, 2007.

2. Сирс Уильям, Сирс Марта. Ваш ребенок от рождения до 10 лет. – М.: АСТ, Астрель, 2007.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ, ВКТ, Астрель, 2008.

4. Бонни Харрис. Когда дети управляют нами. – М.:АСТ, 2006.

5. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. –М.: Теревинф, 2004.

«Ребёнок с синдромом Дауна чтобы проверить сердца всех остальных людей!»

Дети с синдромом Дауна – кто они!

Ребёнка рожденного с синдромом Дауна называют «солнечным»…люди очень рады солнцу, так почему наше общество очень часто не принимает «солнечного» ребёнка?

Почему общество закрывает перед ним все возможности развития, счастье быть среди людей? У этого ребенка чего-то не хватает? У него есть то, чего нет у других – лишняя хромосома, которая делает его особенными.

Существует поверье, «Бог сотворил мир за шесть дней, на седьмой Он отдыхал. А вот на восьмой день Бог создал особых детей, чтобы проверить сердца всех остальных людей!» красивая история, но как разобраться, где правда, а где миф о детях с синдромом Дауна

В чём отличие детей с синдромом Дауна?

Синдром Дауна является генетическим заболеванием. У детей с синдромом Дауна – есть дополнительная хромосома. У обычных людей 46 хромосом, а у человека с синдромом Дауна 47. И это отличие приводит к серьезным физическим и умственным нарушениям в развитии ребенка.

1.Миф:

Синдром Дауна — редкое генетическое заболевание.

Правда:

Ежегодно рождается около 5 000 детей с синдромом Дауна, а это примерно один на 600 — 800 новорожденных.

2.Миф: Большая часть детей с синдромом Дауна рождается у родителей более старшего возраста.

Правда: С возрастом у родителей, увеличивается вероятность рождения ребенка с подобным синдромом, но более молодые матери рожают чаще, и поэтому статистика рождаемости детей с синдромом Дауна у них выше.

3.Миф: Дети с синдромом Дауна трудно обучаемы.

4.Правда:

У детей с синдромом Дауна IQ варьируется от 20 до 75 и напрямую зависит от специальной программы и объема этих занятий. Уровень интеллекта у этих детей низок, но, они очень внимательные, послушные и терпеливые при обучении.

5.Миф: Общество относится к людям с синдромом Дауна как к «изгоям»

Правда: Во многих других странах разработаны специальные социальные программы для детей с синдромом Дауна.

6.Миф:

Взрослый человек с синдромом Дауна нетрудоспособен.

Правда: Большинство молодых людей с синдромом Дауна заканчивают школу, затем получают профессиональное образование, устраиваются на работу.

Достижения людей с синдромом Дауна

1. Паскаль Дюкен, актер. В 1997 году получил главный приз за исполнение лучшей мужской роли на Каннском фестивале.

2. В Москве существует «Театр Простодушных», в котором большинство актеров – с синдромом Дауна.

3. Пабло Пинеда. Стал первым человеком с синдромом Дауна, получившим высшее образование.

4. Андрей Востриков. Житель Воронежа, ставший абсолютным чемпионом Европы по спортивной гимнастике.

5. Мигель Томазен. Барабанщик аргентинской группы Reynols.

6. Американец Саджит Десаи. Играет на 6 инструментах!

Источник

Нажанетдинова Сямия Махсутовна
Коррекционная работа с детьми с синдромом Дауна

Слово «синдром» обозначает множество признаков или особенностей. Название «Даун» происходит от фамилии врача Джона Ленгдона Дауна, который впервые описал этот синдром в 1866 году.

В 1959 году, французский профессор Лежен доказал, что синдром Дауна связан с генетическими изменениями.

Синдром Дауна нельзя предотвратить и нельзя вылечить.

Работа с такими детьми – дело не безнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат.

Эти дети при правильном обучении и воспитании могут приспособиться к жизни в семье и обществе.

Поведение детей с Синдромом Дауна в основном характеризуется послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, ласковостью.

В эмоциях преобладает положительный тонус – это хорошая основа для воспитательной работы. У них сохранено восприятие пространственных отношений и цветоразличие. Многие из них соотносят предметы по форме и величине. Все это может служить основой для обучения детей с синдромом Дауна простейшим видам игровой и учебной деятельности.

Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс более труден и занимает больше времени, чем усвоение аналогичных умений и знаний обычным ребенком. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей. Постоянно соотнося их с возрастными нормативами.

Читайте также:  Дина рубина синдром петрушки скачать rtf

Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с Синдромом Дауна родителям необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Однако надо помнить, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. д.).

ФАКТОРЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ

-Отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики;

-Возможные проблемы со слухом и зрением;

-Проблемы с развитием речи;

-Слабая кратковременная слуховая память;

-Более короткий период концентрации;

-Трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков;

-Трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;

-Трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.);

Проблемы со зрением. Хотя дети с синдромом Дауна обычно имеют хорошие способности к наглядному обучению могут использовать их для прохождения учебной программы, многие имеют тот или иной недостаток зрения 60-70%. Дети в возрасте до 7 лет должны носить очки.

Проблемы со слухом. Многие дети с синдромом Дауна испытывают некоторый недостаток слуха, особенно в первые годы жизни. До 20% детей могут иметь сенсоневральную потерю слуха, вызванную дефектами развития уха и слухового нерва.

Уровень слухового восприятия может меняться в течение дня.

Проблемы с развитием речи.

Общие черты отставания в развитии речи:

*меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;

*пробелы в освоении грамматических конструкций;

*способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;

*большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;

*трудности в понимании заданий.

Мышление.

Глубокое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения артикуляционного аппарата, заикание) часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным обучение отельных школьных предметов.

Память.

Характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти, требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала.

Внимание.

Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, Короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.

Воображение.

Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка и, однако, соединять их в целое изображение не могут.

Поведение.

Характеризуется, в основном послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт. Может встречаться и разнообразные поведенческие расстройства.

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:

• Развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков;

• Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание направлено на воспитание привычек. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое необходимо уделить внешним формам поведения;

• Трудовое обучение. Выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно- бытового труда. Необходимо вырабатывать навыки самообслуживания;

• Сенсорное воспитание является одним из направлений коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна. Сенсорное восприятие развивает у ребенка ориентировочную деятельную деятельность в окружающем мире, так как ребенок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребенка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.

Да, с такими детьми нужно постоянно, упорно заниматься, изо дня в день повторять, закреплять изученный материал. Но усилия не пропадут даром. Нужен только толчок, опытный педагог и родные люди со своей безграничной любовью и преданностью! При таких условиях обязательно вырастет ребенок, который не будет отставать в развитии от сверстников.

Специалисты убеждены, что Даунят можно научить практически всему, главное – заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам.

Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна – не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в «обычную» жизнь – общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках. Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, комплексная психологическая помощь детям с синдромом Дауна повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.

Источник