Институт коррекционной педагогики дети с синдромом дауна

Институт коррекционной педагогики дети с синдромом дауна thumbnail

«Даунсайд Ап» – российская некоммерческая организация, которая оказывает поддержку семьям, государственным и некоммерческим организациям в обучении, воспитании и интеграции в общество детей с синдромом Дауна.

Основана в 1997 году работавшим в России англичанином Джереми Барнсом.

«Даунсайд Ап» – это, прежде всего, Центр ранней помощи, где получают помощь более 1500 семей со всей страны, в которых растут дети с синдромом Дауна.

Служба помощи детям с раннего возраста охватывает все аспекты развития, поведения, социальной адаптации детей и способствует их подготовке к самостоятельному существованию, успешному взаимодействию со сверстниками, посещению детских садов и школ.

В Центре ранней помощи работают профессионалы высокого уровня в области раннего развития, логопедии, психологии, двигательного развития, медицинские консультанты, которые помогают родителям раскрыть потенциал их особого ребенка.

Наряду с практической деятельностью «Даунсайд Ап» ведет научно-методическую работу, адаптируя зарубежные методики реабилитации детей к российским условиям, проводит тренинги для педагогов Службы ранней помощи, семинары для врачей и сотрудников роддомов и детских домов.

«Даунсайд Ап» осуществляет всю свою деятельность на бесплатной основе.

В рамках редакционно-издательской деятельности «Даунсайд Ап» издает серию научно-методических пособий «Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития», основанных на многолетнем опыте работы специалистов Центра, а также ряд переводных книг. С 2008 года «Даунсайд Ап» начал издавать журнал «Синдром Дауна. 21 век» – первый в России специализированный журнал о синдроме Дауна.

«Даунсайд Ап» включен в Программу развития дошкольного образования в городе Москве на 2008-2017 годы Департамента образования города Москвы.

«Даунсайд Ап» является членом Европейской Ассоциации Даун Синдром (EDSA), тесно сотрудничает с всемирно известными специалистами в области исследования синдрома Дауна, реализует совместные проекты с коллегами из Великобритании, Франции, Голландии, Испании и США.

Адрес: Москва, 3-я Парковая, дом 14а

Ассоциация «Даун Синдром»

Ассоциация объединяет членов семей людей с синдромом Дауна всех возрастов с целью оказания взаимной поддержки. Среди направлений деятельности Ассоциации — перевод и распространение литературы, консультирование родителей новорожденных, содействие в получении медицинской помощи и массажа, организация летнего отдыха, занятий ремеслами, искусством, музыкой, танцами для старших детей и взрослых. Ассоциация взаимодействует с государственными структурами, стремясь внести свой вклад в создание эффективной системы поддержки детей и взрослых с синдромом Дауна.

Адрес: Москва, улица Мясницкая дом 13, кв. 3

Центр лечебной педагогики

Центр оказывает профессиональную помощь детям с такими отклонениями в развитии как аутизм, патология речи, задержки интеллектуального развития разной степени, детский церебральный паралич, генетические синдромы, включая синдром Дауна, неврозы и т.п. Среди специалистов Центра — логопеды, психологи, врачи, нейропсихологи, специалисты по массажу и лечебной физкультуре, специалисты по музыкальной, арт и игровой терапии. С детьми занимаются как индивидуально, так и в группах. Центр проводит также работу с родителями, занимается научными исследованиями и издательской деятельностью. Центр лечебной педагогики создал интегративный детский сад и школу.

Адрес: Москва, улица Строителей, дом 176

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

В институте проводится научно-исследовательская и экспериментальная работа, анализ экспериментальных данных, разработка программ и методов обучения детей с интеллектуальными нарушениями, осуществляется выпуск научно-методических материалов. Лаборатория дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии работает, в частности, и с детьми с синдромом Дауна. Этой лабораторией организован университет для родителей. В рамках деятельности этого университета с детьми проводятся индивидуальные занятия в присутствии родителей.

Адрес: 119905, г. Москва, улица Погодинская, дом 8, корпус 1

Республиканское объединение по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов министерства здравоохранения РФ

В центре проводится стационарное лечение и обучение детей с разными видами нарушений: ДЦП, синдром Дауна, задержка психического развития. Имеются отделения психосоматики, отделение для детей с ДЦП. Пребывание в стационаре – от 1 до 2 месяцев, лечение и обучение бесплатно. Возможно пребывание с родителями и предоставление услуг для взрослых, пребывание родителей платное.

Адрес: г. Москва, улица Академика Бакулева, дом 8а

Молодежный центр творческого развития личности

В центре имеют опыт интегрирования в группы детей с синдромом Дауна. Проводятся занятия в группах на развитие навыков общения, занятия пластикой.

Адрес: г. Москва, улица Грузинский вал дом 28/45

Православный центр «Живоносный Источник»

В Детском доме-интернате №8 Комитета социальной защиты населения городе Москвы существует отделение милосердия, созданное совместно домом-интернатом, Ассоциацией «Даун Синдром» и прихожанами храма Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно и других московских храмов.

В отделении находятся дети-сироты, имеющие серьезные интеллектуальные и соматические нарушения, которые по этой причине были оставлены родителями. Православный центр «Живоносный Источник» в Царицыно взял под свое попечение детей этого отделения.

Адрес: Москва, Борисовский проезд, 3/3

Благотворительный фонд «Родник»

«Родник» – реабилитационный центр для детей с нарушениями психомоторного развития. В центре действуют дошкольная группа (для детей от 4 до 7 лет), начальная школа и мастерские. Специалисты: педагоги, медики, психологи, социальные работники.

Адрес: г. Москва, улица Автозаводская, дом 9/1

Группа социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их родителей «Круг»

Цель работы группы – создание социокультурной деятельно-творческой среды, пробуждающей в каждом из участников способность целостного восприятия мира, а также условий, способствующих возможности ценностно их ориентировать. Для детей с легкой и средней степенью патологии организованы занятия в интеграционных группах, включающих как детей, так и их родителей, С детьми с тяжелой формой патологии занятия проводятся на дому. Занятия одной группы продолжаются в течение трех лет, после чего семьи образуют «группы самоподдержки», сохраняя постоянный контакт с педагогами «Круга».

Адрес: 129366 г. Москва, улица Стартовая, дом 35, кв. 65

Детский экологический центр «Живая нить»

Главная задача центра – разработка и воплощение экологических проектов и программ в сфере лечебно-реабилитационной работы с детьми-инвалидами. В основе работы «Живой нити» – программа по иппотерапии (лечебной верховой езде). Дети регулярно посещают занятия по иппотерапии и получают сеансы бесплатного массажа. Летом сотрудники центра проводят занятия в иппотерапевтическом реабилитационно-оздоровительном лагере.

Адрес: 123298 г. Москва, Тепличный переулок, дом 5, корпус 1, кв. 139

Центр Рональда Макдональда

Центр Рональда Макдональда – первый в России спортивно-игровой комплекс для детей с особыми потребностями.

Адрес: 121552, г. Москва, улица Крылатская, дом 2

Читайте также:  Как избавиться от синдрома ночного апноэ

Московская областная благотворительная общественная организация инвалидов с детства (МОБООИД) «Такие же, как вы»

Одной из основных задач деятельности организации является продвижение новых позитивных знаний относительно возможных путей решения проблем лиц с особыми потребностями в развитии, потому что это напрямую связано с предотвращением сиротства среди детей-инвалидов.

Адрес: Московская область, город Химки, Юбилейный пр-т, дом 30, кв. 81

«Общество «ДАУН СИНДРОМ»

Осуществляет свою деятельность на территории города Новосибирска и Новосибирской области. Организация создана родителями, воспитывающими детей с синдромом Дауна, и добровольцами, неравнодушными к судьбам умственно отсталых людей.

Основные цели и задачи организации: содействие в обеспечении инвалидам с синдромом Дауна равных с другими гражданами прав и возможностей, в интеграции в общество как полноценных людей; содействие социальной, психологической, культурной, творческой и профессиональной абилитации людей с синдромом Дауна.

«Общество «ДАУН СИНДРОМ» реализует следующие проекты:

Служба ранней помощи семьям с детьми с синдромом Дауна от рождения до 7 лет: осуществляет комплексную информационно-методическую и психолого-педагогическую поддержку семьи.

Центр социальной реабилитации людей с синдромом Дауна работает по нескольким направлениям: студия творческого развития «Я рисую солнце» (рисование, художественный труд), допрофессиональная подготовка – малая полиграфия, физкультурно-спортивная программа (физкультурные праздники «Веселые страты», лыжные выезды, занятия иппотерапией в организациях-партнерах), программа социально-бытовой ориентировки, театрализованные праздники.

Ресурсный центр социально-образовательной поддержки родителей и специалистов: реализуется в рамках Программы «Мир открыт для всех» (программа по созданию и развитию эффективных видов помощи детям групп социального риска, пожилым людям и иным лицам). Работа ресурсного центра социально-образовательной поддержки родителей и специалистов направлена на всестороннюю поддержку семей с детьми с нарушениями интеллектуального развития.

Реабилитационный центр «Апрель» (город Казань)

Основной целью работы специалистов РЦ «Апрель» является оказание детям и подросткам в возрасте от рождения до 18 лет, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии, квалифицированной психолого-педагогической, медико-социальной помощи для максимально полной и своевременной социальной адаптации их к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.

В Центре проходят реабилитацию дети со следующими нарушениями: с заболеваниями ЦНС; с генетическими нарушениями и врожденными аномалиями, в том числе с синдром Дауна; дети с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

В РЦ «Апрель» приезжают крупные специалисты из Швеции, США, Москвы и Санкт-Петербурга. Совместно с зарубежными и отечественными специалистами в Центре проводятся семинары и мастер-классы, конференции и круглые столы.

Адрес: 420039, Казань ул. Восстания, дом 46

Детские дошкольные учреждения, имеющие практику работы с детьми с синдромом Дауна, в городе Москве:

«Наш дом на Пресне» – детский сад № 1465

Детский сад посещают дети от 3,5 до 8 лет, как обычные, так и с проблемами развития (синдром Дауна, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич, а также дети с различными формами невыраженных нарушений психического и речевого развития).
В детском саду три возрастные группы: средняя (3,5–4,5 года), старшая (5–6 лет) и подготовительная (6–8 лет). Дети ходят в группу, соответствующую их возрасту. В каждой группе есть 12 детей возрастной нормы, три ребенка с синдромом Дауна, два ребенка с ранним детским аутизмом и ребенок с детским церебральным параличом. Жизнь садика построена так, что каждый ребенок участвует в тех занятиях (индивидуальных, подгрупповых, групповых), которые необходимы для его развития. Но большую часть времени дети проводят вместе: играют, рисуют, танцуют, поют, лепят, ставят спектакли. Кроме базовой обучающей программы РФ, используются авторские разработки педагогов детского сада.

Адрес: Москва, Стрельбищенский переулок, дом 21а.

Центр восстановительного лечения (ЦВЛ) № 4

В ЦВЛ принимаются дети с полутора до четырех лет. Дети посещают центр пять дней в неделю. Интегративные группы рассчитаны на 12 детей.
ЦВЛ действует как ясли (т.е. с детьми работают педагоги) и как лечебное учреждение (есть занятия ЛФК, массаж, физиотерапия; детей наблюдает невропатолог, при необходимости проводится медикаментозная терапия).

Адрес: Москва, 3–я Красногвардейская улица, дом 4.

Интегративный детский сад № 492

В детский сад принимаются дети старше двух лет.
В детском саду 4 группы, в каждой 15–18 человек, из них 2–3 ребенка с особенностями развития. Дети посещают детский сад 5 дней в неделю, участвуют в занятиях со специалистами: логопедами, дефектологами, психологом. Психологическая работа ведется как индивидуально с ребенком, так и с семьей.
В садике есть интегративная группа кратковременного пребывания детей (с 17 до 19 часов) «Особый ребенок». Занятия проводит дефектолог.

Адрес: Москва, Крестьянская площадь, дом 2а.

Интегративный детский сад № 281

Принимаются дети старше трех лет.
В садике действуют две группы полного дня наполняемостью не более 15 человек. Посещение 5 дней в неделю. Группа кратковременного пребывания (4 часа в день) рассчитана на 6 человек. Ее дети посещают 4 раза в неделю.
С детьми занимаются специалисты: логопед, дефектолог, детский психолог. В этом детском саду есть социальный педагог, оказывающий помощь детям при вхождении в коллектив сверстников и при необходимости оказывающий помощь семьям. Дети получают сеансы массажа и ЛФК.

Адрес: Москва, Донская улица, дом 8, (станция метро «Октябрьская»).

Детский сад № 1678

Детский сад предлагает детям в возрасте 1,5–3 лет занятия в адаптационных группах два раза в неделю. Группы интегративные, наполняемость – не более 10 человек. Занятия проводят дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог. Имеются возможности для участия в оздоровительных программах. В саду есть тренажерный и спортивный залы, сауна, бассейн, солярий, проводятся массаж и занятия ЛФК.

Адрес: Москва, переулок Васнецова, дом 2.

Детский сад № 47

В садик принимаются дети с 1,5 до 4 лет, есть группы полного дня и кратковременного пребывания.
Особые дети посещают интегративные группы кратковременного пребывания (в первой половине дня), занимаются со специалистами. В детском саду есть бассейн, проводятся занятия ЛФК и массаж.

Адрес: Москва, Новокузнецкая улица, дом 29/30.

Офтальмологический детский сад № 224

Принимаются дети с нарушениями зрения. В детском саду пять обычных групп и одна группа «Особый ребенок», в которую принимают также и детей с синдромом Дауна. В этой группе 5 6 человек, дети посещают занятия от двух до пяти дней в неделю, в зависимости от возможностей ребенка. Занятия проводят логопеды, дефектологи и психологи, детям оказывает помощь окулист.

Читайте также:  Подклювовидный импинджмент синдром что это

Адрес: Москва, Большой Каретный переулок, дом 22, стр. 5.

Интегративный детский сад школа № 1709

Детский сад принимает детей с трех четырех лет. В садике три группы, в каждой группе 15 человек. Дети с особенностями развития составляют 15 20 %.
Дети посещают сад от трех до пяти дней в неделю по решению специалистов, в зависимости от состояния ребенка. Занятия проводят логопеды, дефектологи; социальный психолог консультирует семьи.

Адрес: Москва, улица Рокотова, дом 4, корпус 4 (станция метро «Ясенево»).

Интегративный детский сад № 2405

В детском саду шесть групп полного дня и три группы кратковременного пребывания. Дети с синдромом Дауна посещают детский сад пять дней в неделю. В интегративной группе 17 человек, из них 4 5 – дети с проблемами в развитии. Занятия проводят дефектологи, логопед и психолог.

Адрес: Москва, Южнобутовская улица, д. 88.

Офтальмологический детский сад школа № 1772

В детский сад принимают детей с трех лет. В детском саду 12 групп по 10 15 человек, в каждой группе по 1 2 ребенка с особенностями развития.
Специалистами проводится лечение детей с проблемами зрения с использованием офтальмологической аппаратуры. Есть возможность воспользоваться комплексом оздоровительных процедур, включая физиотерапию, массаж, фитобар, кислородные коктейли.
С детьми проводит занятия учитель дефектолог и учитель логопед; функционирует психологическая служба: проводятся индивидуальные занятия с детьми и консультирование семей.

Адрес: Москва, Донецкая улица, д. 6.

Интегративный детский сад № 2314

Детей с особенностями развития принимают с четырех лет, с ними занимаются логопед, психолог, дефектолог.
Детскому саду оказывают консультативную помощь специалисты реабилитационного центра «Крестьянская застава»: психолог, медики, логопеды и дефектологи.
Дети могут пользоваться бассейном, принимать массаж и кислородные коктейли.

Адрес: Москва, Мячковский бульвар, дом 18, корпус 2.

Интегративный детский сад школа № 1763

Дети с особенностями развития принимаются в детский сад с четырех лет, посещают детский сад пять дней в неделю. С детьми занимаются дефектолог, логопед, детский психолог, проводится массаж и ЛФК.

Адрес: Москва, Таллиннская улица, дом 19, стр. 2.

Источник

И.А. Сергеева ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

В настоящее время считается общепризнанным тот факт, что роль родительского отношения для психического развития ребенка очень велика, однако вопрос о факторах и механизмах формирования материнского отношения и его влияния на развитие ребенка все еще остается не достаточно изученным. Особенно актуальной является эта проблема в контексте взаимодействия матери с ребенком, имеющим нарушения в развитии.

Существуют исследования, посвященные изучению специфики и развития материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом (Печникова Л.С., Баенская Е.Р.), отношения матерей к детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Ткачева В.В.), исследования, направленные на формирование сотрудничества между взрослым и ребенком раннего возраста с отклонениями в развитии (Мишина Г.А.). Наше исследование представляет собой еще один шаг на пути понимания специфики родительского отношения к детям с особыми потребностями. Мы обратились к категории детей, которые отличаются потенциально сохранной эмоциональной сферой и отсутствием искажений социально- эмоционального развития – к детям с синдромом Дауна.

Целью нашей работы являлось изучение материнского отношения к детям раннего возраста с синдромом Дауна. Практическая значимость исследования определяется необходимостью разработки методических средств и способов диагностики и коррекции нарушений отношения родителей к ребенку с проблемами в развитии, поскольку создание коррекционных программ немыслимо без включения в работу семьи ребенка, в первую очередь, матери.

Мы предположили, что ситуация рождения ребенка с синдромом Дауна не является единственным фактором, определяющим характеристики эмоционального отношения матери к ребенку. На знак и содержание эмоционально-ценностного отношения матери к ребенку с синдромом Дауна, в соответствии с нашей гипотезой, могут влиять личностные особенности и актуальное эмоциональное состояние матери, ее смыслы и ценности, связанные с ребенком и материнством. Кроме того, мы надеялись подтвердить существование взаимосвязи между уровнем общения у ребенка и особенностями материнского отношения к нему.

Для исследования осознаваемых компонентов родительского отношения использовались следующие методики:

  1. Анкета для изучения социальных характеристик испытуемых, а также обстоятельств рождения ребенка и его раннего развития.
  2. Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Захаровой Е.И.
  3. Опросник ПАРИ Е.Шефера (Измерение родительских установок и реакций), направленный на изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания.
  4. Тест “Незаконченные предложения”, разработанный Ариной Г.А. и Айвазян Е.Б., направленный на изучение смысловой стороны материнства.

Для косвенного исследования тех аспектов материнского отношения, содержание которых подвергается действию защитных механизмов, использовались следующие проективные методики:

  1. Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда.
  2. Тот же тест “Незаконченные предложения”, модифицированный по аналогии с “Методикой управляемой проекции” В.В. Столина (1983).
  3. Для оценки уровня развития общения у ребенка использовались данные обследования, проведенного в лаборатории ранней помощи детям с отклонениями в развитии ИКП РАО зав. лабораторией Разенковой Ю.А. по методике “Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет” (Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю., 2002).

В исследовании приняли участие 15 женщин, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна в возрасте от 8 месяцев до 2,5 лет. Исследование проводилось на базе Центра ранней помощи при Благотворительном фонде “Даунсайд Ап”

Результаты исследования

Материнское отношение к ребенку с синдромом Дауна, по результатам опросников ПАРИ и ОДРЭВ, характеризуется тенденцией к гиперопеке: матери малышей с синдромом Дауна поощряют в своих детях зависимость от родителей, оберегают ребенка от трудностей, боятся причинить вред ребенку. Они высоко оценивают собственную способность воспринимать состояния ребенка, сопереживать ему и оказывать эмоциональную поддержку. Однако мамы признаются в том, что плохо понимают причины, по которым ребенок испытывает те или иные чувства, а при общении с ребенком недостаточно учитывают его состояние. Похожие результаты получены Е.И. Захаровой (2001) при апробации опросника ОДРЭВ на выборке матерей здоровых дошкольников. Очевидно, что в методиках такого типа мамы описывают те свои действия, которые социально поощряются или, во всяком случае, принимаются обществом. Полученные по “прямым” методикам результаты позволяют сделать следующие предположения: в нашем обществе поощряется чуткость матери к ребенку, умение понимать его и сопереживать ему. При этом низкая ориентация на состояния ребенка при построении взаимодействия с ним, когда родители не учитывают его чувства, желания и настроение, а исходят из своих планов и намерений, является социально приемлемой стратегией родительского поведения, не получает осуждения в нашем социуме. По-видимому, указанные особенности не специфичны для отношения к детям с особыми потребностями, а характеризуют представления о воспитании вообще.

Читайте также:  Что говорят о синдроме предков

Результаты косвенного изучения знака эмоционального отношения к ребенку при помощи проективной методики ЦТО, показали, что эмоциональное отношение к ребенку с синдромом Дауна может быть как позитивным, принимающим, так и негативным, отвергающим. Наша выборка была поделена на две группы: матери с позитивным эмоциональным отношением к ребенку (в эту группу вошло 9 женщин, условно мы назвали эту группу “принимающие”) и матери с недостаточно позитивным эмоциональным отношением к ребенку, эту группу составили 6 женщин, условно мы назвали ее “отвергающие”. Таким образом, подтвердилось наше предположение о том, что ситуация рождения ребенка с синдромом Дауна сама по себе не является единственным фактором, определяющим знак эмоционального отношения к ребенку. Необходимо отметить, что результаты, полученные в ЦТО, не нашли подтверждения в результатах опросников: различий между группами “принимающих” и “отвергающих” матерей по данным ОДРЭВ и ПАРИ нет. Это подтверждает наше предположение о том, что в результатах опросников отражается принятая в обществе модель материнства, а не эмоциональное отношение к ребенку, которое, скорее всего, является неосознаваемым.

Далее мы попытались ответить на вопрос, с чем может быть связан знак эмоционального отношения к ребенку с синдромом Дауна.

Во-первых, обнаружена связь между знаком эмоционального отношения к ребенку и некоторыми личностными особенностями матери. Матери из “принимающей” группы отличаются активной жизненной позицией, им в большей степени присущи целеустремленность, настойчивость и оптимизм (по результатам MMPI, в этой группе значимо чаще выявляется стенический тип реагирования). Особенности актуального эмоционального состояния с характеристиками эмоционального отношения к ребенку не связаны — все матери, воспитывающие детей с синдромом Дауна, испытывают состояние тревоги, что проявляется и в результатах ЦТО, и в результатах MMPI.

Во-вторых, результаты исследования показали наличие взаимосвязи между знаком эмоционального отношения к ребенку и ценностным содержанием материнства. Для “принимающих” матерей смысл материнства состоит в заботе о ребенке и его личностном благополучии. Это проявилось в методике “Незаконченные предложения”, в утверждениях типа “Для своего ребенка она прежде всего …мать, любящий человек, который всегда рядом”, “Главное в материнстве для нее… сам ребенок, …счастье ребенка”. Для “отвергающих” матерей основной является роль наставника и педагога. Это видно в утверждениях типа “Для своего ребенка она, прежде всего, …друг и учитель, … пример для подражания, …наставник, который объясняет, как себя вести”. А в ребенке для матерей “отвергающей” группы главное — достижения в интеллектуальном, физическом и психическом развитии. Можно предположить, что эти ценности связаны с идеальным образом ребенка, заданным опытом воспитания здорового, нормально развивающегося первенца. В группе “отвергающих” достоверно больше матерей, которые имеют первого здорового ребенка, чем в группе “принимающих”.

В-третьих, была обнаружена взаимосвязь между знаком материнского отношения к ребенку и уровнем развития у ребенка средств и способов общения. Так, дети “принимающих” матерей отличаются более широким репертуаром средств, которые они используют для общения со взрослым, чем у детей, матери которых недостаточно эмоционально принимают своих детей. Однако основные различия между группами касаются таких характеристик общения, как инициативность, чувствительность и вовлеченность в общение. Дети “принимающих” матерей проявляют активность в общении во всех пробах, в большей степени чувствительны к воздействиям партнера и способны перестраивать свое поведение в соответствии с воздействиями взрослого. Дети, “отвергаемые” мамами, проявляют активность только в ответ на инициативу взрослого, некоторые инициативные действия игнорируют или выполняют разученным ранее способом, не переходя на новый, в общении занимают пассивную позицию, не проявляя настойчивости в привлечении внимания взрослого.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Ситуация рождения ребенка с синдромом Дауна не является единственным фактором, определяющим знак эмоционального отношения к ребенку, поскольку исследуемая выборка матерей детей с синдромом Дауна разделилась на две группы: с позитивным и негативным эмоциональным отношением к ребенку. Эмоциональное отношение к ребенку не осознается и может быть выявлено только с помощью проективных методов. Декларируемое материнское отношение является схожим у всех матерей, в нем отражаются социально поощряемые и одобряемые характеристики.
  2. Все матери, воспитывающие ребенка раннего возраста с синдромом Дауна, испытывают состояние скрытой тревоги и отличаются эмоциональной нестабильностью вне зависимости от знака эмоционального отношения к ребенку. “Принимающие” матери отличаются большей целеустремленностью и активной жизненной позицией.
  3. Обнаружена взаимосвязь между знаком эмоционального отношения к ребенку и ценностным содержанием материнства: для “принимающих” матерей смысл материнства состоит в заботе о ребенке и его личностном благополучии, а для “отвергающих” матерей основной является роль наставника и педагога, а в ребенке главное – соответствие определенному идеальному образу, заданному опытом воспитания здорового ребенка.
  4. Существует взаимосвязь между знаком эмоционального отношения к ребенку со стороны матери и уровнем развития у ребенка средств и способов общения. Можно предположить, что в условиях “принимающего” материнского отношения ребенок имеет больше возможностей для эффективного развития навыков общения и, одновременно, высокий уровень развития общения у ребенка может оказывать позитивное влияние на формирование “принимающего” материнского отношения.

Печать

Библиография

Будет напечатана текущая страница статьи

Распечатать фрагмент

Сергеева И.А. Результаты изучения материнского отношения к детям раннего возраста с синдромом Дауна // Альманах Института коррекционной педагогики. 2004. Альманах №8 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-8/rezultaty-izuchenija-materinskogo-otnoshenija-k
(Дата обращения: 16.05.2020)

Список литературы

  1. Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии – 1997 — № 6.
  2. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. Дис. … канд. психол. наук. М., 1987.
  3. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982 — 1984. — Т.4.
  4. Захарова Е.И. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Семейная психология и семейная терапия – 1997. — №1.
  5. Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1983.
  6. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. — М., 1999.

Источник