Инклюзивное образование детей с синдромом дауна

Инклюзивное образование детей с синдромом дауна thumbnail

Инклюзивное образование. Обучение и воспитание детей с синдромом Дауна.

Слайд 1. В последние годы в России все чаще стали говорить об инклюзивном образовании, которое исключает любую дискриминацию в обучении детей. У образования нет и не может быть границ.

Слайд 2. В новом фе6деральном законе появилась статья об инклюзивном , на основании которой дети с ОВЗ имеют право обучаться в том образовательном учреждении, в которое они пришли, и мы обязаны обеспечить им условия и организовать их обучение.

На сегодняшний день в нашем районе 6 детей с этим генетическим отклонением. 5 их них находятся на семейном воспитании. И один ребёнок обучается в нашей школе.

Слайд 9. Имея дефектологическое образование – олигофренопедагог, учитель-логопед, с самого начала своей педагогической деятельности в каждом наборе у меня были  дети, имеющие ограниченные возможности или какие-то нарушения в развитии. Работала в коррекционном классе, с детьми-инвалидами, имеющими достаточно-сложные дефекты. Кроме этого на протяжении 12 лет работаю с детьми дошкольного возраста, требующими психолого-педагогической поддержки. Апробировала большое количество технологий, методов и приёмов в работе с аномальными детьми. Применение технологий дифференцированного обучения, учёт принципов коррекционного обучения  давало положительную или стабильную динамику. Все дети этой категории осваивали и осваивают рекомендованную им программу обучения, достаточно успешно сдают экзамены, обучаются в учреждения профессионального образования. А самое главное не пропускают школу, не совершают правонарушения. Можно сказать, за 20 лет работы в школе я накопила достаточно большой опыт работы с детьми с ОВЗ.

Слайд 10. Но когда на пороге моего класса появился ребёнок с синдромом Дауна, я поняла, что имеющегося опыта коррекционной работы в области коррекционной педагогики недостаточно. Я должна была, как мне казалось, либо научить его, либо доказать его необучаемость.

Свою работу с данным учеником я начала  с изучения теоретических основ самого синдрома, а также опыта работы с такими детьми. Можно сказать по крупицам собирала знания, которых явно не хватала. Опять в основном опора шла на опыт зарубежных стран, а он не всегда сочетался с нашими условиями.

Слайд 11. Затем я изучила нормативно-правовую базу как международного уровня,  слайд 12. так и документацию Российской федерации. Во всех документах права на образование на стороне ребёнка. Следовательно, учить мы его обязаны!

Слайд 13. Следующим этапом стало изучение медицинской документации, т.к как правило это генетическое заболевание сопровождается сопутствующими нарушениями здоровья: зрение, слух, двигательный аппарат, эндокринная и сердечно-сосудистая системы. Данные знания необходимы для установления способности организма выдерживать нагрузки в время обучения. Главная цель – не нанести вред здоровью!

Затем я изучила рекомендации ПМПК. Для обучения было рекомендовано пробное обучение по программе для С(к)ОУ 8 вида. Так же я проконсультировалась с работниками ДОУ, которое до школы посещал ребёнок. Моя цель была выяснить особенности готовности к общению в детском коллективе, так как первое знакомство ребёнка со школой было неадекватно ситуации.  Его пугала, присущая таким детям новизна ситуации, чужие люди и скопление народа.

Чтобы выяснить уровень готовности к обучению, уровень развития, необходимо было провести диагностический срез и составить индивидуальный маршрут.

Слайд 14. Поэтому следующим этапом в моей работе было установление контакта с ребёнком. Порядка 2 недель ушло на то, чтобы мой ученик стал воспринимать меня, детей и школу не как нечто враждебное, пугающее. Он боялся шума, звонка, любых резких звуков, большого скопления людей. Здесь очень помог метод – леготека «хранилище игрушек».  Дети 1 класса, как правило, часто в школу приносят свои игрушки, играют вместе, обмениваются друг с другом. Мой ученик каждый раз берёт в школу свою игрушку, друга, как он его называет. Я тоже принесла в школу игрушки и мы начали общаться от лица игрушек. И когда ребёнок понял, что здесь нет опасности для него, мы перешли к следующему этапу – диагностическому.

Слайд 15. Для диагностики я использовала традиционные методики на выявление уровня развития психических процессов – мышления, восприятия, внимания, памяти,  а так же речи, словарного запаса , готовность руки.

Слайд 16. В результате было установлено, что ребёнок имеет ряд нарушений. _ (на слайде, не читаю) Речь была очень невнятная и труднопонимаемая. Ребёнок произносил отдельные звуки и слова в них услышать было трудно. Однако о знал и узнавал большую часть букв алфавита и изолированно от слов их произносил достаточно чётко, считал до 5 и знал и узнавал цифры до 5, знал цвета, основные геометрические фигуры. Очень слабо развита была мелкая и общая моторика.

Слайд 17.Такое количество нарушений в принципе и следовало ожидать, исходя из имеющегося диагноза. Но какие-то нотки интеллекта прослеживались в нём уже тогда. И на основе имеющихся совсем небольших навыков я начала строить индивидуальный маршрут обучения. В основу взята программа для с(к)ОУ 8 вида для 1 класса.

Слайд 18. Обучение начиналось по следующим предметам, в соответствии с учебным планом. (на слайде, не читаю)

Слайд 19. Сложнее всего шло обучение письму, т.к ребёнок практически не умел держать в руке ручку, карандаш, отказывался от этого вида деятельности. Поэтому в течение первого полугодия мы занимались гимнастикой для пальчиков, массаж, лепка, вырезание. Всё это давалось с большим трудом. Учились держать ручку. Самым первым достижением в обучении письму было то, когда ребёнок смог в тетради сам поставить точку.

Слайд 20. Вот перед вами эта первая страница, где мы, играя вместе с ним ставили точки, затем учились эти точки обводить в кружочки, соединять точки и кружочки линиями, выстраивая цепочки. Вы не поверите, но от такой работы у ребёнка на лице появлялись капельки пота.

Слайд 21. Постепенно к концу первого года обучения мы научились штриховать, проводить линии, соединять по точкам. На данном этапе мы пишем элементы букв, пытаемся соединить эти элементы в буквы.

Слайд 22. Параллельно с этим шло обучение чтению. Обучение чтению мы осуществляли по логопедическому Букварю Жуковой. Много работали со слоговыми рядами, постепенно наращивая до маленьких слов. Понимание читаемого началось чтения имён: МА-ША, СА-ША и т д

Большая трудность была в том, что речь очень невнятная, звуки произносил отдельно, а при чтении слогов и слов всё было смазано, поэтому каждое занятие мы начинали обязательно с артикуляционной гимнастики:

Слайд 23. для губ, для языка, для челюсти. Используя леготеку мы играли в дразнилки, играли мимикой лица, издавали звуки животных. Пополняли словарный запас словами разных частей речи, т. Е работали над семантическими полями речи. Результатом работы можно на сегодняшний день отметить то, что речь ребёнка стала понятной не только родителям и мне, но и окружающим детям, они с ним общаются, играют и понимают. Ребёнок говорит небольшими фразами, может выразить свою просьбу и желание, ответы даёт небольшими предложениями. кроме этого мы читаем небольшие тексты и отвечаем на вопросы по содержанию. Прочитанное он понимает и пытается анализировать.

Слайд 24. Обучение математике и счёту идёт в пределах программы 8 вида с небольшой невелировкой. На данном этапе мы считаем в пределах 20, выполняем с помощью наглядности простые вычисления, сравниваем числа и предметы  Помогла нам очень методика в системе «Нумикон»,, по которой манипуляции ребенка с деталями приводят к тому, что действия с числами становятся наглядными и осязаемыми.

Слайд 25.  Данные пособия родители сделали своими руками.

Параллельно на всех занятиях большое внимание уделяется, конечно же, развитию основных психических процессов: внимание, память, особенно восприятие. Так как ребёнок с таким нарушением не может воспринимать объект целиком, не видит связи и закономерности, не видит в мельчайшие детали. Я заметила одну особенность  — мой ученик лучше воспринимает учебный материал, если он  идёт на основе наглядного материала либо в чёрно-белом варианте, либо, например при счёте, предметы одного цвета.

Слайд 26. Работа ведётся по программе, разработанной австралийскими учёными «Маленькие ступеньки. В её основе лежит наблюдение за маленькими успехами, опора на приобретаемый опыт, большой диагностический инструментарий, который позволяет ежеминутно отслеживать изменения и динамику развития. Очень много проверочных  тестов, с помощью которых можно отслеживать динамику и результативность

Слайд 27. Результатом комплекса мер является то, что если в начале обучения ребёнок с трудом выдерживал 10 минут работы, то сейчас мы спокойно работаем в течение всего урока, можем переключиться с одного вида деятельности на другой и продолжать свою работу.

Не реже одного раза в месяц я отмечаю наши успехи и достижения. Спланировать результаты обучения такого ребёнка достаточно сложно. Но динамика положительна, результат очевиден, следовательно я считаю, что иду в верном направлении.

Слайд 28. В своей работе я опиралась на следующие принципы, сформулированные в педагогике:_(на слайде, не читаю)_____

Но! В этом списке, как мне кажется, не хватает ещё двух, не менее важных! Мой ученик стал работать и появился результат только тогда, когда он почувствовал, что он успешен, когда он увидел свой результат: когда взял в руку ручку и поставил первую точку, когда прочитал своё первое слово. Следовательно ещё одним очень важным принципом является создание ситуации успеха. ЩЕЛЧОК. У ребёнка появляется мотивация, которой так не хватает не только детям с ОВЗ, но и всем нормально развивающимся детям! Я обучаю своего ученика с опорой на успешность, с опорой на его результат, каждое занятие мы находим то, чего у него ещё вчера не получалось. Ну и конечно обязательно стимулы – звёздочки, наклейки, снежинки, оценки. Всё это вселяет уверенность и у ребёнка и у родителей.

Слайд 29.  Связь и поддержка родителей – это ещё один немаловажный принцип в работе с такими детьми. Только сотрудничество в обучении, постоянное закрепление и правильная организация работы дома в кругу семьи помогает такому ребёнку достичь результатов.

Работа с таким ребёнком – это прежде всего огромный опыт для меня лично. Это как новая ступень в понимании детей, ведь даже нормально развивающийся ребёнок – он индивидуален. И мы обязаны учитывать именно его возможности и особенности.

Слайд 30. .Ещё одной немало важной задачей коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – это, конечно, социальная адаптация. Ребёнок находится, пусть не всё время, но в детском коллективе,  он общается, видит пример правильной организации обучения и правильного поведения. Помимо учебных занятий ребёнок посещает вместе со всем классом занятие по курсу «эти забавные животные», урок изобразительного искусства и классные часы.  Он не изолирован от общества, а является равноправным его членом. Может быть  мы не сможем вывести его на уровень обыкновенного ребёнка, но мы его социализируем.

Слайд 31.  В песпективе планируется его участие уже в этом году в интернет конкурсах для детей с ОВЗ: (в феврале – «Анатомия природы» — окр. Мир., в марте в конкурсе рисунков «Весенняя капель».)

Общаясь с родителями «даунят», я выяснила, что, например, в нашей области, кроме организованного «Даун-центра», практически ни одно образовательное учреждение не принимает таких детей, либо ставит огромное количество условий. В нашем районе это пока первый опыт и он результативный! Совсем недавно мы делились опытом на межмуниципальном семинаре с Сосновским районом. Проблемы есть и нам их придётся решать. Кроме детей с синдромом Дауна у нас есть и дети-аутисты, с тяжёлыми формами ДЦП и другие. И их не так мало!

Слайд 32. Благодаря таким современным программам, как «Доступная среда» , мы можем социализировать таких детей, помочь им стать не изолированными от общества, а нашему обществу научиться принимать таких людей!

Слайд 33. Ребёнка рожденного с синдромом Дауна называют «солнечным»…    настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они просто не способны кого -либо обидеть, поскольку напрочь лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться. И , как все дети, они любят играть, танцевать, читать, шалить, узнавать что- то новое.

    Люди очень рады солнцу, так почему наше общество очень часто не принимает «солнечного» ребёнка?

У этого ребенка чего-то не хватает? У него есть то, чего нет у других – лишняя хромосома, которая делает его особенными.

Среди родителей детей с синдромом Дауна Существует поверье, «Бог сотворил мир за шесть дней, на седьмой Он отдыхал. А вот на восьмой день Бог создал особых детей, чтобы проверить сердца всех остальных людей! » я заметила одну особенность, дети моего класса перестали замечать в нём то, что он не такой, в общении с ним и даже в его присутствии они перестали грубить друг другу, дразнить друг друга. Быть может именно эти дети, дети с ОВЗ и сделают наше общество гуманнее и добрее.   

Источник

Родители должны знать, что вне зависимости от особенностей ребёнка ему положена школа. Какая она будет — инклюзивная или специальная — это выбор семьи. 21 марта, в Международный день человека с синдромом Дауна, президент фонда «Обнажённые сердца» Анастасия Залогина рассказывает, почему инклюзивное образование полезно для каждого ребёнка.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Инклюзия предполагает, что потребности особенных детей в школе понимают все: и учителя, и гардеробщицы, и работники столовой, и охранники, и родители типично развивающихся детей. Конечно, преподавателям нужна помощь, чтобы они могли менять учебные материалы и задания, справляться с нежелательным поведением ребёнка, использовать альтернативную или дополнительную коммуникацию. Всё это могут и должны делать специалисты службы сопровождения.

Если у родителей на руках есть заключение психолого-медико-педагогической комиссии, что ребёнку необходим тьютор, то руководство школы обязано его предоставить. Тьютор — это такой коммуникационный мостик между учителем и учеником. Он помогает ребёнку, когда тот не услышал или не понял задание, адаптирует упражнение под него.

Инклюзивное образование детей с синдромом дауна

Однако реальность такова, что специалистов, как и достаточного финансирования на дополнительного сотрудника, просто не хватает. В этом случае родители, если у них есть такая возможность, сами нанимают тьютора, который сидит вместе с их ребёнком на уроках.

Что совместное обучение даёт типично развивающимся детям

Когда речь заходит о плюсах совместного обучения, обычно в первую очередь говорят о том, что это очень полезно для детей с особенностями развития. Иногда родители возмущаются, что это смещает вектор внимания со всех остальных в классе. На самом деле исследования показывают, что для типично развивающихся детей в инклюзии тоже много плюсов:

  • снижение страха перед различиями развития, повышение осведомлённости (меньше страха перед людьми, которые выглядят или ведут себя по-разному);
  • рост толерантности к людям с особенностями развития, более эффективное общение со всеми сверстниками, в том числе типично развивающимися;
  • улучшение самооценки;
  • развитие личных моральных и этических принципов (меньше предрассудков, более высокая отзывчивость к потребностям других);
  • развитие дружеских отношений внутри класса.

Почему это хорошо для детей с синдромом Дауна

В первую очередь это даёт им много новых возможностей. Многим из них нужна помощь в развитии социальных навыков и самоконтроля. Трудности во взаимодействии, неумение понимать и контролировать собственные эмоции — все эти проблемы можно разрешить только в социальной среде.

Типично развивающиеся сверстники становятся прекрасными ролевыми моделями, а дети с синдромом Дауна учатся отстаивать свою точку зрения, завязывать дружбу, помогать другим и принимать помощь через подражание. Этим навыкам нелегко научиться у взрослых. «Детская субкультура» — важная часть того, к чему ребята приобщаются в школе.

Исследования показывают, что ученики с особенностями развития лучше учатся читать и считать в инклюзивных классах. У них выше показатели посещаемости, меньше поведенческих проблем. Они чаще заканчивают среднюю школу, чем те, кто учится в специализированных классах, и продолжают своё образование в вузах.

Для детей с синдромом Дауна школа становится моделью реального мира. Ведь независимо от того, имеет ли ребенок трудности в обучении или когнитивном развитии, он будет сталкиваться с разными людьми на протяжении своей жизни. Некоторые люди будут из схожих культур и социальных групп. Другие — нет. Школьная обстановка — идеальная среда, чтобы понять и приспособиться к этим различиям.

Какие проблемы могут возникнуть и как с ними справиться

Когда дети с синдромом Дауна подвергаются насмешкам со стороны сверстников, многим родителям кажется, что первое и вроде бы логичное решение — перейти на домашнее обучение. Но это никак не поможет ребёнку освоить социальные правила и научиться находить друзей. Причина подобных насмешек чаще всего кроется в дефиците знаний о синдроме Дауна.

Инклюзивное образование детей с синдромом дауна

Исследования показывают, что поведение взрослых (учителей, воспитателей, родителей) во многом определяет отношения между детьми, которые будут складываться в образовательных учреждениях.

Если взрослые позволяют себе негативные или унижающие комментарии о детях, которые отличаются от других, это становится неписаной нормой

Один из способов профилактики буллинга — выбор наставников для детей с особенностями. Он помогает ребёнку с особыми потребностями выполнять задания на уроке, вовлекает его в активности во время перемен и после школы. Наставничество — добровольный выбор, но обычно дети с удовольствием откликаются на это. Конечно же, ребёнку-наставнику нужна помощь и много одобрения со стороны взрослых в том, чтобы правильно выполнять свою задачу.

Если ребёнок не может справиться с тревожностью и испытывает проблемы в общении, стоит подумать о групповой когнитивно-поведенческой работе. В этом случае он становится частью группы ребят не обязательно с синдромом Дауна, но тех, у кого тоже есть проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками.

Детство, несмотря на его важность, занимает небольшую часть нашей жизни. Но учёба в школе готовит учеников к общению с миром. Исследования говорят, что инклюзивное образование ведёт к инклюзии в обществе в целом и на работе. И если ребёнок с синдромом Дауна ходил в специализированное учреждение, ему будет во много раз сложнее адаптироваться в дальнейшем.

Список организаций, оказывающих услуги семьям с детьми с синдромом Дауна — реабилитационные центры, дошкольные и школьные учреждения, спортивные и творческие студии и другие — можно посмотреть здесь.

Фото: Shutterstock

Источник