Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с синдромом дауна
Гульназ Аскарова
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с синдромом Дауна младшего дошкольного возраста
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида № 32 «Чайка» Республики Татарстан
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка
с синдромом Дауна младшего дошкольного возраста
группа№ 10
Лутфрахманов Даниэль
Воспитатель:
Аскарова Г. Г.
г. Набережные Челны
Ф. И. ребенка: Лутфрахманов Даниэль
Срок реализации: с 15.09.2018 – 31.05.2019 года.
Направление Задачи Содержание коррекционно-развивающей работы Сроки проведения коррекционно-развивающей работы
Развитие восприятия (сенсорных эталонов)
Зрительное восприятие
Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый)
Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, шар, куб)
Развивать восприятие величины (большой-малый, длинный- короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий)
Слуховое восприятие
Развивать слуховое восприятие (молоточек и дудочка, колокольчик и свисток)
«Подбери по цвету»
«Найди такого же цвета»
«Подбери домик для игрушки»
«Собери букет»
«Покажи шарик красного цвета, синего
цвета…»
«Какого цвета колечко?»
«Назови цвет каждой из улиток»
«Найди такую же фигуру»
«Каждую фигуру на свое место»
«Коробка форм»
«Мебель для кукол»
«Покажи круг, квадрат…»
«Подбери предмет такой же формы»
«Что похоже на квадрат? круг?»
«Матрешки» (разбери и собери)
«Разбери пуговки» (по величине)
«Расставь всех матрешек по росту»
«Строим лесенку» (палочки Кьюзера
«Угадай, что звучит?»
сентябрь- январь
февраль
март – май
май
сентябрь-
февраль
февраль- март
февраль – май
апрель — май
октябрь – ноябрь
февраль
март – апрель
май
ноябрь- май
Развитие восприятия (сенсорных эталонов) Тактильное восприятие
Развивать тактильное восприятие
Пространственное восприятие
Развивать восприятие пространства (высоко – низко, далеко – близко)
Пространство времени
Развивать пространство времени
«Чудесный мешочек»
«Найди кубик, шарик…
«Мячик – далеко, а машинка… – близко»
«Кукла – высоко, а мишка…- низко»
«Что где расположено?
«Скажи, где кубик», «Что где расположено»
«Назови части суток по картинкам» сентябрь– март
январь — май
сентябрь – май
май
Развитие внимания Развивать объем внимания
Развивать концентрацию внимани
Развивать устойчивость внимания
«Рассмотри картинки, назови картинки по памяти»
«Парные картинки»
«Найди отличия»
«Найди такую же»
«Найди на картинке всех котят, все чашки», «Раскрась все грибочки»
«Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке»
«Проведи Ушастика к друзьям» (лабиринт)
«Помогите ежику найти дорожку до грибочков» (лабиринт) ноябрь
сентябрь-
декабрь
октябрь
январь-апрель
март-май
апрель -май
Развитие памяти Развивать слуховую
память (4 слова, 3-4 звук
Развивать зрительную память(4-5 предметов)
«Запомни слова»
«Запомни звуки»
«Послушай и запомни, кто что делает?»
«Что пропало?»
«Угадай, чего не стало?»
«Что изменилось?»
октябрь -апрель
май
Октябрь —
март
апрель-
май
Развитие мышления Развивать обобщение/конкретизация
Развивать анализ
Развивать синтез
Развивать сравнение
Развивать систематизацию
«Чей домик?»
«Покажи овощи…фрукты…грибы»
«Назови одним словом»
«Чего не хватает у каждого предмета»
«Что лишнее?»
«Четвертый лишний»
«Покажи все красные предметы, все круглые предметы, все мячи»
«Разрезные картинки»
«Собери картинку» (посуда)
«Кубики с картинками 4 – 6 кубиков
«Найди отличия»
«Подбери заплатки к коврикам»
«Пустой квадрат» Февраль-апрель
март
май
февраль
апрель — май
май
февраль- апрель
февраль – апрель
апрель – май
май
Развитие воображения Развивать репродуктивное воображение «Дорисуй картинку»
«На что похожи эти фигурки»
«Что держит в руках каждый из детей»
Март-май
март
апрель
Развитие речи
Импрессивная речь
Развивать лексические категории
— понимание конкретных существительных
— понимание обобщающих слов
— понимание действий
— понимание поручений (по речевой инструкции)
Развивать грамматические категории
— понимание форм ед. и мн. числа
существительных
— понимание форм ед. и мн. числа глаголо
«Покажи у мишки голову, лапы. уши…»
«Покажи стул, стол, окно, голову, руку…»
«Возьми стул, куклу…»
«Назови, что покажу»
«Покажи на картинках:
Игрушки
Посуду
Одежду
Животных
«Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет
«Принеси мне мишку»
«Принеси большой мяч»
«Найди и принеси зайчонка»
«Покажи где на картинках кот – коты, мяч – мячи, дом – дома, кукла – куклы»
«Покажи на картинках, где стоит дом и стоят дома, летит птица – летят птицы»
октябрь-апрель
март – май
октябрь-апрель
февраль – март
март
Октябрь, ноябрь
октябрь-май
февраль
Развитие речи — понимание падежных конструкций
— понимание существительных в уменьшительно-ласкательной форме
— понимание предложений (по содержанию знакомых сказок)
Развивать артикуляционную моторику
Слоговая структура
Развивать слоговую структуру слова
Фонематический слух
— развитие оппозиционных звуков
«Покажи, что стоит на полке, на столе, на шкафу»
«Покажи, что стоит в стаканчике, в шкафу…»
«Покажи на картинках мяч – мячик, куклу – куколку, медведя – медвежонка»
«Покажи на картинке, где бабушка и дедушка плачет»
«Покажи как курочка деда и бабушку успокаивала»
Артикуляционная гимнастика
Упражнения:
«Улыбка»
«Хоботок»
«Лопатка»
«Иголка»
«Качели»
«Маятник»
«Лошадка»
«Повтори за мной» (дом, кот, дуб, бык, вата, Дима, Тома, вагоны, бананы)
«Как плачет кукла» (а-а-а)
«Покажи доктору горлышко и скажи а-а-а»
«Вот гудит паровоз у-у-у»
«Как кричит лошадка?» (и-и-и)
Как плачет малыш?» (уа)
«Плачет котенок – мяу»
«Как коровушка мычит?» (му)
«Полаем, как собачка» (ав)
«Как мышки пищат?» (пи-пи-пи)
«Как курочка зовет цыпляток?» (ко-ко-ко)
«Гуси, гуси- га-га-га» ноябрь — май
март
февраль – май
ежедневно
октябрь – май
март – май
сентябрь- март
Развитие речи — развитие дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении
— развитие дифференциации оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении
Лексика
— развивать номинативный словарь
— развивать предикативный словарь
(стоит, сидит, играет, рисует)
— развивать атрибутивный словарь
-антонимы
— предлоги
Грамматический строй речи
— ед. и мн. число существительных
— ед. и мн. число глаголов
— развивать умение согласовывать прилагательные с существительными
— развивать умение согласовывать местоимения с существительными
«Покажи картинки: кот – кит»
«Покажи картинки: бак – мак, миска – киска»
«Назови словом части тела, предмета» (по картинкам)
«Назови предметы одним словом» (по картинкам)
«Назови, кто это?» (дом. животные)
«Скажи, кто что делает» (по картинкам)
«Рассмотри и расскажи, что делает мама»
«Расскажи, что ты видишь на картинках»
«Назови, какого цвета»
«Назови, какой формы»
«Сравни рисунки, скажи наоборот» (большой – маленький, сладкий – кислый)
«Скажи, где находиться» (в, на)
«Скажи, что это» (столы, петухи, сумки, дома)
«Скажи, что делают» (Рыбки плавают. Петухи плавают. Мальчики играют.)
«Назови по картинкам» (Синий шар, красная чашка, синяя лопатка, красный мяч)
«Расскажи, чья это вещь» март
апрель
октябрь-март
октябрь-март
февраль-март
март – апрель
март
октябрь-май
май
апрель
февраль – март
март – апрель
май
май
Развитие речи Словообразование
— развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Связная речь
— развивать умение составлять предложения по отдельным ситуативным картинкам
— развивать умение пересказывать текст знакомой сказки. рассказа
«Большой стол – маленький…»
«У кошки – котенок, у лисы — ….»
«Назови животных и их детенышей»
«Расскажи, что ты видишь на картинке»
«Продолжи предложения»
«Ответь на вопрос по картинкам»
«Расскажи сказку по картинкам»
апрель — май
октябрь — апрель
май
май
Развитие тонкой моторики рук Развивать тонкую моторику
— Пальчиковые игры
Самомассаж пальцев и кистей рук
«Пластилинография»
«Собираем бусы»
«Собери картинку» (игры с прищепками)
«Нарисуй пятнышки на жирафе»
«Нарисуй для коровушки много травки»
«Дорисуй котятам усы»
«Нарисуй ежику иголки»
«Помоги Гномикам нарисовать узоры» ежедневно
ежедневно
октябрь-март
октябрь — март
апрель
май
При составлении индивидуального маршрута сопровождения ребенка синдромом Даунапользовалась следующими источниками:
1. Психоречевая диагностика детей 3 – 7 лет / авт. –сост. Е. П. Кольцова, О. А. Романович. –Волгоград: Учитель, 2012
2. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. – сост. Е. В. Доценко. – Изд. 2-е –Волгоград: Учитель, 2011
3. Куражева Н. Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 3-4 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
4. Куражева Н. Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 4 — 5 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
5. «Что должен знать ребенок 3 – 4 лет». Тесты
6. О. Н. Земцова. Тесты для детей 3 – 4 лет. Умные книжки.
Источник
«ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»
Индивидуальный образовательный маршрут развития составлен в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка с синдромом Дауна. Конкретизированы задачи и содержание деятельности педагогов (учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель), включены точки роста развития ребенка.
Общие сведения о ребенке.
Основные и сопутствующие заболевания: Синдром Дауна., ЗРР, (перечислить соматические заболевания)
Выводы: уровень развития познавательной деятельности, эмоционально-регулятивной сферы и коммуникативной функции не соответствует возрастной норме.
Ответственный: музыкальный руководитель Иванова Г. Н.
4. Развитие изобразительной и продуктивной деятельности
и проведение коррекционно-развивающей работы по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»: направление «Музыкальная деятельность».
Ребёнок посещает все занятия в группе общеразвивающей направленности. Присутствует на музыкальных занятиях со всеми детьми вместе, выполняя по возможности доступное.
1. Индивидуальные занятия с музыкальным руководителем — 2 занятия в неделю
IVпериод -апрель, май.
В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи ребенка.
В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с ребёнком.
Программный материал подобран с учетом зоны ближайшего развития конкретного ребенка. Индивидуальная программа, реализуется в этом учебном году и направлена на развитие речевой коммуникации у ребенка с синдромом Дауна со сложной структурой дефекта.
Обучение построено на материале следующих лексических тем (по темам учителя-логопеда).
Коррекционно-педагогическая работа музыкальная руководителя, направленная на развитие музыкальных способностей ребенка с синдромом Дауна
— Владеет основными видами движений: энергичная ходьба, легкий бег, ритмичные прыжки, различные махи и качание рук, выбрасывание ног, кружение под руку, «ковырялочка», притопы. Уметь использовать знакомые движения в творческих плясках.
— Узнает песни по предложенной картинке или игрушке, подпевать за педагогом.
— Исполняет импровизации на знакомые тексты на ударных инструментах.
— Узнает музыкальное произведение по предложенным иллюстрациям или малым скульптурным формам.
— Узнает знакомые песни по вступлению, по мелодии, сыгранной как на фортепиано или по предложенной картинке или игрушке. Подпевает за педагогом. Умеет слушать товарищей. По возможности выполняет движения и аккомпанирует себе на ударных музыкальных инструментах простейшие песенки.
— Выполняет поскоки, притопы, «ковырялочку», прямой галоп. Ритмично хлопает, выполняет различные движения для рук. Проявляет творчество в играх плясках.
1 этап.
Виды деятельности детей на музыкальном занятии.
Цели и Задачи
Содержание деятельности педагога
Оборудование
Точка роста
Приветствие.
Вызвать у ребенка положительные эмоции,чувство доверия к педагогу посредством коммуникативных игр и игр для развития тактильной чувствительности, поглаживанием руки ребенка, ласковым голосом, пением, улыбкой.
Репертуар:
Игра с пением «Дай ладошечку, моя крошечка», муз. Макшанцевой
Упражнение на восстановление дыхания и расслабления мышц «Мы захлопаем в ладоши» (СФД, стр.162)
Кресло-трансформер «Груша», музыкальное сопровождение.
Игрушки бибабо
Ребенок
идет на контакт с педагогом, положительно настраивается на совместную деятельность.
Расслабление эмоционального
напряжения.
Слушание для совместных действий с
взрослым
Развивать, обогащать слуховой опыт ребенка, развивать эмоциональные реакции ребенка. Добиваться эмоционального восприятия произведения, звуков окружающего мира.
Обратить внимание на разнохорактерность произведений (1- мелодия легкая, воздушная, как дыхание, то поднимается, то опускается; 2 – быстрый темп пьеса).
Репертуар:
«Сладкая греза», П.Чайковского.
Упражнение на дыхание «Свеча»
«Мышки», муз.А. Жилинского.
Стихотворение «Кот и мыши», сл.А.Введенский.
Двигательные упражнения (мышки крутят головой, «погрызть корочку», выглядывать из норки, тихонько побегать, пальчиковая гимнастика «Мышки)
Иллюстрации,
видеофильм «Сладкая греза» (ИКТ),
шарфы.
Мышка (бибабо), маски.
Игра настольная для развития мелкой моторики и глазомера «Сырный ломтик»
Определяет произведения по характеру, находя соответствующий предмет (иллюстрацию) или выполняя соответствующее движение (подуть на свечу или показать пальчиковую гимнастику)
Дидактические игры с детскими музыкальными инструментами
Помочь ребенку вступать в игровой эмоциональный контакт, совершать совместные действия с взрослым: (ритмично хлопать в ладоши (медленно (большие часы) и быстро (маленькие часы), развивать поисково-ориентировочные реакции на звуковой раздражитель.
Упражнение
«Тик, тик, так»,
Д/И «Колокольчик»
«Звонкие свистульки» муз. В. Бокач.
Упражнение на дыхание «Дудочка»
Путешествие в музей часов «Хранитель времени»
«Музей музыкальных инструментов»: детские инструменты: свистульки, дудочка,
колокольчик,
треугольник.
Ребенок:
Выполняет медленные и быстрые хлопки, менять в зависимости от показа (большие часы – медленные хлопки, маленькие часы – быстрые хлопки).
Игра на колокольчиках, соблюдая динамику (громко и тихо)
Музыкально-ритмические движения
Формировать умение выполнять ритмичные тройные притопы, хлопки и шлепки под музыку.
«Полли».
Английская народная мелодия
Следы «Топотушки»
Выполняет тройные притопы
Песни для совместныхдействий с взрослым
Развивать силу голоса на примере упражнения (пропевание на одной высоте изолированных звуков (гласные «о», «у», «а»)) тихим и громким голосом.
Формировать интерес к пению, учить совершать совместные действия ос взрослым, развивать функции движения (зрительные, слуховые, вокальные, мышечные).
Логопедическая распевка «Музыкальная голосилка»
«Урожайная», муз.А.Филиппенко«Падают листья», муз.М.Красева
Муляжи овощей и фруктов.
Театр бибабо.
Маски.
Ребенок:
Пропевает гласные звуки тихим и громким голосом, подпевает за педагогом
2 этап.
Виды деятельности детей на
музыкальных занятиях.
Цели и задачи
Музыкальный материал
Атрибуты и пособия.
Приветствие.
Создавать положительный настрой на занятие, эмоциональное включение в музыкальную деятельность.
Формировать умение здороваться жестами (руками, ногами, хлопками в ладоши с педагогом, игрушкой, детьми); разными голосами (животные)
Расширять опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями. Побуждать к подражанию простейших движений под музыку.
Развивать двигательную активность
Репертуар:
Игра «Здравстсвуйте», датская народная мелодия
«Спрячем игрушку»,
«Угадай-ка», «Подари мишке погремушку»,
«Как прыгает зайчик», «Птичка и птенчики» муз Е. Тиличеевой,
«Мишка», муз. Г. Фрида.
Презентация «Как здороваются в разных странах» (ИКТ)
Игрушки: кукла, мишка, зайка. Бибабо (курочка, лошадка, кошка)
Ребенок:
Активно включается в совместную деятельность с педагогом.
Расслабление эмоционального
напряжения.
Слушание для совместных действий с
взрослым
Развивать слуховой и тембровый опыт ребенка, слуховое сосредоточение. Развивать эмоциональную сферу ребёнка. Добиваться ответных действий (улыбаться, хмуриться, удивляться, радоваться).
Развивать интерес к музыке.
«Новая кукла», «Болезнь куклы», «Утренняя молитва», П.И.Чайковский,«Страшилище»,муз.В.Витлина
Мультфильм «Детский альбом» П.Чайковского
Ребенок:
Слушает внимательно произведение до конца, находить соответствующую иллюстрацию к произведению
Дидактические игры с детскими музыкальными инструментами
Находить глазами звучащий предмет, вызывать желание извлекать правильно звук, узнавать по словесной инструкции один предмет из двух.
«Найди, где звенит», «Подари мишке бубен», «С колокольчиком хожу»,«Наши погремушки звонкие игрушки»
Детские музыкальные инструменты
Музыкально-ритмические движения
Побуждать выполнять элементы (движения) русской пляски задорно, весело, энергично с предметами и без.
Развивать творческие танцевальные способности
«Ковырялочка», РНМ;
«Передача платочка», муз.Т.Ломовой;
«Разрешите пригласить», РНМ
«Зеркало», РНМ
Цветные ленточки, платочки
Выполняет танцевальные движения
Песни для совместныхдействий с взрослым
Упражнять в умении управлять голосом снизу вверх, изображая движение мелодии рукой.
Прослушать песенку. Слова «сел, сел» и «вот так, вот так» проговорить шепотом, прохлопать слова в ладоши. Развивать метроритмическое чувство с использованием «звучащих жестов».
«Волны. Извилистые линии»
Попевка
«Сел комарик под кусточек», РНП
Иллюстрации по пению «Волны»
Управляет голосом снизу вверх, выполнять ритмичные движения по тексту песни
Игры с пением
Побуждать выполнять движения выразительно в соответствии с текстом.
«Что нам нравится зимой?»
Иллюстрации по содержанию песни
Выполняет движения в соответствии с текстом песни
3 этап.
Виды деятельности детей на музыкальном занятии
Цели и задачи.
Музыкальный материал
Атрибуты и пособия
Слушание музыки и звуков окружающего мира.
Продолжая развивать слуховое восприятие музыки, развивать длительность сосредоточения при слушании звуков природы, домашних животных, пение птиц с показом иллюстрации. Обогащать опыт ребенка в восприятии окружающего мира.
П.И.Чайковский «Игра в лошадки», «Смелый наездник», Р.Шумана «Две гусеницы разговаривают
Малые скульптурные формы: лошадка, наездник. Иллюстрации книг,иллюстрации картин,
Определяет произведения на слух, находить соответствующую скульптурную форму.
Пытается изобразить характер пьесы в движениях
Музыкально-ритмические движения.Упражнения.Пляски.Игры.
Продолжать развивать простейшие навыки движения под музыку по показу педагога и по словесным инструкциям: фонарики, покачивание головой и телом, выполнять полочку, пружинку, движения с предметами: кружение с платочком, покачивание куклы и т.д. Формировать умение ориентироваться в пространстве, а также видеть взрослого, отображать в своем действии cловесные инструкции.
«Ходьба и поскоки», муз.англ.нар.мел, «Спортивный марш», В.Золотарева «Покружись и поклонись» муз. В. Герчика.
«Прятки с платочком» р. н. мелодия,
Платочки, детские музыкальные инструменты,листочки,султанчики, и . т. д.
Выполняет движения за педагогом или самостоятпельно
Дидактические игры с детскими музыкальными инструментами
Развивать зрительное восприятие: из нескольких детских музыкальных инструментов выбрать один, формировать умение извлекать звук из более сложных инструментов: колокольчик, детское пианино, постучать палочками на барабане, по колокольчику.
«Музыканты» музыка Г. Вихаревой, игра «Угадай, что звенит?», «Найди, кто поёт?»муз.Т.В. Бокач
Колокольчик,
Барабан,
Треугольник,
Звучащие игрушки,
Маракасы.
Находит инструмент или называет его
Песни
Пропевать согласную «ц» в попевке, выполняя метроритмический пульс поочередными ударами ладоней о стол.
Подпевать за взрослым
«Цыцыбэ», К.Орфа
«Я умею рисовать», муз. Л.Абелян;
«Про козлика» муз. Г. Струве;
«Веселые путешественники», муз. М.Старокадомского
Иллюстрации по содержанию песни,
Пытается прохлопать попевку, подпевать за педагогом.
Дидактические игры с детскими музыкальными инструментами
Развивать зрительное восприятие: из нескольких детских музыкальных инструментов предложить выбрать один, учить извлекать звук из более сложных инструментов: колокольчик, детское пианино, постучать палочками на барабане, по колокольчику.
«Музыканты» муз. Г. Вихарева, игра «Угадай, что звенит?», «Найди, кто поёт?» муз. Т. В. Бокач,«Тихо- громко» муз. А. Рустамова, народные песни (аудиозаписи)
«Найди колокольчик»-игра,
«Угадай, что звучит?» – игра.
Находит соответствующий музыкальный инструмент
Музыкальный руководитель Г.Н.Иванова
Источник