Индивидуальная программа учителя логопеда для детей с синдромом дауна
Образец индивидуальной программы логопедической работы с учеником начальной школы с диагнозом РДА в период реабилитации.
Ф.И.О | |
Возраст ребенка | |
Код заболевания | |
Дата выполнения | |
Результаты выполнения | |
Исполнитель | |
Диагностика | |
Коррекционно — развивающие занятия | |
Консультирование детей | |
Консультирование родителей | |
Комплексные занятия | |
Логопедический массаж | |
Пальчиковая гимнастика | |
Дыхательная гимнастика |
Диагностика: Иншакова О.Б. «Альбом логопеда», Кирьянова Р.А. «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».
Коррекционно-развивающие занятия Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997 г.,Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Методика обучения детей глобальному чтению, С.В.Исханова Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.
Пальчиковая гимнастика: Цвынтарный В.В.
Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.
1. Развитие понимания речи через использование эмоционально-смыслового комментария режимных моментов, а также ситуаций игровых и учебных.
2. Формирование простейших инструкций, часто используемых в ситуации занятий: возьми, дай, положи, сядь, подойди и т.д.
3.Растормаживание речи через:
- Провоцирование на эхолалии и непроизвольные словесные инструкции
- Упражнения в написании и анализе слов.
- Обобщение и закрепление знаний по теме:
- «Звуковой анализ слов».
- «Написание однослоговых слов с йотированными гласными»
4. Развитие речи через устное комментирование деятельности ребенка и действий педагога, через проговаривание предстоящих или прошедших событий.
5. Формирование активного словаря на материале картинок, звуковых символов, глобального чтения написанных на карточках слов.
Образец индивидуальной программы логопедической работы с ребенком младшего дошкольного возраста с диагнозом синдром Дауна в период реабилитации.
Ф.И.О | |
Возраст ребенка | |
Код заболевания | |
Дата выполнения | |
Результаты выполнения | |
Исполнитель | |
Диагностика | |
Коррекционно — развивающие занятия | |
Консультирование детей | |
Консультирование родителей | |
Комплексные занятия | |
Логопедический массаж | |
Пальчиковая гимнастика | |
Дыхательная гимнастика |
Диагностика: Иншакова О.Б. «Альбом логопеда», Кирьянова Р.А. «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».
Коррекционно-развивающие занятия Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. ,Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.
Пальчиковая гимнастика: Цвынтарный В.В.
Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.
1. Развитие понимания речи через использование эмоционально-смыслового комментария режимных моментов, а также разученных игровых действий с предметами («Накорми куклу», «Покатай в коляске», «Положи спать»).
2. Формирование простейших инструкций, часто используемых в ситуации занятий: возьми, дай, положи, сядь, подойди и т.д.
- Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки («Что шумит за окном», «Шумящие коробочки»).
- Повторение и обыгрывание звуковых реакций и вокальной аутостимуляции ребенка с дальнейшим приданием эмоционального смысла.
- Провоцирование самостоятельного звукоподражаний, используя игрушки домашних животных..
4. Развитие речи через устное комментирование деятельности ребенка и действий педагога, через проговаривание предстоящих или прошедших событий.
5. Формирование словаря на материале картинок, звуковых символов.
тема: повторение :«Игрушки», «Посуда», знакомство: «Домашние животные».
Образец индивидуальной программы логопедической работы с учеником начальной школы с диагнозом ДЦП в период реабилитации.
Ф.И.О | |
Возраст ребенка | |
Код заболевания | |
Дата выполнения | |
Результаты выполнения | |
Исполнитель | |
Диагностика | |
Коррекционно — развивающие занятия | |
Консультирование детей | |
Консультирование родителей | |
Комплексные занятия | |
Логопедический массаж | |
Пальчиковая гимнастика | |
Дыхательная гимнастика |
Диагностика: Кирьянова Р.А. «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».
Коррекционно-развивающие занятия Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», Г.Г.Мисаренко «Обучение фонематическому анализу в начальной школе».
Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.
1-ая неделя
Тема: Определение количества звуков с опорой на слух и движение артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания
2-ая неделя
Тема: Артикуляционная гимнастика. закрепление произношения заднеязычных звуков К-Г-Х
артикуляционная гимнастика в произнесении свистящих звуков
- открытых слогах; «Повтори за мной» (ас-ос-ус-ыс)
- закрытых слогах; «Запомни и повтори» (са-со-су-сы; за-зо-зу-зы, ца-цо-цу-цы))
- в словосочетаниях; «Договори слово»
- со стечением в словах: («Выбери картинку», «Придумай слова», «Замени звук»)
3-я неделя
Дифференциация (со звуками – заменителями, по этапам автоматизации звуков).
4-я неделя
Слоговой анализ. Слоговые схемы слова. Дифференциация твердых и мягких звуков.
Пальчиковая гимнастика. Массаж пальцев и кистей рук.
Источник
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
ребёнка с синдромом Дауна
I год обучения
Цель: 1. Адаптация ребенка в дошкольном учреждении.
2. Создание психологической основы разных видов деятельности.
Задачи коррекции | Способы реализации |
1. Развитие адекватных форм коммуникации. 2. Формирование стереотипа учебного поведения. 3. Развитие общей и мелкой моторики. 4. Развитие понимания речи. 5. Сенсорное развитие 6. Формирование элементарных математических навыков. 7. Продуктивная деятельность | а) учить обращаться за помощью к взрослому в затруднительных ситуациях; б) последовательное поощрение адекватного общения с другим человеком; в) учить дифференцировать людей из ближайшего окружения; г) создание системы коррекции проявления негативизма в различных ситуациях; а) обучение выполнению инструкций; б) формирование стереотипа выполнения самостоятельных заданий; а) обучение выполнению различных физических упражнений, направленных на развитие самоконтроля, на преодоление неловкости, развитие плавности; б) выполнение упражнений пальчиковой гимнастики; в) лепка; г) выполнение самостоятельных заданий нарастающей склонности. (нанизывание бус, сортировка предметов); д) рисование пальцами (при помощи специальной краски); а) обучение пониманию названий частей тела; б) обучение пониманию глаголов путем выполнения различных инструкций; в)обучение пониманию функциональных предложений и фраз в знакомых контекстах; а) ориентировочно-исследовательская деятельность с предметами; а) соотношение форм и фигур; б) складывание разрезных картинок; в) конструирование по образцу; г) формирование представлений о количестве; д) формирование представлений о цвете; а) вызвать интерес к продуктивным видам деятельности; б) знакомство с материалами, используемыми на занятиях; |
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
ребёнка с синдромом Дауна
II год обучения
1. Социализация:
Задачи: Развивать представление ребенка о себе, развивать личность в целом.
Игры: «Кто спрятался», «Кто это», «Топни ножкой», «Вот я», «Маме улыбаемся».
2.Социальное развитие.
Задачи: Установление прочных эмоциональных связей ребенка с близкими взрослыми, усвоение способов приобретения общественного опыта.
Игры: «Где петрушка?», «Заведем игрушку», «Кто там», «Найди себя на фотографии».
3.Познавательное развитие.
Задачи: Вырабатывать стремление не только рассматривать предметы, но и действовать с ними.
Игры: «Катится – не катится», «Спрячь игрушку», «Собери пирамидки», «Построй башню», «Прокати шарик в ворота».
4.Сенсорное воспитание:
Задачи: Учить ориентироваться на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие.
Игры: «Почтовый ящик», «Разложи шарики в корзинки», «Кубик на кубик», «Расставь тарелочки»
5.Формирование наглядно-действенного мышления:
Задачи: Учить выполнять целенаправленные действия с предметами, использовать вспомогательные средства.
Игры: «Посади елочку», «Собери грибы», «Пересыпь фасоль», «Поймай шарик за веревочку», «Прокати машинку».
6.Ознакомление с окружающим.
Задачи: Сформировать познавательный интерес к предметам и явлениям окружающей действительности.
Игры: «Кто в домике живет», «Птичка», «Смотрим в окошко», «Парные картинки», «Собираемся гулять», «Что это?».
7. Формирование предпосылок к продуктивной деятельности.
Задачи: Стимулировать интерес к процессу рисования, лепки, аппликации, конструирования.
1.Лепка: «Лепешки для матрешки», «Колобок», «Конфеты для куклы».
2. Рисование: «Дорожки для зайчиков», «Дождик», «Шарик с веревочкой».
3. Конструирование: «Дорожки», «Заборчик»
4. Аппликация: «Мячик», «Шарик».
Источник
Индивидуально образовательный маршрут
речевого развития ребенка с синдромом Дауна, ЗРР.
Учитель-логопед:
Суханова О.О.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
— достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
ЗАДАЧИ:
— развитие артикуляционного аппарата;
— развитие фонематического слуха;
— развитие речевого дыхания;
— актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь;
— закреплять обобщающие понятия;
— способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ НА РЕБЕНКА.
По медицинскому обследованию:
ØСпособность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением имеют нарушения первой степени (нарушения координации движений, низкая самооценка),
ØСпособность к общению, низкий уровень развития мелкой и крупной моторики бучению, к трудовой деятельности не нарушена.
Психологическая диагностика показала, что у ребенка:
ØОтсутствует мотивация к познавательной деятельности.
ØУ ребенка повышенная подвижность, склонна к гримасничанью, развита подражательность, хорошо копируют действия окружающих их людей.
ØВ контакт вступает легко, часто проявляет навязчивость. Приветлива, проявляет чувство симпатии, обиды, стыда. Но эти эмоции малодифференцированны.
ØНастроение чаще хорошее, несколько повышенное; эмоциональные реакции адекватны, но ограничены.
ØЛюбопытна, живо реагирует на новизну.
ØНесамостоятельна, безынициативна, легко подчиняется. Иногда проявляет немотивированное упрямство.
Педагогическая диагностика показала, что у ребенка
Ø Темп выполнения заданий очень низкий.
Ø Низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).
Ø Низкий уровень познавательного, социально-личностного и физического развития.
Ø Мышление поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать, обобщать.
Ø Ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий.
Ø Нуждается в постоянной помощи взрослого;
По логопедическому обследованию:
1. Грубая задержка речевого развития.
2. Обращённую речь понимает.
3. Фразовой речи нет. Жестов нет.
4. Активный и пассивный словарь ограничен.
5. Фонематический слух нарушен.
6. Фонематические функции не сформированы.
7. Со слов мамы знает 5-6 слов.
8. Связная речь не сформирована.
Заключение: Синдром Дауна, ЗРР.
По результатам диагностик определён следующий индивидуальный маршрут речевого развития:
Выявленные речевые проблемы
Цель и задачи работы
Формы реализации и вилы деятельности
Содержание коррекционно-развивающей работы
Сроки реализации
Направление взаимодействия специалистов
Оценка результативности и ожидаемые результаты
Проблема — системное недоразвитие речи.
1. 3вукопроизношение.
Полиморфное нарушение произношения. Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).
2. Фонематическое восприятие.
Грубое недоразвитие фонематического восприятия.
З. Слоговая структура слова.
Затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более простых слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз.
4. Лексика.
Понимает простые социально-бытовые инструкции, простые вопросы. Грубо нарушено понимание логико-грамматических конструкций.
5. Грамматический строй.
Имеется в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова: нарушено различение единственного – множественного числа существительных и глаголов, приставочных глаголов, форм мужского и женского рода, уменьшительно- ласкательной формы существительных, значений предлогов.
6. Связанная речь.
Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок. Диалогическая речь отсутствует.
Цель: выработка стремления ребенка с синдромом Дауна к коммуникативной деятельности.
Задачи:
— развитие понимания речи;
— активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
— развитие произносительной стороны речи;
— развитие фразовой речи.
Формы реализации:
-Индивидуальная работа
-Работа в подгруппе
Виды деятельности:
— Специальные упражнения
— Игры, в т. ч. сюжетно-ролевые
— Занятия –консультации с ребенком и семьей
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Игры на коррекцию дыхания и развитие голоса
3.Работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук.
4. Игры на развитие слухового внимания.
5. Подвижные игры
6. Прогулки, дают возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и
обобщающие понятия одежды и обуви.
7. Дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении
8.Логопедические занятия в соответствии с планом работы.
1.Организационно –теоретический.
СЕНТЯБРЬ 2014Г.
• -Анализ ситуации
• -Диагностика
• -Организация работы творческой группы
• -Изучение методической литературы по данной теме
• -Разработка индивидуального маршрута.
· &n
Источник
Раиса Хмелевская
Программа речевого развития детей с синдромом Дауна
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию речи для дошкольников с синдромом Дауна разработана с учетом возрастных, личностных и индивидуальных особенностей воспитанников. Данная программа по функциональному предназначению коррекционно-развивающей. Форма реализации программы – подгрупповая и индивидуальная. Срок реализации – 3 год.
Отличительной особенностью программы от уже существующих в этой области является то, что она ориентирована на развитие речи ребёнка с синдромом Дауна, а это означает процесс и результат предоставления ему возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и образовательные.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время большое количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К ним относятся и дети с синдромом Дауна. Особенность развития таких детей состоит в том, что у них нарушена познавательная деятельность, присутствует общее недоразвитие речи, снижена познавательная активность, снижен уровень понимания, отмечаются различные отклонения в поведении (неврозы, страхи, агрессивность). Развитие речи у детей с синдромом Дауна — это сложный многоуровневый и многофункциональный процесс, требующий от педагогов знаний этапов формирование речи у детей в норме, особенностей речевого развития детей с интеллектуальными особенностями, а также достаточного опыта в построении методики развития речи детей с синдромом Дауна и организации единого речевого режима среди всех педагогов.
Особенности развития речи детей с синдромом Дауна:
1. Понимание речи намного опережает развитие активной речи.
2. Зрительная память развита гораздо лучше слуховой.
3. Социальное и эмоциональное развитие являются наиболее сохранными сферами.
4. Сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания.
5. Сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого произношения.
Цель: развитие речи детей с синдромом Дауна.
•Задачи: Формирование общения «взрослый — ребенок».
• Расширение объема понимания обращенной речи.
• Формирование средств общения, доступных детям с синдромом Дауна.
•Использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, соблюдение очередности, использование жестов и звуков. Все виды деятельности, игры, песенки и потешки, сопровождаемые движениями, должны подбираться с учетом данной задачи.
• Нормализация движений артикуляторных органов.
• Нормализация дыхания. Активизация вдоха и выдоха.
• Активизация звукопроизношения.
Методика и технология реализации:
Программарассчитана на три года дошкольного периода:
4-5 лет – первый год обучения;
5-6 лет – второй год обучения;
6-7 лет третий год обучения
Развитие речи и общения реализуется как на специально организованных занятиях логопеда и воспитателей, так и в процессе различных игр, совместной деятельности и бытовых ситуациях.
Программа носит цикличный характер, рассчитана для реализации в условиях детского дома на период 3 года. Программа реализуется в специально организованных и оснащенных помещениях детского дома с учетом возрастных и индивидуальных потребностей и особенностей воспитанников.
Целевая группа: воспитанники детского дома в возрасте от 5-х до 7-ти лет.
Состав исполнителей: педагогические работники учреждения, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Материальное обеспечение занятий: специализированные помещения детского дома, мольберт, компьютер, экран, мультимедиа проектор, музыкальный проигрыватель для создания эмоционального настроя, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, методические материалы, наборы картинок по темам, игрушки, канцелярские принадлежности.
Формы реализации программы: работа по подгруппам и индивидуально, беседы, рассказы, показ иллюстраций, мультимедийных презентаций, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, речевые игры и упражнения.
Критерии эффективности программы:
— занятия адаптированы к социальным и психологическим особенностям развития детей;
используются различные методы работы;
каждое занятие имеет практическую часть;
все участники информированы о целях, задачах и формах работы.
Ожидаемые результаты:
• сформировано общение «взрослый — ребенок»
• достаточный объем понимания обращенной речи
• сформированы средства общения, доступные детям с синдромом Дауна
•в общении используются вербальные и невербальные средства: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, соблюдение очередности, использование жестов и звуков
• нормализованы движения артикуляторных органов
• нормализовано дыхание, вдох и выдох активизированы
• звукопроизношения понятное окружающим, ясное, чёткое
Источник