Индивидуальная программа для детей с синдромом дауна скачать

     Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

                            ребёнка с синдромом Дауна

                                                        I год обучения

Цель:    1. Адаптация ребенка в дошкольном учреждении.

              2. Создание психологической основы разных видов деятельности.

Задачи коррекции

Способы реализации

1. Развитие адекватных форм коммуникации.

2.  Формирование стереотипа учебного поведения.

3. Развитие общей и мелкой моторики.

4. Развитие понимания речи.

5. Сенсорное развитие

6. Формирование элементарных математических навыков.

7. Продуктивная деятельность

а) учить обращаться за помощью к взрослому в затруднительных ситуациях;

б) последовательное поощрение адекватного общения с другим человеком;

в) учить дифференцировать людей из ближайшего окружения;

г) создание системы коррекции проявления негативизма в различных ситуациях;

а) обучение выполнению инструкций;

б) формирование стереотипа выполнения самостоятельных заданий;

а) обучение выполнению различных физических упражнений, направленных на развитие самоконтроля, на преодоление неловкости, развитие плавности;

б) выполнение упражнений пальчиковой гимнастики;

в) лепка;

г) выполнение самостоятельных заданий нарастающей склонности. (нанизывание бус, сортировка предметов);

д) рисование пальцами (при помощи специальной краски);

а) обучение пониманию названий частей тела;

б) обучение пониманию глаголов путем выполнения различных инструкций;

в)обучение пониманию функциональных предложений  и фраз в знакомых контекстах;

а) ориентировочно-исследовательская деятельность с предметами;

а) соотношение форм и фигур;

б) складывание разрезных картинок;

в) конструирование по образцу;

г) формирование представлений о количестве;

д) формирование представлений о цвете;

а) вызвать интерес к продуктивным видам деятельности;

б) знакомство с материалами, используемыми на занятиях;

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

                                  ребёнка с синдромом Дауна

                                                    II год обучения

1. Социализация:

Задачи: Развивать представление ребенка о себе, развивать личность в целом.

Игры: «Кто спрятался», «Кто это», «Топни ножкой», «Вот я», «Маме улыбаемся».

2.Социальное развитие.

Задачи: Установление прочных эмоциональных связей ребенка с близкими взрослыми, усвоение способов приобретения общественного опыта.

Игры: «Где петрушка?», «Заведем игрушку», «Кто там», «Найди себя на фотографии».

3.Познавательное развитие.  

Задачи: Вырабатывать стремление не только рассматривать предметы, но и действовать с ними.

Игры: «Катится – не катится», «Спрячь игрушку», «Собери пирамидки», «Построй башню», «Прокати шарик в ворота».

4.Сенсорное воспитание: 

Задачи: Учить ориентироваться на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие.

Игры: «Почтовый ящик», «Разложи шарики в корзинки», «Кубик на кубик», «Расставь тарелочки»

5.Формирование наглядно-действенного мышления:

Задачи: Учить выполнять целенаправленные действия с предметами, использовать вспомогательные средства.

Игры: «Посади елочку», «Собери грибы», «Пересыпь фасоль», «Поймай шарик за веревочку», «Прокати машинку».

6.Ознакомление с окружающим.

Задачи: Сформировать познавательный интерес к предметам и явлениям окружающей действительности.

Игры: «Кто в домике живет», «Птичка», «Смотрим в окошко», «Парные картинки», «Собираемся гулять»,  «Что это?».

7. Формирование предпосылок к продуктивной деятельности. 

Задачи: Стимулировать интерес к процессу рисования, лепки, аппликации, конструирования.

1.Лепка: «Лепешки для матрешки», «Колобок», «Конфеты для куклы».

2. Рисование: «Дорожки для зайчиков», «Дождик», «Шарик с веревочкой».

3. Конструирование: «Дорожки», «Заборчик»

4. Аппликация: «Мячик», «Шарик».

Источник

Ольга Никитина
Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

Пояснительная записка

Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна составлена на базе Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева (допущено Минобразования России, 2003 год)

В соответствии с Международной статистической классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) это дети с диагнозом синдром Дауна (шифр врача-педиатра — Q-90, шифр врача-психиатра ребенку раннего возраста — F 79.04).

Читайте также:  Синдром мышечной гипотонии у новорожденного лечение

Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.

В программе предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детейв специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям.

Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В, В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития, о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

Программа включает введение, пояснительную записку, изложение содержания по направлениям коррекционно-образовательной работы.

Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, речевое развитие ребенка. Практиче-ская реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования, ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных мате-матических представлений.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

Программа для детей с синдромом Дауна построена в соответствии с принципа-ми, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях.

Программа составлена с учетом:

• характера ведущей деятельности;

• структуры и степени выраженности нарушения;

• ведущих мотивов и потребностей ребенка;

• целей дошкольного воспитания.

Работа по активизации компенсаторных механизмов у детей с синдромом Даунаопирается на сильные стороны их развития:

• относительная сохранность эмоций;

• сохранность зрительно-двигательного восприятия;

• достаточно высокий уровень имитационных способностей;

• относительная сохранность тактильной чувствительности;

• сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;

• сохранность эмоциональной памяти.

Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития детей имеет коррекционную направленность.

Работа специалистов с детьми включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь, в конце первого периода обучения (январь) и в конце второго периода обучения (май). Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на ПМПК,по итогам которого:

• дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в группе и получают рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте;

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации. В предложенной системе работы заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы.

Читайте также:  Синдром нагера или акрофациальный дизостоз

Педагогическая целесообразность программы заключается в:

• раннем выявлении и начале целенаправленной коррекционно-педагогической работы;

• определении содержания и методов обучения и воспитания;

• реализации единства требований к воспитанию и обучению ребенка;

• реабилитации ребенка с нарушениями в развитии.

Отличительная особенность.

Использование программы предполагает большую гибкость. В программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.

Продолжительность реализации программы. Программа рассчитана на четыре учебных года, на детей дошкольного возраста (от 3 до 7-8 лет).

Формы и режим занятий. Форма проведения занятий — фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. Продолжительность каждого занятия зависит от возраста ребенка и имеющегося у него нарушения.

Цель программы. Формирование у детей с тяжелыми нарушениями психофизического развития общественного опыта, способствующего их социальному развитию и раскрытию у них потенциальных возможностей и способностей.

Программапредусматривает решение ряда задач: диагностических, воспитательных, коррекционных и образовательных.

Диагностические

• Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.

• Уточнение диагноза при динамическом наблюдении.

• Определение индивидуальной программы развития ребенка.

Воспитательные

• Социализация.

• Формирование самостоятельности.

• Становление нравственной ориентировки.

• Воспитание положительных качеств.

Коррекционные

• Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.

• Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка.

• Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.

• Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.

Образовательные

• Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.

• Развитие познавательной активности.

• Формирование всех видов детской деятельности.

В программевыделены следующие разделы:

• Социальное развитие

•Познавательное развитие:

1.1. Сенсорное воспитание.

1.2. Формирование мышления.

1.3. Формирование элементарных количественных представлений.

1.4. Ознакомление с окружающим

1.5. Развитие речи.

• Формирование деятельности.

1.1 Обучение игре.

1.2 Изобразительная деятельность:

а) лепка

б) аппликация

в) рисование

1.3 Конструирование.

1.4 Трудовое воспитание:

а) воспитание культурно-гигиенических навыков

б) ручной труд

в) хозяйственно – бытовой труд

• Эстетической развитие

1.1 Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность.

1.2 Ознакомление с художественной литературой.

Обучение в коррекционной группе для детей с синдромом Даунаможно условно разделить на три периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь.

II период — декабрь, январь, февраль.

III период –март, апрель, май.

В сентябре1–2 недели проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи детей.

В сентябре с 3 недели начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Вся дальнейшая работа в коррекционной группе для детейс задержкой психического развития строится на материале следующих лексических тем:

Источник

Цель: Развивать понимание обращенной речи, навыков продуктивного взаимодействия, самообслуживание, расширение и активизация словарного запаса, развитие познавательной деятельности.

Месяц

Задачи

Содержание работы

Результат

Сентябрь     

 «Игрушки»

Расширение словарного запаса: название игрушек.

Развитие понимания речи.                   Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.

Пальчиковые гимнастики: «Прятки» «Матрешки» «Здравствуй, мячик».

Игры: « Покажи игрушку» «Что изменилось?» «Собери пирамидку» «Построим из кубиков дорожку»

Рисование  и лепка «Мячик большой и маленький» «Шарик».

Обследование игрушек.

Октябрь

«Человек, части тела»

Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия.

 Развитие моторики рук.

Развитие ориентировочного конструктивного праксиса.

Пальчиковые гимнастики: «Прятки» «Разминаем пальчики».  «Раз, два, три, четыре, пять»,  «Пальчик о пальчик».

Читайте также:  Синдром дефицита внимания с гиперактивностью консультация

Игры:  с игрушками вкладышами, «Покажи, где …(носик, ротик, глазки)». «Где же наши ручки?» «Сделай человечка» «Смешная рожица».

Лепка: «Колбаски и бублики»

Упражнение « Покажи части тела»

Ноябрь

«Осень»

Расширение и активизация словарного запаса.

Развитие познавательной деятельности.

Развитие моторики рук.

Пальчиковые гимнастики: «Дождик» «Осенний букет» «Зонтик» «Осенние листья».Массаж «Дождь».

Игры: «Солнышко и дождик» «Найди и покажи» «Собери овощи в корзинку» «Собери листочки и разложи их по цвету» «Собери орешки для белочки» «Посади цветы на клумбу». «Осенью» «Резиновые сапожки надеваем мы на ножки»- игры с движениями.

Игры с прищепками: «Ветер срывает листья с дерева»

Рисование  и лепка «Овощи» «Дождик» «Падают листья» «Листики осенние».

Наблюдения за листопадом. Рассматривание овощей.

Декабрь

«Одежда»

Расширение словарного запаса. Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия.

Развитие моторики рук.

 Развивать понимание обращенной речи.

Пальчиковые гимнастики: «Варежка» «Носки» «Стирка».

Игры: «Разложи пуговицы по коробочкам » «Гуляем по дорожкам» «Скачет зайка босой» «Найди и покажи одежду»  «Сложи одежду в шкаф» «Подбери заплатку» «Повяжи ленту» «Заплатки для сапожка». Игры с прищепками (пуговицами)- «Платье» «Укрась сапожок» «Подшиваем тапочки» «Щетка для обуви» «Зашнуруй ботинок»

Рисование  и лепка «Одежда с карманами и пуговицами» «Раскрась одежду (ботинок)» «Красивые сапожки» «Обувь для сороконожки».

Рассматривание одежды и обуви.

Январь    

   «Зима»

Развивать понимание обращенной речи.

Развитие познавательной деятельности.

Развитие моторики рук.

Пальчиковые гимнастики: «Снежок» «Закрывайте окна, закрывайте двери»

Игры: «Укрась елку » «Елочные игрушки» «Подбери варежки по цвету» «Помоги зайцу сменить шубку»

Рисование  и лепка «Шарики на елочке» «Снежинки» «На деревьях, на лужок тихо падает снежок».  

Ручной труд: «Снежки» «Посыпь снежком скользкую дорожку»

Февраль

«Домашние животные и птицы»

Расширение словарного запаса: название животных и птиц.

Развитие понимания речи.                   Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.

Развивать звукоподражание.

Пальчиковые гимнастики: «Птичка» «Курочка клюет зернышки» «Веселая зарядка».

Игры: «Кто как поет? » «Покормим птичку» «Чудесный мешочек» «Найди маму» «Накорми животных».

Игры с прищепками — «Сделай клюв птицам» «Разноцветные рожки»

Рисование  и лепка «Разные следы» «Пятнышки на шерсти» «На лугу» «Щенок» .

Конструирование: «Домики, заборчики для животных, птиц» «На ферме»

Обследование игрушек.

Март

«Семья»

Расширение словарного запаса: мама, папа, бабушка, я.

Развитие понимания речи.                   Развитие  моторики рук.

Пальчиковые гимнастики: «Дождик» «Вот колючий мячик — ежик» «Моя семья» «Теремок».

Игры: « У лисички день рождения» «Колыбельная для куклы» «Наша мамочка устала»  «Поставь на место»  « Где у мамы глазки, ротик, носик?» «Помоги помыть посуду» «Забей гвозди – сколоти забор» «Разложи конфетки».

Игры с прищепками: «Бусы» «Букет для мамы»

Рисование  и лепка «Дым из трубы» «Бабушкин колобок» «Поставь машины в гараж» «Вкусные конфетки».

 Ручной труд: «Рыба»

Конструирование: «Домик из кубиков»

Апрель                                                       « Дикие животные»

Расширение словарного запаса: название животных.

Развитие понимания речи.                   Коррекция восприятия – тактильное изучение игрушек. Развиваем игровые действия с игрушками.

Развивать моторику рук.

Пальчиковые гимнастики: «Зайка» «Белка». Массаж «Мышка» «Мишка».

Игры: «Кто ушел, кто пришел? » «Что изменилось?» «Кто куда спрятался?» «Зайка беленький сидит».                        «Кто больше?» — расставить игрушки по размеру. Игры с прищепками: «Ежик» «Львиная грива». Игра с пуговицами «Змея»

Рисование  и лепка «Разные следы» «Забор в зоопарке» «Пятна на жирафе».

Конструирование: «Домик для зверей» «Вольер»

    Май

 «Насекомые»

Расширение словарного запаса: название животных и птиц.

Развитие понимания речи.                  Развиваем игровые действия с игрушками.

Развивать звукоподражание.

Развитие понимания речи: отраженно – сопряженные действия: насекомое — летает, кружиться, садиться.

Пальчиковые гимнастики: «Найди бабочку, непохожую на других» «Рассади бабочек на цветы».

Игры: «Сверху — снизу » «Что изменилось?» «Кто большой, а кто маленький?» «Отыщи жука»

Игры с пуговицами: «Бабочка» .

Рисование  и лепка «Бабочки на цветах» «Бабочка — красавица» «Бабочка» «Сделай точки божьей коровке».

Ручной труд: «Бабочка» «Построй муравейник»

Обследование и рассматривание игрушек, насекомых

Источник