Игры по развитию речи с синдромом дауна

Айжан Жайлаубай
Развитие речи у детей с синдромом Дауна

Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия. Один из 700-800 младенцев может родиться с синдромом Дауна. Этот показатель характерен для разных стран, климатических зон и социальных слоев. Он не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, питания, достатка, образования или национальности. Мальчики и девочки с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой. Наличие лишней хромосомы определяет ряд особенностей в интеллектуальном и физическом развитии человека с синдромом Дауна. «Солнечные дети» сильно отличаются от своих ровесников. Их состояние явно выделяется не только по некоторым внешним признакам, но и по уровню развития. Дети с синдромом Дауна имеют ярко выраженную задержку речевого развития и уровня интеллекта. Однако проявления этих признаков сильно варьируются во взаимосвязи с индивидуальными особенностями ребенка, врожденными предпосылками, а также от того, насколько рано и грамотно была начата коррекционная работа.

Вопреки многим обывательским мнениям, детишки с синдромом Дауна вовсе не являются необучаемыми и умственно отсталыми. Они имеют свои особенности, которые необходимо принимать во внимание при планировании коррекционной стратегии.

Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Особенно обращает на себя внимание отставание в развитии моторики и речи. Однако к трем-четырем годам они становятся несколько живее и активнее, поскольку начинают ходить. На этом этапе у них формируется речь, проявляется любовь к близким. Однако речь даже и тогда развивается крайне медленно и с большим трудом. Речевые нарушения у детей с синдромом Дауна связаны не только с их интеллектуальной недостаточностью, но и с частыми нарушениями слуха.

Трудности в освоении речи у детей связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.

При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, так и внутри рта.Они нередко испытывают трудности в распознании свои ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.

Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения — одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.

В результате вышеизложенного, можно определить особенности речи больных с синдромом Дауна, подлежащих коррекции.

Дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга.

Изучение опыта специалистов и родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, убеждает в том, что уровень возможностей этих детей должен оцениваться только индивидуально. Поэтому любые обобщения (относительно какого-либо качества, свойства, способности) являются принципиально ошибочными, поскольку знание физического или психического состояния индивида нельзя отрывать от понимания его индивидуальности. Сегодня совершенно ясно, что при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.

Обычно дети с синдромом Дауна гораздо лучше воспринимают речь, нежели говорят сами. Однако им всегда есть что сказать. И им бывает очень обидно, когда они пытаются, пусть не очень внятно, выразить свои чувства и мысли, а их не понимают.

Проблемы с артикуляцией, мешающие другим понимать речь людей с синдромом Дауна, отмечаются практически у всех людей с этим диагнозом (свыше 95% опрошенных семей признали, что речь их детей бывает трудно понять). Ранее считалось, что это присуще синдрому Дауна и потому «не лечится». Сейчас доказано, что все логопедические проблемы, встречающиеся у людей с синдромом Дауна, также встречаются у людей с обычным кариотипом, а значит, наработаны методы преодоления этих трудностей.

Читайте также:  Таблица развития детей с синдромом дауна

У некоторых детей с синдромом Дауна такие проблемы заметны с самого начала и чаще всего связаны с врожденными пороками или особенностями развития (см. начало материала по книге Л. Кумин,часть 1: Особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на развитие речи). Другие дети могут четко произносить отдельные слова и фразы из 1-2 слов, но, когда они начинают говорить более бегло и более развернуто, особенно рассказывать о чем-то, что их взволновало, понять их бывает сложнее.

Проблемы могут носить различный характер. Либби Кумин приводит четыре примера. Ребекка говорит быстро и «глотает» окончания слов, из-за чего не всегда ясно, что именно она имеет в виду. Джошуа говорит всегда очень тихо и так, как будто у него вечно заложен нос. Бен говорит медленно, заикается, путает звуки в словах и повторяет одно и то же слово по многу раз. Карен иногда произносит слова правильно, а иногда пропускает целые слоги в слове, переставляет местами звуки внутри слова, недоговаривает окончания.

Итак, нельзя говорить о проблеме понятности речи людей с синдромом Дауна в целом. Каждый ребенок и каждый взрослый с синдромом Дауна обычно сталкивается с собственным «набором» трудностей, главными из которых могут быть следующие (подробнее они рассмотрены ниже):

— анатомические факторы;

— физиологические факторы;

— неврологические факторы;

— проблемы с восприятием речи (возможные проблемы со слухом у ребенка);

— языковые факторы;

— невербальные факторы;

— ситуационные факторы.

Анатомические (особенности строения) и физиологические (особенности функционирования) факторы связаны с врожденными особенностями человека с синдромом Дауна. Анатомические особенности людей с синдромом Дауна, которые могут оказать влияние на речь,включают:

— высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»;

— особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно; это оказывает влияние на артикуляцию;

— открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе;

— маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть;

— относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса) он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена.

Физиологические особенности людей с синдромом Дауна, которые могут оказать влияние на речь,включают:

— низкий тонус (гипотонус) мышц, что приводит к трудностям в артикуляции;

— более слабые мышцы височно-нижнечелюстного сустава (мышцы, соединяющие нижнюю челюсть с черепом – перед ухом);

— распространенные среди детей с синдромом Дауна простудные заболевания, отиты, нередко приводящие к ухудшению слуха.

Особенности смешанные,анатомо-физиологические:

— увеличенные миндалины и аденоиды, из-за которых происходит некоторая блокада носовых путей, в сочетании с гипотонусом мышц нёба и глотки (зева, задней части горла) – это приводит к тому, что ребенок постоянно говорит «в нос» или гнусаво;

— гипотонус, дыхание через рот (по разным причинам, относительно большой язык и относительно малая челюсть – дети с таким набором особенностей могут привыкнуть держать рот открытым, а язык – высунутым наружу, что отрицательно сказывается и на еде, и на артикуляции.

Некоторые родители выбирают пластическую хирургию и просят укоротить язык ребенка. Это действительно помогает ребенку впоследствии держать язык за зубами в буквальном смысле слова, но никак не помогает развитию речи. Дело в том, что решается анатомическая проблема, проблема строения, но не физиологическая проблема, проблема функционирования. Размер языка не имеет столь решающего значения, как сила мышц и мобильность языка. Итак, намного лучше и безопаснее заниматься с ребенком упражнениями, развивающими силу языка и губ: просить ребенка стискивать губы, трогать языком различные области во рту и снаружи. Разработаны различные комплексы артикуляционных упражнений вам в помощь.

Неврологические факторы связаны с тем, насколько безупречно работает неврологическая система, насколько слажено взаимодействие головного мозга, спинного мозга, нервов. На первом году жизни ребенка обязательно несколько раз осматривает невролог, который поможет выявить и решить существующие проблемы.

Читайте также:  Синдром паучьих пальцев у паганини

Самые распространенные неврологические проблемы у детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь, –это:

— дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц;

— апраксия, состояние, мешающее правильно программировать, планировать и выстраивать по порядку звуки в речи.

(Иногда у детей с синдромом Дауна могут наблюдаться и дизартрия, и апраксия одновременно.)

Кроме того, свою роль могут сыграть гипотонус мышц рта и вокруг рта, сложности, возникающие у ребенка с синдромом Дауна при восприятии речи на слух, и нарушения сенсорики внутри рта (гипер-, или повышенная, чувствительность либо гипо-, пониженная чувствительность).

Бесспорно, что работу по развитию и обогащению словарного запаса ребенка, нужно вести и в повседневной жизни, но мне кажется, что на занятии эти задачи решаются эффективней, т. к. само построение занятия, его структура, организация дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу, и им легче усвоить эталоны, образцы, нормы речи. Занятия по развитию речи проводятся в игровой форме. При этом необходимо использовать специфические игровые приемы, направленные на мобилизацию внимания и речевой активности детей. При планировании материала нужно учитывать, что для его усвоения требуется большое количество повторений, значительно больше, чем нормально развивающимся детям. Правильное использование повторяемости вызывает заинтересованность детей, помогает им оперировать приобретенными знаниями, так как повторяемость – один из основных принципов обучения детей с особенностями.

Лексический и грамматический материал повторяется не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в разнообразных видах деятельности.

Поэтому на каждом занятии проводятся игры, предлагаются задания на освоение разделов развития речи.

Игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия повышают результативность. Такие игры можно назвать «тренировочными» упражнениями.

В начале занятий можно использовать ещё один приём – дидактическая игра в соответствии с лексической темой, которая стимулирует речевую деятельность детей. Данный приём позволяет детям подойти к выполнению задания более осознанно, развивает память, улучшает качество произносимых слов.

В заключительную часть занятия вводятся развивающие игры на развитие внимания, памяти, восприятия, слухового внимания. Это такие игры, как «Тихое эхо», «Умное эхо», «Тренировка памяти» и др.

Вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство соперничества, а также способствуют повышения интереса к занятиям по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Источник

Игры и упражнения для развития речи  

детей с синдромом Дауна.

Глубокие  речевые  нарушения  детей с интеллектуальной  недостаточностью приводят к  речевой замкнутости, поэтому очень важно снять с этих  детей « режим молчания», повысить их речевую мотивацию. Это может быть достигнуто с помощью игр и упражнений.  Развитие  речи у  детей с  умственной отсталостью  отрабатывается в процессе игр и упражнений. Они помогают развивать речь и моторику ребенка в доступной для него игровой форме, сформировать активный  словарный запас, усвоить основные  формы построения предложений, развивать связную речь, закрепить знания об окружающей действительности и сделать обучение веселым и интересным занятием.  

        Игры и упражнения также включают требования  к  интонационной  стороне речи (выразить свою просьбу, благодарность с соответствующей интонацией). Кроме того, дети учатся вести диалог,  внимательно  слушать своих сверстников, смело и громко произносить слова при всех. В игре речь  является средством доброжелательного, вежливого  общения детей с речевым недоразвитием  друг с  другом.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи. Для того, чтобы игра действительно увлекла детей и была результативной, воспитатель должен быть ее непосредственным  участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми воспитатель вовлекает их в совместную деятельность. Он становится, как бы, центром притяжения в игре. Воспитатель организует игру и направляет ее – он помогает детям преодолевать затруднения, ободряет их хорошие поступки, поощряет соблюдения правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым двух разных ролей – участника и организатора – важная особенность любых игр и упражнений для развития речи умственно отсталых детей.  

 Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы. Во время проведения игр  я чаще всего использую метод  хорового проговаривания. Хоровое проговаривание  слов и предложений предшествует индивидуальному проговариванию. Обычно одно  хоровое  проговаривание сочетается с несколькими индивидуальными. Это значительно повышает плотность занятия, помогает вовлечь в работу всех детей. Я остановлюсь на таких видах игр для развития речи, которые наиболее часто  использую в своей работе. Это: 1)пальчиковые игры и речь с движением; 2) хороводные игры; 3) сюжетно-ролевые игры; 4) игры-драматизации.

Читайте также:  Синдром нарушения ритма виды аритмий

Пальчиковые игры и речь с движением.

        Развитие  мелкой моторики способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз и снижает психическое напряжение. Такие занятия способствуют развитию речи, восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления, положительно влияют на  эмоциональное состояние детей,  а также радуют и ободряют их и учат общаться. Дети с  умственной отсталостью  легче запоминают стихи с  движениями, потому что в ходе занятий задействуются разные каналы восприятия и ассоциативная память.  (Просмотр пальчиковой  игры и речи с движением на видео при изучении тем «Овощи» и «Части лица и тела»).

Хороводные игры.

        Хороводные игры и игры с  пением способствуют развитию выразительности речи и  согласованности  слов с  движениями. Подобные  игры  формируют также произвольное запоминание текстов и движений. Они помогают детям  с умственной отсталостью научиться организовывать свое общение между собой и делают они это с  большим удовольствием. Прежде всего,  веселый настрой, радость, которую подарит легкий танец. А  чем  больше  стишков и песенок будет слышать и повторять  умственно отсталый ребенок, тем лучше  будет речь, память, фонематический слух, чувство ритма. Дети также учатся координировать и  соотносить свои движения с движениями других,  взрослых и детей. Ведь если идти  слишком быстро или медленно,  или не в ту сторону, или побежать, когда  все  остановились, то хоровода не получится. И это они видят и понимают. (Просмотр на видео  хороводной игры « Во поле береза стояла»).

Сюжетно-ролевые игры.

        Сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место для коррекции недоразвития речи детей. Она развивает у детей навыки общения друг с другом и их речь. Сюжетно-ролевые игры способствуют и помогают подготовить детей к жизни за пределами детского дома, учат мыслить, расширяют кругозор и отрабатывают навыки социального  поведения.  Вызывая речевую активность ребенка, воспитатель направляет ее на сверстника, учит вступать с ним в диалог.

        Любимыми сюжетами у детей 5 группы остаются игры в « Больницу», в «Магазин», в «Парикмахерскую». Когда играют в «Магазин», то здесь происходит не только  общение  между покупателем и продавцом, но и закрепляются родовые понятия «Фрукты», «Овощи», «Игрушки», « Продукты» и др..(Просмотр на видео сюжетно –ролевой игры  в «Магазин»).

Игры – драматизации.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование  какого-либо сюжета, так  называемые, игры — драматизации. Подобные  игры формируют произвольное запоминание текстов и движений.

В игре — драматизации игра присутствует, как свободная  деятельность , которая совершается  не по принуждению. Дети в такой игре не нацелены на результат, им достаточно того, что  они играют. Здесь важен процесс  «оживления» сюжета, например, сказки. Дети воспроизводят содержание сказок, поведение персонажей, их  характерные  движения, ведут диалоги. Новая роль, особенно  диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно и  понятно  изъясняться. У них улучшается диалогическая речь. Если игра проводится впервые, то необходимо проиграть весь речевой сюжет на глазах у детей. Играя нельзя отвлекаться от сюжета. Например, делать замечания детям, т.к. в этом случае теряется целостность сюжета.

        Этапы игры — драматизации включают в себя:

1) знакомство со сказкой;

2) освоение сказки по эпизодам;

3) проигрывание всей сказки целиком;

4) показ зрителям.

(Просмотр на видео фрагментов из игры-драматизации сказки  «Колобок»).

        Программная тематика игр и упражнений, о которых я рассказала, тесно связана с жизнью  и деятельностью детей и  хорошо им  всем  знакома.  Именно узнаваемость материала способствует активизации речевой деятельности, потребности в своем  высказывании  у детей с  умственной  отсталостью. На знакомом  бытовом  материале  у них  происходит расширение  словаря и развитие речи. Многие слова и понятия переходят из пассивного словаря в активный словарь.   Во  всех  играх дети встречались  с  игровыми  действиями, в которых  активно  участвует речь.

Источник