Игры и упражнения с детьми с синдром дауна
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Одна из примет нашего времени – удивительный прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с отставанием умственного развития. Родители и педагоги стали лучше сознавать потребность таких ребят в любви, внимании, поощрении; они убедились в том, что эти дети могут, так же как и другие, с пользой для себя учиться в школе, активно отдыхать и участвовать в жизни общества.
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество.
Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.
Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислании.
Игры на развитие речи детей
«Волшебный мешочек» — развивать и активизировать речь детей. В мешочек положить игрушки животных. Попросить ребенка вытащить из мешочка животного. «Ой! А кого ты вытыщил? Кошечку. А как она говорит? Мяу. Повтори».
«Угадай, кто кричит» — развивать слуховое внимание, активизировать речь детей.
Зрительное восприятие является основой осознания мира и, следовательно, способности реагировать на него. Дети с синдромом Дауна фиксируют своё внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитают простые стимулы и избегают сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняется на протяжении всей жизни. Ошибки в воспроизведении зрительно воспринятых форм связаны у них с особенностями внимания, а не с точностью восприятия.
Дети-дауны не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать. Так, например, разглядывая картинки с изображением нелепых ситуаций, им требуется постоянное побуждение. Иначе, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поиску остальных. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Однако, в результате многочисленных экспериментов было выяснено, что лучше оперируют материалами, воспринимаемыми зрительно, чем на слух.
Для детей с болезнью Дауна характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Часто даже дети восьми-девяти лет не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т.п., значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом начинают различать цвета.
Трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.
При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, так и внутри рта. Они нередко испытывают трудности в распознании свои ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.
Игра «Опиши, яблоко»- развивать вкусовые ощущения; развивать речь детей.
«Перышко» — для развития дыхания. Дуем на перышко.
«Травка для коровки» — стимулировать звукопроизношение «му»; закреплять цвет; воспитывать интерес к рисованию.
Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения – одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.
Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с болезнью Дауна, необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Однако надо понимать, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренней связи между частями картинки, персонажами истории и прочее. Они часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, звуки, слова и т.п.
Поэтому ребенку с болезнью Дауна для развития необходимо очень много стимулов – чтобы что-то делать, в чем-то упражняться, учиться. Им постоянно нужна помощь и поддержка родителей и близких.
Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.
Сенсорное воспитание – начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность,
Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.
Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.
Сенсорное воспитание — начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность,
Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.
Для того, чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развивать мыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию.
В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребёнка с синдромом Дауна в социум.
Коррекционная работа в рамках сенсорного воспитания ведётся по нескольким направлениям — формирование различных эталонных систем. А в рамках формирования конкретной эталонной системы работа ведётся в несколько этапов.
Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.
Игры на сенсорное развитие.
«Рыбак» — развивать глазомер, сгибательные и разгибательные движения кистей рук. В двух мисках с водой лежат по 3 кубика и 3 шарика вперемешку – выбрать кубики в одну миску, а шары в другую – сачком.
Подвижные и психологические игры, игры-эстафеты, позитивно влияют на физическое и психическое состояние детей с синдромом Дауна.
Подвижные игры.
«Попади в цель»- развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Постараться попасть мячом в цель.
«Прокати шарик в воротца»
«Накидывание на кольцеброс» — развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Постараться попасть мячом в цель.
Игры на развитие моторики
«Скатай ленту» — развитие общей моторики. На туалетную бумагу приклеить атласную ленту, разной длины и ширины – учить ребенка заматывать и разматывать ленту, развивая запястья.
«Поймай рыбку» — развивать ловкость, развитие моторики, запястья; развивать хватательные движения. В таз с водой накидать игрушек, которые вылавливать сначала руками, а затем сачком.
«Перелей водичку» — развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Сначала переливать воду из стакана в стакан, а затем в бутылочку с помощью воронки.
«Прокати шарик» — развитие крупной моторики и запястья. Можно взять кусочек теста. Сначала мама катает по ладошке ребенка шарик, а потом учим самого ребенка катать шарик круговыми движениями. Шарик может быть сначала большим, а затем поменьше.
«Слепи колобка» — из теста делать колобочки разного диаметра.
«Вылечи куклу» — в прозрачный стакан с водой кинуть комком гуашь – учить размешивать (сделать кукле лекарство).
Игры с песком.
«Сыщик» — закапывать и откапывать мелкие игрушки из песка, но только руками. Можно просеивать песочек через сито, чтобы найти игрушку, которая «спряталась».
«Художник» — на влажном песке палочкой или пальчиками рисовать узоры. Можно выложить дорожку из камушков.
«Юный конструктор» — прикреплять прищепки на коробку из-под обуви или конфет – это будет ёжик. А если прикрепить на круглый поднос – это будет солнышко.
Источник
Примерный перечень игр и упражнений для ребёнка с синдромом Дауна
Уважаемые родители. В результате психологической диагностики вашего ребёнка, педагог – психолог предлагает примерные упражнения, игры, задания, которые вы можете провести совместно с ребёнком.
Наиболее простые и эффективные игры.
(Не забывайте о безопасности ребёнка во время игр).
1. Массаж ладошек. Массаж ладоней очень полезен для развития тактильных ощущений и мелкой моторики.
2. Разрывание бумаги. Дайте ребенку бумагу разного цвета, пускай рвет ее на части, можете показать как это делать и куда раскладывать, но при этом лучше не оставлять его одного и следить, чтобы он не совал бумагу в рот.
3. Перелистывание страниц. Давайте ребенку книги со страницами разной толщины и красивыми четкими картинками, чтобы, листая страницы и изучая картинки, у ребенка формировался захват и мелкая моторика рук. При этом не забывайте рассказывать и показывать, что видите на картинках.
4. Бусы, пуговицы. Игры с бусинами или пуговицами, которые ребенок может нанизывать на нитку, сортировать по размерам или складывать в баночку (коробку).
5. Вкладыши. Очень полезны для развития мелкой моторики игры с разнообразными вкладышами как деревянными, так и пластмассовыми. Это могут быть как покупные игрушки, так и самодельные, из которых можно строить башенки, вкладывать их друг в друга.
6. Крупы и макаронные изделия (горох, фасоль и более мелкие крупы, макаронные изделия разной величины и формы), банки с крупами. Крупу можно насыпать в миску или баночки. Ребенок будет опускать руки в миску или банку, трогать крупу руками. Можно дать ему несколько банок, чтобы он пересыпал крупу из одной в другую. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
7. Рисование на песке. Песок можно насыпать на поднос. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур (линий, прямоугольника, круга), постепенно усложняя задание.
8. Завинчивание крышек. Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание, открывание и закрывание крышек банок, бутылок и пузырьков развивает ловкость пальцев. Предложите ребёнку сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной и интересной.
9. Застегивание, расстегивание и шнуровка. Застегивать, расстегивать пуговицы и молнию, шнуровать ботинки ребенок учится с того момента, когда начинает ходить. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть ребенок сам это делает. Это не только развивает движения рук, но и приучает его к самостоятельности. Помимо этого можно купить ребенку или сделать самостоятельно игрушки со шнуровкой, пуговицами и молнией.
10. Лепка. Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки используется разный материал: пластилин, глина, соленое тесто. Если собираетесь печь, дайте часть теста ребенку, пускай он его мнет и раскатывает. Лепка хорошо помогает развивать гибкость пальцев, способствует формированию захвата и развитию мышц кистей рук.
11. Рисование и раскрашивание. Рисование, обводка контура картинок и их раскрашивание очень полезно для развития мелкой моторики. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях, поэтому желательно повесить ребёнку на стену специальную доску, чтобы он рисовал.
Все эти игры сопровождаются речью взрослого. Ребёнок учится копировать слова взрослого, повторяет то, что говорят окружающие.
Источник
1. Ходьба в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они способствуют формированию чёткой координации движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию.
2. Игры-упражнения, направленные на развитие способности управлять своей мышечной системой, то есть правильно расслаблять и напрягать определённые группы мышц и произвольно совершать нужные движения.
3. Для того чтобы внятно говорить, необходимо правильно дышать и артикулировать, поэтому логоритмика включает в себя игры-упражнения, направленные на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
4. Игровые упражнения, помогающие активизировать, расширять и переключать внимание и тренирующие память. Любому ребенку важно научиться распределять свое внимание между несколькими видами деятельности, а вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая.
5. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть — ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения определенных движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику и улучшать координацию движений.
6. Ритмические упражнения. Они направлены на выработку темпа и ритма речи и учат ребенка ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно полезно в тех случаях, когда ребенок, проговаривая многосложное слово, не умеет отражать его ритмическую основу, поскольку не чувствует её, как это часто бывает у детей с синдромом Дауна.
7. Пение, которое прекрасно развивает дыхание, слух и голос любого ребенка.
8. Игра на детских музыкальных инструментах помогает развитию мелкой моторики и слуха, формирует чувство музыкального ритма, улучшает внимание, память.
9. Пальчиковые игры. Не стоит забывать, что, развивая ловкость и подвижность пальцев ребенка, мы улучшаем его речевое развитие.
10. Игры, развивающие мимику и артикуляцию. Поскольку у детей с синдромом Дауна снижена чувствительность, они не очень хорошо ощущают свое лицо и не могут свободно управлять мелкими лицевыми мышцами. Игры этого раздела логоритмики помогают им улучшить мимическую и артикуляционную моторику, то есть произвольную подвижность челюстей, губ, щек и языка.
11. Если у ребенка недостаточно развит фонематический слух, ему трудно правильно произносить слова. Упражнения, развивающие так называемое фонематическое внимание и восприятие, то есть различение на слух звуковых единиц языка, помогают в значительной степени улучшить произношение ребенка.
Если внимательно взглянуть на этот небольшой перечень, несложно заметить, что при правильном подборе материала логоритмика помогает нашим малышам развивать «слабые стороны», характерные для детей с синдром Дауна, то есть позволяет регулировать мышечный тонус, приобретать опыт точной и согласованной работы всей мышечной системы, развивать слух, голос, внимание и память. В практике Даунсайд Ап логоритмические занятия проводит специально подготовленный педагог, но целый ряд предложенных в этой брошюре игровых заданий и упражнений родители вполне могут организовать в домашних условиях со своим ребенком или с небольшой группой детей. Мы начинаем вводить логоритмические занятия, когда детям исполняется три года, и широко используем детские песенки, потешки, стихи и игровые упражнения, рассчитанные на соответствующий возраст.
Источник
Дети с синдромом Дауна нуждаются в постоянном общении со взрослыми, сверстниками. Хорошо, если подобное общение проходит в игровой форме. Можно начинать играться с мамой, педагогом, в целом со взрослым, который будет обучать правильным движениям, учить построению логической мысли, в процессе игры вырабатываются навыки следования инструкциям. Для развития очень важна социализация — после индивидуальных занятий нужно заниматься в группе, причем не только с детьми со схожей болезнью, но и с вполне здоровыми детьми. Обучение через подражание другим детям, увеличение усилий с помощью элемента соревновательности, творчество во всех видах — такие занятия будут давать быстрый и стойкий эффект, если, конечно, заниматься регулярно.
Правила
Для того, чтобы занятия проходили не только весело, но и эффективно, следует придерживаться правил:
- Ребенок должен сидеть напротив, чтобы он смог повторить движения, хорошо видеть и слышать слова ведущего (мамы или педагога), а также чтобы его можно было контролировать и поправлять. С ребенком нужно установить доверительные отношения, чтобы он смог сосредоточиться на игре, а не на изучении характера и внешнего вида взрослого.
- Инструкция должна быть предельно простой, короткой, задания должны быть четко поставлены, упражнения нужно делать шаг за шагом. Как можно больше показывать, но речевое взаимодействие также должно быть, причем общение может усложнятся от занятия к занятию, так как речь и мышление у ребенка также должно развиваться.
- Если ребенок не отвечает на вопрос, это совсем не означает, что он не знает. Просто нужно немного выдержать паузу, чтобы ребенок мог собраться с мыслями.
- Заниматься нужно в комплексе — ребенок на слух может воспринимать информацию медленнее, но в обучении помогает зрительное восприятие, ощущение на ощупь. Поэтому нужно использовать картинку, игрушки, предметы быта. Нужно разнообразие приемов проведения урока, но при этом методика должна быть как можно более простой, поможет обучаться быстрее. Например, не нужно проводить сложное обсуждение, достаточно построить диалог на основе вопросов и ответов.
- Игры должны быть логически построены, с четким началом и концом. Если нужна большая нагрузка, ее нужно давать не за счет усложнения игры, а за счет смены простых игр, которые могут идти одна за другой или увеличения динамики одной игры, если она довольно длинная. В игровом процессе должна быть подвижность, элементы юмора, в веселой обстановке ребенок не просто себя лучше чувствует, он может приложить больше усилий, не уставая.
- Важна частота и регулярность занятий. Приветствуется помощь советом или практической помощью в постановке рук, правильном направлении движений. Задание должно иметь логический конец, даже если потребуется посторонняя помощь — так дети учатся доводить начатое до конца.
- Если ребенок не справляется с игрой, не нужно усердствовать, нужно предложить что-нибудь более простое, или более интересное, а сложные игровые задания можно предложить повторно, когда малыш получит необходимые навыки и знания. Ребенок должен получать удовольствие от игры, иначе это не будет игра, а рутина.
- За успешное участие в игровом процессе, за конкретно выполненное задание нужно хвалить. На ошибки нужно указывать, но в формах, которые не будут способствовать неуверенности. Нужно говорить «ты обязательно сможешь» даже если не получается что-то сделать. Этому принципу человек будет следовать и во взрослой жизни, помня, что приложенные усилия никогда не будут напрасными.
- Отказ от определенного занятия на старайтесь воспринимать как желание заниматься чем-то другим. Но работать нужно, отдых желательно сделать просто сменой вида занятия — с умственного переключаться на физическое и наоборот. Дети с синдромом Дауна должны заниматься намного больше обычных детей, чтобы достичь такого же уровня развития, такая особенность воспитательного процесса.
Примеры
Если дети сами не очень активно играются (что может быть в случае с синдромом Дауна), взрослым нужно брать инициативу в собственные руки. Им нужно показывать игрушки, объяснять, что с ними нужно делать, учить ролевым играм (водитель, доктор, повар в зависимости от типа игры). Такие игры для детей становятся частью образовательной программы. Дети смогут самостоятельно играться до восьми лет, до этого времени нужно стать их лучшим другом и играться вместе с ними.
Чудо-мешочек
Игра для детей с синдромом Дауна формирует связную речь, развивает воображение, учит распознавать предметы на ощупь. Дети берут предмет, находящийся в мешке и называют, что это. Начинать лучше с плоских фигурок, потом можно добавить объемные игрушки. В группе можно провести соревнования, кто назовет больше фигурок правильно за определенное количество попыток.
Разминка
Дует ветерок в лицо (машем в лицо ладонями)
Качается деревцо (руки над головой качаются)
Ветерок затихает (приседаем, опуская руки к полу)
Деревцо вырастает (поднимается и тянемся вверх).
Башня
Делаем башню из кубиков. Можно соревноваться, у кого башня будет выше. А можно сыграть в игру — каждый ребенок ставит по кубику, на каком кубике башня упадет. Кубики для игры нужны большие, чтобы башня получилась повыше.
Пальчиковая игра
Игра с помощью пальчиков «День — ночь»
Игра заключается в сжимании и разжимании кулачков. На слова «Пальцы ночью спят, в домике храпят» — сжимаем пальчики в крепкий кулак. На слова «Пальчики днем проснулись, выпрямились, потянулись» — кулаки открываются и пальчики максимально выпрямляются.
Идеи
Дети с синдромом Дауна могут заниматься разными занятиями, которые можно проводить в игровой форме:
- Лепка из глины, пластилина, теста.
- Простые конструкторы, в которых части скрепляются с помощью пазов. Можно делать разные фигуры из конструктора.
- Рисование.
- Пение.
- Подвижные игры на воздухе с мячом.
- Веселые эстафеты.
- Развивать память сначала по изображениям известных бытовых предметов, а потом — по изображениям известных достопримечательностей стран мира (нужно назвать страну) и городов (по достопримечательности нужно назвать город). В некоторых детей память хорошая, ее можно развивать.
- Настольные игры на двоих. Конечно, монополия будет слишком сложной, но фишки с кубиками (кто быстрее достигнет финиша) вполне сойдут. Лучше играть двумя кубиками, так можно научится суммировать числа от одного до шести.
На основе каждого занятия можно сделать небольшой конкурс, соревнования с призами. Призы могут быть самыми простыми (можно дарить по одной конфетке), но игры нужно построить так, чтобы в разных конкурсах могли выигрывать разные дети, ведь одни из них лучше рисуют, другие — лучше поют, третьи сильнее физически. Таким образом удачно проведенная серия конкурсов никого не оставит без подарков.
При индивидуальных занятиях желательно ограничиться устным поощрением, за правильно сделанные задания не нужно стимулировать ребенка материально, поскольку может появится психологическая зависимость — ребенок от каждого своего действия может хотеть подарок, при отсутствии которого пропадает желание работать. А это уход от реальной жизни, нужно помнить, что игры для детей с синдромом Дауна (и для здоровых детей) — это в первую очередь подготовка ко взрослению, вне зависимости от возраста ребенка.
Помните, организм человека построен так, что если возникают трудности в чем-то, их можно устранить тренировками. Если же возникают казалось бы непреодолимые трудности, то они на самом деле преодолеваются развитием других качеств, которые, могут не просто развиться, но и перерасти в уникальный талант, который может стать основой будущей профессии, самостоятельности, а значит — возможности полноценно радоваться жизни.
Источник