Иерусалимский синдром что это такое

Иерусалимский синдром что это такое thumbnail

Иерусалимский синдром — относительно редкое психическое расстройство, вид бреда величия и бреда мессианства, при котором турист или паломник, находящийся в Иерусалиме, воображает и чувствует, что он владеет божественными и пророческими силами и как будто является воплощением определённого библейского героя, на которого возложена пророческая миссия по спасению мира. Данное явление считается психозом и ведёт к госпитализации в психиатрическую больницу.

Особенностью этого синдрома является то, что туристы или паломники, страдающие им, проделывают долгий путь через весь мир до Иерусалима, и когда добираются до него, начинают вести себя на городских площадях и святых местах так, словно обладают божественными или пророческими силами. Театральность, характеризующая их поведение, привлекает внимание окружающих. Иногда их поведение доходит до крайностей и представляет опасность для них самих или окружающих, так что появляется необходимость в насильственной госпитализации, пока не минует период опасности их поведения. Среди страдающих от этого синдрома наблюдались как иудеи, так и христиане, у которых долгожданная встреча со святыми для них местами (например, исторические места присутствия Иисуса Христа, Храм Гроба Господня или Стена Плача) вызывает значительное ухудшение состояния.

Статистика показывает, что иерусалимскому синдрому подвержены с равным успехом иудеи, христиане и мусульмане вне зависимости от конфессии. С точки зрения психиатров, феномен является аналогом наблюдаемого во Флоренции и Риме синдрома Стендаля, или Парижского синдрома, которому наиболее подвержены туристы из Японии. Также аналогичное психическое расстройство может наблюдаться у паломников в Мекке. Христианско-православные же Церкви считают этот синдром разновидностью духовной прелести.

Психиатрическая лечебница Кфар Шауль в Иерусалиме, один из основных центров исследования «иерусалимского синдрома»

Заболевание впервые клинически описано в 1930-х годах иерусалимским психиатром Хайнцем Германом. Вместе с тем первые проявления синдрома были зафиксированы ещё в Средние века в путешествии Феликса Фабера и в биографии Марджери Кемп. Также ряд случаев синдрома наблюдался среди паломников XIX века.

Одним из наиболее тяжёлых по последствиям проявлений синдрома стало поведение христианского паломника из Австралии Денниса Майкла Рохана (en:Denis Michael Rohan). 21 августа 1969 года он попытался поджечь мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, что спровоцировало в городе массовые беспорядки. Сам паломник объявил себя «посланцем Господа», который получил «Божественные указания» уничтожить Аль-Аксу, чтобы помочь евреям во исполнение пророчеств Захарии построить Третий Храм, и тем ускорить Второе пришествие Иисуса Христа.

Рохан пошёл на этот шаг под влиянием проповедей теле-евангелиста Герберта У. Армстронга (en:Herbert W. Armstrong), основателя так называемой Всемирной Церкви Бога (Worldwide Church of God). Вскоре после инцидента Армстронг постарался дистанцироваться от действий Рохана. Ортодоксальный Верховный Раввинат Израиля также осудил попытку поджога.

В конце 1990-х годов Британский психиатрический журнал предположил, что сочетание влияния Иерусалима с приближением нового тысячелетия вызовет в этом городе массовую истерию. В 2000-м году, действительно, наблюдалось некоторое увеличение случаев Иерусалимского синдрома, однако страхи о начале «эпидемии» оказались преувеличенными.

Психиатрическая больница Кфар Шауль[править | править код]

Одним из наиболее известных центров изучения синдрома является больница Кфар-Шауль в Иерусалиме. За 13 лет наблюдения (1980—1993) отмечено 1200 паломников с тяжёлыми психическими проблемами, вызванными посещением Иерусалима. Около 470 из них обратились в больницу. Среди пациентов Кфар Шауль отмечается значительное количество паломников — пятидесятников из деревенских районов США и Скандинавии.

В настоящее время этот показатель составляет в среднем 100 человек в год, из которых в больнице оказывается в среднем 40. Данный показатель является относительно небольшим по сравнению с общим количеством туристов в Иерусалиме (до двух миллионов человек в год). По мнению психиатров Калиана и Вицума, данная пропорция ничем не отличается от любого другого города мира.

Типы[править | править код]

Тип I[править | править код]

Тип I синдрома связан с уже ранее существовавшим у пациента психическим расстройством. Пациент может представлять себя важным для религии историческим персонажем или находиться под влиянием важных религиозных концепций, таких, как пришествие Мессии или Второе пришествие Иисуса Христа.

Тип II[править | править код]

Тип II осложняется идиосинкразией. Он необязательно принимает форму психического расстройства и может проявляться в виде аномальной культурной реакции как для отдельного индивидуума, так и для небольшой религиозной группы.

Тип III[править | править код]

Наиболее хорошо известен тип III, когда ранее психически уравновешенная личность после прибытия в Иерусалим начинает демонстрировать явные признаки психоза. Психоз обычно проходит сам через несколько недель либо после того, как пациент покидает Иерусалим. Для данного типа синдрома имеется характерный набор признаков:

  • Взволнованность;
  • Желание отколоться от группы или семьи и путешествовать по городу в одиночестве;
  • Навязчивое стремление к чистоте, необычно частое принятие душа или ванн, отрезание ногтей на руках и ногах;
  • Изготовление похожего на тогу одеяния белого цвета, часто — из гостиничных простыней;
  • Стремление громко выкрикивать стихи из Библии, псалмы, различного рода религиозные гимны. Заметив подобное поведение, гостиничный персонал либо туристические гиды обычно стараются отвести пациента к специалисту. В противном случае развиваются следующие две стадии синдрома:
  • Процессия или торжественный марш к одному из святых мест Иерусалима;
  • Произнесение проповедей в святом месте. За 13 лет наблюдения зафиксировано 42 подобных проповеди.
Читайте также:  Хронический болевой синдром и депрессия

В популярной культуре[править | править код]

  • В сериале Симпсоны, эпизод «The Greatest Story Ever D’ohed» посвящён Иерусалимскому синдрому.
  • В рассказе Нила Геймана «Иерусалим» описан случай синдрома.

См. также[править | править код]

  • Синдром Стендаля
  • Парижский синдром
  • Культурный шок

Ссылки[править | править код]

  • А. Грицман. Иерусалимский синдром // «Вестник», № 24(283), 20 ноября 2001 г.
  • А. Бильжо. Иерусалимский синдром // «Известия», 01.11.06.
  • А. Барац. Раскаяние Ишмаэля
  • В. Э. Пашковский. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое руководство для врачей. — СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2006. — 144 с. — ISBN 5-98037-058-7.
  • Полещук А., Свенчицки Л. Иерусалимский синдром – отчет о болезни. Пер. с англ. Н. Д. Фирсовой (2017).
  • Почему верующие туристы иногда начинают считать себя мессиями. 26/03/2012

Источник

Иерусалимский синдром связывают с таким психическим расстройством, как синдром Стендаля. Только в первом случае человек теряет рассудок, попадая на «святую землю», а во втором — созерцая предметы искусства великих мастеров. Механизм развития патологий один и тот же.

Впечатлившись увиденным, человек переживает слишком сильные эмоции, которые приводят к перевозбуждению, ухудшению общего самочувствия и даже бреду. Что еще характерно для иерусалимского синдрома? Как его можно вылечить?

Что это такое

что такое иерусалимский синдром

Иерусалимский синдром — психическое расстройство, которое развивается при посещении святых мест в Иерусалиме. Сопровождается бредом и психозом.

Первым об иерусалимском синдроме в 1930 году рассказал израильский психолог Герман Хайнц. Но симптомы патологии были описаны гораздо раньше — во времена Средневековья. Сделал это путешественник Феликс Фабер.

Яир Бар-Эл

Официальное название заболеванию в 1982 году дал Яир Бар-Эл, работавший в Центре психического здоровья Кфар Шаула. Там с 1980 по 1993 года было замечено, что ежегодно около 100 человек сталкиваются с психотическими проявлениями религиозного содержания. 40 пациентов требовали лечения в больнице.

На сегодняшний день в год в клиники поступает около 60 пациентов с иерусалимским синдромом. Но бывает и так, что не остается свободных мест. Пациентами являются мужчины, которые представляют себя Иисусом Христом, и женщины, думающие, что они — Дева Мария.

Иерусалимский синдром вписан в Международную классификацию болезней. Там он идентифицируется как мания с психотическими симптомами и бредовое расстройство.

Причины и группы риска

причины иерусалимского синдрома

Главная причина развития иерусалимского синдрома — нахождение в Иерусалиме. В необычной для него обстановке чувствительный и эмоциональный человек переживает странные ощущения. Ими он может «заразиться» от окружающих, которые также пребывают на подъеме от увиденного.

Самочувствие ухудшается, если у больного уже диагностировано психическое заболевание. Также иерусалимскому синдрому подвержены те, кто страдает от внутренних конфликтов и проблем, перенес психические травмы.

Еще одной причиной развития иерусалимского синдрома считают исполнение давней мечты о посещении святых мест. Буря ярких эмоций приводит к изменению в поведении и мышлении человека. Не стоит забывать и об усталости. Она становится основанием для эйфории от путешествия.

Что касается группы риска, то в ней находятся чрезвычайно впечатлительные, чувствительные и эмоциональные люди. Сюда же можно отнести тех, кто страстно увлечен какими-либо религиозными идеями.

Примечательно, что синдром развивается и у тех, кто никогда ранее не страдал психическими заболеваниями. Иногда он играет защитную роль, помогает человеку сбежать от реальности, хоть на время забыть о проблемах, несбывшихся мечтах и нереализованных идеях.

Особенно сильно симптомы иерусалимского синдрома заметны у тех, кто в данный момент находится в пограничном состоянии. Что это значит? Люди еще не больны, но у них есть предпосылки для развития той или иной болезни. Обычно они не проявляют агрессию и другие негативные качества. Но при этом ведут себя демонстративно. Часто они высказывают какие-то связанные с религией идеи, которые окружающим кажутся настоящим бредом.

Симптомы

симптомы иерусалимского синдрома

Как сказано выше, некоторые туристы или паломники испытывают чувство небывалой эйфории или восторга, наивысшего наслаждения. И в этот момент они начинают считать себя посланниками свыше, которым уготована особая миссия. И они не только считают так, но и ведут себя соответственно.

Читайте также:  Синдром бас и болезнь бас как лечить сколько живут

В состоянии перевозбуждения человек впадает в религиозный экстаз. Даже если он приехал в Израиль с группой, он стремится уединиться и оградить себя от любых контактов с окружающим миром.

Такие люди сталкиваются с отсутствием аппетита и бессонницей. Иногда они, представив себя мессией, заворачиваются в простыни и идут доносить до окружающих «благую весть».

Другими симптомами иерусалимского синдрома являются:

  1. Желание ходить на экскурсии, любоваться святыми местами в одиночестве.
  2. Надевать на себя священные одежды. Если таковых рядом не оказалось, больной обматывается простыней.
  3. Человек не спит и не ест.
  4. Больной считает себя одним из библейских персонажей.
  5. Появляется религиозный бред.
  6. Чрезмерное возбуждение, но при этом совсем немного эмоций.
  7. Истерика.
  8. Мания величия.
  9. Утрата связи с реальностью.
  10. Проповедование библейских истин.

Самым опасным считается состояние, когда описанные симптомы сочетаются с шизофренией. В этом случае человек испытывает галлюцинации. У него случаются припадки, а иногда даже нарушается двигательная активность.

Классификация

Психологи выделяют 3 типа иерусалимского синдрома.

Тип 1

тип иерусалимского синдрома

Развивается у тех людей, которые едут в Израиль из религиозных побуждений. Условно их можно разделить на несколько видов:

  1. Человек твердо уверен, что он — один из библейских персонажей. Врачи из Израиля рассказывали о пациенте, который считал себя Самсоном, мужчиной, наделенным нечеловеческой силой. И не только считал. В доказательство он пытался вытащить несколько камней из Стены Плача.
  2. Пациенты второго вида имеют идею, политическую или религиозную. Их главная цель — какие-либо действия. Так, например, в 1969 году турист из Австралии хотел сжечь мечеть, чем вызвал серьезные волнения, затянувшиеся на несколько дней.
  3. Третий тип пациентов свято верит в чудесное исцеление в Иерусалиме. Есть версия, что от такого расстройства страдал И. В. Гоголь. Но это не точно.

Люди четвертого вида едут в Иерусалим с мыслью о семье. Специалисты не в силах объяснить, зачем они это делают и что точно побуждает их так часто совершать поездку.

Тип 2

К этой группе относятся люди, иерусалимский синдром у которых развился на фоне расстройств личности или каких-либо идей. Подтвержденных психических заболеваний у них нет. Хотя порой кажется, что обследоваться им все же нужно. Особенно, когда они высказывают странные религиозные идеи.

Чаще всего пациенты такого типа действуют в группе. Редко, когда они одиноки. Именно поэтому группы молящихся в святых местах не вызывают опасений у психиатрических служб.

Тип 3

Это самая интересная форма иерусалимского синдрома. Называется несмешанной или чистой. Встречается очень редко. Развивается у людей, которые раньше от проблем с психикой не страдали.

Представьте ситуацию, когда здоровый, адекватный человек приезжает в Израиль в составе туристической группы. У него нет особых целей.

Поначалу человек испытывает волнение и напряжение. Потом у него возникает навязчивое желание попасть в Иерусалим. Но сделать это он хочет самостоятельно. После поездки ему хочется принять ванну, сделать маникюр, подстричь ногти на ногах. После этих процедур он надевает на себя белую простыню и начинает читать или петь псалмы или другие отрывки из Библии. Более того, в какой-то момент он идет в святые места и призывает окружающих к благочестивому поведению. При этом у него нет галлюцинаций или бреда.

Подобные симптомы иерусалимского синдрома исчезают через неделю. И не всегда это связано с лечением. Синдром проходит так же неожиданно, как и появляется. В большинстве случаев улучшение наступает после отъезда из Иерусалима.

По мнению психиатров, главной причиной развития заболевания этого типа является несоответствие образа Иерусалима, которые представляют себе люди, и того современного города, в который они попадают.

Стоит отметить, что подобные симптомы встречаются у тех, кто побывал в Мекке или Индии.

Диагностика и лечение

нейролептики

Постановка диагноза «иерусалимский синдром» осуществляется на основе проявления вышеописанных симптомов. Другие мероприятия в этом случае не понадобятся.

Лечение иерусалимского синдрома заключается в приеме медикаментозных препаратов и проведении психотерапии. Но в первую очередь человеку нужно покинуть место, где он испытал такие сильные эмоции. Ему нужно снять эмоциональное напряжение. Сделать это помогут и антипсихотические препараты, которые нужно принимать до полного исчезновения симптомов расстройства.

При тяжелом течении патологии назначают такие лекарства:

  • нейролептики для устранения тревоги и страха;
  • седативные препараты.

Некоторые нейролептики вводят внутримышечно или внутривенно в виде капельниц. В последнем случае это необходимо тем, у кого появились истерические припадки, галлюцинации, ступор и бред.

Психотерапия проводится разными способами. Иногда достаточно нескольких личных бесед с пациентом. Главное — найти к нему правильный подход, завоевать доверие, чтобы он высказался, описал все свои переживания и ощущения.

Читайте также:  Шейная дорсопатия с миотоническим синдромом

При лечении иерусалимского синдрома часто используются поведенческие и когнитивные техники. Они помогают уменьшить степень выраженности симптомов и справиться с некоторыми психологическими проблемами, например, чрезмерной тревожностью.

Примеры из жизни

Первый пример иерусалимского синдрома рассказывает о женщине возрастом 62 лет. Ее забрали в больницу сразу из аэропорта, как только она прилетела домой из Израиля. Поездку пришлось прервать раньше времени, поскольку пациентка вела себя слишком возбужденно. У нее часто менялось настроение, она не спала. Плюс ко всему, женщина, казалось, помешалась на чистоте. Был случай, когда она вылизывала пол в гостинице. А во время экскурсии предлагала людям выпить воды, утверждая, что это вино. В конце концов, она решила, что одержима и сильно ударила себя в живот.

По мнению врачей иерусалимский синдром был спровоцирован стрессом. За несколько месяцев до поездки пациентка узнала, что ее сын развелся с женой. В совокупности все факторы вызвали такие неприятные симптомы, как излишняя разговорчивость, переменчивость в настроении, раздражительность, религиозный бред и бред в отношении супруга, а также священника, который сопровождал пару на протяжении всей поездки.

Дополнительное обследование (ЭКГ и КТ головного мозга) никаких патологий не обнаружило. Первые 3 дня женщине вводили лекарства внутримышечно, позже — в виде таблеток. Со временем, видя неэффективность назначенного лечения, одно лекарство заменили другим по той же схеме. Состояние пациентки сразу стало лучше.

Больную выписали через месяц после полного выздоровления. Она адекватно воспринимала себя и реальность, осознавала наличие болезни и была готова выполнять предписания врача. После этого случая супруги решили больше никогда не посещать места религиозных святынь.

Второй пример иерусалимского синдрома касается сорокалетнего мужчины. Назовем его Майком. Он изменился сразу после того, как отпраздновал свой юбилей. До этого дня его жизнь была вполне обычной и, можно сказать, счастливой. Для своего возраста он отлично выглядел, имел хорошую работу, был женат на любимой и любящей женщине. По крайней мере, ему так казалось.

Но в один миг все рухнуло. Жена сказала, что больше не любит и ушла. А через несколько дней оказалось, что на работе возможно сокращение. Не понимая, что делать дальше, мужчина начал ходить в церковь. Сначала он это делала раз в неделю, а потом каждый день. В один из дней он как обычно читал Библию и вдруг заметил, что раз за разом натыкается на одно и то же слово — Иерусалим. Майк не был суеверным человеком. Но в том, что случилось, увидел знак свыше. Поэтому через неделю он уже летел в самолете в Израиль.

По прибытии в Иерусалим мужчина отправился в Старый Город. Там он посетил Храм Гроба Господня и наконец-то понял, что же позвало его в этот город.

В один из дней Майк с утра пошел в церковь помолиться. Занятие настолько увлекло его, что он оставался там весь день до тех пор, пока священник не попросил покинуть здание. Дома он никак не мог уснуть, потому что в голове звучал странный голос. Он был похож на вибрации. Майк решил, что, если они исходят с правой стороны тела, то с ним разговаривает Святой Дух, а если с левой — Иисус Христос.

Голоса велели Майку не есть и не пить 40 дней. Что он и делал. Плюс ко всему, он перестал мыться. Его соседи по хостелу первыми забили тревогу. Мужчина очень изменился внешне. Он похудел, от него исходил неприятный запах. Он стал дерганным и раздражительным. А еще у него были галлюцинации.

Майк решил, что он — Мессия. Понимая, что так дальше продолжаться не может, управляющий вызвал врача-психиатра.

Профилактика и прогноз

Как таковых профилактических мер не существует. Вы ведь не можете быть уверенными в том, что у вас не появится иерусалимский синдром. Поэтому во время путешествия оставайтесь спокойными. Сохраняйте положительный настрой, не впадайте в истерику. Если вы слишком чувствительны и эмоциональны, заранее выпейте успокоительное.

Прогноз при заболевании иерусалимским синдромом почти во всех случаях более, чем благоприятный. Симптомы исчезают, а человек возвращается к привычному образу жизни.

Заключение

Иерусалимский синдром — редкое, но очень интересное заболевание. Оно возникает в тот момент, когда человек попадает в Израиль, в частности, в Иерусалим. На 100% защититься от него невозможно. Просто попытайтесь не принимать все слишком близко к сердцу.

Источник